Как булгаков показывает стремление писателей получить привилегии

Обновлено: 30.06.2024

(Система уроков)

Не так давно невозможно было представить себе, что произведения Михаила Афанасьевича Булгакова будут внесены в школьную программу по литературе XX века.

Начиная работу над романом, учитель не должен рассчитывать на то, что сумеет охватить весь необъятный булгаковский мир. Думается, при разговоре о романе даже должна остаться недоговоренность (то, что послужит толчком для самостоятельного осмысления произведения при последующих обращениях к нему), тем более что роман полон загадок, которые нельзя разгадать или дать на них однозначный ответ. И ученики, осознав это, не отнесутся снисходительно к учителю, задавшему им вопрос, на который и сам-то он не находит ответа. В этом тоже очарование, необычность булгаковского романа.

Определим темы уроков.

Вряд ли стоит на уроке останавливаться на подробной биографии писателя. Но в жизни каждого талантливого человека есть вехи, которые определяют его судьбу.

Из-за тифа остается во Владикавказе, когда деникинцы отступают. Чтобы не умереть с голоду, пошел сотрудничать с большевиками — работал в подотделе искусства, читал просветительские лекции о Пушкине, Чехове, писал пьесы для местного театра. Обладая артистичностью, чуткостью ко всякой театральности, тянулся к сцене с юности. Теперь начал печататься — драматические сценки, небольшие рассказы, сатирические стихи.

«— Почему он вдруг изменился? — спросила тихо Маргарита под свист ветра у Воланда.

Переходим с учениками к разговору о романе.

Второй-третий уроки. Композиция романа, его проблематика. Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри в романе.

Зададим ученикам вопрос о главных героях и напомним им, что это поможет нам осознать сюжетные линии, определить тему, идею произведения, его проблемы. Ответ на наш вопрос, как представляется ребятам, лежит на поверхности: конечно, Мастер и его возлюбленная Маргарита. Здесь-то и заключается основная ошибка тех читателей, которые не придают пока большого значения роману, написанному самим Мастером.

Цель первых уроков — показать, как самостоятельное в определенном смысле произведение, посвященное ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности. Мало того, роман, принадлежащий перу Мастера, — это тот стержень, на котором держится все произведение. В его основу положены определенные главы Нового Завета. Но различие художественного произведения с богословским очевидно. Вряд ли стоит требовать от учеников точного знания того, о чем идет речь в Библии: никто из словесников не может сейчас взять на себя смелость толковать Новый Завет. Но, чтобы убедиться, что Мастер создает оригинальное художественное произведение, скажем, что в Евангелии от Иоанна, которое больше всего любил Булгаков, не идет речь о страданиях Понтия Пилата после казни Иисуса.

Для анализа берутся главы 2, 16, 25, 26, 32-я, эпилог.

К 11 классу учащиеся уже хорошо знают, что портрет является одним из способов раскрытия характера героя, в нем автор отражает внутреннее состояние, духовный мир изображаемого лица. Посмотрим, какими предстают перед читателем два героя — Понтий Пилат, обладающий неограниченной властью прокуратор Иудеи, и Иешуа Га-Ноцри, бродячий двадцатисемилетний философ, волею судьбы оказавшийся сейчас перед глазами владыки.

Здесь еще раз отметим, что Мастер ведет речь не о Божьем сыне, его герой — простой человек. Почему? Какие проблемы будут разрешаться в романе Булгакова — богословские или реальные, мирские? Возможный ответ учеников выглядел бы так: опальный некогда роман посвящен земной жизни, и не случайно история Иешуа и Пилата будет разворачиваться параллельно с историей Мастера и Маргариты.

Боится ли арестант Понтия Пилата? — Он боится опять пережить физическую боль (вспомним, как по приказу прокуратора Крысобой бил его). Но непоколебим останется тогда, когда будет отстаивать свой взгляд на мир, на веру, на истину. Он несет в себе внутреннюю силу, заставляющую людей слушать его.

И Понтий Пилат после этой части разговора принимает решение в пользу Иешуа. Спросим у ребят какое. Услышим в ответ: объявить бродячего философа душевнобольным, не найдя в его деле состава преступления, и, удалив из Ершалаима, подвергнуть заключению там, где располагалась резиденция прокуратора. Почему? Такого человека хочется держать при себе. Пилат, видящий вокруг себя только тех, кто его боится, может позволить себе удовольствие иметь рядом человека независимых взглядов.

И после того как Синедрион подтвердил свое решение относительно казни Иешуа и освобождения Вар-раввана, «все та же непонятная тоска… пронизала все его существо. Он тотчас постарался ее объяснить, и объяснение было странное: показалось смутно прокуратору, что он чего-то не договорил с осужденным, а может быть, чего-то не дослушал.

Какой еще поступок совершит Пилат, пытаясь смягчить муки совести? — Он велит прекратить страдания Иешуа, распятого на столбе. Но все тщетно. Это ничто по сравнению с теми словами, которые Иешуа перед смертью просит передать Пилату. Ребята найдут эти слова. (Глава 25-я.) Их повторит прокуратору Иудеи Афраний, начальник тайной службы.

Вот оно — возмездие. Уйти от него невозможно. Ты, Всадник Золотое Копье, трус и вынужден сейчас согласиться с такой своей характеристикой. Что можно сейчас сделать? Что-то, за что не накажет кесарь, но что хоть как-то поможет ему, Пилату, оправдать себя. Какое приказание и как отдаст он начальнику тайной полиции?

Жаль, что скорее всего на уроке не найдется времени перечитать этот разговор двух умных людей, уважающих, понимающих друг друга, но все-таки опасающихся говорить открыто. Этот разговор полон недомолвок и полунамеков. Но скажем вместе с учениками, что Афраний прекрасно поймет своего господина.

Оставим на время Понтия Пилата и вспомним, что в рассматриваемых нами главах действует еще один герой. Это Левий Матвей. Спросим, как поведет себя Левий Матвей, узнав о неотвратимости гибели Иешуа.

Он сумел устроиться в расщелине на камне. «Мучения человека были настолько велики, что по временам он заговаривал сам с собой.

Как Левий Матвей выполнит свой последний долг перед учителем? — Он снимет его тело со столба и унесет его с вершины горы.

«— Почему? — темнея лицом, спросил прокуратор, — я тебе неприятен, ты меня боишься?

Та же плохая улыбка исказила лицо Левия, и он сказал:

И Понтий Пилат лишь тогда на мгновение осознает свое торжество над Левием, когда на его заявление о желании убить Иуду ответит, что это уже сделал он.

Итак, Понтий Пилат страдает уже около двух тысяч лет. И Маргарита, которая путешествует с Воландом, просит его отпустить Пилата.

«— Вам не надо просить за него, Маргарита, потому что за него попросил уже тот, с кем он так стремится разговаривать, — тут Воланд опять повернулся к Мастеру и сказал: — Ну что ж, теперь ваш роман вы можете кончить одной фразой!

Мастер как будто бы этого ждал уже… Он сложил руки рупором и крикнул так, что эхо запрыгало по безлюдным и безлесым горам:

Успокоится ли теперь бывший прокуратор Иудеи? Спросим у учеников, почему эти слова не заканчивают истории Понтия Пилата и Иешуа. Какой эпизод завершит роман, написанный Мастером?

Итак, Понтию Пилату недостаточно того, что его простили. Душа его успокоится лишь тогда, когда Иешуа скажет ему, что казни не было.

В ходе наших уроков мы с учениками еще вернемся к этому эпизоду. Возвращение это окажется логичным и необходимым тогда, когда мы поговорим о судьбе самого Мастера.

Подведем итоги двух уроков, посвященных роману, написанному Мастером. Попросим учеников ответить на вопрос: зачем понадобился Булгакову такой художественный прием — параллельно повествованию о современности вести еще и линию романа, написанного Мастером и рассказывающего о событиях, которые происходили две тысячи лет назад?

Ответы учащихся будут сводиться к следующему. Роман Булгакова посвящен вечным проблемам, и они существуют в настоящем так же, как и много веков назад.

Какие это проблемы? Назовем их.

Что такое истина?
Человек и власть.
Внутренняя свобода и несвобода человека.
Добро и зло, вечное их противопоставление и борьба.
Верность и предательство.
Милосердие и всепрощение.
Позже мы расширим круг проблем, коснувшись истории Мастера.

Определим домашнее задание на следующий урок:

Эти задания предлагаем по вариантам, чтобы ученики имели возможность не торопясь перечитать страницы романа. (Не забываем поставленную в начале работы цель — заинтересовать чтением романа, расширить представление о нарисованных автором характерах).

Четвертый урок. Судьба художника в мире, в котором гибнут таланты.

В романе Булгакова есть герой, который не назван по имени. Он сам и окружающие называют его Мастером. Слово это хочется писать с большой буквы, потому что необыкновенна сила таланта этого человека. Проявилась она в романе о Понтии Пилате и Иешуа. Так кто же он, почему не называет своего имени? На уроке поговорим о его трагической судьбе и о том мире, в который приходит он со своим романом.

Спросим у ребят, в каком эпизоде впервые появляется Мастер.

Между ними установится та степень доверия, которая поможет каждому осознать что-то в себе. Мастер найдет в этом подтверждение своих догадок, а для Ивана эта встреча станет точкой отсчета новой жизни.

Роман был дописан.

Что же не устраивало литераторов в романе Мастера? Чтобы ответить на этот вопрос, расширим наше представление о том мире искусства, куда вынужден был войти автор романа о Понтии Пилате. В романе Булгакова есть главы, специально этому посвященные, и вместе с ними отдельные эпизоды, которые позволяют представить страшную картину бездарности, приспособленчества, стремления погубить все живое и талантливое — и это в мире искусства!

Какие эпизоды могут вспомнить ученики?

Ученики продолжают приводить примеры, подтверждающие, что литературный мир Москвы ужасен.

Темы произведений писателям, оказывается, навязывают, недаром редактор добивается от Мастера, кто надоумил его сочинить роман на такую странную тему. Вспомним, что Берлиоз отчитывает Ивана Бездомного за то, что тот не сумел написать, как требовалось, заказанную ему антирелигиозную поэму.

Так и живут на свете эти люди, забывшие о высоком назначении писателя, потерявшие стыд и совесть. Недаром так страшно расправится нечистая сила с Берлиозом, бросив его под трамвай, а потом украв из гроба его голову.

Об этих уродствах бытия Булгаков говорит с сарказмом, то есть с язвительной насмешкой. Автор наследует сатирические традиции русской литературы XIX века. Вспоминаются сразу имена Н. В. Гоголя и М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Подведем итоги урока.

Домашнее задание к следующему уроку:

Начнем урок с вопросов:

Кого из героев романа, написанного Мастером, напоминает Маргарита в своем стремлении спасти возлюбленного? Как вернет она свою любовь?

От учеников услышим, что Маргарита сейчас так же бескорыстна, отважна, как и Левий Матвей, пытавшийся спасти Иешуа. Люди сделали все, чтобы разлучить возлюбленных, а вернуть Мастера поможет Маргарите нечистая сила. Обратимся к сюжету романа и вспомним, как состоится знакомство Маргариты с Воландом.

Наверное, человек воспользовался бы сейчас промахом Маргариты, но не дьявол. Он не может не вернуть Маргарите ее возлюбленного. Поэтому прощать Фриду будет сама Маргарита. В этом есть символический смысл: человек будет прощать человека. А ее желание видеть Мастера выполнит Воланд.

Обратимся теперь с учащимися к главе

С какой просьбой к Воланду приходит Левий Матвей?

«— Он прочитал сочинение Мастера, — заговорил Левий Матвей, — и просит тебя, чтобы ты взял с собою Мастера и наградил его покоем. Неужели это трудно тебе сделать, дух зла?

Маг поглядел на затихшую, пораженную появлением кресла из воздуха публику.

И начинается проверка того, что же изменилось в людях за два тысячелетия. Блестящее представление прерывается то аплодисментами, восхищением, вызванными летящими откуда-то сверху деньгами, возможностью получить бесплатное платье, то криками ужаса, когда у надоевшего всем пошляка Бенгальского оказывается оторвана голова. Вспомним, что много веков назад в Ершалаиме казнь Иешуа Га-Ноцри, Дисмаса и Гестаса воспринималась людьми как представление.

Можно поговорить с учениками о том, какими вообще предстают в романе Воланд и его приближенные. Они симпатичны всем читателям. И не только тем, что именно они воздают всем по заслугам и утверждают справедливость и нравственность, утерянную людьми. Эти фантастические герои воспроизводят реально существующие типы.

Вернемся теперь к нашему вопросу о соотношении в романе трех этих понятий.

Приведем фрагменты из работ ребят, которые зачитываются вслух и тут же обсуждаются.

И последняя цитируемая работа.

Кстати, внимательный читатель этой работы уже отметил для себя, что на этом уроке мы постоянно обращаемся к параллелям, существующим в романе Булгакова. А это было письменное задание одной из групп учащихся. Они сейчас постоянно подключаются к работе.

Настала пора подводить итоги разговора о романе М. А. Булгакова. Учитель скажет, что следует опять вернуться к тому, с чего начинали знакомство с героями: вместе с ними решали, что такое истина.

Какова же стержневая идея романа? Это идея внутренней свободы человека, который при любых внешних обстоятельствах может поступать так, как находит для себя единственно возможным. Он творит добро — его не понимают, швыряют в него камни, распинают его, но свобода, истина, добро превыше всего, они бессмертны.

И самые возвышенные идеи не умирают, а живут в продолжателях, учениках. Мы уже говорили о Левии Матвее — человеке, который, конечно, не все понимал в своем учителе, был фанатиком, но интуитивно чувствовал, что идти в жизни нужно за такими. И опять поработают ребята, которые отслеживали систему подобий в романе. Спросим их, почему роман в целом заканчивается сценой, связанной не с таким уж важным на первый взгляд героем, как Иван Бездомный.

Услышим в ответ, что, как и у Иешуа, у Мастера есть последователь. В чем смысл замены имени Ивана Бездомного на имя Ивана Николаевича Понырева?

Ответственность на примере московских героев

Вместе с ответственностью идут темы наказания и помилования. Первым под меч судьбы и Воланда попадает Берлиоз. Этот человек совершенно безответственен, у него нет ни сочувствия, ни такта по отношению к низшим рангом. К тому же, так смело рассуждая об отсутствии Христа, редактор открывает и свою невежественность. В желании показаться умнее и важнее, чем есть на самом деле, Берлиоз в буквальном смысле теряет голову. Позже, на великом балу Сатаны Воланд будет пить из нее кровь предателя барона Мейгеля. Этим эпизодом Булгаков одновременно осудит и былое высокомерие Берлиоза, и предательство барона. Это, то, что не прощается, будто говорит автор.

Ответственность за свои низкие поступки и недостойно поведение понесут представители варьете. Их накажет Воланд, удивленный низменными инстинктами этих людей.

Не чувствуют своей ответственности за сказанное критики, например Латунский, Ариман и Лаврович, травивший мастера своими статьями, в которых откровенно насмехался над бедным писателем. Возмездием ему становиться визит Маргариты в его квартиру. Она крошит материальные ценности, но для Латунского это удар в самое сердце, медь моральных ценностей для него не существует, нажитые блага – все его богатство.

Главная проблема – ответственность за свои поступки, которые человек совершает на протяжении всей жизни и за свой выбор жизненного пути. Вообще, каждый шаг человека – это выбор; за каждый свой шаг человек несет ответственность; несет ответственность не только перед каждым человеком, но и, самое главное, перед самим собой.

Председатель МАССОЛИТА Берлиоз – человек образованный и не глупый. Но, не смотря на это, он очень зависит от власти, подчиняется им, боясь потерять своё престижное место и привилегии. Берлиоза не интересует ничья судьба, кроме своей. Он не верит в силу Всевышнего, не признает Иисуса Христа и пытается всех заставить думать так же, как он. Берлиоз хотел доказать Бездомному, что главное не в том, каков был Иисус, а в том, что Иисуса как личности не существовало. Он говорит: непорочная дева не произвела бы на свет бога, и христиане… содрали своего Иисуса, которого на самом деле никогда не было в живых «. Берлиоза не мог переубедить ничто и никто, даже Воланд. За упрямство, за самоуверенность и безверие Воланд предсказывает Берлиозу смерть под колёсами трамвая.

Автор показывает нам, что у каждого человека есть судья – совесть. Люди, у кого советь нечиста, кто виноват и не хочет признавать это, карает Воланд с его свитой. Но наказывает он не всех, а лишь тех, кто это заслужил. Мне кажется, что по замыслу Булгакова, Воланд злом наказывает зло, и тем самым восстанавливает справедливость.

Все вышеперечисленных героев автор показал не только равнодушными и не готовыми принять на себя ответственность, но и что герои держаться за свое место, и не готовы рискнуть ради другого человека. Но Булгаков на этом не остановился и решил показать в противовес им, героев, способные принять на себя любую кару.

Например, Иванушка Бездомный, который понес ответственность за свои дела, попавший в клинику Стравинского. Но именно там он переосмыслил свое творчество и жизнь. Он возвращает свою настоящую фамилию и Мастер делает его своим учеником.

Но в тоже время тема ответственности неразрывна, связана с темой творчества.

Здесь мы делаем вывод, что Мастер несет ответственность за свое творчество.

Говоря о проблеме ответственности, нельзя забыть и еще про одну героиню –Маргариту. Маргарита – это романтическая героиня, которая, во имя спасения Мастера, заключает договор с Дьяволом и этим губит свою душу. Она совершает этот подвиг, преодолевая страх и слабость, побеждая обстоятельства, ничего не требуя для себя. Маргарита делает это во имя любви. Именно с образом Маргариты связаны истинные ценности: свобода личности, милосердие, честности, правда, вера, любовь. Только любовь Маргарита может победить зло.

Ответственность и мастер

Каждый из нас должен нести ответственность за свои слова и поступки. Я считаю, что именно к этой мысли хотел подвести нас Булгаков. Эта тема прослеживается везде: и в романе о Москве двадцатых годов, и в романе о древнем городе Ершалаиме… Отвечать за свои поступки должны в равной степени и прокуратор Иудеи, и председатель МАССОЛИТа: каждый человек на земле наделен грузом ответственности.

Таким образом, мы можем увидеть, что тема ответственности — одна из основных в романе Михаила Афанасьевича Булгакова. Он говорит о том, что это закон высшей справедливости, закон мироздания. Тем самым Булгаков вселяет в нас надежду, что откровенное зло и обман будут рано или поздно наказаны, а стремление к правде будет по достоинству вознаграждено. Ведь мы всегда должны отвечать за свои мысли и поступки…

Тема наказания и помилования

Тема ответственности за свои поступки проходит красной нитью сквозь роман о Понтие Пилате. Здесь она двойственна. Пилат приказывает казнить Иешуа, выбрав ответственность перед законом и властью. Но быть в ответе за свои поступки перед своей совестью и сердцем оказалось куда тяжелее. Прокуратор понимает, что поступил не по зову сердца, и терзается муками совести. Он знает, что в ответе за казнь невинного человека. Пожалуй, этого наказания ему достаточно, оно сильнее всех мук ада. Невыносимая головная боль прокуратора перекликается с болью душевной. И только Маргарита с Мастером в последней главе дают ему свободу, завершая этим самым и свой роман.

Сейчас Михаил Булгаков — один из самых любимых всеми авторов. Его произведения "Собачье сердце", "Мастер и Маргарита", "Белая гвардия" стали знамениты по всему миру, их ставят на большой сцене, снимают по его романам фильмы, самого Булгакова многие авторы называют своим вдохновителем, путеводной звездой. Но при жизни писателя все было по-другому: его работы запрещались, пьесы не ставились, печатались лишь некоторые рассказы

Его семья была вся пропитанная интеллигентностью, его отец — профессор Киевской духовной семинарии, мать — преподавательница женской гимназии. Дома все время звучит музыка — мать играет на фортепиано, а отец на скрипке, всей семьей они часто выбираются на концерты, ходят в оперу. Мать семейства Варвара Михайловна сама обучает детей, прививает им любовь к чтению, будущему писателю нравится творчество Льва Толстого, Александра Пушкина, Михаила Салтыкова-Щедрина, а любимым его автором становится Николай Гоголь. И, вдохновившись всеми этими текстами, Михаил Афанасьевич в довольно раннем возрасте начинает писать и сам.

Данный контент предназначен для лиц старше 18 лет

Так и прошли детство и юность писателя, в 12 лет он был зачислен в самую престижную школу — Первую киевскую мужскую гимназию, учеба ему там давалась легко, и он демонстрировал блестящую успеваемость. Он любил играть в футбол, пел в церковном хоре, дружил с Константином Паустовским, зимой катался на коньках. А еще он был ужасным выдумщиком, все время придумывал какие-то истории, мистификации, будто существовал в каком-то другом, параллельном фантастическом мире.

"Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!"

Незадолго до окончания писателем гимназии умирает его отец и Варвара Михайловна остается одна с шестью детьми. Главное для нее было, несмотря ни на что, дать образование своим детям. Она считала, что это самая важная вещь, в которую человеку нужно вложиться. Преодолевая все трудности, дети продолжают учиться в престижных школах, а потом и в университетах. Сам Булгаков после выпуска отправляется по стопам двух своих дядей по матери, которые довольно прилично зарабатывали, — он поступает на медицинский факультет.

Но никакой рационализм не выдерживает перед наплывом таких сильных юношеских чувств — в 1908 году Михаил Булгаков знакомится со своей будущей женой Татьяной Лаппа. Между ними довольно быстро вспыхивает сильная влюбленность, хотя девушка провела в Киеве лишь недолгие летние каникулы. Молодые кажутся идеальной парой — они одного возраста, оба из хороших семей, образованные и интеллигентные молодые люди. Когда девушка возвращается домой в Саратов, Булгаков постоянно рвется к ней, они переписываются, но родители считают, что их знакомство было ошибкой. Михаил Афанасьевич забросил учебу, даже не переходит на следующий курс университета, Татьяну не отпускают в Киев на праздники, и сестра Булгакова пишет телеграмму: "Телеграфируйте обманом приезд. Миша стреляется". В конце концов Булгаков все-таки приезжает в Саратов, где знакомится с родителями своей возлюбленной, ну а взрослым лишь остается смириться с их чувствами и дать свое согласие на брак.

 Михаил Булгаков, 1908 год ТАСС

В 1913 году они обвенчались, но все это им то ли из-за молодости, то ли из-за их характеров казалось несерьезным. Даже у алтаря молодоженов постоянно тянуло рассмеяться, за что сестра Булгакова Вера назовет их безалаберными и снова подметит их удивительно сходство. Сама же Татьяна вспоминала, что денег у них не было, потому что тратились они все время безрассудно (Булгаков был человеком импульсивным, и если ему хотелось на последние деньги проехаться на такси, вместо того чтобы пройтись пешком, или довольно богато отобедать, он себе не отказывал), у невесты даже не было фаты, приличную блузку для венчания ей купила совершенно шокированная видом дочери мать. Но, несмотря на все это, "хохотали под венцом ужасно", как вспомнит Татьяна позже.

"Против меня был целый мир — и я один. Теперь мы вдвоем, и мне ничего не страшно"

Кто бы мог подумать, что этой беспечности и безрассудству так скоро придет конец. Начинается Первая мировая война, и всех студентов-медиков мобилизуют на фронт, вслед за супругом едет и Татьяна. Все ужасы войны они проходят вместе, поначалу ей тяжело ухаживать за ранеными, однажды девушке приходится даже помогать мужу ампутировать ноги, но она старается во всем поддерживать супруга и не бросать его одного.


Булгаков же был молодым, энергичным, принимал больше всех пациентов и в это же время стал писать свои первые зрелые рассказы. В это время появляются "Стальное горло", "Звездная сыпь", "Полотенце с петухом", позже все они станут частью цикла "Записки юного врача". Все они как раз и отражают этот период жизни Булгакова, молодого доктора, только что выпустившегося из университета, оказавшегося в сельской больнице, где ему приходится принимать по 100 человек в день. Он боится сложных случаев, но по иронии такой ему попадается в первый же день. Так Булгаков начинает вплетать свою жизнь в свое творчество.

В это же время происходит другое важное и печальное событие в жизни писателя. В 1917 году он заразился дифтерией от одного из своих пациентов. Чтобы как-то уменьшить боль, Булгаков начал принимать морфий. Сначала он придерживался медицинских показаний, но уже довольно скоро понял, что препарат вызвал у него страшную зависимость. Все это время рядом с ним была Татьяна, для которой жизнь с таким человеком стала настоящим адом: чтобы достать морфий, им приходилось продавать свое имущество, во время ломок Булгаков мог быть агрессивным, а ей самой пришлось сделать аборт. Писатель ездил в Москву лечиться, но это не помогло ему. Спасти его жене удалось весной 1918 года, когда супруги вернулись в Киев. Она начала постепенно разбавлять морфий дистиллированной водой, пока наконец от препарата не осталось и следа. После этого Булгаков остается работать в Киеве как врач-венеролог.

"Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле"

Серьезно писать Булгаков начинает лишь в 1921 году, когда переезжает в Москву. У супругов тогда была сложная борьба за выживание, писатель берется за любую работу, которая попадается, например, пишет фельетоны и очерки для газеты "Гудок" (тогда там печатались известные литераторы — Валентин Катаев, Исаак Бабель, Юрий Олеша, Илья Ильф и Евгений Петров). Туда он пишет в основном юмористические рассказы, например "Похождения Чичикова" про оживших героев Гоголя, которые оказываются в России 1920-х. Он высмеивает богачей, мещан, презирает льстецов и лжецов.

Спустя два года он садится за большой роман — "Белую гвардию", которую пишет по ночам, а преданная Татьяна Лаппа подносит ему тазик с горячей водой, чтобы он мог согреть свои оледеневшие пальцы. В события Гражданской войны на Украине Булгаков помещает большую интеллигентную семью, в которой легко угадываются друзья и близкие писателя, он даже подарил им девичью фамилию своей бабушки — Турбины.

Гламур, война и безопасная Москва.

Для Булгакова тут было не столь важно показать политические или социальные события, сколько описать судьбу хороших людей. Он не симпатизирует особо ни красным, ни белым, он показывает, что благородные люди есть с разных сторон. Для него главное, какой выбор делают герои, оказавшись в такой непростой ситуации: побегут с тонущего корабля как крысы или даже в обстоятельствах катастрофы останутся людьми.

Булгаков пишет плодотворно и быстро. В 1923 году он опять обращается к теме "маленького человека" и выпускает повесть "Дьяволиада". Это история о герое, который оказывается жертвой советской бюрократии, — именно ее Булгаков тут и отождествляет с дьявольской силой. В конце концов герой оказывается не в силах противостоять этой адской машине и сходит с ума, кончая жизнь самоубийством. Вслед за этой повестью автор пишет "Записки на манжетах" об отношениях писателя и власти. Тут главный герой — прототип самого Булгакова, и в жизнь своего персонажа он вкладывает довольно много из своей биографии, вплоть до болезни, переезда в Москву и даже каких-то диалогов со знакомыми и близкими.

"А теперь скажи мне, что это ты все время употребляешь слова "добрые люди"? Ты всех, что ли, так называешь? — Всех, — ответил арестант, — злых людей нет на свете"

На долю супругов после испытаний войной приходит испытание славой. Булгаков становится известен в обществе, его подмечают коллеги, сам он вступает во Всероссийский союз писателей и, конечно, уделяет много внимания своим поклонницам. Татьяна тем временем казалась совершенно незаметной рядом с такой восходящей звездой, как Булгаков, и хотя он уверял, что никогда не покинет ее, спустя 11 лет после венчания он предлагает супруге развод. Он собирает свои вещи и уходит из дома к своей новой возлюбленной Любови Белозерской, молодой, утонченной даме, любительнице литературы.

Любовь Белозерская и Михаил Булгаков, 1935 год ullstein bild/ullstein bild via Getty Images

А вскоре к Булгакову приходит настоящая слава. Он пишет повесть "Роковые яйца", действие которой разворачивается в будущем. Ее напечатали сразу в двух популярных журналах, и именно ее успех помог писателю выпустить свой первый сборник рассказов и напечатать первые части "Белой гвардии". Однако целиком роман не был опубликован. Его хвалит писатель Евгений Замятин, отмечая булгаковский "инстинкт в выборе композиционной постановки", как в одном произведении он сочетает фантастику с бытом. Булгакову импонирует Максим Горький, и в тоже время ему поступает сразу два предложения о постановки "Белой гвардии": от Студии МХАТ и Театра им. Вахтангова. Автор в конце концов сделал выбор в пользу первого. Так появилась переработанная версия романа — "Дни Турбиных". А для второго театра Булгаков пишет "Зойкину квартиру" — как уже говорилось, он был очень продуктивным и плодовитым писателем.

Так, осенью 1926 года прошли две большие премьеры пьес Булгакова. Обе они были безумно популярны, их показывали более десятка раз за месяц, и все время был аншлаг. Но между тем критики из-за сочувствия белому движению постановки эти не принимали. В тот же год у писателя прошли первые обыски, у него изъяли рукопись "Собачьего сердца", что он хотел напечатать в альманахе "Недра". В Госбезопасности произведение посчитали небезопасным, и вернуть ее Булгакову удалось лишь спустя три года.

"Если вы заботитесь о своем пищеварении, мой добрый совет — не говорите за обедом о большевизме и о медицине. И — боже вас сохрани — не читайте до обеда советских газет"

"Собачье сердце" так и не было напечатано при жизни автора. Прототипом, кстати, профессора Преображенского тут стал как раз один из дядей автора, по следам которого тот пошел учиться на врача, Николай Покровский. Описание его квартиры совпадает и с жильем героя, и собака у него, кстати, тоже была. Между тем исследователи творчества Булгакова называют "Собачье сердце" политической сатирой, кроме того, считается, что в этой работе были предсказаны репрессии 1930-х годов.

Так или иначе, у Булгакова начинается странный период в его жизни. Наконец-то он занимается своим любимым делом, писательским, его даже потихоньку печатают, в двух больших театрах с большим успехом идут его пьесы. Но, с другой стороны, он подвергается жесткой критике со стороны коллег (ругали его стиль, слог, манеру писать, сюжетные повороты, в общем, каждому чем-то да не угодил) — Владимира Маяковского, Леопольда Авербаха, Виктора Шкловского и других. Кроме того, он расстается с Белозерской и сходится с Еленой Шиловской, которая стала его третьей и последней женой.

Тем временем для МХАТа Булгаков пишет еще одну пьесу — "Бег", которую труппа (и сам Станиславский) принимают восторженно, в отличие от Главреперткома, который запрещает текст к постановке. "Бег" даже сам лично прочитал Сталин, который углядел там жалость к некоторым антисоветским личностям. Ну а в 1929 году Главрепертком и вовсе снимает с постановки все произведения Булгакова, писатель остается без дохода в своей маленькой сырой квартирке. Кроме того, театр просит вернуть аванс за ненаписанную пьесу (так как "Бег" условно не подошел к постановке, работа считается невыполненной), Михаил Афанасьевич начинает распродавать свое имущество, практически все, кроме книг. Вскоре он просит разрешения выехать за границу, но ему отказывают. Тогда он покидает Союз писателей.

Письмо Михаила Булгакова правительству СССР на выставке

В то время переписывались или запрещались многие произведения Булгакова, сам он сжигал свои рукописи в приступе нахлынувших чувств и бессилия. От отчаянья он написал письмо в правительство СССР с повторной просьбой об эмиграции и о том, что невозможность творить для него равна погребению заживо. Тогда Сталин сам позвонил ему, предложив место в МХАТе, если тот откажется от идеи уехать за границу. Так Булгаков попал в театр в качестве режиссера-ассистента, и этот опыт отразился у него в произведении "Записки покойника" ("Театральный роман").

"Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!"

Конечно, самое знаменитое произведение Булгакова — роман "Мастер и Маргарита", который он заканчивал уже накануне своей смерти. Он начал писать его в 1920-е годы и работал до самой своей кончины, но так и не успел завершить работу. Первые версии, которые носили тогда другие названия, Булгаков уничтожил сам, там еще не было ни Мастера, ни Маргариты, а действие хоть и начиналось с Патриарших прудов, но все еще было сосредоточено на другом.

Влюбленные появились во второй версии романа, а прототипом Маргариты стала сама третья жена Булгакова Елена Сергеевна, с которой они сочетались браком в 1932 году. История Понтия Пилата и Иешуа встала на свое место, превратившись в сочинение Мастера, а сам Булгаков вернулся к этому произведению, так как был одержим, как он писал Вересаеву, создать роман о дьяволе. Тут нашло отражение все, что касалось Булгакова, все, что преследовало его в жизни, — и гоголевская дьявольщина, и противостояние системе, болезнь, безумие, отчаяние, ирония судьбы и, конечно, любовь.

Рукопись первой редакции романа

Рукопись первой редакции романа "Мастер и Маргарита" представленная на выставке "Рукописи не горят" в Москве

Роман напечатают только спустя 30 лет после кончины автора. Под конец жизни Булгаков совсем захворал, он надиктовывал последние странице своей супруге. Он скончался 10 марта на 49-м году жизни в окружении друзей и родных. Оглядываясь на его жизнь, кажется, что он был довольно удачливым писателем, а его последний роман и вовсе сорвал джек пот в литературном мире: совершенно точно можно сказать, что "Мастер и Маргарита" — одна из самых популярных книг ХХ века.

В жизни Булгакова, как и в его романе, было много абсурда, система, с которой он сталкивался, была нелогична и несправедлива. Но он смог прожить свою жизнь честно, до конца своих дней оставаясь человеком и талантливым писателем, совсем как герои, которых он нам подарил.

Эпизод — составная часть сюжета литературного произведения, имеющая самостоятельное повествовательное значение. Роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита" многогранен. Так, например, в нём соотносятся философские главы с сатирическими. Проведём анализ одного из сатирических эпизодов, для чего обратим внимание на главу 5 "Было дело в Грибоедове". Булгаков описывает МАССОЛИТ (вымышленная организация), который располагался в "доме Грибоедова", весьма карикатурно. В МАССОЛИТе служат все литераторы, вся культурная Москва, это место должно быть эпицентром интеллекта. Однако Булгаков обличает поэтов и писателей, показывает их алчность и глупость. В этом месте должны блистать таланты, а на самом деле решаются "квартирные вопросы", образуются очереди за "однодневными творческими путёвками".

Перед началом анализа стоит определить границы эпизода.

С первых строк пятой главы перед нами предстаёт Грибоедовский дом во всей своей красе, а окончанием эпизода послужит начало танцев в ресторане на первом этаже под "знаменитый Грибоедовский джаз".

В основе эпизода лежит ожидание членов МАССОЛИТа, собравшихся на заседание в кабинете Берлиоза, к сожалению, уже покойного. Эпизод наполнен образами-символами. Например, председателя МАССОЛИТа ожидали "двенадцать литераторов". Можно провести параллель с апостолами Христа. Но, в отличие от апостолов, московские литераторы полны пороков, корысти. М. Булгаков довольно жёстко критиковал Москву своего времени за пошлость и низменность желаний.

Ещё одним образом является членский билет в МАССОЛИТ. Писательский труд затерялся в массе выгод, приносимых этим билетом. "Коричневый, пахнущий дорогой кожей билет" показывает, что для писателей и поэтов МАССОЛИТа цель творчества далеко не самоотдача. Хотя Пастернак написал эти строки позже почти на четверть века.

Эпизод наполнен второстепенными персонажами, фамилии которых как бы намекают на отсутствие у них писательского таланта. Известно, что М. Булгаков был продолжателем гоголевских традиций. Так "Мастер и Маргарита" не обошёлся без "говорящих фамилий": Богохульский, Павианов, Сладкий, Бескудников, Двубратский, и другие. В ресторане "Грибоедов" все эти "фамилии" используют свои привилегии в полной мере. Богема предстаёт жалкой, вызывает отвращение. Они направлены не на созидание, а на потребление.

В начале эпизода мы чётко слышим голос автора. В какой-то момент он даже обращается к читателям: "ты отвлекаешься, читатель! За мной. ". Под конец эпизода суматоха танца почти полностью скрывает рассказчика. Целью этого эпизода, как и практически всех сатирических эпизодов романа, является высмеивание пороков Москвы, и москвичей-современников Булгакова с их низменными желаниями и пороками.

Речь каждого из героев отрывка уникальна и помогает представить определённого персонажа. Некоторые изъясняются односложно, например, "однако" Двубратского. По речи других можно определить акцент произносимого: "Хлопец, наверно, на Клязьме застрял". В словах некоторых можно видеть аристократизм: "Позвольте!".

Сатиру в эпизоде Булгаков показывает не только на сюжетном уровне, но и на уровне изобразительно-выразительных средств. К примеру, уточнение заставляет читателя представить обратную ситуацию, что создаёт комический эффект ("Всякий входящий в Грибоедова, прежде всего знакомился невольно с. индивидуальными фотографиями членов МАССОЛИТа, которыми (фотографиями) были увешаны стены лестницы, ведущей во второй этаж."). В описании "Грибоедова" можем заметить детали, говорящие об ущербности этого места: рыба в ресторане второй свежести; отчего-то в одной из самых влиятельных организаций литературной Москвы того времени есть "Рыбно-дачная секция", пять касс. Ещё одно средство выразительности — литота: "не чрезмерная" очередь — "человек в полтораста".

Исследователи часто говорят, что в "Мастере и Маргарите" все персонажи имею свои прототипы среди деятелей искусств того времени. Так, например, бедного Берлиоза отождествляют с советским антирелигиозным поэтом Демьяном Бедным. Иван Бездомный проекция Александра Безыменского, который в своё время критиковал творчество Булгакова. В свою очередь поэт Рюхин в романе выступает в роли Маяковского: "Ну, а что вот Безыменский?! Так. ничего. морковный кофе".

Для современного читателя, возможно, все отсылки, аллюзии и интертекст будут непонятны, но для Булгакова и его современников роман был наполнен сатирой. Это и послужило одной из причин того, что роман был напечатан лишь в 1966 году. Читая работы исследователей, погружаясь в литературный процесс первой четверти двадцатого века, мы начинаем понимать произведение не только на сюжетно-бытовом уровне.


Задание 4 № 5893

Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы после текста.

— Сядьте-ка, — вдруг повелительно сказал Воланд. Маргарита изменилась в лице и села. — Может быть, что-нибудь хотите сказать на прощанье?

— Нет, ничего, мессир, — с гордостью ответила Маргарита, — кроме того, что если я еще нужна вам, то я готова охотно исполнить все, что вам будет угодно. Я ничуть не устала и очень веселилась на балу. Так что, если бы он и продолжался еще, я охотно бы предоставила мое колено для того, чтобы к нему прикладывались тысячи висельников и убийц. — Маргарита глядела на Воланда, как сквозь пелену, глаза ее наполнялись слезами.

— Верно! Вы совершенно правы! — гулко и страшно прокричал Воланд. — Так и надо!

— Так и надо! — как эхо, повторила свита Воланда.

— Мы вас испытывали, — продолжал Воланд, — никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут! Садитесь, гордая женщина!

Воланд сорвал тяжелый халат с Маргариты, и опять она оказалась сидящей рядом с ним на постели.

— Итак, Марго, — продолжал Воланд, смягчая свой голос, — чего вы хотите за то, что сегодня вы были у меня хозяйкой? Чего желаете за то, что провели этот бал нагой? Во что цените ваше колено? Каковы убытки от моих гостей, которых вы сейчас наименовали висельниками? Говорите! И теперь уж говорите без стеснения: ибо предложил я.

Сердце Маргариты застучало, она тяжело вздохнула, стала соображать что-то.

— Ну, что же, смелее! — поощрял Воланд. — Будите свою фантазию, пришпоривайте ее! Уж одно присутствие при сцене убийства этого отпетого негодяя-барона стоит того, чтобы человека наградили, в особенности если этот человек — женщина. Ну-с?

— Так я, стало быть, могу попросить об одной вещи?

— Потребовать, потребовать, моя донна, — отвечал Воланд, понимающе улыбаясь, — потребовать одной вещи!

Маргарита вздохнула еще раз и сказала:

— Я хочу, чтобы ________ перестали подавать тот платок, которым она удушила своего ребенка.

Кот возвел глаза к небу и шумно вздохнул, но ничего не сказал, очевидно, помня накрученное на балу ухо.

— Ввиду того, — заговорил Воланд, усмехнувшись, — что возможность получения вами взятки от этой дуры ________ совершенно, конечно, исключена — ведь это было бы несовместимо с вашим королевским достоинством, — я уж не знаю, что и делать. Остается, пожалуй, одно — обзавестись тряпками и заткнуть ими все щели моей спальни!

— Вы о чем говорите, мессир? — изумилась Маргарита, выслушав эти действительно непонятные слова.

— Совершенно с вами согласен, мессир, — вмешался в разговор кот, — именно тряпками, — и в раздражении кот стукнул лапой по столу.

— Я о милосердии говорю, — объяснил свои слова Воланд, не спуская с Маргариты огненного глаза. — Иногда совершенно неожиданно и коварно оно пролезает в самые узенькие щелки. Вот я и говорю о тряпках.


Задание 1 № 915

Найдите и выпишите лишнее в определениях: роман-миф, роман-мистика, философский роман, роман-эпопея, сатирический роман.

Роман-эпопея — масштабное эпическое произведение, сочетающее изображение объективно-исторических событий (чаще всего героического характера) и повседневной жизни частного человека.


Задание 2 № 917

В романе есть несколько ключевых слов, связанных с основными идеями художественного мира писателя, в частности: истина, вера, свобода. Найдите в приведённом фрагменте ещё одно, означающее готовность помочь или простить кого-то из сострадания или соображений гуманности, и запишите его в начальной форме.


Задание 3 № 919

Этого персонажа зовут Фрида. Фрида — грешница, приглашённая на бал к Воланду. Когда-то она задушила нежеланного ребёнка платком и закопала его, за что испытывает наказание — каждое утро ей неизменно подносят к изголовью этот самый платок, каким бы способом она ни пыталась избавиться от него накануне. На балу у сатаны Маргарита обращает внимание на Фриду и обращается к ней персонально, а именно, предлагает ей напиться и всё позабыть, что вызывает у Фриды надежду на прощение. После бала настает время озвучить свою единственную главную просьбу Воланду, ради которой Маргарита заложила свою душу и стала королевой сатанинского бала. Маргарита расценивает своё внимание к Фриде как неосторожно данное завуалированное обещание избавить её от вечного наказания, под влиянием чувств она жертвует в пользу Фриды своим правом на единственную просьбу.


Задания Д7 № 921

Эмоциональная напряженность этого эпизода, в котором Маргарита проходит важное жизненное испытание, разряжается репликами кота:

Здесь проявляется присущее Булгакову стремление к смеховой, юмористической, иронической языковой стихии. Как по-другому в литературоведении и искусствоведении называется смешное?

В литературоведении и искусствоведении смешное называется комическим. Комизм ситуации чаще всего проявляется как результат контраста. Комическое, как правило, вызывает смех.


Задания Д5 C2 № 2997

Какие черты Маргариты раскрываются в приведённом отрывке?

Образ Маргариты – образ любящей женщины, созданный в лучших традициях русской литературы. Женщины, беззаветно любящей, готовой к самопожертвованию, хранительнице всего лучшего, что есть на земле.


Задание 6 № 8231

Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы, в котором представлены женские образы. Чем они схожи (или чем различаются) с образом булгаковской Маргариты?

Образ Маргариты — образ любящей женщины, созданный в лучших традициях русской литературы. Женщины, беззаветно любящей, готовой к самопожертвованию, хранительнице всего лучшего, что есть на земле.

Как Маргарита готова разделить судьбу Мастера, так и Сонечка, стоящая на низкой ступени социальной лестницы, познавшая грязь, обман, нищету, но в то же время чистая, верящая в чудо, высоконравственная, спасла Раскольникова. Недаром, Ф. М. Достоевский пишет, что их воскресила любовь.

Сонечка Мармеладова, безусловно, очень сильная женщина, мужественная, в ней черпает силы и главный герой, Раскольников. Эти же черты, делающие героиню яркой, самобытной, присущи и Маргарите.


Задание 5 № 8484

Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

5.1. Какие черты Маргариты раскрываются в приведённом отрывке?

Образ Маргариты — образ любящей женщины, созданный в лучших традициях русской литературы. Женщины, беззаветно любящей, готовой к самопожертвованию, хранительнице всего лучшего, что есть на земле.

5.2. В приведённом фрагменте текста немало вопросов, над которыми стоит поразмышлять.

Ей, которой было что просить для себя, для Мастера, получив предложение сатаны, первым делом просит не о себе, а о Фриде. Почему. Что движет ей: милосердие, жалость, глупость.

Поражает стойкость Маргариты, которая выдержала испытание — бал нечисти в надежде спасти Мастера! Какова она, сила любви.

Читайте также: