Как борются с коррупцией в греции

Обновлено: 02.07.2024

Коррупция в древнем мире

Бабиков Александр Петрович,

соискатель кафедры уголовного права №1 Национального юридического университета им. Ярослава Мудрого, г. Харьков.

Первым борцом с коррупцией принято считать шумерского царя Урукагина (Уруинимгина), который пресекал злоупотребления судей и чиновников, вымогавших незаконные вознаграждения. Об этом стало известно из расшифрованных клинописей древнего Вавилона, относящихся к середине III тыс. до н.э. [3]

В Древнем Вавилоне около 1760 до н.э. был принят свод законов, который стал одним из важнейших памятников древневосточного рабовладельческого права. Он был создан в конце царствования Хаммурапи, поэтому получил название законов Хаммурапи. Этот документ, в частности, предусматривал ответственность судьи, изменившего свой приговор после того, как он был вынесен и записан на таблетке. Авторы учебника всеобщей истории государства и права под редакцией В. А. Томсинова предполагают, что имеются в виду действия судьи, взявшего взятку [4] .

В Древнем Египте жречество всегда занимало особое положение. Жреческая должность приносила значительные выгоды. Жрец имел право на часть храмового имущества, к которому относились не только подношения населения, но и земельный надел. За жреческие должности велась серьезная борьба. Известно, что в VII-VI вв. до н.э. эти должности иногда продавались за серебро, а в отдельных случаях предоставлялись вельможам в виде взятки [5] .

Следует отметить, что в Римском государстве в то время коррупция уже давно рассматривалась как преступление. Так, по Закону ХІІ таблиц (451-450 гг. до н. э.) судья, которого поймали на подкупе, подлежал смертной каре. Первое время развитие римского права осуществляется путем толкования Закона ХІІ таблиц. Этим занимались понтифики. Постепенно накапливаются понтификальные записи (commentarii pontificum), отображающиеся интерпретационную традицию. В дальнейшем Закон ХІІ таблиц стал основой для формирования системы норм национального римского законодательства, которое применялось исключительно к римским гражданам.

Органом законодательной власти в Римском государстве были народные собрания, которые принимали законы (lex). Законодательная деятельность носила обширный характер, но до нашего времени уцелели лишь немногие законодательные акты того периода. Некоторые из них были посвящены борьбе с коррупцией. Так, в XVI в. найдены 11 кусков медной доски с отрывками римских законов, один из которых (lex repetundarum) посящен борьбе со взяточничеством. В 1790 г. на месте древнего городка Bantia в Лукании были найдены куски бронзовой доски (tabula Bantina), которые содержат отрывки закона из времени Гракхов о взятках (repetundae) [7] .

По мнению авторов учебника всеобщей истории государства и права под редакцией В. А. Томсинова в римском законодательстве периода империи некоторые случаи лихоимства относились к государственным преступлениям, однако в основном лихоимство рассматривалось как имущественное преступление. В 59 г. до н.э. был издан lex Julia repetundarum, по которому должностные лица наказывались за получение взяток, обусловивших нарушение служебных обязанностей. Совершение таких преступлений влекло наказание в виде изгнания или даже более строгой меры, в зависимости от содеянного [8] .

Взяточничество в римских судах было обычным явлением [9] . С ним активно боролись. Так, уже во ІІ в. до н.э. была создана судебная коллегия по делам о вымогательстве и взятках, состоявшая из сенаторов. Эта инстанция называлась Постоянная комиссия [10] . Из самого названия этой комиссии следует, что коррупция на тот момент была столь массовым явлением, что для противодействия ей нужно было создавать специальный постоянно действующий орган.

О глубокой коррумпированности римских судов свидетельствует следующий случай. В 110 г. в Риме состоялся суд над нумидийскии царем Югурта, который неоднократно подкупал видных римских политических и военных деятелей. Однако Югурта снова подкупил судей, что позволило ему избежать осуждения [11] .

Коррупции процветала не только в судах. Она была даже одним из условий формирования государственных структур. Так, после смерти Юлия Цезаря сенат состоял из более тысячи лиц, принятых за взятку или по знакомству [12] . Политика римских императоров IV-V веков была нацелена на увеличение числа чиновников, которые наделялись огромной властью. Контролировать эту армию чиновников было невозможно. Создание разветвленной сети шпионажа и внедрение взаимного контроля чиновников не привели к должному результату. Многочисленные тайные полицейские только пополняли ряды коррупционеров. Подкуп и незаконное обогащение постепенно становились обычным делом [13] . Именно бесконтрольность и коррупция цезарских чиновников стали одними из причин упадка Римской империи.

Коррупция получила стремительное распространение в эпоху упадка античности, когда сформировался государственный аппарат, и значительно возросло число государственных чиновников [16] .

На отдельных землях нынешней Украины существование коррупции некоторые исследователи признают уже в VІІ-VІ ст. до н.е. Так, А. А. Гавриленко считает, что в античных государственных образованиях на территории Северного Причерноморья граждане строго карались за взяточничество. В то время уже знали такие преступления как дача взятки, подкуп (декасмо) и принятие взятки (дорон) [21] . Ситуация на иных территориях нынешней Украины была совсем другой. Только в русско-византийских договорах Х ст. содержатся некоторые признаки уголовно-правовых норм, но они имеют выраженный религиозный характер [22] .

Таким образом, коррупция существовала уже в эпоху древних государств. Тогда же появились и первые законодательные акты, устанавливающие ответственность за коррупционные деяния. Взяточничество возникает в условиях государственного управления с помощью чиновников. Причем к последним можно отнести и служителей культа, так как в то время религиозные структуры были неотделимы от государства.

Следует признать, что в Древнем мире коррупция была распространенным явлением. За взятки принимались судебные решения, предоставлялись государственные должности и должности служителей культа. Коррупция использовалась как один из методов управления государственным аппаратом и как инструмент внешней политики. Существенным образом зависел от взяток и исход некоторых военных столкновений.

1. Невмержицький Є. В. Корупція в Україні: причини, наслідки, механізми протидії: Монографія. – К.: КНТ, 2008. – С. 9-10.

2. Беспалько В.Г. Религиозно-нравственные начала борьбы с коррупцией в Моисеевом уголовном праве в их сравнении с российским законодательством // Взаимодействие органов государственной власти при расследовании преступлений коррупционной направленности: проблемы и пути их решения: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения выдающегося российского учёного Николая Сергеевича Алексеева (Москва, 23 октября 2014 года). – М.: Академия Следственного комитета Российской Федерации, 2014. – С. 152.

5. Всемирная история. Том I. – М.: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1955. – С. 581.

9. Демедюк Т. Протидія хабарництву в судах Стародавнього Світу / Т. Демедюк // Вісник Академії управління МВС. – 2010. – № 3. – С. 66, 67.

10. Графский В. Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вуюв / В. Г. Графский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. – С. 212.

11. Цицерон. Философские трактаты / Цицерон. – М.: Наука, 1985. – С. 345.

12. История государства и права Древнего Востока и античного мира: учебное пособие / под общ. ред. Е. В. Суверова. – Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2015. – С. 85.

13. Ростовцев М. Общество и хозяйство в Римской империи. Том II / М. Ростовцев. – Спб.: Наука, 2000. – С. 217-219.

14. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 4 / общ. ред. А. И. Доватура. – М. : Мысль, 1983. – С. 432.

15. Белох Ю. Греческая история: в 2 т. / Юлиус Белох; пер с нем. М. О. Гершензона; Гoc. публ. ист. б­-ка России. 3-­e изд. / под ред. и со вступ. ст. Ю. И. Семенова. Том 1. – М., 2009. – С. 95, 369, 395.

16. Шеченко О. В. Історія виникнення та розвитку корупції / О. В. Шеченко // Кримінально-правові та кримінологічні засади протидії корупції в Україні: матеріали науково-практичної конференції (19 квітня 2013 року, м. Харків) / МВС України, Харківський нац. ун-т внутр. справ; Кримінологічна асоціація України. – Х.: Золота миля, 2013. – С. 306.

19. Бонгард-Левин Г. М. Древняя Индия. История и культура / Г. М. Бонгард-Левин. – СПб.: Алетейя, 2001. – С. 165.

21. Гавриленко О. А. Історія держави і права України: стародавня доба: навчальний посібник / О. А. Гавриленко. – Харків: ХНУВС, 2011. – С. 36.

22. Терлюк І. Я. Огляд історії кримінального права України. Навчальний посібник / І. Я. Терлюк. – Львів: Ліга-Прес, 2007. – С. 3.

Поступила в редакцию 12.11.2015 г.

[1] Невмержицький Є. В. Корупція в Україні: причини, наслідки, механізми протидії: Монографія. – К.: КНТ, 2008. – С. 9-10.

[2] Беспалько В.Г. Религиозно-нравственные начала борьбы с коррупцией в Моисеевом уголовном праве в их сравнении с российским законодательством // Взаимодействие органов государственной власти при расследовании преступлений коррупционной направленности: проблемы и пути их решения: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения выдающегося российского учёного Николая Сергеевича Алексеева (Москва, 23 октября 2014 года). – М.: Академия Следственного комитета Российской Федерации, 2014. – С. 152 .

[5] Всемирная история. Том I . – М.: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1955. – С. 581.

[9] Демедюк Т. Протидія хабарництву в судах Стародавнього Світу / Т. Демедюк // Вісник Академії управління МВС. – 2010. – № 3. – С. 66, 67.

[10] Графский В. Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вуюв / В. Г. Графский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. – С. 212.

[11] Цицерон. Философские трактаты / Цицерон. – М.: Наука, 1985. – С. 345.

[12] История государства и права Древнего Востока и античного мира: учебное пособие / под общ. ред. Е. В. Суверова. – Барнаул : Барнаульский юридический институт МВД России, 2015. – С. 85.

[13] Ростовцев М. Общество и хозяйство в Римской империи. Том II / М. Ростовцев. – Спб.: Наука, 2000. – С. 217-219.

[14] Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 4 / общ. ред. А. И. Доватура. – М.: Мысль, 1983. – С. 432.

[15] Белох Ю. Греческая история: в 2 т. / Юлиус Белох; пер с нем. М. О. Гершензона; Гoc. публ. ист. б­-ка России. 3-­e изд. / под ред. и со вступ. ст. Ю. И. Семенова. Том 1. – М., 2009. – С. 95, 369, 395.

[16] Шеченко О. В. Історія виникнення та розвитку корупції / О. В. Шеченко // Кримінально-правові та кримінологічні засади протидії корупції в Україні : матеріали науково-практичної конференції (19 квітня 2013 року, м. Харків) / МВС України, Харківський нац. ун-т внутр. справ; Кримінологічна асоціація України. – Х.: Золота миля, 2013. – С. 306.

[19] Бонгард-Левин Г. М. Древняя Индия. История и культура / Г. М. Бонгард-Левин. – СПб.: Алетейя, 2001. – С. 165.

[21] Гавриленк о О. А. Історія держави і права України: стародавня доба: навчальний посібник / О. А. Гавриленк о. – Харків: ХНУВС, 2011. – С. 36.

[22] Терлюк І. Я. Огляд історії кримінального права України. Навчальний посібник / І. Я. Терлюк. – Львів: Ліга-Прес, 2007. – С. 3.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.

Все о коррупции. Как бороться с коррупцией? Меры по профилактике и уровень коррупции в странах мира

Методы борьбы с коррупцией

Все слышали о проблеме коррупции и громких заявлениях о борьбе с ней.

Но, к сожалению, многие не до конца понимают причины этого явления и масштабы его распространенности. В таком случае трудно понять, какие методы действительно могут противодействовать коррупции, а какие – лишь популизм и красивые слова. Давайте рассмотрим основные причины и последствия коррупции, а также проблемы, связанные с ее искоренением в мире и в России.

Определение и виды коррупции: что относится к понятию

Выгода может проявляться в разной форме, начиная от взяток и хищения денег и заканчивая незаконной помощью друзьям и родственникам. В правовом определении перечисляются наиболее распространенные формы коррупции:

  • дача и получение взятки;
  • злоупотребление полномочиями;
  • коммерческий подкуп.

Уголовный кодекс РФ к коррупционным преступлениям относит:

  • посредничество в дачи взятки;
  • незаконное участие в предпринимательстве;
  • нарушение порядка финансирования избирательной кампании;
  • контрабанду;
  • влияние на результат спортивного или коммерческого соревнования.

Коррупцию классифицируют в зависимости от сферы, охвата, статуса коррупционера, госоргана или предприятия, равноправия или подчинения субъектов коррупции.

Но, независимо от классификации, коррупция отражает определенную систему, тип мышления, грозящий серьезными последствиями для общества. Помимо очевидных последствий в виде несоблюдения обеспеченными слоями законодательства и недоступности некоторых услуг населению, коррупция приносит огромный вред в масштабе всей страны:

  • сдерживает демократию, превращая выборы любого уровня из голосования за лучшую программу для всех в голосование за своего покровителя;
  • подрывает доверие к власти и приводит к социальной нестабильности;
  • замедляет экономическое развитие, тратя капитал на подкуп и делая выход на рынок почти невозможным;
  • снижает качество кадров, делая высшее образование и прием на работу невозможными без взятки.

Причины и истоки коррупции

Коррупция так же стара, как и само общество. Со времен появления социального неравенства власть имущие не упускали возможности злоупотребить своим положением. Такая проблема среди бюрократов упоминается даже в источниках Древнего Египта и Месопотамии. Борьбу с нечестными чиновниками в России начал еще Иван ІІІ, но, как видите, его дело так и не закончили. И это несмотря на то, что Иван Грозный не задумываясь казнил коррупционеров, а Петр I и Екатерина II пытались ввести для них высокое жалование – чтобы отбить желание взымать его с народа. Советская эпоха, начавшаяся под лозунгами борьбы со взяточниками и бюрократами, в конечном итоге породила их еще больше. Проблема остается актуальной и сейчас, несмотря на все законы и усилия. Так что же мы делаем не так?

Чтобы вылечить болезнь, нужно понять ее причины. Главные причины коррупции, помимо свойств человеческой природы и особенностей менталитета, заключаются в несовершенности законодательства и контроля, отсутствии стандартов прозрачности, нестабильности политической и экономической системы. Причины коррупции в России значительной мерой коренятся в советских традициях, терпимости населения к этому явлению, и его неверию в эффективность правоохранительных органов.

Интересный факт: Как сообщает Всемирный Банк, страны, которые активно противодействуют коррупции, могут увеличить ВВП в 5 раз. в течение года.

Профилактика и противодействие коррупции: меры и принципы борьбы

Профилактика и противодействие коррупции: меры и принципы борьбы

Вышеупомянутые факторы делают борьбу с коррупцией еще сложнее. Основы противодействия коррупции должны заключаться в системности подхода, направленного не только на фактический контроль и наказание, но и на предотвращение коррупции. К мерам по профилактике коррупции относятся:

  • информационная работа с населением, нацеленная на донесение к обществу идеи о недопустимости коррупции и необходимости сообщать о ней при любых обстоятельствах;
  • повышение прозрачности госструктур;
  • независимость СМИ;
  • повышение уровня соцзащищенности госслужащих;
  • упрощение бюрократических процедур, перевод их в электронную форму.

Для борьбы с коррупцией недостаточно принятия нормативных актов. Необходимы существенные изменения системы противодействия, введение новых структур и механизмов. Поэтому меры противодействия коррупции включают:

  • активное участие гражданского общества, создание и наделение полномочиями структур самоорганизации населения для борьбы с коррупцией;
  • взаимодействие правоохранительных органов и гражданского общества;
  • особое внимание к обеспечению беспристрастности судей;
  • принятие необходимых законов исходя из интересов страны, а не членов парламента;
  • повышение ответственности всех причастных сторон.

Уровень и рейтинг коррупции в странах мира

Коррупция – интернациональная проблема, и практически каждая страна в мире сталкивается с ней в том или ином масштабе. Уровень коррупции в странах мира в 2018 году тесно связан с уровнем политических и экономических показателей государства. Это объясняется правовой культурой населения, эффективностью правоохранительной системы, образованности и обеспеченности населения.

Уровень и рейтинг коррупции в странах мира в 2018 году

Согласно последнему Рейтингу восприятия коррупции, опубликованному в 2017 году, список наименее страдающих от коррупции стран возглавляет Дания, и первая десятка выглядит так:

  1. Дания.
  2. Новая Зеландия.
  3. Финляндия.
  4. Швеция.
  5. Норвегия.
  6. Швейцария.
  7. Сингапур.
  8. Нидерланды.
  9. Люксембург.
  10. Канада.

Наиболее коррумпированные страны – преимущественно находящиеся в Африке, а также несколько азиатских и южноамериканских стран.

Высокие результаты западных стран объясняются многолетним опытом борьбы с коррупцией и построения демократических государств с гражданским обществом. Наказания за коррупцию в этих странах колеблются от штрафов до тюремного заключения сроком 15 лет.

Наибольший интерес представляет опыт борьбы с коррупцией стран Азии, многим из которых удалось за очень короткий срок развить экономику и общество до западного уровня. При этом коррупция была одной из главных проблем на их пути, поэтому избранная стратегия противодействия в большинстве стран была особенно жесткой, вплоть до казней и заключений на длительный срок.

Интересный факт: Одно из самых жестких законодательств по отношению к коррупционерам существует в Китае. С начала 2000-ых в стране казнили более 10 тысяч чиновников. Тем не менее, Китай остается на 83 месте в рейтинге наименее коррумпированных стран.

Но сегодня некоторые азиатские страны – лучший пример прозрачности. В Южной Корее используется система контроля через интернет, и практически каждый совершеннолетний гражданин вправе начать расследование о коррупции. Антикоррупционная система Сингапура концентрируется на предотвращении коррупции: соответствующий орган анализирует недостатки в госструктурах и корпорациях и указывает на них еще до того, как они будут использованы нечестным путем.

Борьба с коррупцией в России: предусмотренная ответственность

Коррупция в современной России представляет собой серьезную проблему. Согласно Рейтингу восприятия коррупции, индекс коррумпированности для России не меняется, а позиция РФ в рейтинге стран– медленно ухудшается: с 119-го на 131-е место. Больше половины граждан не верят, что могут внести вклад в борьбу с коррупцией в России.

Интересный факт: Ежегодно в России платят взяток на сумму, равную ВВП такой страны, как Греция.

С целью решения проблемы коррупции в России был учрежден Совет при президенте РФ по противодействию коррупции, а также специальный отдел при прокуратуре.

Согласно законодательству РФ, за коррупцию предусматривается следующая ответственность:

  • штраф;
  • лишение права занимать должность или заниматься деятельностью в конкретной сфере;
  • исправительные, принудительные или обязательные работы;
  • условный или тюремный срок до 12 лет.

Куда сообщить о коррупции

Политическая коррупция признается многими обозревателями как серьезная проблема.

Согласно нескольким источникам, усилия правительства по борьбе с коррупцией не были оценены как эффективные, что объясняется плохим соблюдением антикоррупционного законодательства и неэффективностью антикоррупционных агентств. Антикоррупционным агентствам препятствует чрезмерное политическое влияние и постоянная замена персонала. СМИ сообщали о недавнем участии высокопоставленных государственных чиновников в коррупционных делах. [10] [11]

Содержание

Предполагаемое происхождение греческой коррупции

Комментаторы как в Греции, так и за ее пределами объясняют этот недостаток в греческой культуре неправильным управлением Османская Греция посредством Османская империя. В оккупированной Османской империей Греции налоговое сопротивление стал формой патриотизма, [12] [13] а иногда условие для выживания. Системы налогообложения собственности и коммерческого налогообложения были разрушены. [14] Греция стала независимой в 1822 году, но коррупция в современной Греции и сопротивление уплате налогов Османская империя Эпоха связана с тем, что часть этнических греческих чиновников Османской империи сохранили свои позиции после независимости Греции и установили способ управления греческим государством. Сразу после обретения независимости греки подверглись тяжелому налоговому бремени, вызванному задолженностью, накопленной во время войны за независимость, которая сочеталась с нищетой и разрухой, вызванными войной. Однако уклонение от уплаты налогов было более серьезной проблемой для высокопоставленных чиновников, которые привыкли к тому, что османы не сдерживали их, и стремились сохранить этот статус в греческом государстве.

Масштабы уклонения от уплаты налогов и коррупции в Греции


Ватопедский монастырь, который датируется 10 веком. Руководство монастыря якобы было замешано в коррупционной деятельности, работая в сговоре с коррумпированными правительственными чиновниками Греции, чтобы растрачивать государственные средства. [15]

Индекс восприятия коррупции 2008 (до греческого долгового кризиса): худшие показатели в ЕС [16]
СтранаCPI Score 2008 (Мировой рейтинг)
Болгария3.6 (72)
Румыния3.8 (70)
Польша4.6 (58)
Литва4.6 (58)
Греция4.7 (57)
Италия4.8 (55)
Латвия5.0 (52)
Словакия5.0 (52)
Венгрия5.1 (47)
Чехия5.2 (45)
Мальта5.8 (36)
Португалия6.1 (32)

До кризиса Греция была одной из худших стран ЕС, по мнению Transparency Internationalс Индекс восприятия коррупции [16] (см. таблицу); к 2017 году соответствующий показатель оставался на нижней границе ЕС. [17]

Теневая экономика (% ВВП) в 2017 г. (отдельные страны ЕС) [18]
СтранаТеневая экономика (% от ВВП)
Эстония24.6
Мальта23.6
Венгрия22.4
Словения22.4
Польша22.2
Греция21.5
Италия19.8
Испания17.2
Бельгия15.6
Франция12.8
Швеция12.1
Германия10.4

Несколько сменявших друг друга греческих правительств в прошлом пытались улучшить ситуацию. Было рекомендовано быстрое увеличение государственных доходов за счет внедрения более эффективной системы сбора налогов. Однако реализация надлежащих реформ оценивается как медленный процесс, требующий как минимум двух законодательных периодов, прежде чем они начнут работать. [21]

В последнем квартале 2005 года 49% компаний, проверенных налоговыми органами, были признаны совершившими налоговые правонарушения, тогда как в январе 2006 года этот показатель упал до 41,6%. [2] Исследование исследователей из Чикагский университет пришел к выводу, что уклонение от уплаты налогов в 2009 году только самозанятыми профессионалами в Греции (бухгалтеры, стоматологи, юристы, врачи, личные наставники и независимые финансовые консультанты) составили 28 миллиардов евро или 31% дефицита бюджета в том году. [1]

Недостаток сбора НДС (налога с продаж) также значительный. В 2014 году государство собрало на 28% меньше, чем было ему должно; этот дефицит примерно вдвое превышал средний показатель по ЕС. Неполная сумма в том году составила около 4,9 миллиарда евро. [26] По оценкам исследования DiaNEOsis, 3,5% ВВП теряется из-за мошенничества с НДС, в то время как потери из-за контрабанды алкоголя, табака и бензина составили еще примерно 0,5% ВВП страны. [6]

Факелаки

Усилия правительства по сбору доходов

Следуя аналогичным действиям объединенное Королевство и Германия, правительство Греции ведет переговоры с Швейцария на налоговые банковские счета в Швейцарии, принадлежащие гражданам Греции. [29] В конце 2011 г. Министерство финансов показал, что владельцы счетов в греческих и швейцарских банках должны будут либо заплатить налог, либо раскрыть информацию, такую ​​как личность владельца банковского счета, греческой внутренней налоговой службе. [29] Правительства Греции и Швейцарии надеялись достичь соглашения по этому вопросу к концу 2011 года. [29] но этот срок не был соблюден.

По оценкам 2015 года, сумма уклоненных от уплаты налогов греков, хранимая в швейцарских банках, составляла около 80 миллиардов евро. К тому времени налоговое соглашение по решению этой проблемы, наконец, стало предметом серьезных переговоров между правительствами Греции и Швейцарии. [30] [31] 1 марта 2016 года Швейцария ратифицировала соглашение о создании нового закона о налоговой прозрачности, который позволит более эффективно бороться с уклонением от уплаты налогов. Начиная с 2018 года, банки Греции и Швейцарии будут обмениваться информацией о банковских счетах граждан другой страны, чтобы свести к минимуму возможность сокрытия необлагаемого налогом дохода. [32]

Антикоррупционные меры

Генеральный инспектор государственного управления [33] начал онлайн-перепись госслужащих. В связи с этой переписью он раскрыл ряд правонарушений. [34] [ нужна цитата ]

Улучшение сбора налогов

В 2010 году правительство провело налоговую реформу. В 2012 г. введена пошлина за безналичный расчет. выплаты на суммы свыше 1500 евро. [37] [38]

В полиции Греции создано специальное подразделение, которое занимается исключительно налоговыми правонарушениями. Германия предложила экспертов из своего финансового управления и налогового расследования помочь в создании более эффективного налогового администрирования. [39] Однако спустя несколько месяцев было неясно, примут ли греческие официальные лица это предложение. [40]

В ноябре 2011 года министр финансов Греции Евангелос Венизелос призвал всех лиц, которые задолжали государству более 150 000 евро, выплатить причитающиеся налоги до 24 ноября или найти их имена в черном списке, опубликованном в Интернете. Позже правительство обнародовало список, в который также вошли известные греки, в том числе звезды эстрады и спортсмены. [41]

Форокарта

Электронные платежи для борьбы с уклонением от уплаты налогов

К 28 июля 2017 года многие компании были обязаны по закону установить торговая точка (POS) устройство, позволяющее принимать платежи с помощью кредитной или дебетовой карты. Несоблюдение требований к системе электронных платежей может привести к штрафу до 1500 евро. Требование распространялось примерно на 400 000 фирм или лиц 85 профессий. Более широкое использование электронных платежей было одним из факторов, которые уже позволили добиться значительного увеличения сбора НДС в 2016 году. [48]

Список Лагард

Правительство Греции не завершило расследование списка из 1 991 человека, предположительно имеющего счета в швейцарском банке. HSBC полученные в 2010 году от бывшего министра финансов Франции Кристин Лагард. Первоначально официальные лица в разное время заявляли, что потеряли или неправильно разместили информацию. 29 октября 2012 года правительство изменило свою позицию, заявив, что не будет использовать украденную информацию для преследования подозреваемых в совершении преступления. Вместо этого власти Греции арестовали Костас Ваксеванис, журналист и редактор еженедельного журнала Горячий Док, опубликовавший "Список Лагард". [49] Его обвинили в нарушении законов о неприкосновенности частной жизни, в связи с чем он мог быть приговорен к двум годам тюремного заключения. [50] Однако после однодневного суда он был оправдан. [51] Очередной суд, в 2015 году застал бывшего министра экономики Гиоргос Папаконстантину виновен в искажении документа. [52]

фото: svpressa.ru

Об этом сообщает BBC News со ссылкой на предварительные данные, которые привела в шведской прессе комиссар ЕС по внутренним делам Сесилия Мальмстрем. Согласно ее статье, которая анонсирует доклад, организованная преступность наиболее распространена в Болгарии, Румынии и Италии, но взяточничество и уклонение от налогов процветают во всех странах Евросоюза. Доклад Еврокомиссии приводит примеры коррупции на муниципальном уровне, когда европейские бизнесмены вынуждены давать взятки местным чиновникам, и коррупции частной, когда пациент дает на руку врачу.

Еще не опубликованный, но уже наделавший немало шума доклад Европейской комиссии дает конкретные рекомендации конкретным государствам, как противостоять порочному явлению. Например, одним странам нужно разобраться со сферой госзакупок, в частности, пересмотреть и ужесточить ее, другим – обновить правила финансирования политпартий и, возможно, изменить соответствующие законы.

Кстати, как отмечает Сесилия Мальстрём, во многих странах Европы законы по борьбе с коррупцией – вполне адекватные. Но проблема в том, что они не везде и не всегда соблюдаются и вообще работают, а если работают – то не так, как должны на самом деле. К тому же в некоторых странах и регионах Европы в принципе отсутствует политическая воля бороться с коррупцией.

Для россиян особенно любопытными в докладе станут два опроса общественного мнения. Согласно первому, в странах ЕС в прошлом году были вынуждены заплатить взятку 4% жителей. Согласно второму: более 75% граждан ЕС считают, что в их странах коррупция широко распространена. Интересно, что сказали бы они о России, где, наверное, всего лишь 4% людей не давали взятку тому или иному представителю власти? Правда, цифры официальной статистики у нас более скромные. По данным российской Генпрокуратуры, ущерб коррупции в 2013 году хоть и вырос в семь раз, но составил всего лишь 10 млрд рублей.

Чем отличается европейская коррупция от российской? И почему проблема одна, а цифры ущерба – разные?

- Там в принципе иное восприятие взятки или как ее сейчас принято называть – благодарности, то есть мало кому из европейцев придет в голову благодарить воспитателей, учителей, врачей и полицейских за работу, которую те обязаны выполнять и за которую им вообще-то платит государство.

Руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов говорит, что коррупция в странах Евросоюза есть, но она там по-другому структурирована.

- Борьба с коррупцией в ЕС непосредственно связана с соперничеством партий, за которыми стоят определенные корпорации. Часто бывает так: партия, которая хочет победить на выборах, инициирует скандалы. В итоге в прессе появляются публикации, что такая-то компания финансировала такую-то партию и такие-то министры получили от нее такую-то многомиллионую сумму. Назвать такую борьбу с коррупцией системной – нельзя. Ведь тут борцы с коррупцией коррумпированы так же, как и те, кого они разоблачают.

Но в целом в Европе существует то самое нормальное буржуазное государство, о котором Россия может только мечтать: европейцы сами у себя не воруют. Поэтому даже сложно представить, что в какой-нибудь стране Еврозоны был разворован военный бюджет. Люди понимают, что есть общие задачи для всех политических групп, связанных с крупным бизнесом. Да, все правые европейские партии коррумпированы, но при этом они заинтересованы, чтобы в их распоряжении находилась работающая бюрократическая система, которая не требовала бы взяток, но которая исполняла бы команды. Поэтому в Европе коррупционером может быть только глава полиции и его ближайшее окружение, которые имеют определенные связи с банками и торговыми фирмами. Их подчиненные, простые работники, взяток не берут. В этом и заключается принципиальное различие российской модели от европейской. И, кстати говоря, в ЕС зарплаты чиновников – несмотря на жесткую экономию, особенно в Еврозоне, сравнительно высокие. Многие, те же полицейские, имеют серьезные социальные гарантии. Поэтому даже если у них появляется возможность получать взятки, они предпочитают этого не делать.

Поэтому главная цель доклада Еврокомиссии, на мой взгляд, следующая. Она пыталась привлечь мировое внимание к проблеме коррупции, свалив на нее же вину в проблемах социальной жизни. Грубо говоря, новые садики не строятся не потому, что на это не выделяется средства, а потому что источник всех бед – коррупция.

- Конечно, там тоже сажают не чистых на руку, вконец обнаглевших чиновников. Но те – не так глупо попадаются. К тому же, если партия делает что-то нелегально, то никого из своих членов она не подставляет и не бросает. Разумеется, есть исключения, к ним можно отнести ситуации, когда во избежание резонансного дела сваливают вину на кого-то одного. Поэтому в Европе столько мэров, сколько у нас, не сажают. И это, повторюсь, - всего лишь особенность политики, ведь что те, что наши – коррумпированы, особенно в верхних эшелонах власти.

- Насколько мне известно, устраивают. Те, кто хотят места лучше, престижнее, они, разумеется, тоже могут, как и у нас, приготовить конверт. Но отдавать его придется не простому воспитателю или заведующей садика, а чиновнику хотя бы средней руки. То есть деньги надо давать на высоких уровнях и в принципе иметь выходы на них. А это не так просто.

Читайте также: