Движущий мотив заставляющий человека принять какое либо решение или осуществлять какое либо действие

Обновлено: 18.05.2024

Без руля и без ветрил — без ясной цели в жизни.

Бить отбой — окончание каких-либо действий; отказ от прежних планов, намерений.

Брать верх — подчинить; главенство одного довода, потребности над другими.

Брать в свои руки — браться за дело самому; оказывать влияние на кого-либо.

Брать на пушку — действуя обманным путем, добиваться желаемого.

Быть под башмаком — находиться в полной зависимости, подчинении.

Вбивать в голову — настойчиво внушать кому-либо что-либо.

Вгонять в пот — заставлять много трудиться.

Веревки вить — поступать с кем-то так, как хочется, вздумается; подчинять своей воле, своему желанию.

Видеть насквозь — хорошо знать чьи-либо намерения.

Вилять, крутить — колебаться в выборе решения.

Витать (парить) в облаках — бесплодно мечтать.

Водить на помочах — полностью руководить действиями человека, лишать его свободы действий.

Вольная птица — человек, не стесненный в принятии решений, своих поступках, ни от кого не зависящий.

Вольный казак — независимый человек.

Воротить нос — с пренебрежением отказываться, не соглашаться.

Всеми правдами и неправдами — добиваться осуществления намерения любыми способами, дозволенными и недозволенными.

Все валится из рук — отсутствие желания, охоты делать что-нибудь.

Вскружить голову — вызвать у кого-то чувство любви; лишать возможности трезво и здраво оценивать обстановку, ситуацию.

Встать на дыбы — всячески не соглашаться.

Встречать в штыки — сопротивляться предложению, отказываться.

Вторая натура — потребность, склонность человека.

Вывернуться наизнанку — прилагать все силы, чтобы добиться желаемого.

Глаза разгорелись — сильное желание иметь что-либо.

Глас вопиющего в пустыне — призыв, остающийся без ответа.

Гнуть свою линию — настойчиво, упрямо делать по-своему.

Гоняться за двумя зайцами — хотеть, стремиться достичь сразу нескольких целей.

Горячая голова — поступающий опрометчиво, излишне поспешно.

Давать задний ход — отступать от прежних намерений, обещаний, убеждений.

Дальний прицел — далеко идущие замыслы.

Дать маху — упустить какое-то обстоятельство при принятии решения, формировании намерения.

Держать кого-то на привязи — не давать свободы действий.

Держать нос по ветру — беспринципно меняя свои убеждения, приноравливаться, подлаживаться к кому-либо, чему-либо.

Держать ухо востро — вести себя крайне осторожно, осмотрительно, никому не доверяться.

Для него законы не писаны — о том, кто не считается с общепринятыми нормами поведения.

Дуть в свою дудку — действовать в своих интересах.

За здорово живешь — сделать что-то для кого-то без видимой для себя выгоды, причины.

За милую душу — с большим желанием, очень охотно.

За уши не оттянешь — очень вкусная, возбуждающая аппетит еда.

Заварить кашу — затевать какое-либо хлопотное или неприятное дело.

Заглядывать в душу — стараться понять мотивы поступка, сокровенные желания.

Задирать хвост — перестать повиноваться, подчиняться кому-нибудь.

Зажать в кулак — держать кого-то в полном повиновении, подчинении.

Закрывать глаза — намеренно не замечать чего-либо важного, вступающего в противоречие с имеющимися моральными принципами, инструкциями и т. п.

Закусывать удила — в состоянии запальчивости действовать не зная удержу, не считаясь ни с чем.

Запретный плод — что-либо заманчивое, но запрещенное, недозволенное.

Затыкать рот — заставлять молчать.

Золотая середина — образ поведения, при котором избегаются крайности, рискованные решения.

Играть с огнем — действовать неосмотрительно, не считаясь с опасностью.

Идти на поводу — принимать решения и действовать несамостоятельно, слепо подчиняться чьей-либо воле.

Идти по стопам — следовать чьему-либо примеру.

Идти своей дорогой — поступать, действовать независимо, самостоятельно.

Из-под палки — делать что-либо по принуждению.

Как Бог на душу положит — решать небрежно, как вздумается, как случится.

Как об стенку горох — ничего, никакие доводы не действуют на кого-то.

Как с гуся вода — все нипочем, совершенно безразлично, решительно ничего не действует.

Как сонная муха — делать что-либо без всякого желания, вяло, неторопливо.

Какая муха укусила — не объяснить поведения кого-либо.

Калачом не заманишь — никаким способом, ничем не зазовешь.

Каша заваривается — затевается хлопотное, сложное, неприятное дело.

Кишка тонка — низкая оценка возможностей для исполнения желания.

Крепок задним умом — о том, кто не способен вовремя, а не после, задним числом, принимать нужное решение.

Куда ветер дует — о поведении человека, не имеющего твердых убеждений и принципов, о приспособленце.

Легок на подъем — о том, кто охотно откликается на предложение пойти или поехать куда-нибудь.

Лезть в чужую душу — бестактно вмешиваться в чужую жизнь, узнавать или предугадывать чьи-либо желания, намерения, мысли, чувства, настроение.

Лезть на рожон — предпринимать что-то заведомо рискованное.

Ловить на слове — заставлять выполнить обещанное.

Ломать голову — стараться разрешить противоречия при принятии решения, формировании намерения.

Ломать копья — с жаром спорить, отстаивать свою позицию, принимая коллективное решение.

Ломиться в открытую дверь — доказывать то, что другим хорошо известно.

Любить без памяти — страстно увлекаться кем-, чем-нибудь.

Махнуть рукой — оставить попытки убедить человека в чем-либо.

Метать бисер перед свиньями — серьезно разъяснять, доказывать невеждам что-либо.

Море по колено — все нипочем, ничего не пугает, не значит.

Мутить воду — сбивать с толку.

На аркане не затащишь — силой, просьбами, убеждениями и т. п. не заставить человека пойти (зайти) куда-то.

На мякине не проведешь — не заставить обманом, хитростью что-то сделать.

На руку — совпадает с чьими-то интересами.

На свой страх и риск — целиком полагаться на себя при принятии решения.

Наломать дров — совершить под влиянием эмоций необдуманный поступок.

Наобум Лазаря — не рассчитав как следует, наугад.

Наступать на горло — заставлять кого-то поступать так, как хочется, выгодно кому-то.

Наступить на горло собственной песне — сознательно, во имя высокой цели подавить свое стремление.

Находиться между двух огней — об опасности, грозящей с двух сторон; необходимость при принятии решения выбирать из двух одинаково нежелательных вариантов.

Находиться на точке замерзания — оставаться на одном месте; откладывать принятие решения.

Не моргнув глазом — долго не раздумывая.

Не мудрствуя лукаво — долго не раздумывая, не углубляясь в обстоятельства при принятии решения.

Не тянет — нет желания делать что-либо.

Ни за какие коврижки — ни в коем случае; решительный отказ.

Ни за что на свете — ни при каких обстоятельствах, ни в коем случае.

Ни за что ни про что — без всякой причины.

Ни под каким видом — ни при каких условиях, ни за что.

Ни с того ни с сего — неожиданно, без видимых причин.

Ничего не попишешь — необходимость смириться с чем-либо, отсутствие другого выхода.

Ничтоже сумняшеся — нисколько не колеблясь, ни перед чем не останавливаясь.

Огород городить — затевать какое-то необоснованно сложное, хлопотное дело.

Одним росчерком пера — решить вопрос, не вникая в существо дела.

Опустить руки — согласиться с обстоятельствами, покориться им, потеряв надежду, впав в отчаяние.

От ворот поворот — полный, решительный отказ в чем-либо.

От нечего делать — от безделья, скуки, за неимением более серьезного дела.

Отбиваться руками и ногами — наотрез отказываться от чего-то.

Отбиться от дома — не интересоваться домашними делами.

Отбиться от рук — перестать слушаться, подчиняться.

Откладывать в долгий ящик — отложить принятие решения на неопределенное время.

Открывать глаза — выводить кого-либо из заблуждения, показать истинную сущность кого-то или чего-то, влияя таким образом на принимаемые решения и поступки.

Отходить на задний план — становиться не столь важным, интересным, значительным.

Очертя голову — поступать слишком необдуманно, безрассудно, опрометчиво.

Палка о двух концах — намерение, которое может кончиться хорошо или плохо.

Пиши пропало — прогнозирование неизбежности неудачи.

Плыть по течению — действовать пассивно, целиком подчиняясь создавшимся условиям.

Плыть против течения — действовать наперекор всему.

Плясать под чью-то дудку — во всем подчиняться кому-то.

По образу и подобию — по примеру кого-либо.

По старой памяти — из чувства прежней дружбы, под влиянием воспоминаний о прошлом.

Повернуть на сто восемьдесят градусов — очень резко изменить свое намерение.

Поворачивать оглобли — отказывать резко кому-либо.

Поворачиваться лицом — проявлять живой интерес.

Подобрать ключи — найти верный подход к кому-либо.

Подводные камни — скрытые противоречия, затруднения.

Поддавать жару — подбадривать, воодушевлять, заставлять действовать активнее.

Поднять руку (на кого-то) — обнаружить стремление ударить или убить кого-то.

Подписываться обеими руками — охотно соглашаться с чем-либо.

Пойти на попятную — отказываться от своего прежнего решения, согласия, данного обещания.

Ползать на коленях — униженно и настойчиво просить, добиваться согласия.

Получить карт-бланш — получить полную свободу действий, принятия решений.

Пороть горячку — действовать с излишней поспешностью, не продумав все до конца.

Поставить все с ног на голову — оценивать ситуацию неправильно, искаженно.

Поставить крест (на чем-то, на ком-то) — отказаться от намерения чего-то добиться.

Притягивать за уши — использовать необоснованные доводы.

Прищемить хвост — заставить кого-то подчиниться.

Пройти мимо — не обратить внимания на важное для принятия решения обстоятельство.

Пропускать сквозь пальцы — намеренно не обращать внимания, не придавать значения чьим-то доводам.

Пропустить мимо ушей — не прислушаться к чьим-либо доводам.

Просится на язык — желание что-то сказать, вспомнить.

Пуститься во все тяжкие — прибегать к любым (чаще недозволенным) средствам для достижения желаемого.

Путать все карты — расстраивать своим вмешательством чьи-либо планы, замыслы.

Путеводная нить — то, чем руководствуются при принятии решения, формировании намерения.

Пушкой не прошибешь — ничем не убедить.

Развязать себе руки — получить полную свободу действий, принятия решений.

Рука не поднимается — не хватает решимости осуществить задуманное.

Руки опускаются — пропадает всякое желание что-либо делать.

Руки чешутся — сильное желание приступить к задуманному, к тому, что нравится.

С бухты-барахты — делать что-либо совершенно необдуманно.

С закрытыми глазами — не осознавая цели, неосмотрительно.

С кондачка — поступать несерьезно, легкомысленно.

С легкой руки — сделать что-то по примеру, совету, инициативе кого-то.

С места в карьер — начать делать что-то не долго думая, сразу, без особых приготовлений.

С открытыми глазами — ясно осознавать цели, пути.

С руками оторвать — охотно приобрести, купить что-то.

Садиться верхом — заставлять кого-либо исполнять свои желания, командовать им.

Садиться на голову — полностью подчинять кого-либо своему влиянию, ставить в зависимость.

Связывать по рукам и ногам — лишать свободы действий, поступков.

Семь пятниц на неделе — частая смена своих решений, намерений.

Сидеть гвоздем в голове — неотвязное желание, влечение.

Скрепя сердце — неохотно, вопреки желанию.

Слюнки текут — сильное желание съесть, выпить что-либо вкусное.

Смотреть чьими-то глазами — во всем подчиняться, следовать кому-то.

Согнуть (скрутить) в бараний рог — держать в повиновении, смирить строгостью, притеснениями.

Сойти с ума — делать глупые поступки, не давать себе в них отчета.

Спит и видит — страстное желание чего-то; мечта.

Ставить на карту — идти на крайний риск, надеясь добиться чего-либо.

Ставить на колени — заставить подчиниться, покориться.

Стоит только глазом моргнуть — стоит только пожелать, захотеть.

Стоять на одном — строго, упорно придерживаться одного мнения, не уклоняться от него.

Стоять на своем — добиваться выполнения своих требований.

Строить воздушные замки — создавать нереальные, невыполнимые планы.

Строить на песке — опираться при принятии решения, формировании намерения на ненадежные данные.

Сыт по горло — удовлетворение сверх всякой меры, пресыщение чем-либо.

Так и быть — согласие с предложением.

Терять голову — не знать от волнения, как поступить, что делать.

Терять почву под ногами — терять уверенность в себе, лишаться возможности трезво оценивать ситуацию, действительность.

Тянуть волынку — умышленно затягивать решение какого-либо вопроса.

Ум за разум заходит — не в состоянии разумно рассуждать, принять правильное решение при наличии нескольких вариантов.

Умывать руки — отказываться от участия в чем-либо, устраняться от ответственности.

Уписывать, уплетать — есть с большим желанием, аппетитом.

Ухватиться обеими руками — охотно согласиться с предложением, проявить готовность воспользоваться им.

Хватать за горло — грубо принуждать к чему-либо.

Хлебом не корми — о чьем-нибудь сильном увлечении, желании.

Хоть бы что — ничего не действует на кого-либо.

Хоть кол на голове теши — невозможность убедить, втолковать, объяснить.

Черт (бес) попутал — поддаться соблазну, искушению.

Шагу ступить нельзя — отсутствие возможности свободно действовать, поступать.

Шагу ступить не может — не может (не смеет) принять решения без помощи, совета со стороны других.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

3.3. Мотив. Мотивационный механизм смыслообразования

3.3. Мотив. Мотивационный механизм смыслообразования Понятие мотива является одним из наиболее распространенных и ключевых психологических понятий и вместе с тем одним из наиболее многозначных и растяжимых: в литературе можно столкнуться с использованием этого термина

Мотивационный анализ

Мотивационный конфликт и психологические защиты

Мотивационный конфликт и психологические защиты В предыдущей главе мы затронули тему мотивов как основных движущих сил поведения человека. Убедились, что мотивы поведения осознаются в различной степени – от хорошо осознаваемых до полностью бессознательных. Узнали,

Словарь

Словарь 1. Коммуникация: процесс обмена информацией между двумя и более умами.1а. Коммуникация: процесс обмена информацией между метапрограммирующими сущностями в пределах двух и более биокомпьютеров.2. Информация: результаты ментальных вычислений принятых сигналов от

Словарь

Словарь Антисценарий (Antiscript).Инверсия сценария. Вызывающая противоположность того, к чему призывают директивы.Антитезис (Antithesis).Приказ, который прямо противоречит родительской директиве; терапевтическое вмешательство, которое приводит к временному или постоянному

15.2. Мотивационный потенциал различных видов стимуляции

15.2. Мотивационный потенциал различных видов стимуляции Под мотивационным потенциалом понимают силу того воздействия, которое оказывает на энергетику мотива данный стимул. Проиллюстрировать эту характеристику стимулов можно отрывком из стихотворения Н. А. Некрасова

Фразеологический тематический словарь

Фразеологический тематический словарь Аннибалова клятва — твердая решимость бороться до конца.Бежит как на пожар — очень быстро, стремительно.Без устали — не зная усталости, неутомимо.Бить баклуши — бездельничать.Бить в набат — настойчиво обращать всеобщее внимание

Словарь

Словарь Архети?п – понятие, предложенное К. Г. Юнгом. Под ним понимаются универсальные врожденные психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного. Они являются основой общечеловеческой символики мифов, сказок, художественных

Словарь

Словарь Саентология1. Духовная, прикладная наука о наиболее общих законах развития природы и общества, разработанная Л. Роном Хаббардом. Главной задачей Саентолопш является улучшить способности человека и помочь ему стать счастливей и свободней.2. С помощью Саентологии

Словарь

Словарь Работа писателя над языком проявляется уже в составе тех словарных средств, которыми ему приходится пользоваться в процессе создания произведения. Состав этих средств обусловлен не только богатством языка той нации, к которой принадлежит данный писатель, но и

Словарь

Деятельность людей побуждается не одним, а несколькими мотивами. Многое зависит от побуждающей силы каждого мотива. Иногда сила одного какого-либо мотива преобладает над влиянием нескольких мотивов. В большинстве случаев чем больше мотивов актуализируется, тем сильнее мотивация. Если удается задействовать дополнительные мотивы, то повышается общий уровень мотивации. Рассмотрим главные виды мотивов.

Разнообразие потребностей человека обуславливает и разнообразие мотивов поведения и деятельности, однако одни мотивы довольно часто актуализируются и оказывают существенное влияние на поведение человека, другие действуют только в определенных обстоятельствах. Рассмотрим главные виды мотивов.

1. Мотив самоутверждения

Стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Иногда стремление к самоутверждению относят к мотивации престижа (стремление получить или поддержать высокий социальный статус).

Таким образом, стремление к самоутверждению, к повышению своего формального и неформального статуса, к позитивной оценке своей личности — существенный мотивационный фактор, который побуждает человека интенсивно работать и развиваться.

2. Мотив идентификации с другим человеком

Стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т. п.) Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей.

Стремление походить на кумира — существенный мотив поведения, под влиянием которого человек развивается и совершенствуется.

Наличие образца, кумира, с которым стремились бы отождествлять себя молодые люди и кого пытались бы копировать, у кого бы учились жить и работать, — важное условие эффективного процесса социализации.

3. Мотив власти

Стремление индивида влиять на людей. Мотивация власти (потребность во власти) является одной из самых главных движущих сил человеческих действий. Это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность.

Мотив власти занимает важное место в иерархии мотивов. Действия многих людей (например руководителей различных рангов) побуждаются мотивом власти. Стремление господствовать над другими людьми и руководить ими — это мотив, который побуждает их в процессе деятельности преодолевать значительные трудности и прилагать огромные усилия. Человек много работает не ради саморазвития или удовлетворения своих познавательных потребностей, а ради того, чтобы получить влияние на отдельных людей или коллектив.

Менеджера к деятельности может побуждать не стремление принести пользу обществу в целом или отдельному коллективу, не чувство ответственности, т. е. не социальные мотивы, а мотив власти. В таком случае все его действия направлены на завоевание или удержание власти и составляют угрозу как для дела, так и для структуры, которую он возглавляет.

4. Процессуально-содержательные мотивы

Побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается.

Действие других социальных и личностных мотивов (власти, самоутверждения и др.) может усиливать мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности, а являются лишь внешними по отношению к ней, поэтому часто эти мотивы называют внешними, или экстринсизными. В случае же действия процессуально-содержательных мотивов человеку нравятся и побуждают к активности процесс и содержание определенной деятельности.

Например, человек занимается спортом, потому что ему просто нравится проявлять свою физическую и интеллектуальную активность (смекалка и нестандартность действий в спорте также являются существенными факторами успеха).

Индивида побуждают заниматься спортом процессуально-содержательные мотивы в том случае, когда вызывают удовлетворение процесс и содержание игры, а не факторы, которые не связаны со спортивной деятельностью (деньги, самоутверждение, власть и т. п.)

Смысл деятельности во время актуализации процессуально-содержательных мотивов заключается в самой деятельности (процесс и содержание деятельности являются тем фактором, который побуждает человека проявлять физическую и интеллектуальную активность).

5. Экстринсивные (внешние) мотивы

Такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. В случае действия зкстринсивных мотивов к деятельности побуждают не содержание, не процесс деятельности, а факторы, которые непосредственно с ней не связаны (например престиж или материальные факторы). Рассмотрим некоторые виды зкстринсивных мотивов:

  • мотив долга и ответственности перед обществом, группой, отдельными людьми;
  • мотивы самоопределения и самоусовершенствования;
  • стремление получить одобрение других людей;
  • стремление получить высокий социальный статус (престижная мотивация). При отсутствии интереса к деятельности (процессуально-содержательная мотивация) существует стремление к тем внешним атрибутам, которые может принести деятельность, к отличным оценкам, к получению диплома, к славе в будущем;
  • мотивы избежания неприятностей и наказания (негативная мотивация) — это побуждения, вызывающиеся осознанием некоторых неприятностей, неудобств, которые могут возникнуть в случае невыполнения деятельности.

Если в процессе деятельности экстринсивные мотивы не будут подкреплены процессуально-содержательными, т. е. интересом к содержанию и процессу деятельности, то они не обеспечат максимального эффекта. В случае действия зкстринсивных мотивов привлекательна не деятельность сама по себе, а только то, что связано с ней (например, престиж, слава, материальное благополучие), а этого часто недостаточно для побуждения к деятельности.

6. Мотив саморазвития

Стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Это важный мотив, который побуждает индивида много работать и развиваться. По мнению А. Маслоу, это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность.

Как правило, для движения вперед всегда необходима определенная смелость. Человек часто держится за прошлое, за свои достижения, покой и стабильность. Страх риска и угроза потерять все сдерживают его на пути саморазвития.

Маслоу утверждал, что развитие происходит тогда, когда следующий шаг вперед объективно приносит больше радостей, больше внутреннего удовлетворения, чем предыдущие приобретения и победы, которые стали чем-то обычным и даже надоели.

Саморазвитие, движение вперед часто сопровождаются внутриличностным конфликтом, но не являются насилием над собой. Движение вперед — это ожидание, предвидение новых приятных ощущений и впечатлений.

Когда удается актуализировать у человека мотив саморазвития, увеличивается сила его мотивации к деятельности. Талантливые тренеры, учителя, менеджеры умеют задействовать мотив саморазвития, указывая своим ученикам (спортсменам, подчиненным) на возможность развиваться и совершенствоваться.

7. Мотив достижения

Стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Человек с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей.

Мотивация достижения (и поведение, которое направлено на высокие результаты) даже у одного и того же человека не всегда одинакова и зависит от ситуации и предмета деятельности. Кто-то выбирает сложные задачи по математике, а кто-то, наоборот, ограничиваясь скромными целями в точных науках, выбирает сложные темы по литературе, стремясь достичь именно в данной области высоких результатов.

Что же определяет уровень мотивации в каждой конкретной деятельности? Ученые выделяют четыре фактора:

  • значимость достижения успеха;
  • надежда на успех;
  • субъективно оцениваемая вероятность достижения успеха;
  • субъективные эталоны достижения.

8. Просоциальные (общественно значимые) мотивы

Мотивы, связанные с осознанием общественного значения деятельности, с чувством долга, ответственностью перед группой или обществом. В случае действия просоциальных (общественно значимых) мотивов происходит идентификация индивида с группой. Человек не только считает себя членом определенной социальной группы, не только отождествляется с ней, но и живет ее проблемами, интересами и целями.

Личности, которая побуждается к деятельности просоциальными мотивами, присущи нормативность, лояльность к групповым стандартам, признание и защита групповых ценностей, стремление реализовать групповые цели. Ответственные люди, как правило, являются более активными, чаще и добросовестнее выполняют профессиональные обязанности. Они считают, что от их труда и усилий зависит общее дело.

Менеджеру довольно важно актуализировать корпоративный дух среди своих подчиненных, поскольку без идентификации с группой (фирмой), а именно — с ее ценностями, интересами, целями достичь успеха невозможно.

Общественный деятель (политик), который больше других идентифицируется со своей страной и живет ее проблемами и интересами, будет более активным в своей деятельности, будет делать все возможное ради процветания государства.

Таким образом, просоциальные мотивы, связанные с идентификацией с группой, чувством долга и ответственностью, являются важными в побуждении человека к деятельности. Актуализация у субъекта деятельности этих мотивов способна вызывать его активность в достижении общественно значимых целей.

9. Мотив аффилиации

Стремление к установлению или поддерживанию отношений с другими людьми, стремление к контакту и общению с ними. Сущность аффилиации состоит в самоценности общения. Аффилиативное общение — это такое общение, которое приносит удовлетворение, захватывает, нравится человеку.

Индивид, однако, может общаться и потому, что пытается уладить свои дела, установить полезные контакты с необходимыми людьми. В таком случае общение побуждается другими мотивами, является средством удовлетворения других потребностей личности и с аффилиативной мотивацией ничего общего не имеет.

Целью аффилиативного общения может быть поиск любви (или, во всяком случае, симпатии) со стороны партнера по общению.

10. Негативная мотивация

Побуждения, вызванные осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности. Например, школьника к учебе могут побуждать требования и угрозы родителей, боязнь получить неудовлетворительные оценки. Учеба под влиянием такого мотива приобретает характер защитного действия и является принудительной.

Формы негативных санкций, которые можно применять и которые способны актуализировать негативную мотивацию, разнообразны:

  • вербальное (словесное) наказание (осуждение, замечание и т. п.);
  • материальные санкции (штраф, лишение привилегий, стипендии);
  • социальная изоляция (пренебрежение, игнорирование, неприятие группой, социальный остракизм);
  • лишение свободы;
  • физическое наказание.

Основным недостатком негативных санкций является кратковременность их влияния: они стимулируют к деятельности (или сдерживают от нежелательных поступков) только на период их действия.

Негативная мотивация тем сильнее влияет на человека, чем больше его уверенность в неизбежности наказания.

Таким образом, негативная мотивация, в том числе и наказание — достаточно сильный мотивационный фактор, который способен побуждать человека к деятельности, однако не лишенный многих недостатков и нежелательных последствий.

Действующие и потенциальные мотивы

Мотивы, которые занимают ведущее место, постоянно актуализируются и обладают существенным мотивационным влиянием на деятельность человека, называются действующими. Мотивы, находящиеся внизу мотивационной иерархии, незначительно влияющие на активность человека и часто вообще не проявляющиеся, называются потенциальными, поскольку в данный конкретный промежуток времени они не совершают побуждающего влияния, но могут актуализироваться при определенных обстоятельствах.

Под влиянием некоторых факторов потенциальные мотивы приобретают побуждающее значение (становятся действующими мотивами). Например, после разговора с менеджером у подчиненного социальный мотив (ответственность), который был пассивным (не побуждал к деятельности), приобретает большее побуждающее значение и становится действующим.

Динамичность иерархии мотивов

Иерархия мотивов не является абсолютно стабильным мотивационным комплексом, она меняется со временем и возрастом (в зависимости от обстоятельств и влияния людей). Например, подчиненного побуждают к труду требования менеджера и стремление избежать неприятностей. Позже этот мотив имеет меньшее влияние на его деятельность, а ведущее значение может приобрести познавательный мотив.

Мотивационная сфера является достаточно динамичной: значение и влияние отдельных мотивов меняются (соответственно, меняется и иерархия мотивов). Различные факторы могут изменять эту иерархию, однако, невзирая на динамичность мотивационной сферы, каждому человеку присуща относительная стабильность иерархии мотивов.

Можно утверждать, что мотивы, которые побуждают нас к деятельности, являются относительно устойчивыми, неизменными в течение определенного промежутка времени. Относительная стабильность иерархии мотивов предопределяется тем, что личность в целом и мотивы в частности (но не мотивация, которая зависит и от ситуативных факторов) не так уж легко подвергаются изменению. Если изменить или развить мотивационную сферу ребенка относительно легко, то сделать это со взрослым человеком значительно сложнее.

Таким образом, несмотря на влияние различных факторов, которые способны изменить иерархию мотивов, есть основания считать ее относительно стабильной.

Деятельность побуждается не одним, а несколькими мотивами. Чем больше мотивов детерминируют деятельность, тем выше общий уровень мотивации. Например, когда деятельность побуждается пятью мотивами, то общий уровень мотивации обычно выше, чем в случае, когда активность человека детерминируют только два мотива.

Многое зависит от побуждающей силы каждого мотива. Иногда сила одного какого-либо мотива преобладает над влиянием нескольких мотивов. В большинстве случаев, однако, чем больше мотивов актуализируется, тем сильнее мотивация. Если удается задействовать дополнительные мотивы, то повышается общий уровень мотивации.

Следовательно, общий уровень мотивации зависит:

  • от количества мотивов, которые побуждают к деятельности;
  • от актуализации ситуативных факторов;
  • от побуждающей силы каждого из этих мотивов.

Опираясь на указанную закономерность, менеджер, стремясь усилить мотивацию своих подчиненных, должен выполнить три условия:

  1. задействовать (актуализировать) как можно большее число мотивов;
  2. увеличить побуждающую силу каждого из этих мотивов;
  3. актуализировать ситуативные мотивационные факторы.

Такая закономерность касается также мотивационной саморегуляции. Когда необходимо выполнить определенную деятельность, но не хватает мотивации, следует активизировать (задействовать) дополнительные мотивы, которые способны повысить общий уровень мотивации.

Автор: Юрий Петрович Плaтoнoв, доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, ректор Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, заслуженный работник высшей школы РФ.

Анатолий Маклаков - Общая психология: Ответы на экзаменационные билеты

Но не всякое стремление к цели носит достаточно осознанный характер. В зависимости от степени осознанности потребностей их разделяют на влечения и желания, и если желание осознанно, то влечение всегда смутно, неясно. Поэтому влечение часто рассматривают как переходное состояние. Представленная в нем потребность, как правило, либо угасает, либо осознается и превращается в конкретное желание.

Следует отметить, что далеко не всякое желание приводит к действию. Прежде чем желание превратится в непосредственный мотив, а затем в цель, оно оценивается человеком, т. е. "фильтруется" через систему ценностей человека, получает определенную эмоциональную окраску. При этом, имея побуждающую силу, желание обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. В свою очередь, при формировании цели особую роль играют ее содержание, характер и значение. Чем значительнее цель, тем более мощное стремление может быть вызвано ею.

Однако не всегда желание сразу претворяется в жизнь. У человека иногда возникает сразу несколько несогласованных и даже противоречивых желаний, и он оказывается в весьма затруднительном положении, не зная, какое из них реализовать. Психическое состояние, которое характеризуется столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений к деятельности, принято называть борьбой мотивов. Борьба мотивов включает оценку человеком тех оснований, которые говорят за и против необходимости действовать в определенном направлении, обдумывании того, как именно действовать. Заключительным моментом борьбы мотивов является принятие решения, заключающегося в выборе цели и способа действия. Принимая решение, человек проявляет решительность; при этом он, как правило, чувствует ответственность за дальнейший ход событий.

В психологической науке активно ведутся споры по проблеме принятия решения. С одной стороны, борьба мотивов и последующее принятие решения рассматриваются как основное звено, ядро волевого акта. С другой стороны, отмечается тенденция выключения из волевого акта внутренней работы сознания, связанной с выбором, обдумыванием и оценкой.

Существует и другая точка зрения, характерная для тех психологов, которые, не отвергая значимость борьбы мотивов и внутренней работы сознания, видят сущность воли в исполнении принятого решения, поскольку борьба мотивов и следующее за этим принятие решения не идут дальше субъективных состояний. Именно исполнение решения составляет основной момент волевой деятельности человека.

Исполнительный этап волевого действия имеет сложную структуру. Прежде всего исполнение принятого решения связано с тем или иным временем, т. е. с определенным сроком. Если исполнение решения откладывается на длительный срок, то в этом случае принято говорить о намерении исполнить принятое решение. Намерение, по своей сути, является внутренней подготовкой отсроченного действия и представляет собой зафиксированную решением направленность на осуществление цели.

Заключительный этап волевого действия может получить двоякое выражение: в одних случаях он проявляется во внешнем действии, в других случаях, наоборот, он заключается в воздержании от какого-либо внешнего действия (такое проявление принято называть внутренним волевым действием).

В различных конкретных условиях проявляемые волевые усилия будут различаться по интенсивности. Это связано с тем, что интенсивность волевых усилий прежде всего зависит как от внешних, так и от внутренних препятствий, на которые наталкивается выполнение волевого действия. Однако помимо ситуативных факторов существуют и относительно устойчивые факторы, определяющие интенсивность волевых усилий. К их числу относятся: мировоззрение личности, моральная устойчивость, определяющая способность следовать по намеченному пути; уровень самоуправления и самоорганизации личности и др. Все эти факторы формируются в процессе развития человека, его становления как личности и характеризуют уровень развития волевой сферы.

45. Общая характеристика эмоций. Основные виды эмоций

Все, с чем человек сталкивается в повседневной жизни, вызывает у него определенное отношение. Одни объекты и явления вызывают симпатию, другие, наоборот, отвращение. Даже отдельные свойства предметов, информацию о которых получают через ощущения, например цвет, вкус, запах, не бывают безразличны для человека. Ощущая их, человек может испытывать удовольствие или неудовольствие. Эта своеобразная окраска ощущений, характеризующая отношение человека к отдельным качествам предмета, называется чувственным тоном ощущений.

Более сложное отношение вызывают к себе жизненные факты. Отношение к ним выражается в таких сложных чувственных переживаниях, как радость, горе, симпатия, пренебрежение, гнев, гордость, стыд, страх. Все эти переживания представляют собой чувства, или эмоции.

Эмоции характеризуют потребности человека и предметы, на которые они направлены. Их значение для организма заключается в предупреждении о разрушающем характере каких-либо факторов. Таким образом, эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека.

Эмоции – это более широкое понятие, чем чувства. В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность.

Другая общая черта эмоций – это их содействие в реализации потребностей и достижении определенных целей. Так, положительная эмоция всегда связана с получением желаемого результата, а отрицательная, наоборот, с неудачей при достижении цели. Таким образом, можно сделать вывод о том, что эмоции самым непосредственным образом связаны с регуляцией деятельности человека.

Большинство эмоциональных состояний отражаются на особенностях поведения человека и поэтому могут быть изучены с использованием не только субъективных, но и объективных методов.

Эмоции – это очень сложные психические явления. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.

Аффект – наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние.

Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности, и он перестает себя контролировать. В состоянии аффекта изменяется функционирование всех психических процессов. В частности, резко изменяется внимание. Его переключаемость снижается, и в поле восприятия попадают только те объекты, которые непосредственно связаны с переживанием. Все остальные раздражители, не связанные с переживанием, оказываются не в поле внимания человека, осознаются им недостаточно, и в этом заключается одна из причин неуправляемости поведения человека в состоянии аффекта. В состоянии аффекта человеку трудно предвидеть результаты своих действий, поскольку меняется характер протекания процессов мышления. Резко снижается способность прогнозировать последствия своих поступков, в результате чего становится невозможным целесообразное поведение.

Следующую группу эмоциональных явлений составляют собственно эмоции. Эмоции отличаются от аффектов прежде всего длительностью. Если аффекты в основном носят кратковременный характер (например, вспышка гнева), то эмоции – это более длительные состояния. Другой отличительной чертой эмоций является то, что они представляют собой реакцию не только на текущие события, но и на вероятные или вспоминаемые.

Во многих ситуациях помимо удовольствия и неудовольствия возникает ощущение какого-либо напряжения, с одной стороны, и разрешения или облегчения, с другой стороны. Другим проявлением эмоциональных процессов является возбуждение и успокоение. Возбужденное эмоциональное состояние носит обычно активный характер, связано с деятельностью или с попытками к ней. Чрезмерное возбуждение может, однако, расстраивать целесообразную деятельность, делать ее беспорядочной, хаотичной. Успокоение связано со снижением активности, но также служит основой целесообразного ее применения.

С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, а астенические эмоции ведут к скованности, пассивности.

Неоднократно предпринимались попытки выделить основные, "фундаментальные" эмоции. В частности, принято выделять следующие эмоции.

Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.

Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.

1. В чем заключается сущность и функция мотивации труда?

2. Какие определения мотивации труда вы знаете?

3. Что такое потребность? Какие типы потребностей вы знаете?

4. В чем отличие внешнего и внутреннего вознаграждения?

5. Перечислите основные виды мотивов труда.

6. Охарактеризуйте типы мотивации работников

8. В чем состоит сущность японской концепции управления персоналом?

9. В чем заключается сущность западногерманской концепции социально-рыночного хозяйства?

10. Чем характеризуется современная российская модель мотивации труда?

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Для того чтобы лучше понять, что такое потребность и что представляет собой мотивация, предлагаем пройти два теста на тему достижения успеха, который в той или иной мере важен для каждого человека.

1. Жизненный успех зависит от случая скорее, чем от расчета.

2. Жизнь потеряет для меня смысл, в случае потери моего любимого занятия.

3. В любом деле для меня важнее не его исполнение, а конечный результат.

4. Люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими людьми.

5. Большинство людей живет долгосрочными перспективами, а не близлежащими целями.

6. В моей жизни больше успехов, чем неудач.

7. Мне нравятся больше эмоциональные, чем деятельные люди.

8. Я стараюсь усовершенствовать некоторые элементы даже в самой обычной работе.

9. Я могу забыть о мерах предосторожности, если поглощен мыслями об успехе.

10. Близкие мне люди считают меня ленивым человеком.

11. Я считаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам.

12. Во мне больше терпения, чем способностей.

13. Мои родители слишком строго контролировали меня до моего совершеннолетия.

14. Я часто отказываюсь от своих намерений из-за свойственной мне лени, а не из-за сомнения в достижении успеха.

15. Думаю, что я уверенный в себе человек.

16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы не в мою пользу.

17. Я усердный человек.

18. Если все идет гладко моя энергия усиливается.

19. Если бы я был журналистом, то писал бы скорее об оригинальных человеческих изобретениях, нежели о происшествиях.

20. Близкие мне люди обычно не разделяют моих планов.

21. Мои требования к жизни ниже, чем у моих друзей.

22. Я считаю, что настойчивости во мне больше, чем способностей.

Сравните свои ответы с ключом теста и определите сумму баллов.

Уровень мотивации достижения успеха:

Низкий – до 11 баллов;

Средний – 12–15 баллов;

Высокий – выше 15 баллов.

Разбор результатов теста.

В случае высокого уровня мотивации, вы отличаетесь сильным стремлением к успеху, при достаточно большой активности, упорстве и настойчивости вы сможете стать хорошим предпринимателем. По мере достижения профессиональных успехов самооценка человека повышается, он становится более уверенным в своем стремлении к жизненному успеху.

При среднем уровне мотивации необходимо активизироваться. Работать над собой для того, чтобы преуспеть в жизни. Вырабатывать в себе уверенность и целеустремленность.

Если полученные результаты соответствуют низкому уровню стремления к успеху, то лучше не заниматься предпринимательской деятельностью. Это будет трудно для Вас. Не отчаивайтесь! Постарайтесь увлечься каким-либо делом и проявить к нему как можно больше интереса.

В этом случае у вас появится шанс достичь профессионального мастерства, а следовательно достичь успеха.

1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время.

2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100 % выполнить задание.

3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я ставлю все на карту.

4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.

5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.

6. В некоторые дни мои успехи ниже средних.

7. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.

8. Я более доброжелателен, чем другие.

9. Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.

10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха.

11. Усердие – это не моя основная черта.

12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы.

13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят.

14. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала.

15. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком.

16. Препятствия делают мои решения более твердыми.

17. Я честолюбив.

18. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.

19. При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других.

20. Иногда, я откладываю то, что должен был сделать сейчас.

21. Нужно полагаться только на самого себя.

22. В жизни мало вещей более важных, чем деньги.

23. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю.

24. Я менее честолюбив, чем многие другие.

25. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу.

26. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее чем другие.

27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.

28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.

29. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим.

30. Когда мне приходиться принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.

31. Мои друзья иногда считают меня ленивым.

32. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег.

33. Бессмысленно противодействовать воле руководителя.

34. Иногда не знаешь, какую работу придется выполнить.

35. Когда что-то не ладится, я нетерпелив.

36. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.

37. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работа других людей.

38. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.

39. Я завидую людям, которые не загружены работой.

40. Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению.

41. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я иду вплоть до крайних мер.

2; 3; 4; 5; 7; 8; 9; 10; 14; 15; 16; 17; 21; 22; 25; 26; 27; 28; 29; 30; 32; 37; 41.

Ответы на вопросы 1; 11; 12; 19; 23; 33; 34; 35; 40 не учитываются.

Подсчитайте сумму набранных баллов.

Если вы набрали от 1 до 10 баллов, то у вас низкая мотивация к успеху.

От 11 до 16 баллов – средний уровень мотивации к успеху.

От 17 до 20 баллов – умеренно высокий уровень мотивации к успеху.

Свыше 21 балла – высокий уровень мотивации к успеху.

3. КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ НА УСВОЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.

Выберите варианты ответа, которые вы считаете правильными.

1. Мотивацией называется:

а) стимулирование труда;

б) совокупность ведущих мотивов;

в) актуальность той или иной потребности для человека;

г) процесс побуждения к деятельности для достижения цели;

д) правила, способствующие повышению эффективности труда.

2. Мотив это:

а) внешнее или внутреннее вознаграждение;

б) осознание отсутствия чего-либо, вызывающее побуждение к действию;

в) непосредственное побуждение работника к деятельности, связанное с удовлетворением его потребностей;

г) благо, предоставляемое работнику субъектом управления при условии эффективной трудовой деятельности;

д) стремление работника получить определенные блага посредством трудовой деятельности.

3. Мотивы труда делятся на:

а) поощряемые и подавляемые;

б) активные и пассивные;

в) социальные и биологические;

г) духовные и материальные;

д) врожденные и приобретенные.

4. К мотивационным типам работников относятся:

5. Побуждением называется:

а) осознание отсутствия чего-либо;

б) внешнее или внутреннее вознаграждение;

в) ощущение недостатка в чем-либо, сконцентрированное на достижении цели;

г) степень актуальности той или иной потребности для человека;

д) группа ведущих мотивов, определяющих поведение работника.

6. Вознаграждение это:

а) цель, к достижению которой стремится человек;

б) награда в виде повышения в должности;

в) мотив, заставляющий человека действовать;

г) все, что работник считает для себя ценным;

д) средство удовлетворения потребности.

7. Трудовая мотивация это:

а) стимулирование труда работника;

б) совокупность человеческих потребностей;

в) процесс удовлетворения работниками своих потребностей и ожиданий в выбранной ими работе;

г) совокупность внешних и внутренних вознаграждений за выполненную работу;

д) группа ведущих мотивов, определяющих поведение работника.

8. Потребность это:

а) ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность;

б) стимул к труду;

в) все что человек считает ценным для себя;

г) внутреннее побуждение к деятельности;

д) состояние человека, выступающее источником его активной деятельности и создающееся нуждой, которую он ощущает по отношению к благам, необходимым для его существования;

9. Стимулирование труда это:

а) комплекс мер, применяемых со стороны субъекта управления для повышения эффективности труда работников;

б) процесс побуждения себя и других к достижению личных целей или целей организации;

в) стратегическая политика фирмы, направленная на повышение эффективности труда работников;

г) совокупность мотивов труда;

д) процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних и внутренних факторов.

б) коллективный контроль за работой;

в) продвижение по службе по старшинству и стажу работы;

г) систему моральных поощрений за коллективные результаты;

д) индивидуальный характер принятия решений и индивидуальную ответственность работника, поощряемые в зависимости от его личных результатов.

11. Японская концепция трудовой мотивации подразумевает:

а) строго формализованную структуру управления;

б) быструю оценку результатов труда и ускоренное продвижение по службе;

в) долгосрочный найм персонала в сочетании с системой старшинства при продвижении по службе;

г) обучение узкоспециализированных руководителей;

д) формальные отношения с подчиненными.

6. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1.

Вспомните ситуацию из своей практики, когда вы хотели добиться какой-либо цели, например, продвинуться по служебной лестнице.

Опишите эту ситуацию, построив простейшую модель мотивации через потребности в соответствии со следующим рисунком.

Рисунок 1. Модель мотивации через удовлетворение потребностей

Для этого сделайте следующие шаги:

1) Опишите, как вы осознали свою потребность, и какие ощущения испытали при этом;

2) Что непосредственно побудило вас к действиям;

3) Каким образом сформировался мотив ваших действий (благодаря внутренней необходимости или под влиянием внешнего воздействия);

4) Какой тип поведения вы выбрали для достижения цели (какие действия предприняли);

5) Какую цель вы преследовали? Совпал ли результат вашей деятельности с поставленной целью?

6) Насколько вы оказались удовлетворены достигнутым результатом?

7) Какие действия вы предприняли по достижении полученного результата или остановились на достигнутом?

8) Пробовали ли вы в дальнейшем в подобной ситуации повторять те же действия для достижения новой цели, схожей с предыдущей.

Задание 2.

Читайте также: