Избирательная реформа предоставившая избирательные права всем домовладельцам проведена в каком году

Обновлено: 22.05.2024

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ XIX ВЕКА В АНГЛИИ КАК ЗАВЕРШАЮЩИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП УТВЕРЖДЕНИЯ ВЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ

Аннотация. В статье проведен историко-правовой анализ избирательной системы Англии, сформировавшейся в ходе проведения реформ английского избирательного законодательства 1832, 1862, 1867, 1884-85 гг., выделены основные политико-правовые предпосылки избирательных реформ XIX в., результаты их проведения.

Ключевые слова: Англия, избирательные реформы, парламент, избирательное право.

ELECTORAL REFORMS OF THE XIX CENTURY IN ENGLAND AS THE END-POLITICAL POLICY OF THE APPROVAL OF THE INDUSTRIAL BOURGEOISIE

Annotation. The article contains a historical and legal analysis of the electoral system in England, which was formed during the reform of the English electoral legislation in 1832, 1862, 1867, 1884–85, highlighted the main political and legal prerequisites for electoral reforms of the 19th century, and reflected the results of their conduct.

Key words: England, electoral reforms, parliament, electoral law,

Произошло увеличение электората почти в два раза. Между тем закон сохранил диспропорцию избирательных округов. Аграрный юг по–прежнему продолжал преобладать в парламенте. Десять южных графств с четвертью населения Англии имели треть мест. Вместе с тем осталась неизменной диспропорция представительства графств. Так, например, Миддлсекс, с большим населением, чем графство Ланкашир, избирал 14 депутатов против 26 от Ланкашира. В то же время представительство от ряда графств значительно сократилось, например, Корнуолл стал посылать 13 вместо 44 депутатов. 56 местечек (за исключением 15, относившихся к югу) потеряли свое представительство. Создано 22 новых избирательных округа, 14 из них – в индустриально развитых городах севера страны. Однако еще осталось 5 местечек с электоратом менее 200 человек, а 115 депутатов представляли округа с населением менее 500 человек. Хотя и раздавались скептические голоса, утверждавшие, что закон проведен в интересах собственников и рабочие не получат ничего от реформы, билль был встречен восторженно, по всей стране прокатилась волна празднеств и многочисленных митингов. Героям событий – вигам, стоявшим во главе правительства, благодарные граждане подносили ценные подарки на память об этом событии.

Реформа 1832 г. прекращала связь с феодальными традициями представительства и способствовала превращению Палаты общин в буржуазный парламент. Реформа обеспечивала доступ промышленной буржуазии в парламент, включив таким образом ее в компромисс с аристократией.

К 1850–1860 гг. утвердилось политическое господство промышленной буржуазии в форме классического буржуазного парламентаризма. Палата общин к середине XIX в. оттеснила на второй план Палату лордов и свела к минимуму политическое влияние королевской власти. Однако в результате реформы 1832 г. в парламент получила доступ лишь верхушка промышленной и торговой буржуазии, которая не была заинтересована в коренной ломке унаследованных еще от средневековья законов и обычаев.

В результате реформы 1867 г. общее число избирателей увеличилось больше чем на миллион. Однако 2/3 мужского населения Англии – основная масса рабочих, не говоря о женщинах, – по-прежнему были лишены избирательных прав. До 1870 гг. сохранялось открытое голосование [4, С. 192] .

В последней четверти XIX в. был принят ряд законов, предусматривавших дальнейшую демократизацию избирательного права. Среди них особое место заняли законодательные акты 1884 и 1885 гг., оформившие третью избирательную реформу в Англии. Существенными нововведениями явились снижение и упорядочение имущественного избирательного ценза, введение избирательных округов с равным представительством от одинакового количества населения. Сохранение имущественного и полового избирательных цензов, сложный порядок регистрации избирателей стали серьезными недостатками новой избирательной системы [5, С. 446] .

Итак, реформы английского избирательного законодательства 1832, 1862, 1867, 1884-85 гг. имели далеко идущие последствия, так как покончили со средневековой системой формирования высшего представительного органа – палаты общин. Важнейшим политическим итогом реформ стало также получение вигами стабильного большинства в парламенте. В компромисс с аристократией была вовлечена новая фракция – магнаты промышленной буржуазии, и с этого времени история английского законодательства представляет собой серию уступок промышленной буржуазии. Реформы избирательного права соответствовали проведенным ранее мероприятиям по демократизации государственно-политической системы Англии и способствовали наделению реальной властью представителей буржуазных кругов .

1 Акт о народном представительстве 1867 года // Хрестоматия по истории Нового времени стран Европы и Америки. Книга 1: Внутриполитическое развитие. Часть 2: XIX в. Благовещенск: Издательство БГУ, 2010. – С.121.

2 Альмухаметова М.Ш., Кузнецов А.В. История государства и права зарубежных стран: учебное пособие / М.Ш. Альмухаметова, А.В. Кузнецов. – Тюмень: Изд-во Тюменского госуд. ун-та, 2014. – 280 с.

3 Минькова А.А., Явнова И.И. Парламентская реформа в Великобритании 1832 года /А.А. Минькова, И.И. Явнова // Инновационная наука. – 2016. – № 10-3. – С. 196-197.

4 Потапов И.В. Роль электоральных реформ в преобразовании Великобритании в парламентскую монархию в XIX в. / И.В. Потапов // Управленческое консультирование. – 2008. – № 4. – С. 184-193.

5 Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран: учебник для бакалавров / М.Н. Прудников. – М: Юрайт, 2013. – 811 с.

6 Сажина В.В., Тагунов Д.Е. История государства и права зарубежных стран: курс лекций / В.В. Сажина, Д.Е. Тагунов. – Минск: Тетра-Системс, 2006. – 340 с.

Избирательная реформа 1832г. отказалась от представительства корпораций и перешла к территориальному представительству населения; депутатские места стали предоставляться в примерной зависимости от количества населения, приживающего в городах. Общее количество мест в Палате общин осталось прежним, но было сделано перераспределение: 56 т.н. "гнилых местечек" были полностью лишены представительства, еще для 72 оно было сокращено или изменено. Некоторым значительным городам места в Палате общин были предоставлены заново в зависимости от количества жителей. Вводились новые избирательные цензы: достижение гражданского совершеннолетия, уплата налога для бедных. Был приведен в соответствие с финансовой деятельностью исходный имущественный ценз: правом избирать обладали впредь собственники земли или недвижимости в городах, приносящих доход не менее 10 фунтов в год (200 шиллингов). Впервые предоставлялось избирательное право и держателям земли-копигольдерам (арендатором), но с более высоким имущественным цензом - в 50 фунтов. В итоге реформы количество избирателей возросло в полтора раза, но все равно значительная часть предпринимателей, служащих, интеллигенции, а также рабочего класса (ставшего заметной социальной силой страны после промышленного переворота) были лишены парламентского представительства и влияния на политику.

Более радикальной стала избирательная реформа 1862г. На ее проведение значительное влияние оказало чартистское движение 1830-1840гг., в программах и хартиях которого важное место занимало требование всеобщего мужского избирательного права. В ходе реформы еще 38 местечек были лишены представительства и, напротив, увеличены квоты для крупных городов. В графствах вводились избирательные округа, которые пользовались правом на собственную квоту депутатских мест. Был снижен имущественный ценз до 5 фунтов для собственников или арендаторов земли, а также предоставлено избирательное право собственникам или арендаторам жилых домов, нанимателям квартир определенного имущественного качества. Сохранились цензы оседлости (проживание в течение года) и необходимость уплаты налога для бедных. Однако в целом количество избирателей было увеличено. В социальном отношении право представительства получили отныне не только земельные собственники, но и предприниматели, зажиточные служащие, интеллигенция, рабочие, городские торговцы. По университетским округам избирательное право представлялось имевшим ученые звания.

В итоге избирательной реформы 1884г. было сделано окончательное продвижение по пути признания всеобщего мужского избирательного права. Право голосовать за депутатов было предоставлено всем собственникам земли или другой недвижимости (с доходом от них не менее 10 фунтов), и практически всем квартиронанимателям (сохраняющиеся ограничения касались возможностей служебной подчиненности или использование офисов под жилье). По реформе избирательное право распространилось в равной степени и на жителей графств и городов.

Уравнение в правах населения городов и графств довершилось усовершенствованиями избирательной системы в 1885г. Были сформированы избирательные округа с представительством строго пропорционально численности населения: типовой округ - от 15 до 65 тыс. жителей - посылал двух депутатов, большой - свыше 65 тыс. - трех. Одновременно частично был ограничен принцип "двойного голосования" (существовавший ранее и весьма показательный): избиратель, владеющий собственностью в городе, не мог голосовать в графствах. Принцип сохранился только для университетов.

Победившие на выборах депутаты от округа определялись теперь по мажоритарной системе: мандаты доставались кандидатом, набравшим относительное большинство голосов, хотя бы это большинство было далеко от большинства вообще избирателей и даже от числа участвовавших в голосовании. В 1872г. в связи с утверждением принципа обязательного начального образования в стране сложилась возможность для перехода к системе тайной подачи голосов (бюллетенями), что, конечно же, в большей степени отвечало идее свободной демократии. До этого голосование было открытым и письменным. Хотя применение бюллетеней и закрытость голосования одновременно открывали дорогу большим фальсификациям, пришедшим на место открытого давления на избирателей.




Реформа парламента существенно подняло авторитет его, народ в парламенте видел власть, которая, что-то может решить. Хотя до идеально парламента было очень далеко, но реформа 18в. существенно повысила значимость парламента в государстве.

Заключение

И так, за первые столетия существования парламента система выборов в палату общин была унифицирована, хотя и не отлажена во всех деталях. Усилия парламентских законодателей в этой области были направлены в основном на борьбу со злоупотреблениями распорядителей выборов в графствах и города, а также на то, чтобы не допустить к выборам людей слишком низкого имущественного и социального положения.

Нельзя не упомянуть и еще об одной социальной группе, занимавшей все более заметные позиции в парламенте: о юристах и королевских чиновниках. Круг этих образованых людей пополняли выходцы из горожан и из джентри. Многие из юристов неоднократно избирались в парламент.

Члены нижней палаты, близкие друг другу по интересам и обладавшие (в значительной части) юридическим образованием, составляли дееспособную, почти профессиональную организацию.

Список литературы

История государства и права зарубежных стран.

Москва 1980г. П.Н. Галанза , 552с.

Всеобщая история государства и права.

Учебник для вузов: В 2-х томах Т. 1,2- М.:Остожье. 1998г.-512с.

Зайцев И. Средневековые сословно-представительные учреждения (Англия и Франция)

жителей разрешалось посылать одного депутата вместо двух, а некоторым городам - двух депутатов вместо четырех. В итоге освободились 143 депутатских места, распре-деленные между новыми городскими и сельскими округами. Были введены новые цензы для избирателей. В графствах активным изби-рательным правом наделялись все категории владельцев земли с го-довым доходом не менее 10 ф. ст., а арендаторы - с годовой рентой не менее 50 ф. ст. В городах такое право получили все мужчины, вла-деющие на праве собственности или аренды недвижимым имуществом с годовым доходом в 10 ф. ст. Другими условиями участия в выборах были - уплата налога для бедных и проживание не менее 6 ме-сяцев в данном избирательном округе.
Реформа 1832 г. имела далеко идущие последствия, так как покончила со средневековой системой формирования высшего представительного органа - Палаты общин. Важнейшим политиче-ским итогом реформы стало получение вигами стабильного боль-шинства в парламенте. В компромисс с аристократией была вовле-чена новая фракция - магнаты промышленной буржуазии, и с этого времени история английского законодательства представляет собой серию уступок промышленной буржуазии.
Вместе с тем реформа 1832 г. послужила лишь первым шагом в осуществлении ее программы. Хотя избирательный корпус увели-чился почти вдвое, правом голоса после реформы пользовалось не
97
более 5% всего населения. Борьба за более демократическую рефор-му избирательной системы стала одной из важнейших черт полити-ческого развития Великобритании в 30 - 60-х гг. XIX века.

Важным новшеством реформы стала оговорка о том, что непосредственным плательщиком налогов в пользу бедных считается не тот, кто этот налог, как и все многочисленные наниматели небольших квартир, вносит не сам, а через своего домовладельца, который до сих пор рассматривался как единственный налогоплательщик. В результате реформы общее число избирателей увеличилось более чем на миллион. Путем избирательной реформы произошло перераспределение власти внутри правящей элиты, и промышленная буржуазия пришла к власти эволюционным путем, без каких-либо серьезных потрясений.

8. Основной целью реформистских Законов о судоустройстве 1873 и 1875 гг. (вступили в силу одновременно с 1 ноября 1875 г.) была полная реорганизация системы высших судов королевства. На место исторических учреждений – как судов общего права, так и канцлера – создавался единый Верховный Суд Правосудия. Ему передавались полномочия всех трех высших судов общего права и большинства канцлерских (исключая несколько незначительных особых судов, касавшихся отдельных графств).

Верховный суд подразделялся на две части: Высокий суд и Апелляционный суд. Высокий суд вобрал в себя компетенцию прежних судов, а также суда канцлера, судов пробата и по делам о разводах, адмиралтейства и исторических судов ассизов. Высокому суду было поручено и рассмотрение апелляций на решения местных судов графств. Формировался он из пяти отделений: 1) канцлерского, 2) по делам о наследствах, разводах и по морским делам, 3) королевской скамьи, 4) общих тяжб, 5) казначейства. С 1880 г. число отделений сократилось до трех (четвертое и пятое были слиты с Отделением королевской скамьи). Все отделения имели практически равную компетенцию, судья одного мог одновременно заседать в любом другом. На деле сложилась известная специализация в связи с традиционным различием исков общего права и права справедливости.

Апелляционному суду была передана юрисдикция нескольких канцлерских судов, особых местных и специальных, а также Юридического комитета Тайного совета. В состав Апелляционного суда входили несколько должностных судей, а также лорд-хранитель судебных архивов (его привлекли к отправлению правосудия еще в начале XIX в.) и лорд-главный судья. Первоначальными полномочиями суда было рассмотрение жалоб на решения Верховного суда. Однако в дальнейшем апелляционная сфера суда все более и более расширялась: в 1890 г. он получил право принимать иски о новом судебном рассмотрении дел в порядке полного пересмотра*.

* В XX в. эта тенденция будет продолжена: Апелляционный суд получил право принимать апелляции на решения судов графств (1934) и по уголовным делам вообще (1966).

Подверглась изменению и юрисдикция Палаты лордов. Ее судебная роль была связана только с историческими традициями и не отвечала возросшей сложности и юридичности правовых споров. Поэтому на протяжении XIX в. неоднократно делались предложения упразднить судебные функции палаты. Первоначально это было сделано по Закону о судоустройстве 1873 г. Однако на деле палата сохранилась, причем отдельно от Верховного суда. Было принято компромиссное решение о введении в Палату лордов новых членов с юридическим образованием (1876) и о том, что лорды, не имеющие такового, не могут принимать участия в вынесении решений.

В XVI–XVII вв. выборы и избирательные процедуры в Русском государстве получают юридическое оформление и связано это было в первую очередь с формированием единого Московского государства. Особое место среди органов государственной власти того времени занимают Земские соборы, являвшиеся сословно-представительным органом, формировавшимся по принципу участия, по должности и общественно-политическому положению, а также по принципу выборного территориального и сословного делегирования. Земские соборы избирали царей, объявляли войну или мир, утверждали налоги, назначали должностных лиц и т.д., но они не были постоянно действующим органом, собирались по мере необходимости.

По мере того, как крепла царская власть, Соборы созывались все реже. Вместе с тем, царь был ещё вынужден считаться с Боярской Думой, где были сосредоточены представители аристократических фамилий. Дума обсуждала административные и судебные вопросы, составляла указы и законы. Однако значение Думы постепенно падало. Постепенно в стране устанавливается самодержавие.

Земства, как органы местного самоуправления, формировались при участии всех сословий тогдашнего российского общества. В основу избирательной системы был положен принцип выборов по сословиям. К участию в выборах до­пускались лица, достигшие 25 лет. Не могли участвовать в выборах иностранцы и лица, осуждённые по приговору суда, находящиеся под следствием или судом.

По городской реформе учреждалась всесословная система городского самоуправления. Выборные органы — городские Думы — получали значительные права в решении многих вопросов городской жизни. Избиратели должны были иметь российское гражданство и возраст не менее 25 лет. Избирательных прав лишались рабочие, ремесленники, а также все, кто занимался умственным трудом и не имел недвижимости.

В начале XX в. в государственном устройстве России произошли значительные перемены. Революционные события 1905–1907 гг. заставили самодержавие пойти на политические уступки. Впервые в истории России был создан общегосударственный правительственный орган — Государственная Дума. Население получило политические права, стала реальностью многопартийная система. Все это привело к изменениям в избирательном праве: сложилась система избирательного законодательства, определившая порядок формирования Государственной Думы и Государственного Совета.

Избирательная система, устанавливаемая Указом от 11 декабря 1905 г., была наиболее прогрессивной в российской истории до 1917 г. Но все же она была ограниченной. В российском избирательном праве отсутствовали такие принципы, как всеобщность и равенство. Выборы были косвенными, многоступенчатыми, имели классовый и цензовый характер. Законом устанавливался высокий возрастной ценз: к участию к выборам допускались только мужчины, достигшие 25 летнего возраста. Женщины права голоса не получили, как и военнослужащие, студенты, народы, ведущие кочевой образ жизни. Не допускались к выборам и осуждённые за преступления и находящиеся под следствием и т.д. Не могли в них участвовать должностные лица — губернаторы, вице-губернаторы и другие, а также служащие полиции. Для участия в выборах устанавливался имущественный ценз, не допускавший к ним значительные слои общества, например, рабочих.

Февральская революция 1917 г. положила начало новому этапу в истории российского избирательного права. На основе принятых правовых актов, регулировавших избирательную практику, были демократическим путём избраны органы земского и городского самоуправления и проведены выборы во Всероссийское Учредительное Собрание.

Избирательное законодательство периода демократической республики в России представляло собой самый современный по тем временам государственно-правовой документ. На его основе 12 ноября 1917 года было избрано Учредительное Собрание, просуществовавшее, правда, недолгое время.

С утверждением у власти большевиков и роспуском Учредительного Собрания перспектива демократического развития России была утрачена. Установившаяся в стране жёсткая однопартийная политическая система не допускала проведения свободных выборов. И хотя избирательное законодательство советской России включало демократические принципы проведения выборов, фактически выборы находились под контролем власти.

Читайте также: