Из чего складывается правовая картина мира

Обновлено: 17.05.2024

Картина мира формируется, с одной стороны, как составная часть мировоззрения, а, с другой стороны, на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством.

Картина мира — сложно структурированная целостность, включающая концептуальную часть картины мира и совокупность наглядных образов культуры, человека, его места в мире. Эти компоненты объединены в картине мира специфическим для данной эпохи, этноса или субкультуры образом.

Картина мира формируется как в сознании отдельного человека, так и в общественном сознании, что объясняет различные проекции мира в существующих картинах.

Различают религиозную, научную и философскую картины мира. Их принципиальные различия определяются двумя позициями: 1) основной проблемой, решаемой каждой из указанных картин мира и 2) основными идеями, которые они предлагают для решения своей проблемы.

Проблемы РКМ: Соотношение Бога и человека

Идеи РКМ: Божественное творение мира и человека

Проблемы ФКМ: Соотношение мира и человека.

Идеи ФКМ: монизм, дуализм и плюрализм; диалектика и метафизика; эклектика; редукционизм; механицизм; вопрос об отношении мышления к бытию.

Проблемы НКМ: Синтез и обобщение разнородных, порой противоречивых, частей знания в единое, логически непротиворечивое целое

Идеи НКМ: Мир, как совокупность естественных процессов, развивается по своим, объективным и специфическим для каждого из этих процессов законам.

Религиозная Картина Мира (РКМ)

— совокупность наиболее общих религиозных представлений о мире, его происхождении, строении и будущем. Главный признак РКМ — разделение мира на сверхъестественный и естественный, при абсолютном господстве первого над вторым.

РКМ разрабатывается теологами.

Научная картина мира (НКМ) — особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий.

Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и закономерностях объективного мира, научная картина мира существует как сложная структура, включающая в себя в качестве составных частей общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук (физическая, биологическая, геологическая и т. п.). Картины мира отдельных наук, в свою очередь, включают в себя соответствующие многочисленные концепции — определенные способы понимания и трактовки каких-либо предметов, явлений и процессов объективного мира, существующие в каждой отдельной науке

Особенности НКМ:

1. Научная картина мира отличатся от религиозных представлений о мире, основанных на авторитете пророков, религиозной традиции, священных текстах и т. д.

Религиозные представления более консервативны в отличие от научных, меняющихся в результате обнаружения новых фактов. В свою очередь, религиозные концепции мироздания могут изменяться, чтобы приблизиться к научным взглядам своего времени. В основе получения научной картины мира лежит эксперимент, который позволяет подтвердить достоверность тех или иных суждений. В основе религиозной картины мира лежит вера в истинность тех или иных суждений, принадлежащих какому-либо авторитету.

2. Научная картина мира отличается также от мировоззрения, свойственного бытовому или художественного восприятию мира, использующего бытовой/художественный язык для обозначения объектов и явлений мира.

Человек искусства создает художественные образы мира на основании синтеза своего субъективного (эмоционального восприятия) и объективного (бесстрастного) постижения, в то время как человек науки сосредоточен на исключительно объективном и с помощью критического мышления устраняет субъективность из результатов исследований. Эмоциональное восприятие правополушарно (образно), в то время как логическое научное обоснование, абстракции, обобщения — левополушарно.

Философская картина мира дает предельно общее представление о нем. Создаваемая в рамках онтологии ФКМ определяет основное содержание мировоззрения индивида, социальной группы, общества. Будучи рационально-теоретическим способом познания мира, философское мировоззрение носит абстрактный характер и отражает мир в предельно общих понятиях и категориях.

Следовательно, ФКМ есть совокупность обобщенных, системноорганизованных и теоретически обоснованных представлений о мире в целостном его единстве и месте в нем человека.

Особенности ФКМ:

1. В отличие от РКМ, ФКМ всегда опирается на НКМ как надежный фундамент.

Космоцентристская ФКМ античности вполне соответствовала натурфилософскому уровню развития античной науки.

На формирование натурфилософии и антропоцентризма Возрождения оказал мощное влияние гелиоцентризм Н.Коперника и Дж. Бруно.

Механистическая модель мира возникла на основе классической механики И.Ньютона и в ее основе лежали философские принципы единства мира, а также закономерности и понятия механики (масса, частица, сила, энергия, инерция).

Сменившая ее диалектическая, релятивистская КМ строилась на научном фундаменте квантовой механики и теории относительности, а теперь в ее фундамент легли принципы глобального эволюционизма и синергетики.

2. Каждая ступень развивающейся ФКМ выдвигает перед наукой и философией задачу осмысления тех или иных понятий, углубления, уточнения или принципиально нового определения содержания фундаментальных философских категорий, посредством которых и выстраивается ФКМ.

3. Философская картина мира распадается на множественные, плюралистичные картины.

Тема 2. Что было раньше? (Основные философские картины мира)

Тема 2. Что было раньше? (Основные философские картины мира) 1. Материализм2. Идеализм3. Дуализм4. Философия

Деантропоморфизация нашей картины мира

Деантропоморфизация нашей картины мира Целью науки является знание. (Неоспоримо, правда, что мотивы учёных, зачастую, другие.) Мы хотим знать, как устроен мир, каковы его свойства и структуры. Мы стремимся прежде всего к объективному познанию мира. Мы интересуемся,

Недостижимость единства картины мира

Недостижимость единства картины мира Непосредственное сознание человека и методическая воля исследователя направлены к единству мира. Для первобытного человека мир в его мифической одушевленности есть единое целое, для современного теоретика мир, как механизм,

§ 48. Логическая возможность и конкретная противосмысленность мира вне пределов нашего мира§ 49. Абсолютное сознание как остающееся после уничтожения мира

§ 48. Логическая возможность и конкретная противосмысленность мира вне пределов нашего мира§ 49. Абсолютное сознание как остающееся после уничтожения мира В результате прочтения этих параграфов, нам, по мнению Гуссерля, «станет ясно, что бытие сознания, бытие

Собрание 6. Философские основы картины мира (Италия, Флоренция)

Собрание 6. Философские основы картины мира (Италия, Флоренция) Сады Боболи, река Арно, роскошный купол Санта Мария дель Фьоре. Вдали, за горами темнеют руины вечного города – Форум, Колизей. Из толщи времен доносятся яростные крики сражающихся гладиаторов, вопли христиан,

4. Становление квантово-полевой картины мира

4. Становление квантово-полевой картины мира В начале XX в. эмпирически полученные данные о строении атома и о законах излучения оказались в противоречии с теорией электродинамики Максвелла, и это вело к принципиально новым представлениям о материи и движении. С одной

4. Становление квантово-полевой картины мира

4. Становление квантово-полевой картины мира В начале XX в. эмпирически полученные данные о строении атома и о законах излучения оказались в противоречии с теорией электродинамики Максвелла, и это вело к принципиально новым представлениям о материи и движении. С одной

I. СИМВОЛИКА КАРТИНЫ МИРА И ПРОБЛЕМА ПРОСТРАНСТВА

I. СИМВОЛИКА КАРТИНЫ МИРА И ПРОБЛЕМА ПРОСТРАНСТВА 1 Итак, мысль о мировой истории в строго морфологическомсмысле расширяется до идеи всеобъемлющей символики. Собственно историческое исследование имеет своей задачей исследовать чувственное содержание живой

КАРТИНЫ МИРА

Взаимодействие научной картины мира и опыта

Взаимодействие научной картины мира и опыта Картина мира и опытные факты на этапе становления научной дисциплины Первая ситуация может реализовываться в двух вариантах. Во-первых, на этапе становления новой области научного знания (научной дисциплины) и, во-вторых, в

Контуры новой картины мира

Контуры новой картины мира (беседа с профессором Л.В. Лесковым)Автор: Как известно, история науки – это постоянная смена представлений, гипотез и теорий. И обычно этот процесс протекает довольно плавно и постепенно, в результате последовательного накопления и освоения

2.2.5. Содержание мозаичной картины мира

Правовая картина мира (правовая география), слайд №1
Правовая картина мира (правовая география), слайд №2
Правовая картина мира (правовая география), слайд №3
Правовая картина мира (правовая география), слайд №4
Правовая картина мира (правовая география), слайд №5
Правовая картина мира (правовая география), слайд №6
Правовая картина мира (правовая география), слайд №7
Правовая картина мира (правовая география), слайд №8
Правовая картина мира (правовая география), слайд №9
Правовая картина мира (правовая география), слайд №10
Правовая картина мира (правовая география), слайд №11
Правовая картина мира (правовая география), слайд №12
Правовая картина мира (правовая география), слайд №13

 Презентацию подготовил: студент 2 –го курса магистратуры МИЭП 2 в.о., Шурыгин Борис

Слайд 1

Правовая картина мира (правовая география), слайд №2

Слайд 2

 Сравнительное правоведение – это отрасль юридических знаний, целью которой является изучение и сопоставление различных правовых массивов и систем между собой и с нормами международного права выявлять сходства и различия определять тенденции общеправового развития. Сравнительное правоведение – это отрасль юридических знаний, целью которой является изучение и сопоставление различных правовых массивов и систем между собой и с нормами международного права выявлять сходства и различия определять тенденции общеправового развития. Объект сравнительного правоведения – правовая карта мира те основные правовые системы современности, а также любые сопоставляемые друг с другом государственно-правовые явления Диахронное сравнение – это историческое сравнение, когда сравниваются правовые системы и их компоненты существовавшие в прошлом Синхронное сравнение – это сравнение действующих правовых систем Микросравнение – это сравнение на уровне правовых норм и институтов Макросравнение – это сравнение на уровне правовых систем в целом Глобальное сравнение- это сравнение в мировом масштабе Функциональное сравнение-это сравнение в большей степени практики применения правовых норм и юридической доктрины Правовая система (семья) – это совокупность национальных правовых систем объединенных общностью исторического формирования структуры источников ведущих отраслей и правовых институтов правоприменения понятийно-категориального аппарата и юридической науки Правовая культура – это совокупность материальных и духовных ценностей в правовой сфере Правовые системы традиционного типа – это право традиционных сообществ находящихся на предклассовой стадии когда классовые институты еще сочетаются с институтами доклассовыми (род, племя, община, каста, тейп) и являются продуктом религиозных сообществ Правовой плюрализм-это существование в рамках одного государства наряду с государственной системой позитивного права культурно-правовых норм сосуществующих групп населения

Слайд 3

Сравнительное правоведение – это отрасль юридических знаний, целью которой является изучение и сопоставление различных правовых массивов и систем между собой и с нормами международного права выявлять сходства и различия определять тенденции общеправового развития. Сравнительное правоведение – это отрасль юридических знаний, целью которой является изучение и сопоставление различных правовых массивов и систем между собой и с нормами международного права выявлять сходства и различия определять тенденции общеправового развития. Объект сравнительного правоведения – правовая карта мира те основные правовые системы современности, а также любые сопоставляемые друг с другом государственно-правовые явления Диахронное сравнение – это историческое сравнение, когда сравниваются правовые системы и их компоненты существовавшие в прошлом Синхронное сравнение – это сравнение действующих правовых систем Микросравнение – это сравнение на уровне правовых норм и институтов Макросравнение – это сравнение на уровне правовых систем в целом Глобальное сравнение- это сравнение в мировом масштабе Функциональное сравнение-это сравнение в большей степени практики применения правовых норм и юридической доктрины Правовая система (семья) – это совокупность национальных правовых систем объединенных общностью исторического формирования структуры источников ведущих отраслей и правовых институтов правоприменения понятийно-категориального аппарата и юридической науки Правовая культура – это совокупность материальных и духовных ценностей в правовой сфере Правовые системы традиционного типа – это право традиционных сообществ находящихся на предклассовой стадии когда классовые институты еще сочетаются с институтами доклассовыми (род, племя, община, каста, тейп) и являются продуктом религиозных сообществ Правовой плюрализм-это существование в рамках одного государства наряду с государственной системой позитивного права культурно-правовых норм сосуществующих групп населения

Правовая картина мира (правовая география), слайд №5

Слайд 5

 Пять методологических этапов: Пять методологических этапов: Правовой выбор объектов сравнительного анализа и корректная постановка целей; Проведение правового анализа признаков сравниваемых правовых явлений, норм, институтов и т.д.; Выявление степени сходства и различий юридических понятий и терминов, используемых в сопоставляемых правовых системах; Разработка и применение критериев оценки сходств, различий сравниваемых объектов; Определение результатов сравнительно-правового анализа и возможности их использования в нормотворческой и правовой деятельности государства.

Слайд 9

Пять методологических этапов: Пять методологических этапов: Правовой выбор объектов сравнительного анализа и корректная постановка целей; Проведение правового анализа признаков сравниваемых правовых явлений, норм, институтов и т.д.; Выявление степени сходства и различий юридических понятий и терминов, используемых в сопоставляемых правовых системах; Разработка и применение критериев оценки сходств, различий сравниваемых объектов; Определение результатов сравнительно-правового анализа и возможности их использования в нормотворческой и правовой деятельности государства.

 Применительно к трактовке соотношения международного и внутринационального права в историческом плане принято выделять два основных направления – монистическое, отдающее предпочтение одной из двух правовых систем, и дуалистическое, в рамках которого были сторонники как равной отдаленности правовых систем друг от друга, так и их взаимодействия при сохранении самостоятельности. Применительно к трактовке соотношения международного и внутринационального права в историческом плане принято выделять два основных направления – монистическое, отдающее предпочтение одной из двух правовых систем, и дуалистическое, в рамках которого были сторонники как равной отдаленности правовых систем друг от друга, так и их взаимодействия при сохранении самостоятельности.

Слайд 10

Применительно к трактовке соотношения международного и внутринационального права в историческом плане принято выделять два основных направления – монистическое, отдающее предпочтение одной из двух правовых систем, и дуалистическое, в рамках которого были сторонники как равной отдаленности правовых систем друг от друга, так и их взаимодействия при сохранении самостоятельности. Применительно к трактовке соотношения международного и внутринационального права в историческом плане принято выделять два основных направления – монистическое, отдающее предпочтение одной из двух правовых систем, и дуалистическое, в рамках которого были сторонники как равной отдаленности правовых систем друг от друга, так и их взаимодействия при сохранении самостоятельности.

 В процессе законотворчества. В процессе законотворчества. Реализация выводов, итогов сравнительно-правового изучения осуществляется в процессе толкования положений Конституции и законов. В правоприменительной практике материалы сравнительно-правового изучения могут принести определенную пользу. В деятельности хозяйствующих субъектов знание общих деловых правил, вводимых международными организациями и межгосударственными объединениями, юридических правил финансовой, хозяйственной деятельности и торгового оборота иностранных государств, становится органическим элементом экономической деятельности. В научных исследованиях сравнительное правоведение является ценнейшим источником. Для юридического образования, подготовки кадров сравнительное правоведение приобретает первостепенное значение.

Слайд 12

В процессе законотворчества. В процессе законотворчества. Реализация выводов, итогов сравнительно-правового изучения осуществляется в процессе толкования положений Конституции и законов. В правоприменительной практике материалы сравнительно-правового изучения могут принести определенную пользу. В деятельности хозяйствующих субъектов знание общих деловых правил, вводимых международными организациями и межгосударственными объединениями, юридических правил финансовой, хозяйственной деятельности и торгового оборота иностранных государств, становится органическим элементом экономической деятельности. В научных исследованиях сравнительное правоведение является ценнейшим источником. Для юридического образования, подготовки кадров сравнительное правоведение приобретает первостепенное значение.

 Спасибо за внимание!

Слайд 13

Реферат - Правовая картина мира - Другое измерение

Курсовая работа - Западное право: основная характеристика

  • формат doc
  • размер 31.69 КБ
  • добавлен 02 мая 2010 г.

Введение Правовые системы современности Романо-германская правовая семья Англо-саксонская правовая семья Правовые системы европейских стран Правовая система Франции Правовая система Германии Правовая система Англии Правовая система США Заключение Литература

Курсовая работа - Классификация правовых систем

  • формат doc
  • размер 70.43 КБ
  • добавлен 12 января 2010 г.

Курсовая, написанная личной мной, сдавалась январе 2009 года. Введение. Юридическая природа, сущность правовой системы. Понятие правовой системы. Классификация правовых систем. Европейское право. Романо-германская правовая семья или система континентального права. Англо-американская правовая семья или система "общего права". Общая характеристика иных систем современности. Мусульманская правовая система. Индуское право, право Дальнего Востока и Аф.

Курсовая работа - Правовые семьи

  • формат doc
  • размер 52.17 КБ
  • добавлен 24 марта 2010 г.

Г. Екатеринбург, УрАГС, сдана на 5 баллов Введение Правовая система и правовая семья: понятие и характеристика Правовая система общества: понятие, элементы и уровни Правовая семья: понятие, элементы, критерии выделения и виды Характеристика основных правовых семей мира Романо-германская правовая семья Англо-саксонская правовая семья Религиозная правовая семья Традиционная правовая семья Социалистическая правовая семья Заключение Список использова.

Мусульманская правовая система

  • формат doc
  • размер 208 КБ
  • добавлен 19 июня 2009 г.

Введение. Мусульманская правовая система. Мусульманская правовая система. Мусульманское право. Шариат – закон жизни мусульман. Источники мусульманского права. Коран. Сунна, Иджма, Кияс и другие источники мусульманского. права. Заключение. Список использованной литературы.rn

Правовые системы современности

  • формат doc
  • размер 26.72 КБ
  • добавлен 19 марта 2009 г.

Реферат - Краткая характеристика основных правовых семей

  • формат doc
  • размер 16.04 КБ
  • добавлен 24 июня 2010 г.

Романо-германская правовая семья. Англо-саксонская правовая семья. Религиозная правовая семья. РГГУ 2010

Реферат - Типология правовых систем. Романо-германская, Англо-американская, религиозно-традиционного, социалистического права

  • формат doc
  • размер 26.96 КБ
  • добавлен 08 января 2010 г.

Типология правовых систем Романо-германская правовая семья, или семья "континентального права" Англо-американская правовая семья, или семья "общего права" Семья религиозно-традиционного права Семья социалистического права Заключение Список использованной литературы 13 страниц

Реферат Мусульманская правовая система

  • формат rtf
  • размер 37.11 КБ
  • добавлен 24 марта 2010 г.

Основы мусульманского права. Происхождение мусульманской правовой системы. Источники мусульманского права. Структура мусульманского права. Мусульманское право в мире и в России. Функционирование мусульманской правовой системы в странах ислама. Действие мусульманской правовой системы на территории Северного Кавказа. Концепция войны и мира в исламе. 30 страниц.

Фридмэн Л. Введение в американское право

  • формат djvu
  • размер 2.22 МБ
  • добавлен 03 ноября 2011 г.

Glenn Patrick H. Legal Traditions of the world

  • формат pdf
  • размер 713.69 КБ
  • добавлен 30 сентября 2010 г.

Oxford press, 2004. Язык английский История развития права, правовых систем мира, их основных принципов. Исламская, индийская правовая традиция, а также развитие частного права. Описание англо-саксонской правовой системы. ТОЛЬКО главы 5 и 7. 5. A civil law tradition: the centrality of the person. 7. A common law tradition: the ethic of adjudication.

Картина мира

Что такое картина мира и в чем ее ценность?

Картина мира – это умственная модель реальности, совокупность идей и знаний о мире, нас самих и жизни в целом. Двое разных людей могут придерживаться конкурирующих наборов ценностей и взглядов на мир. Например, если дюжина человек станет свидетелем дорожно-транспортного происшествия, а затем их опросят индивидуально, то будет, по крайней мере, дюжина различных версий того, что произошло. Почему? Это объясняется тем, что люди не способны напрямую ощущать реальность и взаимодействовать с ней по ряду причин:

Поэтому разные картины мира могут легко дополнять или противоречить друг другу. При этом многие люди не осознают собственную картину мира, пока не встретят другого человека, который придерживается иного набора предположений о действительности. Только тогда они начинают осознавать сходство и различие между собой.

Более того, наличие у человека определенных убеждений об устройстве окружающей реальности обеспечивает ему чувство смысла жизни, надежды и принадлежности к единому целому.

Формирование картины мира

Формирование картины мира – сложный и многоуровневый процесс. Существует несколько уровней или слоев картины мира, среди которых можно выделить три основных: философско-теологический, научно-эмпирический и социокультурный.

Первый уровень основан на мировоззрении людей, религиозных верованиях, экзистенциальных размышлениях и духовных практиках. Второй связан с приобретением объективных знаний, т.е. знакомством людей с естественными науками, физикой, математикой и технологиями. А третий основан на культурном происхождении, опыте поколений и социальном наследии. Все три слоя подпитывают друг друга, являются взаимосвязанными и взаимозависимыми.

Рассмотрим подробнее ключевые факторы, сказывающиеся на формировании картины мира.

Язык, на котором говорит человек, влияет на то, как он думает и воспринимает мир. Это явление называется лингвистической относительностью.

Язык может влиять и на то, как человек визуально воспринимает мир. В русском языке нет единого слова для обозначения, например, синего цвета. Есть два: голубой, т.е. светло-синий, и, собственно, синий, т.е. более темный оттенок. Это оказывает реальное влияние на то, как люди обрабатывают цвета и воспринимают визуальную информацию из окружающего мира.

Религия

Религия, особенно религиозные практики, формируют у людей внутренние правила, в соответствии с которыми они действуют в мире. Эти правила не просто определяют поведение и отношение к окружающим, а порождают определенную картину мира. К такому выводу пришли когнитивные психологи из Нидерландов Бернхард Хоммель и Лоренца Колзато. Разные вероисповедания приводят к сильным различиям в мышлении и восприятии реальности.

Наука

Естественные и гуманитарные науки способствуют формированию осмысленного взгляда на мир, являясь способом познания, который основан на рациональном мышлении, скептицизме и доказательствах. Ученые постоянно приходят к более точным и всеобъемлющим объяснениям отдельных аспектов физической реальности, меняя картины мира людей.

Культура

Социальная ориентация, культурные ценности и повествовательная среда, в которой вырастает человек, сильно сказываются на его картине мира. Способ организации знаний также зависит от конкретной культуры, а знания играют большую роль в том, как человек смотрит на мир. Однако все может измениться, если человек примет решение открыться для других культур. Именно в таких ситуациях он либо адаптирует свою картину мира, чтобы синхронизироваться со взглядами нового сообщества, либо остается верный корням.

Погружение исключительно в свою культуру и отсутствие взаимодействия с другими этническими группами приводит к формированию стереотипов.

Семья

Родители оказывают непосредственное влияние на формирование личной идентичности и картины мира. Они прививают те ценности и принципы, которые им дороги, учат тому, что правильно и неправильно лично для них, объясняют историю человечества и Вселенной со своей позиции. Позже создание собственной семьи может привести в движение укоренившиеся взгляды на вещи. Стать родителем значит искать ответы на вопросы, которые задает малыш, и процесс поиска может поменять картину мира самого родителя.

Жизненный опыт

По мере того как человек взрослеет, переживаемый им опыт либо подтверждает убеждения, привитые семьей и сообществом, либо уничтожает их. Некоторые жизненные обстоятельства могут шокировать до полного отрицания реальности и способствовать открытиям, которые поставят под сомнение то, что человек считал правдой, таким образом преобразовав индивидуальную картину мира.

Формирование картины мира – это процесс, который продолжается всю жизнь. Получая новый опыт, становясь свидетелем различных событий, погружаясь в другую культуру, взгляд человека на реальность может меняться как незначительно, так и кардинально.

Влияние личной картины мира на жизнь человека

Чтобы построить прочный дом, необходим фундамент и каркас. Аналогичный принцип применим и к жизни: чтобы обеспечить мышлению базовую стабильность, форму и структуру, требуются основополагающие допущения и рамки, которые и составляют индивидуальную картину мира. Они влияют не только на то, как человек понимает и осмысливает мир вокруг, но и на то, как выражает себя в этом мире.

Совокупность личных ценностей, убеждений, предположений, взглядов и знаний, из которых состоит картина мира, сказывается на целях и желаниях, отношениях и поведении. Например, в зависимости от прошлого опыта, воспитания и культуры можно быть оптимистом или пессимистом, склоняться к альтруизму или эгоизму, легко посвящать себя одному делу или быстро уставать от однообразия.

Исследование профессора социальных наук Сильвии Сяохуа Чен и ряда других ученых показало наличие взаимосвязи между сформированной картиной мира и самооценкой человека. Предвзятый взгляд на мир, который проявляется в недоверии к людям и социальным институтам, приводит к появлению цинизма. Негативные суждения отражаются на самооценке, ухудшая ее, что, в свою очередь, приводит к снижению удовлетворенности собственной жизнью.

С другой стороны, те, чья картина мира допускает, что люди дружелюбны, а усилия ведут к успеху, легче противостоят вызовам и преодолевают трудности, достигая большего, что приводит к позитивной самооценке и улучшению психологического благополучия.

Таким образом, картина мира представляет собой концептуальную основу и философию существования, служит ориентиром человека при навигации по окружающей среде. Личный взгляд на реальность формируется под воздействием множества факторов, начиная от опыта поколений и заканчивая пережитыми обстоятельствами. Несмотря на это, ваша картина мира принадлежит вам, а не является лишь продуктом прошлого или текущего опыта. Вы можете ее контролировать и менять, используя силу своего мышления.

Друзья, индивидуальная картина мира – это мощный инструмент, за формирование и использование которого ответственны, в первую очередь, вы. Желаем делать разумный выбор в пользу позитивного отношения к окружающим, целеустремленности и щедрости. Успехов!


Картина мира – это совокупность знаний, дающая интегральное осмысление (научное, просто теоретическое или обыденное) тех сложных процессов, которые протекают в природе и обществе, в самом человеке.

Человек, выстраивая ту или иную картину мира, опирается прежде всего на обыденно-практические, а также на теоретические знания.

Обыденно-практическая картина мира имеет свои признаки:

1) содержание этой картины мира составляют знания, основанные на чувственном отражении повседневной, практической жизни людей, их интересов;

2) знания, составляющие основу этой картины мира, отличаются неглубоким отражением повседневной жизни людей, отсутствием системности. Они неоднородны по уровню осознанности, включенности в культуру субъекта, по отражению национальных, религиозных и других видов социальных отношений. Они содержат народную мудрость и знание житейских традиций, норм, имеющих общечеловеческое, этническое или групповое значение;

3) человек, выстраивая эту картину мира, замыкает ее на собственный обыденно-практический мир и поэтому объективно не включает в нее внечеловеческий космос, в котором находится Земля;

4) обыденная картина мира всегда имеет свои рамки повседневного видения действительности. Она ориентирована на текущий момент и лишь частично – на будущее, поэтому многие открытия теоретического характера и изобретения достаточно быстро вписываются в быт человека, становятся знакомыми и практически полезными ему;

5) повседневная картина мира индивидуализирована, своя для каждого человека и социальной группы.

Теоретическая картина мира также имеет признаки, которые отличают ее от обыденно-практической картины мира. Теоретическая картина мира характеризуется:

1) более высоким качеством знаний, которые отражают внутреннее, существенное в вещах, явлениях и процессах бытия, элементом которого выступает и сам человек;

2) данные знания системы носят концептуальный и абстрактно-логический характер;

3) эта картина мира не имеет жестких рамок видения действительности. Она ориентирована в большей степени на будущее, а динамично развивающиеся знания свидетельствуют о практически неограниченных возможностях теоретической картины мира;

4) построение этой картины мира в сознании и мировоззрении того или иного субъекта обязательно предполагает наличие у него образования.

Таким образом, обыденно-практические и теоретические знания не сводимы друг к другу, не взаимозаменяемы при построении картин мира, но одинаково необходимы и взаимно дополняют друг друга. Взятые в единстве, они способны завершить построение цельной картины мира.

7.2. Особенности философской, естественно-научной и религиозной картин мира

Философская картина мира – это обобщенная, выраженная философскими понятиями и суждениями теоретическая модель бытия в его соотнесенности с человеческой жизнью, осознанной социальной активностью и соответствующая определенному этапу исторического развития.

В структуру философской картины мира входят знания о природе, об обществе, о познании, о человеке.

В рамках философского видения мира сформировались две модели бытия:

1) нерелигиозная философская картина мира, формирующаяся на основе обобщенных данных естественных и общественных наук, осмысления светской жизни;

2) религиозно-философская картина мира как система догматически-теоретических взглядов на мир, в которой смешивается земное и сакральное, происходит удвоение мира, где вера считается выше истин разума.

Содержание нерелигиозной, собственно философской картины мира составляют следующие положения:

1) философская картина мира строится на базе знаний о природном, общественном мире и мире самого человека. Универсальную теоретическую картину мира философия строит вместе с науками;

2) для философской картины мира характерно единство космоцен-тризма, антропоцентризма и социоцентризма;

4) для философской картины мира окружающий мир человека рассматривается как целостный мир сложных взаимосвязей и взаимозависимостей, противоречий, качественных изменений и развития.

Естественно-научная картина мира представляет собой совокупность знаний, существующих в форме понятий, принципов и законов, дающих целостное понимание материального мира как движущейся и развивающейся природы, объясняющих происхождение жизни и человека. Эта картина включает в себя наиболее фундаментальные знания о природе, проверенные и подтвержденные экспериментальными данными.

Основные черты современной естественно-научной картины мира:

2) естественные науки стремятся отразить и объяснить природу в строгих понятиях, математических и иных исчислениях;

3) естественно-научное знание представляет динамично развивающуюся и противоречивую систему, которая постоянно эволюционирует;

4) естественно-научная картина мира не включает в себя религиозные объяснения природы.

Религиозная картина мира не существует как целостная система знаний, т. к. действуют десятки и сотни различных религий и конфессий. Но общим положением для всех религиозных картин мира является то, что они основаны на знаниях – заблуждениях и религиозной вере.

Назовем некоторые особенности обобщенной современной религиозной картины мира применительно к основным мировым религиям: буддизму, христианству и исламу.

1. Центральный пункт любой религиозной картины мира – сверхъестественный символ Бога (богов).

2. Сторонники религии верят, что материальное создано Богом, а мир существует как посюсторонний эмпирический, в котором временно живет человек, так и мир потусторонний, где вечно обитают души людей. Потусторонний мир разделяется в некоторых религиях на три уровня существования: мир богов, мир рая и мир ада. Вопрос о создании и устройстве мира является одним из основных вопросов в учении о мире.

4. Все конфессии рассматривают бытие человека, обращенного к Богу, но по-разному определяют его. Буддизм видит бытие человека как судьбу чрезвычайно трагическую, наполненную страданиями. Христианство на первое место ставит греховность человека и важность ее искупления перед Богом. Ислам требует беспрекословного подчинения воле Аллаха уже при земной жизни.

Рассмотренные картины мира имеют общие признаки:

1) все они своей основой имеют обобщенные знания о бытии, хотя и различного характера;

2) выстраивая зримый портрет мироздания, его образно-понятийную копию, все картины мира не выносят за свои рамки самого человека. Они оказываются внутри нее. Проблемы мира и проблемы самого человека всегда тесно переплетены.

К существенным различиям данных картин мира можно отнести:

1) каждая из картин мира носит конкретно-исторический характер;

2) важным моментом, который делает картины мира принципиально разными, является характер самого знания. Так, философское знание имеет всеобщий и общий сущностный характер. Естественно-научное знание носит преимущественно конкретно-частный, предметно-материальный характер и отвечает современным критериям научности; оно экспериментально проверяемо, нацелено на воспроизведение сущности, предметности, используется для воспроизводства материальной и духовно-светской культуры. Для религиозного знания характерна вера в сверхъестественное, сверхприродное, тайное; определенная догматичность и символичность.

Данные картины мира описываются с помощью своего категориального аппарата.

Различие рассматриваемых картин мира проявляется и в степени их завершенности. Если философское и естественно-научное знание – это развивающиеся системы, то этого нельзя сказать о религиозном знании. Основополагающие взгляды и верования, составляющие основу религиозной картины мира, во многом остаются неизменными.

8. Диалектика, ее принципы и законы

8.1. Диалектика. Структура диалектики

Уже первые натурфилософы стремились выделить процессы развития в ряду других изменений. Философами Древней Греции давалось несколько значений диалектики:

1) диалектика как методологическое опровержение тезисов противника (Зенон Элейский);

2) диалектика как самоцель опровержения в софистике и эристике (искусство вести спор);

4) диалектика – метаэмпирический вывод (всеобщий вывод от опыта) (по Платону);

5) диалектика – это аналитика и логика возможного, сходная с диалектическим силлогизмом (умозаключением) (по Аристотелю);

6) диалектика – часть логики по соотношению с другой ее частью – риторикой (стоики и др.)[4] 4
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. Т. 1. СПб., 1994.

1) диалектика – совокупность объективных закономерностей и процессов, действующих в мире в ходе его движения и развития – объективная диалектика. Часть познанного в этом аспекте систематизирована в философском учении (теории), которое и называется диалектикой;

2) диалектика – это взаимосвязь и развитие образов в мышлении человека. Данный процесс изучается диалектикой мышления, логикой;

3) диалектика – один из всеобщих методов познания, который используется не столько для получения конкретных знаний, сколько для определения подходов к изучению бытия. Диалектика изучает не всякое изменение и не любые связи, а только всеобщие, универсальные, характерные для всего бытия, причем внимание обращается не столько на само изменение или движение, сколько на одну из разновидностей – развитие.

Диалектика в философии – учение о всеобщих связях и развитии бытия: природы, общества и мышления человека; бытия материального и нематериального (духовного). Данное учение в общем плане не едино. Существует внутренняя и внешняя противоречивость в самом функционировании диалектики, что обусловило ее историческую и современную альтернативность. Но диалектика имеет устойчивое содержание: единство категорий, законов и принципов.

8.2. Закон единства и борьбы противоположностей

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу.

По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами – тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, т. е. данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.

Противоречие, борьба между единичными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета – движению. Например, существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

Различие – это сравнительная характеристика объектов на основании того, что признаки одних объектов отсутствуют у других. Каждое явление и тождественно себе, и в то же время отличается от самого себя, т. к. постоянно изменяется. Тождество и различие представляют собой нечто цельное только в своем единстве.

Каждое явление внутренне раздвоено, содержит взаимоисключающие, противоположные тенденции: например, положительно заряженное ядро атома и отрицательно заряженные электроны, ассимиляция и диссимиляция в организме, интересы борющихся классов в обществе и т. д. Чтобы стать источником развития, противоположности должны быть сторонами единого процесса, т. е. не только взаимоисключать, но и взаимопредполагать, взаимодополнять друг друга.

Закон единства и взаимодействия противоположностей является законом не только бытия, но и законом познания. Познание есть активное взаимодействие объекта и субъекта на основе практики. Сам познавательный процесс есть единство противоположностей: чувственного и логического, абстрактного и конкретного, теории и практики.

Методологическая роль закона единства и взаимодействия противоположностей состоит в том, что он нацеливает на поиск, выделение и фиксацию этих противоположностей, нахождение формы их взаимопроникновения. Раздвоение единого и последующий мысленный анализ его элементов есть одна из существенных сторон диалектики познания.

8.3. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

Качество – категория для выражения специфики вещи, тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.

Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.).

Мера – единство количества и качества. Мера выступает как интервал количественных изменений, в пределах которого вещь сохраняет свою качественную определенность. Выход за пределы меры приводит к изменению качества вещи, к превращению количественных изменений в качественные.

Можно привести пример действия закона перехода количественных изменений в качественные.

8.4. Закон отрицания отрицания

Отрицание старых форм новыми – причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:

1) развитие – только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, т. е. восходящее развитие;

2) развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

3) развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истине является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая.

Пример: организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие). Таким образом, развитие, скорее, идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет все, что было раньше, но на новом, более высоком уровне.

В диалектике под двойным отрицанием понимают такое, которое завершает определенный цикл развития. Таким образом, двойной переход противоположностей не будет буквальным возвратом в прежнее состояние, т. е. возврат якобы к старому сопровождается обогащением, приращением развития, когда развитие идет не по замкнутому кругу, а по спирали, имеет место поступательность в развитии. Иногда возврат осуществляется путем большого количества скачков, ряда отрицаний. Количество отрицаний и способ отрицания зависят от конкретной специфики того или иного явления.

8.5. Основные категории и принципы диалектики

Категории диалектики – наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. Категории диалектики отражают всеобщие и существенные связи, стороны объективной реальности. Категории есть продукт познавательной и практической деятельности человечества. К основным категориям диалектики относятся: единичное, особенное, всеобщее; причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность; сущность и явление; структура, форма и содержание.

Основными принципами диалектики являются: принцип всеобщей связи, принцип развития, принцип системности, принцип причинности, принцип историзма.

Принцип диалектики – всеобщие научные положения о поступательных изменениях взаимосвязанного в своих элементах бытия, которые имеют исходное значение для мыслительной и практической деятельности.

Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов, предметов, явлений, процессов.

Универсальность принципа развития является фундаментальной основой диалектики. Развитие предстает не как чисто количественное изменение, а как саморазвитие материи. Причина развития лежит во взаимодействии внутренних противоположностей, свойственных любой вещи, объекту, явлению. Развитие как движение от старого к новому включает как прогресс (движение от низшего к высшему, более совершенному), так и элементы регресса. Не все западные исследователи приемлют диалектику в философии. Они, следуя гегелевской традиции объективного идеализма, который сводил развитие к движению в сфере понятий, отрицают диалектику внешнего мира (Маркузе). Другие утверждают, что законы и категории диалектики имеют силу лишь применительно к природе, но не к обществу (Мерьсье, Бжезинский и др.).

Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Они образуют целостную систему, в которой располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Причинность отражает наличие связей, порождающих одна другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, т. е. имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина в свою очередь порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.

Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:

1) вечность, неуничтожимость истории, мира;

2) его существование и развитие во времени, которое длится всегда. Лишь в системе своих взаимосвязей категории, принципы и законы диалектики могут приблизительно адекватно отобразить наиболее общие и существенные стороны многогранной реальности в ее бесконечном развитии.

Читайте также: