К какой правовой семье относится япония

Обновлено: 18.05.2024

Основной закон о семье в Японии является Часть IV Гражданского кодекса ( 民法 , Minpō ) . Закон о семейном реестре ( 戸 籍 法 , Kosekihō ) содержит положения, касающиеся семейного реестра ( 戸 籍 , Koseki ) и уведомлений в государственные учреждения.

СОДЕРЖАНИЕ

Задний план

Официальный брак в Японии принимает форму гражданского брака . Брак заключается путем подачи уведомления о нем. Свадебная церемония, проводимая религиозной или братской организацией, не является необходимым элементом для законного брака.

Согласно статьям 731–737 Гражданского кодекса,

Если один или оба в паре являются гражданином Японии, брак регистрируется в семейном реестре , во главе которого стоит один заинтересованный японец.

Принципиальное правило заключается в том, что после вступления в брак у двоих должна быть общая фамилия. Однако, если один из них не японец, это правило не применяется. Они могут использовать одно из имен супругов в качестве фамилии или оставить свои имена после брака. Если японский супруг меняет свою фамилию на фамилию супруга, изменение имени должно быть подано в течение 6 месяцев после заключения брака. В семейном реестре у иностранца нет собственной записи, но он может быть записан в нем, например, как супруг.

Международный брак

Считается, что ребенок, рожденный замужней женщиной, является ребенком ее мужа, хотя ее муж может обратиться в суд по семейным делам с иском об отказе от отцовства, если отцовство ребенка подвергается сомнению. Если ребенок родился у незамужней женщины, или если отцовство не признается мужем матери, отец может позже потребовать отцовства через суд по семейным делам, или ребенок может обратиться в суд по семейным делам, чтобы заставить его или ее отца признать его отцом. отец.

При рождении детям дается фамилия родителей. Если отец неизвестен на момент рождения ребенка, ребенку дается фамилия матери, но его или ее имя может быть изменено на фамилию отца после того, как отец признает отцовство.

Расторжение брака

В Японии существует четыре типа развода :

  • Развод по соглашению ( Kyōgi Rikon ), основанный на взаимном согласии.
  • Развод путем медиации в суде по семейным делам ( Chōtei Rikon ), завершенный путем подачи заявления о посредничестве в суд по семейным делам (в случаях, когда развод не может быть достигнут по взаимному согласию).
  • Развод по решению семейного суда ( Shinpan Rikon ), который является разводом, завершенным по решению суда по семейным делам, когда развод не может быть установлен посредничеством.
  • Развод по решению районного суда ( Сайбан Рикон ). Если развод не может быть установлен судом по семейным делам, то подается заявление в районный суд для вынесения решения (ходатайство об арбитраже является обязательным условием). После вынесения решения по делу суд выдаст заверенную копию и свидетельство об урегулировании, которые будут приложены к Регистрации расторжения брака.

Иностранные граждане должны предоставить доказательства того, что они могут развестись в своей стране гражданства и что процедуры, используемые в Японии, совместимы с процедурами их родной страны.

Совместная опека над детьми прекращается после развода. При разводе по соглашению муж и жена должны определить, кто из родителей будет иметь опеку над каждым ребенком. При других типах развода опека определяется посредником или судьей, причем предпочтение отдается матери (особенно в отношении детей, родившихся после развода).

И брак, и развод могут быть такими же простыми, как заполнение одностраничной формы, подписанной двумя свидетелями.

Разрешение спора

В Японии существует система судов по семейным делам ( 家庭 裁判 所 , Katei Saibansho ), которые обладают юрисдикцией в первую очередь по всем внутрисемейным спорам, включая развод и опеку над детьми. Семейные суды используют систему посредничества . Эти семейные суды будут рассматривать любые споры, даже неюридические, но будут принимать их только от лиц, состоящих в семейных отношениях. В результате однополые пары часто не могут воспользоваться судебным посредничеством, поскольку однополые браки не признаются в Японии. Еще одна проблема, связанная с системой медиации, - это непрофессионализм посредников. Официально посредническая комиссия состоит из судьи и двух посредников. Однако судья часто отсутствует и перекладывает ответственность на посредников, которые не имеют профессиональной подготовки и должны быть старше 40 лет.

Усыновление ребенка

Есть два основных места, куда можно подать заявление об усыновлении. Первый - через местный центр помощи детям, который является государственным учреждением. В 2010 году Конвенция Организации Объединенных Наций о правах ребенка отметила, что сотрудники CGC, по-видимому, не были должным образом обучены работе в детских учреждениях и, похоже, не поощряли усыновление. В 2016 году в Закон о благосостоянии детей были внесены поправки, в которых прямо указывается, что CGC несут ответственность за процесс усыновления. Кроме того, при усыновлении через государственные учреждения потенциальные родители должны быть японскими супружескими парами. Второй - через религиозное агентство по усыновлению. Этим частным агентствам разрешено взимать плату за процесс усыновления, в отличие от процесса бесплатного через правительство.

Суррогатное материнство

Характеризуется как время установления диктатуры Токугава, одновременно с этим и как переход от средневековых междоусобиц даймё к полностью контролируемой стране. В период Эдо произошло становление японского духа, появление национальной японской идеи, развитие экономики и чиновничьего аппарата. В результате политики сакоку практически весь период Эдо страна находилась за железным занавесом, не ведя торговли и не сообщаясь с другими странами (редкое исключение — Китай и Голландия). Католическое христианство жестоко подавлялось (восстание на Кюсю). Произошло смещение политического влияния от военных домов (самурайское сословие) на торговые дома (купеческое сословие). По сути, страна совершила переход от феодального к капиталистическому режиму и само падение сёгуната характеризовалось политическими и экономическими, а не военными причинами. Одновременно с падением сёгуната Токугава произошло падение самой идеи сёгуната. Без обогащения купеческого сословия (и наличия соответствующих условий), подъема экономики и смены внешнеполитического курса страны переход к капитализму не мог произойти.

в) Правовая система Нового времени, 1868—1946

Первой реформой против самураев правительство заставило даймё отказаться от их феодальных прав в управлении кланами. В 1869 г. произошло так называемое добровольное возвращение страны и народа императору — хансэки-хокан. Даймё сначала были оставлены во главе их прежних владений в качестве наследственных губернаторов (тихандзи), но после полного уничтожения деления Японии на княжества и введения префектур (кэн) в 1871 г. князей вовсе отстранили от дел управления. Осуществление верховной власти в префектурах стало входить в компетенцию правительственных чиновников. Земельная собственность была аннулирована, её владельцами стали помещики нового типа и буржуазия.

II .Современное право Японии (выборочный сравнительный анализ с российским правом)

1. Современное право Японии

а) общее правовое устройство Японии

Императорская династия Японии по официальной версии самая древняя в мире и берет своё начало с VII века до нашей эры от богини-солнца Аматэрасу. В 1946 году император Сёва провозгласил декларацию человечности, в которой отказался от своего божественного статуса.

б) Сравнение Конституции Японии с Конституцией России

Современная конституция Японии вступила в силу в 1947 году. Конституция делится на IX глав.

Из ст. 3 следует, что император не имеет права выполнять действия, относящиеся к делам государства без совета и одобрения Кабинета.По представлению парламента император назначает премьер-министра, а главного судью Верховного суда — по представлению Кабинета. Функции монарха строго ограничены, а правовая система устойчива: ветви власти строго разделены. Император стоит над ветвями власти, но с их же одобрения и представления назначает людей на высшие должности. Реальная власть императора ограничена Кабинетом и носит рекомендательный и символический характер. При чрезвычайных обстоятельствах роль императора возрастает до стабилизации обстановки.

Японская конституция не только отвечает требованиям демократии, но более того в ней заложены механизмы регуляции государственного аппарата, что нельзя сказать об основном законе РФ. Данный вывод подтверждается процессами, которые происходят в обоих государствах: сильное экономическое и правовое отставание РФ от Японии при российских ресурсах в условиях высокой коррумпированности [11] свидетельствует об отсутствии механизмов регуляции (ограничение полномочий монарха Японии ветвями власти, ограничение полномочий премьер-министра, прозрачность и отчетность в разделение властей и т.д.), которые присутствуют и действуют в японском праве. Без выработки регуляционных правовых механизмов базовых сбоев в правовой системе РФ не избежать.

2. Ключевые особенности права Японии

а)Источники японского права

Это нормативные акты, принятые государственными органами; Конституция, договоры, законы, правительственные указы, положения - нормативные акты местного значения. Основными отраслями японского права, которые регулируют имущественные отношения, являются гражданское и трудовое право.

В общем праве судебный прецедент является основным источником права, и суд при рассмотрении дела поднимает предыдущие судебные решения по аналогичным делам. Но для японского суда критерием для вынесения решения является исключительно статутное право.

б) Гражданское правоиТрудовое право

Влияние американского прецедентного права сильно в японском деликатном праве.

Японские правоведы на основе изучения американского прецедентного права разработали проблему мипологии деликатов. Такие понятия, как "защита личной жизни" заимствованные из американского права, стали общепринятыми в японском правоведении и судебной практике.

В Японии действует специфическая система заработной платы, не получившая распространения в других странах: зарплата определяется, прежде всего, стажем работы на одном предприятии; система сдельной оплаты труда почти не применяется; зарплата рабочих и служащих зависит от возраста, образования, непрерывного стажа работы на данном предприятии, специальности и опыта работы по данной специальности, причем ежегодно проводится очередное повышение зарплаты.

Таким образом, с повышением непрерывного стажа работы на одном предприятии и возраста работающего, увеличивается его заработная плата. Благодаря этой системе японские компании достигают закрепления рабочих и служащих на своих предприятиях.

в) Уголовное право

Уголовное законодательство Японии образуют УК, специальные уголовные законы и правовые нормы не уголовного законодательства и нормативных актов местного значения. Специальных уголовных законов около 30, число уголовно-правовых норм не уголовного законодательства очень велико, они широко рассредоточены по различным отраслям и подотраслям права.

Характерной особенностью УК Японии является расширение пределов судебного усмотрения. Этому способствует абстрактность описания составов преступлений и очень большой диапазон между верхними и нижними пределами санкций, предусмотренных за конкретные составы. А также возможность назначения наказания выше высшего предела, предусмотренного законом, и ниже низшего не только по закону, но и по усмотрению суда. Так, например, за убийство (ст. 199 УК) предусмотрена смертная казнь, пожизненное лишение свободы, лишение свободы с принудительным трудом на срок до 3-х лет.

Несмотря на свой солидный возраст, японский уголовным кодекс в достаточной степени модернизирован, что позволяет применять современные средства социальной защиты и индивидуализировать обращение с правонарушителями.

В настоящий период времени во всем мире существует более двухсот пятидесяти государств. Все они используют право в качестве средства регулирования общественной жизни. Так, возникает вопрос – есть ли что-то общее между всеми данными национальными правовыми семьями?

На данный вопрос предоставляет ответ сравнительный анализ правовых семей различных государств. Право государств можно классифицировать по семьям, либо группам.

Правовые семьи – это группы национальных правовых систем, обладающих сходными технико-правовыми признаками, основным из которых выступает форма права.

Правовая семья – это комплекс согласованных, взаимосвязанных и взаимодействующих правовых средств, которые регулируют отношения в обществе, а также структурных элементов, которые характеризуют уровень юридического развития того либо другого государства.

По той причине, что правовых систем большое количество, предпочтительнее исследовать характерные признаки зарубежных правовых семей, применяя классификацию, которая получила самое большее распространение и признание на международной арене.

Речь идет о классификации Рене Давида, основанной на комбинации технико-правовых и идеологических признаков систематизации:

  • романо-германской,
  • англо-саксонской,
  • религиозная (арабская),
  • обычная правовая семья.

Романо-германская правовая семья

Романо-германская правовая семья представлена следующими странами: ФРГ, Франция, Италия, Испания, Турция, Япония, большинство стран Латинской Америки, Российская Федерация и др.

Исторические корни данной правовой семьи восходят к древнеримскому праву.

Ведущим источником романо-германского права является нормативно-правовой акт, а если говорить более точно – закон. Закон обладает несомненным приоритетом перед другими источниками. Система актов нормативного характера формирует основу правопорядка. Законодательство призвано регулировать все самые важные аспекты жизни.

Для романо-германской правовой семьи свойственны писаные конституции, имеющие высшую правовую силу. Нормы права в качестве общих моделей законного поведения формулируются органами исполнительной и законодательной властей. Вместе с тем удельный вес подзаконного и ведомственного нормотворчества очень велик. Суд не формирует права, он его лишь толкует и применяет.

Уже после, на правоприменителей, прежде всего суд, возлагается обязанность реализации данных общих норм права в конкретных административных и судебных решениях, что в итоге обеспечивает единообразие административной и судебной практики в масштабе всей страны.

К основным достоинствам романо-германской правовой семьи необходимо отнести четко систематизированную, непротиворечивую структуру законодательства.

К главным недостаткам – наличие пробелов и определенную оторванность от реальной жизни, так как законотворчество в объективной форме не может установить все преобразований и нюансы социальных отношений, не всегда поспевает за данными преобразованиями

Англо-саксонская правовая семья

К англосаксонской правовой семье относятся национально-правовые системы Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др.

Эта правовая семья характеризуется следующими особенностями:

  1. базовым правовым источником признается прецедент суда (нормы поведения, которые сформулированы в их решениях по определенному делу и распространяются на аналогичные дела);
  2. главная роль в правотворчестве принадлежит суду, которой по этой причине занимает особый статус в системе органов государства;
  3. на первом мете располагаются не обязанности, а человеческие права и свободы, которые защищаются, в первую очередь, в суде;
  4. основным значением, главным образом, обладает процессуальное право, которое по большей части регулирует материальное право;
  5. отсутствуют кодифицированные правовые отрасли;
  6. нет классического разделения на частное и публичное право;
  7. широкое развитие законодательства, а правовые обычаи являются дополнительными и вспомогательными источниками;
  8. правовые доктрины, обычно, имеют исключительно прикладной и прагматический характер.

Главная особенность данной правовой семьи заключается в том, под английской доктриной в качестве главного правового источника необходимо понимать не собственно правовую науку, теоретические идеи, представления, конструкции, а комментарии судов, описания прецедентной практики, предназначенные исполнять роль практического руководства для правоведов.

Религиозная правовая семья

К религиозным правовым семьям следует отнести: индусское право (индуизм), мусульманское право (ислам), еврейское право (иудаизм), а также традиционное право Японии и Китая, которое исходит из мировоззрения конфуцианства.

Для правовых семей на религиозной основе свойственно, что право здесь представляет из себя элемент универсальной и единой системы регулирования отношений в обществе. Понимание права в религиозных семья шире, нежели в светских. Право в них регулирует все стороны человеческой жизни, а не только правовые отношения. Наиболее важным источником религиозного права выступают священные писания и божественные откровения.

Семья обычного права

Под системой традиционного (обычного) права следует понимать существующую в государствах южной, экваториальной Африки и Мадагаскаре форму регулирования отношений в обществе, которое основывается на признании государством сформировавшихся естественным путем и вошедших в привычку населения социальных обычаев (норм).

Обычай, как правило, признается самым древним правовым источником, известным всем правовым семьям, однако если в государствах англосаксонского и романо-германского права он исполняет только второстепенную роль, то в Африке он был и продолжает оставаться важнейшим регулятором отношений в обществе, в особенности за пределами городов.

Традиционное право широко распространено в государствах Дальнего Востока, Океании, Африки. При всех отличиях в исторических особенностям формирования и развития их сближает отрицание западной идеи права, исследование права как вспомогательного компонента регуляции отношений в обществе.

Целью работы является глубокое изучение данного вопроса. Задачи работы – рассмотреть традиционные истоки японского права, и выяснить какое влияние оказало европейское и американское право на формирование политической правовой системы послевоенной Японии.

Содержание

Введение ……………………………………………..…..……….………. стр. 3
Глава 1. Традиционные истоки японского права ……………………….. стр. 4
Глава 2. Становление правовой системы Японии.
Вестернизация японского права …………………………….. стр. 8
Глава 3. Послевоенное развитие японского права.
Влияние американского права ………………………………. стр. 12
Заключение ………………………………………………….….….……… стр. 17
Список используемой литературы ………………………….…..……….. стр. 18

Работа состоит из 1 файл

КР - тема - Япония.docx

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

Традиционные истоки японского права.

Влияние европейского и американского права

на формирование политической

правовой системы послевоенной Японии.

Студент 6 курса

заочной формы обучения

Н. Новгород, 2010 г.

Глава 1. Традиционные истоки японского права ……………………….. стр. 4

Глава 2. Становление правовой системы Японии.

Вестернизация японского права …………………………….. стр. 8

Глава 3. Послевоенное развитие японского права.

Влияние американского права ………………………………. стр. 12

Список используемой литературы ………………………….…..……….. стр. 18

Современное право Японии – интересный объект для сравнительного правоведения. В нем переплетаются живущие и поныне традиции внесудебного решения споров с новыми кодексами и процессуальными нормами, которые создавались по образцам сперва французского и немецкого права, а после Второй мировой войны – американского права.

К какой правовой семье отнести современное японское право? С одной стороны, стремительное экономическое развитие Японии дает основание предположить, что было бы разумно причислять ее правовую систему к правовой семье, основанной на европейских источниках, а не к дальневосточной правовой семье. С другой стороны, многочисленные японские кодексы, скроенные по образцу континентального европейского права, оставались мертвой буквой в условиях правовой действительности этой страны. Создается, однако, впечатление, что в сегодняшней Японии начинает постепенно ослабевать традиционное пренебрежение к статутному праву и отрицание всех форм судебного решения споров. А это означает, что принадлежность японского права к дальневосточной правовой семье вызывает все большие сомнения.

Над этим вопросом работали многие отечественные и зарубежные ученые, такие как Воробьев В.М., Давид Р., Еремин В.Н., Инако Ц., Маклаков В.В., Нода И., Овчинников В., Попов К.А., Радуль-Затуловский Я.Б., Саидов А.Х., Сакаэ Вагацума, Тюру Ариидзуми, Салтыкова И.В. и др.

Целью работы является глубокое изучение данного вопроса. Задачи работы – рассмотреть традиционные истоки японского права, и выяснить какое влияние оказало европейское и американское право на формирование политической правовой системы послевоенной Японии.

Глава 1. Традиционные истоки японского права.

Традиционный образ мысли в Японии, очень далекий от европейского, в самые различные эпохи подвергался влиянию Китая. Однако этот образ мысли отличается от китайского: он сохранил свою ярко выраженную оригинальность, связанную с национальным характером японцев; определенное влияние в этом отношении оказала также изоляция, в которой японские правители держали страну в течение 250 лет, до 1853 г.

Романо-германская модель права была реципирована Японией в конце XIX столетия. В течение сотен лет японское государство сознательно проводило политику изоляции от остального мира.

Первые памятники японского права появились в эру Тайка, начавшуюся в 646 году. В эту эпоху под китайским влиянием в Японии было введено своеобразное политико-этическое правило, предусматривающее, в частности, порядок периодического распределения принадлежащих государству рисовых полей в зависимости от числа едоков и строгое деление общества на "ранги". Каждый класс должен был выполнять в государстве строго определенную функцию. Обязанности каждого уточнялись в юридических сборниках, именуемых рицу-ре. Составленные по китайскому образцу, эти сборники включают главным образом репрессивные нормы (рицу) и административные нормы (ре). Они комментировались в школах права и управления в воспитательных целях. Сборники эти далеки от понятия субъективных прав, но они приближаются к идее права в той мере, в какой письменно устанавливают обязанности каждого.

Бессилие уголовной юстиции, а в связи с этим отсутствие безопасности и гражданские войны привели в конце XII века, в 1185 году, к появлению наряду с режимом сеньории нового феодального режима. Император был лишен тогда какой-либо реальной власти, придворная знать (кугэ) также находилась в упадке. В силу возложенных на него прерогатив священного характера император оставался важным и глубоко почитаемым лицом, но в действительности власть ускользала от него: она перешла к военной касте, которой не знал Китай.

Военная каста (букэ, самураи) жила согласно собственному обычному праву (буке-хо), составлявшему ее личный статус. Действующий внутри касты "кодекс рыцарства" был основан на идее абсолютной преданности вассала своему сюзерену, он исключал какую бы то ни было идею прав и обязанностей юридического характера. Вассал не имел никаких гарантий против произвола сюзерена, суд пэров в Японии никогда не существовал. Считалось оскорбительной даже сама мысль о том, что вассал может иметь права против своего сюзерена. Отношения вассала и сюзерена рассматривались подобно отношениям сына и отца. Между ними не должно существовать никакого договора, ибо такие чувства, как привязанность, верность, самоотверженность, личная преданность, жертва во имя идеи, теряют свой смысл, когда их стремятся поставить в строгие, хотя и разумные рамки.

Режим унитарного феодализма: упадок рицу-ре. В течение нескольких веков этика букэ существовала наряду с более детальной регламентацией, содержавшейся в рицу-ре, так как именно рицу-ре по-прежнему применялись к лицам, не входившим в военную касту. В эпоху сегунов Асикага (1333-1573 годы), сменившую эпоху Камакура (1185-1333 годы), наступил период анархии и гражданских войн, приведший к установлению так называемого феодального унитаризма.

До указанного периода в Японии существовали различные классы, каждый из которых имел свой особый статус. Этот режим был заменен в XIV веке единообразной структурой, основанной на строгой иерархии, исключавшей даже мысль о правах низших в отношении высших. Между представителями класса рыцарей отрицалась возможность заключения договоров и установления правовых обязательств; тем более она отрицалась во взаимоотношениях между помещиками и земледельцами. Эта структура неравенства, не оставлявшая места для понятия субъективных прав, была еще усилена, когда в эпоху сегунов Токугава (1603-1868 годы) Япония стала на путь политики изоляционизма. Как реакция на европейское влияние конфуцианство стало официальной доктриной. В 1597 году была введена политика строгого надзора и доносов. По всей стране были сформированы специальные группы из 5 человек (гонингуми), которые должны были доносить о преступлениях, поддерживать публичный порядок, сообщать полиции о перемещениях граждан, о присутствии в их местности посторонних лиц. Группа несла солидарную уголовную и финансовую ответственность: ее согласие было необходимо для возбуждения судебного процесса; она вмешивалась в семейные дела, привлекая в этих целях советчиков или свидетелей, контролировала использование земель. Следы этого института, наложившего глубокий отпечаток на японское мышление в эпоху Токугава, ощущаются в ряде аспектов и в сегодняшней Японии. Если в эту эпоху и существовало право, в том числе даже писаные нормы, то речь может идти лишь о предписаниях, дававшихся высшими низшим. Низший мог только подчиняться. Народ, постоянно державшийся в невежестве, ничем не был гарантирован от произвола. Не могло быть и речи о праве в отношениях между лицами, принадлежащими к низшим классам, с одной стороны, и к высшим классам - с другой. Идея права отсутствовала и в отношениях между членами одного класса.

Как и в Китае, в Японии вызывала отрицательное отношение категоричность судебных решений и ригористичность правовых норм. Возник целый комплекс норм, которые исходили скорее из соображений приличия и регулировали поведение индивидов в отношениях друг с другом во всех случаях жизни. Эти нормы поведения, схожие с китайскими правилами, назывались гири; были гири отца и сына, мужа и жены, дяди и племянника, братьев между собой, а вне семьи - гири собственника и фермера, заимодавца и должника, торговца и его клиента, хозяина и служащего, старшего служащего и его подчиненного и т.д. Гири заменяли собой право, а, по мнению некоторых японцев, и мораль. Они автоматически соблюдались не столько потому, что соответствовали определенной концепции морали, сколько под страхом осуждения со стороны общества в случае неподчинения гири. Для японцев считалось позорным не исполнить какое-либо гири. Кодекс чести, носящий характер обычая, определял поведение. Все это делало право до недавнего времени бесполезным и даже одиозным.

Местное японское право было абсолютно не приспособлено для решения новых задач. Было решено целиком модернизировать правовую систему страны. Единственным способом быстрой перестройки права являлась рецепция западноевропейских правовых систем. В период с 80-х годов XIX в. до начала XX в. японское правительство ввело в действие ряд важных законодательных актов, составленных по образцу французских и германских кодексов.

Глава 2. Становление правовой системы Японии. Вестернизация японского права.

«Япония в течение длительного времени была закрытой для внешнего мира страной. Только в 1858 г. Она была вынуждена открыть свои порты для иностранных судов, подписав торговые договоры с Россией, США, Францией и Нидерландами и предоставив этим странам огромные привилегии. Пришедший к власти в 1867 г. Император Муцухито (1852-1912) сделал своей целью положить конец традиционному островному изоляционизму страны, находящейся в то время на феодальном уровне развития.

Под руководством французского юриста Г. Буассонада и на основе французских кодификаций разрабатываются проекты нескольких кодексов: Уголовного (1890 г.), Торгового (1890 г.). Надо заметить, что указанные законопроекты господствующей элите японского общества казались слишком демократичными. Она подвергла их острой критике, заявляя, в частности, что Гражданский кодекс издан, а преданность императору и сыновний долг погибли. По этой причине проекты Гражданского и Уголовного кодексов законами так и не стали, а Уголовно-процессуальному кодексу (он получил название закона об уголовной процедуре 1880 г.) и Торговому кодексу (введен в действие по частям в 1893 г. и 1898 г.) была уготована короткая жизнь.

Япония - унитарное государство, разделенное на 47 префектур. Местное управление осуществляют выборные префектуральные собрания. Главные должностные лица в префектурах - губернаторы.

Конституция 1946 г. (вступила в силу в 1947 г.) установила конституционную парламентскую монархию, провозгласив императора "символом государства и единства нации". Однако реальная власть императора практически сведена к нулю, поскольку он отстранен от самостоятельного решения вопросов государственной политики (ст.4). Все действия императора, относящиеся к государственным делам, должны осуществляться по совету и с одобрения Кабинета министров (ст.3). Среди таких действий наиболее важными являются: назначение Премьер-министра (по представлению Парламента) и главного судьи Верховного суда (по представлению правительства); промульгация поправок к Конституции, законов, указов правительства; созыв Парламента и роспуск Палаты представителей; назначение и отстранение от должности министров. Конституция оставила за императором, по существу, лишь церемониальные функции, традиционно осуществляемые в монархиях главой государства: обращение к Парламенту с речью на открытии очередной сессии, принятие верительных грамот от послов иностранных государств, подписание официальных документов.

Высший орган государственной власти в стране - Парламент (Коккай), состоящий из 2 палат. В состав Палаты представителей (Сюшин), которая избирается сроком на 4 года, входят 511 членов, в состав Палаты советников (Ваншин) - 252 члена. Срок полномочий членов Палаты советников - 6 лет с обновлением половины состава каждые 3 года. Делегаты обеих палат избираются на основе всеобщего избирательного права. Очередные сессии Парламента проводятся один раз в год. В случае необходимости правительство может вынести решение о созыве чрезвычайных сессий. Важную роль в работе палат играют постоянные и временные комитеты. В частности, каждая палата, прежде чем обсудить внесенный законопроект, должна передать его на рассмотрение постоянному комитету. Правом законодательной инициативы обладают по закону члены палат и правительство. Однако депутаты могут представить законопроект только в том случае, если он будет поддержан, по крайней мере, 20 депутатами нижней палаты или 10 - верхней. Право принятия законов является исключительной прерогативой Парламента.

Конституция предусматривает два способа принятия законов. Первый - одобрение законопроекта обеими палатами. Второй - повторное одобрение Палатой представителей (не менее чем 2/3 присутствующих членов) законопроекта, отклоненного Палатой советников. Последнее слово остается за Палатой представителей и при решении вопросов о бюджете, и при заключении международных договоров, и при назначении Премьер-министра. Помимо вышеперечисленных к наиболее важным полномочиям Парламента относится контроль за деятельностью исполнительной власти, который осуществляется, как правило, в форме интерпелляций и парламентских расследований.

Высший орган исполнительной власти в стране - правительство Японии, Кабинет министров. В него входят Премьер-министр, министры руководители министерств и ведомств без портфелей. Премьер-министр назначается императором по представлению Парламента из числа его членов. Премьер-министр назначает министров, большинство которых должно входить в состав Парламента. По требованию Премьер-министра они могут быть отстранены от должности.

Полномочия правительства достаточно обширны. Оно проводит в жизнь законы, руководит государственными делами, внешней политикой, заключает международные договоры (с одобрения Парламента), составляет бюджет и вносит его на рассмотрение Парламента, принимает решения об амнистиях, о смягчении и отсрочке наказаний, назначает членов Верховного суда и судей низших инстанций. Кабинет министров наделен также правом законодательной инициативы - именно он представляет большинство законов, принимаемых Парламентом.

Конституция закрепляет принцип коллективной ответственности правительства перед Парламентом. Если Палата представителей принимает резолюцию о недоверии, оно должно выйти в отставку в полном составе либо император по совету и с согласия Кабинета распускает Палату представителей.

Современная правовая система Японии в своих основных чертах сформировалась в эпоху Мэйдзи ("просвещенного правления"), начавшуюся с буржуазной революции 1867-1868 гг. и закончившуюся в первом десятилетии XX в. Несмотря на незавершенный, компромиссный характер самой революции, за ней последовали весьма существенные реформы социального, экономического и государственно-политического характера, в том числе в правовой сфере.

До этого на протяжении нескольких веков Япония находилась под сильным влиянием Китая. Сказывалось оно и в области права. В частности, первые памятники японского права, которые появились в начале VII в. (в так называемую эпоху Тайка), представляли собой юридические сборники, составленные по образцу тогдашнего китайского законодательства, но отличавшиеся большим своеобразием. В этих издаваемых императорской властью сборниках, именуемых рицуре, перечислялись обязанности лиц, принадлежавших к различным слоям японского общества, и наказания, которым должны были подвергаться нарушители. Начиная с XIII в., по мере усиления феодальной раздробленности страны, основную роль в качестве законоположений стали играть не императорские рицуре, а акты правящих феодальных кланов. В эпоху сегунов (фактических правителей страны) из рода Токугава (1603-1868 гг.) была окончательно закреплена строго иерархическая система японского общества, лишавшая его низшие слои каких-либо прав. Важнейший нормативный акт этого периода - так называемый Кодекс из ста статей, или "Сто законов" (1742), явился результатом упорядочения основного содержания прежних законов и норм обычного права, выработанных феодалами. В него было включено сравнительно немного норм, относящихся к гражданскому праву, и поэтому торговые и многие другие отношения по-прежнему регулировались обычным правом. Основную массу статей кодекса составляли нормы материального и процессуального уголовного права. Конкретное его содержание было известно только судьям и их феодальным чиновникам, руководствовавшимся принципом "Народ не должен знать законов, но лишь подчиняться им". Они исходили при этом из концепции древнекитайского права, согласно которой неизвестность грядущего наказания сильнее удерживает от совершения преступных действий, нежели точное знание последствий. Кодекс закреплял систему сословного неравенства, предусматривая различные наказания за посягательства на интересы феодалов или крестьян и различную ответственность феодалов и крестьян за совершенные преступления. Система наказаний кодекса отличалась крайней жестокостью, она включала квалифицированные виды смертной казни, телесные и позорящие наказания, в том числе битье палками из мягкого или жесткого бамбука.

В феодальной Японии один и тот же административный чиновник, буге, выполнял служебные обязанности и прокурора, и судьи. Широко применялись пытки - с их помощью у обвиняемого стремились во что бы то ни стало вырвать признание, без которого нельзя было вынести обвинительный приговор.

В эпоху Мэйдзи была отменена феодальная собственность на землю и формальные различия между сословиями, провозглашена свобода выбора профессии и места жительства, проведена административная реформа. Существенным преобразованиям подверглась и вся система японского законодательства; по существу заново была создана единая для всей страны сеть судебных органов, начали претворяться в жизнь новые принципы проведения предварительного следствия и судопроизводства, хотя и в этой области, как и во многих других, феодальные пережитки надолго сохранили свое влияние.

Создание новой правовой системы и нового суда в эпоху Мэйдзи проходило в условиях острой борьбы между сторонниками реакционных, бюрократических и прогрессивных, демократических методов управления обществом.

Первая конституция Японии 1889 г. (Конституция Мэйдзи) вопреки требованиям либеральных слоев правящих классов и более демократических кругов общества, участников "движения за свободу и народные права" была составлена по прусскому образцу и провозгласила императора носителем верховной власти, предоставив ему широчайшие полномочия и резко ограничив полномочия Парламента. Права подданных японского императора по этой Конституции также были сведены к минимуму.

Законодательство, регулирующее отдельные отрасли права, на протяжении эпохи Мэйдзи подвергалось неоднократным изменениям. В 1873 г. на должность юридического советника японского правительства и для подготовки проектов современных кодексов по важнейшим отраслям законодательства был приглашен французский юрист, профессор Г. Буассонад. В 1891 г. опубликован подготовленный им проект гражданского кодекса Японии, составленный по образцу французского законодательства. Однако вступлению в силу этого кодекса, намеченному на 1894 г., воспрепятствовали противники чересчур радикальных преобразований под тем предлогом, что в нем якобы нарушены национальные традиции. В результате 3 японских юриста подготовили новый проект, ориентированный уже на образец германского гражданского законодательства (прежде всего на его проект 1896 г.), хотя и вобравший в себя многие положения кодекса Буассонада. В 1898 г. этот проект издали в качестве Гражданского кодекса Японии.

Был отвергнут и первоначальный проект торгового кодекса, также составленный по образцу французского законодательства в 1890 г. Его заменил другой, следовавший модели германского законодательства. Он был издан в 1899 г. в качестве Торгового кодекса Японии.

Исследования в области права проводятся, главным образом, на юридических факультетах университетов (из более чем 400 государственных и частных университетов такие факультеты имеют около 70 университетов).

Смотрите также:

Эта статья имеет очень серьезные правовые последствия, в соответствии с ней, Япония на нужды обороны не
5. Японская конституция предусматривает уникальную систему судов, для американцев было неожиданностью, когда японцы внесли свою идею о судебной системе.

Однако, несмотря на активное заимствование китайской модели организации общества и государства, правители Японии не были еще готовы создать стабильную и сильную централизованную систему администрации. Восходившее к недавнему родоплеменному.

XVII век принес Японии политическую стабильность и экономическое процветание, но уже в следующем столетии начался экономический кризис.
Кризис военно-ленной системы империи. Арабские страны под властью Турции.

Япония — потрясающая страна. Здесь уникально все — города, язык, культура. Все, кто хоть раз побывал в Японии, утверждают, что ничего подобного они не видели ни в одной другой стране мира.

§ 88. Формирование и развитие судебно-правовой системы Японии в конце XIX–XX вв. Государственно-политические преобразования периода Мэйдзи стали предпосылкой реформирования всей системы юстиции и правоприменения.

Именно сейчас формируется новая система международных отношений, и Японии, если она не хочет повторить ошибок прошлого, предстоит пересмотр своих стратегий. Предыдущий раунд в распределении влияния она проиграла, но будущий вполне может и даже должна выиграть.

Несмотря на то, что по сравнению с другими государствами в Японии имеется относительно компактный государственный аппарат, правительственная реформа затронула и его.
Правовая система.

К романо-германской правовой семье примыкают правовые системы стран Латинской Америки, Японии, хотя их правовые системы сохраняют ряд особенностей. Формирование романо-германской правовой семьи, начавшееся в 19 в.

Читайте также: