К какому стилю речи относится словосочетание программное обеспечение

Обновлено: 02.07.2024

3. Найдите предложение, осложненное деепричастным оборотом:

А) Отмечается увеличение давления на биосферу человека, ведущее к серьезным нарушениям экологии.

В) По лицу его текли капельки, какие бывают после дождя. С) Задача, которую надо решить, требовала внимания.

D) Электронные офисы эффективно работают, позволяя развивать информационные ресурсы. Е) Стихи, что вспомнились, успокоили меня.

4. Найдите предложение, осложненное деепричастным оборотом:

А) Снег сиял и хрустел, слипались ресницы. В) По лицу его текли капельки, какие бывают после дождя.

С) Основными приемами в работе по сбору лексики были эксперимент и самонаблюдение.

D) Микроскоп – это прибор, увеличивающий изображение в несколько тысяч раз.

Е) Изучая проблемы оживления организма, ученые установили, что после прекращения сердечной деятельности и дыхания, ткани и органы человеческого тела умирают не сразу.

5. Найдите предложение, осложненное причастным оборотом:

А) Казалось, ночь не закончится. В) Рентгеновские излучения поглощаются атмосферой и не достигают земли.

D) Снег сиял и хрустел, слипались ресницы. Е) Полеводы выбирают нужные по скороспелости сорта растений.

6. Найдите предложение, осложненное причастным оборотом:

А) Они уходили все дальше, а ночь и фантазия делали их все прекраснее. В) В лесу держался запах жженой травы.

С) Единицы языка состоят из элементарных незначимых единиц, которые называются кенемами.

D) Ученым удалось доказать, что формирование условных рефлексов связано с изменением ДНК.

Е) Представление о прямой дает натянутый луч света, выходящий из малого отверстия.

А) создавать видимость В) остаться безнаказанным С) ничего собой не представлять

D) оказаться в неловком положении Е) напряженно думать

А) мозолить глаза В) сесть в лужу С) как рыба в воде D) ноль без палочки Е) положа руки на сердце

А) во все лопатки В) сесть в лужу С) бить баклуши D)сломя голову Е) на вес золота

10. В каком числительном пишется буква Ь на конце слова:

А) пятьдесят… В) семьдесят… С) восемнадцат… D) шестьдесят… Е) восемьдесят…

А) ума палата В) сидеть сложа руки С) на вес золота D)идти ва-банк Е) сложить голову

12. Определите стиль текста: Словно теплая слеза – капля капнула в глаза.

Там в небесной вышине Кто-то плачет обо мне.

А) Научный стиль В) Стиль художественной литературы С) Публицистический стиль

D) Разговорный стиль Е) Официально-деловой стиль

13. Определите стиль текста: С благодарностью подтверждаем получение Вашего письма с приложенными каталогами и сообщаем, что этот информационный материал мы направили рассмотрение нашим заказчикам. В случае проявления ими интереса к изделиям Вашей фирмы сообщим дополнительно.

А) Научный стиль В) Стиль художественной литературы С) Публицистический стиль D) Разговорный стиль Е) Официально- деловой стиль

А) Научный стиль В) Стиль художественной литературы С) Публицистический стиль D) Разговорный стиль Е) Официально- деловой стиль

15. К какому стилю относится данное словосочетание: На брифинге в минувший вторник…

А) Научный стиль В) Стиль художественной литературы С) Публицистический стиль D) Разговорный стиль Е) Официально — деловой стиль.

16. К какому стилю относится данное словосочетание: Доводим до Вашего сведения…

А) Научный стиль В) Стиль художественной литературы С) Публицистический стиль

D) Разговорный стиль Е) Официально- деловой стиль

17. Выделите строку с лексикой публицистического стиля: А) демократия, глобализация, прогресс

18. Выделите строку с лексикой официально-делового стиля: А) межнациональное согласие

В) зачетка, столовка С) лицевой счет D) жить на широкую ногу Е) небеса, лазурный

19. Какой документ относится к организационно-распорядительным документам:

А) Распоряжение В) Отчет С) Доверенность D)Резюме Е) Докладная записка

20. Какой документ относится к информационно-справочным документам:

А) Указ В) Распоряжение С) Положение D) Инструкция Е) Докладная записка

21. Какой документ относится к организационно-распорядительным документам:

А) Справка В) Отчет С) Деловое письмо D) Устав Е) Ходатайство

22. Назовите жанры официально-делового стиля:

А) Приказ, заявление В) Репортаж, интервью С) Диссертация, лекция D) Беседа, частные письма Е) Роман, поэма.

23. Приказ является жанром стиля … А) Публицистич. В) Официально-делов. С) Художеств. D) Разговорн. Е) Научн.

24. Назовите жанры публицистического стиля:

А) Приказ, заявление В) Репортаж, интервью С) Диссертация, лекция D) Беседа, частные письма Е) Роман, поэма.

25. Укажите, к какому стилю относится жанр журнальная статья:

А) Публицистическому В) Официально-деловому С) Художественному D) Разговорному Е) Научному


Урок позволит вспомнить все стили речи. содержание урока выстроено в градационном порядке с сочетанием различных видов работ по переработке текстов.

Содержимое разработки

Функциональные стили речи

Цели урока: обобщить и систематизировать знания о стилях речи русского языка совершенствование навыков правописания.

-вспомнить и повторить с учащимися стили речи и присущие им признаки;

-научиться применять стили речи по ситуации, научиться обобщать и систематизировать изученное.

-актуализировать знания учащихся о функциональных стилях речи и сфере их использования.

-закрепить умение определять стиль речи.

-воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Методы: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Формы: Коллективная, фронтальная, индивидуальная

Оборудование: раздаточный материал (опорная схема), мультимедийное оборудование.

1.Оганизационный момент. Вступительное слово учителя.

Садитесь. В тетрадях запишите число.

Разгадайте шараду.

Слог первый мой – предлог.
Второй слог – летний дом.
А целое, порой,
Решается с трудом.
(За-дача)

Да, нам сегодня действительно на уроке предстоит решить несколько задач, касающихся текста и речи в целом.

Каждый раз, когда Вы пишете текст или просто общаетесь с другими людьми, Вы выбираете тот стиль речи, который наиболее актуален для данного момента. Всего существует пять стилей, однако от правильности выбора каждого из них целиком зависит успех Вашего диалога, как с собеседником, так и с читателем. Для читателя стиль Вашего изложения имеет даже большее значение, поскольку при чтении у человека отсутствует невербальная информация о Вас, такая как мимика, жесты, частота дыхания, взгляд и т.д.

Итак, сегодня мы с Вами вспомним, какие стили текста существуют, какие особенности имеют и, само собой, мы рассмотрим примеры этих стилей.

2. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

Общие вопросы по теме:

- Как вы понимаете слово стиль?

- Однозначное ли это слово?

(Учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос)

В русском языке сравнительно недавно оформилась научная дисциплина – стилистика, которая изучает особенности употребления средств языка в зависимости от речевой ситуации.

– Назовите, какие стили речи вам известны.

(Ученики перечисляют стили речи).

– Чем отличаются стили речи друг от друга? В этом поможет таблица, которая лежит перед вами.

(Функциональными особенностями, языковыми средствами, ситуацией общения).

Выполнение упражнения, где необходимо словосочетания распределить в соответствие со стилем речи.

Пробуждающаяся природа, по данным социологического опроса, светская хроника, шорох ресниц, ходил совсем ошалевший, предстоящие переговоры, судебное разбирательство, вопросы экологии, завершившийся эксперимент, праздничное настроение, хлопать ушами, серебристый иней, лебедь белая, парламентские дебаты, валютный коридор, библиографический указатель, защищать природу, растянулся на лавке.

Проверьте и оцените свою работу по критериям.

Ответы: (Разговорный: ходил совсем ошалевший, хлопать ушами, растянулся на лавке.

Научный: вопросы экологии, завершившийся эксперимент, библиографический указатель.

Официально-деловой: судебное разбирательство, предстоящие переговоры, валютный коридор, парламентские дебаты.

Публицистический: по данным социологического опроса, светская хроника, защищать природу.

Художественный: пробуждающаяся природа, шорох ресниц, праздничное настроение, серебристый иней, лебедь белая).

Это были словосочетания, но мы даём стилистическую окраску тексту.

– Скажите, а как доказать принадлежность текста к тому или иному стилю?

(Нужно выполнить полный или частичный стилистический анализ).

У вас есть памятки плана стилистического анализа текста. Применяя памятку, попробуем частично произвести стилистический анализ текста.

Охарактеризуйте ситуацию общения (условия и задачи речи), в которых может быть использован текст.

Назовите основные стилевые черты, нашедшие отражение в этом тексте (непринуждённость – официальность, точность – расплывчатость названия, эмоциональность – бесстрастность, конкретность – абстрактность, субъективность – объективность, образность – отсутствие образности, подчёркнутая логичность, призывность речи).

Укажите языковые средства (лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические), с помощью которых раскрываются в данном тексте названные вами стилевые черты.

Сделайте вывод: к какому стилю относится данный текст.

Работа по теме урока с текстом.

Запишите текст.

Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закрутился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, по дороге спирально закружилась пыль, побежала по степи и, /увлекая за собою солому, стрекоз и перья/, поднялась к небу и затуманила солнце. (А.П. Чехов).

– Объясните знаки препинания.

– Определите тему текста. (Ветер, вихрь). Ветреная погода. Начало бури.

– Определите стиль речи. Назовите признаки стиля.

(Художественный стиль. Описывается картина сильного ветра с использованием изобразительно-выразительных средств. В нём отражены такие черты художественной речи, как конкретность (ветер в степи поднял прошлогоднюю траву, закружил пыль), образность (олицетворение: ветер рванул, трава и бурьян подняли ропот, закружилась пыль)).

Этап проверки знаний учащихся.

Перед вами лежат несколько текстов. И ваша задача – определить стиль речи, применяя памятку стилистического анализа текста. Попробуйте это задание выполнить парами.

1. Исходя из результатов эксперимента, можно сделать заключение, что объект имеет мягкую однородную структуру, свободно пропускает свет и может изменять ряд своих параметров при воздействии на него разности потенциалов в диапазоне от 5 до 33 000 В. Исследования также показали, что объект необратимо изменяет свою молекулярную структуру под воздействием температуры свыше 300 К. При механическом воздействии на объект с силой до 1000 Н видимых изменений в структуре не наблюдается (научный).

2. Невероятное открытие! Житель глухой деревни Эксперименталово изобрел новый препарат, заставляющий куриц нести золотые яйца! Тайна, над которой не одно столетие бились величайшие алхимики мира, наконец, раскрыта нашим соотечественником! Пока от изобретателя никаких комментариев не поступало, он, в данный момент, находится в сильном запое, однако можно однозначно сказать, что открытия таких патриотов, однозначно, стабилизируют экономику нашей страны и укрепят ее позиции на мировой арене как лидера в области добычи золота и производстве золотых изделий на десятки лет вперед (публицистический).

3. Сидорович плохо спал ночью, то и дело, просыпаясь под раскаты грома и сверкание молний. Это была одна из тех ужасных ночей, когда хочется закутаться под одеяло, высунув нос для притока воздуха, и представлять что ты в шалаше в дикой степи за сотни километров до ближайшего города.

Вдруг откуда ни возьмись Сидоровичу по уху проехалась ладонь спавшей рядом жены:

– Спи уже, путешественник, – простонала она, сонно причмокивая языком.

Сидорович обиженно отвернулся, надувшись. Он думал о Тайге… (художественный).

5. Вы когда-нибудь задумывались о том, что было бы, если бы Земля поменялась местами с Юпитером? Я серьезно! Возникли бы Новые Васюки на его кольцах? Конечно нет! Они же из газа! Неужели вы хоть на минуту купились на такую откровенную чушь? В жизни не поверю! А если бы Луна упала в Тихий Океан, на сколько бы поднялся его уровень? Вы, наверное, думаете, что я – редкий зануда, но, если я не задам эти вопросы, то кто? (разговорный)

6. Лейтенант шел по желтому строительному песку, нагретому дневным палящим солнцем. Он был мокрым от кончиков пальцев до кончиков волос, все его тело было усеяно царапинами от острой колючей проволоки и ныло от сводящей с ума боли, но он был жив и направлялся к командному штабу, который виднелся на горизонте метрах в пятистах (художественный).

7. Ёо, чувак! Если ты читаешь этот текст, то врубаешься в тему. Энергия, драйв и скорость – вот что определяет мою жизнь. Я люблю экстрим, люблю острые ощущения, люблю, когда адреналин зашкаливает и сносит башку. Я без этого не могу, чувак, и знаю, что ты меня понимаешь. Мне глубоко по-барабану: скейтборд или паркур, ролики или байк, до тех пор, пока мне есть чему бросить вызов. И это круто! (разговорный)

8. Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии (публицистический).

9. Исходя из результатов экспериментов, которые свидетельствуют о том, что люди сканируют текст и не всегда просматривают веб-страницу целиком, целесообразно воспользоваться принципом перевернутой пирамиды и поместить вывод в начало текста (научный).

10. Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. Это страшно трудно делать, потому что исписанная бумага горит неохотно. Ломая ногти, я раздирал тетради, стоймя вкладывая их между поленьями и кочергой, трепал листы. Пепел по временам одолевал меня, душил пламя, но я боролся с ним, и роман, упорно сопротивляясь, всё же погибал. Знакомые слова мелькали передо мной, они пропадали лишь тогда, когда бумага чернела, и я кочергой яростно добивал их. (художественный).

Задание на создание текста. Попытайтесь передать содержание следующего отрывка средствами пяти стилей. Сделайте выводы о целесообразности и корректности подобных экспериментов.

Три вечера я пытался решить эту задачу и только сегодня понял, что неправильно составил чертёж. Изменил его, и сразу получилось. Проверил по ответу – всё правильно.

– Можно ли любой текст представлять в разных стилях речи?

(Нет. В большинстве своём текст соответствует определённому стилю речи. То есть не каждый текст можно представить в различных стилях. Если только стиль худож.литер-ры может совместить и разговорный, и книжный).

Заключительный вопрос.

Почему в языке не может быть один стиль? (тогда язык наш будет или официальный, или просторечный, или пафосный. Нужен применяться тот стиль речи, в зависимости от речевой ситуации).

Этап подведения итогов урока.

Слово учителя:

Сегодня мы хорошо поработали и смогли выполнить ряд заданий, опираясь на наши знания. Рассмотрели примеры стилей речи во всём их, пусть не богатом, но разнообразии. Для различных ситуаций оптимальными будут различные направления, но, главное, на что стоит обратить внимание при создании текста – язык той аудитории, который удобен для неё. Акцент на этих двух параметрах позволяет Вашим текстам читаться на одном дыхании, а, следовательно, повышает Ваши шансы на успешное выполнение поставленной перед текстом задачи.

Готовьтесь к следующему занятию, на котором мы будем анализировать прозаический и лирический тексты.


-75%

Стили речи — это её разновидности, которые используются в той или иной сфере общественной жизни: в обыденном общении, в официально-деловых отношениях, в средствах массовой информации, в сфере науки, в художественной литературе.

В зависимости от сферы употребления выделяют следующие функциональные стили речи: разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный.

Разговорный стиль

Разговорный стиль используется в повседневном общении между людьми с целью поделиться своими мыслями, чувствами, информацией, высказать побуждения и т. п. Разговорный стиль функционирует в быту: в домашней обстановке, на улице, в магазине, на работе между сотрудниками, в неофициальной обстановке.

Основная функция разговорного стиля — функция общения, обеспечиваю­щая повседневные, бытовые связи между людьми.

Характерные черты разговорного стиля: преобладание устной формы речи, неофициальность, непринуждённость, конкретность, простота, эмоциональность, использование разговорной лексики, часто с просторечной окраской.

Жанры (разновидности) разговорного стиля в зависимости от ситуации общения: диалог (беседа), телефонный разговор, письмо, записка. В последнее время разговорный стиль обогатился жанром переписки по Интернету, по мобильному телефону (sms).

Обычная форма реализации разговорного стиля — диалог; этот стиль используется исключительно в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала.

Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль используется в официальной обстановке: в сферах делопроизводства, законодательства, дипломатии.

Основные функции официально-делового стиля — регламентировать отноше­ния между обществом и государством, между государствами, между граждана­ми в их трудовой, общественной деятельности, в сфере имущественных и право­вых отношений; информативная функция.

Характерные черты официально-делового стиля: преобладание письменной формы, официальность, регламентированность, стандартизация текстов, точ­ность, конкретность, строгость, безличность, неэмоциональность, преобладание официально-деловой лексики. Для официально-делового стиля характерно на­личие речевых клише, общепринятой формы изложения, стандартного изложе­ния материала, широкое использование терминологии и номенклатурных наи­менований, наличие сложных несокращённых слов, аббревиатур, отглагольных существительных, преобладание прямого порядка слов.

Жанры официально-делового стиля в зависимости от сферы функционирования: законы, уставы, указы, приказы, постановления, резолюции, ноты, коммюнике, объявления, справки, рапорты, анкеты, заявления, доверенности, автобиографии, резюме, характеристики, акты, протоколы, инструкции, кон­тракты, договоры и т. д.

Тип речи официально-делового стиля — преимущественно рассуждение.

Вид речи — чаще всего монолог.

Публицистический стиль

Сфера употребления публицистического стиля — общественная жизнь, поли­тика, экономика, культура. Этот стиль обращён к слушателям, читателям — об этом говорит происхождение его названия (от лат. publicus — общественный).

Основная функция — обсуждение насущных социальных, общественных во­просов с целью привлечь к ним общественное мнение, воздействовать на людей, побуждая к тем или иным поступкам, действиям. Области функционирования: средства массовой информации, публичные вы­ступления политиков, речи адвокатов в суде, выступления на собраниях, докла­ды, дискуссии.

Характерные черты стиля: актуальность, своевременность, оперативность, образность, экспрессивность, эмоциональность, оценочность, чёткость, логич­ность, информационная насыщенность, использование средств других стилей (особенно художественного и научного); общедоступность (понятность для ши­рокой аудитории), тенденциозность, призывный пафос.

Языковые особенности: широкое использование общественно-политической лексики; стереотипных, устойчивых оборотов и выражений; совмещение книж­ной и разговорной лексики; риторические приёмы (вопросы, восклицания, об­ращения), эмоциональная окрашенность речи.

Жанры публицистики: интервью, репортаж, заметка, статья, очерк, фелье­тон, доклад, дискуссия, публичная речь (развлекательная, информационная, агитационная)и т. д.

Тип речи — преимущественно рассуждение.

Форма речи — письменная или подготовленная устная.

Вид речи — монолог, диалог, полилог.

Научный стиль

Научный стиль используется в сфере научной деятельности в официальной обстановке: на лекциях, семинарах, конференциях, симпозиумах, коллоквиу­мах; в научной литературе.

Основная функция — осуществлять обмен научной информацией, сообщать научные сведения и т. д.

Характерные черты: официальность, подготовленность речи, сочетание пись­менной и устной форм, объективность, логичность, доказательность, точность (однозначность), обобщённость, использование специальной, профессиональной лексики, терминов, сложных синтаксических конструкций, ссылок на источни­ки, цитаты.

Жанры: научная монография, научная статья, научный доклад, тезисы, дис­сертация, лекция, рецензия, отчёт, учебное пособие, научно-популярное произ­ведение, дискуссия и т. д.

Основные подстили научного стиля

Разновидности Собственно научный Научно-учебный Научно-популярный
Цель Выявление и описа­ние новых фактов, закономерностей, открытий Обучить, описать факты, необходи­мые для овладения знаниями Дать представление о науке, заинтересовать читателя
Адресат Учёный, специалист в данной области науки Учащийся, будущий специалист Любой человек, инте ­ресующийся той или иной наукой

Художественный стиль

Художественный стиль — самый богатый стиль речи, т. к. он вбирает в себя все остальные. В нём наиболее ярко отражается общенародный язык во всём его многообразии и богатстве, — он становится явлением искусства, средством создания художественной образности.

Главная функция — эстетическая. Художественный стиль, используя разно­образные языковые средства, создаёт образы, вызывающие в душе читателя эмо­циональный отклик, доставляющие эстетическое наслаждение, заставляющие сопереживать. Другие функции: отражение, преображение всех сторон действи­тельности, использование их как объекта творчества; воздействие на читателя.

Разновидности художественного стиля: стиль литературного направления, литературной школы, рода литературы (эпос, лирика, драма), индивидуальный стиль писателей, поэтов.

Характерные черты: образность, эстетичность, индивидуальность, исполь­зование стилистически окрашенной лексики, изобразительно-выразительных средств (тропов, фигур речи, звукописи, цветописи), привлечение средств дру­гих стилей, особенно разговорного.

Основные жанры (по родам литературы): эпос — роман, повесть, рассказ, очерк, новелла, поэма, басня; лирика — стихотворение, поэма, элегия, песня, по­слание; драма — трагедия, драма, комедия, мелодрама, водевиль, трагикомедия.

Автор: Соловьева Евгения Юрьевна

Организация: ГБОУ Лицей №1535

Населенный пункт: г. Москва

Пояснительная записка

Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений и навыков.

Форма урока: исследование языкового материала с применением ИКТ (презентация), беседа, индивидуальная работа.

Цель: достижение образовательных результатов:

  • Предметный результат: совершенствование знаний учащихся о разговорном стиле речи.
  • Метапредметный результат: обучение умению анализировать информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе полученной информации, устанавливать логические связи, обобщать способы действия, создавать собственные высказывания с учётом замысла
  • Личностный результат: создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности, стремление к речевому самосовершенствованию

Задачи урока через планируемые результаты:

  • Познавательные: осознание познавательной задачи, извлечение необходимой информации, понимание и интегрирование её в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование и применение с учётом решаемых задач, обучение анализу, обобщению, умению делать выводы и строить речевые высказывания.
  • Регулятивные: формирование умения самостоятельно формулировать цели урока, принимать и сохранять учебную задачу, планировать действия, осуществлять пошаговый контроль способов решения, корректировать результаты.
  • Коммуникативные и личностные: сохранение и развитие умения вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в коллективе, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу, формирование сознательного отношения к учебной деятельности.

Методы:

  • по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, исследовательский;
  • по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;
  • по источнику знаний: словесные, практические, наглядные, использование электронного носителя;
  • стимулирования и мотивации: познавательные, социальные, эмоциональные;
  • интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;
  • контроля и самоконтроля: устный, письменный;
  • по организации деятельности: индивидуальные, фронтальные.

Оборудование:

  1. проекционный аппарат
  2. smart-доска
  3. ноутбук

Программное обеспечение:

  1. Windows XP
  2. Microsoft Office XP
  3. Power Point

I. Организационный момент

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствие и проверка готовности к уроку. Положительный настрой на урок.

Регулятивные УУД: самоконтроль.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Определение темы и постановка целей урока.

Регулятивные УУД целеполагания.

Коммуникативные УУД: умение выражать мысли.

Запишите тему урока. Исходя из темы урока, сформулируйте цель нашего занятия (ответы учащихся).

Цель: мотивация учащихся.

III. Повторение основных понятий

Беседа с учащимися о месте разговорного стиля речи среди других стилей:

1.Назовите известные вам стили речи.

3.Каковы типы языковых особенностей различных стилей? (Лексические, морфологические, синтаксические).

IV. Выявление особенностей разговорного стиля

Личностные УУД: желание совершенствовать имеющиеся знания и умения.

Регулятивные УУД: самоконтроль, коррекция, взаимоконтроль, взаимопомощь при сотрудничестве, осознание возникновения трудностей и путей их преодоления.

Познавательные: понимание предоставленной информации; постановка, осознание и решение познавательной задачи; самостоятельное создание способов решения проблемы; анализ с целью выделения признаков; анализ, структурирование информации; определение причинно-следственных связей; осуществление анализа, обобщения; умение слушать, понимать, выполнять учебно-познавательные действия.

Коммуникативные УУД: умение вести учебный диалог с учителем, отвечать на вопросы, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; участие в общей беседе; умение выражать мысли; умение строить небольшое монологическое высказывание.

Задание 1

Относится ли разговорный стиль к книжным? Почему? (Нет. В большей степени существует в устной форме. Одна из ведущих черт – неподготовленность, спонтанность, а значит, зачастую – нарушение языковых норм, что объясняет особенности разговорного стиля. Таким образом, разговорный стиль противопоставлен книжным стилям).

Фонетические особенности

Задание 2

Прочитайте слова и словосочетания, учитывая запись транскрипции. Как эти слово звучат в кодифицированной речи? Каковы фонетические особенности разговорного стиля?

[т`а] тебя зовут [с`ьръно] все равно

[н`ич`о] ничего особенного [в^щ'э] вообще

[щ`ас] сейчас [слушт`] слушайте

[скокъ] сколько есть [ч`о] что сказать

[к^да] когда встретимся [драс`т`] здравствуйте

Редукция (ослабление, сокращение) звуков и слогов, упрощение согласных.

Есть ли фонетические особенности у других стилей речи? (Нет, наличие фонетических особенностей – черта разговорного стиля.)

Задание 3

Прочитайте предложения в произношении, свойственном:

а) книжным стилям

б) разговорному стилю.

1) Может быть, ему не передали письмо?

2) Опять он пришел со своими вопросами.

3) Об этом Наталья Павловна говорила.

5) Александр Юрьевич ведет занятия не в 51-ой, а в 52-ой аудитории.

6) Перенесите, пожалуйста, вещи в другую комнату.

Вариант ответа:

Лексические особенности.

Задание 4

Опираясь на примеры, определите лексические особенности разговорного стиля речи. Приведите свои примеры.

1) маршрутка – маршрутное такси

визитка – визитная карточка

газировка – газированная вода

Вариант ответа:

2) поступил – поступил в институт

сдал – сдал экзамен

Вариант ответа:

использование конденсатов (использование глагола вместо глагольного сочетания): посадили в тюрьму = посадили, сняли с должности = сняли;

3) за мной в пиджаке и женщина с коляской

встречаемся у Пушкина

Вариант ответа:

метонимия: читал Достоевского (произведения), интересная книга (содержание), купила серебро (изделия из серебра);

4) ксерануть, закавычить, сфоткать

Вариант ответа:

окказионализмы, в том числе образованные от аббревиатур: зомбоящик, фээсбэшник, проэсэмэсь. пропиарить;

5) фронтмен, экшн с элементами квеста, фьюжн-меню

Вариант ответа:

В современной разговорной речи активна заимствованная лексика, в том числе русифицированная: троллинг, флуд, фламер, хэппибёздить;

6)врать, хапнуть, мозги вспухли, весна на носу

Вариант ответа:

разговорные слова и фразеологизмы: ни ухом ни рылом, дурью маяться, крыша поехала, покумекать, обрыдло.

Словообразовательные особенности

Задание 5

Опираясь на данные примеры, определите, какая словообразовательная особенность характерна для разговорного стиля речи. Приведите свои примеры.

препод, литера (или литра)

Вариант ответа:

усечение основы: чел = человек, бутер = бутерброд, физра = физкультура, госы = госэкзамены

Задание 6

Образуйте от нижеперечисленных слов разговорные с помощью характерных для этого стиля суффиксов и приставок:

Холод - свеча - вода - худой -

голос - вечер - веселый - здоровый -

сестра - работа - жарить - предел -

Вариант ответа:

Холод - холодина свеча - свечка вода - водица худой – худющий

голос - голосище вечер - вечерок веселый - развеселый здоровый - здоровенный

сестра - сеструха работа - работёнка жарить - нажарить предел - беспредел

Морфологические особенности.

Задание 7

Опираясь на данные примеры, определите, какие морфологические особенности характерны для разговорного стиля речи. Приведите свои примеры.

1) Маш, дай ластик.

2) Не хватило пять рублей.

3) Раз пришел, садись.

4) А вот он ну прямо как ребенок!

Вариант ответа:

1)особая (усеченная) форма обращений

2)отсутствие склонения числительных

4)обилие частиц и междометий

Задание 8

Какие части речи малоупотребительны в разговорном стиле речи? С чем, на ваш взгляд, это связано?

Вариант ответа:

Малоупотребительны причастия и деепричастия, краткие прилагательные, что связано с динамикой разговорной речи.

Синтаксические особенности

Задание 9

Опираясь на данные примеры, определите, какие синтаксические особенности характерны для разговорного стиля речи.

1) Привези мне поедешь какой-нибудь сувенир.

2) Кофточка эта с кружевом/ покажите мне.

3) У них прекрасная спортплощадка там//. – Прекрасная / ты был?

4) Наверное / подогреть нужно / да //? Этот суп//

Вариант ответа:

2)использование именительного падежа вместо косвенных

3)использование неполных предложений

4)активное использование уточняющих и вводных конструкций

Задание 10

V. Закрепление материала.

Цель: закрепление и коррекция полученных знаний.

Личностные УУД: самоопределение, мотивация учения, смыслообразования.

Коммуникативные УУД: умение слушать, принятие решения и его реализация.

Регулятивные УУД: оценка результатов своей работы.

Проанализируйте записи устной речи, отметьте фонетические, словообразовательные, лексические, морфологические и синтаксические особенности.

1. – Але// Юрк / эт ты?

– Ну и че / готово?

– Да не // не быстро…

– Ага / не быстро // это так некоторым кажется / которые уже сделали // а вот некоторым…

– Ну да / некоторые / они все знают // как же - как же.

– И чего / приезжать мне забирать?

– Давай // а то уйду я скоро.

– Ну давай / я мигом. Будь!

Есть ли сходство разговорного стиля с другими стилями речи? (Да. Конечно, это лексические средства языка, лексика. В разговорном стиле речи используем лексику разных стилей (и книжных, и разговорного).

В чем отличия разговорного стиля речи от других стилей, если лексика его во многом совпадает? (Учащиеся отвечают, другие учащиеся и учитель корректируют ответы.)

Разговорный стиль функционирует в повседневно-бытовой сфере. Реализуется в форме непринужденной, неподготовленной монологической или диалогической речи. Основная функция – частное общение. В сфере массовой коммуникации разговорная речь неприменима.

Разговорный стиль речи имеет свои фонетические, лексические и грамматические особенности. Характерной чертой разговорной речи является ее лексическая разнородность. Это объясняется тематическим разнообразием разговорной речи.

Разговорной речи свойственно использование эмоционально-экспрессивно окрашенной лексики, так как говорящий выражает свое личное мнение о предмете речи и отношение к нему.

Порядок слов в разговорной речи отличается от используемого в письменной. Акцент на главной информации делается с помощью интонации. Порядок слов в разговорной речи свободный.

Языковые особенности разговорного стиля – сведение до минимума заботы о форме выражения мыслей, стремление к выражению максимума информации при минимуме средств, отсюда сжатость, краткость, неточность, небрежность в фонетике, синтаксисе, а также активное использование невербальных средств (жестов, мимики, поз).

VI.Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего коллектива

Была ли на уроке информация, показавшаяся вам новой, интересной? Чем помог урок? Есть ли трудности, на которые ещё надо обратить внимание? Что считаете наиболее важным для себя на прошедшем уроке?

Оцените свою работу на уроке.

Задание 10 (Домашнее задание)

Найдите элементы разговорного стиля в устных текстах стиля массовой коммуникации. Сделайте правку предложений по законам письменной речи.

1) И вот еще одно стихотворение, которое я бы хотел остановиться особо.

2) У нас есть, сейчас мы открыли такой театр, в котором все спектакли играются двумя-тремя актерами и при этом собирают полный зал.

3) Кстати, они крутятся вокруг одной и той же темы, эти вопросы.

4) Чем он силен, премьер-министр, так это умением подбирать себе совершенно безамбициозную команду.

5) Жаль, обычный человек не может высказаться прийти на вашу передачу.

7) Я совершенно не согласен с либеральными экономистами то, что монетаризм – единственный выход для экономики России.

8) Они так удачно играли, что их заприметило телевизионное начальство.

Вариант ответа:

1) Вот еще одно стихотворение, на котором я бы хотел остановиться.

2) Недавно мы открыли такой театр, в котором все спектакли играют два-три актера и при этом собирают полный зал.

3) Кстати, эти вопросы касаются одной темы.

4) Премьер-министр силен умением подбирать себе команду без амбиций.

5) Жаль, обычный человек не может прийти на вашу передачу и высказаться.

7) Я совершенно не согласен с либеральными экономистами в том, что монетаризм – единственный выход для экономики России.

8) Они так удачно играли, что их заметило руководство телевизионного канала.

Читайте также: