К какому разделу подготавливает детей методика воспитания зкр

Обновлено: 04.07.2024

правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию.

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают

ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой

культуры речи у детей оказывает воспитатель.

2.Инструкция. Ответьте на вопрос.

В звуковой культуре речи выделяют два раздела, какие?

1). Развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и

на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции.

2). Развитие восприятие речи (слухового внимание, речевого слуха, основными компонентами которого являются

Фонематическим, звуковысотный, ритмический слух.)

Тема 6.2. Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками

3.Инструкция. Заполните схему.

Аспекты ЗКР
Практические -игры -дыхательные упражнения -образная физкультурная пауза
Словестные -упражнение включением речевого материала -рассказы -образец правильного произношения
Наглядные -показывание картинок -образец правильного произношения.

4.Инструкция. Дополните классификацию.

Причины речевых нарушений у детей классифицируют как:

Органические –Связаны с нарушением центральных и периферических анатомо-физиологических

структур речи (афазии)

Функциональные—Проявляются неправильным функционированием речевого аппарата при

отсутствии нарушений мозговых речевых структур.

Афазия—нарушения речи, возникающее при локальных поражениях коры левого полушария

(у правшей) и представляющей собой системное расстройство различных видов речевой деятельности.

Тема 6.3. Типичные фонетические возрастные особенности речи детей и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи

Упражнять детей в отчетливом произношении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов). Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата речевого дыхания слухового внимания. Формировать умение пользоваться (по подражанию)высотой и силой голоса. Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные звуки и некоторые согласные звуки в следующей последовательности п-б-т-д-к, ф-в, т-с-з. Развивать моторику речи двигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Отчетливо произносить слова и короткие фразы. Говорить спокойно с естественными интонациями.

Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих звуков. Развивать артикуляционный аппарат. Продолжать работу над дикцией, совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетание. Развивать фонематический слух, учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук. Совершенствовать интонационную выразительную речь.

Закреплять правильно, отчетливое произношение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию с согласные звуки: с-з,с-ц,ш-ж,с-ш,з-ж.

Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец). Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Совершенствовать умение различать на слух и в произношение все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию, учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочитание с естественными интонациями. Совершенствовать слух, учить называть слова с определенными звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.



Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

1. Звуковая культура речи. Задачи и содержание. Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками

2. Воспитание ЗКР включает:

- формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения;
- воспитание орфоэпически правильной речи, умение говорить согласно
нормам литературного произношения и ударения;
- формирование выразительности речи /умение пользоваться высотой и
силой голоса, темпом и ритмом речи ,паузами, разнообразными
интонациями
- выработка отчетливой дикции /отчетливого произношения каждого
звука в словах, фразах/;
- воспитание культуры речевого общения /общая тональность детск.речи,
поза и двигательные навыки в процессе разговора/.
Правильное произношение звуков необходимо для формирования
полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для
подготовки к школе, а в дальнейшем для выбора профессии.
Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на
личности ребенка. Речь с дефектами произношения затрудняет
взаимоотношения с людьми. Ребенок становится замкнутым, резким,
неусидчивым. Речевые дефекты могут даже привести к умственному
отставанию и неуспеваемости в школе.

3. Условия для формирования звуковой культуры речи:

1. Чтобы научиться правильно и чисто говорить на
родном языке, дети должны слышать вокруг себя
правильную речь.
2. Недопустимо подчеркивание недостатков
речи ребенка: насмешка, жалость,
поддразнивание.
3. Необходимо охранять нервную систему и
слух детей. Нельзя допускать постоянного резкого
шума.
4. Педагог должен внимательно относиться к
тому, как говорит ребенок и о чем!

4. Задачи и содержание работы по воспитанию ЗКР в ДОУ

5. 2.Развивать артикуляционный аппарат /губы, язык, нижняя челюсть, мягкое небо, маленький язычок/. 3.Работать над речевым

дыханием, т.е. воспитывать умение производить
короткий вдох и продолжительный плавный выдох. Речевое дыхание
произвольное. Оно осуществляется через рот. Неречевое - осуществляется
автоматически и через нос /просто дышим/.
Дети с ослабленным выдохом имеют тихую речь, затрудняются в
произнесении длинных фраз, поэтому путем подражания воспитатель должен
учить детей произносить небольшие фразы на одном выдохе.
4.Развивать голосовой аппарат /легкие, бронхи, голосовые связки/.
Посредством голосового аппарата издаются звуки, различные по
высоте, силе и тембру. Их совокупность и определяет голос человека.
Высота голоса – повышение и понижение тона.
Сила голоса – громко – нормально – тихо.
Тембр голоса – звонкий, тусклый, дрожащий, глухой т.е. качественная
окраска.
Причина нарушения голоса – насморк, аденоиды, напряженная речь.
Воспитатель должен учить детей говорить без напряжения, вырабатывать у
них умение пользоваться голосом в соответствии с ситуацией /тихо – громко/

6. 5. Формировать правильное произношение всех звуков родного языка

6.Вырабатывать хорошую дикцию. Дикция - внятное, четкое произношение
слов и фраз.
Работа над дикцией тесно связана с формированием правильного
произношения всех звуков родного языка.
Воспитатель должен воспитывать у детей речь по подражанию в
медленном темпе, с четким проговариванием всех звуков в словах, ясным
произношением всех слов во фразах.
7.Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского
литературного языка. Дети не должны употреблять местный говор,
просторечия, допускать неправильное ударение. Воспитатель контролирует и
дает образец правильного произношения (Орфоэпические словари и словари
произношений и ударений). Детей от 1-3 лет обучают по подражанию, с детьми
3-6 лет проводятся специальные занятия.
8.Формировать умеренный темп речи.
9.Воспитывать интонационную выразительность речи, т.е. умение точно
выразить мысли и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики,
темпа, ритма и тембра. Основной прием – подражание воспитателю. При
заучивании стихотворения, пересказах воспитатель обращает внимание на свою
эмоционально-выразительную речь.

8. Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками. Дети раннего и младшего возраста

Усвоение звуков начинается на первом году жизни. Ребенок вслушиваясь в речь взрослого,
начинает подражать. Способность ребенка к подражанию - одна из предпосылок
формирования речи. У детей возникают предречевые вокализации (гуканье, лепет,
гуление). Это упражнения для речевого аппарата и дыхания.
Сначала усваиваются гласные звуки, а также некоторые согласные б,п,м,н,т,д.
Большинство звуков формируется в правильном виде не сразу, а постепенно, через
промежуточные, переходные звуки или звуки-заместители
Потом в некоторых словах звук-заместитель вытесняется нужным звуком и в конце концов
полностью исчезает.
К трем годам дети в основном овладевают звукопроизношением.
Однако речь их еще несовершенна. Для речи характерна:
а/общая смягченность (сюба-шуба, неть-нет, люка-рука, йодочка-лодочка);
б/замена заднеязычных к,г на т,д (тутолка-куколка,дуси-гуси);
в/замена шипящих свистящими (сапка, коска-кошка, зук-жук);
г/пропуск или замена звуков р,л (лыба-рыба, колова-корова, говова-голова);
Может быть и обратная замена, когда вновь появившиеся звуки вытесняют те, которые
раньше ребенок произносил правильно, например, вместо [с], [з] - [ш], [ж] (шумка вместо
сумка).

9. продолжение

д/сокращение слов (тул-стул, весипед-велосипед, тематура -температура);
е/перестановка и пропуск слогов и звуков (шапля-шляпа,корвикковрик,мочедан-чемодан,гофли-гольфы,ралек-ларек,бадичко-яблочко);
ж/уподобление одного звука другому /ассимиляция/ (бабакасобака);
з/добавление звуков (реблята-ребята,иржавая-ржавая);
и/слияние двух слов в одно (Мафеда- Мария Федоровна).
Овладение правильным произношением в младшем дошк.возрасте
затрудняется недостаточным развитием речевого аппарата и
фонематического слуха (фонематический слух - способность отличать одни
звуки от других). Еще не все дети обладают способностью управлять своим
голосовым аппаратом, то есть в зависимости от содержания высказывания
менять громкость, высоту голоса, темп речи. Однако у детей четвертого года
жизни становится более продолжительным выдох, они способны
протяжно произносить гласные [а], [у], [и] в течение 35 сек. В этом возрасте
совершенствуется речевой слух. Большинство детей уже подмечают
ошибки звукового оформления в речи своих сверстников. Однако у них пока
еще отсутствует сознательное отношение к несовершенствам своего
произношения.

10. Дети среднего возраста (4 – 5 лет)

11. Дети старшего возраста (5 – 7 лет)

Дети старшего возраста (5 – 7 лет) должны говорить чисто. Но
у некоторых детей окончательно не сформированы шипящие
звуки и Р. У детей развивается способность к самоконтролю,
осознание несовершенства своей речи. Ребенок смущается и
заменяет слова сходными по значению (лошадка-конь, мишкамедведь, машина-грузовик, рыба-селедка).
Всякое отступление от правильного произношения в возрасте
свыше пяти лет необходимо рассматривать как затянувшееся
косноязычие. Если нет изменений анатомических структур в
результате травмы или болезней речевых органов и в отделах
центральной нервной системы недостатки
звукопроизношения объясняются педагогической
запущенностью детей. У детей закрепляется и не исправляется
неправильная речь, которую они слышат на улице и дома.
Неблагоприятная обстановка в семье (шум, крики) также
мешает четко воспринимать речь.

12. Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи

Формирование ЗКР осуществляется в д/саду в следующих формах:
1/на специальных занятиях.
Ведущей формой обучения являются коллективные /фронтальные/, а не
индивидуальные занятия. На коллективных занятиях продуктивность работы
повышается, а утомляемость уменьшается. В мл. группах /2-3 года/ каждую неделю
проводится 1-2 занятия, которые целиком посвящены ЗКР (не больше 15 мин.) В ср. и
старших гр.(4-7 лет) целиком посвящены ЗКР только 1-2 занятия в месяц.
2/ЗКР может быть посвящена часть занятия по развитию речи (1-2 раза в неделю
по 5-8 мин.) Напр., при разучивании стихотворения, работая с картинкой, надо
включать работу над звукопроизношением, дыханием, выразительностью.
3/ЗКР формируется и вне занятий (игры-драматизации, хороводы, праздники и
развлечения, игры). В мл. и ср. гр. эффективна артикуляционная гимнастика.
В удобное для педагога время практикуется работа с небольшими группами (5-6 чел.)
Используются скороговорки, шутки - чистоговорки,
дидактические игры.
С отстающими в речевом развитии детьми рекомендуется работать индивидуально.
Упражнения строятся на языковом материале, которым ребенок не овладел в срок.
Таким образом, в календарном плане воспитателя почти на каждый день
предусматривается работа по ЗКР.

13. Методы и приемы формирования ЗКР

14. П Р И Е М Ы РАБОТЫ

15. Этапы обучения звукопроизношению

Обучение звукопроизношению осуществляется в соответствии с
этапами работы над звуками, принятыми в логопедии.
1 этап – подготовительный. Цель этапа - подготовка речевого
аппарата к овладению звуками речи.
С детьми проводят упражнение, способствующее выработке
подвижности органов артикуляционного аппарата. Уточнение
движений органов артикуляционного аппарата осуществляется в
основном посредством артикуляционной гимнастики. Проводятся
также упражнения на развитие речевого дыхания, речевого слуха,
слухового внимания. Если возможно, педагог связывает звук с
конкретным образом (жук – з-з, ж-ж).
2 этап – постановка изолированного звука. Детей знакомят с новым
звуком или звукоподражанием. Постановка звуков начинается с легких
по артикуляции звуков (шипящие, свистящие, р, л).
Если ребенок не произносит данный звук или его произношение
неустойчиво, то обучение основано на подражании речи воспитателя.
Воспитатель произносит звук четко, утрированно. Возможно
объяснение артикуляции нужного звука и образец его произношения.
Вначале повторяют звук дети хорошо говорящие, затем дети с
недостатками. Наконец звук повторяется хором. Педагог побуждает
детей к произношению данного звука, предлагая 3-4 варианта заданий.

3 этап – закрепление и автоматизация звука в слогах, словах и фразовой
речи.
Вначале звук помещается в открытый слог (до, ди), в сочетании с двумя
гласными (оло, оро), в закрытом слоге (и-гол-ка, ве-тер, о-кош-ко). Звук дается
в разных звукосочетаниях, в начале слова, в середине, в конце.
Детей упражняют в произношении звука в словах, фразовой речи: воспитател
4 этап – дифференциация (различение) смешиваемых звуков.
Эта часть занятия проводится только в старшей и подготовительной группе.
Работа начинается тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно
произнесены ребенком в любом сочетании, но все же употребляются не всегда
верно, один звук подменяется другим. Например, звук Ш у Кати только
недавно поставлен, навык еще неустойчив и ребенок иногда говорит: шушкасушка, шобака- собака, Шаша- Саша.
Смешиваются обычно звуки, близкие по артикуляции:
свистящие и шипящие (С-Ш, З-Ж, Ц-Ч, СЬ-Щ); глухие и звонкие (П-Б, Т-Д,
К-Г, В-Ф);
сонорные (Р-Л); твердые и мягкие (Т-ТЬ, Д-ДЬ, М-МЬ, Р-РЬ).
Чтобы дети научились различать смешиваемые звуки, проводятся следующие
виды работ:

Дифференциация (различение) изолированных звуков. Объясняются и
уточняются артикуляционные различия звуков. Например, объяснение и показ
правильного положения языка, губ, зубов и выдыхаемой струи воздуха при
произнесении звука Ш (Высунуть язык, завернуть кончик языка вверх, увести
назад в рот. Губы вытянуты трубочкой. Зубы слегка раскрыты. Звук произносится
без голоса. Также произносится звук Ж, но с голосом).
На этом этапе используются картинки-символы. На картинке – насос. Картинка
обозначает звук С. На картинке – шина. Звук Ш. Воспитатель произносит звуки, а
дети показывают нужную картинку и наоборот, воспитатель показывает картинку.
Дети – звук.
Дифференциация (различение) звука в словах.
а/ сначала воспитатель подбирает картинки, предметы, игрушки, в названии
которых есть один из смешиваемых звуков (ШиШка, коШка, Шар, ШалаШ;
Собака, наСоС, волоСы).
б/ используются слова-картинки, отличающиеся только одним
дифференцируемым звуком (миСка – миШка; коЖа - коЗа). Детям дается задание
назвать картинку, выделить звук, которым слова различаются, и поставить
картинку под соответствующую картинку- символ. Например, под насос (Звук С)
или под шину (Звук Ш).

в/ детям предлагаются слова, в которых есть оба смешиваемых звука. Ребенок
должен сказать, какой звук слышит сначала, а какой потом (СаЗан, РуЛет, оРеЛ,
ЛаРиса).
Дифференциация звуков во фразовой речи.
а/ дети придумывают предложения с заданным словом.
б/ дети придумывают предложения по предметным картинкам (Зонт- Собака).
в/ используются потешки, пословицы, стихи, в которых есть оба смешиваемых
звука:
Вот сегодня день хороШий,
ЗапуШило путь пороШей.
ЛыЖи катятся, хрустят,
И снеЖинки Шелестят;
Эй, быстрее, ноги-лыЖи
К той опуШке блиЖе, блиЖе!
г/ игры, разговоры с воспитателем:
- Как позовешь кошку? - Кис-кис-кис!
- Как прогонишь воробья с огорода? -Кыш-кыш-кыш!

19. Значение артикуляционной гимнастики, упражнения, методика их проведения

Автор: Нихайчик Татьяна Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ Киселевского городского округа центр развития ребенка - детский сад №1 "Лёвушка"
Населённый пункт: город Киселёвск Кемеровской области
Наименование материала: семинар-практикум
Тема: "Формирование звуковой культуры речи у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование

ФОРМИРОВАНИЕ

ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

У ДОШКОЛЬНИКОВ
Подготовила: Нихайчик Т. В. учитель-логопед детский сад 1 Куратор: Леонтьева Л.В. старший воспитатель детский сад 1 Киселевский городской округ 2016 2

Содержание
1. Введение 3 2. Составные компоненты звуковой культуры речи 5 3. Этапы овладения звуковой стороной речи 12 4. Задачи по развитию звуковой культуры речи в разных возрастных группах 14 5. Формы, методы и приёмы, используемые в работе по формированию звуковой культуры речи 18 6. Развитие звуковой культуры речи дошкольников с применением наглядности 19 7. Список литературы 21 8. Приложение 23 3

Семинар - практикум

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников

Составные компоненты звуковой культуры речи.
Иногда работа воспитателя по формированию правильной речи у детей, по предупреждению недостатков речи отождествляется с работой логопеда по исправлению недостатков произношения звуков. Однако воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно. В то же время в работе по формированию звуковой стороны речи воспитатели могут использовать некоторые логопедические приемы, так же как и логопед, кроме исправления речи, занимается пропедевтической работой, направленной на предупреждение недостатков речи.
Развитие звуковой культуры речи
осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи. Развитие звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности (мелодику, логические паузы, ударения, темп, ритм и тембр речи). Звуковая культура речи формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха. Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие
задачи:

1.
Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты: слуховое внимание (умение определить на слух то или иное звучание и его направление), фонематический слух, Способность воспринимать данный темп и ритм.
2.
Развивать артикуляционный аппарат.
3.
Работать над речевым дыханием, т. е. воспитывать умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами.
4.
Воспитывать умение регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения.
5.
Формировать правильное произношение всех звуков родного языка.
6.
Вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также снова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию. 6

I этап – до 3-х лет
– проводится работа, направленная на уточнение и закрепление простых в артикуляционном отношении звуков, на выработку четкого и внятного произнесения слов. Используются методические приемы: повторение по речевому образцу, использование различного дидактического материала, игрушек. 13

с применением наглядности.
19
Основные направления работы по развитию ЗКР - это воспитание у детей чистого, ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание чёткого произношения, выразительности детской речи. Все перечисленные в предыдущей главе приемы эффективны, но ведь значение наглядных пособий в педагогическом процессе общепризнано. Давно известно, что наглядность способствует закреплению пройденного, подводит детей к выводам и обобщениям, помогает систематизации изучаемого материала и повышает качество его усвоения. Великий русский педагог Ушинский считал
единство слова и

наглядности основой обучения, он называл показывание картинок

средством, заставляющим детей говорить

.
Ушинский подчеркивал, что детская природа ясно требует наглядности. Над какими-нибудь пятью неизвестными словами ребенок будет долго и напрасно мучиться, но если связать с картинками 25 таких слов, то ребенок усвоит их на лету. Наглядность как средство обучения, направленное на активизацию детской мысли и речи, находит в работе с детьми самое широкое применение. Эмоциональная насыщенность и опора на дидактический материал имеют место на всех этапах работы. Конкретный материал картинок подводит ребенка к правильному восприятию. Наглядный материал помогает уточнить понимание названий и само название предметов, действий, качеств. Назвать – не просто прикрепить к предмету ярлычок с именем, а отчетливо представить себе характерные особенности данного предмета. Эту мысль неоднократно подчеркивал в своих трудах Ф. Энгельс. Правильность этого положения подкрепляется наблюдениями, показывающими, что слова- названия закрепляются прочнее, если дети получают некоторые знания о данном предмете или явлении. В противном случае наглядность сама по себе только хаотически загружает умственную работу ребенка. Отдельные слова – еще не речь, но правильно понятые и произнесенные – необходимая предпосылка развития речи. Опираясь на картинку, ребенок приучается вслушиваться во фразу, понимать смысл постепенно усложняемых и детализируемых предложений, их лексические, фонетические и грамматические оттенки. В ряде случаев логопед иллюстрирует картинкой свое высказывание, чтобы ребенок понял, о чем именно идет речь. Это подтверждается словами Ушинского:
«Наглядность есть необходимое условие самостоятельного понимания

Список используемой литературы

1.
Анищенкова Е. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. Изд: АСТ. 21

2.
Бардышева Т., Костыгина В. "Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика для детей 2-4 лет". Изд.: Карапуз, 2007.
3.
Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
4.
Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. - Спб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.
5.
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Выпуск 1. Серия: Дидактический материал по коррекции письменной речи. Изд.: Книголюб, 2008.
6.
Козырева Л. М. Развитие речи. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
7.
Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Изд: Ювента, 2005.
8.
Комиссарова Л. Ю. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Изд.: ЮВЕНТА, 2002.
9.
Костыгина В. "Бу-бу-бу. Артикуляционная гимнастика. Для детей 2-4 лет. Изд.: Карапуз.
10.
Крупенчук О., Воробьева Т. Уроки Логопеда. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика. Изд.: ЛИТЕРА.
11.
Лаптева Е.В. 600 упражнений для развития дикции. Изд.: АСТ, Астрель, Профиздат, 2007.
12.
Максаков А. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Изд.: Мозаика-Синтез.
13.
Нищева Н. В. "Веселая артикуляционная гимнастика". Изд.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, Изд.: АСТ.
14.
Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В.Чиркиной. – 3-е изд., испр. – М.:АРКТИ, 2005.- 240с.
15.
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под. ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
16.
Соловьева О. И. Методика развития речи в детском саду. 3 изд. М.: 1996 г.
17.
Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием М.: 2000 г.
18.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.- М.: Просвещение, 1989.
19.
Фомичева М.Ф. Учите детей говорить правильно. - М., 1968.
20.
Чернякова В.Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4-7 лет: Сборник упражнений. - М.: ТЦ Сфера, 2005. 22

Лягушка.
Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук [ И]. Передние верхние и нижние зубы обнажены. Тянуть губы прямо к ушкам Очень нравится лягушкам. Улыбаются, смеются, А глаза у них, как блюдца. Как весёлые лягушки Тянем губки прямо к ушкам. Потянули - перестали. И нисколько не устали!
Слон.
Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук [У]. Подражаю я слону – Губы хоботом тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю.
Лягушка-слон.
Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Свои губы прямо к ушкам Растяну я, как лягушка. А теперь слонёнок я, Хоботок есть у меня.
Рыбка.
Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Качели.
Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок! На качелях я качаюсь Вверх, вниз, вверх, вниз. И всё выше поднимаюсь 24
Вверх, вниз, вверх, вниз.
Часики.
Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается! Тик-так, тик-так, Ходят часики вот так.
Лопаточка.
Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5- 10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя. Язычок широкий, гладкий, Получается лопатка. И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять.
Иголочка.
Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек. Язычок вперёд тяну, Подойдёшь, и уколю. И опять буду считать: Раз, два, три, четыре, пять.
Лопаточка-иголочка.
Чередование положений языка: широкий-узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Язык лопаточкой лежит И нисколько не дрожит. Язык иголочкой потом И потянем остриём.
Горка.
Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек. Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику. Спинка язычка сейчас Станет горочкой у нас. Ну-ка, горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз. Скатываются зубки с горочки.
Постучимся в дверку / Дятел
Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. 25
Чередовать следующие движения: отодвигать язык вглубь рта и приближать к передним нижним зубам. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Игры для старших дошкольников

Цель.
Формирование слухового внимания, умения дифференцировать звуки по твердости-мягкости, закрепление понятий "звук", "согласный", "твердый согласный", "мягкий согласный".
Оборудование.
Подушечка, кирпичик, предметные картинки с мягкими и твердыми согласными звуками в названии. 29

Цель.
Закрепление навыков звукового анализа и синтеза слов.
Ход игры.
Проводится для детей подготовительной к школе группе, когда дети уже хорошо овладели звуковым анализом слов, слышат место звуков в словах. Детям предлагается по нарисованной схеме слова придумать свои слова. 30
Приложение 3.
Задания для практической части.

Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна

Основные направления работы по ЗКР

Табакова Юлия Вячеславовна

Культура речи - это умение правильно, т.е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учётом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, словарным запасом, грамматическими формами).

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими людьми.

Речь каждого ребёнка усваивается в индивидуальном опыте жизни. Она формируется постепенно, вместе с ростом и развитием ребёнка по подражанию. Овладение речью происходит по определённым этапам и закономерностям. Ребёнок овладевает речью в целом без подразделения на составляющие, но постепенно усложняя.

В ходе речевого развития выделяют 2 этапа: подготовительный период, период собственно речевого развития.

Подготовительный период: от рождения до 1, 5 лет.

В этот период развивается: внимание к речи и начатки её понимания; потребность в речевом общении; речевая память; формируется способность к различению речевых звуков на слух; развивается голосовая функция.

Период собственно речевого развития - от 1, 5 до 7лет.

В этот период происходит: дальнейшее развитие восприятия и понимания речи; развитие собственной речи: становление звукопроизношения; овладение словарём; овладение грамматическим строем; развитие связной речи.

Развитие собственной речи включает в себя две стороны:

- развитие слуховой дифференциации звуков: идет от различения резко противопоставленных звуков к различению все более и более похожих. Сначала ребёнок различает гласные и согласные звуки, затем мягкие и твердые согласные и, наконец, сонорные, шипящие и свистящие звуки. Лучше различаются на слух те звуки, которые ребёнок сам произносит. В норме к 4 годам ребёнок различает все звуки.

- становление звукопроизношения происходит последовательно: ребёнок усваивает сначала артикуляторно простые звуки, а затем сложные. Звуки усваиваются не изолированно, а в составе слова.

В норме последовательность усвоения артикуляций звуков такова:

1 - 2 года - А, О, Э; П, Б, М.

2 - 3 года - И, Ы, У; Ф, В; Т; Д; Н; К, Г, X; Й.

3 - 5 лет - С, 3, Ц; Ш, Ж, Ч, Щ.

5 – 6( 7) лет - Р, Л.

Основные направления работы по воспитанию ЗКР - это воспитание у детей чистого, ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание чёткого произношения (дикции), выразительности детской речи.

Иногда работа воспитателя по формированию правильной речи у детей, по предупреждению недостатков речи отождествляется с работой логопеда по исправлению недостатков произношения звуков. Это неправильно. Воспитание ЗКР не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Это лишь часть работы по ЗКР. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, чётким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно. Воспитатели занимаются работой, направленной на предупреждение недостатков речи.

Работа по формированию ЗКР включает ряд разделов:

Развитие речевого слуха у детей, который включает:

восприятие темпа и ритма речи;

Формирование произносительной стороны речи:

учить детей правильному произношению всех звуков родного языка;

развивать артикуляционный аппарат;

работать над речевым дыханием;

воспитывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения;

вырабатывать чёткое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т.е. хорошую дикцию;

формировать нормальный темп речи, т.е. произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь.

Развитие произношения слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.

Воспитание интонационной выразительность речи , т.е. умения точно выражать свои мысли, чувства, настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.

Работа по формированию звуковой культуры речи проводится последовательно, систематично. От одного возрастного периода к последующему постепенно усложняясь. Ребёнок овладевает навыками в доступной для него форме, используются разнообразные игровые приёмы, которые также изменяются от одной возрастной группы к другой.

Читайте также: