Ислам обязан ли муж лечить жену

Обновлено: 30.06.2024

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

Аллах говорит в Своей Священной книге:

الرِّجَالُ قَوَّامُونَ عَلَى النِّسَاءِ بِمَا فَضَّلَ اللَّهُ بَعْضَهُمْ عَلَىٰ بَعْضٍ وَبِمَا أَنفَقُوا مِنْ أَمْوَالِهِمْ

Превосходство, о котором говорится в этом аяте, обусловлено ответственностью в первую очередь. Это не просто превосходство одного человека над другим, а именно превосходство в ответственности, в том, что мужчины ответственны за своих жен.

В другом аяте Всевышний Аллах говорит:

لِيُنفِقْ ذُو سَعَةٍ مِّن سَعَتِهِ ۖ وَمَن قُدِرَ عَلَيْهِ رِزْقُهُ فَلْيُنفِقْ مِمَّا آتَاهُ اللَّهُ ۚ لَا يُكَلِّفُ اللَّهُ نَفْسًا إِلَّا مَا آتَاهَا

Эти доводы, как и многие другие, указывают на то, что мужчина обязан расходовать на свою жену. Причем делать это он должен с учетом ее, а не своего положения. Нужно смотреть на положение жены: из какого она рода и к какому содержанию привыкла. Поэтому мужчина расходует на нее из того, что даровал ему Аллах, учитывая все это, пока не женится на второй, третьей или четвертой. В случае если мужчина является многоженцем, он должен расходовать на жен одинаково.

Если он полностью или частично не выполняет свои обязанности перед женой в том, что касается ее обеспечения, то у жены есть три варианта.

Первый — она имеет право на расторжение брака. Для этого ей следует через своего опекуна, выдавшего ее замуж, обратиться к знающим людям, и этот брак будет расторгнут. Конечно же, это должно быть сделано после общения с ее мужем, после того, как ему будет сделано назидание и вынесены предупреждения. Если после всего этого его поведение не изменится, брак расторгается даже без его желания, потому что он не выполняет свои обязанности по содержанию семьи.

Второй — женщина может сохранять свой брак, при этом не позволяя мужу приближаться к себе. Она также имеет право без разрешения мужа выходить из дома и устраиваться на работу, — разумеется, если эта работа халяльная, — поскольку ей необходимо зарабатывать, чтобы кормить себя и своих детей.

Третий — женщина может оставить все как есть и проявлять терпение. То есть она не отказывает мужу в близости, не выходит из дома без его разрешения, не устраивается на работу, если он не позволяет ей этого, — словом, ведет себя так, как будто муж надлежащим образом расходует на нее свои средства и содержит семью. Она проявляет терпение во всем, и, безусловно, получит награду за свое терпение.

Какой из этих трех вариантов лучше для женщины, зависит от ситуации. Нужно смотреть на обстоятельства, на положение каждой семьи, наличие или отсутствие детей, время совместной жизни, обстановку в стране и обществе, возможность найти работу или отсутствие таковой — массу вещей нужно учитывать. Поэтому не стоит начинать сразу с жестких вариантов, начните с мягкого, если есть возможность: обратитесь за помощью к опекуну, пусть он поговорит с вашим супругом и сделает ему назидание. Если это не помогает, переходите ко второму варианту, более жесткому. Если не помогает и это, то придется уже серьезно задуматься о расторжении брака.

Обратите внимание на то, что расторжение брака — это не развод: женщине остается ее махр, и она не является разведенной. Напротив, семья забрала ее у мужчины, потому что он не обеспечивал ее, не выполнял свои обязанности по отношению к ней. И в исламском обществе у такой женщины совсем другой статус. Если спросят, кем является эта женщина, про нее не скажут, что она разведенная, а скажут, что ее забрала семья, потому что муж ее не обеспечивал, — а это уже другой статус, и он выше, чем у разведенной женщины. Ведь когда человек разводится с женщиной, то обычно проблема бывает в ней самой, хотя и бывают разные ситуации. Поэтому расторжение брака для женщины, конечно, лучше, чем развод.

Однако не нужно забывать, что Ислам призывает к сохранению семьи, к тому, чтобы в ней сохранялось понимание и покой, несмотря на все невзгоды и бедствия, поскольку испытания постигают любую семью. Даже семью Пророка ﷺ постигали испытания. Поэтому основой в семейных отношениях является проявление терпения и мягкости.

А Аллаху известно лучше.

Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
4 Джумада ас-сани 1441 г. (29.01.2020)

Мой муж в Исламе уже четвертый год, он совершает намазы, держит пост и посещает мечеть. Но почти всегда он пребывает в плохом настроении, находится в таком депрессивном состоянии, что все его раздражает, и дети в том числе. Его постоянное занятие дома — это чтение религиозных книг, ничто другое его не интересует. Он мне рассказывает, как нужно вести себя по отношению к людям, что нужно сдерживать себя, даже если тебе нагрубили, что хорошо, когда гости приходят в дом и т. д. Я со всем этим согласна, я сама мусульманка. Но как же собственная семья, в которой ты живешь? Мы тоже нуждаемся в хорошем настроении, которое у него бывает крайне редко, и в хорошем отношении к нам. Да, конечно, он не гуляет, не пьет, но жить с таким человеком тоже очень не просто. Я не знаю, что с этим делать, что ему можно сказать на это. Могу ли я развестись на этом основании?

Сразу оговорюсь, что разводиться с ним я бы очень даже не советовал. Он, возможно, немного закрылся в себе. Кстати, по статистике мужчинам сложно заниматься домашними вопросами и домашним хозяйством. Поэтому они, приходя домой с работы, обычно смотрят телевизор, читают газеты или просто ложатся спать. По природе своей мужчины обычно выкладываются на работе, а женщины больше любят домашнее хозяйство, стремятся к созданию семейного уюта.

Идеальных людей не бывает, но ваш муж близок к этому (не пьет, не курит, не гуляет и т. п.). В то же время учитывайте относительно себя, что человеку (как мужчине, так и женщине) всегда чего-то не хватает. Найти полную гармонию на работе и в кругу семьи, родственников и друзей очень даже нелегко. Согласитесь, что мы сами придумываем себе проблемы, считая, что должно быть лучше, а потом прилагаем титанические усилия для разрешения этих надуманных проблем.

Вам нужно быть немного психологом. Найти ключик к мужу. Ни в коем случае не упрекать его, исключить поучительный тон в общении с ним. Необходимо немного оживить разные грани ваших внутрисемейных отношений. Не ждите, что результат сразу будет налицо. Наилучшее поклонение Всевышнему — это когда человек делает что-то благое в незначительном количестве, но постоянно[1].

Повторюсь, настоятельно не советую разрушать семью. Найти вторую половину крайне тяжело, а еще тяжелее сжиться с ней, стать единым целым.

Может ли жена мусульманина поехать учиться в университет (вдали от своего мужа на 120 км) на несколько недель. Дональд, 23 года.

С согласия мужа она может поехать учиться, если есть гарантии ее безопасности, если есть, к примеру, родственник, который будет опекать ее там, или знакомые. Но лучший вариант — поехать вместе с мужем, взявшим на этот период отпуск, отгул.

Разрешается ли супругам называть друг друга по именам? Или это нежелательно?

Канонически это никак не регламентировано, а потому человек волен поступать, как хочет.

Я работаю и получаю зарплату. Имеет ли право мой муж спрашивать, сколько я получаю и на что трачу деньги? Когда я говорю, что я не обязана отчитываться ему об этом, он упрекает, что я должна сидеть дома и воспитывать детей. Я с этим не спорю, но когда я стала работать, я хоть могу купить что-то своим родителям, радовать их, своих детей, своего любимого мужа. Посоветуйте, что делать в таких ситуациях: сидеть дома и воспитывать детей в нищете или работать и тратить это на свою семью? Лейла, 25 лет.

Нехватка материнского внимания и должного домашнего воспитания могут обернуться серьезной и дорогостоящей проблемой через 10–15 лет. Живых примеров тому очень много. Советую посвятить себя работе, карьере и покупкам-подаркам лет через 15, когда дети сформируются как личности и будут готовы начать самостоятельную жизнь. Быть мамой — это огромный каждодневный труд, который требует приобретения многих постоянно совершенствуемых навыков. Выбор за вами.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Человек! У тебя есть то, чего тебе достаточно [оглядись, присмотрись, ты многим богат и обеспечен, цени это и развивай]! Ты же требуешь того, что развратит тебя. [Идя на поводу легкомысленных желаний или алчного соперничества, ненасытности, ты начинаешь переходить нормы морали, предаешь свои истинные ценности: теряешь себя, свою обязательность пред Богом и людьми; теряешь ощущение святости семейных взаимоотношений.]

Человек! Ты не доволен малым [что есть у тебя], а большим [сколь бы многочисленным оно ни становилось] не насыщаешься. [Прими это к сведению и измени свое отношение к происходящему, дабы при любых обстоятельствах быть счастливым и благодарным Творцу.]

Я замужем за мусульманином, приняла Ислам, молюсь и держу пост. Мой муж состоявшийся человек, бизнесмен. Я — художница, пишу натюрморты и продаю их в магазины. Муж не разрешает мне самой забирать деньги из магазина, забирает сам и не отдает. Говорит, что ему срочно надо, то на одно, то на другое. Может отдать, если только я сильно буду просить. Он говорит, что это наши общие деньги и я его оскорбляю тем, что прошу отдать их мне. Сам он денег на меня и на нашего ребенка не дает. Только еду покупает. Все время обещает и ничего не выполняет.

И еще. Моя мама оставила мне большую сумму денег, так он и это забрал. Я ни копейки не видела. Скажите, он правильно делает или это грех? Эльнара.

Он поступает очень неправильно. По мусульманским канонам муж не может забирать имущество жены и пользоваться заработанными ею деньгами[3]. Вам следует получить с него расписку о том, что все перечисленные суммы (деньги родителей и заработанное вами на продаже картин) взяты у вас в долг и будут возвращены в определенный срок. Переговорите с магазином, чтобы не передавали ваши деньги кому-либо, кроме вас.

Выскажите ему свои переживания о том, что терпение может подойти к концу, что в состоянии перегруженности и нервозности вам сложно будет уделять должное внимание сыну. А для себя учтите, что депрессия и хроническая усталость способны нанести глубокую психологическую травму, за которой могут последовать тяжелые физические заболевания, а вам ведь необходимо воспитывать сына, а также тех детей, которые еще родятся (с Божьего на то благословения). Обсудите все это с мужем без претензий, стараясь понять происходящее. Если он проигнорирует все ваши доводы, тогда (1) парню нужен отрезвляющий удар по голове, который поможет взглянуть на происходящее по-новому, с учетом чувств и переживаний других, (2) а вам — отдых и, как минимум, переход на полставки.

Мы с мужем женаты пять лет, но живем в разных квартирах. Допустимо ли это по шариату и по Сунне? Хавва, 27 лет.

Если каждый из вас выполняет свои супружеские обязанности, тогда — на ваше усмотрение.

Имеет ли муж право заставлять жену работать? Если не соглашаешься на это, то начинаются упреки в отношении денег, которые, кстати, тратятся на его же питание и проживание. Дильназ, 30 лет.

Он не имеет такого права, так как тем, кто должен обеспечивать семью материально, является именно муж. Хотя при обоюдном согласии жена также может устроиться на работу.

1. Муж и жена студенты, муж перешел на второй курс, а жена — на пятый. Муж не работает, так как у него дневная форма обучения. А жена учится и работает на нескольких работах, устает. Может ли она жаловаться мужу, что устает работать за двоих, и просить, чтобы он скорее нашел работу? Или надо работать и зарабатывать молча, не предъявляя претензий супругу?

2. Не грех ли ей жаловаться мужу и упрекать его, если он тратит деньги на лишнее?

3. Читала, что жена имеет право по своему усмотрению распоряжаться своим заработком.

4. Какой привести довод мусульманину, чтобы оторвать его от компьютерной игры, дабы он помог по хозяйству или занялся чем-то полезным?

5. Муж учится в серьезном вузе, поступил туда благодаря милости Всевышнего (повезло на экзаменах, знаний было очень мало), но вследствие нехватки простейших учебных знаний (даже квадратное уравнение с большим трудом научился решать) не может своим умом сдавать экзамены. В школе в своей стране он изучал только Коран и арабский язык. Если не будет использовать шпаргалку или подсказку кого-либо, то завалит все экзамены и будет отчислен, вследствие чего он и его супруга потеряют жилье — студенческое общежитие от вуза. Своего жилья нет. Что сделать: заваливать экзамены, быть отчисленным, потерять жилье или использовать нечестные методы сдачи экзаменов? Простит ли Всевышний его шпаргалки? Ирада, 21 год.

1. Стоит не претензии предъявлять, а обсуждать проблему вместе. Полезны совместные размышления и анализ происходящего, а также будущего.

2. Нет греха, если реплики с ее стороны вежливы, сдержанны и благоразумны.

3. Она имеет на это полное право.

4. Ничего не говорить. Совесть рано или поздно у него проснется. То, что человек мусульманин, еще не избавляет его от лени и желания бездельничать.

5. Работать над собою, а не играть в компьютерные игры. Работать денно и нощно.

Каково положение человека, которому предложили уехать из родного дома ради призыва других людей к Исламу, а он отказался, так как не хотел покидать свою семью (родителей, сестер, братьев), желая в духовном и материальном плане помогать своей семье? Считается ли, что он поступил эгоистично и пренебрег этим путем ради своего личного блага?

На мусульманине не лежит обязанность быть миссионером. Но лежит обязанность материально обеспечивать семью и помогать близким, соблюдая при этом повседневную духовную и религиозную практику. Этому человеку следует преодолевать, достигать, созидать, и он сам себе докажет, на что способен. Не стоит тратить время на размышления о прошлом. Многое следует успеть в настоящем.

У меня есть подруга-немусульманка. Могу ли я делиться с ней своими переживаниями? Например, если муж меня избивает, мне бывает очень тяжело и не с кем поделиться. Я обращаюсь к Аллаху с мольбой, но нужен и живой человек, которому можно рассказать о своих переживаниях. Не грех ли это? Получается, если я говорю, что муж меня бьет и мне плохо, то я говорю плохое в адрес своего мужа. Можно ли делиться с другими своими проблемами такого характера? Алия, 21 год.

Неразглашение интимной стороны внутрисемейной жизни является обязанностью мужа перед женою, как и наоборот. Разглашение же — один из больших грехов[5].

Делитесь своими мыслями и переживаниями со своей мамой, например, или с кем-то из родственников, кто может внимательно выслушать и дать мудрый совет. Обсуждая внутрисемейные вопросы, а тем более грехи вашего мужа (побил, оскорбил) с подругой или кем-либо иным, вы совершаете грех. В вашем случае, когда вы не можете самостоятельно найти выход из сложившегося в голове эмоционального тупика, возможно краткое, без подробностей обсуждение происходящего с наиболее близким вам человеком, дабы найти выход и верно сформулировать свое отношение к происходящему.

Я замужем за мусульманином, сама тоже практикующая мусульманка. У моего супруга есть друзья, которые читают намаз, но их супруги не читают.

Насколько я знаю, в Исламе женщинам не положено сидеть с немахрам мужчинами за одним столом. Порой его друзья приглашают нас в гости, где все сидят за одним столом. С точки зрения шариата, как вы считаете: нужно оставаться дома или идти в гости? Айсулу.

Можно идти в гости, главное — чтобы у вас был прикрыт аурат.

1. Если жене предложили работу, при выполнении которой ей придется находиться рядом с посторонним мужчиной наедине, в одном кабинете, как быть? Запретить? По милости Всевышнего нет острой необходимости супруге выходить на работу, так как моего заработка хватает, но она добровольно изъявила желание работать, аргументируя тем, что не хочет засиживаться дома, хочет развиваться, общаться с людьми и т. д. Супруга пока не начала соблюдать религиозную практику. Наши дети (дочке 4 года, сыну 2,5) ходят в садик. Что можете посоветовать?

2. Нужно ли детям ходить в детский сад или лучше самим ими заниматься дома? Лично я сторонник того, чтобы супруга занималась детьми и была дома, так как никто лучше нее не знает, что хорошо для наших детей. Но ей не хочется целый день проводить дома, она часто жалуется на это, устает от двоих детей. Я ее понимаю. Можно пригласить помощницу, чтобы она помогала ей по дому. Я не хочу на нее сильно давить и запрещать ей все. Подскажите, пожалуйста, с религиозной точки зрения и из собственного опыта, как нам быть?

3. Возможно, вы знаете, что у казахов есть такая традиция: единственный или младший сын должен остаться жить со своими родителями. Это мой случай, я — единственный сын. Мы с женой и детьми живем вместе с моими родителями. Хотя возможность жить отдельно от них у нас есть. Отцу до пенсии еще десять лет, и родители хорошо обеспечены.

Я полтора года назад стал религиозно-практикующим и стараюсь по возможности приобщать жену, детей к следованию канонам, но мои родители категорически против этого. Дочь и сын пару раз видели меня молящимся, и дочка спросила, что и зачем я делаю. Я постарался ей объяснить, и она начала за мной повторять. В один прекрасный день она достала свое полотенце, расстелила на полу перед моими родителями и, приняв соответствующею позу, начала объяснять своему младшему братику, как надо молиться. Родители, мягко говоря, были не в себе. Мама на меня конкретно наехала после этого. Мол, детям голову не забивай. Даже настояла на том, чтобы я поставил защелку на дверь и закрывался во время намаза. Пока не хватает опыта, не знаю, как все устроить. Если уйти и жить отдельно, родители обидятся. А так хочется открыто говорить, объяснять своим детям об Исламе, потихоньку закладывать основу. С родителями на эту тему пару раз пытался заговорить, но они категорически не желают слушать. Говорят, что я не развиваюсь, а наоборот — возвращаюсь в Средневековье. Они не отрицают Бога, верят, но не видят необходимым практиковать религию, даже Коран в руки брать не хотят.

1. Советую активно заниматься развитием детей. Когда им исполнится по 13–15 лет и они благополучно будут обучаться в хорошем лицее или, например, перейдут в то образовательное учреждение, которое откроет им перспективы получения образования за границей, и дети будут уже сформированными личностями со своей системой ценностей и авторитетов, а также каждодневной дисциплиной, тогда вы, родители, можете отпустить их в свободное плавание, которое активизирует их рост и развитие в том направлении, которое было задано в семье, в первую очередь — вашей супругой. Активно развивая детей, используя при этом умные книги, тренинги и технологии, жена возымеет перспективу и собственного серьезного интеллектуального и эмоционального развития. Это — тяжелый труд, но он окупится сторицей и в земной обители, и в вечной. Развивая детей духовно, она и сама вырастет духовно, побуждая малышей к физическому развитию, дисциплинирует и себя в вопросах каждодневных физических нагрузок, являя собой тем самым живой пример всестороннего развития.

Желание устроиться на работу на данном этапе в ее случае — это желание тусоваться и наряжаться для кого-то. Через несколько лет она поймет, что это было серьезной ошибкой, а возможность наверстать упущенное уже более не представится.

До момента, когда детей можно пустить в свободное плавание, предстоит работа с ними. Десять лет интенсивных вложений дадут серьезные дивиденды (с Божественного на то благословения). Затем, уже имея серьезный опыт развития и становления личности, можно включаться в процесс карьерного роста, устраиваться на работу либо организовывать собственное дело.

2. Детский сад важен для развития ребенка. Но не нужно ограничиваться лишь им, вечером и в выходные развитие продолжается уже в домашних условиях. Днем супруга может спокойно заниматься решением бытовых и хозяйственных вопросов, а также должна вовремя отдыхать и всесторонне развиваться, дабы вечером быть эмоционально сдержанной и мудрой во взаимоотношениях с мужем и детьми.

3. Для вашей семьи будет правильным жить отдельно, например неподалеку. Будете навещать родителей по праздникам и в выходные дни. Говорю я это больше не из-за их мнения о религии, я скорее имею в виду создание долгосрочных и гармоничных отношений в вашей семье. Родители, вы и ваши дети — три разных поколения, а этапы развития сегодня исчисляются уже не веками, а 5–10 годами. Учитывайте это. Следует уважать родителей и почитать, но быть на привязи у кого-либо не стоит.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Таков смысл слов, проговоренных пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует).

[3] Исключение — когда она лично и без принуждения одобряет это и согласна с этим.

Кстати сказать, ваш муж, являясь состоявшимся и обеспеченным, надеюсь, подарил вам щедрый свадебный подарок?

Бывают внутрисемейные темы или вопросы, касающиеся, например, здоровья, интимных отношений, деловых качеств и т. п., которыми делятся друг с другом муж и жена и которые должны оставаться только между ними. Так вот, если муж или жена сделают достоянием других такого рода сведения, то это расценивается как весьма пагубный грех, с которым человек предстанет в Судный День пред Богом далеко не в лучшем виде. Исключением являются медицинские или иные консультации.

Какие обязанности и права имеет муж по отношению к жене, и какие обязанности и права жены по отношению к мужу?

Какие обязанности и права имеет муж по отношению к жене, и какие обязанности и права жены по отношению к мужу?

Ва алейкум ас-салям ва рахматуллах ва баракатух.

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику. Дорогой брат Абдуррахман, благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь.

Во-первых, заметим, что в исламе брачный союз мужчины и женщины – это не только финансовая и физическая договоренность о совместной жизни, но священный договор, дар от Бога, позволяющий им жить в счастье и радости и продолжать род. Основная цель брака в исламе – формирование супружеских отношений, основанных на спокойствии и взаимном участии. Для достижения этой важной цели ислам определил ряд прав и обязанностей как для мужа, так и для жены. Набожность – это основа для выбора спутника жизни. В Коране и Сунне есть много положений, которые предписывают доброту и справедливость, сострадание и любовь, терпение и благонравие. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

Он также сказал:

Роль мужа зиждется на том нравственном принципе, что он обязан перед Аллахом по-доброму, почтительно и терпеливо относиться к жене, либо по-хорошему освободить ее от брачных уз, не причиняя ей вреда или страданий. Всевышний Аллах говорит:

Роль жены изложена в аяте таким образом, что у женщин есть как права, так и обязанности, назначенные по справедливости, но у мужчин над ними степень. Всевышний Аллах говорит:

Мусульманские ученые обычно трактуют эту степень, основываясь на другом аяте, где среди прочего сказано, что мужчины являются опекунами и защитниками женщин, потому что Аллах сделал так, что одни превосходят других, и потому что мужчины расходуют из своих средств. Всевышний Аллах говорит:

А – Права жены и обязанности мужа

Поскольку Коран и Сунна Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) предписывают достойное отношение к женщинам, следовательно, муж обязан:

- Обращаться со своей женой достойно и справедливо. Всевышний Аллах говорит:

- Обеспечивать полное содержание жены, исполняя эту обязанность с радостью и без упреков. Всевышний Аллах говорит:

Материальное содержание жены

Материальное содержание жены означает ее непреложное право на дом, одежду, питание, а также заботу со стороны мужа и благополучие в широком смысле.

1. Место проживания жены должно быть таким, чтобы обеспечить ей надлежащий уровень уединенности, комфорта и независимости. Конечной целью при этом должны быть благополучие жены и стабильность брака.

2. Это же самое касается одежды, питания и общей заботы. Жена имеет право быть одетой, накормленной и ухоженной мужем сообразно его средствам и ее образу жизни [т.е. сообразно тому, к чему она привыкла, живя с родителями]. Эти права жены необходимо исполнять без расточительности или жадности.

Нематериальные права жены

Законом Господа мужу предписано следующее:

1 – Справедливо относиться к своей жене;

2 – Уважать ее чувства, выявлять к ней свое внимание и доброту;

3 – Не выявлять к ней антипатии, не порождать в ней беспокойство или неуверенность;

4 – Не удерживать ее из зловредности или [желания] ограничить ее свободу;

5 – Позволить ей просить свободы от брачных уз, если он ее не любит или не симпатизирует ей.

Б – Обязанности жены и права мужа

Основная обязанность жены как партнера по супружеским узам – вносить свою лепту в успешность брака. Она должна стараться обеспечивать комфорт и благополучие для своего мужа. Она не должна обижать его или задевать его чувства. Об этом как нельзя лучше сказано в Коране – на примере людей, которые возносят Аллаху такие мольбы:

"Господи наш! Даруй нам отраду глаз в наших женах и потомках и сделай нас образцом для богобоязненных" (Коран, 25:74).

Из этой основной обязанности проистекают все остальные обязанности жены. Чтобы исполнить ее, жена должна:

1. Быть верной, достойной доверия и честной;

2. Не обманывать своего супруга, чтобы не лишать его законного потомства;

3. Не позволять другим иметь доступ к тому, что является правом ее мужа, т.е. к интимным отношениям;

4. Не принимать в доме мужа тех людей, которые ему не нравятся;

5. Не принимать от них подарки без его согласия, чтобы избежать зависти, подозрительности, слухов и т.д., и чтобы соблюсти честность по отношению к обеим сторонам;

6. Муж доверяет жене то, что он имеет. Если у нее есть доступ к чему-либо из этого или если муж доверил ей какие-то деньги, она должна распоряжаться ими мудро и бережливо. Она не должна одалживать или раздавать какую-либо часть этих денег без его разрешения;

7. Стараться быть для мужа желанной, привлекательной, отзывчивой, общительной;

8. Не отказывать мужу, ибо Коран говорит о них (супругах) как об успокоении друг для друга, при этом, разумеется, учитывая физиологические (здоровье) и моральные (благопристойность) аспекты;

Ислам наделяет супругов определенными правами по отношению друг к другу.

Так, основными правами жены являются:

1) Содержание ( نَفَقَةٌ ), что, в свою очередь, включает в себя 4 основы вещи:

  • Жильё (включая все сопутствующие расходы)
  • Достойное питание
  • Одежда
  • Лечение (в случае необходимости)

Аллах говорит в Кур’ане:

Этот широкий по смыслу приказ побуждает мужей бояться Аллаха и относиться к своим супругам по-доброму и с уважением, давая им их материальные права, по мере своих сил, в полном объеме.

Ученые не перестают разъяснять, что неотъемлемым правом жены является, в частности, право на отдельное жильё.

Особо нужно упомянуть, что уходя из дома, супруг не должен оставлять свою жену в состоянии фитны.

Так, недопустимой является ситуация, при которой жена, в отсутствие мужа, вынуждена находиться в одном жилище с мужчиной, который не является ей махрамом (брат мужа, дядя и так далее).

Кроме этого, зачастую случается так, что супруг селит свою жену и детей в одном жилье со своими родителями. Необходимо отметить, что в этом нет проблем, если жена не возражает против этого и если ей удается ладить с родственниками мужа.

Однако, к сожалению, нередки случаи, когда по причине тяжелого характера и придирчивости, родители супруга оказывают постоянное давление на его жену, как бы она не старалась со своей стороны избежать этого. Подобное положение дел также может приводить к фитне.

Важно знать, что в подобной ситуации, супруга не обязана проживать с родителями или другими родственниками мужа (особенно теми, кто не являются ей махрамами!).

Вместе с этим, если родители мужа находятся в преклонном возрасте и требуют постоянного ухода, то в случае, если жена не возражает, нет проблем проживать вместе с ними.

Однако, идеальной является ситуация, при которой супруги и их родители в преклонном возрасте, будут проживать в двух отдельных жилищах, которые располагаются по соседству, в непосредственной близости друг от друга.

Конечно, если супруг испытывает временные материальные трудности и временно не способен обеспечить жену отдельным жильем, то будет лучше, если жена проявит прекрасное терпение. Но это вовсе не означает, что её муж может удовлетвориться для неё таким положением и оставить усилия по обеспечению этого первостепенного права своей супруги.

Что касается материального обеспечения жены, то Аллах говорит в Кур’ане:

الرِّجَالُ قَوَّامُونَ عَلَى النِّسَاءِ بِمَا فَضَّلَ اللَّهُ بَعْضَهُمْ عَلَى بَعْضٍ وَبِمَا أَنفَقُوا مِنْ أَمْوَالِهِمْ

وَعَلَى الْمَوْلُودِ لَهُ رِزْقُهُنَّ وَكِسْوَتُهُنَّ بِالْمَعْرُوفِ لَا تُكَلَّفُ نَفْسٌ إِلَّا وُسْعَهَا

Сообщается, что Му’авия бин Хайда, да будет доволен им Аллах, сказал:

قُلْتُ : يَا رَسُول الله ، مَا حق زَوجَةِ أَحَدِنَا عَلَيهِ ؟ قَالَ : أنْ تُطْعِمَهَا إِذَا طعِمْتَ ، وَتَكْسُوهَا إِذَا اكْتَسَيْتَ

При этом материальное обеспечение муж должен обеспечивать жене в соответствии со своим достатком. Иными словами, питание и прочее обеспечение может быть скромным, если супруг не богат. Однако будет неправильным держать жену в излишне аскетичных условиях, при наличии возможности обеспечивать ей более комфортные бытовые условия.

Обязанностью мужа так же является обеспечить супруге и детям, в соответствии со своими возможностями, всё необходимое лечение, если они вдруг заболеют.

2) Жена имеет право на хорошее обращение со стороны супруга .

Аллах говорит в Кур’ане:

وَلَهُنَّ مِثْلُ الَّذِي عَلَيْهِنَّ بِالْمَعْرُوفِ

Приказ Аллаха относиться к женам хорошо, является широким приказом, который охватывает все аспекты супружеских отношений. Так, жена имеет право на уважительное и доброе отношение, исключающее притеснение, придирки или унижение её достоинства со стороны мужа.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха ﷺ сказал:

اسْتَوْصُوا بالنِّساءِ خَيْراً ؛ فَإِنَّ المَرْأَةَ خُلِقَتْ مِنْ ضِلَعٍ ، وَإنَّ أعْوَجَ مَا في الضِّلَعِ أعْلاهُ ، فَإنْ ذَهَبتَ تُقيمُهُ كَسَرْتَهُ ، وَإنْ تَرَكْتَهُ ، لَمْ يَزَلْ أعْوجَ ، فَاسْتَوصُوا بالنِّساءِ

Этот великий по смыслу хадис призывает мужей быть более терпимыми по отношению к своим женам. Аллах указывает на то, что женщины созданы другими, нежели мужчины: у них есть своё, особое от мужского, видение на вещи и специфические, присущие только им, черты характера. Как результат, мужчина должен учитывать это и реагировать на те аспекты её поведения, которые порой могут показаться ему неуместными, более чутко, взвешенно и терпимо.

Мужчине нужно научиться не акцентировать своё внимание и не зацикливаться на том, что иногда не нравится ему в своей супруге, а вместо этого ценить её достоинства.

Так, передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха ﷺ сказал:

لاَ يَفْرَكْ مُؤْمِنٌ مُؤْمِنَةً إنْ كَرِهَ مِنْهَا خُلُقاً رَضِيَ مِنْهَا آخَرَ

Сообщается, что Му’авийа бин Хайда, да будет доволен им Аллах, сказал:

قُلْتُ : يَا رَسُول الله ، مَا حق زَوجَةِ أَحَدِنَا عَلَيهِ ؟ قَالَ : أنْ تُطْعِمَهَا إِذَا طعِمْتَ ، وَتَكْسُوهَا إِذَا اكْتَسَيْتَ ، وَلاَ تَضْرِبِ الوَجْهَ ، وَلا تُقَبِّحْ ، وَلا تَهْجُرْ إلاَّ في البَيْتِ

Мы видим, как посланник Аллаха ﷺ запрещает мужьям сквернословить в адрес своих жен и, тем более, не опускаться до того, чтобы наносить ей побои по лицу, что является тяжким грехом.

Под запретом отворачиваться, здесь имеется ввиду оставление жены без помощи и поддержки в тех вопросах, относительно которых она её просит. Даже если супруги находятся в ссоре и муж чем-то недоволен, он не должен полностью бойкотировать жену, вымещая на ней таким образом своё недовольство и ставя в трудное положение.

Передают со слов ‘Амра бин аль-Ахваса аль-Джушами, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как во время прощального паломничества пророк ﷺ сделал следующую проповедь:

ألا وَاسْتَوصُوا بالنِّساءِ خَيْراً ، فَإِنَّمَا هُنَّ عَوَانٍ عِنْدَكُمْ لَيْسَ تَمْلِكُونَ مِنْهُنَّ شَيْئاً غَيْرَ ذلِكَ إلاَّ أنْ يَأتِينَ بِفَاحِشَةٍ مُبَيِّنَةٍ ، فَإنْ فَعَلْنَ فَاهْجُرُوهُنَّ في المَضَاجِع ، وَاضْرِبُوهُنَّ ضَرباً غَيْرَ مُبَرِّحٍ ، فإنْ أطَعْنَكُمْ فَلا تَبْغُوا عَلَيهنَّ سَبيلاً ؛ ألاَ إنَّ لَكُمْ عَلَى نِسَائِكُمْ حَقّاً ، وَلِنِسَائِكُمْ عَلَيْكُمْ حَقّاً ؛ فَحَقُّكُمْ عَلَيهِنَّ أنْ لا يُوطِئْنَ فُرُشَكُمْ مَنْ تَكْرَهُونَ ، وَلا يَأْذَنَّ في بُيُوتِكُمْ لِمَنْ تَكْرَهُونَ ؛ ألاَ وَحَقُّهُنَّ عَلَيْكُمْ أنْ تُحْسِنُوا إِلَيْهِنَّ في كِسْوَتِهنَّ وَطَعَامِهنَّ

« Всегда обходитесь с жёнами хорошо, ибо, поистине, они — ваши пленницы, и вы не имеете права ни на что иное, разве что сделают они что-нибудь явно непристойное.

Если же они допустят нечто подобное, то не разделяйте с ними ложа и бейте их, но не жестоко, а если они станут повиноваться вам, то не предпринимайте ничего против них.

Поистине, есть у вас права на ваших жён и у ваших жён есть права на вас. Вы вправе требовать от них, чтобы они не позволяли садиться на ваши ложа тем, кто вам не нравится, и не позволяли входить в ваши дома тем, кого вы не желаете видеть.

Исходя из этого известного хадиса, в случае, если супруга допускает явные проступки и упорствует в этом, несмотря на разъяснения мужа, он имеет право, в воспитательных целях, предпринять последовательно следующие меры:

  • В первую очередь, муж может оставить свою жену на супружеском ложе, чтобы тем самым дать ей понять глубокую степень его порицания относительно её проступков. К этой мере супруг должен прибегать только после всестороннего разъяснения своих претензий своей жене так, чтобы ей стала хорошо понятна их суть. При этом, оставление супруги на ложе не должно перерастать в полный бойкот, при котором муж перестает с ней разговаривать и выполнять свои прочие бытовые обязанности.
  • Если и это не принесет результата, то тогда муж имеет право прибегнуть к крайней мере — слегка наказать свою жену рукой. При этом подобная мера ни в коем случае не должна превращаться в избиение, при котором жена может получить какие-либо травмы или синяки. Переходить эту грань муж не имеет право ни при каких обстоятельствах, помня о том, что и эта мера является крайней.

Это положение хорошо разъясняется в следующем хадисе.

Сообщается, что Иййас бин ‘Абдуллах бин Абу Зубаб, да будет доволен им Аллах, сказал:

قَالَ رَسُول الله — صلى الله عليه وسلم

لاَ تَضْرِبُوا إمَاء الله. فجاء عُمَرُ — رضي الله عنه — إِلَى رسولِ الله — صلى الله عليه وسلم — ، فَقَالَ : ذَئِرْنَ النِّسَاءُ عَلَى أزْوَاجِهِنَّ ، فَرَخَّصَ في ضَرْبِهِنَّ ، فَأطَافَ بآلِ رَسُول الله — صلى الله عليه وسلم — نِسَاءٌ كَثيرٌ يَشْكُونَ أزْواجَهُنَّ ، فَقَالَ رَسُول الله — صلى الله عليه وسلم — لَقَدْ أطَافَ بِآلِ بَيتِ مُحَمَّدٍ نِسَاءٌ كثيرٌ يَشْكُونَ أزْوَاجَهُنَّ لَيْسَ أولَئكَ بخيَارِكُمْ

Обратите внимание, как пророк ﷺ указал сподвижникам на то, что излишне сильное побиванние женщины, которое приводит к её жалобам, является упущением для мужчины.

Уместно будет упомянуть, что сам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не прибегал к такой крайней мере в отношении своих жен, что несомненно является лучшим путём и примером для каждого из братьев.

И это неудивительно, ведь передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха ﷺ сказал:

أكْمَلُ المُؤمِنِينَ إيمَاناً أحْسَنُهُمْ خُلُقاً ، وخِيَارُكُمْ خياركم لِنِسَائِهِمْ

3) Пожалуй самой важной и приоритетной обязанностью мужчины по отношению к своей семье в целом и к своей жене в частности, является обучение их религии Аллаха .

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

طَلَبْ العِلْمِ فَرِيضَةٌ عَلَى كُلِّ مُسْلِمٍ

Этот приказ носит общий характер и касается как мужчин, так и женщин. При этом мужчина, беря женщину в жены, берет на себя ответственность относительно обучения её Исламу. Так, всевышний Аллах сказал в Кур’ане:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا قُوا أَنفُسَكُمْ وَأَهْلِيكُمْ نَارًا وَقُودُهَا النَّاسُ وَالْحِجَارَةُ

Также сказал посланник Аллаха ﷺ:

كُلُّكُمْ رَاعٍ ، وَكُلُّكُمْ مَسْؤُولٌ عَنْ رَعِيَّتهِ : الإمَامُ رَاعٍ وَمَسؤُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ ، وَالرَّجُلُ رَاعٍ في أهلِهِ وَمَسؤُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ

Таким образом мы видим, что обязанностью каждого мужчины является, по мере своих сил, оберегать свои семьи от гнева Аллаха. А сделать это можно не иначе как обучая свою супругу и детей Исламу, советуя как можно наилучшим образом соблюсти Его ограничения и подавая в первую очередь свой личный пример.

И действительно, финансовое обеспечение семьи и хороший нрав по отношению к ней — являются обязательными. Но будет ли этого достаточно, если по причине упущений в делах религии, кто-то из членов семьи попадет под гнев Аллаха и окажется в Огне? Конечно нет!

Поэтому, приоритетное отношение к изучению религии Аллаха, организация которого лежит на главе семьи и является его обязанностью, очевидна для каждого разумного мусульманина.

4) Ещё одним фундаментальным правом жены является то, что муж не будет беспричинно покидать её на супружеском ложе .

Аллах говорит в Кур’ане:

Этот аят с широким смыслом приказывает супругам жить друг с другом в гармонии, согласно обычаям, принятым среди людей.

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

والَّذِي نَفْسِي بيَدِهِ مَا مِنْ رَجُلٍ يَدْعُو امْرَأتَهُ إِلَى فِرَاشهِ فَتَأبَى عَلَيهِ إلاَّ كَانَ الَّذِي في السَّمَاء سَاخطاً عَلَيْهَا حَتَّى يَرْضَى عَنها

Это — один из хадисов, который устанавливает право мужчины на супружескую близость с женой. В отношении прав жены, нам этот хадис интересен в контексте ещё одного аята:

وَلَهُنَّ مِثْلُ الَّذِي عَلَيْهِنَّ بِالْمَعْرُوفِ وَلِلرِّجَالِ عَلَيْهِنَّ دَرَجَةٌ وَاللَّهُ عَزِيزٌ حَكِيمٌ

Получается, что мужчина имеет право на супружескую близость с женой, что подтверждается целым рядом достоверных хадисов. Соответственно, жена обязана удовлетворять в этом отношении своего супруга, не уклоняясь без уважительных причин. А поскольку аят 2:228 гарантирует жене те же права, что и обязанности, то это означает, что правом на супружескую близость наделена и она.

Исключением из этого общего положения является ситуация, обусловленная аятом:

وَاللَّاتِي تَخَافُونَ نُشُوزَهُنَّ فَعِظُوهُنَّ وَاهْجُرُوهُنَّ فِي الْمَضَاجِعِ وَاضْرِبُوهُنَّ فَإِنْ أَطَعْنَكُمْ فَلَا تَبْغُوا عَلَيْهِنَّ سَبِيلًا إِنَّ اللَّهَ كَانَ عَلِيًّا كَبِيرًا

Иными словами, муж имеет право покидать свою жену на супружеском ложе лишь в том случае, если она проявляет строптивость, а устные увещевания не оказывают на неё желаемого воздействия. Но и в этом случае, подобная крайняя мера не должна применяться под надуманными предлогами, а должна быть действительно обусловлена необходимостью.

Главной и единственной священной книгой мусульман является Коран. Это основа и для религиозных, и для государственных законов.

На Коране базируются законы шариата. И если вы хотите связать жизнь с человеком, который является мусульманином, то вам надо знать все, что предписывает Коран в таких случаях. Если вы представитель другой веры, то многие правила Корана могут быть вам не знакомы.


Что такое законы шариата

Это свод обязательных правил, регламентирующих юридические и морально-этические стороны жизни, которых должен придерживаться каждый мусульманин.

В исламе принято считать, что все души людей одинаковы, только тела разные. У каждого свои обязанности и права. Шариат содержит правила поведения супругов и их обязанности в семье.

Обязательные действия

Фарз айн

Обязанности мужа:

  • работать и обеспечивать содержание семьи;
  • обеспечивать супругу, быть с ней честным и справедливым, проявлять уважение и не проявлять насилие;
  • обеспечить жену отдельным домом или комнатой, одеждой и питанием;

Также муж должен искренне отдавать жене махр (то, что обещал ей при вступлении в брак).

Ваджиб

Это тоже обязательное требование. За выполнение человеку будет награда от Аллаха, невыполнение считается большим грехом.

  1. Женщина обязана подчиняться мужу, выполнять все, что ей предписано Кораном.
  2. Разведенная женщина или вдова должна одеваться скромно и не проявлять радости до истечения установленного срока.
  3. При разводе женщина обязана оставаться в доме мужа положенный срок, за исключением тех случаев, когда она подвергается опасности.
  4. Если муж уподобил супругу родственникам, то на него возлагается штраф.
  5. Если мужчина дал клятву не прикасаться к супруге 4 месяца, то ему придется нарушить данное слово и уплатить штраф.
  6. Если у мужчины 2 жены, то он обязан обеспечить им равные права.

Суннат

Это все то, что делал пророк Мухаммед. Человек за эти действия получит вознаграждение, в день суда пророк обеспечит защиту.

  1. Употреблять пищу вместе с супругой и детьми.
  2. Если мужчина имеет средства для содержания семьи, то он обязан жениться.
  3. Если девушка способна выполнять семейные работы, то обязана выйти замуж.
  4. Свадьба должна быть обнародованной, должен быть пир.
  5. Женщина обязана быть внимательной, стараться оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.
  6. Муж в хозяйственных вопросах должен советоваться с женой.

Мустахаб

Каждый человек обязан делать все то, что делал пророк. За это будет вознаграждение, за невыполнение придется отвечать в день суда.

  1. Оба супруга обязаны проявлять уважение по отношению к родственникам друг друга.
  2. Женщина после родов и во время месячных не должна носить новую одежду. Мужу при этом нельзя ночевать вместе с женой.
  3. Мужчина должен иметь опрятный вид, чтобы хорошо выглядеть перед супругой и своими друзьями.
  4. Женщина даже находясь дома должна хорошо выглядеть.
  5. Жених должен увидеть невесту перед свадьбой.

Мубах

В это правило входят действия, которые можно выполнять, но не обязательно – невыполнение не будет считаться грехом.

  1. Супругам видеть любые органы друг друга.
  2. Разводиться, если есть веские причины, не противоречащие нормам ислама.

Харам

Это все, что категорически запрещено и осуждается шариатом. Тот, кто выполнит такое действие, считается большим грешником. Кто не будет этого делать – получит награду от Аллаха. Харам делится на 2 вида.

Харам зулми

Это любое действие, в результате которого страдают другие люди, кроме самого виновника.

  1. Подозревать, что отцом ребенка, которого родила супруга, является другой мужчина.
  2. Распространять лживые слухи о супругах, создавая им беспокойство.
  3. Заставлять свою супругу, детей и наемных работников делать то, что им не по силам.
  4. Серьезно наказывать домочадцев за мелкие провинности.
  5. Огорчать своего супруга.
  6. Мужчине, имеющему двух жен, проявлять несправедливость по отношению к одной.
  7. Выдавать девушку замуж против ее воли.
  8. Отлучаться на 4 месяца и больше, не встречаясь с супругой.
  9. Обещать жене не вступать с ней в интимную близость 4 месяца.
  10. Женщине навсегда уходить из дома мужа.
  11. Верную супругу подозревать в распутном поведении и обзывать оскорбительными словами.

В исламе женщина считается чистым и святым созданием! Поэтому она носит паранджу, чтобы никто не посмел посягнуть на нее! Каждый мужчина, который хочет выглядеть в глазах других людей истинным мусульманином, обязан уважать честь и достоинство женщины!

Харам гайри зулми

Это действия, наносящие вред самому человеку, которые их выполняет.

  1. Позволять супруге общаться с другими мужчинами.
  2. Жениться за определенный калым на определенный срок.
  3. Вступать в интимную близость с женой во время месячных и после родов.
  4. Иметь более 4 жен.
  5. Иметь двух и более жен, если не в состоянии их содержать.
  6. Разводиться в то время, когда у женщины месячные.
  7. Три раза подряд употреблять такие слова, которые означают развод.
  8. Мужу проявлять интерес к другим женщинам, а жене – к мужчинам.
  9. Быть посредником при прелюбодеянии.

Макрух тахрими

Это то, что запрещено пророком.

  1. Мужчине специально жениться на бесплодной женщине.
  2. Девушку выдавать замуж за пожилого мужчину.
  3. Молодому мужчине жениться на пожилой женщине.

В общинах мусульман действуют специальные шариатские суды, которые рассматривают конкретно семейные дела. Развод в исламе в принципе не запрещен, но он считается таким действием, которое не приветствуется Аллахом. Поэтому поссорившихся супругов стараются помирить любыми способами, а уже потом разрешают развод.

Шариатом предусмотрены все действия, которые в жизни может совершить мужчина или женщина. Поэтому человеку другой веры, который хочет заключить брак с мусульманином (мусульманкой), рекомендуется внимательно изучить требования Корана.

Читайте также: