Искусство как особая сфера человеческой культуры искусство и творчество разграничение понятий

Обновлено: 30.06.2024

Искусство - специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Потребность передать будущим поколениям свой духовный опыт - одно из обстоятельств, породивших эстетическое отношение к миру. Из этого возникло искусство.

Предмет искусства - человек, его отношения с окружающим миром и др. индивидами, жизнь людей в определенных исторических условиях. Искусство через прекрасное призвано гармонизировать человеческий мир и способствовать единению людей.

Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой. Виды искусств:

Архитектура (зодчество) - система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни человека.

Живопись - отображение жизни на определенной поверхности при помощи цвета.

От живописи следует отличать графику, которая тоже связана с изображением на плоскости, но ее произведения, как правило, выполняются на бумаге, меньше по формату и легче перемещаются в пространстве.

Скульптура - произведения имеют физически материальный, предметный объем и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве.

Декоративно-прикладное искусство - вид изобразительного искусства, связанный с бытовыми нуждами людей.

Литература - действительность в словесно-письменных образах.

Музыка - действительность в звуковых художественных образах.

Театр-сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

Цирк - искусство акробатики, эквилибристики, гимнастики, пантомимы, жонглирования, фокусов, клоунады, музыкальной эксцентрики, конной езды, дрессировки животных.

Балет - вид искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.

Кино - вид искусства, произведения которого создаются с помощью киносъемки реальных, специально инсценированных или воссоздаваемых событий средствами мультипликации.

Фотоискусство - искусство создания химико-техническими средствами зрительного образа, с достоверностью запечатляющего существенный момент действительности.

Эстрада - вид искусства, включающий в себя малые формы драматургии, музыки и хореографии, произведения которого представляет собой отдельные законченные номера.

Искусство полифункционально: оно выполняет в обществе множество функций.

- Общественно-преобразующая функция искусства проявляется в том, что оно, оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества.

- Утешительно-компенсаторная функция заключается в восстановлении в сфере духа гармонии, утраченной человека в реальной действительности. Своей гармонией искусство влияет на внутреннюю гармонию личности.

- Художественно-концептуальная - анализировать состояние окружающего мира.

- Функция предвосхищения - способность искусства предвосхищать будущее (фантастика).

- Воспитательная - отражает роль искусства в формировании целостной человеческой личности, чувств и мыслей людей.

- Внушающая - проявляется в воздействии искусства на подсознание людей, на человеческую психику.

- Эстетическая - это способность формировать эстетические вкусы и потребности человека, пробуждать в личности желание и умение творить по законам красоты.

- Гедонистическая -показывает особый, духовный характер искусства. Она опирается на идею самоценного значения личности и осуществляет ее, доставляя человеку радость эстетического наслаждения.

- Познавательно-эвристическая - показывает познавательную роль искусства и выражается в его способности к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке.

Предмет искусства - жизнь людей - чрезвычайно разнообразен. В отличие от различных общественных наук, изучающих отдельные стороны жизни людей, искусство исследует человека в целом и является особой формой познания окружающей действительности.

В современном обществе идут споры о судьбе искусства. Одни считают, что оно отживает свой век, не выдерживает конкуренции с техникой, наукой. Другие - что только искусство есть область деяний, достойная людей, и кто отвергают его, теряют человеческий облик. Искусство развлекает и дарит эстетическое наслаждение, улучшает общение, оказывает воспитательное воздействие на духовный облик человека.

Искусство — это практическая духовная деятельность по освоению и воплощению эстетических ценностей. Искусство есть ядро эстетической культуры , которая включает в себя эстетические ценно­сти, эстетические потребности и способности (эстетическое восприятие, эстетический вкус и эстетический идеал), деятельность по их освоению и воплощению, эстетическое воспитание. Эстетическая деятельность может быть и внехудожественной. Эстетические аспекты присутствуют в деятельности ученого, социально-преобразовательной деятельности, в быту, в спорте и т. п.

В истории человеческой культуры издавна сосуществовали, сталкивались, а порой и переплетались взгляды на искусство как подражание природе (мимезис) и его интерпретация как творческого самовыражения, знаково-символическая концепция искусства. То или иное понимание сущности искусства неотделимо от понимания мира, природы человека и взглядов на общество. В зависимости от понимания сущности искусства определяются его функции и происхождение .

В XVII в. теоретик эпохи классицизма Н. Буало также исходит из принципа подражания природе. Однако Буало, опираясь на идеи французского рационалиста Р. Декарта , его программу очищения разума от страстей, выдвигает идею подражания природе не в ее чувственно-вещных характеристиках, но в природе как постигаемой разумом структуре. Критерием красоты оказывается ясность, выявляемая только разумом. Соответственно, ведущим видом искусства классицизма оказывается литература. Нормативность, наличие строгих законов построения художественного произведения, включая единство места, времени, действия, требование тождества характеров, стремление изображать общее отличали теорию и практику искусства классицизма. Искусство изображает не человека, а идею его характера — тип человека. Тартюф Мольера — это лицемерие, Гарпагон — скупость, Журден — глупость. Изображая человеческие типы — воплощения долга, патриотизма, героизма, искусство дает человеку ясные образцы, на которые он должен ориентироваться в жизни. Особая модель человека Нового времени, согласно которой познавательная способность тождественна сущности человека, опре­деляет и воспитательное назначение искусства.

2. Происхождение искусства

Проблема происхождения искусства имеет два аспекта:

• специальный , связанный с исследованием конкретных условий времени и места появления той деятельности, которая называется художественной;

• философско-эстетический , неотделимый от понимания сущности искусства, его связи с процессом становления специфически человеческого отношения к миру.

Данные археологии (прежде всего открытие в конце XIX в. в Испании в пещере Альтамира первых наскальных росписей), этно­графии, языкознания (обнаружение в традиционном народном творчестве архаических слоев художественной культуры) послужили опытной базой для появления четырех основных концепций происхождения искусства.

Сторонники биологизаторской концепции , выдвинутой еще Ч. Дарвином , усматривают исток искусства в потребности привлечь внимание живого существа противоположного пола, всячески украшая себя . К биологизаторской концепции искусства с известными оговорками можно отнести и психоаналитическую теорию З. Фрейда. Искусство возникает из аффективных конфликтов психики; искусство — форма вытеснения и видоизменения влечений человека, т. е. форма сублимации (использование энергии элементарных влечений для более высоких целей).

В рамках магической теории искусство оказывается формой магии , вплетенной в повседневную деятельность первобытного человека.

Теоретико-философское исследование проблемы происхождения искусства не ставит задачу определения времени возникновения искусства, оно лишь может выявить специфику того отношения к миру, в рамках которого возникают виды деятельности, которые позже были названы художественными.

Особенностью первобытного мышления является отсутствие развитой способности к абстрагированию, обобщению, слитность мыслительной деятельности с эмоционально нагруженными поведен­ческими актами. Современный человек, в отличие от своего предка, способен отделить образ объекта, вызываемые им эмоции от деятельности по преобразованию этого объекта. Коллективные представления, в которые погружено сознание первобытного человека, не подчиняются закону противоречия, основываются на так называемой партиципации (сопричастности). Явления классифицируются не по объективным признакам, но по наличию в них сверхъестественных сил, что ведет к отождествлению самых разнообразных предметов и явлений, вещей и их наименований. Типичным проявлением такой причастности является тотемизм — вера в родственные связи, кровную причастность друг другу человеческого рода и какого-то животного, например крокодила, попугая, волка. Первобытное мышление не различает субъект и объект, материальное и идеальное, человека и природу, вещь и ее имя или изображение. В мертвом видится живое, и маска зверя, надетая для охотничьего танца, превращает танцора в самого зверя.

Подводя итоги, можно утверждать, что искусство не тождественно мифу, но выросло из универсальных структур мифологического освоения действительности, содержащего в себе познавательные, магические, игровые, предметно-деятельные моменты . Искусство до сих пор несет в себе­ элементы мифологического мышления; невозможно понять искусство, не учитывая его сходства с мифом.

3. Социокультурные функции искусства

4. Культурологический синтез

Ведущей современной тенденцией является стремление к единению различных форм культуры друг с другом.

Причина культурологического синтеза заключается в стремлении преодолеть кризисные явления в современном мировоззрении на основе сращивания различных (и часто несовместимых) форм культуры: философии, религии, искусства, науки, морали. Это отражает попытку универсализации частичного человеческого опыта.

Пограничные ситуации , с которыми неизбежно сталкивается человек, рассматриваются философом и теологом X. Тиллихом как по преимуществу религиозный опыт . Поэтому живопись, поэзия и музыка могут стать объектами теологии не с точки зрения эстети­ческой формы, а с точки зрения выражения пограничного опыта эстетическим способом . Именно поэтому художественные образы искусства в наибольшей мере способны выразить религиозное переживание мира человеком.

Однако художественное переживание как форма эстетического освоения мира существенно отличается от религиозного опыта. Эстетический опыт актуализирует творческое воображение человека, которое и концентрируется в сфере искусства, но не ограничивается им. Подлинное искусство связано с решением смысложизненных, экзистенциальных проблем человека и выходит за пределы индивидуального жизненного опыта. Художник посредством творческого воображения строит особую символическую реальность, которая не претендует на объективность. Эта реальность возникает всякий раз благодаря творческому воображению зрителя, читателя. Искусство не выдает свои образы за подлинную реальность, тогда как религиозные образы и символы утверждают реальность существования трансцендентного, сверхъестественного мира.

В экзистенциальном плане пересечение и соединение образов и приемов религиозного и художественного сознания бывает плодотворным. Великолепная храмовая архитектура, иконопись, живопись на религиозные сюжеты, художественная литература, использующая религиозную символику, — безусловные достижения творческого гения человека. Однако художественные произведения в религиозном культе являются не эстетическими, а религиозными символами, и обращаются не к эстетическим, а религиозным чувствам человека. Хотя по силе религиозные переживания сравнимы с катарсисом как высшим проявлением эстетического переживания.

Исторически наиболее тесно религия была сопряжена с моралью как особой формой коммуникативных отношений. Авторитет неинституализированных нравственных норм в значительной мере опирался на религиозную веру и религию как институт. Именно в этой сфере моральный поступок получал оценку и культурную санкцию. Нравственный проступок осознавался как грех. Таким образом, моральная оценка освобождалась от субъективности и ситуативности, и самое главное, постулат о свободе воли признавал моральный выбор как задачу, решить которую должен сам человек. Моральный субъект также не может быть принужден силой к выполнению нравственных норм, нравственность — результат свободного самоопределения человека.

В современных условиях расколотости культуры проблема внутрикультурного синтеза и межкультурного диалога приобретает планетарный, глобальный характер. С полным основанием можно сказать, что от развития способности человека к такому диалогу зависит само существование человечества.

Искусство – это область человеческой культуры, в которой с помощью знаков через конкретные образы мира выражаются его обобщенные смыслы, это часть культурного наследия цивилизации, проявляющаяся через произведения искусства. Искусство – это эстетическое явление, которое не берёт жизнь в её первоначальном виде, а преобразует её, трансформирует и создаёт, типизируя художественные образы. Главная особенность, отличающая искусство от других форм общественного сознания, – это эстетическое отношение человека к действительности.

  • творческая деятельность, связанная с образным отражением действительности;
  • отдельная отрасль творческой художественной деятельности (например, живопись, кинематография и др.);
  • способность или умение в любом деле (искусство диалога, искусство преподавания и т. п.);

По мнению искусствоведов, понятие искусства невозможно определить полностью, потому что его границы постоянно переопределяются и в любой момент может появиться произведение, не укладывающееся в произвольно принятое закрытое определение. Искусство выполняет различные функции, в том числе эстетические, социальные, дидактические и терапевтические, но они не составляют его сущности.

Подходы к определению искусства

Существует два главных подхода к определению искусства:

Согласно договорному подходу, отношение к чему-либо как к искусству обусловлено общественным договором, традиции, но не какими-либо неизменными свойствами человека или окружающей среды. Только опираясь на предыдущие традиции, закреплённые в общественном сознании представления или мнение авторитетов, можно утверждать, что является эстетическим, а что нет (а, значит, что является искусством, а что нет).

Эстетический подход основывается на идее, что эстетическим, а, следовательно, и художественным, есть всё то, в чём форма соответствует содержанию или определённым универсальным, независимым от человека законам. Традиция или мнение авторитетов не задают рамок эстетического, а лишь указывают в каких областях культуры понятие эстетического может применяться.

В более узком смысле, искусство – это процесс художественного творчества и его результаты (живопись, поэзия, музыка, танец и т. д.).

Функции искусства

Функции искусства

Искусство охватывает широкий спектр человеческой деятельности, творчества и способов выражения, включая музыку, литературу, кино, фотографию, скульптуру и живопись. Смысл искусства рассматривается в разделе философии, известном как эстетика, и даже в таких дисциплинах, как история и психология. Цель искусства – художественное и эстетическое овладение миром, жизнью человека и окружающей средой.

Искусству приписывают выполнение ряда функций в жизни человека и общества:

Искусство способствует полному развитию человека, его эмоциональному состоянию, интеллектуальному росту и позволяет ему опираться на накопленный многовековой культурный опыт и мудрость человечества. В основе искусства – своеобразный герой, потрясённый страданиями, восторженной радостью, разочарованиями. Этот герой является источником эстетического восторга. Этот восторг проникает в сознание людей через систему символов с уникальным художественным образом, посредством особого художественного языка.

Характеристики искусства

Характеристики искусства

Определяющей характеристикой искусства является то, что оно символически отображает вещи, существа, явления конкретной действительности, соединённые с определёнными обобщёнными смыслами. Такие знаки называются художественными образами. Каждый художественный образ сочетает тот или иной фрагмент действительности с универсальными значениями.

Искусство во всех своих формах так или иначе создаётся человеком для человека, а художественно-творческая деятельность конкретного лица имеет основания в историко-культурном опыте человечества.

По словам Юрия Лотмана, искусство создаёт дополнительный слой реальности, в котором даёт человеку больше свободы. Искусство позволяет экспериментировать, изображать несуществующее или невозможное.

Область искусства из-за своей знаково-символической природы всегда включает чувство отстранённости, а это неизбежно вводит механизм этической оценки.

Некоторые исследователи сближают искусство с деятельностью животных, таких как пчёлы, термиты или птицы, когда те создают геометрически правильные объекты вроде сот, гнёзд, или выдают красивое для человека пение, подражают звукам, движениям. Однако, такая деятельность обусловлена инстинктом, тогда как искусство создаётся как проявление свободы. Поэтому искусство присуще только лишь человеку.

В основе произведения искусства – судьба личности, социальные отношения и действия людей, взятые в определённом историческом контексте. Они обработаны воображением художника и представлены в виде художественных образов. Способ описания произведения, структурный облик, материальная основа художественного образа определяют особенности искусства.

Споры по поводу определения функции искусства, специфики общественного сознания как особой формы человеческого познания или определения его смысла и значения в жизни человека не прекратились в истории культуры.

Виды искусства

Виды искусства

Художественная деятельность человека развивается в различных формах и распределяется по видам и жанрам искусства.

Традиционное деление включает:

  • литературу – поэзию, драму, исторический перевод и т. д., зафиксированные в устной или письменной речи;
  • изобразительное искусство – изображение на плоскости или в пространстве; его современные формы – кинематограф, видео, фотография;
  • живописное искусство – изображения, выполненные на плоскости согласно законам перспективы, линии, цвета, светотени;
  • графическое искусство – изображения, выполненные линиями, штрихами на плоскости (например, гравюра, каллиграфия, плакат);
  • пластическое искусство – объёмные изображения, такие как скульптура, барельеф, выполненные из материалов, которым может предаваться разная форма;
  • декоративно-прикладное искусство – предметы быта, которым помимо практической ценности, предоставляется и эстетическая, например, украшенная мебель, резная, чеканная или художественно эмалированная посуда, художественное стеклодувство, мозаика и т. п. (декоративно-прикладное искусство часто является национальным по своей природе);
  • сценическое искусство – создание художественного образа движениями, мимикой, жестами, языком, игрой на музыкальных инструментах для публики (например, театр, танец, пение);
  • музыка – организация звуков, прежде всего музыкальных инструментов и голоса, в соответствии с той или иной эстетикой;
  • архитектура – формирование пространственной среды для жизни и деятельности человека (выделяется общественная, жилая и производственная архитектура).

Это деление, впрочем, равно применимо ко всему искусству. Так, древнее искусство было синкретическим – объединяло различные способы воплощения художественного образа и формы чувственного восприятия в едином действии. Современное искусство возвращается к синкретизму, а научно-технический прогресс обусловил появление искусства, создаваемого и транслируемого электронными техническими средствами – медиаискусства.

Сегодня чаще всего искусство делится на 6 частей: литературу, изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, сценическое искусство, музыку и архитектуру.

Живопись занимает центральное место в триаде изобразительного искусства (наряду с графикой и скульптурой). Она подразделяется на станковую живопись (на холсте, доске, картоне) и монументальную живопись (произведения размещаются на прочной архитектурной основе). Важнейшие средства выражения – композиция, изображение и цвет.

Скульптура – это вид искусства, произведения которого создаются путём вырезания, резки, лепки, ковки, литья или иного изображения людей, животных и других природных объектов в их материальных, телесных формах.

Архитектура как вид искусства пытается использовать различные строительные материалы и конструкции ради организации пространства для использования человеком. Первоначально архитектура означала постройки только для жилья, однако со временем превратилась в искусство. В настоящее время архитектура направлена на создание культовых сооружений для военных объектов, общественных зданий, спортивных и инженерных сооружений, транспортной инфраструктуры (городская архитектура, религиозная архитектура, ландшафтная архитектура и др.). Архитектура давно вобрала в себя различные навыки, такие как градостроительство, озеленение, работу в области здравоохранения. Специфика национального характера архитектуры обусловлена историческим развитием, культурой, экономикой, этническими и художественными традициями народа.

В балете представлены разные виды танца: классический, народно-сценический, ритмико-пластический, модерн и др. Это балеты-трагедии и балеты-комедии, балеты-спектакли и балеты-симфонии, сюжетные (близкие к драматическому спектаклю) и бессюжетные балеты, многоактные и одноактные балеты, хореографические миниатюры. В музыкально-хореографическом спектакле органично сочетаются музыка, танец, драматическое действие и элементы изобразительного искусства.

Опера – это жанр театральных постановок, в которых текст (называемый либретто) сочетается с музыкой (пение и музыкальное сопровождение) и сценическим действием с использованием костюмов и декораций. Выступления обычно даются в оперном театре с оркестром или небольшим музыкальным ансамблем.

Графическое искусство – это способ создания изображения с использованием широкого набора инструментов и техник. Инструменты для рисования включают графитный карандаш, перо и чернила, чернильную кисть, цветные карандаши, уголь, пастель и маркеры. Также широко используются цифровые инструменты, которые могут имитировать эффекты вышеупомянутых инструментов. К основным методам создания изображений относятся рисование линий, штриховку, использование зернистости, перемешивания и др. Изображение можно использовать непосредственно как иллюстрацию к чему-либо, для создания комиксов, анимационных фильмов и др.

Области искусства

Области искусства

  • фильм;
  • кабаре;
  • комикс;
  • литература;
  • музыка;
  • танцы;
  • игры;
  • театр;
  • балет;
  • опера;
  • театр абсурда;
  • политический театр;
  • народный театр;
  • танцевальный театр;
  • картина;
  • графика;
  • каллиграфия;
  • фотография;
  • архитектура;
  • скульптура;
  • татуировка;
  • керамика;
  • сценография;
  • индустриальный дизайн;
  • витраж;
  • флюксус;
  • граффити и др.

3 группы искусств

Согласно теории искусства, существует три основных группы искусств, в зависимости от материальной основы, на которой основано произведение искусства:

  • местные или пластические (живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура и т. д.), т. е. формы искусства, создающие художественный образ в пространстве;
  • сезонные (искусство речи и музыки), т. е. формы искусства, создающие художественные образы во времени;
  • пространственно-периодические (танцы, актёрское мастерство и смежные виды искусства – театр, кино, телевидение, эстрада, цирк и др.), т. е. искусства, создающие художественный образ в определённом временном пространстве.

Понимание феномена искусства в истории философии

Платон понимал искусство как подражание (мимезис) действительности, поэтому любое изображение уступает изображаемому. Произведения искусства более или менее точно повторяют форму, но не содержание, которое постигается не чувствами, а разумом.

Аристотель придерживался схожего мнения, однако видел в мимезисе способность к познанию. На его взгляд, эстетическим является то, что выражается мерой, числом, пропорциями. Поэтому интеллектуальная деятельность всегда подобна художественной: в искусстве происходит узнавание высшего совершенства, которое приносит радость.

По мнению Иммануила Канта, искусство – это вид репрезентации, направленной на саму себя, что побуждает культивировать умственные силы и дружеское общение.

Фридрих Гегель понимал искусство как чувственное выражение абсолютной истины. В противоположность Платону, Гегель считал, что художественная красота превосходит естественную, так как создаётся для выражения высшей истины, скрытой за чувственным опытом.

Позитивистская философия XIX в. и гегельянская эстетика утвердили представление об искусстве как отражении действительности. Зато романтические представления распространили взгляд на искусство как противоположность действительности.

Исторические определения искусства

Исторические определения искусства

Слово искусство (от лат. Ars, греч. Techne) в Древнем мире, в Античности означало знание строго определённых правил и следование им. Фактически, помимо живописи и скульптуры, искусство включало в себя множество ремёсел, таких как гончарное дело и ткачество. Также к искусству относили риторику, публичные выступления, военную стратегию и др.

То, что связывает искусство с ремёслами и наукой, было гораздо более очевидным для мыслителей древности и средневековья, чем то, что их отличает. Не было разделения на ремёсла и художественные искусства, но они были дифференцированы в зависимости от того, задействуют ли они только ум или также требуют физических усилий. Первые назывались гуманитарными (artes liberales), а вторые – общими (artes vulgares). Гуманитарные науки (а значит – и искусства) считались намного выше механических. Особенно выделялись 7 наук (искусств):

  • грамматика;
  • риторика;
  • логика;
  • арифметика;
  • геометрия;
  • астрономия;
  • музыка.

В Средние века механические искусства (включая скульптуру, живопись или архитектуру) имели утилитарное измерение и были самыми важными видами искусства. Тогда искусство было прежде всего сферой сакрального, отражением духовного мира.

В эпоху Возрождения социальное положение художников растёт. Они начинают стремиться поднять статус своей профессии и оторваться от ремесла. Деятели искусства стремятся называть себя учёными, возводя скульптуру, архитектуру и живопись в ранг науки, тем более что это соответствовало их стремлению рассчитывать свои работы с математической точностью.

Лишь позже возникла оппозиция этой строгой концепции, и искусство тоже отделилось от науки. Было известно, что искусства отличаются от наук и ремёсел. Несмотря на это, никто не знал, что объединяет то, что мы сейчас называем изящными искусствами. Не было известно, на каком основании включать сюда музыку, танец и театр. Были сделаны попытки различать умственные, музыкальные, интеллектуальные и изобразительные искусства.

Начиная с XIX в. искусство стало независимым от мастерства и было более тесно связано с идеями творчества, оригинальности, индивидуализма и новаторства. Авторы произведений искусств (согласно идеальной модели) становятся художниками, мотивированными внутренним принуждением к созданию или потребностью выражать чувства, решать свои собственные или человеческие проблемы. Эти проблемы не могут быть ограничены исключительно функцией поставщика эстетических впечатлений.

Современное искусство, начиная с дадаизма и сюрреализма, уже не подпадает под это определение. Красота в процессе эстетизации вышла за рамки искусства, и для себя она уже не является отличительной ценностью. Красота даже не является необходимой. За свою долгую историю понятие искусства с очень широким диапазоном чётко очерченных границ значительно сузило своё поле, но границы его явно размылись.

В современных обществах, в значительной степени присвоенных индустрией развлечений, искусство также стало в некоторой степени развлекательной индустрией.

Характеристика современного искусства

Современному искусству присуще отрицание существования общих правил, разнообразие взглядов и творческих методов. Жанры и стили могут разнообразно сочетаться, а произведения часто являются интертекстуальными. Они ссылаются друг на друга.

Представление вещей и явлений имеет большее значение, чем сами эти вещи и явления. Изображения или то, каким образом изображение выполнено, важнее того, что изображается.

Искусство – это область человеческой культуры, в которой с помощью знаков через конкретные образы мира выражаются его обобщенные смыслы, это часть культурного наследия цивилизации, проявляющаяся через произведения искусства. Искусство – это эстетическое явление, которое не берёт жизнь в её первоначальном виде, а преобразует её, трансформирует и создаёт, типизируя художественные образы. Главная особенность, отличающая искусство от других форм общественного сознания, – это эстетическое отношение человека к действительности.

  • творческая деятельность, связанная с образным отражением действительности;
  • отдельная отрасль творческой художественной деятельности (например, живопись, кинематография и др.);
  • способность или умение в любом деле (искусство диалога, искусство преподавания и т. п.);

По мнению искусствоведов, понятие искусства невозможно определить полностью, потому что его границы постоянно переопределяются и в любой момент может появиться произведение, не укладывающееся в произвольно принятое закрытое определение. Искусство выполняет различные функции, в том числе эстетические, социальные, дидактические и терапевтические, но они не составляют его сущности.

Подходы к определению искусства

Существует два главных подхода к определению искусства:

Согласно договорному подходу, отношение к чему-либо как к искусству обусловлено общественным договором, традиции, но не какими-либо неизменными свойствами человека или окружающей среды. Только опираясь на предыдущие традиции, закреплённые в общественном сознании представления или мнение авторитетов, можно утверждать, что является эстетическим, а что нет (а, значит, что является искусством, а что нет).

Эстетический подход основывается на идее, что эстетическим, а, следовательно, и художественным, есть всё то, в чём форма соответствует содержанию или определённым универсальным, независимым от человека законам. Традиция или мнение авторитетов не задают рамок эстетического, а лишь указывают в каких областях культуры понятие эстетического может применяться.

В более узком смысле, искусство – это процесс художественного творчества и его результаты (живопись, поэзия, музыка, танец и т. д.).

Функции искусства

Функции искусства

Искусство охватывает широкий спектр человеческой деятельности, творчества и способов выражения, включая музыку, литературу, кино, фотографию, скульптуру и живопись. Смысл искусства рассматривается в разделе философии, известном как эстетика, и даже в таких дисциплинах, как история и психология. Цель искусства – художественное и эстетическое овладение миром, жизнью человека и окружающей средой.

Искусству приписывают выполнение ряда функций в жизни человека и общества:

Искусство способствует полному развитию человека, его эмоциональному состоянию, интеллектуальному росту и позволяет ему опираться на накопленный многовековой культурный опыт и мудрость человечества. В основе искусства – своеобразный герой, потрясённый страданиями, восторженной радостью, разочарованиями. Этот герой является источником эстетического восторга. Этот восторг проникает в сознание людей через систему символов с уникальным художественным образом, посредством особого художественного языка.

Характеристики искусства

Характеристики искусства

Определяющей характеристикой искусства является то, что оно символически отображает вещи, существа, явления конкретной действительности, соединённые с определёнными обобщёнными смыслами. Такие знаки называются художественными образами. Каждый художественный образ сочетает тот или иной фрагмент действительности с универсальными значениями.

Искусство во всех своих формах так или иначе создаётся человеком для человека, а художественно-творческая деятельность конкретного лица имеет основания в историко-культурном опыте человечества.

По словам Юрия Лотмана, искусство создаёт дополнительный слой реальности, в котором даёт человеку больше свободы. Искусство позволяет экспериментировать, изображать несуществующее или невозможное.

Область искусства из-за своей знаково-символической природы всегда включает чувство отстранённости, а это неизбежно вводит механизм этической оценки.

Некоторые исследователи сближают искусство с деятельностью животных, таких как пчёлы, термиты или птицы, когда те создают геометрически правильные объекты вроде сот, гнёзд, или выдают красивое для человека пение, подражают звукам, движениям. Однако, такая деятельность обусловлена инстинктом, тогда как искусство создаётся как проявление свободы. Поэтому искусство присуще только лишь человеку.

В основе произведения искусства – судьба личности, социальные отношения и действия людей, взятые в определённом историческом контексте. Они обработаны воображением художника и представлены в виде художественных образов. Способ описания произведения, структурный облик, материальная основа художественного образа определяют особенности искусства.

Споры по поводу определения функции искусства, специфики общественного сознания как особой формы человеческого познания или определения его смысла и значения в жизни человека не прекратились в истории культуры.

Виды искусства

Виды искусства

Художественная деятельность человека развивается в различных формах и распределяется по видам и жанрам искусства.

Традиционное деление включает:

  • литературу – поэзию, драму, исторический перевод и т. д., зафиксированные в устной или письменной речи;
  • изобразительное искусство – изображение на плоскости или в пространстве; его современные формы – кинематограф, видео, фотография;
  • живописное искусство – изображения, выполненные на плоскости согласно законам перспективы, линии, цвета, светотени;
  • графическое искусство – изображения, выполненные линиями, штрихами на плоскости (например, гравюра, каллиграфия, плакат);
  • пластическое искусство – объёмные изображения, такие как скульптура, барельеф, выполненные из материалов, которым может предаваться разная форма;
  • декоративно-прикладное искусство – предметы быта, которым помимо практической ценности, предоставляется и эстетическая, например, украшенная мебель, резная, чеканная или художественно эмалированная посуда, художественное стеклодувство, мозаика и т. п. (декоративно-прикладное искусство часто является национальным по своей природе);
  • сценическое искусство – создание художественного образа движениями, мимикой, жестами, языком, игрой на музыкальных инструментах для публики (например, театр, танец, пение);
  • музыка – организация звуков, прежде всего музыкальных инструментов и голоса, в соответствии с той или иной эстетикой;
  • архитектура – формирование пространственной среды для жизни и деятельности человека (выделяется общественная, жилая и производственная архитектура).

Это деление, впрочем, равно применимо ко всему искусству. Так, древнее искусство было синкретическим – объединяло различные способы воплощения художественного образа и формы чувственного восприятия в едином действии. Современное искусство возвращается к синкретизму, а научно-технический прогресс обусловил появление искусства, создаваемого и транслируемого электронными техническими средствами – медиаискусства.

Сегодня чаще всего искусство делится на 6 частей: литературу, изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, сценическое искусство, музыку и архитектуру.

Живопись занимает центральное место в триаде изобразительного искусства (наряду с графикой и скульптурой). Она подразделяется на станковую живопись (на холсте, доске, картоне) и монументальную живопись (произведения размещаются на прочной архитектурной основе). Важнейшие средства выражения – композиция, изображение и цвет.

Скульптура – это вид искусства, произведения которого создаются путём вырезания, резки, лепки, ковки, литья или иного изображения людей, животных и других природных объектов в их материальных, телесных формах.

Архитектура как вид искусства пытается использовать различные строительные материалы и конструкции ради организации пространства для использования человеком. Первоначально архитектура означала постройки только для жилья, однако со временем превратилась в искусство. В настоящее время архитектура направлена на создание культовых сооружений для военных объектов, общественных зданий, спортивных и инженерных сооружений, транспортной инфраструктуры (городская архитектура, религиозная архитектура, ландшафтная архитектура и др.). Архитектура давно вобрала в себя различные навыки, такие как градостроительство, озеленение, работу в области здравоохранения. Специфика национального характера архитектуры обусловлена историческим развитием, культурой, экономикой, этническими и художественными традициями народа.

В балете представлены разные виды танца: классический, народно-сценический, ритмико-пластический, модерн и др. Это балеты-трагедии и балеты-комедии, балеты-спектакли и балеты-симфонии, сюжетные (близкие к драматическому спектаклю) и бессюжетные балеты, многоактные и одноактные балеты, хореографические миниатюры. В музыкально-хореографическом спектакле органично сочетаются музыка, танец, драматическое действие и элементы изобразительного искусства.

Опера – это жанр театральных постановок, в которых текст (называемый либретто) сочетается с музыкой (пение и музыкальное сопровождение) и сценическим действием с использованием костюмов и декораций. Выступления обычно даются в оперном театре с оркестром или небольшим музыкальным ансамблем.

Графическое искусство – это способ создания изображения с использованием широкого набора инструментов и техник. Инструменты для рисования включают графитный карандаш, перо и чернила, чернильную кисть, цветные карандаши, уголь, пастель и маркеры. Также широко используются цифровые инструменты, которые могут имитировать эффекты вышеупомянутых инструментов. К основным методам создания изображений относятся рисование линий, штриховку, использование зернистости, перемешивания и др. Изображение можно использовать непосредственно как иллюстрацию к чему-либо, для создания комиксов, анимационных фильмов и др.

Области искусства

Области искусства

  • фильм;
  • кабаре;
  • комикс;
  • литература;
  • музыка;
  • танцы;
  • игры;
  • театр;
  • балет;
  • опера;
  • театр абсурда;
  • политический театр;
  • народный театр;
  • танцевальный театр;
  • картина;
  • графика;
  • каллиграфия;
  • фотография;
  • архитектура;
  • скульптура;
  • татуировка;
  • керамика;
  • сценография;
  • индустриальный дизайн;
  • витраж;
  • флюксус;
  • граффити и др.

3 группы искусств

Согласно теории искусства, существует три основных группы искусств, в зависимости от материальной основы, на которой основано произведение искусства:

  • местные или пластические (живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура и т. д.), т. е. формы искусства, создающие художественный образ в пространстве;
  • сезонные (искусство речи и музыки), т. е. формы искусства, создающие художественные образы во времени;
  • пространственно-периодические (танцы, актёрское мастерство и смежные виды искусства – театр, кино, телевидение, эстрада, цирк и др.), т. е. искусства, создающие художественный образ в определённом временном пространстве.

Понимание феномена искусства в истории философии

Платон понимал искусство как подражание (мимезис) действительности, поэтому любое изображение уступает изображаемому. Произведения искусства более или менее точно повторяют форму, но не содержание, которое постигается не чувствами, а разумом.

Аристотель придерживался схожего мнения, однако видел в мимезисе способность к познанию. На его взгляд, эстетическим является то, что выражается мерой, числом, пропорциями. Поэтому интеллектуальная деятельность всегда подобна художественной: в искусстве происходит узнавание высшего совершенства, которое приносит радость.

По мнению Иммануила Канта, искусство – это вид репрезентации, направленной на саму себя, что побуждает культивировать умственные силы и дружеское общение.

Фридрих Гегель понимал искусство как чувственное выражение абсолютной истины. В противоположность Платону, Гегель считал, что художественная красота превосходит естественную, так как создаётся для выражения высшей истины, скрытой за чувственным опытом.

Позитивистская философия XIX в. и гегельянская эстетика утвердили представление об искусстве как отражении действительности. Зато романтические представления распространили взгляд на искусство как противоположность действительности.

Исторические определения искусства

Исторические определения искусства

Слово искусство (от лат. Ars, греч. Techne) в Древнем мире, в Античности означало знание строго определённых правил и следование им. Фактически, помимо живописи и скульптуры, искусство включало в себя множество ремёсел, таких как гончарное дело и ткачество. Также к искусству относили риторику, публичные выступления, военную стратегию и др.

То, что связывает искусство с ремёслами и наукой, было гораздо более очевидным для мыслителей древности и средневековья, чем то, что их отличает. Не было разделения на ремёсла и художественные искусства, но они были дифференцированы в зависимости от того, задействуют ли они только ум или также требуют физических усилий. Первые назывались гуманитарными (artes liberales), а вторые – общими (artes vulgares). Гуманитарные науки (а значит – и искусства) считались намного выше механических. Особенно выделялись 7 наук (искусств):

  • грамматика;
  • риторика;
  • логика;
  • арифметика;
  • геометрия;
  • астрономия;
  • музыка.

В Средние века механические искусства (включая скульптуру, живопись или архитектуру) имели утилитарное измерение и были самыми важными видами искусства. Тогда искусство было прежде всего сферой сакрального, отражением духовного мира.

В эпоху Возрождения социальное положение художников растёт. Они начинают стремиться поднять статус своей профессии и оторваться от ремесла. Деятели искусства стремятся называть себя учёными, возводя скульптуру, архитектуру и живопись в ранг науки, тем более что это соответствовало их стремлению рассчитывать свои работы с математической точностью.

Лишь позже возникла оппозиция этой строгой концепции, и искусство тоже отделилось от науки. Было известно, что искусства отличаются от наук и ремёсел. Несмотря на это, никто не знал, что объединяет то, что мы сейчас называем изящными искусствами. Не было известно, на каком основании включать сюда музыку, танец и театр. Были сделаны попытки различать умственные, музыкальные, интеллектуальные и изобразительные искусства.

Начиная с XIX в. искусство стало независимым от мастерства и было более тесно связано с идеями творчества, оригинальности, индивидуализма и новаторства. Авторы произведений искусств (согласно идеальной модели) становятся художниками, мотивированными внутренним принуждением к созданию или потребностью выражать чувства, решать свои собственные или человеческие проблемы. Эти проблемы не могут быть ограничены исключительно функцией поставщика эстетических впечатлений.

Современное искусство, начиная с дадаизма и сюрреализма, уже не подпадает под это определение. Красота в процессе эстетизации вышла за рамки искусства, и для себя она уже не является отличительной ценностью. Красота даже не является необходимой. За свою долгую историю понятие искусства с очень широким диапазоном чётко очерченных границ значительно сузило своё поле, но границы его явно размылись.

В современных обществах, в значительной степени присвоенных индустрией развлечений, искусство также стало в некоторой степени развлекательной индустрией.

Характеристика современного искусства

Современному искусству присуще отрицание существования общих правил, разнообразие взглядов и творческих методов. Жанры и стили могут разнообразно сочетаться, а произведения часто являются интертекстуальными. Они ссылаются друг на друга.

Представление вещей и явлений имеет большее значение, чем сами эти вещи и явления. Изображения или то, каким образом изображение выполнено, важнее того, что изображается.

Читайте также: