Избирательный спор как вид социально правового конфликта

Обновлено: 02.07.2024


Для начала хотелось бы отметить, что под избирательными спорами (конфликтами) понимаются споры по поводу применения законодательства о выборах, которые возникают при назначении, подготовке, проведении и установлении результатов выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также в период между выборами, которые разрешаются избирательными комиссиями разных уровней или в судебном порядке [8].

Причины возникновения избирательных споров довольны разнообразны. Но в первую очередь, по мнению автора работы, такой причиной является неурегулированность в законодательстве отдельных избирательных действий и процедур. Это обусловлено тем, что институт избирательного права в том виде, котором мы имеем на сегодняшний день, для России является новым. Также на данный момент не принят единый закон, регулирующий избирательный процесс, а нормы закреплены в различных нормативных актах. И, стоит отметить, что Конституция России относит регулирование избирательного процесса, который включает в себя совокупность форм деятельности органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления [7], к ведению Российской Федерации и ее субъектов [1].

Избирательные споры вытекают из публичных, а не частных правоотношений. То есть данные отношения основаны не на равенстве, а на власти и подчинении, они носят вертикальный, а не горизонтальный характер. И суд при разрешении избирательных конфликтов разбирает споры не о гражданском праве, а об административном, избирательном, налоговом или ином праве. И поэтому в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации (далее – ГПК РФ) введен специальный подраздел, который содержит общие положения, относящиеся к данной категории дел, и определяет особенности судопроизводства по делам, связанных с защитой избирательных прав и прав на участие в референдуме [2].

Также немало конфликтных ситуаций возникает из-за недостаточного уровня правовой культуры избирателей и некомпетентности организаторов выборов. От этого непосредственно зависят количество и характер возникающих избирательных споров, а также продолжительность их разрешения. О низкой правовой культуре кандидатов в области избирательного права и законодательства свидетельствует тот факт, что в Центральную Избирательную Комиссию России в 1996 году обратилось более 60 заявителей, с требованием о регистрации их кандидатур в порядке самовыдвижения на должность Президента Российской Федерации [12]. Они получили отказ в регистрации, что являлось законным.

Как нам всем известно, в единый день голосования 14 сентября 2014 году на территории РФ в 30 субъектах Федерации прошли выборы высших должностных лиц субъектов России (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ), в 14 субъектах – выборы депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, выборы глав муниципальных образований административных центров (столиц) прошли в трех субъектах Федерации, а в 20 субъектах России были проведены выборы депутатов представительных органов муниципальных образований административных центров.

Уже на этапах выдвижения и регистрации кандидатов и списков кандидатов на заседания ЦИК России было рассмотрено 12 жалоб. Большинство жалоб связано с отказом избирательных комиссий в регистрации кандидатов. По результатам рассмотрения Центральной Избирательной комиссией РФ было удовлетворено пять жалоб, в семи было отказано заявителям[12].

В Хабаровском крае в ходе подготовки, проведении выборов и при оспаривании итогов голосования, результатов выборов депутатов Законодательной Думы Хабаровского края шестого созыва (далее – ЗД ХК) в судебном порядке было рассмотрено восемь жалоб. Заявителями, как правило, были кандидаты в депутаты в ЗД ХК, которые просили о частной или полной отмене итогового протокола проверки подписных листов, решений окружных избирательных комиссий об отказе в регистрации кандидатов. В пяти из восьми случаях суд отказал в удовлетворении заявления[13].

Проанализировав административную и судебную практику разрешения избирательных споров, можно сделать вывод, что для предотвращения возникновения избирательных конфликтов в будущем, в первую очередь, необходимо создать единый нормативный акт, который будет содержать как материальные, так и процессуальные нормы избирательного права. Так как на данный момент эти нормы закреплены в различных законодательных актах, что создает сложности для граждан, при реализации своих конституционных прав – избирать и быть избранными.

Также, можно использовать опыт Бразилии, где предусмотрен механизм привлечения к ответственности истца в случае необоснованного иска о нарушении избирательного законодательства. Данная норма закреплена в Конституции Бразилии [6]. Российское законодательство не предусматривает ее, но, по мнению автора работы, закрепление данной нормы и в России будет способствовать изменению отношения к правовым нормам участников избирательного процесса, главным образом реализующих свое пассивное право. Однако введение подобной санкции в Российской Федерации должно быть осторожным. Для ее внедрения необходимо создавать модель эффективного механизма, который будет основываться на сильной судебной практике в области разрешения споров о нарушении избирательных прав граждан и прав на участие в референдуме.

Для повышения уровня правовой культуры в области избирательного права может способствовать и проведение среди претендентов в кандидаты конкурса на знания избирательного законодательства. Подобный конкурс станет мотивом для более глубокого ознакомления граждан с нормативной базой России в данной области права.

Еще одним инструментом повышения правовой культуры среди граждан Российской Федерации может служить опыт Хабаровского края, где Избирательная комиссия субъекта учредила конкурс среди студентов ВУЗов на знания избирательного законодательства. Таким образом, уже с достаточно раннего возраста идет ознакомление с избирательным процессом и работой избирательных комиссий.

И в заключении хотелось бы отметить следующее. Умение видеть перспективу и использовать позитивный опыт не только прошлых лет, но и других стран мира в данном вопросе имеет преимущественное значение и будет содействовать укреплению избирательной дисциплины и повышению правой культуры.

5. Выборы в субъектах Российской Федерации в единый день голосования 11 октября 2009 года: Электоральная статистика//Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. М., 2010.

6. Вешняков А.А. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве Российской Федерации.// М.: Весь Мир, 1997 г.

9. Любарев А.Е. Регулирование избирательной системы в законодательстве субъектов Российской Федерации//Российский юридический журнал. 2010. №4.

10. Сизько И.А. Совершенствование современного избирательного законодательства в Российской Федерации (конституционно-правовое исследование): автореф. дис. канд. юрид. наук. – Волгоград, 2005 г. С. 18.

11. Тактаров Н.М. Практика рассматривания избирательных споров и обращений граждан в судебном порядке.//Журнал о выборах. №5. 2006 г. С. 5-8.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, местное самоуправление, выбор депутатов, избирательное законодательство, избирательный процесс, проведение выборов, Россия, Ставропольский край, судебный порядок, Хабаровский край.

Похожие статьи

Конституционно-правовые основы применения пропорциональной.

местное самоуправление, пропорциональная избирательная система, Российская Федерация, публичная власть, выбор, государственная власть, пропорциональная система, представительный орган.

О необходимости законодательного закрепления понятия.

избирательный процесс, юридический процесс, проведение выборов, Российская Федерация, избирательная кампания, избирательное законодательство, публичная власть, ряд авторов, действие, НОРМА.

Ограничение реализации активного избирательного права.

Ключевые слова: избирательное право, военнослужащие, выборы, ограничение активного избирательного права, местные выборы.

Следует отметить, что законодательство регулирует порядок реализации активного избирательного права военнослужащих на.

Методы совершенствования механизма правового обеспечения.

В нашем государстве традиционно проявляется готовность к совмещению выборов разного уровня. Специфической особенностью российского избирательного законодательства можно считать наличие Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях.

Правоприменительная практика избирательных комиссий по.

За период избирательной кампании по выборам депутатов Народного Хурала Республики Бурятия составлены 4 протокола об административном правонарушении и направлены в суд для рассмотрения. По всем протоколам вынесены судебные постановления о наличии составов.

Общественный контроль при проведении муниципальных.

Спецификой отличаются все важнейшие составляющие муниципального избирательного процесса, включая правовой статус субъектов муниципального избирательного процесса и порядок организации и проведения муниципальных выборов.

К вопросу о необходимости кодификации избирательного.

Проблемы реализации пассивного избирательного права на.

Ключевые слова: избирательное законодательство, пассивное избирательное право, выборы, равенство.

В заключение следует отметить, что порядок реализации пассивного избирательного права кандидатами (списками кандидатов), с одной стороны, должен быть.

Правовой аспект процедуры голосования как составной части.

избирательный процесс, голосование, Российская Федерация, орган, проведение выборов, стадий, содержание голосования, публичная власть, стадий голосования, государственная власть.

Читайте также: