К какой сфере не относится использование электронной подписи гражданско правовые сделки

Обновлено: 06.05.2024

Что такое электронная цифровая подпись?

В законе сказано, что таковой является информация в электронном виде, которая прикреплена к другим электронным документам для их удостоверения.

Владельцем ЭП может быть обычный гражданин, организация, а также государственные структуры и органы местного самоуправления. Право собственности на цифровую подпись подтверждается сертификатом, обычным или квалифицированным. Он может быть воплощен на бумаге или в электронном виде.

Для создания ЭП применяется ключ, называемый закрытым. Это уникальный набор символов, размещенных в определенном порядке. Чтобы проверить подлинность электронной подписи, используется другой ключ (открытый). Он неразрывно связан с закрытым ключом, и они оба прикреплены к сертификату ключа проверки ЭП.

Владелец цифровой подписи должен тщательно оберегать ключ, используемый для создания электронной подписи, и не сообщать его третьим лицам во избежание несанкционированного использования принадлежащей ему ЭП.

Электронные подписи, а также их ключи создаются и проверяются с помощью специальных средств, которые по своей сути являются техническими устройствами. Также они выполняют функцию защиты ЭП и ключей от посягательств третьих лиц.

Что такое электронная цифровая подпись

Юридическая сила электронной подписи

Вопросы, связанные с цифровыми подписями, относятся к полномочию Министерства связи и массовых коммуникаций РФ. Эта государственная структура контролирует выдачу и применение ЭП и сертификатов к ним, занимается аккредитацией специализированных организаций — удостоверяющих центров (УЦ).

Удостоверяющими центрами могут быть коммерческие организации, частные предприниматели, муниципальные и государственные органы. Если УЦ прошел аккредитацию, то он наделяется более широким кругом полномочий. Эти организации занимаются выдачей сертификатов ключей и самих электронных подписей, а также средств их формирования.

Особый контроль за использованием электронных подписей, способами их создания, а также набором инструментов, используемых при работе с ЭП, обеспечивает им абсолютную защиту от несанкционированного использования. Это придает цифровой подписи юридическую силу и позволяет приравнивать ее к обычной визе и печати на бумажном носителе. Потому они могут применяться при совершении сделок различного характера, сдаче отчетности в контролирующие органы, оказании государственных услуг, участии в электронных торгах.

Электронная подпись дает возможность арбитражным судам использовать электронные документы в качестве доказательств, что подтверждено положениями АПК РФ.

Какие виды электронных подписей бывают

Существует несколько типов ЭП, отличающихся по способу формирования и выполняемым задачам:

  1. Простая электронная подпись. Она создается с помощью применения кодов, паролей и другого набора символов. Такую ЭП можно сформировать самостоятельно на персональном компьютере, зарегистрировав потом в неаккредитованном удостоверяющем центре. С ее помощью можно определить человека, который завизировал документ. Применяется в обычных деловых отношениях между юридическими или физическими лицами, при рассмотрении дел в арбитражных судах, при оказании госуслуг.
  2. Усиленные электронные подписи, которые могут быть неквалифицированными или пройти процедуру получения соответствующего статуса. Их получают с помощью шифрования криптографическим методом — самым эффективным по своей защищенности от взлома. Для создания подобных ЭП используют специальные устройства. Они дают возможность не только установить лицо, которое завизировало документ, но еще и получить информацию о внесенных в него после подписания изменений.

Когда встает вопрос: какую именно подпись надо оформить, исходят из тех задач, которые она должна выполнять. Самый расширенный спектр применения имеет усиленная квалифицированная ЭП.

Простая электронная подпись

Документ в электронном виде будет считаться подписанным этой ЭП, если выполнены следующие условия:

  • цифровая подпись находится в электронном документе, который визируется;
  • ключ ЭП используется по тем правилам, которые разработаны оператором информационной системы, осуществляющей формирование и отправку электронного документа;
  • в подписанном электронном документе есть информация о человеке, от лица которого был сформирован этот документ.

Чтобы простая электронная подпись имела юридическую силу, участники отношений, в которых она используется, должны заключить соглашение в письменном или электронном виде. Такой документ должен содержать правила, по которым можно определить человека, завизировавшего документ, ориентируясь только на ЭП.

Простую электронную подпись запрещено применять при визировании документов, в которых содержится информация, являющаяся государственной тайной.

Усиленная электронная подпись

Существует два вида такой ЭП:

  1. Усиленная неквалифицированная подпись. Так же, как и простая, предполагает наличие соглашения между участниками отношений, передающими между собой завизированный документ. Но в отличие от простой ЭП не может использоваться при оказании государственных услуг.
  2. Усиленная квалифицированная подпись. Имеет те же свойства, что и неквалифицированная, но для ее формирования применяются средства, которые прошли процедуру сертификации в ФСБ РФ. Кроме тех задач, которые выполняют простая и неквалифицированная подписи, она может применяться при сдаче отчетности в контролирующие органы (ПРФ, ФНС, ФСС и другие), а также при участии в торгах, которые проводятся в электронной форме. У этой подписи есть еще одно свойство, которым не обладают ЭП других видов: она является аналогом официальной печати, если она требуется для придания документам юридической силы.

Кроме соблюдения режима конфиденциальности в случаях использования усиленных ЭП участники отношений должны сообщать удостоверяющему центру, который выдал им сертификат ключа проверки ЭП, о нарушении секретности ключа в течение 1 рабочего дня с момента, когда стало известно об этом факте, и не применять ключ ЭП, если есть подозрения, что его конфиденциальность может быть не соблюдена.

При получении цифровой подписи и сертификата к ней придется оплатить ее стоимость. Чем выше статус получаемой ЭП, тем выше ее цена.

Резюме

Электронная подпись является аналогом визы на бумажном носителе. Она бывает двух типов: простая и усиленная. Последний тип может быть неквалифицированным или прошедшим процедуру квалификации.

Простая подпись формируется с помощью паролей и шифров, а усиленные — с помощью средств криптографического шифрования. Эти виды ЭП могут использоваться для разных задач.

Если вы собираетесь получить электронную подпись, но у вас остались вопросы, обратитесь к нашим юристам. Они дадут полную консультацию, помогут оформить документы для обращения в удостоверяющий центр.

Редактор: Людмила Разумова
Людмила Разумова
Редактор
Практикующий юрист с 2006 года

Комментарии

Здравствуйте. Соседи по коммунальной квартире (с отдельными лицевыми счетами, т.е., у каждого - изолированная комната, а не доля) выжили нас преступными действиями, подтверждёнными видео-доказательствами (которые, не знаем, примут ли в суд -к исковому заявлению - вообще, хотя они с камеры наблюдения), т.к. ни полиция, ни прокуратура, не возбудили до сих пор уголовных дел по данным преступлениям, намерены самостоятельно обратиться в суд, т.к. год терпим моральные страдания и несём материальные убытки, вынужденно арендуя чужое жильё. Прочли в интернете, что в суд можно обратиться с исковым заявлением в электронном виде, но непонятно: необходима ли обязательно для этого электронная подпись заявителя (физ. лица - нас двое - мы семья) или достаточно подтверждённой учётной записи каждого из заявителей - с портала "Госуслуги"? (непонятно, т.к. прочли, что для подачи заявления в суд необходима именно учётная запись, а для приложения документов - к заявлению в суд -необходимо заверить каждый документ электронной подписью заявителя, на скане документов, т.е., или там опечатка в правилах, или электронная подпись действительно необходима и не просто вводятся печатные документы - через компьютер, а именно - отсканированные документы должны быть, выходит?) Ведь именно потому и решили в электронном виде обратиться в суд, т.к. много доказательных документов (в т.ч., мед. документов), а в суд нужно распечатывать 3 экземпляра - по количеству сторон (и судье), вроде бы, но электронная подпись, наверное, дорогая и двоим заявителям нужно две подписи оплачивать (и где это заказывать), или всё-таки в электронном виде обращаться по уголовным делам - можно только с учётной записью "Госуслуг"? Жду ответа именно от того, кто уже сталкивался и знает точно, чтобы точно приняли документы в электронном виде в суд, а не возвращали. С уважением, заранее благодарна за ответ.

Формы обращения в суд в электронном виде

Направление документов в электронном виде предполагает их визирование усиленной квалифицированной цифровой подписью, равной по значимости собственноручной. Тогда присланные бумаги признают равноценными документации на бумажном носителе.

Для направления исков через сервис Госуслуги граждане должны иметь или пройти соответствующую регистрацию. На первом этапе система используется для направления заявлений, ходатайств и иных документов по административным делам, подписанным электронной подписью. Далее через этот же сервис заявители смогут в личном кабинете видеть копии судебных актов, извещения, вызовы в суд и иные документы, подписанные судьей усиленной квалифицированной электронной подписью.

Где получают электронную подпись?

Для доступа ко всем услугам портала необходимо иметь усиленную квалифицированную подпись. Сделать это можно до регистрации либо после. Второй вариант предпочтительнее, т. к. вы убедитесь, что ЭЦП для госуслуг действительно необходима.

Что надо сделать на сайте?

заявку на получение ЭП, можно подать также на портале госуслуг.

Особенности использования электронной подписи при сделках с недвижимостью.

Устойчивой тенденцией XXI века становится дистанционное взаимодействие с государственными органами: без утомительного хождения по инстанциям и многочасового стояния в очередях. Одним из важнейших инструментов для общения с налоговой или Росреестром является электронная подпись (ЭП): она позволяет участвовать в сделках с недвижимостью и решать другие задачи без визита в присутственные места, экономить время и деньги. На первый взгляд ЭП выглядит идеальным инструментом для купли-продажи жилья в другом городе или регионе, но так ли она безопасна на самом деле?

Как получить электронную подпись?

Электронная подпись представляет собой комбинацию знаков или паролей, выступающую аналогом обычной подписи на документе. Существует три вида ЭП: простая, усиленная неквалифицированная и усиленная квалифицированная, — но лишь два последних обладают юридической силой и могут использоваться для подачи документов в госорганы.

Усиленная неквалифицированная электронная подпись, как правило, применяется в рамках внутреннего документооборота предприятия, функционал ее использования ограничен. Если же вы планируете выступить стороной в сделке с недвижимостью, вам потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись. За ее оформлением нужно обратиться в аккредитованный Минкомсвязи удостоверяющий центр (УЦ): актуальный перечень организаций, оказывающих такие услуги, представлен на сайте ведомства.

Для получения квалифицированной электронной подписи необходимо подготовить следующий пакет документов:

- паспорт;
- СНИЛС;
- ИНН;
- основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для ИП);
- другие документы (необходимые для того, чтобы действовать от имени юрлица).

После того как собранные вами документы будут проверены сотрудником УЦ, он сохранит сертификат и ключи ЭП на сертифицированный носитель (электронную карту или флеш-накопитель).

Физические и юридические лица могут подать заявку на получение ЭП в режиме онлайн, заполнив форму на сайте выбранного УЦ. Изготовить ее исполнители обещают весьма оперативно — даже в течение часа. Также сотрудники таких компаний предлагают оказание клиентам помощи по выбору состава сертификата ЭП (он будет зависеть от того, для каких целей вы планируете использовать электронную подпись, и влиять на стоимость оказания данной услуги — от 1200 рублей и выше). Обычно ЭП выдается заявителю на флешке, которую нужно бережно хранить, чтобы она не попала в руки посторонних людей.

Использование электронной подписи

Одной из главных задач популяризации электронной подписи является упрощение документооборота. Оформив ЭП, гражданин получает возможность:

- участвовать в сделках с недвижимостью в другом городе;
- подписать трудовой договор с удаленным работодателем;
- подать заявление на поступление в университет в любом уголке страны;
- принимать участие в торгах на электронных площадках;
- пользоваться сервисами портала госуслуг и так далее.

Пользоваться электронной подписью, на которую выдан соответствующий сертификат, можно в течение двенадцати месяцев. По истечении данного срока ЭП придется обновить, а вот заверенные с ее помощью документы будут обладать юридической силой неограниченное количество времени.

С 13 августа 2019 года использовать усиленную квалифицированную электронную подпись при проведении сделок с недвижимостью можно только с письменного согласия ее владельца. Благодаря поправкам, граждане получили возможность вносить в Единый государственный реестр недвижимости запись, разрешающую регистрировать переход права собственность на свои квартиры и доли в них на основании заявления в электронном виде, заверенного ЭП. Если такая отметка в ЕГРН отсутствует, то провести сделку дистанционно будет невозможно.

Механизм продажи недвижимости при помощи ЭП выглядит следующим образом:

Кстати, чтобы воспользоваться своей ЭП, вам придется скачать программное обеспечение КриптоПРО и КриптоАРМ на свой компьютер. Данное ПО распространяется разработчиками безвозмездно.

Нововведения 2020 года

В конце декабря Совет Федерации одобрил, а президент России Владимир Путин подписал закон о совершенствовании регулирования в сфере электронной подписи. Документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

Поправки ужесточают требования к удостоверяющим центрам, к полномочиям которых относится создание и выдача сертификатов ключей проверки электронных подписей. Закон играет принципиально важную роль для обеспечения безопасности сделок с недвижимостью и вводит следующие требования:

По мнению заместителя руководителя Федеральной кадастровой палаты Павла Чащина, совершенствование регулирования деятельности УЦ обезопасит собственников недвижимости: ранее СМИ не раз сообщали об инцидентах, в результате которых мошенники при помощи электронной подписи завладевали чужими квартирами и домами. Чем более жесткими будут требования к удостоверяющим центрам и их сотрудникам, тем сложнее аферистам будет получить ЭП и использовать современные технологии для незаконного обогащения.

Как защитить свою недвижимость от мошенников?

В 2018–2019 годах в СМИ активно обсуждались фиктивные сделки, главным инструментом совершения которых являлись ЭП. На территории нашей страны работают сотни центров сертификации, многие из которых любезно предлагают обратившимся услугу оформления цифровой подписи всего за полчаса и даже без посещения офиса. Сотрудникам таких фирм достаточно скана паспорта клиента, что создает благоприятную почву для всевозможных злоупотреблений. Если человек по роду деятельности имеет доступ к документам множества людей (например, трудится в паспортном столе или турагентстве), то что помешает ему сделать ЭП на другого человека?

Так, в Росреестре комментировали ситуацию, сложившуюся с дарением квартиры в Олонецком проезде в Москве. В прошлом году ее хозяин с удивлением обнаружил, что больше не является собственником объекта недвижимости, так как подарил его неизвестному ему жителю Уфы. Данную новость он получил в квитанции за услуги ЖКХ, поскольку там был указан новый владелец квартиры.

В п. 4 ст. 11 63-ФЗ говорится о том, что квалифицированная ЭП должна использоваться в соответствии с ограничениями, указанными в сертификате ключа подписи. Но использованная законотворцами формулировка не может наложить запрет на выпуск и применение в сделках электронной подписи, в связи с чем от нее могут пострадать третьи стороны — люди, которые никогда не заказывали выпуск ЭП (но чьим имуществом пожелали распорядиться злоумышленники).

Если вы опасаетесь, что вашей недвижимостью может кто-то завладеть, используя электронную подпись, воспользуйтесь рекомендацией Росреестра. Через личный кабинет на сайте ведомства или в офисе МФЦ вы можете подать заявление о невозможности проведения сделок с жильем без вашего личного участия. После вашего обращения в ЕГРН будет внесена специальная запись, и продажа вашей квартиры, комнаты или дома станет возможной только при вашем непосредственном присутствии.

ФЗ от 6 апреля 2011 года прията юридическая сила ЭЦП. Согласно принятым положениям, подпись имеет вид простого изображения. С ее помощью разрешается подписать юридический документ, договор купли-продажи или аналогичную документацию.

Применение электронного образца подписи подтверждает согласие ответственного лица на услугу или заключение соглашения. Сила и значимость ЭЦП имеет признание наравне с собственноручно подписанным вариантом.

Использование ЭЦП упрощает вопросы документооборота. Ее сила позволяет ускорить процесс передачи информации о согласии стороны на услугу или действие. Применима подпись в случаях, когда поддерживается система приема/передачи цифровой электронной подписи.

Что придает юридическую силу ЭЦП

Разберем вопрос, что подтверждает юридическую значимость электронной подписи. Справка: электронная подпись — это изображение или группа символов/цифр, позволяющие подписать юридический цифровой документ или поручение.

Важно разделять два понятия: сила и значимость подписи. Информация на бумажном носителе представляет самостоятельный объект. Нанесенный вручную на нее опознавательный знак призван подтверждать его достоверность. Процесс его создания не оспаривает достоверность причастности ответственного лица.

Цифровой вариант подразумевает возможность вмешательства третьих лиц. Только применение сертифицированного ключа подтверждает отношение субъекта к формированию документа. Иметь доступ к зашифрованным данным может только владелец или ответственное доверенное лицо.

Именно благодаря внесению в систему электронного документооборота (СЭД) данных о владельце договор, подписанный электронной подписью, имеет юридическую силу. Он позволяет достичь договоренности между сторонами о признании равнозначности бумажного и цифрового носителя. В этом заключается сила электронной формы подписи.

Формализованные документы

В СЭД формальными документами считаются:

Отчетность

Счета фактуры

трудовой договор с
сотрудником, работающим на
удаленной основе

истребуемые
документы, их опись

Юридическое значение подпись принимает в случае соответствия формату и соблюдения условий оформления подписи. Необходима передача электронной информации строго по протоколам. Если после проверки подтверждается достоверность поставленного знака, договор официально признается. Формат подписи должен отвечать правилам регистрации квалифицированной ЭП (КЭП).

При получении подобного договора сторона имеет право на проверку через соответствующие системы. Зашифрованная подпись на информации (КЭП) по умолчанию считается равной собственноручному созданию документа. Она имеет юридическую силу, признается наравне с рукописным вариантом. Подобный электронный договор с изображением подписи, юридическая сила которого признается значимой, регулируется государством.

Неформализованные документы

Признанная юридическая сила электронной подписи формата КЭП подтверждает, что ответственное лицо создало документ собственноручно. Таким образом, носитель является официальным.

В список формального документооборота входят категории:

Договоры

Чек-листы

Подобные варианты разрешается подписать простым видом или неквалифицированной подписью. Все лица, причастные к созданию ЭДО, заключают предварительные соглашения о взаимном подтверждении согласия на юридическую силу и значимость подобной подписи.

Необходимым условием является заключение соглашения от обеих сторон. В нем прописывается формат носителя, условия оформления реквизитов и их содержание. Учитываются все детали, нюансы и мелочи. Именно это соглашение позволяет признать достоверность или недостоверность изображения в ходе определения его правовой силы.

Равноценность ЭЦП с бумажным документом

Для многих актуален вопрос, имеет ли силу электронная подпись наравне с бумажным вариантом. Юридическая сила признается за носителем, если он содержит соответствующие реквизиты.

При необходимости рукописный вариант сравнивается с зафиксированными в базах данных образцами из паспортного стола и налоговой инспекции. Для ЭП это отдельная база, в которой содержится полная информация о владельце. Эти данные заносятся при регистрации цифрового автографа, должны иметь полный перечень сведений без ошибок и неточностей. Именно поэтому рекомендуется обращаться к специалистам, чтобы избежать несоответствий.

Составленная по всем правилам подпись приравнивается к рукописному варианту. В зависимости от тонкостей оформления и назначения ее можно применять в создании договоров, соглашений и др. Законодательством признаются электронные носители, в которых проставлены необходимые реквизиты.

Наша компания предоставляет услуги регистрирования и оформления ЭЦП. Гарантируется быстрое и грамотное заведение баз данных. Наши специалисты проведут всю операцию, от сбора реквизитов до установки на ваш ПК.

Оформленная нами электронная подпись имеет юридическую силу и распознается без ошибок. Если вы хотите иметь цифровую подпись, вам достаточно подписать с нами договор на выполнение работ. Стоимость услуг имеет демократичные рамки.

Фото: YAY/ТАСС

Оформить куплю-продажу или дарение недвижимости можно дистанционно. Участники сделки могут находиться в разных концах страны и использовать электронную цифровую подпись (ЭЦП). Особенно это стало актуально во время самоизоляции и карантина. Теперь банки и девелоперы готовы продавать ипотечные кредиты и новостройки полностью бесконтактным способом.

Однако с появлением такой возможности еще в 2019 году участились случаи мошенничества с имуществом. Рассказываем, как пользоваться электронной подписью и обезопасить себя от махинаций с недвижимостью.

Фото:Jens Kalaene/DPA/TASS/ТАСС

Электронная цифровая подпись представляет собой уникальный идентификатор, который присваивается физическому или юридическому лицу. Существуют подписи с разной степенью защиты: простая и усиленная. При заключении сделок с недвижимостью и взаимодействии с госпорталами и ведомствами необходимо оформить усиленную квалифицированную электронную подпись. Она подтверждает подлинность виртуального документа и приравнивает его к бумажному аналогу.

Оформить ЭЦП можно в уполномоченных удостоверяющих центрах, аккредитованных в Минкомсвязи России. Для получения такой подписи физическому лицу необходимо предоставить паспорт, СНИЛС и ИНН. После установления личности и проверки документов сотрудник центра записывает сертификат и ключи ЭЦП на электронный носитель — карту или флешку. Срок действия составляет один год.

Фото:Jaap Arriens/Zuma/TASS

Как пользоваться ЭЦП

С помощью электронной подписи можно дистанционно оформить куплю-продажу, дарение или мену недвижимости. Для этого необходимый пакет документов сканируется и загружается на сайт Росреестра, и участники сделки заверяют бумаги с помощью ЭЦП. Для осуществления такой процедуры нужно установить соответствующее программное обеспечение — криптопровайдер. В России широко используется КриптоПро CSP (его можно скачать на сайте удостоверяющего центра или на официальном сайте разработчика).

Сделки с использованием электронной цифровой подписи регистрируются быстрее, а размер госпошлины при их оформлении на сайте Росреестра сокращается на 30%. В личный кабинет, помимо его владельца, имеют доступ банк (при наличии ипотеки), девелопер и Росреестр. Договор долевого участия и ипотечный договор подписываются дистанционно. После регистрации сделки на почту покупателя приходит документ с электронной печатью Росреестра.

Фото:Yui Mok/PA Wire/PA Images/ТАСС

С августа 2019 года электронная регистрация сделок с недвижимостью возможна только при наличии согласия собственника на проведение таких дистанционных операций. Для этого гражданину необходимо лично посетить подразделение Росреестра и составить соответствующее заявление. Если этого не сделать, то при попытке провести электронную сделку без личного участия собственника документы о регистрации перехода права собственности с использованием ЭЦП будут возвращены без рассмотрения. Отозвать согласие на сделки с электронной подписью можно в любой момент.

Раньше, чтобы защитить имущество от мошенничества, владельцы писали о запрете на электронную регистрацию сделки. Составить заявление о невозможности проведения подобных операций без личного участия можно и сейчас. Для этого документ необходимо подать в Росреестр или МФЦ. Соответствующая отметка вносится в реестр в течение пяти рабочих дней с момента приема заявления. При этом запрет не будет действовать в случае, если на имущество наложен арест по решению суда или открыто исполнительное производство.

Читайте также: