К каким видам органов безопасности относятся негосударственные организации обеспечения правопорядка

Обновлено: 04.07.2024

Среди негосударственных организаций правоохраны следует назвать муниципальные и казачьи дружины, отрядов содействия полиции, социально-профилактические центры, центры семейного воспитания.

Среди общих задач, стоящих перед такими организациями необходимо выделить следующие:

1.Содействие органам государственной власти, органам местного самоуправления и правоохранительным органам в их деятельности по обеспечению общественного порядка, предупреждению и пресечению правонарушений;

2. Участие в мероприятиях по обеспечению безопасности населения и охране общественного порядка при возникновении стихийных бедствий, катастроф, аварий, эпидемий, иных чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

3. Распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах

Рассмотрим особенности организации и деятельности народных дружин на примере г. Москвы. В этих целях был разработан и принят закон города Москвы от 26.06.2002 N 36 "О Московской городской народной дружине" 1 . Московская городская народная дружина - государственно-общественное объединение, которое создается в целях оказания населением города Москвы содействия органам государственной власти города Москвы и правоохранительным органам в обеспечении общественного порядка и состоит из жителей города Москвы, принятых в ее состав в установленном порядке, объединенных под руководством уполномоченного государственного учреждения - Московского городского штаба народной дружины.

Закон устанавливает, что в Московской городской народной дружине не допускается создание и деятельность структур политических партий или движений, а также запрещается деятельность Московской городской народной дружины в интересах отдельных политических партий и движений.

Основными задачами Московской городской народной дружины являются:

а) содействие органам государственной власти города Москвы и правоохранительным органам в их деятельности по обеспечению общественного порядка, предупреждению и пресечению правонарушений;

б) участие в мероприятиях по обеспечению безопасности населения и охране общественного порядка при возникновении стихийных бедствий, катастроф, аварий, эпидемий, иных чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

в) распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах.

Московская городская народная дружина решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с администрациями и трудовыми коллективами организаций, органами территориального общественного самоуправления, общественными объединениями и жителями города Москвы. Она строится в соответствии с территориальным делением города Москвы и состоит из Московского городского штаба народной дружины и подчиненных ему территориальных подразделений. Территориальными подразделениями Московской городской народной дружины являются народные дружины районов города Москвы, которые объединяются в народные дружины административных округов.

Общее руководство деятельностью Московской городской народной дружины осуществляет Правительство Москвы. Общее руководство деятельностью народных дружин административных округов, районов осуществляют руководители соответствующих территориальных органов исполнительной власти города Москвы. Органы исполнительной власти города Москвы в пределах своих полномочий координируют взаимодействие народных дружин с правоохранительными органами, а также оказывают помощь в материально-техническом обеспечении их деятельности. Непосредственное руководство деятельностью Московской городской народной дружины осуществляет Московский городской штаб народной дружины.

Московский городской штаб народной дружины учреждается Правительством Москвы в форме государственного учреждения. С момента государственной регистрации Московский городской штаб народной дружины приобретает права юридического лица.

Московский городской штаб народной дружины возглавляет начальник Московского городского штаба народной дружины, который назначается на должность и освобождается от нее распоряжением Мэра Москвы.

Непосредственное руководство деятельностью территориальных подразделений Московской городской народной дружины осуществляет начальник штаба народной дружины, который является работником Московского городского штаба народной дружины. Назначение на должность начальника штаба народной дружины административного округа, района осуществляется по согласованию с руководителем территориального органа исполнительной власти города Москвы.

Еще одной негосударственных организаций правоохраны следует назвать - казачьи дружины. Казачество - исторически сложившаяся культурно-этническая общность граждан, имеющая самобытные традиции, обычаи, культуру, хозяйственный уклад. Казак - гражданин Российской Федерации, относящий себя к прямым потомкам казаков, или гражданин Российской Федерации, добровольно в установленном порядке вступивший в казачье общество. Реестровое казачье общество - казачье общество, члены которого в установленном порядке взяли на себя обязательства по несению государственной и иной службы, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

Государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации - список хуторских, станичных, городских, окружных и войсковых казачьих обществ, взявших на себя в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, обязательства по несению государственной и иной службы. Конкретные обязательства членов казачьих обществ по несению государственной и иной службы отражаются в их уставах, которые принимаются на общих собраниях членов казачьих обществ 1 .

Как правило органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают:

поддержку мер по созданию казачьих обществ и организации их деятельности;

поддержку принятия и выполнения членами казачьих обществ конкретных обязательств по несению государственной и иной службы;

поддержку деятельности по возрождению традиционных для казачества форм землепользования и хозяйствования, принципов самоуправления и деятельности, направленной на духовное возрождение казачества, развитие его культуры, образования и воспитания.

К несению государственной и иной службы в Ставропольском крае привлекаются члены реестровых казачьих обществ в соответствии с договорами, заключаемыми между органами исполнительной власти Ставропольского края, органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края и казачьими обществами.

Члены казачьих обществ привлекаются к контролю за состоянием природной среды, вероятными источниками ее загрязнения, оказанию оперативной экологической помощи населению, участию в мероприятиях по научно-техническому и иному обеспечению обнаружения, расследования экологических нарушений и преступлений и ликвидации их последствий, а также к другим мероприятиям, направленным на охрану окружающей среды.

В этих целях могут создаваться казачьи экологические и природоохранные службы, а также различные егерские и природоохранные подразделения, действующие на основе договоров с природоохранными органами. Члены реестровых казачьих обществ привлекаются к охране лесов от пожаров и предотвращению нарушений лесного законодательства. В этих целях могут создаваться отряды содействия органам управления лесным хозяйством. Казачьи общества могут брать на себя и выполнять обязательства по ликвидации последствий стихийных бедствий и оказанию помощи пострадавшим в составе аварийно-спасательных подразделений казачьих дружин на основании государственного (федерального и краевого) и муниципального заказов. Члены казачьих обществ могут участвовать в охране общественного порядка и обеспечении безопасности, входя в состав муниципальных казачьих дружин.

Члены казачьих обществ могут составлять основу резервных отрядов местной самообороны (общественной безопасности), могут привлекаться к охране объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также сопровождению грузов. В этих целях казачьи общества вправе в установленном порядке создавать казачьи охранные предприятия, вести совместную деятельность с организациями вневедомственной охраны, осуществлять кадровое обеспечение данных организаций.

Как видим у казачьих могут может быть множество задач, а одной из них- охрана общественного порядка и оказание содействие правоохранительным органам.

В заключении рассматриваемой темы коснемся частной детективной и охранной деятельности, поскольку эта деятельность соприкасается с правоохранительной ддеятельностью. Законом частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

В целях сыска рассматриваемым организациям разрешается предоставление следующих видов услуг:

1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;

2) изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;

3) установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;

4) выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;

5) поиск без вести пропавших граждан;

6) поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;

7) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.

В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:

1) защита жизни и здоровья граждан;

2) охрана имущества (в том числе при его транспортировке), находящегося в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении;

3) проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;

4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Предприятиям, осуществляющим частную детективную и охранную деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе.

Причем, частным детективам запрещается:

1) скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся или совершенных преступлений;

2) выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;

3) собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц;

4) осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц;

5) прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан;

6) совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;

7) фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента;

8) разглашать собранную информацию, использовать ее в каких-либо целях вопреки интересам своего клиента или в интересах третьих лиц;

9) передавать свою лицензию для использования ее другими лицами.

Отметим, что контроль за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации осуществляют Министерство внутренних дел Российской Федерации, иные министерства и ведомства Российской Федерации и подчиненные им органы и подразделения.

В настоящее время существует довольно много конкретных формах участия граждан в правоохранительной деятельности. Конституции РФ в ст.32 установила, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия. В настоящее время это возможно путем участия граждан в качестве присяжных и арбитражных заседателей, а также в некоторых других формах, предусмотренных уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным законодательством РФ. Население может содействовать правоохранительным органам в обеспечении общественного порядка, и в этом важная роль принадлежит органам государственного управления и органам местного самоуправления.

В законе РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Феде­рации" на первый план выходят нормы закона, содержащие понятие частной детективной и охранной деятельности, определяющие виды частной детективной и охранной деятельности, о праве этих организаций содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка. Организации, осуществляющие частную детективную и охранную деятельность, находятся под контролем правоохранительных органов.

1 См.: Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" (с изменениями от 31 марта 2005 г., 22 декабря 2008 г., 25 ноября, 27 декабря 2009 г.).

2 Козловский А.Б. Участие общественности в борьбе с правонарушениями: Дисс. к.ю.н., 1998. С.9.

1 Чердаков О.И. Формирование правоохранительной системы Советского государства.1917-1936 г. (Историко-правовое исследование): Дисс. д.ю.н., 2002. С.241.

2 Чердаков О.И. Указ. соч. С.251.

1 Постановление Правительства РФ от 10 марта 1999 г. № 270 «О федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1999 - 2000 годы (в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.12.1999 N 1406, от 09.02.2000 N 112, от 09.02.2000 N 113, от 20.04.2000 N 361, от 24.07.2000 N 550, от 28.07.2000 N 574, от 30.12.2000 N 1043) (с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2000 N 1034) // СЗ РФ, 22.03.1999, N 12, ст. 1484.

1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2005 N 23 "О применении судами норм уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей" "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 1, 2006.

2 Ст. 3 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" (с изменениями от 31 марта 2005 г., 22 декабря 2008 г., 25 ноября, 27 декабря 2009 г.).

1 Федеральный закон от 30 мая 2001 г. № 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" (с изменениями от 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 9 февраля, 29 июня 2009 г.).

1 Закон г. Москвы от 26.06.2002 N 36 "О Московской городской народной дружине" "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, август 2002.

1 Указ Президента РФ от 09.08.1995 N 835 (ред. от 21.03.2005) "О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации" Собрание законодательства РФ, 14.08.1995, N 33, ст. 3359.

Правоохранительная деятельность - это государственная деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка, а также деятельность негосударственных правоохранительных органовв целях защиты законных прав и интересов физических и юридических лиц .

Следует иметь ввиду, что сфера охраны права значительно шире, чем сфера борьбы с преступностью или нарушениями общественного порядка . Право должно охраняться не только от подобных, явно недопустимых актов беззакония или антиобщественных явлений. В не меньшей мере недопустимыми являются также все и всякие иные проявления противоправности, попытки недозволенно ограничивать, злонамеренно ущемлять или умалять любые права и законные интересы, кому бы они ни принадлежали — российскому гражданину, иностранцу, лицу без гражданства, какому-то должностному лицу, коммерсанту, государственной или негосударственной организации.

К негосударственным правоохранительным органам можно отнести:

    • третейские суды,
    • адвокатуру,
    • частный нотариат,
    • частные детективные и охранные службы,
    • негосударственные судебно-экспертные учреждения.

    Частная детективная и охранная деятельность

    Частная детективная и охранная деятельность определяются как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

    Деятельность частных детективных и охранных предприятий регламентируется Законом РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".

    На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется.

    Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов, которым такое право предоставлено.

    Виды охранных и сыскных услуг

    Частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны.

    В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг:

      сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;
    1. изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;
    2. установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;
    3. выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;
    4. поиск без вести пропавших граждан;
    5. поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;
    6. сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса;
    7. поиск лица, являющегося должником в соответствии с исполнительным документом, его имущества, а также поиск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании ребенка, на договорной основе с взыскателем.

    В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:

    1. защита жизни и здоровья граждан;
    2. охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении;
    3. охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
    4. консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
      обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
    5. обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах;
    6. охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения и перечень которых утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    Частный нотариат

    Деятельность нотариата регламентируется Основами законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I.

      • оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов,
      • разъяснять им права и обязанности,
      • предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред.

      Нотариус обязан отказать в совершении нотариального действия в случае его несоответствия законодательству РФ или международным договорам.

      Адвокатура

      Адвокатура - организованное особым образом объединение юристов-профессионалов (адвокатов), главной функцией которого является оказание квалифицированной юридической помощи всем, кто в ней нуждается. Адвокатура не входит в систему органов государственной власти и местного самоуправления.

      Деятельность адвокатуры регламентируется Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

      Адвокатская деятельность - квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном законом, физическим и юридическим лицам (далее - доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

      Адвокат может представлять интересы клиента не только в суде, но и в любой ситуации, где нужна квалифицированная юридическая помощь: от проблем при расторжении брака до заявления требований по выплате компенсаций (как моральной, так и материальной) из причинения вреда (см., например, сайт адвоката по гражданским делам в Краснодаре).

      Адвокатская деятельность не является предпринимательской.

      Третейские суды

      Деятельность третейских судов ранее регламентировалась Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации". Однако с 1 сентября 2016 года нормы данного документа не применяются, за исключением арбитража, начатого и не завершенного до дня вступления Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ (ч. 7 ст. 52 Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ).

      Деятельность третейских судов в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 29.12.2015 N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации".

      Третейский суд (арбитраж) — институт самоурегулирования гражданского общества, осуществляющий правоприменительную деятельность (разрешение гражданско-правовых споров) на основе взаимного волеизъявления сторон (третейского соглашения). Один из видов альтернативного урегулирования споров.

      Согласно п. 16 ст. 2 ФЗ "Об арбитраже. " третейский суд - единоличный арбитр или коллегия арбитров ( третейских судей), под которыми понимаются физические лица, избранные сторонами или избранные (назначенные) в согласованном сторонами или установленном федеральным законом порядке для разрешения спора третейским судом.

      Деятельность арбитров в рамках арбитража (третейского разбирательства) не является предпринимательской.

      Третейское разбирательство осуществляется на основе принципов законности, конфиденциальности, независимости и беспристрастности третейских судей, диспозитивности, состязательности и равноправия сторон. Каждой стороне должны быть предоставлены равные возможности для изложения своей позиции и защиты своих прав.

      Решение третейского суда исполняется добровольно в порядке и в сроки, им установленные. Если в решении срок исполнения не установлен, оно подлежит немедленному исполнению.

      Саранчук Юрий Михайлович, кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник Центра правовых основ развития государственного управления и гражданского общества Института проблем эффективного государства и гражданского общества, Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

      В статье приводится краткий обзор правовой основы деятельности негосударственных структур безопасности как элементов гражданского общества. Автор рассматривает различные формы участия и взаимодействия частных охранных организаций, частных детективов, казачьих обществ, граждан в обеспечении безопасности и охране общественного порядка.

      Ключевые слова: гражданское общество, безопасность, охрана общественного порядка, негосударственные структуры безопасности, частная охранная организация, частный детектив, казачьи общества.

      Nongovernmental structures of security in civil society

      Saranchuk Yury Mikhailovich, candidate of juridical sciences, the leading scientific employee, of the Center for legal foundations for the development of public administration and civil society of Institute of problems of the effective state and civil society, the Financial University under the Government of the Russian Federation.

      The article provides an overview of the legal framework of activities of non-state security structures as elements of civil society. The author considers various forms of participation and interaction of private security organizations, private detectives, the Cossack communities and citizens in ensuring the security and protection of public order.

      Key words: civil society, security, protection of public order, non-state security structures, private security agency, peeper, Cossack communities.

      Современная наука содержит множество различных подходов к рассмотрению сущности и структуры гражданского общества. Большинство из указанных подходов связано с реализацией прав и свобод человека и гражданина, объединений граждан негосударственными средствами. Важнейшую роль при этом играет выполнение каждой сформировавшейся институцией гражданского общества определенной социально значимой функции и взаимодействие с другими институциями (структурами) общества, одновременно подразумевается наличие активной позиции как со стороны структур гражданского общества, так и от органов власти .

      См.: Бачило И.Л. Гражданское общество в зеркале информационной среды // Информационное право и становление основ гражданского общества в России: Материалы теоретического семинара по информационному праву, 2007 г. М., 2008. С. 5 - 25; Устинович Е.С. Система взглядов и научных представлений относительно категории "гражданское общество" в современной российской правовой науке // Гражданское общество в России и за рубежом. 2013. N 3. С. 45 - 48.

      Значительный интерес в рассматриваемом вопросе представляет работа Л.Ю. Грудцыной, связанная с исследованием профессиональных юридических сообществ, оказывающих квалифицированную юридическую помощь в Российской Федерации, как элементов гражданского общества . Автор условно подразделяет всю совокупность общественных отношений на три сферы: политическую (государственную) сферу, сферу отношений в рамках гражданского общества, сферу отношений частной (личной) жизни, - и определяет гражданское общество как совокупность общественных отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, корпоративных, религиозных) между индивидами и их объединениями, возникающих по поводу реализации гражданами своих прав и свобод и находящихся вне рамок политических (государственных) и частных (личных) отношений.

      Грудцына Л.Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России / под ред. Н.А. Михалевой. М.: Деловой двор. 2008 // СПС "КонсультантПлюс".

      Любое общество может эффективно функционировать только тогда, когда обеспечена защита жизненно важных интересов его субъектов, следовательно, к одной из социально значимых функций в гражданском обществе можно отнести и обеспечение безопасности, что подтверждается, например, положениями Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации, приоритетной задачей которой провозглашается защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина .

      СПС "КонсультантПлюс".

      Современное российское законодательство не содержит определения понятия "безопасность" (определявший данное понятие Федеральный закон утратил силу), тем не менее Стратегия национальной безопасности (далее - Стратегия), утвержденная Указом Президента РФ от 12.05.2009 N 537, содержит систему понятий в сфере национальной безопасности: национальные интересы Российской Федерации; угроза национальной безопасности; система обеспечения национальной безопасности; силы обеспечения национальной безопасности; средства обеспечения национальной безопасности . Данный понятийный ряд можно спроецировать и на систему отношений в рамках гражданского общества.

      Российская газета. 2009. N 88. 19 мая.

      Безусловно, государство выступает важнейшим элементом в системе обеспечения безопасности во всех сферах деятельности, однако в настоящее время в России сложилась достаточно мощная система негосударственных субъектов обеспечения безопасности (далее - НСБ) и ее эффективная деятельность во взаимодействии с государством во многом определяет уровень обеспечения безопасности в обществе.

      По данным Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов по состоянию на 1 января 2012 г., в Российской Федерации фактически оказывают охранные услуги 24700 частных охранных организаций. Статус частного охранника имеют 678600 граждан Российской Федерации. Из них каждый второй имеет опыт государственной службы: в прошлом являлись сотрудниками органов внутренних дел 96600 человек, внутренних войск МВД России - 10100 человек, органов безопасности - 8400 человек, других правоохранительных органов - 7300 человек, военнослужащих Министерства обороны Российской федерации - 37300 человек. Частные охранные организации охраняют 542800 объектов различного назначения. В их числе промышленные предприятия, объекты кредитно-финансовой сферы, торговли, высшей и средней школы, дошкольные учреждения, объекты здравоохранения и т.д. Более 32500 охранных организаций заключили с органами внутренних дел соглашения о взаимодействии .

      На наш взгляд, в составе НСБ можно выделить следующих субъектов: частные охранные организации, частные детективы, объединения граждан в сфере обеспечения безопасности и охраны общественного порядка, казачьи общества. Подробнее остановимся на рассмотрении роли и места указанных субъектов в обеспечении безопасности.

      Частные охранные организации. Часть 3 ст. 3 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" определяет перечень услуг, которые разрешается предоставлять в целях охраны: защита жизни и здоровья граждан; охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении; охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию; консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств; обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий; обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов; охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения.

      Российская газета. 1992. N 100. 30 апреля.

      Следует отметить, что законодатель наряду с указанными выше услугами в сфере охраны предоставил право организациям, осуществляющим частную охранную деятельность, содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка. Правила предоставления частным охранным организациям права содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка и предоставления частным детективам права содействовать правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 (ред. от 27.12.2012) "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" . В соответствии с данными Правилами деятельность частной охранной организации регламентируется соглашением об обеспечении правопорядка, заключенного с соответствующим правоохранительным органом или его структурным подразделением. В соглашении об обеспечении правопорядка может предусматриваться порядок осуществления таких обязанностей, как участие работников частной охранной организации в обеспечении правопорядка в местах проведения массовых мероприятий; содействие работников частных охранных организаций в вызове дежурных служб в случае обращения граждан в местах осуществления охраной деятельности и др.

      Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. N 8. Ст. 506.

      Частные детективы. Частью 1 ст. 3 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" в целях сыска разрешено предоставление следующих видов услуг: сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса; изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров; установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну; выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов; поиск без вести пропавших граждан; поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества; сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. Частные детективы могут заключать соглашение о содействии правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений.

      Российская газета. 1992. N 100. 30 апреля.

      Объединения граждан в сфере обеспечения безопасности и охраны общественного порядка. Формы участия граждан в охране общественного порядка определены в Главе 2 Федерального закона от 02.04.2014 N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" : содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам; участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести; внештатное сотрудничество с полицией; участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности (одной из форм такой деятельности является народная дружина).

      Отдельно необходимо отметить участие граждан в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с Федеральным законом от 06.05.2011 N 100-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О добровольной пожарной охране" , который предусматривает организацию деятельности добровольной пожарной охраны в формах: общественных объединений пожарной охраны - созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации социально ориентированных общественных объединений физических лиц и (или) юридических лиц, основной уставной целью которых является участие в осуществлении деятельности в области пожарной безопасности и проведении аварийно-спасательных работ; общественных организаций пожарной охраны - основанных на членстве общественных объединений пожарной охраны, созданных физическими лицами и (или) юридическими лицами для осуществления совместной деятельности, защиты общих интересов и достижения уставных целей; общественных учреждений пожарной охраны - не имеющих членства общественных объединений пожарной охраны, созданных в целях участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ на территориях городских и сельских поселений, межселенных территориях и в организациях.

      Российская газета. 2011. N 98. 11 мая.

      Казачьи общества. В соответствии со ст. 6.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" под казачьими обществами понимаются формы самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества. Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы.

      Российская газета. 1996. N 14. 24 января.

      Часть 4 ст. 5 Федерального закона от 05.12.2005 N 154-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О государственной службе российского казачества" предоставляет право казачьим сообществам оказывать содействие государственным органам в организации и ведении воинского учета членов казачьих обществ; организовывать военно-патриотическое воспитание призывников, их подготовку к военной службе и вневойсковую подготовку членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе; участвовать в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по гражданской и территориальной обороне, в природоохранных мероприятиях; участвовать в охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, защите Государственной границы Российской Федерации, борьбе с терроризмом. Добавим, что в соответствии со ст. 15.1 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" Постановлением Правительства РФ от 24.02.2010 N 82 войсковому казачьему обществу, внесенному в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, предоставлено право учреждения частной охранной организации.

      Российская газета. 2010. N 42. 2 марта.

      Одним из принципов обеспечения безопасности является принцип взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности . В этой связи следует отметить важную роль в координации деятельности НСБ и повышении эффективности взаимодействия НСБ с государственными органами, таких организаций как Общественная палата Российской Федерации, Торгово-промышленная палата Российской Федерации. В структуре Общественной палаты Российской Федерации создана Комиссия по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов. В рамках работы комиссии проводятся слушания, круглые столы, посвященные месту и роли НСБ в системе обеспечения безопасности . Одной из главных тем слушаний является выработка рекомендаций по дальнейшему развитию отрасли частного охранного бизнеса, реализация его миссии, под которой следует понимать создание безопасных условий для жизни человека и ведения бизнеса, предоставление качественных и комплексных услуг в сфере охраны и безопасности. При Торгово-промышленной палате Российской Федерации успешно действует Комитет по безопасности предпринимательской деятельности , его целью является выработка идеологии защиты предпринимательской деятельности на основе единой концепции государственной политики и способствования созданию благоприятных условий для развития цивилизованной предпринимательской деятельности в России.

      Литература

      1. Бачило И.Л. Гражданское общество в зеркале информационной среды // Информационное право и становление основ гражданского общества в России: Материалы теоретического семинара по информационному праву, 2007 г. М., 2008.
      2. Грудцына Л.Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России / под ред. Н.А. Михалевой. М.: Деловой двор, 2008.
      3. Сагиндыкова А.Н. К проблеме взаимодействия полиции с частными охранными организациями в сфере охраны общественного порядка // Российский юридический журнал. 2012. N 3.
      4. Устинович Е.С. Система взглядов и научных представлений относительно категории "гражданское общество" в современной российской правовой науке // Гражданское общество в России и за рубежом. 2013. N 3.

      Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

      В отличие от государственных правоохранительных органов, негосударственные правоохранительные органы, не являются органами государства.

      Виды негосударственных правоохранительных организаций. Третейские суды. Организация адвокатуры. Частный нотариат. Частные охранные предприятия. Частные детективы.

      Третейский суд - это суд, избираемый самими сторонами в случаях, предусмотренных законом или международным договором, для разрешения спора, возникшего между ними.

      Третейский суд образуется, как правило, в составе трех судей. Каждая сторона назначает одного судью, а двое назначенных таким образом третейских судей назначают третьего.

      Преимущества третейского суда:

      - быстрота рассмотрения дела;

      - сохранение добрых отношений между сторонами.

      Общим судам сейчас приходится рассматривать огромное количество мелких гражданских споров. Иногда граждане, доверив разрешение спора людям незаинтересованным, пытаются разрешить конфликт наименьшими средствами в оптимальные для них сроки. Хотя решение третейского суда позднее может быть перенесено уже в суд общей юрисдикции.

      Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ (МКАС) действует на основании Положения о Международном коммерческом арбитражном суде. В его компетенцию входит разрешение споров, связанных с договорными и иными гражданско-правовыми отношениями, возникающими при осуществлении внешнеторговых и других видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а также споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории РФ, между собой, спор между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права РФ.

      Частные охранные предприятия. Оказание услуг в целях охраны разрешается только предприятиям, специально учрежденным для их выполнения. Учредителями данных предприятий являются либо физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, либо предприятия, организующие у себя службу безопасности. Учредителям выдается органом внутренних дел по месту учреждения лицензия, которая подлежит обязательной государственной регистрации. Срок действия лицензии - 3 года, в дальнейшем срок лицензии продлевается на 5 лет.

      Частные детективные предприятия. В отличие от частной охраной деятельности, частной детективной деятельностью могут заниматься как предприятия, так и отдельные граждане. Правовым основанием для осуществления частной детективной деятельности является получение лицензии от органа внутренних дел сроком на 3 года. Лицензия продлевается на 5 лет,
      Частный детектив образует индивидуальное частное детективное предприятие. Лица, зарегистрировавшие индивидуальные частные детективные предприятия, могут создавать объединения частных детективных предприятий. Объединение имеет собственное наименование, действует на основании собственного устава, но при этом частные детективные предприятия сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

      Адвокатура – это профессиональное сообщество адвокатов, осуществляющее оказание квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам (доверителям) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

      Нотариат - система органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других предусмотренных законом действий в целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

      Частным нотариусом может гражданин России, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее 1 года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.

      Поможем написать любую работу на аналогичную тему

      Негосударственные правоохранительные организации россии их виды, задачи и общая характеристика.

      Негосударственные правоохранительные организации россии их виды, задачи и общая характеристика.

      Негосударственные правоохранительные организации россии их виды, задачи и общая характеристика.

      Дисциплина правоохранительные органы РФ - вводный курс в специальность "Юриспруденция", в котором содержаться основные сведения о правоохранительной деятельности различных субъектов общественных отношений. А также об органах осуществляющих правоохранительную деятельность, в частности , их организацию, полномочия, принципы осуществления деятельности.

      Объектом исследования курса правоохранительные органы РФ является государственно-правовая действительность Российской Федерации.

      Предметом исследования курса выступают отношения в сфере правоохранительной деятельности. Государственные и негосударственные органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, принципы их организации и деятельности. Системы связи в области осуществления правоохранительной деятельности.

      Систему курса можно разделить на следующие разделы:

      - Общие понятие о дисциплине Правоохранительные органы РФ

      - Общее понятие о правоохранительной деятельности.

      - Судебная система РФ

      - Прокуратура РФ и прокурорский надзор

      - Органы исполнительной власти РФ, осуществляющие правоохранительную деятельность.

      - Негосударственные организации, осуществляющие правоохранительную деятельность.

      Правоохранительная деятельность: ее понятие и основные направления (функции).

      Правоохранительная деятельность - это деятельность специально уполномоченных государственных органов, основной функцией которых является: выявление, пресечение и предупреждение правовых нарушений, восстановление нарушенных прав или наказание правонарушителя, если восстановление нарушенных прав невозможно.

      Эта деятельность осуществляется в целях:

      охраны личности, ее прав и свобод;

      охраны общества, его материальных и духовных ценностей;

      охраны государства, его конституционного строя, суверенитета и государственной целостности.

      Признаки правоохранительной деятельности:

      правоохранительная деятельность осуществляется только специально уполномоченными органами, в отношении которых законодательством установлен жесткий порядок комплектования, организации и функционирования этих органов;

      эта деятельность направлена на защиту прав личности, общества и государства от преступных и иных посягательств;

      правоохранительная деятельность осуществляется в строгом, установленном законом порядке, отступление от этого порядка само по себе может являться правонарушением;

      правоохранительная деятельность осуществляется только посредством применения юридических мер воздействия, к которым относятся меры государственного принуждения, взыскания и восстановления;

      меры юридического воздействия должны строго соответствовать закону, который устанавливает основание и конкретность мер.

      Направления правоохранительной деятельности:

      1. Конституционный контроль (проверять применяемые законы на соответствие Конституции);

      2. Осуществление правосудия (рассмотрения дел, вынесения по ним решений);

      3. Организационное обеспечение деятельности судов (материальные, кадровые ресурсы);

      4. Прокурорский надзор (деятельность прокуратуры по предотвращению преступлений, преследование);

      5. Выявление и расследование преступлений;

      6. Предупреждение преступлений и правонарушений;

      7. Исполнение судебных решений;

      8. Оказание юр. помощи.

      Система государственных и негосударственных органов, осуществляющих правоохранительную деятельность.

      2. Основные государственные органы:

      · Уполномоченный по правам человека;

      · Совет безопасности РФ;

      · Служба внешней разведки;

      · Федеральная служба охраны;

      · Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков;

      · Органы внутренних дел;

      · Федеральная служба исполнения наказаний;

      · Федеральная служба судебных приставов.

      3. Негосударственные структуры:

      · Частные детективные и охранные предприятия;

      · Органы по защите прав потребителей;

      · 4.Общая характеристика законодательства и иных правовых актов о правоохранительных органах, их организации и деятельности. Классификация этих актов.

      Познание основ организации и функций правоохранительных ор­ганов требует изучения значительного количе­ства законодательных и иных правовых актов. Такое обилие актов и содержащихся в них конкретных правовых предписаний объясняется следующим:

      1. массив правовых актов о правоохранитель­ных органах касается многих государствен­ных и негосударственных организаций и должностных лиц;
      2. требуется особо тщательная правовая регламентация по­строения соответствующих организаций, их полномочий и полномо­чий работающих в них должностных лиц, с целью сведения к минимуму вероятности произвола, судебных или следственных ошибок.

      Для характеристики правовых актов о правоохранитель­ных органах существенно также то, что в этом массиве сосуществуют акты разного юридического значения (разной юридической силы):

      • Конституция РФ;
      • федеральные законы с положениями конституций, уставов и иных законов субъектов РФ;
      • указы Президента РФ;
      • постановления Пра­вительства РФ;
      • положения международных соглашений с положения­ми ведомственных нормативных актов и т. д.

      У названных и других документов — свой юридический статус, свое значение. И данное об­стоятельство, естественно, существенно усложняет в целом изучение правовой базы, на которую опирается система правоохранительных органов.

      Группы правовых актов в зависимости от их содержания (предмета):

      1. общего характера;

      2. о судебной власти, правосудии и судах;

      3. об организационном обеспечении деятельности судов и орга­нах, его осуществляющих;

      4. о прокурорском надзоре и органах прокуратуры;

      5. об организации выявления и расследования преступлений;

      6. об организации юридической помощи.

      Сгруппированный по такой схеме перечень основных (не всех) ак­тов мог бы выглядеть следующим образом.

      Акты общего характера - акты, которые по своему содержанию имеют непосредственное значение для определе­ния сути и направленности всех правоохранительных функций и уст­ройства соответствующих органов.

      Перечень актов общего характера

      Акты о судебной власти, правосудии и судах относятся к двум правоохранительным функциям — конституционному контролю и пра­восудию.

      Перечень актов о судебной власти, правосудии и судах

      Акты об организационном обеспечении деятельности судов и органах, его осуществляющих содержат ряд уже знакомых актов по вопросам организации и основ дея­тельности судов, поскольку в них содержатся также положения, име­ющие отношение к регламентации сложного комплекса действий по осуществлению такой правоохранительной функции, как организаци­онное обеспечение нормального функционирования судов.

      Перечень актов об организационном обеспечении деятельности судов и органах, его осуществляющих

      Акты о прокурорском надзоре и органах прокуратуры детализируют все основные вопросы понятия и содержания прокурорского надзора и иных направлений деятельности прокуратуры, ее организации и пол­номочий, статуса работников прокуратуры.

      Перечень актов о прокурорском надзоре и органах прокуратуры

      Акты об организации выявления и расследования преступлений регламентируют неоднородную деятельность, в составе которой раз­личают три компонента: осуществление оперативно-розыскных меро­приятий, дознание и предварительное следствие. С другой стороны, особенностью реализации этой неоднородной деятельности является то, что она возлагается на многие органы с учетом их профиля. Какие-то из них призваны выполнять все три разновидности такой дея­тельности (органы внутренних дел, федеральной службы безопаснос­ти и госнаркоконтроля), какие-то — две (например, уполномоченные должностные лица Федеральной таможенной службы, начальники уч­реждений Федеральной службы по исполнению наказаний), а какие-то — только одну (следственный аппарат прокуратуры, судебные при­ставы, капитаны судов, находящихся в плавании).

      Читайте также: