Как борются с коррупцией в бразилии

Обновлено: 27.05.2024

Закон направлен только на юридических лиц , которая включает в себя корпорации и другие учреждения , но не отдельных лиц , [1] , которые охвачены другими законами.

Закон применялся много раз, в результате чего по соглашениям о снисходительности были возвращены миллиарды реалов в бразильское казначейство, в частности, соглашение с Odebrecht SA , которое само по себе несло ответственность за 12 миллиардов реалов. [2]

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 История
  • 2 Соглашения о снисхождении
    • 2.1 Связанные соглашения
    • 2.2 Примеры
    • 2.3 По сравнению со сделками о признании вины

    Чтобы избежать более серьезных наказаний в результате расследования коррупции, компании могут принять решение о добровольном сотрудничестве со следствием и заключить соглашение о снисхождении [ pt ] в соответствии с законом. Это может уменьшить их штрафы до двух третей. Другие преимущества самораскрытия и подписания соглашения о снисходительности включают освобождение от других положений Закона о чистых компаниях, который в противном случае требует публикации юридического решения о наложении штрафов, запрет на получение грантов от государственных учреждений и ограничения на участие в торгах на общественные проекты. [3]

    В 2015 году в закон были внесены поправки с целью внесения определенных улучшений на основе опыта, накопленного к тому моменту. Временная мера 703/2015 упростила для компаний подачу заявления о льготах по соглашению о смягчении наказания, а также изменила характер льгот. Предыдущий предел для снижения штрафов был 2/3, и этот закон изменил предел до 100%. Раньше было разрешено только первой компании, подавшей заявление о смягчении наказания, и только до начала судебного процесса. Эти положения были удалены. Поправка также установила требование соответствия, аудита и отчетности, которое было добавлено в закон. [4] [5]

    Соглашения о снисхождении ( Acordo de Leniência ) определены в бразильском Законе о борьбе с коррупцией в статье 16. [6] Они нацелены на бразильские компании и иностранные компании, работающие в Бразилии и участвующие в расследованиях коррупции. Согласно закону, компании несут ответственность за коррупцию и могут столкнуться с серьезными штрафами, ограничением участия в будущих торгах, конфискацией их активов, приостановлением деловой активности или роспуском. [3]

    Некоторые соглашения о смягчении наказания, подписанные к июлю 2018 года, включают: [10]

    • SBM Offshore 1,22 миллиарда реалов (309 миллионов долларов)
    • Odebrecht 2,72 миллиарда реалов (690 миллионов долларов)
    • MullenLowe и FCB Brasil 53,1 млн реалов (13,5 млн долларов)
    • Bilfinger 9,8 миллиона реалов (2,5 миллиона долларов)
    • UTC Engenharia 574 миллиона реалов (146 миллионов долларов)

    Соглашения о снисхождении к чистой компании в Бразилии применяются исключительно к юридическим лицам , т. Е. Корпорациям или другим предприятиям, но не к физическим лицам [1], и не то же самое, что соглашения о признании вины ( colaboração premiada [a] ), которые применяются только к физическим лицам , т.е. люди. Соглашения о признании вины могут быть достигнуты с руководителями или сотрудниками этих корпораций, чтобы избежать личных штрафов или тюремного заключения. [11]

    Хотя соглашения о снисхождении и сделки о признании вины в соответствии с бразильским законодательством похожи в том смысле, что они оба юридически определяют сокращение штрафов, денежных, с одной стороны, денежного срока или тюремного заключения, с другой, их различия в соответствии с законодательством Португалии очевидны: acordo de leniência является гражданско-административным и применяется исключительно к юридическим лицам (хозяйствующим субъектам); colaboração premiada (ака delação premiada ) являются только для людей. На них действуют разные законы. Некоторые английские источники, в которых переводятся эти термины, отмечают различие, [12] [13], а другие могут быть более слабыми и путать их; они могут использовать термин сделка о признании вины (или сделка о признании вины) для обоих. [14]

    Другие важные антикоррупционные законы, принятые в Бразилии, включают такие законы, как Закон № 12.527 от 18 ноября 2011 г. (Закон о свободе информации), Закон № 12.813 от 16 мая 2013 г. (Закон о конфликте интересов; Conflito de Interess ), Закон № 12.850 от 2 августа 2013 г. (Закон об организованной преступности; Lei das organizationções criminosas ) и Закон № 12.683 от 9 июля 2012 г. (Закон с внесенными в него поправками) [c] [1] [17]

    В этот раз триггером послужила сделка с правосудием братьев Батиста, владельцев огромного конгломерата, сердцем которого выступает JBS SA — крупнейшая в мире мясоперерабатывающая компания. Представители семьи, входящей в топ-10 самых богатых бразильских семей, отдали в прокуратуру записи разговоров с текущим президентом Бразилии, где он, предположительно, просит обеспечить материальную поддержку находящемуся в заключении сроком на 15 лет и 4 месяца бывшему лидеру бразильского конгресса Эдуарду да Кунья. Напомню, что да Кунья был лидером движения за импичмент бывшего президента Бразилии Дилмы Русеф и, пожалуй, наиболее высокопоставленным лицом, раскручивающим коррупционный скандал. Последствия для самого Кунья оказались гораздо более серьезными, чем для Русеф, которая даже не лишилась права занимать государственные должности. Помимо президента Темера под следствием находятся 8 действующих министров и ряд влиятельных сенаторов, в том числе Аэсио Нэвес, который проиграл президентские выборы в 2014 году Дилме Русеф.

    Паника инвесторов

    В 2017 год инвесторы в международные активы, как правило, входили с overweight на Бразилию и РФ, подкрепленным достаточно прямыми указаниями со стороны крупнейших представителей глобального sell-side. В случае России аналитики отмечали последовательность экономической политики, высокую эффективность ЦБ РФ, низкие уровни долговой нагрузки на уровне суверенного и квазисуверенных заемщиков, которые в отсутствие значительного частного сектора и определяют лицо российского рынка. Бразилия рисовалась многими как ставка на ожидаемые реформы по увеличению фискальной дисциплины в государственном аппарате и госактивах, а также снижение социальной составляющей в экономической политике страны. Достаточно интересно в этом смысле, что скандал с президентом Темером разразился буквально за несколько дней до того, как в Конгрессе должен был быть принят закон по пенсионной реформе, значительно снижающей обязательства государства перед своими гражданами. Теперь ни президенту, ни конгрессу не до реформ, когда речь идет о втором за 1,5 года импичменте. Таким образом, главный тезис, на котором строился приток новых инвестиций в Бразилию, если не разрушен, то поврежден значительно. Несмотря на экономическую обоснованность и безусловную необходимость предложенного пакета реформ, теперь появляется риск того, что к власти могут прийти люди, настроенные на социальный популизм, способные отказаться от требуемых рынком экономических решений. Как представляется, до реализации этого риска все же далеко, среди истеблишмента есть консенсус по поводу фискального ужесточения вне зависимости от политических взглядов. Однако полностью отринуть этот риск не представляется возможным в связи с тем, что в самом истеблишменте сложно найти людей, не затронутых так или иначе коррупционным скандалом.

    Россия и Индия как альтернатива бразильскому рынку

    Теперь посмотрим на то, куда может уйти этот overweight из международных портфелей. Я выделяю пять рынков, которые теоретически могут получить часть инвестиций после ликвидации позиций в Бразилии. В приведенной таблице даны объемы торгуемого суверенного и корпоративного долга в так называемых твердых валютах, средневзвешенная доходность к погашению по торгуемому долгу (из выборки были исключены облигации в дефолте, либо находящиеся в преддефолтном состоянии), капитализация рынка акций и политический фактор, который, к сожалению, в последнее время приобретает большое значение для оценок риска инвестиций.

    С точки зрения рынка акций наиболее очевидной целью является индийский рынок, который обладает максимальной из этой группы ликвидностью и относительно стабильным в моменте политическим режимом. Очевидным минусом являются слабые стандарты корпоративного управления, наряду с плохой защитой прав миноритариев, что является характеристикой практически любого развивающегося рынка. Поэтому часть средств инвесторов, консервативно подходящих к риск-менеджменту в широком смысле, вполне может перейти на индийский рынок. С точки зрения ликвидности также подходит рынок акций ЮАР, однако там тоже наблюдаются серьезный кризис доверия к текущему руководству. Достаточно сказать, что из текущих лидеров относительно крупных экономик ниже, чем у президента Зума, рейтинги только у Николаса Мадуро (Венесуэла) и Мишела Темера (Бразилия). Поэтому ставка в акциях на ЮАР выглядит не столь очевидной, хотя и имеет право на жизнь для инвесторов, готовых принимать на себя риски такого рода.

    Что касается рынка международного долга, то здесь можно отметить большой объем бразильского рынка, сравнимым с которым является только мексиканский. Ни Турция, ни Индия, ни ЮАР с точки зрения широты выбора и ликвидности не могут выступать аналогом бразильского рынка долга. Если же мы смотрим на близкие по ликвидности рынки Мексики и России, то здесь привлекает внимание огромная разница в доходностях (да, при текущем состоянии рынков эту разницу нужно называть огромной). Этот спред за бразильский риск заставляет семь раз отмерить, прежде чем начинать резать портфели. Несмотря на текущую турбулентность в политике приближающийся с каждым днем вопрос об импичменте вне зависимости от результатов, создает политические риски в краткосрочном горизонте, однако если смотреть чуть дальше, то ситуация начинает выглядеть более стабильной. Если Темера убирают с поста, то на его смену должна прийти фигура, консолидирующая политические силы в Бразилии, что, скорее всего, будет восприниматься позитивно. Если расследование показывает, что обвинения в отношении Темера сфабрикованы, то он остается на своем посту, частично восстанавливает свой политический капитал и продолжает продвигать так необходимый Бразилии пакет реформ. Кроме того, лавинообразные расследования в Бразилии указывают на действительное, а не бутафорское исполнение своих функций отдельными институтами демократического общества. Short term pain, long term gain. В политическом смысле среднесрочная ситуация в Мексике может выглядеть даже менее стабильно с учетом приближающихся президентских выборов и растущей анти-американской риторики, вызванной инициативами нового президента США. Что касается России, то несмотря на стабильность политического режима, действующие в отношении нашей страны санкции во многом ограничивают иностранную инвестиционную активности в российских активах. С учетом доминирования квазисуверенных заемщиков и дефицитом предложения со стороны частных компаний эта проблема во многом приобретает структурный характер. Тем временем вопрос санкций не выглядит приоритетным ни для российского политического руководства, ни для инициаторов санкций.

    А все ли так плохо в Бразилии?

    Бразильский рынок, несмотря на все окружающие его проблемы, продолжает оставаться одним из крупнейших и наиболее диверсифицированных. Аналогичных инвестиционных альтернатив в сравнимых юрисдикциях либо нет в принципе, либо они недостаточно ликвидны. В таком контексте кардинальный уход от бразильского риска внутри группы развивающихся рынков на данный момент представляется весьма сложным для технической реализации с точки зрения крупнейших международных инвесторов. Тем не менее, навес продаж со стороны разочаровавшихся будет оставаться в ближайшее время, создавая достойные инвестиционные возможности в активах, не затронутых коррупционным скандалом или перевернувших печальную страницу сделками с правосудием.

    Суровые приговоры бывшим членам кабинета Лулы за серьезные нарушения закона - яркий пример независимости суда и применения законодательных норм.

    Как пример подлинной независимости, которому должен был бы последовать весь наш континент, Верховный суд Бразилии недавно вынес приговор одному из самых влиятельных политиков правящей Партии трудящихся.

    Вынесенный приговор действительно суров: одиннадцать лет лишения свободы за разработку обширной коррупционной схемы, в рамках которой ряд оппозиционных законодателей в период с 2003 по 2005 годы тайно получали ежемесячные выплаты за обязательство продвигать некоторые законопроекты, представлявшие, по мнению правительства Лулы да Силва, особую важность.

    Осужден бывший чиновник Жозе Дирсеу (José Dirceu). Сейчас ему 66 лет, и раньше он считался неприкасаемой фигурой. Именно поэтому приговор, вынесенный с соблюдением судебной этики, окажет значительное влияние на политическую жизнь Бразилии.

    Более того: в результате приговора, вынесенного высшей судебной инстанцией, коррупционная практика будет исключена из жизни страны, а прозрачность покончит с различными теневыми схемами, которые стали нормой политической реальности.

    Очевидно, что теперь на огромной политической сцене Бразилии уже не будет места для безнаказанности.

    Дирсеу был союзником и, в качестве главы кабинета министров, одним из ближайших соратников пользовавшегося популярностью президента Лулы, который вряд ли ничего не знал о коррупционной схеме, разработанной и исподволь управляемой его премьером. По этой причине, отношение к Луле - уже не такое, как раньше.

    Суровое наказание в виде семи лет лишения свободы постигло и Жозе Геноино Гимареса Нетто (José Genoino Guimaraes Neto), президента Партии трудящихся Бразилии во время действия коррупционной схемы (2005).

    Все они были признаны виновными в преступном сговоре.

    Без сомнения, решение высшей судебной инстанции является обязательным для исполнения. Независимость судебной власти Бразилии достойна всяческого одобрения и подражания.

    Дилма Русеф, сменившая Лулу на посту президента, твердо выступает в защиту принципов государственности, против всякого рода политических махинаций. Дилма отстранила от занимаемых должностей более десятка высокопоставленных чиновников своего правительства, как только им были предъявлены обвинения в превышении служебных полномочий.

    Это находится в противоречии с тем, что происходило и происходит в нашей стране, где высокопоставленное должностное лицо, которому предъявлен ряд серьезных обвинений, например, вице-президенту Амадо Буду (Amado Boudou), тут же получает поддержку и даже покровительство от самой главы государства.

    Приговор Верховного Суда Бразилии разительно контрастирует с достойными сожаления действиями аргентинского правосудия по различным коррупционным скандалам, закончившимся подозрительно быстрым закрытием уголовных дел в отношении чиновников, без проведения какого-либо глубокого расследования, как это произошло когда-то в отношении самой супружеской четы Киршнер, чье личное состояние вдруг стало резко увеличиваться.

    Недостаточно объявить о невиновности. Правосудие должно обладать полной свободой в проведении расследований, а граждане – быть уверенными в том, что их правители не совершили действий, противоречащих этическим нормам.

    КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ:

    GLMSanPedro
    У нас в стране действует огромная корпорация коррумпированных политиков и корпорация прокуроров и судей, которые должны расследовать дела и выносить по ним решения. Обе корпорации погрязли в нарушениях своим должностным положением, перестали соблюдать самые элементарные нормы, не пытаясь даже скрыть неуважение к своим должностным обязанностям и, что самое главное, к гражданам. Единственное решение – это крупные кадровые перестановки.

    prototonic
    В мире мы являем собой образец коррупции. Это, действительно, достойно сожаления, потому что немногочисленная горстка людей плохо обращается с большинством населения страны. И им это сходит с рук лишь потому, что большинство соблюдает закон. С другой стороны, это подчеркивает большую твердость духа большинства населения, которое уже устало от коррупции, охватившей государственную машину.

    Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

    Об авторе: Эмиль Суренович Дабагян – ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки РАН, кандидат исторических наук.

    Бывшего главу Бразилии, чей срок полномочий истек в декабре 2018 года, подозревают в получении взяток за предоставление госконтрактов по возведению третьего энергоблока на АЭС Angra, а также отмывании денег, воспрепятствовании осуществлению правосудия и создании преступного сообщества. В рамках этого же дела уже осужден еще один экс-президент Луис Инасиу Лула да Силва, получивший 12 лет тюремного заключения. Его сменщица Дилма Руссефф вынуждена была досрочно оставить занимаемый пост по той же причине.

    Жаир Болсонару, нынешний лидер Бразилии, наголову разбивший соперников на выборах-2018 под популярными лозунгами борьбы с преступностью и коррупцией, приоритетом своего экономического курса провозгласил поэтапное избавление от неимоверно разросшейся государственной собственности. Именно ее Болсонару считает не столько способом пополнения бюджета, сколько источником коррупции.

    Впрочем, коррупция в Латинской Америке существовала задолго до появления ныне печально известной корпорации Odebrecht. Эта болезнь с большим трудом поддается лечению.

    Ленин Морено, вступивший в должность эквадорского президента 24 мая 2017 года, сразу же столкнулся с коррупцией, пронизавшей все поры административного аппарата и даже ближайшее окружение. Речь шла о 43-летнем вице-президенте Хорхе Гласе, вторично избранном на эту должность. Ему инкриминировалось получение взятки в размере 33,5 млн долл. от все той же бразильской Odebrecht. Эти деньги фигурант получил якобы для восстановительных работ после катастрофического землетрясения, обрушившегося на Эквадор еще при бывшем президенте. В минувшем декабре высшая судебная инстанция приговорила Гласа к шести годам тюремного заключения.

    Получение взяток от Odebrecht инкриминируется четырем экс-президентам Перу – Алехандро Толедо (2001–2006), пришедшему ему на смену Алану Гарсиа, Ольянте Умала с супругой Надин (2011–2016) и перешагнувшему 80-летний рубеж Педро Пабло Кучински. Он пришел к руководству в 2016 году, но позднее вынужден был оставить пост.

    Алан Гарсиа, находившийся на вершине пирамиды власти два срока – с 1985 по 1990-й и с 2006 по 2011 год, – оставил после себя противоречивое наследие. Сначала довел Перу до коллапса и косвенно способствовал приходу к руководству этнического японца Альберто Фухимори, хотя позднее исправил прежние ошибки. Недавно он предпочел застрелиться, когда к нему наведалась полиция, чем оказаться в руках правосудия. Выяснилось, что Гарсиа оставил предсмертную записку, отрицавшую причастность к получению денег. Нынешняя перуанская администрация, задумавшая серьезно заняться искоренением коррупции, оказалась в шоке от произошедшего. Но общество приветствует борьбу с этим злом.

    Из недалекого прошлого вспоминается, что в Бразилии из-за коррупции главе государства Фернанду Коллору ди Мелло в 1992 году объявили импичмент. В 1993-м аналогичная судьба постигла президента Венесуэлы Карлоса Андреса Переса, обвиненного в нецелевом использовании средств. Эта зараза затронула и Коста-Рику, славящуюся демократическими традициями. Мигель Анхель Родригес был президентом с 1998 по 2002 год, после чего его единогласно избрали генеральным секретарем Организации американских государств. Пикантность ситуации состояла в том, что спустя две недели он оказался вынужденным оставить высокий пост и возвратиться на родину, чтобы предстать перед судом по обвинению в коррупции. Ему инкриминировалось получение комиссионных в размере 500 тыс. долл. от компании Alcatel. Она выиграла аукцион на организацию сети сотовой связи емкостью в 400 тыс. номеров. Кроме того, Родригесу вменялось в вину получение на личный счет 400 тыс. долл. от администрации Тайваня.

    Не буду расширять список другими примерами. Их более чем достаточно. Скажу лишь, что в Аргентине началось антикоррупционное расследование против экс-президента Кристины Фернандес де Киршнер. Сейчас она является сенатором и намеревается выдвинуться на третий срок после четырехлетнего перерыва. Выборы намечены на конец нынешнего года.

    Читайте также: