К какому типу относится данный источник законодательный делопроизводственный личного происхождения

Обновлено: 02.07.2024

Классификации: Во-первых, источники личного происхождения можно разделить на автокоммуникативпые (дневники) и межличностной коммуникации. Вторую группу, в свою очередь, можно разделить на источники с фиксированным адресатом (эпистолярные источники, отчасти мемуары-автобиографии, адресованные собственным потомкам мемуариста) и с неопределенным

Специфические особенности: Современное источниковедение понимает субъективную природу источников личного происхождения как отражение индивидуальных качеств автора, его личных взглядов, жизненного опыта, степени участия в событиях. В этом смысле субъективность внутренне присуща мемуарам, дневникам, письмам; это их неотъемлемая особенность и специфика. В связи с этим они являются незаменимым источником для познания личности и не менее достоверны, чем любой исторический источник.

Для источников личного происхождения характерны три основных свойства — документальность, ретроспективность и субъективность, которые связаны именно с проявлением личного начала в источниках этого вида. Эти свойства позволяют раскрыть особенности данного вида, учесть их специфику при исследовании, определить их ценность и т. д. Документальность источников личного происхождения характеризует их с позиции отражения фактических событий прошлого и свидетельств о нем, ведь такие источники — это тоже документы, так или иначе сообщающие о прошлом. Ретроспективность источников личного происхождения характеризует их отношение к историческим событиям и связана с отражением в них прошедших фиксируемых событий в виде определенного вида письменных документов — свидетельствах прошлого

Ценность источников личного происхождения определяется, прежде всего, особенностями их происхождения, так как они принадлежат конкретному автору и отображают непосредственное восприятие им окружающего мира, исторических событий и явлений. В них заложена своеобразная информация социально-психологического уровня, которую в других источниках найти сложно. Также материалы личного происхождения часто содержат факты и сведения, не освященные в других источниках. Их использование позволяет исследователю более подробно воспроизводить как отдельные события, так и особенности определённой эпохи.

Эволюция личных источников в 20 веке: На рубеже 19 и 20 века появляется мода на писание дневников, что приходится учитывать при анализе целеполагания автора исторического источника. Явно усиливается влияние информационного образа события, создаваемого в том числе и сред­ствами периодической печати (постепенно перерастающими в средства массовой информации), на мемуариста. Это проявляется в пер­вую очередь в отборе общественно значимых событий, описываемых в мемуарах. Растет и влияние мемуаристов друг на друга. С распространением исторических журналов, источники личного происхождения начинают чаще публиковаться. Осознание ценности источников личного происхождения приводит к тому, что такие источники, как дневники и частные письма, начинают специально собираться и тщательно храниться. Это обстоя­тельство в свою очередь оказывает влияние на авторов уже в момент писания личного дневника или частного письма, поскольку теперь автор (осознанно или бессознательно) предвидит возможность буду­щей публикации своего произведения.

20-й век наложил определенный отпечаток на лингвистические особенности языка, что также отражено в личных источниках. Незаметно в быт вторгались и занимали прочное место новая терминология и аббревиатуры. Полноправным источником стали фонодокументы, в частности записи воспоминаний на магнитную пленку.

Обогащались формы служебной переписки, преимущественно по способу ее передачи: телеграммы, каблограммы, телефонограммы, радиограммы, факсы, телексы. Сюда можно отнести, видимо, и получение информации посредством компьютера через Интернет.

Источники личного происхождения более, чем какие-либо другие, произвольны по форме и по содержанию, поэтому говорить об их видовой эволюции сложно. Хотя и появились новые формы (историческое интервью, блиц-воспоминания (мемуары, рассчитанные на публикацию в один газетный лист.) и др.), но они не определяют лицо документов личного происхождения. Форма мемуаров и дневников осталась такой же, как и сто лет назад. Эпоха определяла, что писать в мемуарах, как писать, о чем умалчивать.

Для 20го века характерной чертой является возрастание числа писем, так как количество писем связано с отрывом человека от дома, в 20 веке с его войнами, миграциями и политическими ссылками это происходило довольно часто. Внимание историков сегодня привлекают письма из тюрем, лагерей, спецпоселений, где устанавливался особый порядок переписки.

Контроль над перепиской граждан в России никогда не прерывался, а в советское время приобрел более широкие масштабы, что обычно связывается с установлением в стране тоталитарного режима, который надзирал над мыслями, делами и настроениями людей.

Для советского общества были характерны огромные потоки писем в печать и другие средства массовой информации. СМИ в умах советских людей отождествлялись с властью, поэтому письма имели сходные черты с письмами во властные структуры. Письма, поступавшие в СМИ, несут на себе черты, сходные с теми, которые приходили в органы власти. Но все же специфика печати оказывала свое действие. Так, многие авторы, рассчитывая на публикацию своих писем, старались придать им публицистические, художественные и пр. выразительные формы, что было не характерно для писем в органы управления.

Для истории XX в. характерны дневниковые записи, сделанные в чрезвычайных ситуациях: в лагерях, тюрьмах, ссылке, в годы войны в блокадном Ленинграде, в партизанском отряде и т.д.

Дневники в сталинские времена вести было небезопасно, но тем не менее находились люди, которые не боялись, но подавляющее большинство не доверяло бумаге.

Революция внесла существенные коррективы в подготовку мемуарной литературы. Прежде всего следует обратить внимание на стремительное расширение автобиографического жанра. С 1920 г. центром собирания мемуаров участников революции становится Истпарт и его отделения на местах. С целью всестороннего освещения исторических событий Истпарт широко применял анкетный метод сбора воспоминаний. При анализе собранных таким образом воспоминаний обращает на себя внимание их небольшой объем — в 2—6 страниц, имеют такие воспоминания будничный характер.

Формирование нового советского человека становилось главной задачей мемуарных кампаний. Этой задаче были подчинены публикации воспоминаний. Наряду с воспоминаниями рабочих, печатались мемуары деятелей науки и техники, руководителей производства, появились воспоминания ученых, деятелей культуры. Все эти мемуары есть ни что иное, как выполнение социального заказа. Всех их объединяет набор штампов: преданность советской власти, восхваление руководства компартии и т.д.

С началом террора такие мемуарные компании выродились. Мемуарные свидетельства подгонялись под заранее сконструированные схемы. Те из них, которые противоречили этим схемам, не издавались и не переиздавались. Это касалось и воспоминаний о В.И. Ленине. Некоторые воспоминания подверглись публичной порке, признавались ошибочными и неправильными.

После XX съезда КПСС обстановка в стране изменилась к лучшему. И сразу же появилось обилие воспоминаний на прилавках магазинов. Тогда же они стали подвергаться литературной обработке редакторов и консультантов. От этого возросла опасность искажения авторского замысла, исчезла неповторимая индивидуальность личности автора.

В брежневское время выплескивалось худшее, что накопилось в практике издания мемуаров: жесткая цензура, большие, ничем не оправданные купюры, беспардонная лесть и нахождение героических деяний у тех, кто таковых не совершал, и по-прежнему умолчание обо всем, что не ласкало слух или о чем говорить было не положено и не принято. На этом фоне событием огромной важности выглядело нечто необычное: ряды советских мемуаристов возглавил лично Л.И. Брежнев.

Мемуары — незаменимый источник для политической истории. Особенно для посткоммунистической истории, и никогда не было столько мемуаров такого количества политических деятелей. Характерной особенностью именно 90-х гг. 20 века стал массовый выход в свет мемуаров крупных должностных лиц, а также различных кремлевских чиновников: советников, помощников, пресс-секретарей, телохранителей, позволяющих взглянуть на закулисную жизнь советского кремля. Огромное количество мемуаров стало писаться и с объявлением гласности, кто их только не писал.

2. Советские письма как исторический источник

Классификация: при классификации писем можно выделить несколько больших групп по характеру содержащихся в письмах информации: 1) частная переписка – корреспонденция, которая ведется между отдельными людьми, родственниками, друзьями, знакомыми; 2) официальная переписка – корреспонденция между официальными учреждениями, органами власти, в которой также осуществляется метод управления (эти письма имеют очень строгие установленные формы, их можно отнести и к делопроизводственной документации); 3) дипломатическая переписка - корреспонденция между двумя странами, послами и т.п.; 4) письма во власть – обращения, жалобы и т. п., поступающие в органы управления, в адрес людей, занимавших различные посты, в адрес руководителей государства, в средства массовой информации; 5) переписка с передачей секретной информации. Также письма можно квалифицировать по периодичности их написания и поддержания переписки: переписка может быть разовой, по какому-то случаю, временной и постоянной в зависимости от устойчивости коммуникативных связей.

Источниковедческая работа с письмами: Одной из главных задач в работе историков с письмами является проблема их поиска, выявления, собирания и хранения, которая связана с политикой в области архивного дела и уровнем исторического сознания общества. Важная задача исследователя — по возможности выявить и изучить переписку в целом, а не только письма одного из корреспондентов. К письмам также может применяться контент-анализ, чтобы таким образом дать базу для какой-то аргументации, ведь для серьезного аргумента недостаточно 2-3 писем, нужно использовать гораздо больший массив, а контент-анализ упрощает эту работу. Для упрощения работы с письмами также необходимо составить библиографические и архивные указатели, позволяющих историкам целенаправленно и последовательно работать с письмами. Сложностью работы с письмами является и то, что они не сохраняются полностью. Еще одной сложностью является перлюстрация писем, т.е. вскрытие и просмотр корреспонденции без ведома адресата. Историк должен знать, насколько людьми осознается наличие подобной цензуры и как это\ сказывается на содержании писем, какие из них проходят мимо официальных каналов массовой коммуникации.

3. Ведение дневника в СССР.

Характерные, специфические черты: от мемуаров дневники отделяет их момент создания, который позволяет выделить их в особую разновидность источников личного происхождения с регулярной синхронной фиксацией событий. В дневниках почти нет ошибок памяти, и одна из ключевых в структуре источниковедческого анализа проблема датировки стоит не столь остро. Воспоминания, написанные на основе дневников, совершенно справедливо считаются фактически более точными, достоверными и ценными источниками, как и описания чувств автора в то конкретное время, когда была сделана запись. Ценность их по сравнению с мемуарами заключается также в особенностях воспроизведения событий. Они отмечены печатью злободневности, обостренности эмоционального восприятия.

Классификация: можно классифицировать дневники по профессиям людей, которые их вели: дневники можно разделить на профессиональные (рабочие тетради, записные книжки, черновики, дневниковые тексты писателя, журналиста, публициста, литературоведа, поэта, филолога) и непрофессиональные (дневниковые записи простых обывателей, которые либо ориентированы на какую-то профессиональную область, н-р, если его автор – политик, описывающий специфику своей работы, либо представляющие частную жизнь уже без претензий на ее уникальность).

Также можно разделить дневники по характеру публикации на научные и популярные (научно-популярные). Научные публикации отличаются археографической проработкой источников, подробными комментариями, указателями и др. В них обязательно указываются возможные изъятия, стилистическая и иная правка по сравнению с оригиналом рукописи, место, где хранится сама рукопись и др. От популярных публикаций этого ожидать не стоит.

Источниковедческое значение дневников: дневники более раскованы по сравнению с мемуарами. В них меньше прослеживается идеологическая заданность. Более того, на их основе можно изучать, как те или иные идеологические установки преломляются в обыденном сознании. Ценность дневников для исследователя выступает как исторически подвижная категория. Дневники как источник дают возможность историку изучать конкретные исторические личности с их индивидуальными особенностями, через которые проявляются взгляды, уровень культуры, а специфика изложения событий проявляется в субъективном восприятии личностью отдельных моментов истории. В дневнике содержится немало фактов, обычно отодвигаемых в темный угол исторического познания. дневники, в отличие от большинства воспоминаний, пишутся языком,

синхронным событию. Язык времени — вещь ненамеренно присутствующая в дневниках, но обязательная для реконструкции эпохи

4. Мемуары в СССР

Классификация: можно выделить группы воспоминаний по политическому и идеологическому признакам (советские мемуары и воспоминания противников советской власти, преимущественно эмигрантов из России и СССР), по странам (отечественные мемуары и воспоминания иностранцев), по социальным и профессиональным признакам (воспоминания государственных деятелей, дипломатов, военных, писателей, актеров, инженеров, рабочих и т. п.).

Источниковедческая работа с мемуарами и их источниковедческая ценность: с позиций историка-источниковеда самым ущербным в содержании воспоминаний является его деформация с течением времени, т. е. исследователь постоянно должен иметь ввиду, что мемуары отражают личность человека и историческое сознание общества в момент их написания, а не во время описываемых событий.


Историю отечества или жизнеописание исторической личности можно изучать не только по учебникам, но и по источникам личного происхождения. Что же это такое? Об этом вы узнаете в нашей статье, а также мы расскажем вам о различных видах и классификациях этого явления.

открытая книга

Источники личного происхождения. Определение

Многие ученые объясняют, что это огромный пласт разнообразных словесных источников, которые объединили едиными признаками происхождения. Именно они наиболее точно, а также последовательно передают процесс развития межличностных отношений.

По своему содержанию и происхождению источники весьма разнообразны. Их различия заключаются не только в содержании и форме, но и в способах передачи и предоставления информации. Поэтому их принято классифицировать. Далее представляем вам классификации источников личного происхождения.

Разделения по особенностям

Изначально источники классифицируют по коммуникационным связям, которые рассматривают в двух аспектах. Источники личного происхождения делят на дневниковые записи или межличностные. Последнюю группу же разделяют на документы с фиксированным адресатом (их еще относят к эпистолярным жанрам) и неопределенным адресатом (исповеди и эссеистика).

Есть еще одна методика источниковедческого исследования источников личного происхождения, но она не столь актуальна для нас.

Примечательно, что эпистолярные жанры изначально были предназначены для немедленного опубликования. А жанры эссеистики относятся к отложенной публикации.

Поиск и использование автокоммуникативных источников затруднено. Зачастую они уничтожались создателями или небрежно хранились. К сожалению, в нашем государстве нет системы их хранения в отличие от делопроизводственных источников. Если они и сохранялись, то попадали в личные фонды в виде коллекций.

Историками отмечена тенденция изменения отношения к материалам личного происхождения как историческим источникам.

Но прежде чем переходить к изучению эволюции таких документов, давайте поговорим о примерах.

книги на полке

Бумажные экспонаты из прошлого

Мы уже рассмотрели определение и классификацию. Давайте познакомимся с примерами источников личного происхождения: мемуары, автобиографии, эссе, исповедь, письма.

Каждый вид рассмотрим отдельно. А пока поговорим о становлении личных документов.

Эволюция словесных источников

В XVII веке возникшие источники личного происхождения были сформированы в Западной Европе. Они были похожими на отечественные. В дальнейшем их развитие привело к тому, что российские аналоги существенно отличались от источников западноевропейского происхождения. Ученые полагают, что все дело в эволюции мемуаристики.

славянская книга

Французский вельможа Рувруа Сен-Симон создал эталон мемуаров. Он описал не только события, которые видел, но и людей, участвовавших в них, а также еще и осмыслил задачи современной ему истории.

Историки делают вывод, что мемуары – источники личного происхождения, как исторический источник писались для того, чтоб их сразу же опубликовывали. Ведь во многих из них содержался ответ на реакцию общества.

Мемуары-автобиографии

Этот жанр мемуаров отражает установление вторичных социальных связей автора в мире. Данные произведения чаще всего преследуют семейные цели.

Особенности источников личного происхождения таковы. Записи предназначаются потомкам. На первоначальном этапе их существования характерен отбор информации. Отечественные мемуары и автобиографии черпают свое начало от традиций жития, так как на Руси в Средние века не существовало биографических жанров. К ним относятся автобиографии знаменитых людей, а также служебные автобиографии, которые находятся в личных делах работников учреждений. Историки отмечают незаурядные мемуары Андрея Тимофеевича Болотова, рожденного в октябре 1738 года. Он получил обычное домашнее образование. Изучал иностранные языки, в том числе французский и немецкий. Недолго учился и в частном пансионе. В 17 лет он остался без родителей. Потом поступил на службу и получил звание офицера. Вскоре ему пришлось участвовать в Семилетней войне. Он был в резерве. У Болотова была возможность наблюдать сражение, которое он описал. Его позиция наблюдателя стала для него обычный. Болотов видел многое, но не участвовал в событиях XVIII века, которые ему пришлось описывать в мемуарах.

экспонат в музее

Источником личного происхождения являются мемуары-автобиографии. Огромное внимание уделено вопросам службы, особенно детально описывается чинопроизводство, а также получение жалованья. Однако исследователями замечено, что у авторов полностью отсутствует стремление зафиксировать ход истории или исторические реалии. В XIX веке мемуары современной истории отстранили автобиографии на второй план, но в дальнейшем к ним возникает интерес. Рассмотрим следующее понятие источника личного происхождения.

Эссеистика

Эссе – еще один вид источников, которые предназначены для того, чтобы передать уникальный опыт индивидуума в историческом отрезке времени. Эссеист на бумаге излагает собственное мнение по выбранной им острой проблеме. Он отличается от публициста тем, что выступает от своего имени, а не от представителя какой-либо социальной группы.

Примечательно, что эссе и очерки в России не нашли большой популярности. Первые подобные тексты появились только в начале XIX века. Это были письма Гоголя к друзьям или философские письма, написанные Чаадаевым. Вскоре публицистика подавилась, так как личностная позиция подчинилась общественному интересу.

Таким образом, в России эссеистика стала философским жанром. Василий Васильевич Розанов предпочитал именно его.

древняя книга

Исповедь

Монолог-исповедь – источник личного происхождения, как исторический источник представляет собой философское произведение, в котором утверждается уникальность индивидуальности человека. Именно предназначение и сближает исповедь с эссе. Данный жанр нельзя считать распространенным. Однако он особенно важен для понимания источника нового времени. Стоит отметить, что средневековые тексты носят не только теологический, но и нравоучительный характер. Начало таких исповедей положил Жан-Жак Руссо. Философ создал свою исповедь в 60-х годах XVIII века.

Давайте попробуем определить, в чем заключалась цель этого произведения. Изначально текст у философа можно считать мемуарами, так как в центре повествование находится личность автора. Он по памяти воспроизводит и передает события из своей жизни. Он не отбирает события. Руссо описывает все то, что помнит, даже самые незначительные мелочи. Литературоведы отмечают, что в этих традициях он схож с Болотовым. Но текст Руссо содержит в себе еще больше мелких деталей из его жизни. Чтобы понять смысл его произведения, необходимо обратить особое внимание на первые абзацы.

Источники личного происхождения. Процесс изучения

При ознакомлении историков с документами личного происхождения проводится работа, состоящая из трех этапов:

  1. Определяется происхождение данного источника, то есть время и место создания, подлинность. Историки определяют еще и мотивы создания письменного документа. На данном этапе определяются еще и вспомогательные источники, которые будут привлечены.
  2. Изучается содержание, определяется достоверность, полнота, актуальность и так далее.
  3. Историк проводит анализ окружающей действительности, которая отражена автором в материалах.

открытая книга

Основные свойства источников

Для источников личного происхождения определены основные свойства:

  • документальность;
  • субъективность;
  • ретроспективность.

Все они связаны с проявлением личностного начала в документах этого вида. Данные свойства позволили определить ценность и особенность этого документа, учесть его специфику при изучении. Документальность таких источников характеризуется с позиции отражения реальных событий прошлого времени. Такие источники тоже являются документами, которые сообщают нам о прошлом. Ретроспективность документа характеризует отношение к событиям прошлого и связана с отражением реалий в виде письменного документа. На сегодняшний день ценность источников личного происхождения достаточно обоснована. Однако в научных кругах продолжаются обсуждения вопросов о второстепенной значимости мемуаров, дневников, а также воспоминаний. Все дело в том, что в документах личного происхождения преобладает эмоциональная сторона автора. Но четко прослеживается его профессиональный стиль и анализ событий.

Ценность подобных документов

Несомненно, что источники личного происхождения обладают ценностью. У них есть свои особенности, ведь они принадлежат определенному человеку и способны отражать его восприятие окружающего мира, явлений, а также исторических событий. В таких документах заложена социально-психологическая информация, которую в официальных источниках найти очень сложно. Также такие источники содержат в себе те сведения и факты, которые не освещаются в других материалах. Это дает возможность исследователю воспроизвести не только отдельные события, но и особенности определенного исторического периода.

Информационная ценность материалов заключается в том, что в официальных документах зачастую информации недостаточно. И именно изучение мемуаров дает исследователям полезный фактический материал. Такая проблема затронула документы эпохи Советского Союза при Сталине. Поэтому не лишним будет вспомнить произведения отечественного публициста и историка, а также политического деятеля Р. А. Медведева. Он написал больше 35 книг по отечественной истории, где автор от первого лица описал политические события, которые происходили в Советском Союзе от ХХ съезда и до его развала. Особенно мемуары важны при написании биографии или для воссоздания политической обстановки внутри государства. Однако для описания массовых мероприятий или для изучения сельского хозяйства мемуары будут играть второстепенную роль.

Огромную ценность составляют личная переписка, дневники, мемуары и воспоминания для историков при реконструкции военных событий.

Заключение

Таким образом, наша статья подошла к концу. Нам необходимо сделать выводы. Во-первых, источники личного происхождения считаются очень ценным и важным документом изучения исторических событий и явлений. Во-вторых, привлечение таких документов в историческом исследовании для историка позволит произвести работу более точно и отклониться от излишних оснований на официальные источники, а это значит, что познавательная значимость изучаемой проблемы резко возрастет.

Многие из нас в детстве вели дневники. Они содержали различные воспоминания. В них отражались наши эмоциональные переживания, потрясения. По мере взросления и появления бытовых проблем, люди бросают свое увлечение, не понимаю того факта, что спустя многие годы детям, внукам и прочим потомкам было бы интересно почитать, что мы чувствовали в их возрасте, а также что волновало наше сознание больше всего, какие события происходили вокруг нас.

человек пишет

Историю можно изучать не только по учебникам, но и по художественным произведениям, документальным фильмам. Например, Лидия Яковлевна Гинзбург - современник Блока и Ахматовой, была знакома со многими поэтами ХХ века. Все воспоминания, связанные с Маяковским или Есениным, она по крупицам собирала и записывала. Затем эти воспоминания воплотились в серьезный труд, который с огромным удовольствием изучают филологи и литературоведы. Оказывается, Владимир Маяковский за пять минут мог написать стихотворение, которое дети учат в школе. Он говорил, что большие стихи отнимают у него целых 20 минут!

Мемуары, дневники, письма тоже будут полезны при изучении истории. Если дети и взрослые не будут познавать историю, тогда наш народ и наше общество будет обречено на постепенное исчезновение. Ведь каждому из нас должно быть известно, что история записывается и изучается для того, чтобы не совершать прошлых ошибок и учиться на них.

Классификация – распределение всего множества на группы по определенному критерию (признаку). В зависимости от целей исследования могут быть определены разные признаки, соответственно и классификации могут быть различными. Самыми распространенными из них в отечественном источниковедении являются типовая и видовая.

В основе подразделения источников на типы (у истоков М.Н. Тихомиров, впоследствии ученики прибавили шестой тип) критерием стал способ передачи, хранения и кодирования информации. Выделяются следующие основные типы:

1. Вещественные источники. Это один из самых разнообразных типов. Значительная их часть сосредоточена в музеях, начиная от археологических находок до современных предметов человеческой жизнедеятельности.

2. Письменные источники. Это, несомненно, самая информативная часть источников. Информация в них закодирована в виде письма, неважно какого – рукописного или печатного.

3. Устные источники. Являются начальной формой исторических знаний. К ним относят сказки, былины, фольклор, пословицы, анекдоты и т.п.

Следующие два выделяемых типа находятся на стыке ранее названных. Это:

4. Лингвистические источники. Они связаны с развитием языков у различных народов. Это, прежде всего, многочисленные названия (географические и т.п.), различные заимствования из других языков (в России в массе англицизмы), жаргонизмы и др. В последние десятилетия – заимствования из жаргона программистов, причем и с частичной и с частичной сменой значения.

5. Этнологические источники. Они связаны с духовной культурой и бытом разных народов. Прежде всего, это их обычаи, обряды, ритуалы.

6. Технотронные источники – источники, созданные и (или) читаемые при помощи применения особых устройств и приспособлений. То есть, в этот тип входят документы, характеризующиеся их техническим происхождением, по способу записи информации – тот, в котором запись информации осуществлена автоматически, без непосредственного участия человека, с помощью того или иного технического приспособления. К технотронным источникам относятся кино, фото, фоно, видеодокументы, электронные документы, выполненные любым способом и любым способом закрепляющие информацию.

Каждый из этих типов источников включает в себя огромное количество разнообразных материалов. Поэтому внутри них обычно вводится внутренняя классификация на подтипы.

Другие типовые классификации

Иная более обширная типовая классификация у С. О. Шмидта. Он предлагал разделять их на шесть типов: вещественные, словесные (включая в них и устные, и письменные, и фонодокументы), изобразительные (включая в них и фотокинодокументы), звуковые (шумы, звоны и т.п.), поведенческие (обряды, обычаи, ритуалы) и конвенциальные. Под последними он понимал то, что выражено условными обозначениями: нотами, различными символами (химическими, математическими и т.п.), техническую, медицинскую и подобную документацию, например, кардиограммы.

Критика типовой классификации

В качестве критики распространенных типовых классификаций указывают, что в них смешаны два принципа деления источников: по способу передачи явления (вещественные, письменные и устные) и по объекту исследования разных наук (этнографические и лингвистические). Поэтому один и тот же источник может быть отнесен к двум разным типам.

Другой вариант критики: одни типы выделяются по форме отражения действительности, другие – по объекту отражения.

Видовая классификация стала плодом коллективного творчества разных исследователей. Вид – это исторически сложившаяся совокупность источников, которые характеризуются признаком внутренней структуры. Критерием классификации является цель (функция), направленность и назначение источника. При этом она самая может существенно отличаться в зависимости от различных исторических периодов. В составе каждого из видов (жанров) выделяются различные разновидности. Вариант для периода имперской России:

· Нормативные правовые акты. Подразделяются на законы, которые устанавливают какие-либо нормы и подзаконные акты, которые их только разъясняют, детализируют и т.п.

· Актовые материалы – документы юридического характера, фиксирующие правовые отношения между двумя и более контрагентами. В отличие от законов, которые устанавливают правовые нормы, акты лишь используют их.

Акты обычно подразделяются на публично-правовые (где контрагентом выступает государство) и частноправовые. Но есть и акты, которые трудно с уверенностью отнести к публично-правовым или частноправовым. Это документы, в которых частные лица вступают в какие-то отношения с публичной властью, либо давая ей известные обязательства (договорный вид), либо обращаясь к ней с просьбой (просительный вид). То есть их можно определить, как публично-частные.

Это различные материалы обычно в цифровой форме, собранные для принятия управленческих решений. Не следует путать статистические материалы с отчетной разновидностью делопроизводственной документации. В статистике обработка данных производится на основе счета по категориям, путем группировки полученных данных и дальнейшей их обработки методом средних чисел.

Для XIX в. делопроизводственную документацию можно подразделить на ведомственную и частную. В последней можно выделить организационно-распорядительную (различные положения, инструкции и т.п.), отчетную документацию, деловую переписку, материалы по личному составу. Соответственно среди последних можно отметить формулярные списки и контракты.

· Источники личного происхождения (на Западе для них получил распространение термин: эго-источники или эго-документы).

· Литературные произведения и публицистика.

· Материалы периодической печати.

Это один из самых дискуссионных видов. При его выделении отмечают такие признаки, как форма публикации (публикация материалов с определенной периодичностью, общим оформлением и нумерацией) и большой тираж, рассчитанный на различных читателей. Периодические издания традиционно подразделяется на три разновидности: газеты, журналы и повременные издания научных обществ.

Оппоненты отмечают, что это не более чем типология средств массовой информации. Никаких реальных оснований для выделения периодических изданий в особый вид нет, т.к. место публикации источника не меняет его видовую природу. В периодической печати могут содержатся источники всех видов, как и в архиве. Видимо, истина в промежуточном варианте: в периодической печати есть такие специфические разновидности источников, как редакционные статьи, корреспонденции, фельетоны, новостные сводки и т.п.

Типо-видовые схемы

Естественно источниковеды неоднократно предлагались и различные смешанные типо-видовые схемы. Самой известной из которых является классификация Льва Николаевича Пушкарева. У него высшей категорией является тип: вещественные, письменные и этнографические источники. Письменные делятся на два рода: документальные и повествовательные, а те, в свою очередь, еще на более мелкие единицы – виды.

А.Г. Голиков считает, что тип – это более широкая классификация, чем вид. Ведь тип базируется на прагматическом аспекте информации, а вид – на семантическом аспекте. Поэтому письменные источники (тип) следует подразделять на виды.

В целом не может быть выработана устраивающая всех классификация на одном критерии, т.к. для разных источников в разные исторические периоды характерны различные черты, качества и свойства.

Тема 5. Подряд. Возмездное оказание услуг: К адвокату на консультацию явилась Минеева и пояснила, что.

Основные этапы развития астрономии. Гипотеза Лапласа: С точки зрения гипотезы Лапласа, это совершенно непонятно.

Образцы сочинений-рассуждений по русскому языку: Я думаю, что счастье – это чувство и состояние полного.


Историю отечества или жизнеописание исторической личности можно изучать не только по учебникам, но и по источникам личного происхождения. Что же это такое? Об этом вы узнаете в нашей статье, а также мы расскажем вам о различных видах и классификациях этого явления.

открытая книга

Источники личного происхождения. Определение

Многие ученые объясняют, что это огромный пласт разнообразных словесных источников, которые объединили едиными признаками происхождения. Именно они наиболее точно, а также последовательно передают процесс развития межличностных отношений.

По своему содержанию и происхождению источники весьма разнообразны. Их различия заключаются не только в содержании и форме, но и в способах передачи и предоставления информации. Поэтому их принято классифицировать. Далее представляем вам классификации источников личного происхождения.

Разделения по особенностям

Изначально источники классифицируют по коммуникационным связям, которые рассматривают в двух аспектах. Источники личного происхождения делят на дневниковые записи или межличностные. Последнюю группу же разделяют на документы с фиксированным адресатом (их еще относят к эпистолярным жанрам) и неопределенным адресатом (исповеди и эссеистика).

Есть еще одна методика источниковедческого исследования источников личного происхождения, но она не столь актуальна для нас.

Примечательно, что эпистолярные жанры изначально были предназначены для немедленного опубликования. А жанры эссеистики относятся к отложенной публикации.

Поиск и использование автокоммуникативных источников затруднено. Зачастую они уничтожались создателями или небрежно хранились. К сожалению, в нашем государстве нет системы их хранения в отличие от делопроизводственных источников. Если они и сохранялись, то попадали в личные фонды в виде коллекций.

Историками отмечена тенденция изменения отношения к материалам личного происхождения как историческим источникам.

Но прежде чем переходить к изучению эволюции таких документов, давайте поговорим о примерах.

книги на полке

Бумажные экспонаты из прошлого

Мы уже рассмотрели определение и классификацию. Давайте познакомимся с примерами источников личного происхождения: мемуары, автобиографии, эссе, исповедь, письма.

Каждый вид рассмотрим отдельно. А пока поговорим о становлении личных документов.

Эволюция словесных источников

В XVII веке возникшие источники личного происхождения были сформированы в Западной Европе. Они были похожими на отечественные. В дальнейшем их развитие привело к тому, что российские аналоги существенно отличались от источников западноевропейского происхождения. Ученые полагают, что все дело в эволюции мемуаристики.

славянская книга

Французский вельможа Рувруа Сен-Симон создал эталон мемуаров. Он описал не только события, которые видел, но и людей, участвовавших в них, а также еще и осмыслил задачи современной ему истории.

Историки делают вывод, что мемуары – источники личного происхождения, как исторический источник писались для того, чтоб их сразу же опубликовывали. Ведь во многих из них содержался ответ на реакцию общества.

Мемуары-автобиографии

Этот жанр мемуаров отражает установление вторичных социальных связей автора в мире. Данные произведения чаще всего преследуют семейные цели.

Особенности источников личного происхождения таковы. Записи предназначаются потомкам. На первоначальном этапе их существования характерен отбор информации. Отечественные мемуары и автобиографии черпают свое начало от традиций жития, так как на Руси в Средние века не существовало биографических жанров. К ним относятся автобиографии знаменитых людей, а также служебные автобиографии, которые находятся в личных делах работников учреждений. Историки отмечают незаурядные мемуары Андрея Тимофеевича Болотова, рожденного в октябре 1738 года. Он получил обычное домашнее образование. Изучал иностранные языки, в том числе французский и немецкий. Недолго учился и в частном пансионе. В 17 лет он остался без родителей. Потом поступил на службу и получил звание офицера. Вскоре ему пришлось участвовать в Семилетней войне. Он был в резерве. У Болотова была возможность наблюдать сражение, которое он описал. Его позиция наблюдателя стала для него обычный. Болотов видел многое, но не участвовал в событиях XVIII века, которые ему пришлось описывать в мемуарах.

экспонат в музее

Источником личного происхождения являются мемуары-автобиографии. Огромное внимание уделено вопросам службы, особенно детально описывается чинопроизводство, а также получение жалованья. Однако исследователями замечено, что у авторов полностью отсутствует стремление зафиксировать ход истории или исторические реалии. В XIX веке мемуары современной истории отстранили автобиографии на второй план, но в дальнейшем к ним возникает интерес. Рассмотрим следующее понятие источника личного происхождения.

Эссеистика

Эссе – еще один вид источников, которые предназначены для того, чтобы передать уникальный опыт индивидуума в историческом отрезке времени. Эссеист на бумаге излагает собственное мнение по выбранной им острой проблеме. Он отличается от публициста тем, что выступает от своего имени, а не от представителя какой-либо социальной группы.

Примечательно, что эссе и очерки в России не нашли большой популярности. Первые подобные тексты появились только в начале XIX века. Это были письма Гоголя к друзьям или философские письма, написанные Чаадаевым. Вскоре публицистика подавилась, так как личностная позиция подчинилась общественному интересу.

Таким образом, в России эссеистика стала философским жанром. Василий Васильевич Розанов предпочитал именно его.

древняя книга

Исповедь

Монолог-исповедь – источник личного происхождения, как исторический источник представляет собой философское произведение, в котором утверждается уникальность индивидуальности человека. Именно предназначение и сближает исповедь с эссе. Данный жанр нельзя считать распространенным. Однако он особенно важен для понимания источника нового времени. Стоит отметить, что средневековые тексты носят не только теологический, но и нравоучительный характер. Начало таких исповедей положил Жан-Жак Руссо. Философ создал свою исповедь в 60-х годах XVIII века.

Давайте попробуем определить, в чем заключалась цель этого произведения. Изначально текст у философа можно считать мемуарами, так как в центре повествование находится личность автора. Он по памяти воспроизводит и передает события из своей жизни. Он не отбирает события. Руссо описывает все то, что помнит, даже самые незначительные мелочи. Литературоведы отмечают, что в этих традициях он схож с Болотовым. Но текст Руссо содержит в себе еще больше мелких деталей из его жизни. Чтобы понять смысл его произведения, необходимо обратить особое внимание на первые абзацы.

Источники личного происхождения. Процесс изучения

При ознакомлении историков с документами личного происхождения проводится работа, состоящая из трех этапов:

  1. Определяется происхождение данного источника, то есть время и место создания, подлинность. Историки определяют еще и мотивы создания письменного документа. На данном этапе определяются еще и вспомогательные источники, которые будут привлечены.
  2. Изучается содержание, определяется достоверность, полнота, актуальность и так далее.
  3. Историк проводит анализ окружающей действительности, которая отражена автором в материалах.

открытая книга

Основные свойства источников

Для источников личного происхождения определены основные свойства:

  • документальность;
  • субъективность;
  • ретроспективность.

Все они связаны с проявлением личностного начала в документах этого вида. Данные свойства позволили определить ценность и особенность этого документа, учесть его специфику при изучении. Документальность таких источников характеризуется с позиции отражения реальных событий прошлого времени. Такие источники тоже являются документами, которые сообщают нам о прошлом. Ретроспективность документа характеризует отношение к событиям прошлого и связана с отражением реалий в виде письменного документа. На сегодняшний день ценность источников личного происхождения достаточно обоснована. Однако в научных кругах продолжаются обсуждения вопросов о второстепенной значимости мемуаров, дневников, а также воспоминаний. Все дело в том, что в документах личного происхождения преобладает эмоциональная сторона автора. Но четко прослеживается его профессиональный стиль и анализ событий.

Ценность подобных документов

Несомненно, что источники личного происхождения обладают ценностью. У них есть свои особенности, ведь они принадлежат определенному человеку и способны отражать его восприятие окружающего мира, явлений, а также исторических событий. В таких документах заложена социально-психологическая информация, которую в официальных источниках найти очень сложно. Также такие источники содержат в себе те сведения и факты, которые не освещаются в других материалах. Это дает возможность исследователю воспроизвести не только отдельные события, но и особенности определенного исторического периода.

Информационная ценность материалов заключается в том, что в официальных документах зачастую информации недостаточно. И именно изучение мемуаров дает исследователям полезный фактический материал. Такая проблема затронула документы эпохи Советского Союза при Сталине. Поэтому не лишним будет вспомнить произведения отечественного публициста и историка, а также политического деятеля Р. А. Медведева. Он написал больше 35 книг по отечественной истории, где автор от первого лица описал политические события, которые происходили в Советском Союзе от ХХ съезда и до его развала. Особенно мемуары важны при написании биографии или для воссоздания политической обстановки внутри государства. Однако для описания массовых мероприятий или для изучения сельского хозяйства мемуары будут играть второстепенную роль.

Огромную ценность составляют личная переписка, дневники, мемуары и воспоминания для историков при реконструкции военных событий.

Заключение

Таким образом, наша статья подошла к концу. Нам необходимо сделать выводы. Во-первых, источники личного происхождения считаются очень ценным и важным документом изучения исторических событий и явлений. Во-вторых, привлечение таких документов в историческом исследовании для историка позволит произвести работу более точно и отклониться от излишних оснований на официальные источники, а это значит, что познавательная значимость изучаемой проблемы резко возрастет.

Многие из нас в детстве вели дневники. Они содержали различные воспоминания. В них отражались наши эмоциональные переживания, потрясения. По мере взросления и появления бытовых проблем, люди бросают свое увлечение, не понимаю того факта, что спустя многие годы детям, внукам и прочим потомкам было бы интересно почитать, что мы чувствовали в их возрасте, а также что волновало наше сознание больше всего, какие события происходили вокруг нас.

человек пишет

Историю можно изучать не только по учебникам, но и по художественным произведениям, документальным фильмам. Например, Лидия Яковлевна Гинзбург - современник Блока и Ахматовой, была знакома со многими поэтами ХХ века. Все воспоминания, связанные с Маяковским или Есениным, она по крупицам собирала и записывала. Затем эти воспоминания воплотились в серьезный труд, который с огромным удовольствием изучают филологи и литературоведы. Оказывается, Владимир Маяковский за пять минут мог написать стихотворение, которое дети учат в школе. Он говорил, что большие стихи отнимают у него целых 20 минут!

Мемуары, дневники, письма тоже будут полезны при изучении истории. Если дети и взрослые не будут познавать историю, тогда наш народ и наше общество будет обречено на постепенное исчезновение. Ведь каждому из нас должно быть известно, что история записывается и изучается для того, чтобы не совершать прошлых ошибок и учиться на них.

Читайте также: