Как будущее страны может зависеть от ее граждан которые пока еще учатся в школе

Обновлено: 25.06.2024

\u0412\u0441\u0435, \u0447\u0442\u043e \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u043e \u0432\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442 \u0432 \u043c\u043e\u043b\u043e\u0434\u0435\u0436\u044c, \u0432\u043e\u0437\u0434\u0430\u0441\u0442\u0441\u044f \u0435\u043c\u0443 \u0441 \u043b\u0438\u0445\u0432\u043e\u0439. \u041e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u043d\u044b\u0435 \u043c\u043e\u043b\u043e\u0434\u044b\u0435 \u043b\u044e\u0434\u0438 \u2013 \u044d\u0442\u043e \u0442\u0435 \u0441\u0442\u043e\u043b\u043f\u044b, \u043d\u0430 \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0445 \u0432\u0441\u0435\u0433\u0434\u0430 \u0431\u0443\u0434\u0435\u0442 \u0434\u0435\u0440\u0436\u0430\u0442\u044c\u0441\u044f \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u0430. \u0415\u0441\u043b\u0438 \u0441\u043e \u0448\u043a\u043e\u043b\u044c\u043d\u043e\u0439 \u0441\u043a\u0430\u043c\u044c\u0438 \u0443\u0434\u0430\u0441\u0442\u0441\u044f \u043f\u0440\u0438\u0432\u0438\u0442\u044c \u043c\u043e\u043b\u043e\u0434\u044b\u043c \u0447\u0443\u0432\u0441\u0442\u0432\u043e \u043f\u0430\u0442\u0440\u0438\u043e\u0442\u0438\u0437\u043c\u0430 \u0438 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0432\u044c \u043a \u0441\u0432\u043e\u0435\u0439 \u0440\u043e\u0434\u0438\u043d\u0435, \u0442\u043e \u043e\u043d\u0438 \u0432 \u0441\u0432\u043e\u044e \u043e\u0447\u0435\u0440\u0435\u0434\u044c \u0432\u043b\u043e\u0436\u0430\u0442 \u0434\u0443\u0448\u0443 \u0432 \u0435\u0435 \u0440\u0430\u0437\u0432\u0438\u0442\u0438\u0435 \u0438 \u0431\u043b\u0430\u0433\u043e\u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0435.

\u0421\u0435\u0433\u043e\u0434\u043d\u044f, \u043a\u0430\u043a, \u0432\u043f\u0440\u043e\u0447\u0435\u043c, \u0438 \u0432\u0441\u0435\u0433\u0434\u0430, \u043f\u0440\u0438\u043d\u044f\u0442\u043e \u0440\u0443\u0433\u0430\u0442\u044c \u043c\u043e\u043b\u043e\u0434\u044b\u0445 \u043b\u044e\u0434\u0435\u0439. \u0418\u043c \u043f\u0440\u0438\u043f\u0438\u0441\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u0447\u0435\u0440\u0441\u0442\u0432\u043e\u0441\u0442\u044c, \u043d\u0435\u0434\u0430\u043b\u0435\u043a\u043e\u0441\u0442\u044c, \u0438\u043d\u0435\u0440\u0442\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c. \u0412\u0441\u0435 \u044d\u0442\u043e, \u043d\u0430\u0432\u0435\u0440\u043d\u043e\u0435, \u0435\u0441\u0442\u044c. \u0412\u0441\u0435 \u043b\u044e\u0434\u0438 \u0440\u0430\u0437\u043d\u044b\u0435, \u0443 \u043a\u0430\u0436\u0434\u043e\u0433\u043e \u0441\u0432\u043e\u0439 \u0445\u0430\u0440\u0430\u043a\u0442\u0435\u0440, \u043c\u0435\u0447\u0442\u044b \u0438 \u0441\u0442\u0440\u0435\u043c\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f. \u041d\u043e \u043c\u043d\u0435 \u043a\u0430\u0436\u0435\u0442\u0441\u044f, \u0447\u0442\u043e \u0442\u0430\u043a\u0438\u043c \u043b\u044e\u0434\u044f\u043c \u043f\u0440\u043e\u0441\u0442\u043e \u043d\u0435 \u0445\u0432\u0430\u0442\u0430\u0435\u0442 \u043c\u043e\u0442\u0438\u0432\u0430\u0446\u0438\u0438. \u041e\u043d\u0438 \u043d\u0435 \u0434\u043e \u043a\u043e\u043d\u0446\u0430 \u043f\u043e\u043d\u0438\u043c\u0430\u044e\u0442, \u043a\u0435\u043c \u0445\u043e\u0442\u044f\u0442 \u0441\u0442\u0430\u0442\u044c, \u0447\u0435\u043c \u0431\u0443\u0434\u0443\u0442 \u0437\u0430\u043d\u0438\u043c\u0430\u0442\u044c\u0441\u044f \u0438 \u0447\u0442\u043e \u043e\u043d\u0438 \u043c\u043e\u0433\u0443\u0442 \u0441\u0434\u0435\u043b\u0430\u0442\u044c \u0434\u043b\u044f \u0441\u0432\u043e\u0435\u0439 \u0440\u043e\u0434\u0438\u043d\u044b.

\u0415\u0441\u0442\u044c, \u043e\u0434\u043d\u0430\u043a\u043e, \u0438 \u043c\u043d\u043e\u0433\u043e \u0442\u0430\u043a\u0438\u0445, \u043a\u0442\u043e \u0441\u043e \u0448\u043a\u043e\u043b\u044b \u0437\u0430\u043d\u0438\u043c\u0430\u0435\u0442 \u0430\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u0443\u044e \u043f\u043e\u0437\u0438\u0446\u0438\u044e, \u0441\u043e\u0441\u0442\u043e\u0438\u0442 \u0432 \u0441\u0430\u043c\u043e\u0443\u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0438, \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 - \u0432 \u043c\u043e\u043b\u043e\u0434\u0435\u0436\u043d\u043e\u043c \u043f\u0430\u0440\u043b\u0430\u043c\u0435\u043d\u0442\u0435. \u041e\u043d\u0438 \u043f\u043e\u043d\u0438\u043c\u0430\u044e\u0442, \u0447\u0442\u043e \u0438\u043c\u0435\u043d\u043d\u043e \u043e\u0442 \u043d\u0438\u0445 \u0437\u0430\u0432\u0438\u0441\u0438\u0442 \u0431\u0443\u0434\u0443\u0449\u0435\u0435, \u0438 \u043d\u0443\u0436\u043d\u043e \u043f\u0440\u0438\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u044c \u043c\u0430\u043a\u0441\u0438\u043c\u0443\u043c \u0443\u0441\u0438\u043b\u0438\u0439, \u0447\u0442\u043e\u0431\u044b \u043e\u043d\u043e \u0441\u0442\u0430\u043b\u043e \u0441\u0432\u0435\u0442\u043b\u044b\u043c.

\u041c\u043d\u043e\u0433\u0438\u0435 \u0438\u0437 \u043d\u0430\u0441 \u0432\u043d\u043e\u0441\u044f\u0442 \u043f\u043e\u0441\u0438\u043b\u044c\u043d\u0443\u044e \u043b\u0435\u043f\u0442\u0443 \u0432 \u043e\u0431\u0449\u0435\u0435 \u0434\u0435\u043b\u043e. \u041a\u0442\u043e-\u0442\u043e \u043f\u043e\u0441\u0435\u0449\u0430\u0435\u0442 \u0441\u0442\u0430\u043d\u0446\u0438\u0438 \u044e\u043d\u044b\u0445 \u043d\u0430\u0442\u0443\u0440\u0430\u043b\u0438\u0441\u0442\u043e\u0432, \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044f \u043f\u0442\u0438\u0446\u0430\u043c \u0438 \u0436\u0438\u0432\u043e\u0442\u043d\u044b\u043c, \u043a\u0442\u043e-\u0442\u043e \u0443\u0447\u0430\u0441\u0442\u0432\u0443\u0435\u0442\u00a0 \u0432 \u0430\u043a\u0446\u0438\u044f\u0445 \u0438 \u0444\u043b\u0435\u0448\u043c\u043e\u0431\u0430\u0445, \u043f\u043e\u0441\u0432\u044f\u0449\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0437\u0430\u0449\u0438\u0442\u0435 \u043e\u043a\u0440\u0443\u0436\u0430\u044e\u0449\u0435\u0439 \u0441\u0440\u0435\u0434\u044b. \u0415\u0441\u0442\u044c \u043a\u0440\u0443\u0436\u043a\u0438 \u044e\u043d\u044b\u0445 \u0443\u0447\u0435\u043d\u044b\u0445, \u0433\u0434\u0435 \u0440\u0435\u0431\u044f\u0442\u0430 \u0438\u0437\u043e\u0431\u0440\u0435\u0442\u0430\u044e\u0442 \u043f\u043e\u043b\u0435\u0437\u043d\u044b\u0435, \u0430 \u0438\u043d\u043e\u0433\u0434\u0430 \u0438 \u043f\u0440\u043e\u0441\u0442\u043e \u043d\u0435\u043e\u0431\u0445\u043e\u0434\u0438\u043c\u044b\u0435 \u0432\u0435\u0449\u0438 \u0434\u043b\u044f \u0436\u0438\u0437\u043d\u0438. \u042f \u0442\u043e\u0447\u043d\u043e \u0437\u043d\u0430\u044e, \u0447\u0442\u043e \u0441\u0435\u0439\u0447\u0430\u0441 \u043e\u043d\u0438 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u044e\u0442 \u043d\u0430\u0434 \u0441\u043e\u0437\u0434\u0430\u043d\u0438\u0435\u043c \u0430\u043b\u044c\u0442\u0435\u0440\u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043d\u044b\u0445 \u0432\u0438\u0434\u043e\u0432 \u0442\u043e\u043f\u043b\u0438\u0432\u0430.

\u0411\u0435\u0437\u0443\u0441\u043b\u043e\u0432\u043d\u043e, \u0441\u043e\u0432\u0440\u0435\u043c\u0435\u043d\u043d\u0430\u044f \u043c\u043e\u043b\u043e\u0434\u0435\u0436\u044c \u043d\u0435\u0438\u0434\u0435\u0430\u043b\u044c\u043d\u0430, \u043d\u043e \u043c\u044b \u0441\u0442\u0430\u0440\u0430\u0435\u043c\u0441\u044f \u0441\u0434\u0435\u043b\u0430\u0442\u044c \u043c\u0438\u0440 \u043b\u0443\u0447\u0448\u0435. \u0414\u0430\u0436\u0435 \u043a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u0443 \u043d\u0430\u0441 \u043d\u0435 \u0432\u0441\u0435 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f, \u043c\u044b \u043d\u0435 \u0441\u0434\u0430\u0435\u043c\u0441\u044f \u0438 \u043d\u0435 \u043e\u043f\u0443\u0441\u043a\u0430\u0435\u043c \u0440\u0443\u043a.

Что ждет российское образование в будущем? Есть ли разница в зарплате московских учителей и их региональных коллег? Насколько было необходимо сокращение количества олимпиад? Насколько важно качество образования для России? На эти и другие вопросы в эфире "ТВ Центра" ответила министр просвещения России Ольга Васильева.

Сколько учеников пойдут в школу в этом году?

В этом году 15 600 000 учеников войдут в классы. 1 800 000 первоклассников впервые сядут за парты, для них начинается самое замечательное время, которое называется школа.

Зачем нужно два министерства – Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования?

Я сама была сторонником разделения, как историк в том числе. В недавнем прошлом было три министерства: Комитет по науке и технике, Министерство просвещения и Министерство высшего образования и среднего профобразования. Сейчас два министерства.

Просвещать нужно всю жизнь. Образование – это обучение и воспитание. Человек с малых лет на протяжении всей жизни должен обучаться и просвещаться. Это тоже одна из задач министерства. Я очень рада, что вернулось историческое название 1803 года – просвещение.

Лучшее среднее образование можно получить только в Москве?

У нас по-прежнему остались центры, которых не назовешь мегаполисами, но которые готовят лучших ребят для международных олимпиад. Это Вятка, Киров, Пермь, Екатеринбург, Чувашия. В прошлом году при отсутствии астрономии в школах мальчик из Чувашии стал абсолютным призером международной олимпиады по астрономии. У нас есть научные центры Новосибирска, Дальний Восток, восточное отделение Академии Наук, у нас есть Екатеринбург. В нашем национальном проекте, посвященном науке, есть очень четкая цель: создание 15 научно-образовательных центров в стране.

О количестве учебников

Сейчас 1376 учебников, 468 – в начальной школе. Как правило, используется два-три учебника для того, чтобы сделать хороший урок, но отнюдь не 468.

Хороший пример по истории, историко-культурный стандарт, который был взвешен. Вспомните, какие там были дискуссии. Там три линейки. Вот две-три линейки на один предмет – больше не надо.

В октябре должны быть приняты другие предметные концепции по обществознанию, по географии, и тогда следует ожидать, что количество учебников по ним тоже сократится.

О сокращении количества олимпиад

Мы сократили их и это правильно. Потому что у нас были случаи, когда олимпиадники занимали практически все бюджетные места. А ребенок, который хорошо учился, но не был участником олимпиады, не был лауреатом, оказывался в растерянности.

Шесть миллионов в прошлом и этом году участвовали в российской олимпиаде на всех четырех уровнях. А есть дети, которые не хотят или не могут по разным причинам – допустим, психологическим – участвовать в олимпиаде, но дают прекрасные результаты в чем-то другом. Я не считаю, что олимпиада – 100-процентная оценка того, что ребенок может. Должны быть тонкие и более щадящие оценочные мероприятия. Не только олимпийские.

Почему существует разница в зарплате московских учителей и их региональных коллег?

Экономическое развитие такое, что мы соизмеряем зарплату наших учителей с региональной зарплатой. Я очень надеюсь, что настанет время, когда будет иначе, но на сегодняшний день так.

Неправда, что мало, кто из молодых учителей идет работать в школы. На сегодняшний день у нас нехватка учителей менее 1%. И, как правило, это сельские школы. И самая большая нехватка преподавателей иностранного языка.

Умирает ли традиционный урок?

Конечно, классический урок в своем изначальном варианте, как мы с вами учились 30-40 лет назад, – трудно себе представить, что мы вернемся именно к этому классическому уроку. Но основы его останутся – это, безусловно, но с новыми технологиями.

Все равно главный, кто есть в классе, – это учитель и класс.

Про иностранные языки

Я встречаюсь с преподавателями иностранных языков. Вопрос: что происходит? Почему, начиная со второго класса, на выходе ноль и страх в глазах? Главная наша задача: язык – это инструмент по окончании школы. Все страны через это прошли. Все получают инструментарий. Чем мы хуже? Все методики известны, просто надо захотеть это делать. Надо готовить молодых педагогов, должна быть искра, должно быть желание.

О качестве образования и экономическом будущем

Образование не экономическая сфера, но мы должны признаться, что от качества образования зависит наше экономическое будущее.

Вернемся к майскому указу 2018 года, где для национального проекта "Образование" определены две цели. Первая – конкурентоспособность российского образования и вхождение в десятку ведущих систем общего образования. И вторая – воспитание гармонично развитой личности. Причем на основании культурных национальных традиций.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развиие гражданской активности учащихся, политической убеждённости в том, что нужно учиться быть избирателем для того, чтобы высшая власть народа стала реальной и эффективной.

Учитель истории и обществознания Е.Г. Доброва

Цель урока: развитие гражданской активности учащихся, политической убеждённости в том, что нужно учиться быть избирателем для того, чтобы высшая власть народа стала реальной и эффективной.

Звучит гимн России

Перед вами карта России. Нам посчастливилось родиться в государстве, обладающей самой большой территорией, границы России проходят и по суше и по воде. Многие века наши предки завоёвывали , расширяли границы нашей родины, чтобы мы-потомки могли жить спокойно, счастливо, достойно.

Наступил 21 век. Как далеко мы ушли по пути технического прогресса и как низко пали в духовном, нравственном. Как это скажется на том, что окружает нас и есть внутри нас?

Загрязнённая атмосфера, кислотные дожди, высохшие реки…И как следствие – катаклизмы, наводнения, ураганы, которые не может предсказать метеорологическая служба.

А в обществе людей – агрессия, смещение представлений о прекрасном, равнодушное отношение к событиям, которые происходят в стране, в городе.

Кто виноват? – Человек.

Кто за всё заплатит? – Человек.

Вопрос детям : кому исправлять? Каким образом?

Круг замкнулся. И чтобы разомкнуть его начать нужно с обращения к человеку – к его нравственной и духовной сути. Человек – действительно ли это звучит гордо…Главный вопрос, который мы сегодня обсудим – каким должен быть гражданин нашего Отечества, чтобы у нас было будущее?

Мы с вами знаем, что Россия прошла все формы правления: от абсолютной монархии до демократической республики.

Вопрос : Как вы думаете смысл слова гражданин изменялся с изменением общества или оставался прежнем?

Учитель: (обобщая) Каждый из вас мечтает стать настоящим человеком! Каждый из вас хочет нравиться окружающим. Я думаю, вы согласитесь с тем, что для того, чтобы стать настоящим гражданином для этого нужно приложить немало усилий самому, говорят что для того, чтобы обладать свободой нужно в совершенстве знать свои права. Только умелое распоряжение своими правами делает человека независимым, от чужого мнения, высказывать свою точку зрения, обладать реальной властью над жизнью.

Гражданственность – это отношение человека к политике государства, в котором он живёт, правильная оценка событий внутри страны и на международной арене, это уважение и доверие к государственной власти.

Избирается счётная комиссия, идёт подсчёт голосов

Вопросы учащимся: Почему вы ответили так или иначе?

Власть – такое это притягательное слово.

Вы знаете я часто спрашиваю себя почему наши граждане так пассивны в период проведения выборов, ведь это реальная возможность изменить существующие проблемы в государстве, стране где ты живёшь, растишь детей, мечтаешь о справедливой и безбедной жизни.

Вопрос: Как вы считаете выборы в стране на самом деле цивилизованный способ решения проблем в государстве?

Какой, по Вашему мнению, должна быть государственная власть, чтобы ее уважали?

Выборы – это центральный институт демократического правового государства республиканского типа. РФ – Россия – именно такое государство. Давайте представим себя настоящими юристами и поработаем с самым основным законом нашего государства – Конституцией РФ.

Работа с текстом Конституции РФ, ст. 3, ст.4.

Давно известно, что участие в выборах – это проявление социальной ответственности, политической и правовой культуры каждого гражданина. Гражданин постоянно выбирает - в политической, социальной сферах и делает это потому, что неравнодушен к судьбе своей страны, своего региона.

Одной из форм участия граждан в общественной жизни является голосование. Перед вами стадии избирательно процесса, но они к несчастью переставлены местами. Восстановите справедливость.

Кандидатов компания голосование голосов

Это правильная логическая цепочка, учитель же перемешивает эти стадия и раздаёт задание детям

«-« качества народного избранника.

Щедрость, легковерие, мстительность, влюбчивость, принципиальность, честность, доброта, стеснительность, резкость, работоспособность, деловитость, лживость, решительность, самопожертвенность, человеколюбие, уважительность, гуманность, уступчивость, критичность, деловитость, нежность, красота, совесть, заботливость, великодушие, искренность, долг, отзывчивость, скромность.

Подводя итоги нашему диспуту я прошу вас написать эссе на тему « Что зависит от меня, как от гражданина в строительстве будущего России!


Тенденции в образовании — индивидуальные программы, гибкость обучения и акцент на практическом применении знаний — не обошли стороной и школу. Что происходит в российских школах сейчас и чего мы можем ждать в будущем?

Парта как социальный лифт

Для Bain важно, чтобы и в компании, и у клиентов работали профессиональные сотрудники. А школьное образование — это реально действующий социальный лифт. Например, большинство наших коллег, которые получили дипломы престижных вузов, оканчивали обычные государственные школы, часто даже не в крупных городах.

Школьное образование в России исторически всегда было сильным. Однако современная система образования вызывает много вопросов: немало экспертов и родителей считают, что школа отстает от реалий сегодняшнего дня. Так ли это?

Так что доход семьи не является определяющим фактором по возможностям обучения для ребенка — достойное школьное образование доступно практически всем столичным жителям.

Расписание на завтра

Если же говорить о том, какое будущее ждет школу, то здесь пока многое неясно. Даже сейчас в мире нет единственной признанной модели — скорее, речь идет об успешных локальных практиках. Например, две успешные образовательные системы, финская и корейская, отличаются друг от друга кардинально. В Южной Корее 15-летние дети проводят на уроках свыше 30 часов, кроме того, более 80% всех школьников посещают репетиторов и тратят на это почти девять часов в неделю. В Финляндии на учебу отводят менее 25 часов, а посещение дополнительных занятий по школьным предметам не распространено.


Мы считаем, что будущее во многом связано с индивидуализацией образовательных программ. Все уже привыкли, что когда в какой-то отрасли говорят про персональный подход, имеют в виду цифровые технологии. Скорее всего, digital-модели перевернут образование, как перевернули другие сферы. Учебные заведения уже внедряют отдельные элементы — технологическую инфраструктуру, цифровой контент. Однако школьная среда крайне консервативна, поэтому процесс цифровизации наверняка займет продолжительное время.

Сейчас персонализация достигается скорее традиционными методами, путем изменения программ и внедрения дополнительных курсов. То есть пока можно говорить об отдельных направлениях развития школьного образования, которые расширяют индивидуализацию.

Средняя школа без середнячков

После окончания начальной и средней школы дети, как правило, переходят в старшую, и многие из них поступают в профильные классы. Но если ценность начальной школы и профильных классов для учащихся и их родителей в целом понятна, то со средними классами (с пятого по седьмой-восьмой) ситуация неоднозначная. Мы считаем, что данный период недооценен незаслуженно.

К моменту перехода на углубленную подготовку дети должны научиться понимать себя, свои интересы и способности. И здесь большая нагрузка ложится именно на среднюю школу. Цель данного периода — сосредоточиться на максимальном развитии детей, дать им фундаментальную базу. А главное — познакомить их с самыми разными направлениями, чтобы учащиеся могли сделать осознанный выбор.

Такой подход уже используют во многих странах. В частности, постепенный ввод элективов, то есть курсов по выбору. Другой вариант — метапредметное обучение, очень популярное в Финляндии (например, изучать конкретный регион с точки зрения его истории, географии, природы, знаменитых жителей и т.д.). Наконец, можно давать сначала ознакомительный курс и лишь потом предлагать углубленное изучение. Во многих западных школах дисциплина, в которой преподают основы физики, химии и биологии, называется science. Именно с ее изучения школьники начинают знакомство с естественными науками, а позже переходят к отдельным заинтересовавшим их предметам.

Но проблема в том, что учителям готовить подобные курсы сложно: нужно не только знать свой предмет, но и смежные. Как правило, такие курсы — это авторские методики, и для их разработки нужны педагоги очень высокого уровня.

Конкуренция за юных гениев

Ведущие школы сегодня конкурируют между собой — за рейтинги, финансирование, а главное — за талантливых детей. Это негласное соревнование проявляется, в частности, в том, что некоторые школы стремятся перехватить сильных детей как можно раньше — они объявляют набор в классы с углубленным изучением предметов не в 8–9-е классы, как делали раньше, а в 7-й или даже 6-й. А готовиться к переходу на профильное обучение дети начинают уже в начальной школе.

Тот факт, что школы конкурируют за учащихся, многим пока не очевиден, учитывая огромные конкурсы в престижные учебные заведения. Но цифры здесь не показательны — конкурс нередко создают амбициозные родители, дети которых не готовы к профильному обучению в топ-школе и/или недостаточно мотивированы на тяжелый труд.

Старшие классы в профиль

Ценность профильного образования дети и их родители уже осознали — по нашим данным, в Москве 76% детей в 7–11 классах учатся или планируют учиться в профильном классе и почти все школы реализуют три и более профильных программ. В свое время многие критиковали укрупнение московских школ, но этот шаг позволил увеличить размер параллели и тем самым формировать профильные классы с учетом широкого спектра интересов учащихся.

Выбор профиля в старших классах — это лишь первый шаг к индивидуализации обучения. Персональные траектории можно также создавать за счет многоуровневой подготовки — например, когда ребенок выбирает либо базовый уровень дисциплины, либо углубленное ее изучение. От каких-то курсов можно вообще отказаться. Нынешний госстандарт это позволяет в 10–11 классах, когда обязательными являются только часть предметов (русский язык и иностранный, литература, математика, история, ОБЖ, физкультура, астрономия и один предмет естественно-научного направления на выбор).

Как уже было сказано выше, система элективов (курсов по выбору) является одним из эффективных инструментов персонализации образования в средней и старшей школе. Однако сразу внедрить такую систему сложно с организационной точки зрения, поэтому в Москве пока в основном используют возможности дополнительного обучения. Дети и их родители сегодня могут выбирать среди всевозможных кружков и факультативов. Занятия можно найти практически под любой запрос, причем многие секции и клубы бесплатные. По нашим данным, около 80% московских детей посещают различные кружки, и с 2010 года их популярность выросла почти вдвое.

Конечно, факультативы решают только часть образовательных задач — ответственность детей за выбор ограничена, ведь дополнительные занятия, в отличие от элективов, в любой момент можно бросить. Но все же кружки позволяют развивать индивидуальные способности, поэтому было бы логично комбинировать оба направления.

Напоследок важно сказать еще об одном. Согласно прогнозам экспертов, более половины детей, рожденных в развитых странах мира в начале ХХI века, проживут более 100 лет. Думая уже сегодня об их обучении, важно при этом сохранить им детство. Ведь среди ученых пока нет четкой уверенности, что раннее интенсивное обучение принесет в будущем лучшие результаты.

Юрий Спекторов, руководитель Московского офиса Bain & Company, Валентина Рудик, руководитель проектов Bain & Company

Читайте также: