Известно что в 2015 году было принято парижское соглашение которое ратифицировали 72 государства

Обновлено: 02.07.2024

Присоединение России к Парижскому соглашению не только не угрожает развитию ее топливно-энергетического комплекса, но и может стать фактором модернизации — но лишь в том случае, если на место эмоций и кампанейщины придет прагматичное отстаивание национальных интересов

Прошлая неделя принесла сразу два события, ненадолго всколыхнувших интерес публики к вопросам изменения климата. И если выступление шведского подростка Греты Тунберг с трибуны Генеральной ассамблеи ООН относится скорее к жанру эксцентрики и не заслуживает серьезных комментариев, то присоединение России к Парижскому соглашению по климату, несомненно, требует прояснить несколько немаловажных моментов.

О чем говорится в Парижском соглашении?

Широкая общественность представляет себе содержание Парижского соглашения в самых общих чертах: люди лишь знают, что там говорится о климате, глобальном потеплении и снижении выбросов парниковых газов. Некоторые к тому же, не вдаваясь в различия между Парижским соглашением и Киотским протоколом, полагают, что речь там идет о квотировании выбросов и механизме торговли квотами.

На самом деле Парижское соглашение 2015 года — стратегический документ, имеющий несколько важных преимуществ перед предшествовавшим ему Киотским протоколом (1997). Одно из них состоит в том, что Киотский протокол — как и кампания шведской школьницы — полностью сосредоточен на проблеме выбросов. Напротив, Парижское соглашение ставит три равновеликие задачи.

Что касается так называемого ресурсного проклятия — это выражение в ходу главным образом у тех, у кого ресурсы в дефиците. Те же, у кого ресурсы есть — как у России, — говорят об их неэффективном использовании, об отсутствии современных, в том числе экологически чистых, технологий ресурсопользования. Проблема сырьевой ориентации экономики не в избытке ресурсов, а в дефиците технологий их переработки в продукцию конечного потребления, проще говоря, в технологическом отставании или отсталости. И в ее преодолении экологическая повестка дня способна и должна сыграть важную роль.

Решение накопившихся экологических проблем — это не тормоз, а вызов промышленному развитию, в целом индустриальной модели экономики: возникают определенные риски, но одновременно открываются окна возможностей, прежде всего связанные с технологической модернизацией. Действительно, масштабные выбросы означают ограниченную, некомплексную и, следовательно, неэффективную переработку ресурсов и более высокие издержки производителя. Это стимулирует усилия по их снижению, что возможно прежде всего путем использования современных, наилучших доступных технологий, позволяющих более эффективно использовать ресурсы. Главным образом — хотя и не только! — в ресурсном секторе экономики, в его ядре — в топливно-энергетическом комплексе.

Эмиссии свинца и сернистого ангидрида в США сократились на 4/5 до безопасного уровня за полтора десятилетия

При этом принципиальный вопрос в том, каковы конкретные затраты и каков временной горизонт модернизации ТЭК. Одно дело провести технологическое перевооружение за несколько лет, другое — за одно-два десятилетия (учитывая в том числе и отложенный эффект от инвестиций). Например, в США в 1970-е годы для решения проблемы опасного загрязнения воздуха, в том числе свинцом и сернистым ангидридом, на это потребовалось примерно 15 лет, в течение которых был разработан и внедрен экономический механизм экологического регулирования в виде продажи квот на избыточные (сверхнормативные) выбросы указанных веществ. К слову, этот же механизм был использован и продолжает применяться в ЕС для реализации Киотского протокола. Те предприятия или компании, которые выбрасывали менее установленного норматива, могли уступить излишки тем, которые превышали указанный норматив. В результате эмиссии свинца и сернистого ангидрида в США сократились на 4/5 до безопасного уровня за полтора десятилетия, в течение которых предприятиям была дана возможность модернизировать производство. Если бы они вместо стимулирования были в ближайшие же годы подвергнуты углеродному налогообложению, издержки намного бы выросли и были переложены на готовую продукцию — в конечном счете на потребителя.

Навредит ли Россия сама себе?

Специалисты и общественность по-разному относятся к Парижскому соглашению. Кто-то опасается, что, если его не реализовать, человечество погибнет от наводнений и засух. Другие боятся, что, если Россия начнет его выполнять, экономика рухнет из-за непомерных издержек. Как уже упоминалось, обе эти крайности несостоятельны.

Чего же реально следует опасаться — это эмоционального подхода и кампанейщины, которые, как доказывает пример той же Греты Тунберг, оказываются первой и нередко весьма устойчивой реакцией мирового и части российского общества на возникающие проблемы и вызовы. Кампанейщина может быть связана или с эмоциональным восприятием проблемы, или, что не лучше, с политическими конъюнктурными соображениями, которые ведут как минимум к односторонности, недооценке сложности проблемы. Сейчас очевиден перекос в сторону проблемы выбросов с явной недооценкой проблемы адаптации, что в итоге загоняет в тупик решение климатической проблемы, что, в свою очередь, через определенное время может привести к разочарованию и неверию в значимость этой проблемы.

Кроме того, такой перекос означает неэффективное использование финансовых ресурсов. Их приоритетное (и в экономическом, и в экологическом плане) направление расходования — снижение выбросов вредных и опасных загрязняющих воздух веществ: взвешенных частиц, метана, закиси азота, фторхлоруглеродов, которые также являются парниковыми газами. Снижению эмиссий углекислого газа, который составляет основную массу выбросов парниковых газов, но, в отличие от перечисленных веществ, не угрожает здоровью и жизни людей, должна быть отведена вторая роль.

При этом позиция должна формулироваться и отстаиваться, исходя из роли России как мирового лидера по сокращению выбросов в течение последних 30 лет. Когда в 1990-е Европа и США наращивали выбросы, Россия их резко сократила, заплатив при этом колоссальную цену. Промышленное производство упало на 60%, ВВП — на 50%.

Кроме того, хотя формально права России в рамках Парижского соглашения не ущемлены, его реализация, в том числе сокращение выбросов за счет технологической модернизации, требует инвестиций — либо прямых (оборудование), либо финансовых (долгосрочные и желательно дешевые кредиты), которые в условиях санкционного режима ограничены. В связи с этим следует доносить до партнеров наши требования равноправия и добиваться выгод в своих национальных интересах. Это, кстати, само по себе вполне соответствует Парижскому соглашению, которое подчеркивает необходимость учета этих интересов и дифференцированную ответственность сторон за реализацию мер по сокращению климатических рисков для населения и экономики.

Парижское соглашение ( французский : l'аккорд де Парижа ) [5] является соглашение в рамках Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИК ООН), по смягчению последствий изменения климата , адаптации и финансам , подписанного в 2016 году язык Соглашения был переговоры представителями 196 государств- участников на 21-й Конференции сторон РКИК ООН в Ле Бурже , недалеко от Парижа , Франция , и принято консенсусом 12 декабря 2015 года. [6] [7] По состоянию на январь 2021 года , 190 членов РКИК ООН являются сторонами в соглашении. [3] Из семи стран-участниц РКИК ООН, которые никогда не ратифицировали соглашение, единственными крупными источниками выбросов являются Иран , Турция и Ирак . [3] [8] Соединенные Штаты денонсировали соглашение в 2020 году, но снова приняли его 20 января 2021 года и вступили в силу 19 февраля 2021 года.

В соответствии с Парижским соглашением каждая страна должна определять, планировать и регулярно сообщать о вкладе, который она обязуется внести в смягчение последствий глобального потепления . [11] Никакой механизм не заставляет [12] страну устанавливать конкретную цель выбросов к определенной дате [13], но каждая цель должна выходить за рамки ранее установленных целей.

Содержание

  • 2.1 Взаимосвязь торговых систем и международной передачи результатов смягчения последствий (ИТМО)
  • 2.2 Механизм устойчивого развития
  • 3.1 Обеспечение финансирования
  • 3.2 Утрата и повреждение
  • 4.1 Механизмы гибкости
  • 5.1 Переговоры
  • 5.2 Принятие
  • 5.3 Подписание и вступление в силу
  • 5.4 Европейский Союз и его государства-члены
  • 7.1 Выход из Соглашения
  • 9.1 Эффективность
  • 9.2 Отсутствие механизма принудительного исполнения
  • 9.3 ЮНЕП

а) удерживать повышение глобальной средней температуры до уровня значительно ниже 2 ° C по сравнению с доиндустриальными уровнями и продолжать усилия по ограничению повышения температуры до 1,5 ° C выше доиндустриальных уровней, признавая, что это значительно снизит риски и последствия изменения климата;

b) повышение способности адаптироваться к неблагоприятным воздействиям изменения климата и способствовать повышению устойчивости к изменению климата и снижению выбросов парниковых газов таким образом, чтобы это не угрожало производству продуктов питания;

c) приведение финансовых потоков в соответствие с курсом на низкие выбросы парниковых газов и устойчивое к изменению климата развитие.

Эта стратегия включала политику в области энергетики и климата, включая так называемые цели 20/20/20, а именно сокращение выбросов углекислого газа (CO 2 ) на 20%, увеличение доли рынка возобновляемых источников энергии до 20% и сокращение на 20%. % повышение энергоэффективности. [15]

Парижская сделка - первое в мире всеобъемлющее климатическое соглашение. [18]

Глобальные выбросы диоксида углерода по юрисдикциям. [19] [20]

Партнерство NDC было запущено на COP22 в Марракеше для расширения сотрудничества, чтобы страны имели доступ к техническим знаниям и финансовой поддержке, необходимой им для достижения крупномасштабных целей в области климата и устойчивого развития. Партнерство NDC управляется Руководящим комитетом, в состав которого входят развитые и развивающиеся страны и международные организации, при содействии Отдела поддержки Института мировых ресурсов, расположенного в Вашингтоне, округ Колумбия, и Бонне, Германия. Сопредседателями Партнерства NDC являются правительства Коста-Рики и Нидерландов, в него входят 93 страны-члена, 21 институциональный партнер и десять ассоциированных членов.

В первой половине 2016 года средние температуры были примерно на 1,3 ° C (2,3 ° F) выше, чем в 1880 году, когда началось глобальное ведение учета, хотя это и не были устойчивые температуры в долгосрочной перспективе. [29]

Карта совокупных антропогенных выбросов CO2 в атмосферу на душу населения по странам. Кумулятивные выбросы включают изменения в землепользовании и измеряются между 1950 и 2000 годами.

Выполнение соглашения всеми странами-членами вместе будет оцениваться каждые 5 лет, первая оценка - в 2023 году. Результат будет использоваться в качестве исходных данных для новых определяемых на национальном уровне вкладов государств-членов. [33] Подведение итогов будет не вкладом / достижениями отдельных стран, а коллективным анализом того, что было достигнуто и что еще необходимо сделать.

Хотя повышение амбиций НЦД является одной из основных целей глобального обзора, в нем оцениваются не только меры по смягчению последствий. Пятилетние обзоры также будут оценивать адаптацию, положения о климатическом финансировании, а также разработку и передачу технологий. [32]

Предварительное исследование о последствиях для инвентаризации было опубликовано в Nature Communications.в апреле 2020 года. Основываясь на базе данных государственной политики и многомодельном анализе сценариев, авторы показали, что реализация текущей политики оставляет средний разрыв выбросов от 22,4 до 28,2 ГтCO2экв. к 2030 году с оптимальными путями для реализации значительно ниже 2 ° C и 1,5 ° C цели в Париже. Если бы вклады, определяемые на национальном уровне, были полностью реализованы, этот разрыв сократился бы на треть. Было обнаружено, что оцениваемые страны не достигли своих объявленных взносов с помощью реализованной политики (пробел в реализации) или имеют пробелы в достижении оптимальных путей достижения температуры значительно ниже 2 ° C. Исследование показало, что всем странам необходимо ускорить реализацию политики в отношении возобновляемых технологий, в то время как повышение эффективности особенно важно в странах с формирующимся рынком и странах, зависящих от ископаемого топлива. [34]

Статья 6 была отмечена как содержащая некоторые ключевые положения Парижского соглашения. [39] В общих чертах он описывает совместные подходы, которые стороны могут использовать для достижения своих определяемых на национальном уровне сокращений выбросов углерода. Тем самым он помогает закрепить Парижское соглашение в качестве основы для глобального углеродного рынка. [40]

Пункты 6.2 и 6.3 устанавливают структуру для управления международной передачей результатов смягчения последствий (ИТМО). Соглашение признает права Сторон использовать сокращения выбросов за пределами их собственной юрисдикции в отношении своих НЦД в системе учета и торговли углеродом. [40]

По своей основной цели SDM будет во многом напоминать Механизм чистого развития с двойной миссией: 1. способствовать глобальному сокращению выбросов парниковых газов и 2. поддерживать устойчивое развитие. [ Нейтральность является спорной ] [46] Хотя структура и процессы , регулирующие SDM еще не определены, некоторые сходства и отличия от механизмов чистого развития уже можно увидеть. Примечательно, что SDM, в отличие от Механизма чистого развития, будет доступен для всех сторон, а не только для сторон, включенных в Приложение-1 , что значительно расширит его масштабы. [47]

С тех пор, как Киотский протокол вступил в силу, Механизм чистого развития [ необходимо разъяснение ] подвергался критике за то, что в большинстве случаев не смог обеспечить значительного сокращения выбросов или выгод для устойчивого развития. [48] Он также пострадал от низкой цены на сертифицированные сокращения выбросов (ССВ), что привело к снижению спроса на проекты. Эта критика послужила поводом для рекомендаций различных заинтересованных сторон, которые через рабочие группы и отчеты представили новые элементы, которые они надеются увидеть в SDM, которые укрепят его успех. [41] Ожидалось, что особенности структуры управления, условий проектного предложения и общего дизайна появятся в ходе Конференции Сторон в 2016 г.Марракеш . [ требуется обновление ]

При заключении Парижского соглашения больше внимания уделялось вопросам адаптации. Коллективные долгосрочные цели адаптации включены в Соглашение, и страны должны сообщать о своих действиях по адаптации, делая адаптацию параллельным компонентом соглашения со смягчением последствий. [49] Цели адаптации сосредоточены на повышении адаптивной способности, повышении устойчивости и ограничении уязвимости. [50]

На Парижской конференции 2015 года, на которой велись переговоры по Соглашению, развитые страны подтвердили обязательство мобилизовать 100 миллиардов долларов в год на климатическое финансирование к 2020 году и согласились продолжать мобилизацию финансовых средств на уровне 100 миллиардов долларов в год до 2025 года [51]. Обязательство относится к ранее существовавшему плану предоставления помощи развивающимся странам в размере 100 миллиардов долларов США в год для действий по адаптации к изменению климата и смягчению его последствий. [52]

Хотя как смягчение последствий изменения климата, так и адаптация требуют увеличения финансирования для борьбы с изменением климата, адаптация, как правило, получает более низкий уровень поддержки и требует меньше действий со стороны частного сектора. [49] В отчете ОЭСР за 2014 год было обнаружено, что только 16 процентов мирового финансирования было направлено на адаптацию к изменению климата в 2014 году. [53] Парижское соглашение призвало обеспечить баланс финансирования климата между адаптацией и смягчением последствий и особо подчеркнуло необходимость увеличения адаптационная поддержка сторон, наиболее уязвимых к последствиям изменения климата, включая наименее развитые страны и малые островные развивающиеся государства. Соглашение также напоминает сторонам о важности государственных грантов, поскольку меры по адаптации привлекают меньше инвестиций со стороны государственного сектора. [49] Джон Керри , как государственный секретарь, объявил, что к 2020 году США удвоят свое грантовое финансирование адаптации. [36]

Стремление рассматривать потери и ущерб как отдельный вопрос в Парижском соглашении исходил от Альянса малых островных государств и наименее развитых стран, экономика и источники средств к существованию которых наиболее уязвимы перед негативными последствиями изменения климата. [36] Развитые страны, однако, обеспокоены тем, что отнесение этой проблемы к категории отдельных и выходящих за рамки мер адаптации приведет к созданию еще одного положения о финансировании климата или может повлечь за собой юридическую ответственность за катастрофические климатические явления.

Есть несколько способов включения механизмов гибкости в структуру повышенной прозрачности. Объем, уровень детализации или частота отчетности могут быть скорректированы и распределены по уровням в зависимости от возможностей страны. Требование о проведении технических обзоров внутри страны может быть отменено для некоторых менее развитых или малых островных развивающихся стран. Способы оценки потенциала включают финансовые и человеческие ресурсы в стране, необходимые для обзора NDC. [61]

Парижское соглашение было открыто для подписания 22 апреля 2016 года ( День Земли ) на церемонии в Нью-Йорке. [62] После того, как в октябре 2016 года соглашение ратифицировали несколько стран Европейского Союза, было достаточно стран, ратифицировавших соглашение, которые производят достаточно парниковых газов в мире, чтобы соглашение вступило в силу. [63] Соглашение вступило в силу 4 ноября 2016 года. [4]

В рамках Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата могут быть приняты правовые инструменты для достижения целей конвенции. На период с 2008 по 2012 год меры по сокращению выбросов парниковых газов были согласованы в Киотском протоколе в 1997 году. Сфера действия протокола была продлена до 2020 года с внесением Дохинской поправки к этому протоколу в 2012 году. [64]

Во время Конференции Организации Объединенных Наций по изменению климата 2011 года была создана Дурбанская платформа (и Специальная рабочая группа по Дурбанской платформе для более активных действий) с целью согласования правового документа, регулирующего меры по смягчению последствий изменения климата с 2020 года. В результате было достигнуто соглашение будет принят в 2015 году. [65]

Парижское соглашение было открыто для подписания государствами и региональными организациями экономической интеграции, которые являются участниками РКИК ООН (Конвенции), с 22 апреля 2016 года по 21 апреля 2017 года в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. [67]

И ЕС, и его государства-члены несут индивидуальную ответственность за ратификацию Парижского соглашения. Было сообщено о сильном предпочтении того, чтобы ЕС и его 28 государств-членов сдавали на хранение свои ратификационные грамоты одновременно, чтобы гарантировать, что ни ЕС, ни его государства-члены не будут выполнять обязательства, которые строго принадлежат друг другу, [74] и были опасается, что разногласия по поводу доли каждого отдельного государства-члена в рамках цели сокращения ЕС, а также голосование Великобритании за выход из ЕС могут задержать Парижский пакт. [75] Однако Европейский парламент одобрил ратификацию Парижского соглашения 4 октября 2016 г. [63] и ЕС сдал на хранение свои ратификационные грамоты 5 октября 2016 года вместе с несколькими отдельными государствами-членами ЕС. [75]

Начался процесс претворения Парижского соглашения в национальные повестки дня и его реализации. Одним из примеров является приверженность наименее развитых стран (НРС). Инициатива НРС по возобновляемым источникам энергии и энергоэффективности для устойчивого развития, известная как LDC REEEI, призвана обеспечить устойчивую чистую энергию для миллионов людей, страдающих от нехватки энергии в НРС, облегчая доступ к энергии, создавая рабочие места и способствуя достижению в устойчивом развитии Цель . [76]

В июле 2020 года Всемирная метеорологическая организация (ВМО) объявила, что, по ее оценке, вероятность глобального потепления составляет 20% по сравнению с доиндустриальными уровнями, превышающими 1,5 ° C, по крайней мере, за один год между 2020 и 2024 годами, при этом 1,5 ° C является ключевым порогом ниже Парижское соглашение. [78] [79]

В декабре 2020 года бывший председатель КС 21 , Лоран Фабиус , утверждал , что реализация Парижского соглашения может быть подкреплена принятием Глобального пакта по окружающей среде . [80] Последний будет определять экологические права и обязанности государств, частных лиц и предприятий. Этот проект сейчас обсуждается в ООН. [81]

По состоянию на ноябрь 2020 года Соглашение подписали 194 государства и Европейский Союз. 187 государств и ЕС, на долю которых приходится около 79% мировых выбросов парниковых газов, ратифицировали Соглашение или присоединились к нему, включая Китай и Индию, страны с 1-м и 3-м по величине выбросами CO 2 среди членов РКИК ООН. [3] [82] [83] По состоянию на январь 2021 года выбросы парниковых газов Ираном и выбросы парниковых газов Турцией составляют более 1% от общемирового показателя. Эритрея , Ирак , Южный Судан , Ливия и Йемен - единственные другие страны, которые никогда не ратифицировали соглашение. [Обновить] .

Статья 28 соглашения позволяет сторонам выйти из соглашения после направления уведомления о выходе депозитарию. Уведомление может быть сделано не ранее, чем через три года после вступления соглашения в силу для страны. Выход вступает в силу через год после уведомления депозитария. В качестве альтернативы Соглашение предусматривает, что выход из РКИК ООН, в соответствии с которым было принято Парижское соглашение, также приведет к выходу государства из Парижского соглашения. Условия выхода из РКИК ООН такие же, как и для Парижского соглашения. В соглашении не оговариваются положения о несоблюдении.

4 августа 2017 года администрация Трампа направила в Организацию Объединенных Наций официальное уведомление о том, что США намереваются выйти из Парижского соглашения, как только у них появится законное право на это. [84] Официальное уведомление о выходе не могло быть подано до тех пор, пока соглашение не вступило в силу в течение трех лет для США, 4 ноября 2019 года. [85] [86] 4 ноября 2019 года правительство США депонировало уведомление о выходе в Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций, депозитарий соглашения, официально вышел из Парижского соглашения по климату через год, когда выход вступил в силу. [87]

Джо Байден , победивший Дональда Трампа на президентских выборах 2020 года , подписал указ в первый же день своего пребывания в должности, чтобы вновь принять Соединенные Штаты в Парижское соглашение. [88] [89] Согласно статье 21.3 соглашение вступает в силу для США 19 февраля 2021 года. [1]

Предлагаемые цели по сокращению выбросов в соответствии с Парижским соглашением о климате и реальные сокращения

Этот раздел необходимо обновить . Причина: чистые нулевые обязательства Китая и США. Обновите эту статью, чтобы отразить недавние события или новую доступную информацию. ( Январь 2021 г. )

Насколько хорошо каждая отдельная страна находится на пути к выполнению своих обязательств по Парижскому соглашению, можно постоянно отслеживать в интерактивном режиме (с помощью Индекса эффективности изменения климата , Climate Action Tracker [100] и Climate Clock ).

В то же время в другом исследовании, опубликованном в 2018 году, отмечается, что даже при уровне потепления на 1,5 ° C в Индии, Южной и Юго-Восточной Азии можно ожидать значительного увеличения числа случаев высокого речного стока. [102] Тем не менее, в том же исследовании указывается, что при потеплении на 2 ° C в различных районах Южной Америки, Центральной Африки, Западной Европы и Миссисипи в Соединенных Штатах будут наблюдаться более высокие потоки; тем самым увеличивая риски наводнений.

По данным Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде ( ЮНЕП ), если только исходить из текущих климатических обязательств Парижского соглашения, к концу 21 века температура, вероятно, повысится на 3,2 ° C. Чтобы ограничить рост глобальной температуры до 1,5 ° C, годовые выбросы должны быть ниже 25 гигатонн (Гт) к 2030 году. С текущими обязательствами в ноябре 2019 года выбросы к 2030 году составят 56 Гт CO2-экв., Что вдвое превышает экологический целевой показатель. Чтобы ограничить рост глобальной температуры до 1,5 ° C, необходимо глобальное ежегодное сокращение выбросов на 7,6% ежегодно в период с 2020 по 2030 год. На четыре основных источника выбросов (Китай, США, 27 стран ЕС и Индия) пришлось более 55% общих выбросов. за последнее десятилетие [ необходимы разъяснения ] за исключением выбросов в результате изменений в землепользовании, таких как обезлесение. В 2018 году выбросы Китая выросли на 1,6% и достигли 13,7 Гт эквивалента CO2. США выбрасывают 13% глобальных выбросов, а выбросы выросли на 2,5% в 2018 году. Объем выбросов в ЕС составляет 8,5% глобальных выбросов, которые сокращались на 1% в год за последнее десятилетие. Выбросы снизились на 1,3% в 2018 году. 7% мировых выбросов Индии выросли на 5,5% в 2018 году, но ее выбросы на душу населения являются одними из самых низких в G20. [105]


Спустя 3,5 года после появления Парижского соглашения по климату, России его ратифицировала. Теперь Москва обязана бороться за снижение объема выброса парниковых газов в атмосферу и модернизировать производство таким образом, чтобы выбросы стали более экологически чистыми. Между тем ряд стран, включая США, отказались принимать договор по климату.

Премьер России Дмитрий Медведев подписал постановление правительства о принятии Парижского соглашения о климате, которое появилось 12 декабря 2015 года по итогам конференции по борьбе с парниковыми газами в Париже. Об этом глава правительства сообщил на совещании с вице-премьерами.

Парижское соглашение по климату было принято 195 участниками форума в Париже. Тогда они договорились о необходимости контролировать процесс глобального потепления и не допускать повышения средней температуры атмосферы на планете к 2100 году более чем на 2 градуса по Цельсию по сравнению с той температурой атмосферы, которая сложилась в доиндустриальную эпоху, то есть в XIX веке. Предполагается даже, что

средняя температура не должна показать рост более, чем на 1,5 градуса. Ученые в 2015 году заявили, что более значительный рост температуры может привести к необратимым последствиям для экологии планеты.

Для выполнения взятых на себя обязательств по итогам парижской конференции в Министерстве природных ресурсов и экологии России был утвержден план мероприятий по обеспечению к 2020 году сокращения объема выбросов парниковых газов. В частности, этот план предусматривает, что предприятия промышленности должны вести учет по объемам своих выбросов. На основе этой документации должна быть создана внутрироссийская система регулирования этих выбросов.

Накануне агентство Bloomberg со ссылкой на источники сообщило, что

президент России Владимир Путин спустя три с половиной года после принятия соглашения решил его ратифицировать именно 23 сентября — в день саммита ООН по климату.

Агентство уточняло, что соглашение, скорее всего, утвердят распоряжением правительства, а не через создание законопроекта и проведение его через голосование в Госдуме. Это, по мнению источников Bloomberg, не оставит для депутатов Госдумы возможности оспорить позицию Кремля.

Ратификация соглашения предполагает придание документу юридической силы. Согласно нормам этого документа, усилия государств будут сосредоточены, в первую очередь, на борьбе по сокращению выбросов парниковых газов в атмосферу.

При этом Парижское соглашение по климату является более гибким инструментом, чем действовавший ранее в этой сфере Киотский протокол, заявил Дмитрий Медведев.

Например, Парижское соглашение не требует от промышленности подписавших его стран отказа от сжигания ископаемого топлива – нефти, газа и угля. Но при этом оно обязывает все страны работать над снижением выбросов и их очистке, над технологическим перевооружением работающих предприятий и оснащению их более совершенными системами очистки и по адаптации промышленного производства к изменениям климата.

Между тем Киотский протокол от 1997 года устанавливал квоты по выбросу парниковых газов в атмосферу только для нескольких развитых стран. Мотивация тех государств, которые не захотели поддерживать нормы протокола, была проста – выполнение норм привело бы к снижению рабочих мест в этих государствах.

Но США не стали придерживаться требований протокола и вышли из этого соглашения, а ряд других стран вообще не стали выполнять требования протокола.

Кроме того, Трамп в 2017 году пошел дальше и вовсе вывел страну уже из Парижского соглашения. Тогда президент говорил, что денонсация договора поможет американским компаниям и работникам, особенно в добыче полезных ископаемых, сохранить конкурентноспособность.

Дело в том, что сейчас странам, подписавшим Парижское соглашение, нужно будет существенно сократить количество выбросов в атмосферу для того, чтобы снизить темпы глобального потепления.

При этом каждая страна сама определяет свой вклад в сокращение объема выбросов, и должна каждые пять лет проверять, как идет работа по реализации целей соглашения,

добавил глава кабмина Дмитрий Медведев.

Любопытно, что в настоящее время Россия занимает пятое место по объему выбросов парниковых газов после Китая, США, ЕС и Индии. По данным Минприроды, потепление в России происходит в 2,5 раза быстрее, чем в среднем на Земле.


До конца 2019 года правительство планирует разработать национальную стратегию низкоуглеродного развития, план адаптации для противостояния неблагоприятным последствиям изменения климата, подготовить проект федерального закона о государственном регулировании выбросов парниковых газов и ратифицировать Парижское соглашение по климату. Между тем эксперты обсуждают правильные и эффективные меры реализации Парижского соглашения, которые позволят избежать целый ряд рисков для экономики и возможного ухудшения качества жизни населения.

Внимание крупнейших мировых держав к вопросам изменения климата и недопущения глобального потепления в последние годы только усиливается. Это означает, что проблема парниковых газов перестала быть только климатической. Сегодня реализация Парижского соглашения и госрегулирования эмиссии парниковых газов имеют важнейшее значение для конкурентоспособности и инвестиционной активности как мировой, так и российской промышленности. Это вопросы создания стимулов для новых видов производства и хранения энергии, защиты национальных рынков.

Кому выгодно

Сергей Цивилёв

Предполагается, что вкладом государства в Парижское соглашение станет ограничение эмиссии парниковых газов к 2030 году до 70 процентов от базового уровня 1990 года. Но что это означает с точки зрения социально-экономического развития?

Не секрет, что Россия обладает значительными запасами энергоресурсов, которые обеспечивают государству по сравнению с другими странами низкий уровень цен на топливо, тепло- и электроэнергию, транспортные перевозки. Это, в свою очередь, является существенным конкурентным преимуществом отечественной экономики. В Российском союзе промышленников и предпринимателей ранее отмечали, что в случае неправильного применения механизмов Парижского соглашения темпы роста экономики могут замедлиться, а конкурентоспособность экономики пострадает. Результатом может стать торможение развития промышленности и повышение себестоимости производства.


Фото: Андрей Рогатко

Новый закон


Фото: Андрей Рогатко

Членами РСПП был подготовлен альтернативный проект законопроекта, но Минэкономразвития его отклонило. В связи с этим РСПП предлагает обеспечить максимально широкое участие российских экспертов в деятельности всех рабочих органов в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата и сформировать единую позицию по ключевым вопросам Парижского соглашения на уровне правительства.

Глобальная переделка

Необходима и увязка Парижского соглашения с Доктриной энергетической безопасности Российской Федерации, которая обращает внимание на угрозы, связанные с участием страны в международных климатических конструкциях. В этом документе также отмечается, что эти конструкции могут стать предлогом для дискриминации российского топливно-энергетического комплекса на международных рынках.

В ТПП предлагают уточнить условия участия России в соглашении. Речь, в частности, идет об отходе от такого типа российских обязательств, как абсолютные национальные лимиты на выбросы. Продвигающие Парижское соглашение страны утверждают, что документ не налагает никаких конкретных обязательств на его участников. Однако это не так.

Координатор Рабочей группы по энергоэффективности и парниковым газам Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК Сергей Рогинко высказал сомнение в том, что Россия сможет выполнить повышенные обязательства, принятия которых будут требовать Парижский клуб после 2020 года. По его мнению, при подготовке к ратификации Парижского соглашения России следует грамотно застраховаться, в том числе и предусмотреть возможность выхода из соглашения, как это было при подготовке к подписанию Киотского протокола.

Читайте также: