Из чего состоит католическое право

Обновлено: 25.06.2024

Каноническое право Католической церкви см. Каноническое право Католической Ч. Каноническое право (от,, "прямой измерительный род, правитель"); представляет собой свод постановлений и положений, изданных экклезиастической властью (церковным руководством), для правительства христианской организации или церкви и её членов. Это внутренний экклезиастический закон, или оперативная политика, регулирующая католическую церковь (как Латинскую церковь, так и Восточные католические церкви), восточные ортодоксы и восточные ортодоксы, а также отдельные национальные церкви в рамках Англиканского сообщества. То, как такое церковное право законодательно, толкуется и иногда выносится в судебном порядке, широко варьируется между этими четырьмя группами церквей. Во всех трёх титулах канон изначально был правилом, принятым церковным собором, эти каноны составляли основу канонического права.

Этимология

Греческий/, арабский/, rew/, 'прямой'; правило, код, стандарт или мера; корневой смысл во всех этих языках - 'тростник'; см. также романскоязычные анцесторы английского слова cane.

Каноны апостолов

Апостольские Каноны или Экклезиастические Каноны тех же Святых Апостолов - это сборник древних экклезиастических указов (в Восточной - пять, в Западной Церкви - пятьдесят), касающихся правительства и дисциплины Раннехристианской Церкви, инкорпорированных в Апостольские Конституции, которые являются частью Ант-Никейской Церкви. Существует очень ранняя между нормами, принятыми церковью, и законодательными мерами, принимаемыми государством, называемым leges, latin for laws.

Католическая церковь

Изображение страниц из Декретума Бурхарда Вормсского, книги канонического закона 11-го века. В Католической церкви каноническое право - это система законов и правовых принципов, составленная и осуществляемая иерархическими властями Церкви для регулирования ее внешней организации и управления и для упорядочения и направления деятельности Катхолиса на миссию Церкви.

В Латинской Церкви позитивные экклезиастические законы, основанные непосредственно или на непреложном дееспособном праве или естественном праве, имеют формальную власть в случае универсальных законов со стороны Верховного законодателя (т.е. Верховного Законодателя), который обладает всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти в своем лице, в то время как конкретные законы являются формальной властью со стороны законодателя или высшего законодателя. Собственно предметный материал канонов носит не просто докторский или моральный характер, а всепроникающий человеческое состояние, и поэтому выходит за рамки того, что принято за явленную истину.

Католическая церковь включает также пять основных обрядов (групп) церквей, которые полностью объединены со Святым Престолом и Латинской церковью:

    , которые включают Коптскую католическую церковь, Эритрейскую католическую церковь и Этиопийскую католическую церковь. , включающий маронитскую церковь, Сирийскую католическую церковь и Сиро-Маланкарскую католическую церковь. церковь, включающая армяно-католическую церковь. , которые включают Албанскую грекокатолическую церковь, Беларусскую грекокатолическую церковь, Булгарскую грекокатолическую церковь, Греко-католическую церковь Хорватии и Сербии, Греко-византийскую католическую церковь, Венгерскую греко-католическую церковь, Итало-албанскую католическую церковь, Македонскую грекокатолическуюгрекокатолическую церковь, греко-грекокатолическую церковь, греко-грекокатолическую церковь церковные обряды, которые включают Католическую церковь Чалдеан и Сиро-Малабарскую церковь.

Все эти церковные группы находятся в полном общении с Верховным и подчиняются Кодексу Канонов Восточных Церквей.

История, источники права и кодификации

Католическая церковь имеет то, что, как утверждают, является старейшей непрерывно функционирующей внутренней правовой системой в Западной Европе, гораздо позже, чем римское право, но до того, как стало известно о современных европейских гражданско-правовых системах. То, что некоторые могли бы охарактеризовать как "каноны", принятые Апостолами на Иерусалимском соборе в первом веке, впоследствии будет превращено в весьма сложную правовую систему, объединяющую в себе не только нормы Нового Завета, но и некоторые элементы Зревского (Ветхого Завета), римского, висиготского, саксонского и кельтского правовых .

Историю латинского канонического права можно разделить на четыре периода: jus antiquum, jus novum, jus novissimum и Кодекс канонического права. По отношению к Кодексу историю можно разделить на jus vetus (все законы до Кодекса) и jus novum (закон Кодекса, или jus codicis).

Каноническое право Восточных Католических Церквей, которые разработали некоторые различные дисциплины и практики, недооценивает свой собственный процесс кодификации, в результате чего Кодекс Канонов Восточных Церквей, провозглашенный в 1990 году Папой Римским Иоанном Павлом II.

Католическое каноническое право как правовая система

Римское каноническое право - это полностью развитая правовая система со всеми необходимыми элементами: судами, адвокатами, судьями, полностью сформулированным правовым кодексом, принципами правового толкования и coercyve penalties, хотя в большинстве светских юрисдикций ему не хватает силы. Одним из примеров того, когда она ранее не применялась, является английская правовая система, а также системы, такие как США, которые от нее. Здесь преступники могли претендовать на благо духовенства. Быть в святом порядке или обманным путем заявлять о себе означало, что преступники могут быть осуждены экклезиастическими, а не светскими судами. Экклезиастические суды в целом были более мягкими. При Тюдорах сфера клерикальной выгоды неуклонно сокращалась Генрихом VII, Генрихом VIII и Елизаветой I. Ватикан оспаривал светскую власть над уголовными преступлениями священников, и это в свою очередь способствовало английской Реформации. Польза духовенства была изъята из английских правовых систем в течение последующих 200 лет, хотя она всё ещё имела место в Южной Каролине в 1827 году. В английском праве использование этого механизма, который к тому моменту был юридической фикцией, используемой для первых преступников, было нарушено Законом об уголовном праве 1827 года.

Структура, которую обеспечивает полностью развитый Римский закон, является вкладом в Каноническое право. Учеными степенями в каноническом праве являются J.C.B. (Juris Canonici calaure , канонического права, обычно принимаемый за степень);, J.C.L. (Juris Canonici Licenti , Licentiate of Canon Law) и J.C.D. (Juris CanCanonici Cand). Из-за своего специализированного характера передовые степени по гражданскому праву или теологии являются нормальными пререквизитами для изучения канонического права.

Большая часть законодательного стиля была адаптирована из Кодекса римского права Юстея. В результате римские экклезиастические суды склонны следовать римскому правовому стилю континентальной Европы с некоторой вариацией, коллекционировать панели судей и следственную форму, называемую "inquisitorial", от латинского "inquirere", чтобы покорить. Это противоречит нетрадиционной форме, встречающейся в системе общего права английского и американского права, в которой фигурируют такие вещи, как присяжные и одиночные судьи.

Институты и практика канонического права совпадали с правовым развитием большей части Европы, и, следовательно, как современное гражданское право, так и общее право оказывают влияние канонического права. Эдсон Луиз Жель, бразилианский эксперт по каноническому праву, говорит, что каноническое право содержится в генезисе различных норм гражданского права, таких как право в странах континентальной Европы и Латинской Америки. Еэль, что каноническое право имеет значительное влияние в современном обществе.

Каноническая юрисдикционная теория в целом следует принципам аристотелево-зистической юридической философии. В то время как термин "закон" в Кодексе никогда четко не определяется, Катехизис Католической Церкви называет Аквину, определяя закон как ". закон разума для общего блага, пропагандируемый тем, кто руководит общиной", и переформулирует его как ". правило поведения, введенное компетентным органом во имя общего блага".

Кодекс восточных церквей

Закон восточных церквей в полном общении с римским папством находился во многом в том же состоянии, что и латинская или западная церковь до 1911 года; гораздо большее разнообразие в законодательстве в различных восточных католических церквях. У каждого был свой специальный закон, в котором до сих пор важную роль играл обычай. Однако одно из основных различий в Восточной Европе, особенно в христианских церквях Ортодокса, касалось диворса. Диворс начал медленно допускаться в определенных случаях, таких как совершаемые совершеннолетия, злоупотребления, оставление, импотенция и барренесса, которые являются основными проявлениями диворса. В конце концов церковь стала разрешать повторный брак (для обоих супругов) после развода. В 1929 году Пий XI сообщил Восточной Церкви о своем намерении разработать Кодекс для всей Восточной Церкви. Публикация этих кодексов для восточных церквей, касающихся права лиц, была произведена в период с 1949 по 1958 год, но завершена почти 30 лет спустя.

Первый Кодекс канонического права (1917г.) был почти для Латинской церкви, с крайне ограниченным применением к восточным церквям. После Второго совета Ватибана (1962 - 1965) специально для римского обряда в 1983 году вышло ещё одно издание. Совсем недавно, в 1990 году, Ватибан выпустил Кодекс Канонов Восточных Церквей, который стал первым кодексом Восточнокатолического канонического права.

Восточная Ортодоксская церковь

Англиканское причастие

В англиканской церкви экклезиастические суды, которые формально решали многие вопросы, такие как споры, касающиеся брака, диворса, виллов и диффамации, по-прежнему обладают юрисдикцией в отношении некоторых вопросов, связанных с церковью (например, дисциплина священнослужения, изменение церковной собственности и вопросы, связанные с церковными дворами). Их отдельный статус восходит к 12 веку, когда норманны откололи их от смешанных светских/религиозных уездов и местных судов, используемых саксонами. В отличие от других судов Англии, закон, используемый в экклезиастических вопросах, по крайней мере частично является системой гражданского права, а не общего права, хотя и строго регулируется парламентскими уставами. Со времён Реформации экклезиастические суды в Англии были королевскими дворами. Преподавание канонического права в Оксфордском и университетах было отменено Генрихом VIII, после чего в экклезиастических судах прошли подготовку по гражданскому праву, получив степень доктора гражданского права (D.C.L.) в Оксфорде, или степень доктора права (LL.D.) в |. Такие юристы (называемые "врачами" и " ans"); были сосредоточены на "Doctors Commons", нескольких улицах к югу от собора Святого Павла в Лондоне, где они монопольно рассматривали дела о пробате, браке и адмиралтействе до тех пор, пока их юрисдикция не была удалена в суды общего права в середине XIX века.

Другие церкви Англиканского сообщества по всему миру (например, Церковь Эпизодкопал в США и Англиканская церковь Канады) по-прежнему функционируют в рамках своих собственных частных систем канонического права.

В 2002 году на консультативном совещании юрисконсультов в Кантербери был сделан вывод: (1) Существуют принципы канонического права, общие для церквей в рамках Англиканского сообщества; (2) Их существование может быть фактически установлено; (3) Каждая провинция или церковь вносит свой вклад через свою собственную правовую систему в принципы канонического права, общие в рамках сообщества; (4) эти принципы имеют сильную непреходящую силу и являются основополагающими принципами для самосознания каждого члена;

Пресбитерианская и реформатская церкви

См. также: Presbyterian polity. в пресбитерианских и реформатских церквях каноническое право известно как "практика и процедура" или "церковный порядок", и включает законы церкви, касающиеся ее правительства, дисциплины, юридической практики и поклонения.

Римское каноническое право было засвидетельствовано пребитерианами еще в 1572 году в принятии в парламент. Протест был сосредоточен на стандартной защите того, что каноническое право может быть сохранено до тех пор, пока оно не противоречит гражданскому праву. По словам Полли Ха, Реформатское церковное правительство опровергло это, утверждая, что епископы применяли каноническое право в течение 1500 лет.

Херанство

"Книга Согласия" - историческое докторское заявление Херанской церкви, из десяти доверительных документов, признанных авторитетными в Херанстве с 16 века. Однако Книга Согласия - это документ конфессии (stating orthodox f), а не книга экклезиастических правил или дисциплины, подобно каноническому праву. Каждая Херан национальная церковь устанавливает свою собственную систему церковного порядка и дисциплины, хотя они называются "канонами".

Объединённая церковь

Книга дисциплин содержит законы, правила, политику и руководящие принципы для Объединённой церкви. Его последнее издание вышло в 2016 году.

Содержание

Католические церкви

В Католической церкви существуют несколько обрядов: латинский обряд, другие западные обряды и восточные литургические обряды. Видимым главой Католической Церкви является Папа Римский, возглавляющий Святой Престол и государство-город Ватикан в Риме. Старокатолики откололись от Католической церкви вследствие непринятия решений Первого Ватиканского собора. Кроме того, существует большое число маргинальных группировок, называющих себя католиками, но непризнаваемых в качестве таковых Святым Престолом.

История

Распространение


Католическая церковь — крупнейшая (по числу верующих) ветвь христианства. По данным на 2004 год, в мире насчитывалось 1,086 млрд католиков. Их число постоянно увеличивается за счёт роста числа верующих в Азии, Америке и Африке.

Католицизм исповедуют почти во всех странах мира. Он является основной религией во многих европейских странах (Франция, Италия, Испания, Португалия, Австрия, Бельгия, Литва, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Словения, Хорватия, Ирландия, Мальта и др.). Всего в 21 государстве Европы католики составляют большинство населения, в Германии, Нидерландах и Швейцарии — половину.

В Западном полушарии католицизм распространён во всей Южной и Центральной Америке, в Мексике, на Кубе, в Канаде и США.

В Африке проживают по разным оценкам от 110 до 175 миллионов католиков [1] .

До 1917 года в Российской империи, по официальным сведениям, проживало более 10 млн католиков (в основном в Царстве Польском). Согласно переписи населения 1897 года общее число римо-католиков составляло 11 миллионов 468 тысяч человек [2] . В современной России (2005) существует около 300 приходов Римско-католической церкви. Оценки общего числа католиков в России разнятся от 200 тысяч до полутора миллионов человек. Справочник catholic-hierarchy приводит цифру в 785 тысяч [3]

Греко-католицизм (или католицизм византийского обряда) распространён среди албанцев, белорусов, словаков, венгров, румын, украинцев, закарпатских русинов и мелькитов Сирии, Ливана и США; а также отчасти среди греков, болгар, хорватов и русских. Католики других восточных обрядов проживают в Индии, на Ближнем Востоке, Египте, Эфиопии, Эритрее, Ираке и в диаспоре.

Доктрина

Вероучение базируется на Библии и Священном Предании, которое включает в себя постановления Вселенских Соборов. Базовые положения вероучения изложены в Катехизисе Католической Церкви, каноническое право систематизировано и изложено в Кодексе канонического права.

В Католической церкви существует семь таинств:


Вероучение Католической Церкви имеет ряд доктринальных положений, которые отличают её от учения других христианских конфессий:

  • догмат о Непорочном зачатииДевы Марии (в отличие от православия и протестантизма) и догмат о Её телесном вознесении (в отличие от протестантизма);
  • учение о чистилище (в отличие от православия и протестантизма);
  • широкое почитание Девы Марии (hyperdulia) (в отличие от протестантизма);
  • почитание мучеников, святых и блаженных при различии между поклонением, подобающим одному лишь Богу (latria), и почитанием святых (dulia) (в отличие от протестантизма);
  • утверждение монархической власти Римского епископа над всею Церковью как преемника апостола Петра;
  • централизованность церковной организации (схожая черта с некоторыми протестантскими движениями), в отличие от автокефальности (автономии) православных поместных церквей; утверждение монархического главенства Римского епископа над Церковью как преемника апостола Петра;
  • безошибочность учительства Папы Римского в вопросах веры и нравственности, провозглашаемого ex cathedra (см. Догмат о папской безошибочности);
  • нерасторжимость таинства брака; существует лишь возможность признания недействительности брака.

Особенности латинского обряда

Структура

Высшей, полной, непосредственной, вселенской и ординарной властью в Католической церкви обладает Папа Римский. [4] Совещательными органами при папе являются коллегия кардиналов и синод епископов. Административный аппарат Церкви называется Римская курия, в состав которой входят конгрегации, суды и другие учреждения. Епископская кафедра папы вместе с курией формируют Святой Престол, располагающийся в независимом государстве Ватикан. Святой Престол является объектом международного права.

Основной отдельной территориальной единицей является епархия, возглавляемая епископом. Некоторые важные епархии исторически носят название архиепархий. К епархиям приравнены другие разновидности территориальных единиц:

В Восточно-католических церквях существуют, кроме того, экзархаты.

Несколько епархий (и архиепархий) могут составлять митрополию или церковную провинцию. Центр митрополии обязательно совпадает с центром архиепархии, таким образом митрополит в Католической церкви обязательно является архиепископом. В некоторых странах (Италия, США и др.) митрополии объединены в церковные регионы. Епископы большинства стран объединены в конференцию епископов, обладающую большими полномочиями в организации церковной жизни страны.

Епархии состоят из приходов, которые возглавляют приходские настоятели, подчинённые епископу. Настоятелю в приходе могут помогать другие священники, называемые викарными. Иногда рядом расположенные приходы объединяются в деканаты.

Особую роль в католической церкви играют так называемые институты посвящённой Богу жизни, то есть монашеские ордена и конгрегации; а также общества апостольской жизни мирян. Институты посвящённой жизни имеют собственные уставы (утверждаемые Папой), их территориальная организация не всегда соотносится с церковным епархиальным устройством. Местные единицы монашеских орденов и конгрегаций иногда подчиняются местным епархиальным епископам, а иногда непосредственно Папе. Ряд орденов и конгрегаций имеют единоличного главу (Генерал ордена, генеральный настоятель) и чёткую иерархическую структуру; другие представляют собой объединение полностью автономных общин.

В клир входят только мужчины. Различают белое духовенство (состоящее из священников, обслуживающих приходские храмы) и чёрное духовенство (монашество). Духовенство составляет три степени священства: диакон, священник (иерей) и епископ (архиерей).

Церковнослужители (служители Церкви не посвящённые в сан в ходе таинства священства) имеют две степени — аколиты и чтецы — и не относятся к клиру.

До II Ватиканского собора к клиру причисляли и церковнослужителей. Весь клир делился на высших чинов (ordines maiores) — епископов, пресвитеров, диаконов и субдиаконов и малых чинов (ordines minores) — остиариев, певчих, чтецов, экзорцистов и аколитов.

Целибат обязателен для священников и епископов латинского обряда. В XX веке восстановлен институт постоянного диаконата, для постоянных диаконов целибат не обязателен, однако священником такой диакон стать уже не сможет. В восточных обрядах безбрачие обязательно только для епископов.

Богослужение

Преобладающим обрядом в Католической церкви является латинский или римский, распространённый по всей планете.

Прочие Западные обряды ограничены территориальными рамками или рамками монашеских орденов. В северо-западной Ломбардии, кроме города Монца, около 5 миллионов человек практикуют амвросианский обряд, в городе Брага (Португалия) — брагский обряд, а в городе Толедо (Испания) — мосарабский обряд, в которых есть ряд отличий от литургии римского обряда. Восточные обряды употребляются в богослужении Восточно-католических церквей.

Характерные черты богослужения в латинском обряде

Подробнее смотри статьи: Месса, Литургия часов


Богослужение до Второго Ватиканского собора традиционно совершалось на латинском языке. После данного собора совершается также и на национальных языках.

Литургия латинского обряда, месса — главное богослужебное действие, на котором совершается таинство евхаристии. Состоит из Литургии Слова (главный элемент которой — чтение Библии) и Евхаристической Литургии. Причащение в латинском обряде в Средние века осуществлялось под одним видом для мирян и под двумя видами для священнослужителей. После Второго Ватиканского собора всё большее распространение получает практика причащения под двумя видами и мирян. Для таинства используется пресный хлеб — хостия.

Ежедневное чтение Литургии часов (бревиария) обязательно для священнослужителей и монашествующих. Миряне могут использовать бревиарий в своей личной религиозной практике.

Внелитургические богослужения включают в себя пассийные службы, в том числе Крестный путь, поклонение Святым Дарам, молитвенные процессии, храмовое общинное чтение молитв (главным образом, Розария) и т. д.


Краткая история католицизма

Все христиане делятся на три основных конфессии, так сказать формы служения Богу — православие, католицизм и протестантизм.

Еще позже, в 16 веке католицизм раскололся на католиков и протестантов под влиянием учения Мартина Лютера.

Сами католики отличаются обрядом литургии: есть римский, византийский и другие. Но отличительной особенностью католической церкви является вера в единую Вселенскую церковь, с Папой Римским во главе.

Основы католицизма

Основой католической церкви является Символ веры и христианские догматы:

Флиокве – это догмат о том, что Святой Дух исходит и от Бога Отца и от Бога Сына.

Целибат – это догмат о безбрачии священников и монахов.

Чистилище – догмат о месте между адом и раем, где можно искупить свои грехи.

Догмат о непорочном зачатии девы Марии и о её телесном вознесении. (Православные тоже верят, что Мария на небесах душой и телом, но это не является догматом православной церкви. Непорочное зачатие девы Марии православная церковь не признает.)

Во главе всей католический церкви стоит Папа Римский. Католическая церковь - церковь единая, все ее представительства в разных странах считаются частью одной церкви и подчиняются Папе Римскому.

Важная особенность католицизма заключается в том, что католики не считают Папу - святым. Непогрешимыми считаются только его высказывания и решения относительно веры и церкви, но к лику святых его не причисляют только потому, что он был избран на эту должность.

Католики очень любят и ценят Папу и он отвечает им тем же, подавая собой пример, как истинный верующий. Чего только стоят появляющиеся постоянно в новостях сюжеты о том, как Папа Римский моет ноги заключенным. Или помогает беженцам.

Какие страны исповедуют католицизм

Вообще в мире живет более миллиарда католиков. Католицизм — одна из самых больших христианских конфессий.

Больше всего католиков в Бразилии, Мексике, Сша и Индии. Католицизм присутствует на всех континентах и даже Россия имеют свои католические приходы и последователей.

Отличия католицизма от православия

Не смотря на то, что и католики и православные - христиане, некоторые различия все таки есть:

Самое важное из них - это вера в Святого духа, который исходит и от Бога Отца и от Сына. Католическая церковь ставит это в основу Символа Веры, в отличие от православной, которая исповедует, что Дух Святой исходит только от Отца.

Католическая церковь не допускает разводов, таинство брака совершается один раз и на всю жизнь. Православная церковь в некоторых случаях разводы допускает.

Также католическая церковь не допускает брака для священников. Человек может принять за свою жизнь только одно таинство - или таинство брака, или таинство священнослужения.

Исключения допускаются, если все обязательства перед браком уже человеком выполнены и долг перед семьей погашен (человек овдовел, дети выросли и сами себя обеспечивают) и он ощущает истинное призвание в служении Богу - тогда возможно принятие таинства священства либо монашеский постриг.

Католическая церковь исповедует чистилище. Это место или состояние души, в котором она находится в стадии очищения от грехов перед тем, как попасть в рай. В православном учении такого места у души нет (но есть понятие - мытарства души).

Первое причастие. В католичестве крещение ребенка может происходить сразу, а вот первое причастие дети принимают в возрасте 7-10 лет. Это отдельное праздничное событие, перед которым малыш должен пройти первую исповедь. В православии принимать причастие можно сразу после крещения.

Кроме этого есть еще отличия в формах литургического служения. Мы собрали для вас ответы на простые вопросы про католиков, которые объяснят причину очевидных различий:


11 февраля патриарх Московский и всея Руси Кирилл начинает свой первый пастырский визит в страны Латинской Америки, который продлится до 22 февраля и охватит Кубу, Бразилию и Парагвай. 12 февраля в международном аэропорту имени Хосе Марти кубинской столицы глава РПЦ встретится с папой римским Франциском, который сделает остановку на пути в Мексику.Готовившаяся 20 лет встреча предстоятелей Русской православной и Римско-Католической церквей пройдет впервые. Как отметил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, предстоящая историческая встреча вызвана необходимостью совместных действий в вопросах помощи христианским общинам стран Ближнего Востока."Хотя многие проблемы между Русской православной церковью и Римско-Католической церковью остаются неразрешенными, защита ближневосточных христиан от геноцида - тот вызов, который требует срочных совместных усилий", - сказал Легойда. По его словам, "исход христиан из стран Ближнего Востока и Северной Африки - катастрофа для всего мира".

Какие же проблемы между Русской православной церковью и Римско-Католической церковью остаются неразрешенными?

Католики о православии и католицизме

Суть католического ответа на вопрос о различиях между католиками и православными сводится к следующему:

Католики – это христиане. Христианство делится на три основных направления: католичество, православие и протестантизм. Но не существует единой Протестантской Церкви (протестантских деноминаций в мире несколько тысяч), а Православная Церковь включает в себя несколько независимых друг от друга Церквей. Так, кроме Русской Православной Церкви (РПЦ), есть Грузинская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь, Румынская Православная Церковь и т.д. Управляются Православные Церкви патриархами, митрополитами и архиепископами. Не все Православные Церкви имеют общение друг с другом в молитвах и таинствах (что необходимо для того, чтобы отдельные Церкви были частью единой Вселенской Церкви согласно катехизису митрополита Филарета) и признают друг друга истинными церквями. Даже в самой России Православных Церквей несколько (сама РПЦ, Русская Зарубежная Православная Церковь и т.д.). Из этого следует, что мировое православие не имеет единого руководства. Но православные считают, что единство Православной Церкви проявляется в едином вероучении и во взаимном общении в таинствах.

Католичество - это одна Вселенская Церковь. Все ее части в разных странах мира находятся в общении между собой, разделяют единое вероучение и признают Папу Римского своим главой. В Католической Церкви есть деление на обряды (общины внутри Католической Церкви, отличающиеся друг от друга формами литургического поклонения и церковной дисциплиной): римский, византийский и др. Поэтому есть католики римского обряда, католики византийского обряда и т.д., но все они являются членами одной Церкви.

Католики об отличиях католической и православной церквей

1) Первое отличие между Католической и Православной Церквями состоит в различном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви – Папе;


2) Католическая Церковь отличается от Православной Церкви своим пониманием вселенскости или кафоличности. Православные утверждают, что Вселенская Церковь "воплощена" в каждой поместной Церкви, возглавляемой епископом. Католики добавляют, что эта поместная Церковь должна иметь общение с поместной Римско-католической Церковью, чтобы принадлежать к Вселенской Церкви.


4) Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает;

5) Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище. Это состояние душ после смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему. В православном учении чистилища нет (хотя есть нечто похожее - мытарства). Но молитвы православных за умерших предполагают, что есть души, находящиеся в промежуточном состоянии, для которых еще есть надежда попасть в рай после Страшного Суда;


6) Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди;

7) Католический догмат о взятии Марии на небеса телом и душой является логическим продолжением предыдущего догмата. Православные тоже верят в то, что Мария на Небесах пребывает душой и телом, но догматически это в православном учении не закреплено.


8) Католическая Церковь приняла догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства Папы;

9) В Православной Церкви главенствует один обряд. В Католической Церкви этот обряд, возникший в Византии, называется византийским и является одним из нескольких. В России более известен римский (латинский) обряд Католической Церкви. Поэтому часто за различия между РПЦ и Католической Церковью ошибочно принимают различия между литургической практикой и церковной дисциплиной византийского и римского обрядов Католической Церкви. Но если православная литургия сильно отличается от мессы римского обряда, то на католическую литургию византийского обряда очень похожа. И наличие в РПЦ женатых священников тоже отличием не является, так как они есть и в византийском обряде Католической Церкви;

10) Католическая Церковь провозгласила догмат о безошибочности Папы Римского в вопросах веры и морали в тех случаях, когда он в согласии со всеми епископам утверждает то, во что Католическая Церковь уже верила в течение многих веков. Православные верующие считают, что безошибочными являются лишь решения Вселенских Соборов;

11) Православная Церковь принимает решения только первых семи Вселенских Соборов, в то время как Католическая Церковь руководствуется решениями 21 Вселенского Собора, последним из которых был Второй Ватиканский Собор (1962-1965).

Следует заметить, что Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви - истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.

Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа. Когда-то человеческие ошибки и предубеждения нас разъединили, но до сих пор вера в одного Бога нас объединяет .

Православный взгляд на православие и католицизм, их общность и различия

"Немалое число общин отделилось от полного общения с Католической Церковью, иногда не без вины людей: и с той, и с другой стороны. Однако тех, кто рождается ныне в таких Общинах и исполняется веры во Христа, нельзя обвинять в грехе разделения, и Католическая Церковь приемлет их с братским уважением и любовью. Ибо те, кто верует во Христа и должным образом принял крещение, находятся в известном общении с Католической Церковью, пусть даже неполном. Тем не менее, оправдавшись верой в крещении, они сочетаются Христу и, следовательно, по праву носят имя христиан, а чада Католической Церкви с полным основанием признают их братьями в Господе".


Диалог с Римско-Католической Церковью строился и должен строиться в будущем с учётом того основополагающего факта, что она является Церковью, в которой сохраняется апостольское преемство рукоположений. В то же время, представляется необходимым принимать во внимание характер развития вероучительных основ и этоса РКЦ, нередко шедшего вразрез с Преданием и духовным опытом Древней Церкви.

Основные расхождения в догматике

Триадологические:

• Православие исповедует два различных образа бытия Святой Троицы: бытие Трех Лиц в Сущности и Их проявление в энергии. Римо-католики, как и Варлаам Калабрийский (противник св. Григория Паламы), считают энергию Троицы тварной: купина, слава, свет и огненные языки Пятидесятницы полагаются ими тварными символами, которые, однажды зародившись, затем перестают существовать.

• Западная Церковь считает благодать следствием Божественной Причины, подобным акту творения.

• Святой Дух в римо-католицизме трактуется как любовь (связь) между Отцом и Сыном, между Богом и людьми, в то время как в Православии любовь есть общая энергия всех Трех Лиц Святой Троицы, иначе Святой Дух терял бы ипостасный облик при Его отождествлении с любовью.


Мариологические:

• Православие отвергает догмат о непорочном зачатии Девы Марии.

• В католицизме значение догмата имеет гипотеза о непосредственном творении душ Богом, что служит опорой для догмата о непорочном зачатии.

• Православие отвергает также католический догмат о телесном вознесении Богородицы.

Прочие:

• Православие признает Вселенскими семь Соборов, прошедших до великой схизмы, католицизм признает Вселенскими двадцать один Собор, в том числе проходившие после великой схизмы.

• Православие отвергает догмат о непогрешимости (безошибочности) Римского папы и его главенство над всеми христианами.

• Существующее в православии учение о мытарствах отсутствует в католицизме.

При некоторой нечеткости в определении окончательной позиции к этой проблеме, просматриваются два аспекта, характерных для православной интерпретации проблемы: тождественность церковного сознания (Церковь знает истину не меньше и не иным образом, чем знала ее в древние времена; догматы понимаются просто как осмысление того, что существовало в Церкви всегда, начиная с апостольского века) и обращение внимания к вопросу о природе догматического знания (опыт и вера Церкви шире и полнее ее догматического слова; о многом Церковь свидетельствует не в догматах, но в образах и символах; Предание во всей его полноте является гарантом свободы от исторической случайности; полнота Предания не зависит от развития догматического сознания; напротив, догматические определения являются только частичным и неполным выражением полноты Предания).

В православии существуют две точки зрения на католиков.

• Первая считает католиков еретиками, исказившими Никео-Константинопольский символ веры (путём добавления (лат. filioque).

• Вторая — схизматиками (раскольниками), отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви.

Католики, в свою очередь, считают православных схизматиками, отколовшимися от Единой, Вселенской и Апостольской Церкви, но не считают их еретиками. Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви — истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.

Некоторые различия между византийским и латинским обрядом

Существуют обрядовые различия между наиболее распространённым в православии византийским литургическим обрядом и наиболее распространённым в Католической церкви латинским обрядом. Однако обрядовые различия, в отличие от догматических, не носят принципиального характера — существуют католические церкви, использующие византийскую литургию в богослужении (см. Грекокатолики) и православные общины латинского обряда (см. Западный обряд в православии). Различные обрядовые традиции влекут за собой различные канонические практики:

В латинском обряде распространено совершение крещения путём окропления, а не погружения. Немного отличается крещальная формула.




Окропительное крещение пришло к нам из католичества.

В западном обряде для таинства исповеди широко распространены конфессионалы, отсутствующие в византийском.

В православных и грекокатолических храмах алтарь, как правило, отделён от средней части храма иконостасом. В латинском обряде алтарём именуется сам престол, расположенный, как правило в открытом пресвитерии (но может сохраняться алтарная преграда, ставшая прообразом православных иконостасов). В католических храмах отступления от традиционной ориентации алтаря на восток значительно чаще, чем в православных.

В латинском обряде долгое время вплоть до II Ватиканского собора было широко распространенно причастие мирян под одним видом (Телом), а священнослужителей под двумя видами (Телом и Кровью). После II Ватиканского собора вновь распространилось причастие мирян под двумя видами.

В восточном обряде детей начинают причащать с младенчества, в западном к первому причастию подходят только в возрасте 7-8 лет.

В западном обряде Литургия совершается на пресном хлебе (Гостия), в восточной традиции на квасном хлебе (Просфора).

Крестное знамение у православных и грекокатоликов совершается справа налево, и слева направо у католиков латинского обряда.

У западных и восточных священнослужителей различаются богослужебные облачения.

В латинском обряде священник не может быть женатым (за исключением редких, особо оговорённых случаев) и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия, в восточном (как для православных, так и для грекокатоликов) целибат обязателен только для епископов.

Великий пост в латинском обряде начинается с пепельной среды, а в византийском с чистого понедельника. Рождественский пост (в западном обряде — Адвент) имеет разную продолжительность.


Вместе с отличиями, между богослужениями византийского и латинского обряда существует соответствие, внешне скрытое за различными названиями, принятыми в Церквях:

В православии и католичестве расходятся взгляды на вопрос о расторжимости церковного брака: католики считают брак принципиально нерасторжимым (при этом заключённый брак может быть признан недействительным в результате открывшихся обстоятельств, служащих каноническим препятствием законному браку), согласно православной точки зрения, супружеская измена разрушает брак по факту, что даёт возможность невиновной стороне вступить в новый брак.

В католичестве и православии существуют праздники, отсутствующие в другой конфессии: праздники Сердца Иисуса, Тела и Крови Христовых, Непорочного Сердца Марии и др. в католичестве; праздники Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы, Происхождения честных древ Животворящего Креста и др. в православии. Следует иметь в виду, что, например, ряд праздников, считающихся значимыми в Русской Православной Церкви, отсутствуют в других поместных православных церквях (в частности, Покрова Пресвятой Богородицы), причём некоторые из них имеют католическое происхождение и переняты уже после раскола (Поклонение честным веригам Апостола Петра, Перенесение мощей святителя Николая Чудотворца).

Православные не совершают коленопреклонения в воскресение, а католики совершают.


Православное духовенство, преимущественно, носит бороду. Католическое духовенство, как правило, безбородо.

В православии усопшие особо поминаются на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти (первым днём принимается сам день кончины[20]), в католицизме — на 3-й, 7-й и 30-й день.

Читайте также: