Из каких средств формируются бюджеты фондов обязательного медицинского страхования

Обновлено: 30.06.2024

Система здравоохранение России функционирует по бюджетно-страховой модели. Так пишут, так говорят, такое сформировалось суждение. В этом ошибка.

В России действует и бюджетная, и страховая модель здравоохранения.

Это не одна, а две модели финансового обеспечения обязательств государства, связанных с оказанием бесплатной медицинской помощи гражданам. Не гибридная, а две разные. В этом был замысел.

Обязательное медицинское страхование (ОМС) вводилось как дополнительный источник оплаты медицинской помощи, отличный от бюджетного финансирования. Поэтому фонд ОМС – внебюджетный, поэтому он страховой. Предполагалось, что средства ОМС будут использовать НЕ ВМЕСТО, а ВМЕСТЕ с бюджетным финансированием медицинской помощи.

Поэтому нет ясности в вопросе, зачем Минздрав РФ и федеральный Фонд ОМС инициируют поправки в федеральный закон, которые фактически ликвидируют в здравоохранении страховую систему финансового обеспечения, оставляя только одну – бюджетную.

Каждая модель имеет свои преимущества и недостатки. Две модели лучше, чем одна. Это удваивает гибкость в принятии управленческих решений. Спектр задач в национальном здравоохранении очень широк, следует использовать ту модель финансового обеспечения медицинской помощи, которая более эффективна по ситуации.

Но использовать одну из них, а не одновременно две, потому как в них заложено много противоречий. В этом ошибка.

Они работают на разных принципах.

Бюджетное финансирование не связано с вероятностью и случайностью риска возникновения заболевания. Страхование призвано возмещать затраты, связанные только со страховым событием – фактом оказанием медицинской помощи при заболевании.

Бюджетное: сначала деньги – потом действия (бюджет осваивают); страхование: сначала действия – потом деньги (оплата по факту).

Бюджетное: сколько денег – столько действий; страхование: сколько действий – столько денег.

Бюджетное: стремление к занижению объёма действий (медицинских услуг); страхование: стремление к увеличению объёма медицинских услуг.

При бюджетном финансировании контролю подлежит процесс расходования денег в соответствии с целями финансирования, а в страховании контролировать надо процесс выполнения услуг. В страховании нет смысла контролировать целевое использование средств, полученных за услуги, если вы признали надлежащим факт выполнения этих медицинских услуг. Это бессмысленно.

Страхование создает конкурентную среду за пациента (деньги идут за пациентом), бюджетное финансирование, напротив, стимулирует развитие лоббизма.

Бюджетная и страховая модель разные. Это очевидно и общеизвестно.

Бюджетную модель целесообразно использовать там, где мы пока не можем повлиять на риск возникновения заболеваний. Например, при оплате психиатрической медицинской помощи, лечение туберкулёза, ВИЧ. Эти заболевания вполне логично выведены из программы ОМС.

При необходимости, аналогичным образом, из перечня заболеваний, оплачиваемых по страховому принципу, можно вывести и лечение инфекционных заболеваний, вызванных COVID —19. Для этого достаточно их исключить из списка программы ОМС. Это просто. Нет нужды для этого менять и ломать всю систему ОМС, “затачивая” её под принципы бюджетного финансирования.

В тех секторах здравоохранения, где стоит задача повысить доступность медицинской помощи за счет увеличения объема ее оказания, целесообразно использовать страховую модель. Она всегда будет стимулировать рост объёма производства медицинских услуг пропорционально спросу на них. Очевидно, что рост доступности медицинской помощи приведёт и росту объёма её оплаты. Это связанные показатели.

В страховании, чтобы снизить объем расходов без ущерба доступности воздействуют на потребление. Его снижают, например, методом профилактики заболеваний, либо лимитом страховой суммы (как в ДМС), либо стимулируют конкуренцию предложений (поставщиков) медицинских услуг – падает цена.

Смешение страховых и бюджетных принципов порождает декларацию парадоксальных намерений: Минздрав РФ в целях повышения доступности бесплатной медицинской помощи планирует сократить число медицинских организаций, где граждане эту помощь смогут получить. Для этого им инициируются соответствующие поправки в законе об ОМС.

Как сокращая возможность контактов между врачом и пациентом можно повысить доступность медицинской помощи? Явное несоответствие цели и методов её достижения. Вероятно, доступность медицинской – это псевдоцель Минздрава РФ, настоящие мотивы иные, они не озвучиваются. Поэтому цель, вносимых в федеральный закон об ОМС, поправок не ясна.

Есть мнение, что в бюджете нет денег финансировать федеральные клиники. Дорого. Но хочется. Поэтому хотелось бы залезть в “карман” ОМС, там страховые средства граждан. Допустим, но что мешает увеличить налог генерирующий бюджет и пропорционально сократить взносы на ОМС? Зачем ради федеральных клиник ломать всю систему страхового социального обеспечения граждан в сфере здравоохранения? Это непонятно.

Слияние двух моделей в одну гибридную бюджетно-страховую приводит к потере эффективности обоих. Они становятся затратным и негативно влияют на процесс организации медицинской помощи, на ее качество, доступность, удовлетворенность населения.

Целесообразно разделять бюджетную и страховую модель финансового обеспечения обязательств государства, связанных с оказание бесплатной медицинской помощи, организуя под каждую из них конгруэнтную систему оказания медицинской помощи. На это должна быть направлена реформа системы ОМС, а не наоборот.

Если Вам по-прежнему кажется этот тезис спорным, попробуйте отвёрткой забить гвоздь, а молотком вогнать шуруп. Думаю, получится, но будет трудно, сложно, травматично и коряво…

Контроль за использованием средств ОМС

МО приобретает для работников списочного состава противогазы и средства защиты органов дыхания – газодымозащитные комплекты, используемые в качестве запаса, создаваемого в целях подготовки и проведения мероприятий по гражданской обороне и противопожарной безопасности. Возможно ли использовать средства обязательного медицинского страхования на приобретение вышеуказанных материальных запасов?

Кроме того, согласно Положению о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 N 379, создание запасов и определение их номенклатуры и объемов исходя из потребности осуществляются:

а) федеральными органами исполнительной власти в пределах своих полномочий - для оснащения аварийно-спасательных формирований при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

б) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления - для первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, и оснащения аварийно-спасательных формирований, спасательных служб при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

в) организациями, отнесенными к категориям по гражданской обороне, - для оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Приказом МЧС России от 01.10.2014 N 543 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты" определено, что, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств" Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организации определяют номенклатуру, объемы СИЗ в запасах (резервах), создают (накапливают) и содержат их.

Кроме того, согласно приказа МЧС "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты" обеспечение населения СИЗ осуществляется в соответствии с основными задачами в области гражданской обороны и в комплексе мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также для защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Накопление запасов (резервов) СИЗ осуществляется заблаговременно в мирное время федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями с учетом факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью населения.

Также важно отметить, что Постановлением Правительства РФ от 30.12.2012 N 1481 (ред. от 07.06.2017) "О федеральной целевой программе "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года" не предусмотрено создание резервов СИЗ за счет таких источников как средства обязательного медицинского страхования. Мероприятия, предусмотренные вышеуказанной программой, предусматривается реализовывать за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников, выделенных на эти цели, таких как средства организаций. Объемы финансирования мероприятий, реализуемых в организациях, определяются по согласованию с хозяйствующим субъектом.

Таким образом, расходы на приобретение для работников списочного состава противогазов и средств защиты органов дыхания – газодымозащитных комплектов, используемых в качестве запасов, создаваемых в целях подготовки и проведения мероприятий по гражданской обороне (СИЗ), не связаны с оказанием медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не являются необходимыми для содержания и обеспечения деятельности медицинской организации и при проведении проверок правильности использования средств, полученных медицинской организацией на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования контрольно – ревизионными службами ТФОМС будут расцениваться как нецелевое использование средств ОМС.

В соответствии со ст. 212 ТК РФ обеспечение безопасных условий и охраны труда является обязанностью работодателя. В частности, в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права, работодатель обязан организовать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований). Возможно ли проведение вышеуказанных медицинских осмотров за счет средств ОМС?

Структура тарифов на оплату медицинской помощи, оказанной в рамках территориальной программы ОМС, помимо затрат МО непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи, предусматривает расходы для обеспечения деятельности МО в целом, в том числе по прочим услугам (КОСГУ 226).

Следовательно, обязательные медицинские осмотры работников МО, содержание которых осуществляется за счет средств ОМС, можно осуществлять за счет средств ОМС.

Возможно ли приобретение МО дорогостоящего медицинского оборудования в рамках договора финансовой аренды (лизинга)?

Согласно статье 609 ГК РФ от 26.01.1996 №14-ФЗ договор аренды имущества, предусматривающий переход в последующем права собственности на это имущество к арендатору, заключается в форме, предусмотренной для договора купли-продажи такого имущества.

В соответствии со ст.624 ГК РФ в договоре аренды может быть предусмотрено, что арендованное имущество переходит в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены.

Таким образом, договор аренды с последующим выкупом изначально предполагает покупку дорогостоящего основного средства, общие расходы, на приобретение которого будут включать в себя арендные платежи и выкупную стоимость, значительно превышающие лимит в размере 100,0 тысяч рублей за единицу, предусмотренный действующими нормативными документами в сфере ОМС и за счет средств ОМС производиться не могут.

1. Медикаменты и перевязочные средства;

6. Прочие материальные запасы.

Возможна ли оплата за счет средств ОМС составление проектно-сметной документации на установку автоматической пожарной сигнализации и возможна ли оплата за счет средств ОМС последующего приобретения и установки автоматической пожарной сигнализации, в случае стоимости данного оборудования до 100,0 тысяч рублей.

Согласно Тарифному соглашению в сфере ОМС Волгоградской области в состав тарифа включаются расходы на проведение пусконаладочных работ основных средств стоимостью до 100,0 тысяч рублей за единицу.

Автоматическая пожарная сигнализация отвечает перечисленным выше требованиям, поэтому в целях бухгалтерского учета такие объекты следует относить к основным средствам.

Автоматическая пожарная сигнализация принимается к учету по первоначальной стоимости. Согласно п.23 Инструкции №157н первоначальной стоимостью объекта признается сумма фактических вложений в их приобретение, сооружение или изготовление (создание), с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками и (или) подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ). В частности, к фактическим вложения относятся:

- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу) (стоимость оборудования);

- суммы, уплачиваемые организациям за работы, осуществляемые в целях создания объекта основного средства (стоимость работ по монтажу, установке оборудования)

- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультативные услуги, связанные с приобретением;

- затраты по доставке оборудования для монтажа;

- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением.

Таким образом, если стоимость автоматической пожарной сигнализации с учетом вышеперечисленных расходов превысит 100,0 тысяч рублей, то расходы на ее приобретение, изготовление, разработку проектно-сметной документации не могут осуществляться за счет средств ОМС.

Может ли МО осуществлять расходы по приобретению ГСМ, оплате труда водителей из средств ОМС для транспортировки больных на процедуру гемодиализа?

В соответствии с п.4.1.1. Тарифным соглашением сфере ОМС Волгоградской области от 21.12.2017 в состав тарифа не включаются расходы МО на транспортировку больных на процедуру заместительной почечной терапии (гемодиализ).

Таким образом, расходы по приобретению ГСМ, оплате труда водителей из средств ОМС для транспортировки больных на процедуру гемодиализа будут рассматриваться ТФОМС, как нецелевое использование средств ОМС.

Возможно ли софинансирование расходов на приобретение основных средств стоимостью свыше 100,0 тысяч рублей за счет средств ОМС и других средств МО, при условии, что расходы за счет средств ОМС не превысят 100,0 тысяч рублей?

Вышеуказанная статья ограничивает размер стоимости единицы приобретаемого основного средства, а не размер осуществляемых расходов за счет средств обязательного медицинского страхования медицинской организацией на приобретение основного средства.

Таким образом, нормативные документы, регламентирующие деятельность в системе ОМС, не предусматривают возможность софинансирования расходов на приобретение дорогостоящих основных фондов стоимостью свыше 100 тысяч рублей за единицу средствами обязательного медицинского страхования.

Возможна ли оплата труда из средств ОМС консультаций врачей-психиатров, психотерапевтов, фтизиатров?

В соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона №326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы медицинской организации, связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), в том числе расходы на заработную плату, начисления на оплату труда.

Таким образом, если стандартом медицинской помощи по заболеванию, включенному в базовую программу обязательного медицинского страхования, предусмотрены консультации врачей-психиатров, психотерапевтов, фтизиатров, оплата предоставленных услуг возможна за счет средств обязательного медицинского страхования.

При этом, медицинские организации вправе заключать гражданско-правовые договоры непосредственно с медицинскими организациями на привлечение врачей-специалистов этих организаций, а не с физическим лицом.

Приобретение медицинских изделий, не указанных отдельной позицией в приложении № 5 к Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Волгоградской области медицинской помощи возможно в том случае, если их применение необходимо для оказания медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования.

Основное назначение территориальных фондов обязательного медицинского страхования — финансовое обеспечение базовой программы обязательного медицинского страхования в субъектах РФ в рамках ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования предназначен для обеспечения финансовой устойчивости всей системы обязательного медицинского страхования на основе выравнивания условий финансирования территориальных программ.

В рамках развития концепции перехода от финансирования затрат бюджетных учреждений (сметное финансирование) к финансированию услуг, которые те предоставляют населению (нормативно-подушевое финансирование), обязательное медицинское страхование рассматривается как преимущественный механизм финансирования здравоохранения. Участие страховых медицинских организаций (негосударственных институтов) и обеспечении государственных гарантий бесплатной медицинской помощи также отвечает перспективным направлениям совершенствования управления государственными и муниципальными финансами.

Программными документами на долгосрочную перспективу 1 (Концепция развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года, проект Бюджетной стратегии Российской Федерации до 2023 год) предусмотрен постепенный переход за счет увеличения объема средств, концентрируемых в фондах обязательного медицинского страхования, к одноканальному финансированию учреждений здравоохранения через систему обязательного медицинского страхования.

Доходы и расходы Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Доходная часть Федерального фонда обязательного медицинского страхования формируется за счет:

1) страховых взносов, уплачиваемых работодателями на обязательное медицинское страхование (до 2010 г. — единого социального налога и заменяющих его налогов в рамках специальных налоговых режимов);

2) трансфертов из федерального бюджета:

а) субсидий на обязательное медицинское страхование неработающих (детей;)

б) субсидий (до 2009 г. также субвенции), связанные с отдельными расходными обязательствами Российской Федерации и субъектов РФ в рамках социальной помощи),

в) дотаций на покрытие дефицита бюджета Фонда;

3) доходов от размещения временно свободных средств Фонда, включая средства нормированного страхового запаса 4 ;

4) добровольных взносов юридических и физических лиц;

5) других поступлений.

Структура доходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования постоянно менялась, так как начиная с 2005 г. в Фонд направлялись разные по составу и объему трансферты из федерального бюджета (на дополнительное лекарственное обеспечение, дополнительную оплату труда участковых врачей в рамках Национального проекта, на реализацию пилотного проекта, связанного с переходом на одноканальное финансирование и т.д.).

Наибольший удельный вес в расходах Федерального фонда обязательного медицинского страхования занимают дотации на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, включая использование средств нормированного страхового запаса. К расходам Фонда относится также трансферт Фонду социального страхования Российской Федерации.

За счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования финансируются также целевые программы оказания медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. Так, в 2002 г. была профинансирована целевая программа по охране материнства и детства.

Расходы на управление Фондом включают расходы на компьютеризацию системы обязательного медицинского страхования, мероприятия по подготовке и переподготовке кадров, научные исследования, проведение региональных совещаний и конференций, международное сотрудничество, информационно-публицистическую деятельность, содержание аппарата Фонда.

Доходы и расходы территориальных фондов обязательного медицинского страхования условно можно разделить на две группы:

1) финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования;

2) отдельные расходы, связанные с обязательствами Российской Федерации и субъектов РФ в сфере здравоохранения и социальной помощи.

Основную часть доходов территориальных фондов составляют страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающих граждан (до 2010 г. — поступления от единого социального налога и заменяющих его налогов), взносы на обязательное медицинское страхование неработающих граждан (они поступают из бюджетов субъектов РФ), а также трансферты из Федерального фонда обязательного медицинского страхования (субсидии на обязательное медицинское страхование детей, дотации на выполнение территориальной программы и др.). Структура доходов территориальных фондов дифференцирована по различным субъектам РФ в зависимости от структуры населения, экономической ситуации в регионе и соответственно объема трансфертов из Федерального фонда. В целом в доходах территориальных фондов обязательного медицинского страхования преобладают поступления от работодателей на обязательное медицинское страхование работающих граждан над поступлениями за неработающих. Недопоступление средств из бюджетов субъектов РФ приводит к дефициту территориальных программ обязательного медицинского страхования, который покрывается за счет дотаций из Федерального фонда. Чтобы увеличить объем поступлений на обязательное медицинское страхование, рассматриваются варианты введения минимального размера страхового взноса на обязательное медицинское страхование работающих и неработающих граждан.

Расходы территориальных фондов обязательного медицинского страхования связаны с финансированием территориальной программы обязательного медицинского страхования, включая расходы на ведение дела страховых медицинских организаций,
выполнение управленческих функций территориальными фондами (филиалами), на формирование нормированного страхового запаса; а также на финансирование отдельных мероприятий в области здравоохранения.

Основным направлением расходов территориальных фондов обязательного медицинского страхования являются расходы на финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования (до 92% общей суммы расходов). Территориальная программа обязательного медицинского страхования разрабатывается в соответствии с базовой программой, утвержденной Правительством РФ в составе Программы государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью. Предоставление средств из территориальных фондов обязательного медицинского страхования страховым медицинским организациям осуществляется на основе дифференцированных подушевых нормативов.

Управленческие расходы отдельных территориальных фондов обязательного медицинского страхования и их филиалов могут быть выше, чем в других субъектах РФ, если дирекции фондов непосредственно выполняют функции страховщиков.

Движение средств в системе обязательного медицинского страхования представлено на рис. 15.1. Суммы страховых взносов работодателей зачисляются на счет, открытый управлению Федерального казначейства. Управление Федерального казначейства платежными поручениями перечисляет средства на счета Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Средства территориальных фондов обязательного медицинского страхования формируются за счет поступлений из бюджетов субъектов РФ, а также дотаций из Федерального фонда обязательного медицинского страхования. В дальнейшем средства обязательного медицинского страхования поступают из территориальных фондов в страховые медицинские организации для оплаты фактически оказанной медицинской помощи застрахованным.


Рис. 15.7. Движение средств в системе обязательного медицинского страхования

(Материалы приведены на основании: А.Г. Грязнова. Е.В. Маркина Финансы. Учебник. 2-е изд. – М.:Финансы и статистика, 2012)

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является государственным, но не бюджетным фондом. Создан он был 1993 году для финансирования медицинского обслуживания граждан Российской Федерации, так как медицинское страхование в РФ является обязательным.

Содержание статьи:

Деятельность федеральный фонда обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, как было сказано выше, создан для обеспечения финансирования медицинского обслуживания граждан. Медицинское страхование является одной из форм социальной защиты граждан Российской Федерации, и с помощью ФОМС гражданам гарантируется право на бесплатную медицинскую помощь.

Основными задачами ФОМС, согласно утвержденному положению 24 февраля 1993 года и принятому уставу фонда, являются следующие:

  • Выравнивание условий работы территориальных ФОМС по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования.
  • Финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
  • Контроль над целевым использованием финансовых средств системы обязательного медицинского образования.

Источники формирования ФОМС

Как и любой фонд, ФОМС должен постоянно наполняться средствами для обеспечения гарантий медицинского обслуживания гражданам Российской Федерации. Наполнение фонда ОМС осуществляется по следующим статьям:

350x650_OSgfgr77Ub6MB6OjTAZX

  • Страховые взносы граждан на обязательное медицинское страхование.
  • Штрафы и пени за несвоевременное страхование.
  • Недоимки по взносам или налоговым платежам.
  • Доходы от временного размещения свободных средств.
  • Средства из Федерального бюджета, передаваемы в фонд ОМС в специально оговоренных законом случаях.

ФОМС находится в собственности государства и подчиняется Правительству РФ. Средства фонда являются внебюджетными, и не подлежат изъятию.

Кто является плательщиком страховых взносов в ФОМС РФ?

Плательщиком страховых взносов в фонд обязательного медицинского страхования являются:

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

  • Организации, начисляющие заработную плату сотрудникам или выплачивающие денежное вознаграждение подрядчикам (физическим лицам).
  • Индивидуальные предприниматели, которые начисляют заработную плату сотрудникам или выплачивающие денежное вознаграждение подрядчикам (физическим лицам).
  • Физические лица, не имеющие статуса ИП, которые выплачивают денежное вознаграждение подрядчикам (физическим лицам).
  • Индивидуальные предприниматели, которые занимаются частной практикой (нотариусы, адвокаты, врачи и т. д.).

Бывает так, что один и тот же человек подходит сразу по нескольким категориям плательщика. В таком случае, взносы нужно платить по каждому отдельному случаю.

Отчет о своевременной уплате страховых взносов в ФОМС следует подавать не позднее 15-ого числа второго месяца следующего отчетного периода. Если же последний день отчета попадает на выходной или праздник, отчет можно подать в первый рабочий день, следующий за ним. Просрочкой это считаться не будет.

Сколько процентов от дохода необходимо оплатить в ФОМС в 2014 году

Ставки страховых взносов в фонд обязательного медицинского страхования в Российской Федерации фиксированы и могут меняться только исходя из категории страхователя.

Ставка рассчитывается от общего дохода и становится льготной, если он превышает 624 тыс. рублей.

  • Все страхователи, доход которых не превышает 624 тыс. рублей – ставка 5,1% от дохода.
  • Все страхователи, доход которых превышает 624 тыс. рублей – ставка 0,0% от дохода.

Также законом предусмотрены сниженные ставки для отдельных категорий граждан.

Так, ставка в 3,7 % устанавливается для таких категорий:

Читайте также: