Кто из представителей эпохи возрождения создал учебное пособие об искусстве гимнастики

Обновлено: 30.06.2024

В науке все ещё ведутся споры о том, когда в истории человечества закончились средние века. Однако искусствоведы и культурологи считают, что завершение тысячелетнего периода европейского средневековья произошло на рубеже XIII–XIV веков в Италии, где в это время началась одна из интереснейших эпох в человеческой культуре получившая название Возрожде́ние или Ренесса́нс (от фр. renaissánce).

Почему же этот период назвали Ренессанс , и что способствовало его зарождению на итальянской земле? Дело в том, что Италия, в отличие от других западноевропейских стран имела более древнюю историю – она являлась центром некогда могущественного государства - Древний Рим.

Архитектурные и исторические памятники, сохранившиеся от эпохи расцвета Римской Империи, всё ещё стояли на этой земле, поражая воображение средневековых европейцев своими масштабами, величием, соразмерностью, красотой и гармонией пропорций. То тут, то там, периодически находились римские, а иногда и греческие статуи. А из соседних, граничащих с Италией, стран (сначала Византии, а затем Турецкой Империи) в Европу проникали научные и философские труды античных авторов (часто в виде переводов с арабского языка).

Необходимо отметить, что, разумеется, религия сохраняла свои позиции, и гуманисты Ренессанса не отрицали идею существования и могущества Бога, но, вдохновляясь трудами античных философов, утверждали идею богоравенства человека , его особую роль в мироздании, обусловленную наличием разума и воли .

Так итальянский мыслитель эпохи Возрождения Пи́ка де́лла Мирандо́ла (1463–1494) в одном из своих трудов говорит от лица Господа о возможностях, полученных человеком свыше:

Основные достижения эпохи Возрождения

Благодаря идеям гуманизма, человек начинает освобождаться от церковных запретов и догм, получает моральное право на сотворчество с Богом в преобразовании мира и самого себя. Вместе с тем, он ощущает возрастающую потребность в реализации новых возможностей, в первую очередь - в научном познании мира .

Перечислим лишь некоторые из значительных достижений науки и техники эпохи Ренессанса:

Такое количество открытий, заставляло человека думать, что ему подвластно всё, и что ещё чуть-чуть, и он с помощью собственного разума и воли откроет все тайны земли и неба.

Это внушало мысль о собственной значимости и, буквально, переворачивало в сознании выработанные церковью представления о мире, вселенной и, собственно, человеческих возможностях. Именно поэтому культура и искусство Возрождения, при сохранении важнейших религиозных традиций, тем не менее, приобретают всё более све́тский характер .

Ощущение свободы от контроля церкви, над человеческой личностью и разумом, словно захлестнуло людей, жажда знаний стала характерной чертой эпохи. Выдающиеся умы Ренессанса, в попытках постичь тайны природы и её законов, буквально хотели объять необъятное.

Это породило такую характерную черту Возрождения, как массовое появление разносторонних, универсальных личностей – людей, весьма успешно занимавшихся деятельностью одновременно в нескольких научных и творческих отраслях. Типичным примером человека эпохи Возрождения является Леонардо да Винчи (1452–1519) , прославившийся не только как великий художник, но и как великий ученый-теоретик, и инженер-изобретатель.

Расцвет изобразительных искусств

Эта же тяга к познанию окружающего мира и, собственно, человека, стала причиной того, что Ренессанс становится расцветом живописи , не занимавшей до этого времени сколько-нибудь заметного положения, в соцветии искусств Западной Европы.

Желание познать окружающий мир и отобразить его таким, каков он есть, с присущей ему материальностью и объёмом, привело к отказу от следования средневековым иконографическим канонам, выработанным ещё в Византии ( Византийская иконопись. Как начать её понимать ), и созданию принципиально иного художественного языка.

Главным же достижением новой живописи стало открытие линейной перспекти́вы (её ещё называют геометрической или правильной, в отличие от средневековой – обратной). Впервые её научное обоснование дали итальянские учёные-математики и архитекторы Фили́ппо Брунелле́ски (1377–1446) и Лео́н Батти́ста Альбе́рти (1404–1472) .

Это же открытие, теперь, позволяло живописцам изображать объёмными и тела людей в любых, даже весьма сложных позах, разворотах и положениях, то есть писать в ра́курсе - с перспективными сокращениями частей тел .

Именно попытка запечатлеть мир, где горделиво царствует человек, причём, запечатлеть его объективно и максимально точно, таким, как бы мы увидели его в зеркало, приводит к расцвету живописи и появлению великого множества одарённейших художников.

Исследователей культуры эпохи Возрождения поражает тот факт, что, пожалуй, ни одна художественная эпоха не давала миру, в столь короткий срок, такого количества гениев и талантов, причём, большая часть из которых жили и работали примерно в одно время и в одном месте!

Приведём слова искусствоведа Е. Яйленко:

И неслучайно, практически все, кто пишет и говорит об этом историко-художественном периоде, приводят слова немецкого философа Ф. Энгельса, который абсолютно точно смог выразить то главное, чем так важна и неповторима была эта эпоха в истории человеческой культуры:

Периодизация искусства и культуры Возрождения

Поскольку родиной Ренессанса, его колыбелью и творческой лабораторией была Италия, то в истории искусства получили распространение итальянские названия, обозначающие столетия:

  • Проторенесса́нс, или предвозрождение – конец XIII–XIV века – трече́нто (трехсотые годы);
  • Раннее Возрождение – XV век – кватроче́нто (четырёхсотые годы);
  • Высокое Возрождение – последнее десятилетие XV век – первая треть XVI вева – чинквиче́нто (пятисотые годы);
  • Позднее Возрождение – вторая половина XVI века.

Со временем, идеи гуманизма из Италии проникли и в соседние с ней европейские страны – Германию, Нидерланды, Францию, Англию, что повлияло на развитие их искусства и культуры. Время культурного и творческого подъема, лежащих к северу от Италии государств (конец XV–XVI вв.), принято называть Северным Возрождением.

О том, как началось Возрождение в искусстве Италии, его первых представителях читайте в следующей статье. А сейчас предлагаю посмотреть видео на моем youtube-канале :

Если понравилась статья, то не забудьте поставить ей лайк, и подпишитесь на канал. Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.

История развития гимнастики необычайно богата.
Гимнастика представляет собой систему телесных упражнений, направленных на обретение физической гармонии человеком. Создана эта система была в Древней Греции задолго до новой эры. Кроме общефизических упражнений, верховой езды, плавания, танцев гимнастика включала в себя и публичные состязания в беге, прыжках, метания копья и диска, борьбе, кулачном бое, езде на колесницах. Все эти состязания входили в состав соревнований, включенный в Олимпийские Игры.
В средние века гимнастика была забыта. О ней в эпоху возрождения в XIV в. Началось возрождение гимнастики как системы физического воспитания.
На рубеже XVIII – XIX столетий в Германии возникло течение филантропистов, в котором большое внимание уделяли развитию физического воспитания. Активное участие в этом принимали Герхард Фит, Иоганн Гутс-Мутс, Фридрих Ян. В немецкой гимнастике былт популярны упражнения на перекладине, кольцах, брусьях и коне. Оригинальные системы гимнастики создали француз Франс Аморос, швед Пер Линг, чех Мирослав Тырш. Эти люди внесли большой вклад в историю развития гимнастики.
История спортивной гимнастики

Сложно определить когда гимнастика стала видом спорта. В 1817 г. 60 учеников Амороса провели публичные состязания в Париже. В Афинах начиная с 1859 г. не раз пытались возродить античные Олимпийские игры, в том числе и состязания по гимнастике. Как признанный вид спорта гимнастика утвердилась в 1896 г. на I Олимпийских играх в Афинах.
В 1881 г. была создана Европейская гимнастическая ассоциация. В 1897 она преобразовалась в Международную федерацию гимнастики. В России гимнастика как средство физического воспитания утвердилась в конце XVIII в. при Екатерине II, которая благоволила.
В современной спортивной гимнастике огромное число общеразвивающих и прикладных упражнений для мышц рук, туловища и ног, как на снарядах, так и без них. В ней используются гимнастическая палка, набивные мячи, шведская стенка, канат, шест, кольца, перекладина, бревно, и брусья. Гимнастика включает в себя бег, ходьбу, прыжки через планку и опорные: через козла и коня, преодоление препятствий и эстафеты.

ермин "Гимнастика" примерно в V веке до н. э. в Древней Греции означал комплекс упражнений для образования, военного искусства и здоровья. Древние Греки считали, что гимнастика придаёт телу ловкость, силу, быстроту, грацию, красоту, а также развивает у человека чувства храбрости и благородства. Греки использовали гимнастические упражнения не только для физического развития, но и для подготовки военных.

В древнем Риме, подготавливая легионеров к бою, использовались специальные кони и тренировали их при помощи специальных балок. В школах гладиаторов гимнастика играла незаменимую роль в улучшении быстроты движений и в повышении выносливости гладиатора.

В деле физического воспитания и всестороннего развития молодёжи гуманисты в эпоху Возрождения придавали большое значение гимнастике. В XVI веке выдающийся специалист в области гимнастики И. Меркуриалис издаёт свой труд "Об искусстве гимнастики".

ГимнастикаОсновоположниками практических и теоретических основ в развитии гимнастики являются немецкий педагог Фит (1763-1836) и Ф. Гутс-Мутс (1759-1839). Они дали представления о биомеханике гимнастических движений, разработали и подготовили методику гимнастических движений с предметами.

В СССР развитие спортивной гимнастики в 20-е г. связано с осуществлением Всевобуча, 1-й чемпионат СССР по гимнастическому многоборью состоялся в 1928 (всесоюзная спартакиада в Москве), 2-й, с участием женщин, в 1932. С этого времени чемпионаты проводятся регулярно, с 1939 и по отдельным видам многоборья, с 1936 — всесоюзные соревнования школьников, с 1955 — на Кубок СССР по многоборью.

В 1937 советские гимнасты впервые участвовали в международных соревнованиях (3-я Рабочая олимпиада в Антверпене). В 1949 Федерация спортивной гимнастики СССР (основана в начале 30-х гг. как всесоюзная секция) стала членом международной федерации; с 1952 советские гимнасты участвуют в Олимпийских играх, с 1954 — в чемпионатах мира и с 1955 — Европы (европейские первенства для женщин проводятся с 1957).

Федерация спортивной гимнастики России основана в 1991. В России регулярно проводятся чемпионаты страны, региональные, общероссийские и международные турниры и др. мероприятия. Федерация входит в состав ФИЖ и УЕЖ.

Особый вклад в развитие школы и педагогической мысли внесла эпоха Возрождения, переходная от Средневековья к Новому времени (14-16 в.в.).

Исходной датой западного Возрождения принято считать 1453 г., когда произошли захват турками Константинополя и бегство ученых в Италию, где они пытались возродить античный взгляд на мир и человека (Возрождение).

В этот период античная культура была образцом для подражания, сокровищницей идей, которые получили дальнейшее развитие в новых условиях. В 14-16 в.в. искусство Италии достигло неслыханного расцвета.

В эпоху Возрождения получают большое развитие математика, астрономия, механика, география. Это время революционных открытий Коперника, Галилея, Кеплера, Гарвея, которые заложили основы современного естествознания. Это время великих изобретений и открытий в различных областях знаний: изобретение книгопечатания в Европе (Гуттенберг), открытие Америки, морского пути в Индию (вокруг Африки).

В различных странах педагогическая мысль в эпоху Возрождения развивалась по-разному, отражая специфические особенности развития каждой страны.

Колыбелью европейского Возрождения стала Италия. Именно в этой стране античные идеалы получили наибольшее развитие. Поставив человека в центр своего мировоззрения, гуманисты связывали прогресс общества с его целенаправленным воспитанием. Этим объясняется особое внимание к педагогике в эпоху Возрождения. Педагогическая мысль значительно опережала педагогическую практику, сохранявшую традиционную для Средневековья форму.

Гуманистический идеал эпохи Возрождения — человек образованный и просвещенный, воспитанный на принципах высокой нравственности, физически развитый и душевно стойкий. Основой образования и воспитания гуманисты считали природу, дисциплину (наставления, руководство) и упражнения. Идея гармоничного развития человека заставила обратить внимание и на физическое воспитание. Характерно, что в эпоху Возрождения физическое воспитание трактовалось шире, чем в период античности. Оно подразумевало не только гимнастические упражнения и военную подготовку, но и закаливание организма, активные виды отдыха (игры, танцы).

Гуманисты реформировали традиционную систему семи свободных искусств. Новый комплекс гуманитарных дисциплин получил название studia humanitatis. Был расширен тривиум, в него включили историю, моральную философию, грамматику, поэзию, риторику, которую гуманисты высоко ценили за ее нравственное влияние, переосмыслили преподавание логики, придав ей инструментальный характер. В рассматриваемый период роль квадриума (арифметика, геометрия, астрономия, музыка) была незначительной. Скромное место занимали в программе обучения и естественные науки.

В эпоху Возрождения сложилось новое понимание процесса обучения — как добровольного, сознательного и радостного процесса, что представляло разительный контраст со средневековой системой образования, где учение ассоциировалось с розгой.

Еще одна важная идея, выдвинутая гуманистами, — связь обучения с жизнью. Считалось, что основным критерием образования выступает его полезность для подготовки человека к жизни.

Гуманисты выступали за

тщательный отбор учебного материала,

чередование занятий в течение дня,

разностороннее энциклопедическое образование,

наглядность в обучении.

Огромное значение придавалось личности учителя. Он должен был быть не только высокообразованным, но и доброжелательным, чутким, проницательным человеком, хорошо разбираться в детской природе и учитывать индивидуальные особенности детей.

В этот период так и не сложилось единой точки зрения относительно того, где лучше получать образование: в школе или дома. Одни гуманисты горячо выступали за школьное образование, доказывая его преимущества необходимостью единого общественного воспитания для всех граждан. Другие считали, что из-за общего неудовлетворительного состояния школьного дела домашнее образование предпочтительнее.

Центральное место в педагогической системе периода позднего Средневековья занимало нравственное воспитание. В детях поощрялись и воспитывались такие качества, как жизненная активность, стремление к славе, почитание старших, благочестие.

Школа была открыта в прекрасном дворце, на лоне природы. Все здание было специально переоборудовано для нужд школы по указаниям Витторино. Роскошная мебель была вынесена, многочисленный штат прислуги удален. Педагог стремился воспитать в детях умеренность в противовес чрезмерной роскоши, блеску и распущенности аристократии того времени. Стены дворца были украшены фресками, которые изображали играющих детей. В комнатах отличие от средневековых школ было много света и воздуха. Витторино правильно считал, что красивая, привлекательная обстановка школы способствует учению.

На первый план ставилось нравственное воспитание, громадное значение придавал примеру. Он стремился выяснить индивидуальные особенности каждого ученика и подходить к ребенку, учитывая эти особенности. Основными предметами обучения были классические языки и классическая литература, требовал не зубрежки, а сознательного усвоения. Он ввел новые методы обучения: грамоте он обучал, применяя подвижные буквы, первоначальные сведения по арифметике сообщались детям посредством игр. Воспитанники занимались математикой, астрономией, совершали экскурсии в природу (впервые вводит учебную экскурсию как метод обучения). Телесные наказания были из школы изгнаны. Существовало самоуправление учащихся.

Но все же школа была аристократическим учебным заведением и обслуживала в основном детей знати. Сам Витторино да Фельтре, был очень бескорыстным человеком, умер в бедности и был похоронен за счет государства.

Юные солярии свободны от таких пороков, как лень, хвастовство, хитрость, вороватость, плутовство. В Городе Солнца заботятся об улучшении "породы людей", так как убеждены, что это — основа общественного блага. Здесь поощряют занятия наукой, изучение истории и народных обычаев. Соляриям прививают любовь к искусству, к прекрасному, к естественной красоте человека. Благодаря правильному воспитанию жители отличаются отменным здоровьем и привлекательностью. Глава государства - наиболее образованный гражданин.

Солярии воспитаны в духе религии "как закона природы". Их Бог — Солнце, природа. Каждый вправе выбирать любую конфессию. Кампанелла подчеркивал обязательное участие детей в общественно полезном труде. В мастерских и на полях они получают практические навыки, знакомятся с орудиями труда, работают вместе со взрослыми.

Идеи гуманизма из Италии проникают во Францию, Испанию, Великобританию и другие страны Европы.

В то время в Европе происходил бурный процесс формирования наций. Шло собирание земель, объединение территорий под эгидой единого правителя, необходимо было освободиться от феодальной разобщенности, постоянных смут, распрей, междоусобных войн между отдельными князьками.

Европейскую славу снискали Франсуа Рабле, Хуан Луис Вивес, Томас Мор, Мишель Монтень, Эразм Роттердамский и другие гуманисты, оставившие яркий след в истории школы и педагогики.

Французский писатель-гуманист Франсуа Рабле (1494—1553) был священником, восставшим против церкви. Он открыто издевался над религией и попами. Дважды он был вынужден вымаливать у папы Павла III прощение. Сначала монах, затем заклятый враг монашества, священник, затем врач, потом снова священник. Энциклопедист по образованию, филолог, медик, юрист, писатель.

Рабле критиковал бесчеловечность воспитания, несуразность и неэффективность обучения в школе. С откровенным презрением он писал о догматическом изучении религиозных текстов.

В его романе король великанов, мотылькотов (вымышленный народ) Грангузье пригласил для воспитания своего сына Гаргантюа ученых – схоластов, которые заставляли его зазубривать все наизусть. Он выучил некоторые схоластические книги так, что мог пересказать их как с начала до конца, так и обратно, в результате чего лишь отупел, стал рассеяннее и бестолковее.

Тогда его отец, выгнав учителей – схоластов, пригласил учителя – гуманиста Понократа, который все изменил. Гаргантюа забывает как ненужный хлам все, чему его учили богословы. Воспитатель печется о том, чтобы сделать из Гаргантюа физически сильного, разносторонне воспитанного и образованного человека. Чтение дает пищу для поучительных бесед. Гаргантюа изучает латынь, арифметику, геометрию, астрономию, музыку. Освоение наук происходит в игровой форме, например, счету Гаргантюа учится, играя в карты. Умственные занятия чередуются с играми, физическими упражнениями на воздухе, гимнастикой. Он занимается верховой ездой, фехтует, борется, плавает, поднимает тяжести. С воспитанником ведутся беседы, которые помогают ему узнать подлинную жизнь: о хлебе, вине, воде, соли и пр. Вечерами Гаргантюа рассматривает звездное небо. В дождливые дни - пилит дрова, молотит хлеб, посещает ремесленников и купцов, слушает ученых мужей. Порой целые дни проводит на лоне природы, собирает гербарий. Его обучают игре на нескольких музыкальных инструментах и пению. Программа обучения, разработанная Рабле универсальна, энциклопедична. По его мнению человек должен владеть основами всех наук.

Его Гаргантюа незлоблив, разумен, добросердечен и любит своих подданных. Он хочет стать образованным королем, королем – философом, но в его вкусах, привычках, образе жизни многое осталось от быта его родителя. Он также любит сытно покушать, пображничать, иногда и озорно пошутить, но в отличие от отца он уже может похвастаться образованностью. Теперь он хочет сделать образованным своего сына Пантагрюэля. Принц – философ Пантагрюэль для Рабле идеал государя, идеал человека. В романе Рабле как бы описывает теорию просвещенной монархии.

Монтень высказал передовые для своего времени мысли о свободе совести и религиозной терпимости, роли игры в воспитании детей, бережного отношения ко всему живому, доброжелательного отношения к детям в школе.

Выдающимся представителем эпохи Возрождения был английский мыслитель Томас Мор (1478—1535). Благодаря уму, честности и неподкупности Томас Мор — сын небогатого и незнатного юриста (учился в Оксфорде, был другом Эразма Роттердамского) стал сначала главой английского парламента, а потом канцлером — фактически вторым человеком в стране после короля. Король Генрих VIII осыпал Мора милостями и высоко ценил его. Но когда Генрих VIII, вопреки закону, развелся с женой и женился на Анне Болейн, а потом объявил себя главой Английской церкви, Томас Мор не поддержал его. Речь шла о принципе — король считал, что он вправе нарушать любой закон, Томас Мор не мог согласиться с этим. Его обвинили в государственной измене и отдали под суд. Мор не отрекся от своих убеждений и окончил жизнь на плахе палача.

Многие передовые для того времени педагогические идеи, высказанные Эразмом Роттердамским, не потеряли своего значения и по сей день: индивидуальный подход к учащимся, учет особенностей характера в обучении, принцип состязательности при выполнении учебных заданий, отказ от наказаний.

Идеи Возрождения оказали значительное влияние на развитие школы и педагогики. Однако в реальной жизни того времени они не могли быть реализованы в полной степени, поскольку были по своей сути утопичны.

В целом среди всех педагогических идей было много прогрессивных, которые имели историческое значение, они провозглашали:

- Принцип всеобщего обучения, одинаковое образование для мужчин и женщин;

- Широкую организацию самообразования, просвещение взрослых;

- Уничтожение противоположности между физическим и умственным трудом;

- Обучение на родном языке;

- Широкий круг учебных предметов, в центре которых – естествознание;

- Принцип наглядности, наблюдения над природой;

- Умственное образование, физическое и трудовое воспитание и пр.

Подводя итог развитию образования и воспитания в Средние века, можно отметить, что от этой эпохи были унаследованы этические идеалы, идея народного образования, которая впоследствии осуществлялась на иных социальных и идеологических основаниях, элементы организационной структуры образования (школы разных ступеней, университеты), интерес к гуманитарному знанию, фундаментальные принципы образования и воспитания, имевшие целью не только умственное развитие ученика, но и взращивание его как нравственной личности.

Введе-ние………………………………………………………………………. 3
1. Гимнастика у древних наро-дов……………………………………………4
2. Гимнастика в Средневеко-вье……………………………………………. 8
3. Гимнастика в эпоху Возрожде-ния………………………………………. 9
4. Гимнастика в новое вре-мя………………………………………………..11
5. Возникновение национальных систем гимнасти-ки…………………….12
6. Развитие гимнастики во второй половине XIX – начале XX ве-ка…….16
7. Гимнастика в России в XIX – XX ве-ках…….…………………………..17
Заключе-ние…………………………………………………………………. 23

Работа состоит из 1 файл

реферат.doc

Основой подготовки воина была верховая езда и вольтижировка. Сложные боевые приемы предварительно изучались на деревянном коне. Вначале этот снаряд имитировал живого боевого коня, затем за ненадобностью со временем убрали голову, хвост и т. д., остались лишь две седельные луки, постепенно ставшие деревянными упорами, врезанными поперек коня. В конечном итоге они постепенно превратились в кольца-ручки, в прототип параллельных брусьев.

Боевые действия воинов, вооруженных мечами, копьями, щитами, секирами и облаченных в тяжелые доспехи, требовали большой физической силы, выносливости и ловкости. Для их развития применялись гимнастические и акробатические упражнения, бег, поднятие и перенос тяжестей, упражнения в прыжках, лазании, перелезании через различные препятствия, фехтовании и др. Боевая и физическая подготовленность воинов проверялась на рыцарских турнирах.

Возрождение (XIV – XVI вв.) – это период разложения феодального строя и становления и становление раннего буржуазного общества с более высокой производительностью труда наемных рабочих. Представители передовой части зарождающейся буржуазии – гуманисты – провозгласили культ человеческой личности веру в ее способности.

Делались попытки возродить наследие античности. Все это коренным образом изменило взгляды на воспитание человека на роль гимнастики в подготовки его к здоровому образу жизни, труду и военной деятельности.

Для развития теории и методики гимнастики огромное значение имели труды Яна Амоса Коменского (1592 – 1670). Коменский выдвинул важнейшие для физического воспитания принципы обучения: а) воспитывающий характер обучения; б) связь обучения с жизнью; в) соответствие содержания обучения требованиям жизни. Он подробно раскрыл такие принципы обучения, как: а) сознательность и активность; б) наглядность; в) постепенность и систематичность в овладении знаниями, умениями, навыками; г) принцип упражнений и прочного овладения знаниями, умениями и навыками. Эти принципы положены в основу современной методики обучения гимнастическим упражнениям и спортивной тренировки.

Вслед за Я. А. Коменским Джон Локк (1632 – 1704) считал, что окружающий мир человек познает через ощущения и восприятие органов чувств, поэтому их функции надо развивать. Он предложил спортивно-игровой метод обогащения знаниями, умениями, навыками с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Во второй половине XVII в. ученый монах Епифаний Славинский (умер в 1676 г.) впервые классифицировал игры на пригодные и вредные для воспитания молодежи, дал педагогический анализ многим гимнастическим упражнениям.

Таким образом, смена феодального способа производства более прогрессивным капиталистическим привела к положительным переменам философских взглядов, в развитии науки, культуры, физической культуры, а, следовательно, и в гимнастике в частности.

Новое время (XVII – начало XIX в.) характеризуется быстрым развитием наук, культуры, промышленного производства, борьбой буржуазии за власть.

Большое внимание уделялось физическому воспитанию путем использования гимнастических упражнений. Развивались идеи Я. А. Коменского и Д. Локка о соотношении чувственного и умственного познания окружающего мира, необходимости развития функций органов чувств, закаливания, физической подготовки детей и юношества. В этот период наиболее сильное влияние на развитие гимнастики оказали Руссо и Песталоцци

Жан Жак Руссо (1712 – 1778), идеолог революционной мелкобуржуазной демократии, считал, что при подготовке ребенка к жизни надо приучать его к испытаниям, закаливать тело, чтобы оно могло противостоять непогоде, голоду, жажде, усталости. Руссо, как и Локк, особое внимание обращал на необходимость развития функций органов чувств, приобретение ребенком, юношей двигательного, эмоционально-волевого и нравственного опыта.

Физическое воспитание по убеждению Руссо является основой умственного, трудового и нравственного воспитания. Средством решения воспитательных задач Руссо считал гимнастические упражнения, бег, метания, прыжки, игры, прогулки и др. Для повышения заинтересованности и активности детей в развитии их двигательных способностей он предлагал использовать соревновательный метод.

Шведский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827) всю свою жизнь посвятил обучению и воспитанию детей простого народа. Он рекомендовал развивать у них двигательные, умственные, нравственные способности; формировать умения и навыки, необходимые в повседневной жизни, в сельском хозяйстве, ремесленном и промышленном производстве. Ведущая роль отводилась физическому воспитанию.

Таким образом, в Новое время гимнастика получает дальнейший толчок к развитию под влиянием более прогрессивного капиталистического способа производства развития наук, культуры, повышение боеспособности армии в связи с необходимостью ведения войн.

    1. Возникновение национальных систем гимнастики

Конец XVIII в. и первая половина XIX в. характеризуются дальнейшим развитием капитализма. В этот период происходят буржуазные революции во Франции, Испании, Португалии. Армия Наполеона покорила ряд европейских стран и совершила поход против России, что оказало огромное влияние и на развитие военного дела.

Для успешного ведения захватнических и оборонительных войн нужны были массовые регулярные армии, хорошая вневойсковая военно-физическая подготовка молодежи. Эти обстоятельства стимулировали создание национальных систем гимнастики, отвечающих требованиям капиталистического производства, военного дела, национальным и культурным особенностям народов.

Французская система гимнастики стала развиваться под влиянием массового увлечения французской молодежи военно-физической подготовкой. Члены юношеских спортивных команд занимались гимнастикой, участвовали в туристских походах и военизированных играх. Наполеон преобразовал юношеские команды в школьные батальоны и сделал их резервом армии.

Военно-прикладной характер французской системы гимнастики сохранился до XX в. Пользуясь положением хозяев II Олимпийских игр 1900 г., французы настояли на том, чтобы в программу соревнований были включены прикладные упражнения: прыжки в длину, с шестом, через препятствия, лазания по канату, поднимание тяжести массой в 50 кг и перетягивание каната.

Немецкая система гимнастики сложилась под влиянием передовой части немецкой буржуазии.

Фит предложил ряд правил и методических указаний к проведению занятий: а) необходимость специально оборудованных мест занятий; б) высокая профессиональная подготовленность педагога; в) учет индивидуальных особенностей учеников при подборе упражнений.

Иоганн Христофор Гутс-Мутс (1759 – 1839) в начале своей педагогической деятельности пытался приспособить идеи Руссо о физическом воспитании. После захвата Германии наполеоновской армией взгляды Гутс-Мутса на физическое воспитание изменились, этой перемене содействовало национально-освободительное движение, развитие капитализма. Педагог считал, что с гимнастическим упражнениями надо знакомить студентов высших учебных заведений, будущих учителей. Ко всем остальным сословиям гимнастика, по его мнению, имела еще более близкое отношение, ибо их тело должно служить государству. Гимнастика тогда считалась основой национальной системы физического воспитания немецкого народа.

Занятиями гимнастикой Ян пытался восстановить утраченное равновесие человеческого образования, поставить рядом с односторонней духовной деятельность телесную, чрезмерной утонченности противопоставить мужественность.

В свою систему Ян включил 24 группы упражнений. Многие из них заимствованы у Фита, Гутс-Мутса. Особое внимание уделялось упражнениям на гимнастическом коне, козле, параллельных брусьях, турнике, упражнениям со скамейкой и обручем, акробатике, танцам. Применялись и военно-прикладные упражнения: стрельба из лука и огнестрельного оружия, переноска тяжестей, верховая езда и др.

Упражнения без гимнастических снарядов и со снарядами стали более интересными, привлекательными для молодежи из-за того, что их выполнению придавался состязательный характер. Ян поощрял достижения своих учеников, большое значение он придавал форме движений и технике исполнения упражнений. Он требовал от воспитанников прямого положения головы, оттянутых носок ног, прямых линий в движениях и военной выправки. Зарождался гимнастический стиль выполнения упражнений.

Курс гимнастики был рассчитан на 2 периода. В первом периоде применялись сравнительно простые упражнения: ходьба, бег, прыжки, лазание, упражнения на снарядах, игры. Соблюдался принцип постепенности, последовательности, правильного сочетания нагрузки с отдыхом. Большое внимание уделялось развитию воли, изучению индивидуальных способностей занимающихся. Во втором периоде гимнасты выполняли более сложные упражнения.

Основателем школьной гимнастики в Германии считается Адольф Шписс (1816 – 1858) – преподавателем гимнастики, истории и пения. Опираясь на работы своих предшественников, необходимость преподавания ее в качестве обязательного предмета. Идею Песталоцци о формировании особенностей у детей трудовой деятельности с помощью гимнастических упражнений он фактически развил до необходимости преподавания дисциплинирующих, муштрующих вольных упражнений. Основными из них были ходьба, бег, прыжки, подпрыгивания, повороты, упражнения для рук, туловища и ног. Упражнения выполнялись под музыкальное сопровождение, сочетались с пением и демонстрировались на гимнастических праздниках.

Основным недостатком метода Шписса было то, что упражнения выполнялись всеми учениками одновременно. Это затрудняло индивидуальный подход, индивидуальность подчинялась формальным требованиям дисциплины и порядка.

Шведская система гимнастики. Ее основателем был Пер Генрих Линг (1776 – 1839). Он окончил богословский факультет Упсальского университета, Институт для детей и взрослых в Копенгагене – первое учебное заведение в Европе по физическому воспитанию.

Яльмар Линг, сын П. Линга, разработал и ввел новые шведские снаряды: стенку, скамейку, двойной бум, плинт и др.

П. Линг и Я. Линг совместно с учёными Браттингом, Тернгремом и др. подробно разработал педагогическую гимнастику, считая, что высшая цель гимнастики – забота о гармоническом развитии человеческого тела.

Шведскую гимнастику выгодно отличали её оздоровительный характер, подбор упражнений в зависимости от анатомических возможностей, строгая направленность на вовлечение в работу определённых мышц, многообразие упражнений, внедрение новых снарядов и методик обучения.

Если проанализировать все рассмотренные системы, то следует сказать, что их авторы недооценивали такие средства воздействия на человека, на его личностные свойства, как слово педагога, музыка, условия проведения занятий. Не всегда учитывались образовательно-воспитательные возможности не только отдельных групп упражнений, но и гимнастики в целом.

Произведения искусства эпохи Возрождения

Эпоха, которая принесла миру множество открытий, стала синонимом культурного прорыва и неотъемлемой частью всеобщего просвещения, носит название Возрождение, или Ренессанс. Она пришла на смену Средневековью и послужила основанием для ярких открытий, развитию науки и технологии.

  • Что такое эпоха Возрождения
  • Периоды
  • Человек эпохи Возрождения
  • Изобразительное искусство
  • Известные художники эпохи Ренессанса
  • Шедевры эпохи Возрождения
  • Скульптура
  • Наука
  • Философия
  • Архитектура
  • Театр
  • Музыка
  • Литература
  • Медицина
  • Политика
  • Церковь
  • Образование
  • Географические открытия
  • Каноны женской красоты
  • Ренессанс в России
  • Влияние эпохи на мир

Что такое эпоха Возрождения

Эпоха охватывает 3 столетия, благодаря чему мир приобрел такие имена, как:

  • Леонардо да Винчи.
  • Джорджоне.
  • Боттичелли.
  • Рафаэль.
  • Никола Пизано.
  • Арнольфо ди Камбио.
  • Тициан.

В этот период культура получила качественное перерождение. Средневековые каноны с их мрачностью уступили место гуманистическому, светскому и реалистичному направлениям. В основе Ренессанса лежит интерес к идеалам античности. Качественные преобразования повлияли на становление культуры и искусства во всех странах Европы.

Изменения затронули не только направление прекрасного, повлияли они и на мировоззрение человека и общества. Рухнувшие оковы средневековых взглядов позволили посмотреть на мир под другим углом, увидеть возможности для развития и совершенствования. Именно поэтому каждый монарх считал своим долгом поддерживать художников, музыкантов и скульпторов. Основной стала идеи совершенствования, развития, познания и открытий.

Периоды

Зарождение – XIV век, страна – Италия. Исследователи и ученые не могут определиться с точными временными рамками эпохи. Каждый период приблизительный, поскольку страны входили в Ренессанс постепенно. Связано это с отставанием в социально-экономическом развитии, различиями во взглядах и суждениях.

Примерными датами можно назвать XIV- XVI столетия. Годы эпохи Возрождения характеризуются проявлением светского характера культуры. Религиозные взгляды уступают место гуманизации.

Возрождается интерес к античности и всему, что с ним связано. Внедрение в европейский мир античных элементов привнесло в культуру и искусство яркие мотивы, которые и сделали произведения незабываемыми. В это время появляется человек эпохи Возрождения – целеустремленный, вдохновленный, стремящийся к открытиям.

Начальные признаки эпохи Ренессанса стали заметны обществу ему в XIII-XIV веках, но твердые позиции появились в 20-х годах XV века. В Эпохе Возрождения принято выделять 4 основных периода:

  • Проторенессанс.
  • Раннее Возрождение.
  • Высокое Возрождение.
  • Поздний Ренессанс.

В каждом периоде появлялись новые веяния и стремления, позволяющие совершенствоваться и развиваться.

Проторенессанс – период, который относится к XIII-XIV векам. Появление отмечено в Италии.

Время подготовки к Возрождению подразделяется на еще 2 подэтапа – время жизни и смерти ключевой фигуры истории западного искусства, архитектора и художника Джотто ди Бондоне. В этот период на искусство оказывали влияние средневековые мотивы – готика и романтизм, а также византийские традиции.

Бурное развитие было остановлено эпидемией чумы, которая накрыла все Европу. Джотто был первым, кто наметил основные тенденции живописи, указал путь, по которому в дальнейшем пошло основное развитие Ренессанса.

Следующим был период раннего Возрождения. Примерное время развития – 80 лет. Ученые относят к нему 1420-1500 годы. В искусстве еще прослеживались веяния средневековой культуры и традиций. Одновременно активно добавляют элементы, позаимствованные у классической древности – Античности.

Условия социальной среды, взгляды и стремления быстро меняются. Основной концепцией в искусстве становятся именно античные элементы. Главной личностью, мастером на этом этапе стал живописец Мазаччо, рожденный во Флоренции. Взяв за основу идеи и взгляды предшественников, он принес в свое творчество практически осязаемую скульптурность фигур и образов на холстах картин.

Следующий этап — период высокого Возрождения. Считается пиком Ренессанса. Время – 1500-1527 годы. Развитие культуры позволило перенести центр культуры из Флоренции в Рим. Скачок произошел благодаря вступлению на престол нового Папы Римского — Юлия II.

У него были смелые и прогрессивные взгляды, которые позволили в полной мере способствовать расцвету Ренессанса. Благодаря предприимчивости, присутствующей в характере, ему удалось привлечь в Рим ведущих художников и скульпторов со всей Италии. Именно в это время появляются шедевры, которые изменят мир искусства.

Следующий этап – позднее Возрождение. Его временной отрезок 1530-1620 годы. Развитие культуры и искусства в этот период протекает неоднородно и разнообразно. Исследователи и искусствоведы спорят и не могут определиться с основными направлениями в развитии и точными датами.

Часть специалистов указывает, что эпоха Возрождения окончательно угасла с падением Рима. Южная часть Европы погрузилась в Контрреформацию, которая не позволила мыслить свободно и смело, как того требовало Возрождение.

На позднем этапе Ренессанса наблюдался выраженный кризис идей. Возникали противоречия в мировоззрении, которые переросли в маньеризм. Возникший стиль специалисты характеризуют дисгармонией и надуманностью, потерей равновесия между духовной и телесной составляющей, которая была свойственна смелой эпохе новых устремлений.

Тициан - Изабелла Португальская

Изабелла Португальская
Тициан

Человек эпохи Возрождения

Стремительное развитие эпохи Возрождения отразилось и на человеке. Пик расцвета культуры отразился и в обществе. Термин был внедрен Джорджо Визари. Ренессанс положил начало активному развитию науки, торговли и взаимоотношениям между соседними странами.

Замкнутое Средневековье осталось в прошлом, люди с надеждой смотрели в будущее. Благодаря этому их взгляды на происходящее и мировоззрение в целом изменились. Яркая эпоха итальянского Возрождения распространяла свое влияние на всю Европу и соседние с ней страны.

Главная черта, позволяющая понять, что перед нами человек эпохи Возрождения – целеустремленность, ясность мысли и буйство чувств.

Характеристика общества и человека того времени:

  • У людей преобладает гуманизм в мировоззрении.
  • Отрицается сословность.
  • Происходит отказ от роскоши и различных привилегий, свойственных обществу средневековья в Европе.
  • Античная культура возрождается, внося во взгляды романтизм.
  • Естественность во всем, природа, как основа для жизни – главная черта в восприятии происходящего.
  • Появилось явное пренебрежение схоластикой и правом.

В обществе начинает формирование новый пласт – интеллигенция. Люди становятся боле утонченными, возникают понятия этикета, морали и духовности, которым предстоит пережить долгий период становления и совершенствования, возвышенности и чувственности.

На первый план выходят идеи просвещения, идеалы нравственности, политическая жизнь становится насыщенной, поскольку производится обмен мастерами. Активно находят свое отражение, такие противоположные понятия, как нравственный нигилизм, религиозный анархизм. Все это дает возможность познавать и развиваться.

Торговля между городами и странами способствует быстрому росту городов. Благодаря этому в обществе стали формироваться новые классы. Рыцари средневековья сменились наемной армией.

Образ человека эпохи Ренессанса – центр поклонения, главная фигура в мире. Появилась вера в безграничные возможности личности, в силу собственного духа и красоту. Идеалом для человека и общества стали удовлетворения всех естественных потребностей, поскольку без этого невозможно жить и двигаться дальше.

Изобразительное искусство

Яркая культура эпохи Ренессанс нашла свое отражение в изобразительном искусстве. Люди эпохи Возрождения привнесли в него линейную и пространственную перспективу. В этот период появляются знания пропорций и усиливается внимание к анатомии человеческого тела.

Читайте также: