Из чего складывается социальная защита граждан пострадавших в чрезвычайных ситуациях

Обновлено: 19.05.2024

О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (с изменениями и дополнениями)

Принят
Государственной Думой
11 ноября 1994 года

(в ред. Федеральных законов от 28.10.2002 N 129-ФЗ,
от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 04.12.2006 N 206-ФЗ,
от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 30.10.2007 N 241-ФЗ,
от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 07.05.2009 N 84-ФЗ,
от 25.11.2009 N 267-ФЗ, от 19.05.2010 N 91-ФЗ,
от 27.07.2010 N 223-ФЗ, от 28.12.2010 N 412-ФЗ,
от 29.12.2010 N 442-ФЗ, от 01.04.2012 N 23-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее — население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее — территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее — чрезвычайные ситуации).
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее — организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

Предупреждение чрезвычайных ситуаций — это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

Ликвидация чрезвычайных ситуаций — это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

Зона чрезвычайной ситуации — это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций — это определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы чрезвычайной ситуации и возникновения чрезвычайной ситуации порядок организации деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. (часть шестая введена Федеральным законом от 01.04.2012 N 23-ФЗ)

Уровень реагирования на чрезвычайную ситуацию (далее — уровень реагирования) — это состояние готовности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к ликвидации чрезвычайной ситуации, требующее от органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации. (часть седьмая введена Федеральным законом от 01.04.2012 N 23-ФЗ)

Статья 2. Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
(в ред. Федерального закона от 07.05.2009 N 84-ФЗ)

Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
(в ред. Федерального закона от 19.05.2010 N 91-ФЗ)

Статья 3. Цели настоящего Федерального закона

Целями настоящего Федерального закона являются:

  • предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
  • снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
  • ликвидация чрезвычайных ситуаций;
  • разграничение полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций между федеральными органами исполнительной власти,
  • органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями. (абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Не связанные с перечисленными в части первой настоящей статьи целями отношения по восстановлению территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, настоящим Федеральным законом не регулируются.

Статья 4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 206-ФЗ)

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
(в ред. Федерального закона от 19.05.2010 N 91-ФЗ)

Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

  • разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах;
    (в ред. Федерального закона от 19.05.2010 N 91-ФЗ)
  • осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
  • обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, в том числе организация разъяснительной и профилактической работы среди населения в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций на водных объектах;
    (в ред. Федерального закона от 19.05.2010 N 91-ФЗ)
  • организация своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в местах массового пребывания людей;
  • прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
  • создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • ликвидация чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
  • реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
  • международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах.
    (в ред. Федерального закона от 19.05.2010 N 91-ФЗ)

Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.

Статья 4.1. Функционирование органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(введена Федеральным законом от 01.04.2012 N 23-ФЗ)

1. Органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме:

  • повседневной деятельности — при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;
  • повышенной готовности — при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
  • чрезвычайной ситуации — при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.

2. Порядок организации деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, определяются Правительством Российской Федерации.

3. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в зависимости от последствий чрезвычайной ситуации, привлекаемых к предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации, а также других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, устанавливается один из следующих уровней реагирования:

  • объектовый уровень реагирования — решением руководителя организации при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории данной организации;
  • местный уровень реагирования:
    • решением главы поселения при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территорию одного поселения;
    • решением главы муниципального района при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает межселенную территорию, либо территории двух и более поселений, либо территории поселений и межселенную территорию, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории одного муниципального района;
    • решением главы городского округа при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории городского округа;
    • решением должностных лиц, определяемых законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, при ликвидации чрезвычайной ситуации на внутригородских территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

    4. Решением Президента Российской Федерации при ликвидации чрезвычайной ситуации с привлечением в соответствии с законодательством Российской Федерации сил и средств федеральных органов исполнительной власти, в том числе специально подготовленных сил и средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, устанавливается особый уровень реагирования.

    5. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций орган государственной власти или должностное лицо, определенные пунктами 3 и 4 настоящей статьи, может определять руководителя работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

    • ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации;
    • определять порядок разбронирования резервов материальных ресурсов, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением государственного материального резерва;
    • определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;
    • приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории;
    • осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.

    Статья 5. Определение границ зон чрезвычайных ситуаций

    Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.

    Статья 6. Гласность и информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

    Информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.

    Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.
    (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 206-ФЗ)

    Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Порядок обеспечения населения, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций устанавливается законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

    Статья 7. Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

    Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

    Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.
    (в ред. Федерального закона от 19.05.2010 N 91-ФЗ)

    Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.
    (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 19.05.2010 N 91-ФЗ)

    Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

    Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом. (часть пятая введена Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    Методические рекомендации по вопросам предоставления мер государствен-ной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации

    Методические рекомендации подготовлены Главным юридическим управлением Губернатора и Правительства края.

    1. Предоставление мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации (далее – ЧС), проживавшим в утраченных или поврежденных жилых помещениях.

    Согласно указанным в настоящем пункте федеральным и краевым нормативным правовым актам право на получение мер социальной поддержки имеют граждане и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие на день объявления ЧС в утраченном (поврежденном) жилом помещении и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания.

    Таким образом, условиями получения вышеуказанных мер социальной поддержки являются:

    - утрата (повреждение) жилого помещения, принадлежавшее гражданину на праве собственности, либо жилого помещения, находившегося в краевой государственной собственности, предоставленного по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения;

    - отсутствие у собственника утраченного или поврежденного жилого помещения другого жилья, пригодного для проживания. Факт наличия у гражданина жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение), не признанного в установленном порядке непригодным для проживания, исключает возможность предоставления ему указанных мер социальной поддержки.

    В отношении реализации прав граждан, имеющих на праве долевой собственности жилые помещения, пригодные для проживания, необходимо также иметь в виду следующее.

    Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников. Участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации (ст. 247 Гражданского кодекса Российской Федерации).

    Поэтому участник долевой собственности, как и любой собственник, осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением, а значит, может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи (ст. 288 Гражданского кодекса Российской Федерации).

    На основании изложенного, наличие у гражданина доли в собственности на жилое помещение, не признанное в установленном порядке непригодным для проживания, свидетельствует о наличии у него другого жилья, пригодного для проживания, независимо от размера этой доли.

    1.2. В соответствии с Программой право на получение мер социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений, выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья имеют граждане Российской Федерации и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, отвечающие требованиям и условиям, установленным Программой, и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания.

    Согласно ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

    В этой связи, в случае признания собственником жилого помещения в судебном порядке иных граждан (дочь гражданской жены, внук гражданской жены, муж дочери гражданской жены, иных граждан), членами своей семьи, подлежит увеличению норматив общей площади жилья для предоставления вышеуказанных мер государственной поддержки.

    1.3. Порядком предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 г., установленным постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 № 205-пр (далее – Порядок предоставления жилых помещений), при предоставлении гражданам жилых помещений не предусматривается изъятие у указанных граждан находящихся у них на законных основаниях земельных участков, расположенных в зоне затопления (подтопления).

    Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом постольку, поскольку соответствующие земли на основании федерального закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте. Статьей 235 Гражданского кодекса Российской Федерацией установлен исчерпывающий перечень оснований для прекращения права собственности.

    Таким образом, оснований для прекращения указанных прав в отношении земельных участков, на которых расположены жилые дома, признанные непригодными для проживания, в случае предоставления взамен другого жилья (нового земельного участка), федеральными законами не установлено.

    Следовательно, распоряжение земельными участками, находящимися в собственности граждан или на ином надлежащим образом оформленном праве пользования, и на которых расположены поврежденные в результате чрезвычайной ситуации индивидуальные жилые дома, в связи с предоставлением собственнику другого жилого помещения, осуществляется ими самостоятельно в соответствии с гражданским и земельным законодательством, в том числе для целей ведения огородничества.

    1.4. В соответствии с Порядком предоставления жилых помещений жилье предоставляется гражданам по нормативам общей площади жилого помещения, которые составляют: 33 кв. метра - для одиноко проживающего гражданина; 42 кв. метра - на семью из двух человек; по 18 кв. метров - на одного человека при численности членов семьи три и более человека.

    При этом, с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение для предоставления мер поддержки может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из указанной нормы предоставления площади жилого помещения. Превышение может составлять не более 10 кв. метров общей площади жилого помещения (пункт 1.10 Порядка предоставления жилых помещений).

    Указ № 693, Постановление № 923, Порядок предоставления жилых помещений не содержит запрета на предоставление гражданам, количество членов семьи которых, не позволяет предоставить им соответствующее жилое помещения в связи со значительным превышением норматива предоставления жилых помещений над имеющимися на рынке жилья жилыми помещениями.

    В связи с этим, полагаем возможным предоставление многодетным семьям в указанном случае, более одного жилого помещения в пределах указанной нормы жилого помещения. Предоставление гражданам, совместно проживавшим в утраченном жилом помещении, мер поддержки в виде нескольких жилых помещений возможно исключительно на основании их волеизъявления, выраженного письменно.

    При этом в соответствии с разделом 3 Порядка предоставления жилых помещений все жилые помещения, предоставляемые в собственность, оформляются в общую долевую собственность всех членов семьи.

    После оформления права собственности на жилые помещения в соответствии со статьей 252 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними.

    1.5. Пунктом 3.2. Порядка предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления выплат денежных средств на строительство или приобретение жилья гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 г., и являющихся собственниками утраченным жилых помещений, установленным Программой (далее – Порядок предоставления денежных средств), предусмотрено, что гражданин, выбравший соответствующую меру социальной поддержки самостоятельно осуществляет подбор жилого помещения. При этом гражданин имеет право приобрести жилое помещение не только в пределах средств социальной выплаты, но и с использованием собственных и (или) кредитных (заемных) средств.

    Какие-либо ограничения по месту нахождения приобретаемого жилого помещения Порядком предоставления денежных средств не установлены.

    Кроме того, полагаем, что гражданин, выбравший в качестве меры социальной поддержки выплату денежных средств на строительство или приобретение жилья, вправе приобрести два жилых помещения (комнаты, квартиры, жилые дома), в случае если средств социальной выплаты будет недостаточно - доплатить за счет собственных и (или) заемных средств.

    1.6. Право на получение мер социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений, выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья имеют граждане Российской Федерации и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, которые постоянно проживали на день объявления чрезвычайной ситуации в утраченном жилом помещении, находящемся в населенных пунктах, на территориях которых вводился режим чрезвычайной ситуации, не имеющие другого жилья, пригодного для проживания.

    Постановлением № 923 предусмотрено, что предусмотрено, что право на меры государственной поддержки имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в жилых помещениях на день объявления чрезвычайной ситуации. То есть, действующим законодательством не предусмотрено обеспечение граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, жилым помещением с учетом ребенка, не родившегося на день объявления чрезвычайной ситуации.

    1.7. В отношении граждан, имеющих долг по ипотечному кредиту, взятому ранее на приобретение квартиры, признанной впоследствии непригодной для проживания, сообщаем следующее.

    Граждане, имеющие имущество, на которое установлена ипотека, и которое застраховано от рисков утраты, вправе предложить банку получить последним страховое возмещение за утрату заложенного имущества.

    После получения банком страхового возмещения гражданин может обратиться в кредитную организацию с заявлением о заключении соглашения сторон о расторжении договора ипотеки в связи с существенным изменением обстоятельств (утрата заложенного имущества в результате чрезвычайной ситуации).

    В случае, если кредитная организация после получения страхового возмещения откажет гражданину в заключении соглашения о расторжении договора ипотеки, гражданин вправе обратиться с заявлением о расторжении договора ипотеки вследствие существенно изменившихся обстоятельств в суд.

    Консультативную и правовую помощь по указанному вопросу граждане могут получить в Управлении Роспотребнадзора по Хабаровскому краю. Контактная информация: телефон горячей линии Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю: 27-25-77 (часы работы: с понедельника по пятницу с 9-00 до 20-00, перерыв с 13-00 до 14-00), 27 21 26 (часы работы: среда с 14-00 до 17-30, пятница с 09-30 до 13-00).

    2. Налогообложение выплат из бюджета гражданам, пострадавшими в результате ЧС.

    Согласно п. 8 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации к доходам физических лиц, не подлежащим налогообложению (освобождаемым от налогообложения), относятся суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых налогоплательщикам в связи со стихийным бедствием или с другим чрезвычайным обстоятельством, а также налогоплательщикам, которые являются членами семей лиц, погибших в результате стихийных бедствий или других чрезвычайных обстоятельств независимо от источника выплаты.

    3. Предоставление государственной поддержки гражданам, утратившим сельскохозяйственный урожай, выращенных в личных подсобных хозяйствах.

    Порядок ЛПХ предусматривает однократную выплату компенсации в размере 3000 рублей за каждые 0,01 га посевов, утраченных в результате ЧС (наводнения), на одно ЛПХ, выплата которой производится только гражданам, являющимся главами ЛПХ. Источником финансового обеспечения указанных мер поддержки являются средства федерального бюджета.

    Согласно ч. 1 ст. 8 Закона о ЛПХ учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими ЛПХ.

    Пунктом 8 Порядка ЛПХ предусмотрено, что гражданину не выплачивается компенсация в случае несоответствия его требованиям, установленным Порядком ЛПХ.

    Граждане не могут быть включены в списки граждан, имеющих право на компенсацию, и компенсация им не может быть выплачена в случае, если они не отвечают вышеназванным требованиям федеральных и краевых нормативных правовых актов, в том числе в случае, если согласно правоустанавливающим документам на земельные участки обратившихся граждан, данные земельные участки предоставлены им для строительства (эксплуатации, обслуживания) индивидуального жилого дома.

    3.2. В соответствии с п. 1 и 5 ст. 4 Закона о ЛПХ для ведения ЛПХ могут использоваться приусадебные и полевой земельные участки, а максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих ЛПХ, устанавливается в размере 0,5 га. При этом, как установлено указанной нормой Закона о ЛПХ, максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз.

    В этой связи, считаем, что граждане, использующие полевые и (или) приусадебные земельные участки, предоставленные и (или) приобретенные ими для ведения личного подсобного хозяйства общей площадью свыше 2,5 га не соответствуют требованиям Закона о ЛПХ, следовательно, не имеют права на получение меру государственной поддержки, установленной Порядком о ЛПХ.

    3.3. Статьей 3 Закона о ЛПХ предусмотрено, что гражданин вправе осуществлять ведение ЛПХ с момента государственной регистрации прав на земельный участок.

    Согласно статье 25.2 Закона о регистрации выписка из похозяйственней книги о наличии у гражданина права на земельный участок, предоставленный ему для ведения ЛПХ, также является основанием для государственной регистрации собственности гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения ЛПХ.

    Согласно статье 3 Закона о передвижении граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

    На основании изложенного, граждане, проживающие в населенных пунктах края, не подвергшихся наводнению не имеют права на получение компенсации в соответствии с Порядком ЛПХ.

    4. Пострадавшие граждане несогласные с решениями, принятыми в отношении них органами государственной власти и подведомственными им учреждениями, органами местного самоуправления, в целях реализации их прав могут получить бесплатную юридическую помощь по составлению заявлений в суд в структурных подразделениях государственного юридического бюро края:

    - ул. Дзержинского, д. 39, тел. 8 (4212) 40-22-51;

    - ул. Карла Маркса, д. 166, тел. 8 (4212) 40-22-50;

    - ул. Ленина, д. 69, тел. 8 (4212) 40-22-54;

    - ул. Суворова, д. 45а, тел. 8 (4212) 40-22-52;

    - ул. Уборевича, д. 76, тел. 8 (4212) 40-22-53;

    - ул. Тихоокеанская, д. 171а, тел. 8 (4212) 40-22-98;

    - Амурский бульвар, д. 37, тел. 8 (4212) 40-22-97;

    от 29 июля 2013 года N 332

    ____________________________________________________________________
    Утратил силу на основании
    приказа Минтруда России от 15 декабря 2020 года N 893
    ____________________________________________________________________

    1. Утвердить Положение о функциональной подсистеме социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций согласно приложению.

    2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федераций А.В.Вовченко.

    Приложение
    к приказу Министерства труда
    и социальной защиты
    Российской Федерации
    от 29 июля 2013 года N 332

    Положение о функциональной подсистеме социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

    I Общие положения

    1. Положение о функциональной подсистеме социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Положение) определяет цели, задачи, организацию управления, состав сил и средств функциональной подсистемы социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Подсистема), а также порядок действий в рамках данной Подсистемы (далее - основные мероприятия).

    3. Подсистема объединяет координационный орган, органы управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения по вопросам социальной защиты населения, обеспечивает согласованность действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций.

    4. Основными целями Подсистемы являются:

    поддержание необходимой готовности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Министерства), Федеральной службы по труду и занятости, Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации (далее соответственно - федеральная служба, ПФР и ФСС), их территориальных органов и подведомственных им организаций (далее - организации) к оперативному осуществлению мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, в пределах полномочий, возложенных на них соответствующими нормативными правовыми актами;

    координация деятельности органов управления и сил Подсистемы по обеспечению социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, в пределах полномочий, возложенных на Министерство.

    II Структура Подсистемы и организация управления

    5. Руководство Подсистемой осуществляется Министром труда и социальной защиты Российской Федерации.

    6. Подсистема действует на федеральном и региональном уровнях.

    7. На федеральном уровне поставленные перед Подсистемой цели и задачи достигаются и исполняются департаментами Министерства, федеральной службой, ПФР и ФСС в соответствии с их компетенцией.

    8. На региональном уровне цели и задачи Подсистемы достигаются и исполняются территориальными органами федеральной службы, ПФР и ФСС, а также организациями.

    9. Координационным органом Подсистемы является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Министерства (далее - Комиссия), создаваемая в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794.

    10. Постоянно действующими органами управления и органами повседневного управления Подсистемы являются:

    на федеральном уровне - департаменты Министерства для решения задач по социальной поддержке населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, а также федеральная служба, ПФР и ФСС в пределах полномочий, возложенных на них по социальной поддержке населения;

    на региональном уровне - территориальные органы и организации федеральной службы, ПФР и ФСС в пределах полномочий, возложенных на них по социальной поддержке населения.

    11. К силам, привлекаемым к реализации задач Подсистемы, относятся специально подготовленные федеральные государственные гражданские служащие Министерства, федеральной службы, а также работники ПФР, ФСС, их территориальных органов и организаций.

    12. Для выполнения задач социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, используются резервы финансовых и материальных ресурсов Министерства, федеральной службы, ПФР и ФСС, их территориальных органов и организаций.

    13. Проведение мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, в рамках Подсистемы осуществляется на основе соответствующих планов действий Министерства, федеральной службы, ПФР и ФСС.

    14. Приказами федеральной службы, ПФР и ФСС:

    устанавливается порядок исполнения задач по обеспечению социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайной ситуации, в пределах полномочий в сфере социальной защиты населения, предусмотренных положениями о федеральной службе, ПФР и ФСС;

    утверждается план-график осуществления основных мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, восстановлению нарушенной вследствие чрезвычайной ситуации деятельности территориальных органов федеральной службы, ПФР и ФСС и организаций (далее - план-график).

    III Основные задачи Подсистемы и мероприятия, проводимые в рамках функционирования Подсистемы

    15. Подсистема функционирует в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и режиме чрезвычайной ситуации.

    16. Основными задачами Подсистемы в режиме повседневной деятельности являются:

    определение основных организационно-методических требований по обеспечению готовности департаментов Министерства, федеральной службы, ПФР, ФСС, их территориальных органов и организаций к функционированию в условиях чрезвычайных ситуаций;

    подготовка федеральных государственных гражданских служащих Министерства и федеральной службы, работников ПФР, ФСС, их территориальных органов и организаций к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;

    оказание организационно-методической помощи федеральной службе, ПФР, ФСС, их территориальным органам и организациям в поддержании постоянной готовности к действиям по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций;

    обеспечение в процессе бюджетного планирования финансовых возможностей для решения на федеральном уровне задач по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций.

    17. Основными мероприятиями, проводимыми в рамках функционирования Подсистемы в режиме повседневной деятельности, являются:

    подготовка и утверждение плана-графика действий Министерства по обеспечению социальной защиты населения в условиях чрезвычайных ситуаций (далее - план-график Министерства);

    оказание помощи федеральной службе, ПФР и ФСС в разработке планов-графиков первоочередных мероприятий по социальной защите населения на период чрезвычайных ситуаций;

    согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместных действий по осуществлению социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций;

    формирование состава рабочих групп;

    участие в комплексных учениях органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    проверка обоснованности типовых расчетов и схем временного размещения населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, в стационарных учреждениях социального обслуживания населения;

    изучение и использование международного опыта социальной поддержки пострадавших в результате трансграничных чрезвычайных ситуаций.

    18. Основными задачами Подсистемы в режиме повышенной готовности являются:

    сбор и анализ информации о возможных социальных последствиях чрезвычайной ситуации для населения в районах прогнозируемой чрезвычайной ситуации;

    уточнение статистических данных о численности населения, категориях получателей пенсий, социальных пособий, социальных услуг и услуг по социальному обслуживанию населения в районах прогнозируемой чрезвычайной ситуации;

    оперативное ориентирование федеральных государственных гражданских служащих Министерства, федеральной службы, а также работников ПФР, ФСС, их территориальных органов и организаций, привлекаемых к решению задач по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, уточнение плана-графика;

    установление взаимодействия с координационными структурами заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, создаваемыми для решения задач по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций.

    19. Основными мероприятиями, проводимыми в рамках функционирования Подсистемы в режиме повышенной готовности являются:

    оперативный анализ предкризисной обстановки в социальной сфере на основании сбора статистических и иных информационных сведений о социально-экономической обстановке в районах прогнозируемой чрезвычайной ситуации;

    оповещение в установленном порядке о введении режима повышенной готовности членов рабочих групп и других федеральных государственных гражданских служащих Министерства, федеральной службы, а также работников ПФР, ФСС, их территориальных органов и организаций, привлекаемых к решению задач по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций;

    определение состава рабочих групп для возможного выезда в районы прогнозируемой чрезвычайной ситуации, предварительная постановка им первоочередных задач;

    ориентирование федеральной службы, ПФР и ФСС на необходимость повышения их готовности к осуществлению мер по социальной защите населения в случае возникновения чрезвычайной ситуации;

    уточнение системы управления, связи и взаимодействия между Министерством, федеральной службой, ПФР, ФСС, их территориальными органами и организациями по вопросам социальной защиты населения в условиях прогнозируемой чрезвычайной ситуации.

    20. Основными задачами Подсистемы в режиме чрезвычайной ситуации являются:

    восстановление нарушенных вследствие чрезвычайной ситуации систем пенсионного обеспечения, осуществления социальных выплат, предоставления социальных услуг и выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф;

    оформление населению, пострадавшему от чрезвычайной ситуации, документов, необходимых для обеспечения выплат по обязательному социальному страхованию, в том числе от несчастных случаев на производстве;

    координация мер по восстановлению нарушенной деятельности учреждений социального обслуживания населения;

    обеспечение деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, отнесенных к ведению Министерства, в условиях чрезвычайной ситуации;

    обеспечение граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации, протезно-ортопедической помощью и техническими средствами реабилитации с привлечением, при необходимости, в районы чрезвычайной ситуации дополнительных сил и средств федеральных учреждений медико-социальной экспертизы и протезно-ортопедических предприятий, отнесенных к ведению Министерства;

    осуществление дополнительных мер по обеспечению оздоровления и реабилитации детей, пострадавших от чрезвычайной ситуации;

    координация мер по осуществлению социальной и профессиональной реабилитации граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации, их санаторно-курортного лечения;

    подготовка предложений по оформлению и использованию международной гуманитарной помощи;

    координация мер по восстановлению деятельности федеральной службы, ПФР, ФСС, их территориальных органов и организаций, нарушенной вследствие чрезвычайной ситуации.

    21. Основными мероприятиями, проводимые в рамках функционирования Подсистемы в режиме чрезвычайной ситуации являются:

    сбор и организация работы членов рабочих групп;

    сбор, обобщение, анализ и представление руководству Министерства информации о гражданах, пострадавших от чрезвычайной ситуации;

    подготовка департаментами Министерства, федеральной службой, ПФР и ФСС предложений о характере и объеме восстановления нарушенной при чрезвычайной ситуации системы социальной защиты населения;

    установление взаимодействия Министерства, федеральной службы, ПФР и ФСС с координационными структурами заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, создаваемыми для решения задач по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайной ситуации;

    организация сбора, обобщения и анализа информации о динамике социальных последствий чрезвычайной ситуации, объеме и эффективности мер, принимаемых по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайной ситуации;

    направление членов рабочих групп в районы чрезвычайной ситуации с целью координации действий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайной ситуации;

    оказание методической помощи органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации в организации выплаты материальной помощи населению, пострадавшему от чрезвычайной ситуации, и осуществлению его социальной реабилитации;

    развертывание, при необходимости, в районах чрезвычайной ситуации дополнительных сил и средств федеральных учреждений медико-социальной экспертизы и протезно-ортопедических предприятий, отнесенных к ведению Министерства;

    обеспечение проведения медико-социальной экспертизы и осуществления протезно-ортопедической помощи нуждающимся в ней;

    подготовка предложений Правительственной комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи по вопросам оформления и использования гуманитарных грузов социального назначения;

    подготовка и представление Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности информации об осуществлении в условиях чрезвычайной ситуации мероприятий по обеспечению социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайной ситуации.

    22. Финансовое обеспечение функционирования Подсистемы осуществляется за счет средств Министерства, федеральной службы, ПФР и ФСС, предусмотренных на обеспечение их деятельности в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.




















    Памятка гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, для получения единовременной материальной и финансовой помощи


    Граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций
    (далее – ЧС), в том числе при наводнении.
    Правом на получение единовременной материальной и финансовой помощи из федерального бюджета обладают граждане, признанные пострадавшими в результате ЧС и постоянно проживающие в населенном пункте, подвергшемся наводнению.

    Выплаты из федерального бюджета осуществляются в следующих размерах:
    - единовременная материальная помощь - 10 тыс. на человека без ограничения по количеству членов семьи;
    - финансовая помощь в связи с частичной или полной утратой имущества первой необходимости – 100 тыс. на человека.

    Правом на получение финансовой помощи из областного бюджета обладают:
    - за частично утраченное имущество - граждане, постоянно проживающие в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате ЧС, при условии, что такой жилой дом (жилое помещение), земельный участок с расположенным на нем жилым домом (включая приусадебное хозяйство, огород) подтоплены водой в результате ЧС*.
    - за полностью утраченное имущество - граждане, постоянно проживающие в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате ЧС. При условии, что такой жилой дом (жилое помещение) подтоплены водой в результате ЧС (при подъеме воды выше уровня пола помещения (первого этажа здания) с повреждением находящегося в нем имущества граждан)*.

    * Критерии признания имущества полностью или частично пострадавшим в результате ЧС установлены Методическими рекомендациями, утвержденными протоколом заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве области по предупреждению и ликвидации ЧС от 23.08.2013 №21.

    Выплаты из областного бюджета осуществляются в следующих размерах:
    - единовременная материальная помощь – 10 тыс. на человека, но не более 50 тыс. на семью;
    - финансовая помощь в связи с утратой имущества:
    а) за частично утраченное имущество–50 тыс. на семью;
    б) за полностью утраченное имущество – 100 тыс. на семью.

    Для получения единовременной материальной и финансовой помощи из федерального и областного бюджета гражданам необходимо обратиться в местные администрации по месту жительства со следующими документами:
    1) заявление о получении соответствующей помощи (всего составляется 4 заявления):
    а) для получения выплат за счет средств федерального бюджета на имя губернатора области:
    - на получение единовременной материальной помощи;
    - на получение финансовой помощи в связи с частичной (полной) утратой имущества первой необходимости;
    б) для получения выплат за счет средств областного бюджета на имя главы местной администрации:
    - на получение единовременной материальной помощи;
    - на получение финансовой помощи в связи с частичной (полной) утратой имущества;
    2) документы, удостоверяющие личности гражданина и членов его семьи (паспорт; свидетельство о рождении – для лиц, не достигших 14 лет; в случае утраты паспорта – справка, удостоверяющая личность и выданная территориальными отделениями Федеральной миграционной службы России по Амурской области);
    3) документы, подтверждающие факт постоянного проживания гражданина и членов семьи в населенном пункте, пострадавшем в результате ЧС - наводнению, на момент ЧС (документ с отметкой о регистрации по месту жительства либо решение суда об установлении факта проживания).
    При этом для получения единовременной материальной и финансовой помощи за счет средств областного бюджета не требуется предоставление данных документов при предъявлении надлежаще оформленных документов о праве собственности на соответствующее жилое помещение.
    4) иные документы по желанию гражданина.

    На заметку!
    В случае отсутствия документов, подтверждающих факт постоянного проживания в жилом помещении, пострадавшем в ЧС, гражданину необходимо обратиться в районный или городской суд с заявлением об установлении юридического факта постоянного проживания в жилом помещении, пострадавшем в чрезвычайной ситуации, по месту жительства с указанием для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.

    Порядок и сроки рассмотрения заявления и принятия решения о включении в списки пострадавших (содержатся в Методических рекомендациях, утвержденных протоколом заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве области по предупреждению и ликвидации ЧС
    от 23.08.2013 №21, и носят рекомендательный характер).
    Комиссия, созданная местной администрацией в целях определения размера ущерба, в течение 3 календарных дней со дня поступления от гражданина заявления осуществляет обследование жилого помещения заявителя и составляет:
    - акт обследования частного жилого помещения заявителя (для единовременной материальной помощи);
    - акт обследования имущества граждан (для финансовой помощи).
    Местная администрация составляет:
    - справку о составе семьи заявителя;
    - фотодокументы (при наличии возможности).
    В течение 10 дней со дня проведения обследования жилого помещения гражданина местная администрация принимает решение о включении (не включении) гражданина в следующие списки:
    1) список граждан, пострадавших в результате ЧС, на получение единовременной материальной помощи за счет средств областного бюджета;
    2) список граждан, пострадавших в результате ЧС, сложившейся в результате прошедших ливневых дождей, сопровождавшихся паводками на территории Амурской области, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 № 1431-р, имеющих право на получение единовременной материальной помощи за счет средств федерального бюджета;
    3) список граждан, пострадавших в результате ЧС, на получение финансовой помощи за счет средств областного бюджета;
    4) список граждан, пострадавших в результате ЧС, сложившейся в результате прошедших ливневых дождей, сопровождавшихся паводками на территории Амурской области, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 № 1431-р, имеющих право на получение финансовой помощи за счет средств федерального бюджета.
    При принятии местной администрацией решения о не включении гражданина в список (об отказе в предоставлении помощи) заявителю местной администрацией в течение суток со дня его принятия дается письменный отказ в удовлетворении поданных заявления (заявлений) с указанием причин отказа.
    В данном случае граждане вправе обратиться в районные или городские суды по месту жительства с исковыми заявлениями о признании их пострадавшими в результате ЧС – наводнения в августе 2013 года на конкретной территории с указанием населенного пункта, сельсовета, района и включения в списки граждан, пострадавших в результате ЧС – наводнения в августе 2013 года.
    Решение о включении гражданина в списки (предоставлении помощи) принимается местной администрацией также на основании решения суда.
    Решение местной администрации о включении гражданина в список (за исключением помощи, предоставляемой за счет средств федерального бюджета) является основанием для предоставления соответствующего вида помощи.
    Предоставление помощи гражданам за счет средств федерального бюджета осуществляется после предоставления соответствующих средств областному бюджету из федерального бюджета.

    Важно!
    Действующим законодательством срок предоставления заявлений и обосновывающих документов для граждан не установлен.
    Вместе с тем такие сроки установлены для органов местного самоуправления, которые должны представить обосновывающие документы в течение одного месяца со дня соответствующего поручения губернатора области (для выделения бюджетных средств из областного бюджета).
    Органы государственной власти области должны представить обосновывающие документы в течение одного месяца со дня подписания поручения Председателя Правительства РФ или одного из заместителей Председателя Правительства РФ (для выделения бюджетных средств из федерального бюджета).
    Во избежание судебных споров гражданам желательно обращаться с заявлением и обосновывающими документами в указанные сроки.

    Читайте также: