Как быстро выучить конституционное право

Обновлено: 04.07.2024

зам. директора Городского методического центра

Департамента образования города Москвы,

методист Городского методического центра

Департамента образования города Москвы,

Урок окружающего мира в 3–4-х классах

Цель учителя: организовать деятельность детей по ознакомлению их с правами, свободами и обязанностями граждан Российской Федерации.

Планируемые результаты обучения, на достижение которых направлен урок:

• формирование у учащихся основ российской гражданской идентичности;

• развитие у младших школьников чувства гордости за свою страну;

• принятие детьми основных норм гражданского общества;

• использование учащимися речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

• овладение школьниками логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;

• готовность учеников слушать собеседника и вести диалог;

• сформированность у младших школьников уважительного отношения к России;

• освоение детьми элементарных правил нравственного поведения в мире людей.

Оборудование: презентация, интерактивная доска или компьютер с подключением к Интернету, раздаточный материал, листы бумаги формата А3, ножницы, клей, фломастеры.

Формы работы: фронтальная (в начале урока), групповая или парная (при выполнении практического задания).

1. Введение в тему урока

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок посвящен очень важной теме, мы познакомимся с главным документом нашей страны, узнаем, из каких частей состоит Россия, ознакомимся со своими правами и обязанностями.

Учитель может обсудить с детьми следующие вопросы:

• Как называется документ, о котором пойдет речь?

• Почему на интернет-странице, содержащей текст Конституции Российской Федерации, использован Герб Российской Федерации?

• Когда был принят текст действующей Конституции?

• Кем (каким образом)?

Важно попросить детей рассказать все, что они знают о Конституции РФ, дополнить эту информацию, сообщить, что днем принятия Конституции РФ является день всенародного голосования 12 декабря 1993 г.

Справка для учителя

Конституция Российской Федерации – основной закон Российской Федерации. Он имеет высшую юридическую силу, действует на всей территории нашей страны. В Конституции прописаны основные принципы устройства общества и государства, определены субъекты государственной власти, механизм ее осуществления, закреплены охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

В истории Российской Федерации было несколько Конституций. Первая была принята еще в 1918 г., а последняя – 12 декабря 1993 г. по результатам всенародного голосования (референдума). Эта дата является одним из самых значимых государственных праздников России.

2. Федеративное устройство в России

Прежде чем говорить с детьми о значимости всенародно принятого документа, можно спросить учеников:

• Как называется наше государство? (Российская Федерация, Россия.)

• Почему в названии документа использовано название государства?

Учитель: Ребята, посмотрите на карту России, представленную на экране проектора. Здесь обозначены все субъекты Российской Федерации и показан их полный список. Итак, в состав нашего государства входят 20 республик, 9 краев, 46 областей, 1 автономная область, 4 автономных округа и 2 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург).

(Учащиеся читают указанный пункт Конституции РФ. Можно также прочитать совместно с детьми статью 4 и рассказать, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (п. 1, ст. 59 Конституции РФ).)

3. Структура и содержание Конституции Российской Федерации

Можно обратить внимание детей на особенности текста Конституции РФ. Еще не читая ни одной строчки документа, детям можно предоставить возможность предположить, каким должен быть тип текста (деловой), какая лексика может употребляться в Конституции РФ (специальная). Эту часть работы следует выполнять динамично, не вдаваясь в подробности, только отмечая особенности.

Далее следует ознакомить школьников с четкой структурой Конституции РФ. Документ содержит 2 раздела; раздел 1 включает 9 глав, каждая глава состоит из нескольких статей. Каждая статья может содержать от одного до нескольких пунктов. Знание структуры документа позволяет быстро находить необходимые сведения, а при использовании текста документа (т. н. цитировании) нужно указывать номера пункта, статьи и название документа.

Ученики: Это пункт 1 статьи 81 главы 4 первого раздела Конституции Российской Федерации.

Далее можно спросить детей о том, в какой главе, на их взгляд, могут содержаться следующие положения:

Содержание указанных глав не надо читать, следует только обратить внимание учеников на верное или неверное предположение. Можно сразу проверять версии детей с помощью активных названий глав Конституции.

С целью перехода к следующему виду работы можно предложить детям определить главу, содержащую самое большое количество статей.

Справка для учителя

Права и свободы человека – совокупность социально-политических, экономических и иных норм, определяющих фундаментальные основы демократического и гуманистического статуса личности, ее взаимоотношения с другими людьми, обществом и государством, неотъемлемые свободы и права людей, присущие им от рождения.

В Конституции говорится не только о правах человека и гражданина, но и о его обязанностях.

Ключевые слова для поиска по тексту главы 2 Конституции РФ: Отечество (ст. 59), образование (ст. 43), жизнь (ст. 20), отдых (ст. 37), каждый гражданин.

Дальнейшее изучение прав и свобод происходит при выполнении практического задания.

5. Практическая работа учащихся

Практическая работа может быть выполнена в парах или в группах.

Формы представления результатов работы могут быть разнообразны: стенная газета, дайджест, презентация, альбом, защита проекта и т. д. Выставка работ может быть расположена в вестибюле образовательной организации и сопровождаться списком ссылок на ряд официальных сайтов, на которых ученики и их родители могут ознакомиться с текстом Конституции РФ и другими документами и материалами.

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

1. Понятие и предмет конституционного права

Конституционное право – комплексная отрасль права, являющаяся основой правовой системы любого государства. В то же время эта отрасль сравнительно молода. Свое начало она берет с эпохи буржуазных революций в Европе нового времени, когда окрепшая буржуазия стремилась законодательно закрепить свои права на фоне угасания абсолютизма.

Конституционное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере установления конституционного строя, реализации прав и свобод человека и гражданина, федеративного устройства, формирования и функционирования основных органов государства и местного самоуправления.

Таким образом, основными для конституционного права РФ являются следующие вопросы:

1) основы конституционного строя РФ;

2) права и свободы человека и гражданина;

3) федеративное устройство РФ;

4) Президент РФ, его статус, полномочия и порядок замещения должности;

5) Федеральное Собрание РФ, его состав и полномочия;

6) Правительство РФ, его функции и порядок формирования;

7) судебная власть в РФ и органы надзора за соблюдением законов;

8) местное самоуправление в РФ;

9) конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Конституционное право опирается на международные договоры РФ, его нормы имеют приоритет над любыми другими нормами. В случае противоречия между нормами Конституции РФ и другими нормами национального права действуют нормы Конституции РФ, что определяет ее высшую юридическую силу.

Все законы и другие нормативные акты должны приниматься в соответствии с Конституцией РФ, что показывает ее верховенство.

Конституционное право – комплексная отрасль права, поскольку может быть применено практически во всех сферах общественных отношений, регулирование которых правовыми методами в принципе возможно.

Конституционное право закладывает основы таких отраслей права, как гражданское право (свобода экономической деятельности, признание равенства всех форм собственности – ст. 8 Конституции РФ), уголовный процесс (ограничение тайны переписки на основании судебного решения – ст. 28), семейное право (материнство и детство находятся под охраной государства – ст. 38), право социального обеспечения (каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту – ст. 39) и др.

Конституционное право содержит также нормы, характерные лишь для этой отрасли (нормы, посвященные системе органов государства, Конституционному Суду РФ и др.).

Таким образом, конституционное право является самостоятельной отраслью права.

Основным источником конституционного права является Конституция РФ (Основной Закон), принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., федеральные конституционные законы, федеральные законы и международные договоры РФ также могут содержать нормы конституционного права.

Особенности конституционного права:

1) комплексная отрасль права;

2) несмотря на прямое действие Конституции РФ, ряд норм нуждаются в дополнительной правовой регламентации;

3) приоритет в системе национального права;

4) особая система контроля за соблюдением Конституции РФ;

5) наличие значительного количества декларативных положений и др.

Конституционное право как любая отрасль права состоит из подотраслей, институтов и субинститутов. В качестве подотрасли выделяется, например, парламентское право.

Институтами конституционного права являются такие институты, как институт президентства, институт импичмента и др.

Различают конституционное право РФ как отрасль права, науку и учебную дисциплину.

2. Источники конституционного права

Источник права – это субстанция, содержащая норму отрасли права. Источники могут быть письменные и устные.

Источники конституционного права отличаются большим многообразием, однако ведущую роль в их системе занимает Конституция РФ.

Среди источников конституционного права выделяют следующие.

2. Международные договоры РФ. В соответствии с Конституцией РФ международные договоры РФ являются частью ее правовой системы, а в случае противоречия между законодательством РФ и международным договором действуют правила международного договора. Это определяет особую важность международного договора как источника российского права. Однако при этом следует иметь в виду, что все без исключения международные договоры должны соответствовать Конституции РФ, на предмет чего они исследуются во время проведения ратификации. Особо важны такие международные документы, как Декларация прав и свобод человека, Пакт о гражданских и политических правах и другие, послужившие основой для международного статуса личности и обязательные для исполнения повсюду. В случае нарушения указанных документов срабатывает механизм международного контроля. Так, каждый гражданин РФ, если он исчерпал меры правозащиты в РФ, может обратиться за международной защитой в специально предусмотренные для этого международные органы (например, в Европейский суд по правам человека, решения которого обязательны для государства-ответчика).

3. Федеральные конституционные законы РФ. Федеральный конституционный закон РФ – это правовой акт, обладающий особым статусом в системе законодательства РФ, перед которым стоят специальные задачи. Главное отличие их от федерального закона в том, что основанием для принятия федеральных конституционных законов является специальное указание на то Конституции РФ в случае, если ее нормы нуждаются в дополнительной регламентации. Процедура принятия федеральных конституционных законов, по сравнению с федеральными, значительно усложнена, что гарантирует относительную стабильность конституционного права. В соответствии со ст. 137 Конституции РФ изменения в ст. 65 Конституции РФ вносятся на основании федерального конституционного закона.

4. Общепризнанные принципы международного права. Это такие принципы, как разделение властей, неприкосновенность личности, и другие, независимо от того, закреплены они в каком-либо акте или нет. Такие принципы вырабатываются в результате многолетней практики международных отношений и связаны с деятельностью таких международных организаций, как ООН.

6. Указы Президента РФ призваны восполнять пробелы в праве.

7. Акты Правительства РФ.

8. Конституции республик в составе РФ, Уставы других субъектов РФ.

3. Конституция РФ как источник конституционного права

Конституция РФ принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., явилась логическим завершением конституционной реформы.

Начало этой реформы связано с образованием на первом Съезде народных депутатов РСФСР в 1990 г. Конституционной комиссии.

Основанием проведения реформы явился тот факт, что действующая в то время Конституция 1987 г. перестала соответствовать современным реалиям.

В 1993 г. Президентом было созвано Конституционное совещание, состоящее из пяти рабочих групп. На их рассмотрение было вынесено несколько проектов, в результате был принят за основу президентский проект.

Текст Конституции начинается с преамбулы, содержащей декларативные положения от имени народа.

Конституция РФ состоит из двух разделов, первый из которых содержит 9 глав:

1) Основы конституционного строя (ст. 1–16);

2) Права и свободы человека и гражданина (ст. 17–64);

3) Федеративное устройство (ст. 65–79);

4) Президент РФ (ст. 80–93);

5) Федеральное Собрание (ст. 94–109);

6) Правительство (ст. 110–117);

7) Судебная власть (ст. 118–129);

8) Местное самоуправление (ст. 130–133);

9) Конституционные поправки и пересмотр Конституции (ст. 134–137).

Конституция РФ является Основным законом РФ, хотя такой пометки в тексте Конституции РФ нет, в отличие от ее зарубежных аналогов. Конституция РФ обладает верховенством по отношению ко всем прочим законам и нормативным актам, которые должны в свою очередь соответствовать положениям Конституции РФ (в случае противоречия нормы закона и Конституции РФ применяется норма Конституции РФ, если Конституция РФ не предусматривает иное) и высшей юридической силой.

Некоторые положения Конституции РФ требуют официального истолкования, поскольку могут быть трактованы неоднозначно. Официальное толкование Конституции РФ дается в постановлениях Конституционного Суда РФ, являющегося высшим судебным органом, обладающим компетенцией по разъяснению конституционных норм.

По своей структуре и содержанию Конституция РФ довольно близка к традиционным конституциям развитых демократических стран мира.

4. Соотношение конституционного и других отраслей права

Конституционное право – ведущая отрасль российского права. Конституционное право является комплексной отраслью. Этими двумя положениями определяется положение конституционного права в системе российского законодательства.

Конституционное право тесно связано с другими отраслями права, так как закладывает основы правовой системы государства. В Конституции РФ заложены как основные положения специальных отраслей, так и некоторые общеправовые принципы, являющиеся универсальными.

Конституционное право содержит принципы таких отраслей права, как:

1) гражданское право (свобода экономической деятельности, признание равенства всех форм собственности – ст. 8 Конституции РФ);

2) земельное право и природоресурсное право (земля и природные ресурсы могут находиться в частной собственности – ст. 9);

3) уголовный процесс (ограничение тайны переписки на основании судебного решения – ст. 28);

4) семейное право (материнство и детство находятся под охраной государства – ст. 38);

5) право социального обеспечения (каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту – ст. 39);

6) жилищное право (каждый имеет право на жилище – ст. 40);

7) медицинское право (право на охрану здоровья и медицинскую помощь – ст. 41);

8) экологическое право (право на благоприятную экологическую среду – ст. 42);

9) налоговое право (каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы – ст. 57);

10) военное право (защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина – ст. 58);

11) муниципальное право (органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью – ст. 132) и других отраслей.

Поэтому конституционное право называют комплексной отраслью. Любые изменения в Конституции могут повлечь глобальные изменения в целом ряде специальных отраслей.

Конституция РФ явилась проводником судебной реформы в РФ, итогами которой является появление таких документов, как Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и др.

Однако нельзя сводить конституционное право к набору тезисов специальных отраслей. Конституция РФ содержит также нормы, характерные лишь для этой отрасли.

Таковы нормы Конституции о выборах Президента РФ, выборах в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, о разделении властей на исполнительную, законодательную и судебную, полномочиях Конституционного Суда РФ, конституционных поправках и пересмотре Конституции РФ, совместной и исключительной компетенции Российской Федерации и субъектов.

Конституционное право тесно связано с международным публичным правом, поскольку субъектом правоотношений и там и там может выступать Российская Федерация, имеется и общее правовое поле (например, права иностранных граждан).

С принятием Конституции РФ некоторые отрасли существенно преобразились, а некоторые и вовсе впервые были выделены в самостоятельные (например, муниципальное право). Изменился взгляд и на правопонимание и правоприменение.

В свою очередь специальные отрасли также оказывают влияние на конституционное право, однако оно существенно ограничено верховенством Конституции РФ, что, в принципе, следует признать правильным.

5. Принципы конституционного права

Принципы права – основополагающие, исходные начала права, определяющие его направленность и содержание. Различают общеправовые, межотраслевые и отраслевые.

Поскольку конституционное право является системообразующей основой для всей системы российского права, доминирующее положение в нем занимают общеправовые принципы (демократия, законность, справедливость, гуманизм).

К числу конституционных принципов относятся:

3) разделение властей;

4) государственный суверенитет РФ;

7) верховенство Конституции РФ;

8) равенство граждан перед законом и судом;

9) равноправие граждан.

Народовластие (демократия) означает, что носителем суверенитета и источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 3 Конституции РФ). Преамбула Конституции РФ написана от имени народа России.

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Референдум и выборы проводятся в соответствии с законодательством РФ. Народовластие осуществляется как в сфере государственного управления, так и в сфере местного самоуправления. Народовластие обеспечивается совокупностью политических прав.

Никто не может присваивать себе власть в РФ. Захват власти и присвоение властных полномочий преследуются по закону.

Суверенитет РФ означает, что РФ – независимое государство, самостоятельно решающее свои внутренние вопросы. Вмешательство во внутренние дела РФ извне недопустимо. Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. Регулирование вопросов, касающихся территории, осуществляется законодательством РФ. Споры о принадлежности территории между государствами решаются договорным путем.

Верховенство Конституции РФ означает, что все нормативные акты независимо от статуса издавших их органов должны соответствовать Конституции РФ как Основному Закону. В случае противоречия между нормами Конституции РФ и другого закона действуют нормы Конституции РФ. Вопросы принадлежности территории какому-либо государству решаются договорным путем.

Территория РФ целостна и неприкосновенна.

Принцип равенства граждан перед законом и судом означает, во-первых, наличие общего для всех общегражданского статуса и, во-вторых, отсутствие дискриминации, которая запрещается в какой-либо форме. В РФ запрещена дискриминация по половому, национальному или какому-либо другому признаку. Закон имеет одинаковый смысл для всех, а его нарушение влечет одинаковую для всех ответственность.

Принцип равноправия граждан означает наличие равного количества прав у всех граждан по закону. Этот принцип предполагает не фактическое, а юридическое равенство.

Гласность реализуется путем обязательного опубликования текста закона для всеобщего ознакомления. Все законы, издаваемые в РФ, должны быть опубликованы в определенном порядке и в определенный срок в официальных изданиях.

6. Субъекты конституционного права

Субъект права – это лицо или группа лиц, способные вступать в общественные отношения определенного вида, наделенные совокупностью прав и обязанностей.

Субъектами конституционного права являются физические лица и организации. Физические лица – это граждане, иностранцы, лица без гражданства, находящиеся на территории РФ.

К организациям относятся государство, государственные органы, общественные образования, хозяйственные объединения (юридические лица).

Перечень субъектов конституционного права весьма широк, поскольку конституционное право охватывает очень большую группу отношений, где задействованы самые различные субъекты. Это отношения по формированию органов государственной власти, защите основных прав и свобод человека и гражданина, разграничению полномочий РФ и субъектов РФ и многие другие.

Классифицировать субъекты конституционного права можно по следующим основаниям:

1) государственные и негосударственные образования;

2) индивидуальные и коллективные субъекты.

К государственным (публичным) субъектам относятся Российская Федерация – ее субъекты, органы государственной власти РФ.

К негосударственным субъектам относятся общественные объединения, политические партии, религиозные группы и т. д.

К субъектам конституционного права относятся:

1) Российская Федерация (Россия) – суверенное государство, проводящее в пределах своей территории, а также в отношении своих граждан определенную политику. Россия обладает собственной правовой системой, определенной компетенцией в отношении населения РФ, субъектов РФ, монополией на издание законов и т. д.;

2) субъекты РФ, которые являются относительно автономными государственно-территорриальными или территориальными образованиями;

3) Президент РФ является главой государства и обладает широкими управленческими функциями. Глава государства выступает как официальный представитель народа, это определяет его место в системе государственной власти;

4) Правительство РФ осуществляет в РФ исполнительную власть и состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров;

5) Государственная Дума Федерального Собрания РФ состоит из 450 депутатов, избирается сроком на четыре года и является законодательным органом РФ;

6) Совет Федерации состоит из представителей субъектов Российской Федерации, избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей;

7) депутаты Государственной Думы РФ;

8) члены Совета Федерации РФ;

9) суды в РФ представлены судами самого различного уровня и наделены различной компетенцией, общим является то, что их функцией является отправление правосудия;

10) органы местного самоуправления и муниципальные образования в РФ самостоятельны в осуществлении своих функций;

11) народ РФ является носителем государственного суверенитета РФ, единственным источником власти, осуществляет свою власть непосредственно или через государственные органы;

12) общественные объединения являются негосударственными образованиями, в РФ гарантируется свобода объединений. Общественные объединения неподотчетны государственным органам и независимы от государства;

13) граждане РФ являются полноценными участниками конституционных правоотношений, приоритет прав и свобод граждан гарантирован Конституцией РФ;

14) лица без гражданства по общему правилу в правах лица без гражданства, лица с двойным гражданством и иностранцы приравниваются в своих правах к гражданам (национальный режим), за исключением политических прав;

15) лица с двойным гражданством;

16) беженцы пользуются наряду с вынужденными переселенцами защитой РФ;

17) вынужденные переселенцы;

18) иностранцы;

19) лица, которым предоставлено политическое убежище, пользуются особой защитой РФ.

Автор: Анастасия Федорина

Всего в КИМе по обществознанию 25 заданий .

В первой части — 16 заданий, во второй — 9 заданий с развёрнутым ответом. На экзамен отводится 3,5 часа.


Самое сложное в обучении — неизвестность пути. Мы составили план из 14 шагов, которые помогут подготовиться к ЕГЭ по обществознанию, даже если вы только начали.


Шаг 0. Поставить цель

  • Подготовиться к ЕГЭ по обществознанию и сдать его на 100 баллов;
  • Поступить в тот самый вуз на специальность мечты;
  • Уехать учиться в другой город.

Каждый раз, когда учиться будет сложно, вспоминайте свою цель и представляйте момент, в который она будет достигнута!

Шаг 1. Изучить кодификатор

Кодификатор от ФИПИ — это перечень необходимых навыков и тем, которые должен знать школьник по предмету. Он помогает подготовиться к ЕГЭ и ничего не забыть.

Кодификатор по обществознанию выглядит так — 👇


Всё, что нужно, — выписать темы из кодификатора и превратить их в план обучения на весь период подготовки, разбить его на месяцы, недели. Например, всего Даше нужно выучить 50 тем, значит в месяц по 10 тем, в неделю по две–три .

‼️ ВСЕ задания на ЕГЭ по обществознанию будут связаны с темами, указанными в кодификаторе — ничего нового!

Шаг 2. Изучить пробный вариант ЕГЭ по обществознанию 2022 и систему оценивания

Врага надо знать в лицо, поэтому второй важный шаг в подготовке к ЕГЭ — изучить пробные варианты , демоверсии, и систему оценивания каждого задания, которой будут пользоваться преподаватели при проверке Дашиной работы.

План такой: решить пробный вариант , сверить результат с правильными ответами, поставить себе балл. Таким образом вы оцените свои знания на начальном этапе и примерно поймёте, сколько работы предстоит проделать.

Шаг 3. Выбирать релевантные способы подготовки

Примерно так чувствует себя Даша, которая не знает, нужен ли ей репетитор👇


Можно ли самостоятельно готовиться к ЕГЭ по обществознанию? В теории — да. Как и ко всем остальным экзаменам. Но структура ЕГЭ по обществу подразумевает развёрнутые ответы, которые обязательно должен проверять школьный учитель или дополнительный преподаватель. Поэтому многие одиннадцатиклассники готовятся с репетиторами или учатся на курсах — там они не только получают план обучения, но и обратную связь.

Например, на нескучных курсах подготовки к ЕГЭ в Вебиуме за семь месяцев можно отработать все темы ЕГЭ с весёлыми преподами, интересными домашками и личным наставником. Можно выбрать и ускоренный курс подготовки или спецкурсы по отдельным темам .

Шаг 4. Решать тесты из открытого банка заданий или пробников

Практика, практика и ещё раз практика!

Пока сложно читать графики? Не понятно, где изображена кривая спроса, а где — предложения? Вообще не понятно, что это значит? Не проблема! Даже сложное с первого взгляда задание станет понятным, если прорешать его много раз.


Решение заданий — самый верный путь к тому, чтобы получить 100 баллов за ЕГЭ.

💡Лайфхак для Даши — записывать задания, на которые она дала неправильный ответ. Так в следующий раз она с большей вероятностью ответит правильно на похожий вопрос.

Наша подборка пробников поможет проверить свой уровень знаний и степень готовности к ЕГЭ. Такая структура заданий встретится на реальном экзамене, поэтому можно набить руку, решая типовые тесты.

Шаг 5. Решать тесты на время

Засекайте время, которое уходит на решение заданий, и старайтесь с каждым разом уменьшать его, чтобы на экзамене не переживать, что ничего не успевается.

Шаг 6. Выписывать новые термины

Много ошибок на ЕГЭ по обществознанию связано с незнанием терминов, поэтому на экзамен важно прийти с хорошей теоретической базой.

Если вы хорошо знаете терминологию, то сможете решить много заданий, даже не зная всей темы полностью.

💡 Лайфхак для Даши — записывать термины на карточки: слово с одной стороны, определение — с другой. Каждый день вытягивать несколько карточек, читать термин, давать ему определение своими словами, а потом переворачивать карточку на другую сторону и проверять себя.

Шаг 7. Использовать метод ассоциаций

Если термины сложно запомнить, можно использовать интересные ассоциации. Как это работает, показывает Валерия Энгельс, преподаватель общества в онлайн-школе Вебиум, в нашем видео .

Задача: нужно запомнить формы познания.

  1. Зазубрить и всё забыть.
  2. Придумать прикольное сравнение и легко запомнить.

Шаг 8. Вести конспекты тем

Пока Даша учит новые темы, ей нужно не забывать про старые. Чтобы не перечитывать длинные параграфы заново, полезно записывать главные мысли из темы в конспект , а потом заглядывать туда, чтобы повторять материал.

Шаг 9. Изучить Конституцию

Некоторые задание в КИМе связаны с этим документом, поэтому его нужно знать и понимать. Разложить всё по полочкам поможет наша Шпаргалка по Конституции РФ для ЕГЭ по обществознанию .

Шаг 10. Научиться решать новые задания повышенной сложности

Хорошая новость: в КИМах 2022 не будет мини-сочинения ! Вместо него будут два задания в формате:


В задании 24 вас попросят составить развёрнутый план на одну из тем.

В задании 25 проверяют логическое мышление, развитость кругозора на все темы обществознания — здесь должны быть применены знания теории из учебника и умение обосновать свою точку зрения.

Шаг 11. Изучить основные ошибки, чтобы не допустить их на дне Х

На ЕГЭ по обществознанию школьники чаще всего допускают такие ошибки:

  1. Путают понятия, из-за чего дают неверный ответ.
  2. Делают математические ошибки в заданиях с цифрами.
  3. Не знают названий органов власти и их функционала.
  4. Путаются в теме налогообложения и наказаний.
  5. Неправильно распределяют время на экзамене.
  6. Сдают работу без проверки.

💡 Лайфхак для Даши — существуют методические рекомендации для учителей , подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2021 года. Их полезно изучить и школьникам — там есть ответы на частые вопросы по заданиям.

Шаг 12. Постоянно решать тестовые варианты

Шаг 13. Следить за новостями

Шаг 14. Выделить месяц на повторение

Оставьте месяц перед ЕГЭ по обществознанию только для повторения пройденного материала. Это будет временной запас, который позволит не переживать о том, что вы что-то не успеете выучить.




Полина Морозова, стобалльница ЕГЭ по обществознанию, рассказывает, как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию, чтобы сдать его на 100 баллов

На самом деле, я даже сейчас не понимаю, что такое серьёзно готовится к экзаменам. Моя подготовка происходила в самых разных условиях. Мне до сих пор кажется, что я не так много и готовилась, хотя готовилась я много. Если в 10 классе я просто делала домашнее задание по обществознанию и читала школьный учебник, то в 11 классе я занялась серьёзной подготовкой лишь после зимы. Пахать начала с мая.

Последние два месяца перед экзаменами я пахала с утра до ночи. Спала часа по четыре. Если честно, больше всего времени я уделяла истории. А на обществознание иногда делала передышки. То есть, где-то в мае я пахала две недели не прерываясь и не выходя из дома. Повторяла весь кодификатор. Каждую тему я проходила, наверное, по три–четыре раза в общей сложности. Большую часть июня я так же не выходила из дома и решала, решала…

Ощущение того, что ты не знаешь, что тебе выпадет, и что ЕГЭ — это лотерея, к которой надо быть готовым. Не знаешь, как сдашь ты сам, как сдадут остальные люди, можно рассчитывать лишь на приблизительные баллы.

Я думаю, мне в подготовке к ЕГЭ помогли критическое мышление и постоянное чувство того, что я ничего не знаю. С каждым разом углубляясь в какую-либо тему, я понимала, как мало я знаю и как много мне ещё надо выучить. Это была постоянная погоня и огромная критика к самой себе.

Всем, кому только предстоит столкнуться с ЕГЭ, я бы хотела дать несколько советов:

Главное в подготовке к ЕГЭ по обществознанию для Даши и всех, кто читает эту статью, — поверить в себя! Сделать это помогут единомышленники и друзья, которых можно найти в комментариях ниже. Напишите, из какого вы города, в какой университет хотите поступать, на сколько баллов хотите сдать экзамен.

Кто-то из комментирующих живёт в вашем городе, хочет поступать в один университет с вами? Может, он просто вам понравился и вы хотите готовиться к экзамену вместе? Дружите, общайтесь, сдавайте экзамен на 100 баллов!😀

"Быстро выучить что-нибудь" (пдд, таблицу умножения, иностранный язык и тд) - довольно частая задача для многих людей. Я уже как-то писал, что хорошая память дает преимущество во многих ситуациях. Ну да этот тезис и не требует доказательств.

Ну-с, к делу. Сегодня у нас на повестке дня - способ моего изобретения (большей частью, но, конечно, с опорой на известные методы мнемотехники), как быстро выучить закон или другой структурированный текст. Способ подходит и для обычного запоминания учебного материала, но изначально он задумывался именно для законов, потому что позволяет довольно легко запоминать не только смысл текста (что обычно требуется от учеников), но и порядок сведений - статей закона.

Это делается в несколько шагов.

1. Выбираем главный опорный образ. Лучше всего - предмет из вашего окружения в комнате. Например, это будет ДИВАН. Теперь его связываем с главой закона, которую будем запоминать. Нужно создать устойчивую ассоциацию между образом дивана и вашим образным восприятием главы закона, которую вы собираетесь выучить.

Пояснение: Образ - диван. Запоминаем 3 главу Конституции "Федеративное устройство". Все очень просто: представляем себе диван, на который наброшена большая карта России, на которой четко видны границы между областями, краями, республиками. На этом фоне можно представить еще и тройку (номер главы закона), но обычно запоминается и так. Теперь, если вы представите диван, то название главы само по себе всплывет в памяти.

2. Прикидываем нужное нам количество опорных образов для запоминания смысла статей. 1 статья=1 образ.
3 глава Конституции заканчивается на 79 статье, итого 14 образов.

3. Теперь нам нужны эти образы для запоминания статей. Делаем так: выделяем в образе 3 части, которые станут первыми опорными образами.
Ну например: ручка, покрывало на диване, ножка дивана.

4.Остальные образы достраиваем, применив чуть чуть фантазии. Знаете, есть такая игра в ассоциации? Поиграем чуть-чуть.

Деревянная ручка дивана - у меня в воображении всплывает деревянный меч, потому что в детстве я орудовал такой ручкой на манер холодного оружия=))). Деревянный меч - ну, за ним и железный меч - а с мечом что? Правильно, рыцарь!А еще у рыцаря есть копье! Итак, мы получили цепочку ручка - деревянный меч - железный меч - рыцарь - копье. Несложно, правда? И мы запомним это раз и навсегда, без всяких усилий, так как придумали самостоятельно.
С покрывалом и ножкой поступаем также - на каждое начало ассоциативного ряда выучиваем (минутное дело) еще 4.

5. Итак, у нас есть 15 образов. Приступаем к запоминанию статей.

Статья 65. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации. (большая статья, нужно запомнить только что в ней говориться о составе РФ) Ключевое слово - состав. Его, а также цифру 65 нужно уже знакомым нам способом "привязать" к опорному образу - деревянной ручке. Состав - например, химический состав, (зеленая жидкость в пробирке). Лучше брать СВОИ СОБСТВЕННЫЕ АССОЦИАЦИИ. Итак, ярко представляем: пробирка лежит на ручке дивана, а еще на ручке выцарапана цифра 65.

Однако в статье 65 есть еще маленькая часть 2: Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Нужно запомнить "принятие" и "федеральный закон". На той же ручке дивана представляем, принятие (рука берет предмет) и обложку закона. Зафиксируйте это в памяти.

6. Остальные статьи запоминаем подобным образом, только номер статьи запоминать необязательно - вы легко сможете его вычислить по месту опорного образа.


В чем преимущество такого метода? Позволяет ли он быстро выучить любой закон? Человеку, далекому от мнемотехники он может показаться чрезмерно сложным, но это не так.


Гораздо легче запоминается информация, данная в виде образов, а не слов. Попробуйте. В любом случае, такой способ заучивания закона разнообразит вашу работу над текстом, отвлечет и позволит взглянуть на закон по-новому. Это уже не так мало, не правда ли?

Возможно, вам придется потренироваться, чтобы видеть яркие образы. Но в любом случае они очень вам помогут, если вы собираетесь выучить закон не просто быстро, а надолго. Образы станут вашими "верстовыми столбами" и позволят легко вспомнить смысл, который вы заучивали несколько лет назад. Просто с образами-картинками наш мозг работает на протяжении всей эволюции, а со словами - жалкие несколько десятков тысяч лет.

В общем, вот мой метод о том как можно быстро выучить закон или другой структурированный текст. Да, а зачем может потребоваться быстро выучить закон? Ну, например, вы сдаете экзамен на знание тех же ПДД - там все еще легче, так как многие статьи правил дорожного движения легко представить в виде картинок. Или (тьфу-тьфу-тьфу) готовитесь к суду. Или учитесь в юридическом вузе. Или читали мой пост "зачем нужно знание законов" (как-то не так называется, но идея такая))

Удачи! Оставайтесь на связи!


P.S. Возможно, в статье не удалось все отобразить совершенно понятно, так что в случае чего - обращайтесь в коменты.

Еще об успехе и карьере на сайте Путь лидера . Заходите, там вам рады!

Конституция

Конституция РФ — Основной закон Российской Федерации, обладающий высшей юридической силой, определяющий основы государственного строя, организацию государственной власти, отношения гражданина и государства.

Действующая в РФ Конституция была принята 12 декабря 1993 года на референдуме — всенародном голосовании.

1 июля 2020 г — приняты поправки к Конституции.

Отличие Конституции от других правовых актов

  • Имеет основополагающий характер, то есть учреждает государство. Она регулирует широкую наиболее важную сферу отношений в обществе, затрагивающих интересы всех членов общества.
  • Характеризуется верховенством, то есть распространяется на всю территорию государства. Граждане, государственные органы, общественные организации обязаны её соблюдать, подчиняться её требованиям.
  • Обладает высшей юридической силой — то есть все нормативно-правовые акты должны её соответствовать. Конституционные нормы первичны по отношению к другим правовым нормам.

Признаки Конституции.

  • . Верховенство — занимает первое место в иерархии нормативных актов России.
  • Высшая юридическая сила — Конституция обязательна для всех граждан, организаций и государственных органов, все другие нормативные акты не должны ей противоречить.
  • Прямое действие – нормы Конституции действуют без учреждения какими-либо органами, должностными лицами, при решении вопросов можно прямо ссылаться на её статьи.
  • Особый порядок принятия и изменения – то есть затруднённый порядок принятия и изменения по сравнению стальными законами.
  • Стабильность – рассчитана на длительный срок.
  • Обладает особой защитой со стороны государства – охраняется всем государством. Особая роль принадлежит Президенту и Конституционному Суду.

Основные задачи Конституции РФ:

  • преобразование России в демократическое государство.
  • признание и приведение института прав и свобод человека и гражданина в соответствие с международными стандартами.
Функции Конституции:
  • политическая — определяет устройство государственной власти, закрепляет политическое многообразие;
  • правовая — выступает ядром правовой системы, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими для различных отраслей права;
  • гуманистическая — воплощает общечеловеческие ценности, закрепляет права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляет составной частью правовой системы государства общепризнанные принципы и нормы международного права;
  • учредительная — устанавливает определённый порядок в государстве, создаёт систему институтов и органов власти;
  • мировоззренческая — способствует формированию правового сознания населения.

Структура Конституции РФ.

Преамбула — вступительная часть, в которой отмечена, что Конституция принята народом.

Раздел I

Главы (статьи):

Раздел II

Заключительные и переходные положения

Основы конституционного стоя РФ.

Конституционный строй РФ – это система общественных отношений (экономических, социальных, политических, духовных), установленных и охраняемых Конституцией РФ и другими конституционно-правовыми актами РФ.

Особенности основных принципов конституционного строя РФ

  • Регулируют все стороны жизни общества и государства
  • Определяют правовое положение личности
  • Являются исходной правовой базой для последующего содержания Конституции и всей системы российского права
  • Являются неизменными, то есть их нельзя пересмотреть, изменить в рамках данной Конституции.

Принципы конституционного строя РФ

1.Основы организации государственной власти
  • Суверенитет народа — народ является единственным источником власти, осуществляя её непосредственно (путём выборов и референдумов) и через органы государственной власти и местного самоуправления (через своих представителей).(Статья 3)
  • Федерализм – разграничение властных полномочий между РФ, её субъектами и органами местного самоуправления.(Статьи 1,5, 11, 12)
  • Республиканская форма правления – высшие органы власти избираются или назначаются на определённый срок, существует разграничение полномочий между ними.

(Статья 1)

  • Разделение властей – законодательную, исполнительную и судебную власть осуществляют относительно независимые друг от друга органы власти, строгое разграничение их полномочий, невмешательство. Все три ветви власти представлены разными людьми и органами власти.(Статья 10)
  • Правовое государство — верховенство закона, равенство всех перед законом, наличие системы контроля за его исполнением, гарантия защищённости личности, использование ею конституционных прав и свобод. (Статья 1)
  • Приоритет международного права – подписанные и утверждённые (ратифицированные) РФ международные договоры обладают высшей юридической силой, являются частью правовой системы РФ. (Статья 15)
2.Основы взаимоотношений государства и человека, гражданина, правового статуса человека и гражданина.
  • Человек, его права и свободы — высшая ценность государства. Соблюдение и защита прав – главная обязанность государства.(Статья 2)
  • Единый характер российского гражданства. Все граждане РФ равноправны и равны перед законом, независимо от того, как они приобрели гражданство и где проживают.(Статья 6)
  • Демократическое государство. В РФ признаётся и обеспечивается суверенитет народа, его права и свободы.(Статья 1)
3.Основы организации жизни гражданского общества
  • РФ — социальное государство, то есть в нём создаются условия для обеспечения достойной жизни и свободного развития человека, осуществляется поддержка социально неимущих групп населения.(Статья 7)
  • РФ — светское государство, то есть в нём отсутствует государственная религия, ни одна религия не является обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. (Статья 14)
  • Идеологический и политический плюрализм, многопартийность. Не существует официальная идеология, в стране- идеологическое многообразие, есть легальная возможность для создания партий.(Статья 13)
  • Многообразие о равноправие форм собственности. В РФ равными признаются государственная, частная, муниципальная и другие виды собственности, все они имеют равную защиту со стороны государства.(Статья 8))

Характеристики государства, закрепленные в Конституции:
Российская Федерация —

  • демократическое государство (народовластие, разделение властей, идеологический и политический плюрализм, местное самоуправление);
  • правовое государство (верховенство права);
  • федеративное государство (состоит из частей, имеющих статус субъектов государства);
    государство с республиканской формой правления (высшие должностные лица и законодательные органы избираются народом на определенный срок);
  • суверенное государство (суверенитет государства выражается в верховенстве государственной власти, ее единстве, самостоятельности и независимости);
  • социальное государство (политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека);
  • светское государство (никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной).
  • суверенное государство (суверенитет государства выражается в верховенстве государственной власти, ее единстве, самостоятельности и независимости);

Таковы особенности Конституции, её основные принципы и основы конституционного строя в РФ.

Читайте также: