Допускается ли лишение гражданства в зарубежных странах

Обновлено: 25.06.2024

Существует несколько способов приобретения гражданства (подданства). Во-первых, гражданство (подданство) приобретается по рождению (филиация). Гражданство (подданство) по рождению может определяться согласно праву/принципу крови (ius sanguinis) - когда гражданство ребенка устанавливается в соответствии с гражданством родителей - или праву/принципу почвы (ius soils) - когда гражданство ребенка зависит от места рождения. Исторически право крови было присуще странам Старого Света, а право почвы утвердилось в странах Нового Света, где население формировалось главным образом за счет иммиграции. Применение права почвы позволило потомкам иммигрантов уже в первом поколении стать полноправными гражданами стран Нового Света без особых формальностей. В настоящее время практически нигде не используется в чистом виде ни тот, ни другой принцип.

Вплоть до настоящего времени существуют страны, в которых гражданами становятся лишь по рождению (но это редкое исключение). Так, в Андорре гражданином становятся лишь вследствие рождения, когда оба родителя являются гражданами этого небольшого государства в Пиренеях (право крови). Иностранцы, поселившиеся на постоянное жительство в Андорре, могут рассчитывать, что их внуки станут гражданами, если дети и внуки родятся и будут постоянно жить в этом государстве (право почвы). Правда, в конце 1970-х гг. законодательство о приобретении гражданства в Андорре несколько либерализовалось, и при определенных обстоятельствах человек, родившийся в Андорре от родителей-иностранцев, постоянно проживающих в Андорре, и сам проживший в Андорре до 28 лет, может рассчитывать на приобретение гражданства. Если один из родителей - иностранец (иностранка), а другой -- гражданин (гражданка) Андорры, то ребенок, родившийся в Андорре (если родители постоянно проживают там), может стать гражданином.

До сих пор в ряде зарубежных стран сохраняется неравноправие мужчин и женщин по передаче ребенку своего гражданства. В таких различных с точки зрения географического положения, истории и культуры странах, как, например, Непал, Ливан, Багамские Острова, гражданами по рождению признаются дети только в том случае, если отцами являются граждане соответствующих государств. Гражданство матери при этом для определения гражданства детей никакого значения не имеет.

Приобретение гражданства в силу факта рождения не связано с волеизъявлением приобретающего его лица, оно осуществляется автоматически на основе действующего законодательства. Другие же способы приобретения гражданства требуют от лица, его приобретающего, совершения каких-либо действий, свидетельствующих о его желании приобрести гражданство данного государства.

Во-вторых, гражданство (подданство) приобретается путем натурализации (укоренения), что связано с обращением лица в установленные законом государственные органы с просьбой о предоставлении ему гражданства. Окончательное решение выносится соответствующим органом. В большинстве стран для натурализации необходимо, чтобы данное лицо постоянно проживало на территории государства, гражданином которого оно желает стать. Может устанавливаться также минимальный промежуток времени, в течение которого данное лицо должно проживать на территории этого государства. В Болгарии, например, такой минимальный промежуток составляет пять лет непрерывного проживания в стране непосредственно перед подачей заявления о предоставлении гражданства. Требуемый срок может быть сокращен только в специально оговоренных случаях.

В ряде государств, кроме проживания в течение определенного времени на соответствующей территории, к лицу, желающему вступить в гражданство, предъявляются и другие требования. В Бразилии требуется, чтобы в отношении такого лица не был вынесен приговор по какому-либо уголовному делу. В США не может быть натурализовано лицо, состоящее членом Коммунистической партии США, коммунистической партии какого-либо штата, коммунистической политической ассоциации, поддерживающее экономические, международные и правительственные доктрины мирового коммунизма, а также лицо, стремящееся к установлению тоталитарного режима в США, поддерживающее или проповедующее насильственное свержение правительства США или отмену законодательных актов и т.п. При натурализации в США к претенденту предъявляются также требования к знанию английского языка. В отдельных странах порядок натурализации и требования, предъявляемые к лицу, желающему натурализоваться, столь сложны, что практически существенно ограничивают возможности для вступления в гражданство.

Действующие универсальные и региональные международные конвенции запрещают дискриминацию при предоставлении гражданства по расовым, этническим, гендерным основаниям, а также по ряду других оснований. Вместе с тем отказ от дискриминации вовсе не означает, что государство не должно или не может проводить собственную иммиграционную политику, вводя определенные приоритеты и стимулы для обеспечения проведения такой политики в жизнь. Taк, Межамериканский суд по правам человека в 1984 г. в своем решении признал не являющимися дискриминационными предлагавшиеся поправки к Конституции Коста-Рики, согласно которым на выходцев из других стран Центральной Америки, испанцев и лиц, относящихся к иберо-американским народам, распространяются преференции при натурализации, так как упомянутые группы имеют наиболее тесные связи с народом Коста-Рики и могут легче войти в национальное сообщество данного государства. Указанный Суд разъяснил, что "нет дискриминации, если различия в отношении имеют легитимную цель и если это не ведет к ситуации, которая противоречит справедливости, здравому смыслу и природе вещей".

В-третьих, гражданство может приобретаться путем оптации, т. е. выбора гражданства одного из двух государств при изменении границ. В этом случае предусмотрен упрощенный порядок приобретения гражданства. Чаще всего в случае оптации волеизъявление лиц о сохранении одного гражданства или приобретении другого выражается в том, что они переезжают или остаются на определенной территории. Отметим, что приобретение гражданства путем оптации - явление не столь частое, как приобретение гражданства на других основаниях.

В-четвертых, гражданство приобретается в результате репатриации, т. е. восстановления ранее утраченного гражданства. Обычно порядок восстановления гражданства (подданства) совпадает с порядком принятия в гражданство (подданство), однако последствия могут быть различны. Если лицо до утери гражданства было гражданином по рождению, то и после репатриации оно вновь обретает статус гражданина по рождению, в то время как в случае принятия в гражданство лицо приобретает статус гражданина в результате натурализации. Но в ряде стран статус гражданина по рождению несколько отличается от статуса гражданина, полученного в результате натурализации.

Гражданство некоторых лиц зависит от гражданства других лиц. Так, гражданство несовершеннолетних детей по законодательству ряда стран соответствует гражданству родителей и меняется вместе с гражданством родителей. Однако по достижении определенного возраста (например, в Болгарии и Казахстане - с 14 лет, в Польше - с 16 лет) изменение гражданства родителей влечет за собой изменение гражданства несовершеннолетних детей не автоматически, а лишь с письменного согласия самих детей. Усыновление ведет к тому, что несовершеннолетний усыновленный приобретает гражданство усыновителей. По законодательству некоторых государств гражданство жены соответствует гражданству мужа, т. е. жена автоматически приобретает такое же гражданство, как и у мужа.

Гражданство или подданство является некоторым качеством, содержание которого и определяется соответствующими правовыми актами. Приобретение гражданства (подданства) как некоего правового качества возможно лишь после определения его содержания. Поэтому приобрести гражданство (подданство) можно лишь после вступления в силу законодательного акта, регулирующего круг вопросов, связанных с институтом гражданства (подданства). Признание же качества граждан (подданных) за жителями той или иной страны означает констатацию факта, что определенный круг лиц обладает; указанным качеством без приобретения. Ведь приобретение гражданства связывается в законе с каким-либо юридическим фактом (регистрацией рождения, актом приема в гражданство и т. п.), помимо вступления нормативного акта в силу. Признание статуса граждан или подданных за определенным кругом лиц не требует ничего, кроме введения в действие законодательного акта. Такое признание гражданства (подданства) содержится, как правило, в нормативных актах всех стран, где таковые одобрены.

В некоторых странах объем прав граждан несколько различается в зависимости от способа его приобретения. Так, в США и Бразилии президентом страны может быть избрано лишь лицо, являющееся гражданином по рождению. Только граждане по рождению имеют право замещать некоторые другие должности в этих странах.

Прекращение гражданства. Гражданство может быть прекращено, во-первых, в результате выхода из гражданства на основе добровольного волеизъявления. Для осуществления выхода из гражданства заинтересованное лицо подает в компетентные органы соответствующее заявление. Вместе с тем свобода выхода из гражданства, как правило, законодательно ограничена. При этом могут быть и иные ограничения. Например, в Китае согласно ст. 11 Закона "О гражданстве" государственные служащие и военнослужащие, находящиеся на действительной службе, не имеют права на отказ от китайского гражданства.

Во-вторых, гражданство может быть прекращено в результате его лишения, которое представляет собой санкцию за нарушение законодательства. Число лиц, чье гражданство прекращено в результате лишения, во всех странах намного меньше добровольно вышедших из гражданства. В некоторых странах граждане по рождению не могут быть лишены гражданства (например, в Бразилии). Существуют разные основания для лишения гражданства. Так, в США закон Уолтера - Маккарена предусматривает лишение гражданства всякого, кто, давая при приеме в гражданство клятву верности, "мысленно допустит для себя возможность не следовать этой клятве" или скроет, что в прошлом разделял убеждения, противоречащие официальному американскому мировоззрению.

В-третьих, гражданство может быть прекращено в результате его утраты. Законодательство зарубежных стран иногда выделяет утрату гражданства в качестве особого основания прекращения гражданства, а иногда ничего об утрате не говорит, относя такие причины, как поступление на иностранную государственную службу, использование фальшивых документов при приобретении гражданства, непостановку на консульский учет в определенные сроки, к основаниям в одних странах для лишения гражданства, в других - для констатации фактического выхода из него.

В США, к примеру, автоматически (т. е. без обязательного акта волеизъявления лица) гражданство утрачивает лицо, присягнувшее или иным образом заявившее о верности иностранному государству или его политико-территориальному подразделению; поступившее на службу или исполняющее обязанности в любом учреждении правительства иностранного государства или его политико-территориального подразделения, при условии что эта служба или обязанности сопряжены с присягой или иным заявлением о верности иностранному государству или его политико-территоиальному подразделению; поступившее на службу в иностранные вооруженные силы без специального письменного разрешения государственного секретаря и министра обороны; совершившее любой вид измены или предпринявшее попытку насильственным путем свергнуть правительство США.

Элементом правового статуса личности является гражданство. Граждане получают полный объём прав.

Под гражданством принято понять устойчивую политико-правовую связь человека с государством, в соответствии с которой на него распространяется суверенная и государственная власть как в пределах государства, так и вне его границ. Гражданство создаёт взаимные права и обязанности для человека и государства.

· гражданство — правовое состояние, выражающееся, с одной стороны, в его общем правовом нормировании, с другой — в индивидуальном документальном правовом оформлении;

· устойчивый характер отношений гражданства, существующий постоянно, одностороннее расторжение невозможно, за исключением предусмотренных законом случаев;

· двусторонняя связь человека с государством;

· распространение на гражданина суверенной власти государства как внутри страны, так и за ее пределами.

В настоящее время отношения по поводу гражданства регулируются конституциями государств и законами о гражданстве. Основные принципы, как правило, устанавливаются в конституциях, а затем детализируются в законах.

Способы приобретения гражданства:

· по рождению — филиация (от лат. filius — сын, filia — дочь) — право крови (jussanguinis) (наследование гражданства родителей) и право почвы (jussoli) (приобретение гражданства того государства, на котором ребёнок родился);

· в результате приема в гражданство — натурализация (от лат. naturalis — естественный);

· по праву оптации (при изменении границ государства, в результате которого часть территории относится к другому государству).

В большинстве стран все основания предусмотрены.

Натурализация обычно предусматривается для иностранных граждан или апатридов, пожелавших принять гражданство данной страны. Как правило, заявление на имя главы государства. Имеются ограничения — ценз оседлости (США, ФРГ), имущественный, языковой (Латвия), религиозный, национальный (мусульманские страны).

Восстановление в гражданстве возможно для лица, которое ранее состояло в гражданстве, но утратило его.

В законодательстве зарубежных стран предусмотрено прекращение гражданства вследствие ряда причин. Применяются отказ (выход) из/от гражданства, утрата гражданства, лишение гражданства и оптация.

Отказ от гражданства может произойти по заявлению гражданина при соблюдении установленных условий.

Утрата гражданства производит автоматически в установленных законом случаях. Например, заключение брака с иностранным гражданином, поступление на государственную службу иностранного государства. Может наступить лишь на основе закона, а против воли лица — если оно тем самым не становится лицом без гражданства.

Лишение гражданства — санкция государственных органов в отношении лица, допускающего недозволенное поведение. В Австрии в течение 6 лет натурализованного гражданина можно лишить гражданства. Но далеко не во всех странах это возможно (Германия, Испания).

Сущность и характерные черты конституционных прав и свобод. Их классификация

Для института основных прав и свобод характерен ряд признаков:

1)права и свободы являются конституционными (т. е. они должны закрепляться в конституциях или в соответствующих законах);

2)права и свободы составляют юридическую базу для всей системы прав и свобод;

3)они признаются социальной ценностью и обладают высшей юридической силой;

4)их признание, соблюдение и защита являются обязанностями государства.

Основные права и свободы — сложные и многообразные явления, которые могут классифицироваться по следующим критериям.

1. Исходя из этапов провозглашения основных прав и свобод, они делятся на три поколения:

— первое поколение включает в себя провозглашенные буржуазными революциями (XVII—XVIII вв.) гражданские и политические права, которые получили название негативных, т. е. выражающих независимость личности в определенных действи-ях от власти государства и обозначающих пределы его невмешательства в область свободы и самовыражения индивида (к ним, например, относятся право на жизнь, свободу и безопасность личности,жилища, право на равенствоперед законом, избирательное право, право на свободу мысли и совести, свободу слова и печати);

—третье поколение — права коллективные или солидарные, вызванные глобальными проблемами человечества и принадлежащие не столько каждому индивиду, сколько целым нациям, народам (к ним относятся права на мир, благоприятную окружающую среду, самоопределение, информацию, устойчивое социальное и экономическое развитие). Данные права стали возникать после Второй мировой войны на фоне освобождения многих стран от колониальной зависимости, усугубления экологических и гуманитарных проблем и частичного их решения, они находятся во многом еще на стадии становления в качестве юридически обязательных норм.

2. По содержанию права и свободы делятся на:

· гражданские или личные (право на жизнь, тайна переписки, телефонных переговоров);

· политические (право избирать и быть избранным во властные структуры, право на равный доступ к государственной службе, на объединение, мирные собрания, митинги, демонстрации);

· экономические (право частной собственности, право на предпринимательскую деятельность, на труд, на отдых);

· социальные (право на охрану семьи, материнства и детства, здоровья, на социальное обеспечение, благоприятную окружающую среду);

· культурные (право на образование, на участие в культурной жизни, на пользование результатами научного и культурного прогресса; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества).

3.В зависимости от характера субъектов, их реализующих, права и свободы делятся на: индивидуальные (право на жизнь, труд) и коллективные (право на забастовку, митинги).

4.В зависимости от роли государства в осуществлении прав и свобод делятся на: негативные (государство должно воздерживаться от конкретных действий по отношению к индивиду) и позитивные (государство должно предоставить лицу определенные блага, содействовать в реализации им своих прав).

Читайте также: