Законопроекты в парламенты европейских стран чаще всего вносятся кем

Обновлено: 15.06.2024

Типы парламентов и их влияние на законотворческий процесс

Назначение парламента в обществе

Современный парламент формируется народом посредством всеобщего голосования и призван регулировать важнейшие вопросы жизни страны путем принятия законов. Его значение огромно по той причине, что он выражает интересы различных политических сил. Хотя порой в парламентской деятельности отражаются (и мы это видим на экранах своих телевизоров) мелочные интересы депутатов, их личные амбиции и др. Иногда допускаются неэтичные выражения, разгораются страсти, что, конечно, не может украсить ни один парламент в мире.

Общая структура парламента

В большинстве стран парламенты состоят из двух палат. Палаты имеют разные названия, но их принято называть верхней и нижней (в России соответственно — Совет Федерации и Государственная Дума).

Верхняя палата рассматривается как орган, представляющий различные регионы страны, задача которого — обеспечить всестороннюю и взвешенную оценку законопроекта.

Нижней палате, где заседают народные представители, принадлежит главная роль в законотворчестве. Однако то, как представлены политические силы в нижней палате, оказывает существенное влияние на процесс принятия законов.

По устройству различают два типа парламентов: англосаксонский; континентальный, или европейский.

Англосаксонский тип парламента

Англосаксонский тип парламента существует в странах, где утвердилась двухпартийная система. Например, в Великобритании поочередно правит то партия консерваторов, то партия лейбористов, в США — республиканская и демократическая партии. Соответственно парламент строго делится на две части. Представители партий в таком парламенте сидят отдельно.

Однако конфронтация далеко не лучший способ разрешения вопросов, в том числе в области законотворчества. Вот почему, чтобы ее снизить, основную нагрузку по подготовке законопроекта берут на себя специальные комитеты парламентов. Именно так обстоит дело в Конгрессе США, Палате общин Великобритании. Основная работа над законопроектом проходит именно в комитетах парламента. Здесь проходят слушания законопроекта, причем неоднократные, применяются некоторые согласительные процедуры.

На заседания нижней палаты парламента выносится практически готовый текст законопроекта. Палата должна за него проголосовать. Страсти здесь практически не кипят. Все выглядит чинно и спокойно, а порой даже скучно.

Однако так бывает не всегда.

В 2000 г. на заседании Палаты общин — нижней палаты парламента Великобритании речь шла о сокращении летних школьных каникул. Законопроект внесло лейбористское Правительство, которое возглавлял Т. Блэр. От обеих партий поочередно выступали представители и высказывали противоположные мнения. Говорили страстно, приводимые аргументы иллюстрировали конкретными примерами, чтобы вызвать соответствующие эмоции. Одного дня для принятия решения не хватило, и вопрос был перенесен на следующее заседание. Вся Великобритания следила за этим процессом по телевидению.

Континентальный (европейский) тип парламента

Континентальный тип парламента утвердился в странах континентальной Европы, а также в странах, где существует многопартийная система.

Партии, преодолевшие избирательный барьер, занимают места в парламенте.

Рассаживаются на депутатских скамейках как бы веером, т.е. слева направо:

Континентальный тип парламента позволяет выявить целую палитру политических взглядов. Чтобы их представить и отразить в законе, требуется значительно больше времени. Вот почему здесь законотворческий процесс более сложный и длительный.

Можно ли сегодня говорить о тенденции в развитии парламентаризма (имея в виду его структуру)? Думается, да, но с некоторой осторожностью.

Как показывает социальная практика, все большее количество стран при формировании своих парламентов использует опыт европейских государств.

С точки зрения теории также получается, что будущее принадлежит европейской модели парламентаризма, поскольку:

  1. усложнение социальной жизни требует всестороннего обдумывания вопросов, и этому способствует представительство в парламенте партий различного направления;
  2. развитие общества постоянно идет по путч усиления социальной дифференциации. Теперь ценной является личность сама по себе, не говоря о различных социальных группах. Чем больше их представлено в парламенте, тем точнее он будет выражать интересы людей.

Как бы там ни было, парламент является очень значимым социальным явлением, и независимо от его структуры он должен образцово выполнять возложенные на него функции.

Содержание

1. Понятие, социальные функции парламента
2. Общая характеристика компетенции парламента
3. Структура парламента и организация его палат
4. Специальные парламентские процедуры
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная конст.зар. моя.doc

Министерство образования и науки Российской федерации

Федеральное агенство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

Кафедра конституционного и административного права

Контрольная работа

1. Понятие, социальные функции парламента

2. Общая характеристика компетенции парламента

3. Структура парламента и организация его палат

4. Специальные парламентские процедуры

1. Понятие, социальные функции парламента

Парламент – это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Значение парламента в современном обществе огромно. Он является выразителем интересов различных политических сил, ареной поиска компромисов2.

Парламент – это общенациональный, представительный выборный коллегиальный орган государства, работающий на профессиональной постоянной основе в системе разделения властей3.

Представительные учреждения возникли еще в феодальных государствах, но тогда они были лишь совещательными органами при монархе и имели лишь ограниченные финансовые права. Следовательно, можно считать, что парламенты в их современном значении возникли в буржуазном государстве. Расцвет парламента и парламентаризма связан с концом XVIII-началом XX вв. Кризис парламентаризма связан с началом XX века, в период, когда органы исполнительной власти усиливали свое влияние в различных областях общественной жизни за счет парламентских полномочий, использованием разнообразных методов воздействия на парламент. Крайним средством во многих государствах была ликвидация парламента. Ослабление роли парламентов характерно для периода кризисов в экономической и социально-политической жизни страны, в период войн (вторая и первая мировая война).

Занимая законодательную нишу в системе разделения властей парламент тесно взаимодействует с исполнительной властью, которая стремиться ограничить его полномочия. Теперь такую привилегию как законотворчество парламенту приходится делить с правительством. При этом парламент ущемляют в его законодательных правах следующими путями:

- увеличивающаяся монополизация правительством права законодательной инициативы;

- прямое наделение правительства правом издания нормативных актов имеющих силу закона (делегированное законодательство). Например в соответствии со ст. 38 конституции Франции правительство имеет право просить парламент о разрешении в течении ограниченного срока путем издания ордонансов осуществлять мероприятия, которые отнесены к сфере закона;

- фактическое ограничение круга вопросов по которым может законодательствовать парламент;

Важным средством воздействия на правительство, является способность парламента выразить ему недоверие, однако сам парламент становится под угрозой роспуска (а именно его нижняя палата).

Парламент играет важную роль в формировании правительства. В Германии (парламентская республика) федеральный Канцлер избирается Бундестагом без прений по предложению федерального президента, однако кабинет министров формируется федеральным Президентом по предложению федерального Канцлера (ст.63 конституции). В США (президентская республика) в соответствии со ст.2 разделом 2 конституции Президент назначает должностных лиц государства по совету и с согласия Сената. Во Франции (полупрезидентская республика) Президент формирует правительство без согласия парламента.

Необходимо также сказать о существенной тенденции к усилению воздействия на парламент различных групп давления, представляющие, как правило, интересы различных группировок внутри правящих классов. Эти группы преследуют цель принятия парламентом решений в свою пользу, в частности корпорации занимающиеся производством вооружений в США стремятся к проведению через парламент законопроектов предусматривающих выделение крупных ассигнований на национальную безопасность.

Таким образом парламент является не просто законодательным органом, а государственной структурой через которую выражается не только воля народа в целом, а также правящих классов и капитала.

2. Общая характеристика компетенции парламента

Важное значение для определения места парламента в системе государственных органов имеет его компетенция. Компетенция парламента зависит от формы правления, формы государственного устройства, исторических условий, степени демократичности страны, соотношения в ней политических сил. По характеру закрепленной в конституции законодательной компетенции парламенты принято делить на три группы: с абсолютно неограниченной, абсолютно ограниченной и относительно ограниченной законодательной компетенцией.

Сравнивая парламенты предложенных стран по законодательной компетенции можно их расположить в следующей последовательности: США – строго разграничены законодательные права Конгресса и штатов, а также для Конгресса установлен перечень вопросов по которым он не может принимать законы; Германия – законодательная компетенция федерации и ее земель подвижна; Франция – здесь прописаны законодательные права парламента, а также сферы жизни общества, где парламент устанавливает общие принципы;

Кроме законодательных полномочий парламенты обладаю рядом других, в частности полномочия: в финансовой сфере, сфере международных отношений, в сфере безопасности и обороны, сфере формирования государственных органов и учреждений, судебные, парламентского контроля, а также делегирование части своих полномочий, как правило, правительству.

В области финансовых полномочий парламенты рассматриваемых государств устанавливают налоги, акцизы и сборы. Во Франции и США финансовые законопроекты вносятся в нижнюю палату парламента. Правительство Франции может начать сбор налогов с разрешения парламента если финансовый закон не принят в срок. В ФРГ правительство имеет право в случае непредусмотренной и неотложной потребности производить сверхбюджетные и внеплановые расходы с одобрения не парламента а федерального министра финансов.

В области контрольных полномочий в США само по себе требование согласия сената при назначении должностных лиц государства президентом, является своеобразной формой контроля. В Германии члены правительства несут коллективную и индивидуальную ответственность пред бундестагом, бундестаг может сместить федерального канцлера путем выражения ему вотума недоверия, причем все правительство уходит в отставку. Во Франции парламентский контроль над деятельностью правительства осуществляется с использованием депутатских вопросов министрам, ответы на которые обязательны; посредством деятельности временных комиссий по контролю и расследованию, а также парламентского посредника. Таким образом, парламентский контроль за деятельностью органов исполнительной власти в рассматриваемых странах довольно сильный, что позволяет уравновесить исполнительную и законодательную власть.

В области внешней политики парламенты имеют право ратификации и денонсации международных договоров и соглашений. В США парламентом ратифицируются и денонсируются все договора и соглашения. Во Франции (ст.53 Конституции) и ФРГ только наиболее важные. Относительно обороны и национальной безопасности конгресс США имеет право объявления войны ст.1 раздел 8. В Германии в Бундестаге имеются комитет по иностранным делам и обороне, а также уполномоченный бундестага по обороне, также действия вооруженных сил следует прекратить, если этого требует Бундестаг. В Германии бундестаг с одобрения бундесрата констатирует состояние обороны ст.115а. Во Франции право объявления войны принадлежит парламенту ст.35 (сходство с США).

Президент США с согласия сената назначает послов, консулов, судей верховного суда и всех других должностных лиц ст.2 конституции США, что позволяет парламенту активно участвовать в формировании органов исполнительной власти. Во Франции парламент участвует в формировании Конституционного совета. Который состоит из девяти членов: три назначаются президентом, три – председателем Национального собрания, три -председателем Сената ст.56 конституции. Также парламент Франции участвует в формировании высокой палаты правосудия избираемой из представителей сената и национального собрания ст.67. В Германии федеральный президент избираются федеральным собранием без прений ст.54 конституции. Федеральный канцлер избирается бундестагом по предложению федерального президента ст.62. Таким образом, парламенты США и Германии участвуют активно в формировании ведущих органов исполнительной власти в отличие от Франции.

Типы парламентов и их влияние на законотворческий процесс

Назначение парламента в обществе

Современный парламент формируется народом посредством всеобщего голосования и призван регулировать важнейшие вопросы жизни страны путем принятия законов. Его значение огромно по той причине, что он выражает интересы различных политических сил. Хотя порой в парламентской деятельности отражаются (и мы это видим на экранах своих телевизоров) мелочные интересы депутатов, их личные амбиции и др. Иногда допускаются неэтичные выражения, разгораются страсти, что, конечно, не может украсить ни один парламент в мире.

Общая структура парламента

В большинстве стран парламенты состоят из двух палат. Палаты имеют разные названия, но их принято называть верхней и нижней (в России соответственно — Совет Федерации и Государственная Дума).

Верхняя палата рассматривается как орган, представляющий различные регионы страны, задача которого — обеспечить всестороннюю и взвешенную оценку законопроекта.

Нижней палате, где заседают народные представители, принадлежит главная роль в законотворчестве. Однако то, как представлены политические силы в нижней палате, оказывает существенное влияние на процесс принятия законов.

По устройству различают два типа парламентов: англосаксонский; континентальный, или европейский.

Англосаксонский тип парламента

Англосаксонский тип парламента существует в странах, где утвердилась двухпартийная система. Например, в Великобритании поочередно правит то партия консерваторов, то партия лейбористов, в США — республиканская и демократическая партии. Соответственно парламент строго делится на две части. Представители партий в таком парламенте сидят отдельно.

Однако конфронтация далеко не лучший способ разрешения вопросов, в том числе в области законотворчества. Вот почему, чтобы ее снизить, основную нагрузку по подготовке законопроекта берут на себя специальные комитеты парламентов. Именно так обстоит дело в Конгрессе США, Палате общин Великобритании. Основная работа над законопроектом проходит именно в комитетах парламента. Здесь проходят слушания законопроекта, причем неоднократные, применяются некоторые согласительные процедуры.

На заседания нижней палаты парламента выносится практически готовый текст законопроекта. Палата должна за него проголосовать. Страсти здесь практически не кипят. Все выглядит чинно и спокойно, а порой даже скучно.

Однако так бывает не всегда.

В 2000 г. на заседании Палаты общин — нижней палаты парламента Великобритании речь шла о сокращении летних школьных каникул. Законопроект внесло лейбористское Правительство, которое возглавлял Т. Блэр. От обеих партий поочередно выступали представители и высказывали противоположные мнения. Говорили страстно, приводимые аргументы иллюстрировали конкретными примерами, чтобы вызвать соответствующие эмоции. Одного дня для принятия решения не хватило, и вопрос был перенесен на следующее заседание. Вся Великобритания следила за этим процессом по телевидению.

Континентальный (европейский) тип парламента

Континентальный тип парламента утвердился в странах континентальной Европы, а также в странах, где существует многопартийная система.

Партии, преодолевшие избирательный барьер, занимают места в парламенте.

Рассаживаются на депутатских скамейках как бы веером, т.е. слева направо:

Континентальный тип парламента позволяет выявить целую палитру политических взглядов. Чтобы их представить и отразить в законе, требуется значительно больше времени. Вот почему здесь законотворческий процесс более сложный и длительный.

Можно ли сегодня говорить о тенденции в развитии парламентаризма (имея в виду его структуру)? Думается, да, но с некоторой осторожностью.

Как показывает социальная практика, все большее количество стран при формировании своих парламентов использует опыт европейских государств.

С точки зрения теории также получается, что будущее принадлежит европейской модели парламентаризма, поскольку:

  1. усложнение социальной жизни требует всестороннего обдумывания вопросов, и этому способствует представительство в парламенте партий различного направления;
  2. развитие общества постоянно идет по путч усиления социальной дифференциации. Теперь ценной является личность сама по себе, не говоря о различных социальных группах. Чем больше их представлено в парламенте, тем точнее он будет выражать интересы людей.

Как бы там ни было, парламент является очень значимым социальным явлением, и независимо от его структуры он должен образцово выполнять возложенные на него функции.

Парламентские акты , иногда называемые первичным законодательством , представляют собой тексты закона, принятые законодательным органом юрисдикции (часто парламентом или советом ). В большинстве стран с парламентской системой правления парламентские акты начинаются с законопроекта , по которому законодательный орган голосует. В зависимости от структуры правительства этот текст может быть одобрен или одобрен исполнительной властью .

СОДЕРЖАНИЕ

Счета

Законопроект парламента известен как законопроект . Другими словами, законопроект - это предлагаемый закон, который необходимо обсудить в парламенте, прежде чем он станет законом.

После внесения законопроект должен пройти несколько этапов, прежде чем он станет законом. Теоретически это позволяет подробно обсуждать положения законопроекта, а также вносить, обсуждать и согласовывать поправки к первоначальному законопроекту.

В двухпалатных парламентах законопроект, одобренный палатой, в которую он был внесен, затем направляет законопроект в другую палату. Вообще говоря, каждая палата должна отдельно согласовать одну и ту же версию законопроекта. Наконец, одобренный законопроект получает одобрение; на большинстве территорий это просто формальность и часто функция, выполняемая главой государства .

Процедура

Австралия

В Австралии законопроект проходит следующие этапы:

Канада

В Канаде законопроект проходит следующие этапы:

  1. Первое чтение : этот этап - простая формальность .
  2. Второе чтение : как и в Великобритании, этап включает обсуждение общих принципов законопроекта, после которого следует голосование . Опять же, второе чтение правительственного законопроекта обычно одобряется. Провал правительственного законопроекта в этом прочтении означает большую потерю. Если законопроект читается второй раз, он переходит на комиссию.
  3. Этап комитета: Обычно это происходит в постоянном комитете Палаты общин или Сената .
    • Постоянный комитет : Постоянный комитет является постоянно действующим; каждый комитет занимается законопроектами в определенных предметных областях. Постоянные комитеты Канады аналогичны избранным комитетам Великобритании.
    • Специальный комитет : комитет, созданный для определенной цели, будь то рассмотрение законопроекта или конкретного вопроса.
    • Законодательный комитет : похож на специальный комитет, поскольку он создается для рассмотрения конкретного законопроекта. Председательство определяется спикером , а не избирается членами комитета. В Сенате не используется.
    • Комитет полного состава : вся палата заседает как комитет в палате общин или сенате. Чаще всего используется для рассмотрения законопроектов об ассигнованиях , но может использоваться для рассмотрения любого законопроекта. Комиссия рассматривает каждый пункт законопроекта и может вносить в него поправки. Существенные поправки могут быть внесены на этапе комиссии. В некоторых случаях вставляются или удаляются целые группы предложений. Однако, если Правительство имеет большинство, почти все поправки, согласованные в комитете, будут внесены Правительством для исправления недостатков в законопроекте или для принятия изменений в политике, внесенных с момента внесения законопроекта (или, в некоторых случаях, , чтобы импортировать материалы, которые не были готовы на момент выставления счета).
  4. Этап отчета : это происходит на полу в соответствующей палате и позволяет палате или сенату одобрить поправки, внесенные в комитет, или предложить новые.
  5. Третье чтение : обсуждение окончательного текста законопроекта с поправками.
  6. Прохождение: Законопроект затем отправляется в другую Палату (в Сенат, если он исходил от Палаты общин; в Палату общин, если это законопроект Сената), где он будет проходить практически идентичный процесс. Если другая палата вносит поправки в законопроект, законопроект и поправки отправляются обратно в первоначальную палату для дальнейшего рассмотрения.
  7. Рассмотрение поправок Сената / Общин: Палата, в которой был внесен законопроект, рассматривает поправки, внесенные другой Палатой. Он может согласиться с ними, изменить их, предложить другие поправки вместо них или отклонить их. Если каждая палата настаивает на своем несогласии с другой, законопроект теряется.
  8. Разногласия между палатами: не существует специальной процедуры, в соответствии с которой несогласие Сената может быть отменено Палатой общин. Отказ Сената является абсолютным.

Как только законопроект принят обеими палатами в идентичной форме, он проходит окончательное формальное рассмотрение генерал-губернатором , который дает на него королевское согласие . Хотя генерал-губернатор может отказать в одобрении законопроекта или оставить его за королевой на данном этапе, это право никогда не использовалось.

Законопроектам, рассматриваемым Парламентом, присваиваются номера: от 2 до 200 для государственных законопроектов, от 201 до 1000 для счетов частных членов и 1001 для частных счетов . Им предшествует C-, если они исходят из Палаты общин, или S-, если они исходят из Сената. Например, законопроект C-250 был внесен в Палату представителей частных лиц. Законопроекты C-1 и S-1 являются предварительными законопроектами и вносятся в начале каждой сессии, чтобы отстоять право каждой Палаты управлять своими собственными делами. Они вводятся и читаются в первый раз, а затем удаляются из Бумаги с заказами .

Хорватия

Конституционный закон в правовой системе Хорватии - это закон, принятый и измененный на тех же условиях, на которых принимается или изменяется Конституция Хорватии . Конституционный закон иерархически подчиняется Конституции и должен ей соответствовать, но стоит над другими законами и решениями, которые должны соответствовать Конституционному акту. Всего в Хорватии действуют три конституционных закона. Первым конституционным законом был Конституционный закон о правах национальных меньшинств в Республике Хорватия, который по рекомендации Арбитражной комиссии Мирной конференции по Югославии стал предварительным условием признания международным сообществом независимости Хорватии от Социалистической Федеративной Республики. Югославия . Его новая версия была первоначальным предварительным условием для начала процесса присоединения Хорватии к Европейскому Союзу . Два других - это Конституционный закон об осуществлении Конституции Хорватии и Конституционный закон о Конституционном суде Хорватии .

Индия

В Парламенте Индии каждый законопроект проходит следующие стадии, прежде чем он станет Актом Парламента Индии :

  1. Первое чтение - этап ознакомления: любой член или ответственный за законопроект просит разрешения на внесение законопроекта. Если законопроект является важным, министр может выступить с краткой речью, обозначив его основные особенности.
  2. Второе чтение - этап обсуждения: Этот этап состоит из детального рассмотрения законопроекта и предлагаемых поправок.
  3. Третье чтение - этап голосования: этот этап ограничивается только аргументами в поддержку законопроекта или его отклонения в целом, без ссылки на его детали. После принятия законопроекта он отправляется в другой дом.
  4. Счет в другом доме ( Раджья Сабха ): после того, как счет, кроме денежного счета, передается в другой дом, он проходит все стадии в этом доме, как и в первом доме. Но если в законопроект, принятый одним домом, вносятся поправки в другом доме, он возвращается в исходный дом.
  5. Утверждение президента: когда законопроект принят обеими палатами, он направляется президенту для утверждения. Президент может утвердить или отказать в своем согласии с векселем, или он может вернуть вексель, кроме денежного . Если президент дает свое согласие, законопроект публикуется в The Gazette of India и становится законом с даты его согласия. Если он отказывает в своем согласии, счет отклоняется, что известно как карманное вето . Карманное вето не прописано в конституции и было применено президентом Зейлом Сингхом только один раз : в 1986 году в связи с законом о почте, когда правительство хотело вскрывать почтовые письма без ордера. Если президент возвращает его на повторное рассмотрение, Парламент должен это сделать, но если он будет принят повторно и возвращен ему, он должен дать на это свое согласие.

Ирландия

В ирландском парламенте, Oireachtas , законопроекты проходят следующие этапы: законопроекты могут быть инициированы либо в Dáil, либо в Seanad, и должны пройти обе палаты.


Восемь показателей работы Госдумы: чем она похожа и чем отличается от парламентов других стран.

22 декабря Госдума провела последнее заседание осенней сессии 2017 года. “Ъ” решил сравнить российский и зарубежные парламенты, выяснив, что сходится и что различается в составах, рабочем процессе и поведении депутатов разных стран.

В единстве — сила

Фракция единороссов в нынешнем созыве заняла три четверти всех кресел. Ее численность значительно превышает 226 голосов, требующихся для принятия простого закона. Во многих западных странах правящие партии не могут похвастаться таким привилегированным положением и зачастую вынуждены заключать коалиционные соглашения.

К примеру, в Германии провал переговоров о формировании коалиции может привести к перевыборам. В России 2010-х такую ситуацию представить сложно.

Союз рабочих и банкиров

В российской Госдуме наибольшее число депутатов (80) начинали свой трудовой путь с рабочих специальностей. Второе место занимают работники образования — 58. На третьем месте — кадровые военные, сотрудники органов госбезопасности, милиции, прокуратуры и ФСИН — их 35.

Для сравнения, в немецком Бундестаге традиционно сильно представительство юристов…

…в американском Конгрессе доля юристов тоже весома, но бизнесменов еще больше.

Гендерное равенство — нет и не надо

Как заявила недавно вице-спикер Госдумы Ирина Яровая, женщинам России не нужно гендерное равенство. После таких слов не удивительно, что по их представительству в парламенте Россия отстает и от Евросоюза (в среднем 28%), и от США (19%).

Справедливости ради следует отметить, что всем этим странам далеко до Руанды и Боливии, в парламентах которых дамы занимают больше половины депутатских кресел.

Конгрессмен работает в два раза больше депутата

В среднем в Госдуму вносится около 1,5 тыс. законопроектов в год. Соотношение внесенных к принятым составляет три к одному.

В Палату представителей Конгресса США попадает в два раза больше законов — в среднем по 6–7 тыс. за двухлетний созыв, то есть около 3 тыс. в год. Одобряется в среднем лишь каждый восьмой.

Судя по базе стенограмм заседаний Госдумы, в 2015–2016 годах российские депутаты заседали 119 дней (без учета работы в комитетах и с избирателями в регионах). Палата представителей Конгресса за этот же период проработала 288 дней, или 1438 часов.

Для сравнения, в нижнюю палату парламента Австралии в последнее десятилетие поступает около 200 законопроектов в год, из которых одобряется в среднем 180. В 2015–2016 годах австралийские депутаты заседали 126 дней, или 1253 часа.

Взаимодействие с исполнительной властью

Доля законопроектов, внесенных в Госдуму правительством и президентом, растет от созыва к созыву. В текущем она достигла 30%. Аналогичную динамику показывает и доля одобренных законопроектов.

Тем не менее Госдуме далеко до немецкого Бундестага, где правительственных законопроектов более половины во внесенных и более 70% в одобренных.

Для сравнения, в парламент Шри-Ланки в 2005–2017 годах поступило 238 законопроектов, из них 87 правительственных (37%). В нижней палате австралийского парламента 45-го созыва (с июля 2016-го по н. в.) на правительственные законопроекты, ходатайства и обращения ушло 47% всего рабочего времени.

Взаимодействие с президентом

Случаи отклонения законов президентом (наложения вето) в последние годы довольно редки как у нас, так и в США.

В исторической ретроспективе президенты гораздо решительнее шли на конфронтацию с парламентариями. К примеру, в США во время работы 81-го Конгресса (1949–1950) президент Гарри Трумэн воспользовался правом вето 79 раз, и лишь в трех случаях оно было преодолено конгрессменами. В 1980-х президентское вето налагалось от 15 до 24 раз за двухлетний созыв Конгресса. В России во время работы Госдумы второго созыва (1996–1999 годы) президент Борис Ельцин собственноручно отклонил 187 законопроектов и еще 113 совместно с Советом федерации.

Внутреннее взаимодействие

В июле 2017 года спикер Госдумы Вячеслав Володин, подводя итоги весенней сессии, заявил, что 173 закона приняты при поддержке всех фракций. Это три четверти всех одобренных законов за тот период.

В США конгрессмены в большинстве голосуют в соответствии с партийной, а не с генеральной линией. В более половины случаев мнения демократов и республиканцев по поставленному вопросу диаметрально противоположны.

Не всегда примерное поведение

Дисциплина в российской Госдуме не раз становилась предметом обсуждений. Если раньше чаще случались потасовки, то в последнее время думское руководство озаботилось прогулами.

Стоит отметить, что поведение депутатов порою хромает даже в таких дисциплинированных странах старой Европы, как Германия. Всего за 18 созывов (1949–2017 годы) в Бундестаге было принято 1178 дисциплинарных мер, включая 629 призывов к порядку, 135 замечаний и более 20 удалений из зала.

Проблема пропуска заседаний актуальна в Европарламенте. Антирейтинг прогульщиков возглавляет парламентарий Брайан Кроули из Ирландии, который не участвовал ни в одном поименном голосовании. На втором месте с большим отрывом британец Найджел Фараж (участвовал в 37% голосований). Хотя в страновом разрезе средняя доля прогульщиков не превышает 20%.

Следует отметить, что в регламенте Бундестага для злостных нарушителей порядка предусмотрены штрафы в размере €1–2 тыс.

В регламент Госдумы в 2016 году внесен штраф за пропуск пленарного заседания без уважительной причины, оцениваемый в одну шестую зарплаты.

В правилах внутреннего распорядка Палаты представителей Конгресса США указан штраф $0,5–2,5 тыс. за использование мобильных устройств для фото- и видеосъемки. Примечательно, что в отличие от России и большинства стран Европы за дисциплиной и порядком в Конгрессе следит не спикер, а специальное должностное лицо — парламентский пристав.

Читайте также: