Ип сколько человек может быть оформлено

Обновлено: 07.07.2024

Когда индивидуальный предприниматель нанимает одного или нескольких работников, он получает те же обязанности, что и организации-работодатели. Рассмотрим, какие виды платежей нужно будет вносить за сотрудника и в какие сроки.

Обязанности работодателя

Для оформления наемного работника предпринимателю нужно:

  • Заключить трудовой договор, согласно которому выплачивать зарплату не меньше чем дважды в месяц. Размер оплаты труда должен соответствовать установленному МРОТ.
  • Встать на учет в ФСС как работодатель – прийти с документами не позже чем через 30 дней после подписания первого трудового договора. В пенсионный фонд сведения о работодателе поступят автоматически.
  • Перечислять налог с зарплаты сотрудника и делать взносы на такие виды страхования: пенсионное, медицинское, при временной нетрудоспособности, несчастных случаях на производстве.

После выплат в установленные сроки предприниматель должен сдавать соответствующие отчеты.

Подоходный налог за работников

Налог с доходов физических лиц государство взимает с зарплаты каждого сотрудника. В итоге человек получает деньги за минусом этого платежа. Ставка налога составляет 13%. НДФЛ удерживают из последней части ежемесячной зарплаты.

Пример расчета НДФЛ

У ИП есть менеджер с зарплатой в 30000 руб. Согласно договору, аванс выплачивается 5 числа, а вторая часть заработной платы – 25 числа. По итогам месяца работнику была начислена премия в размере 6 000 рублей.

Работодатель должен перечислить менеджеру 5 числа первую часть зарплаты – 15000 рублей, а 25 числа остальную часть минус подоходный налог:
(15000 + 6000) – 13% × (30000 + 6000) =16320 рублей.

НДФЛ 4680 рублей работодателю нужно будет перевести на счет налоговой в день выплаты заработной платы работнику или в следующий за ним.

Страховые взносы за работников

Эти платежи оплачивает предприниматель за свой счет, удерживать их из зарплаты работника запрещено.

В 2021 году ИП и компании должны были перечислять в ФНС за сотрудника:

  • на пенсионное страхование – ставка 22%;
  • на медицинское страхование – ставка 5,1%;
  • на социальное страхование – ставка 2,9%.

В Фонд социального страхования необходимо переводить оплату на страхование от несчастных случаев – ставка 0,2-8,5%. Размер зависит от класса опасности труда, определяется по главному коду ОКВЭД предпринимателя. Срок отправки страховых взносов – до 15 числа каждого месяца, следующего за месяцем начисления.

В сумме минимальный размер всех страховых взносов составлял 30,2% от величины зарплаты работника.

Согласно Статье 6 Федерального закона от 01.04.2020 № 102-ФЗ, представители малого и среднего бизнеса перечисляют взносы на сотрудников, чья заработная плата выше МРОТ (на 2021 год 12 792 рубля), по следующим ставкам:

  • на пенсионное страхование – ставка 10%;
  • на медицинское страхование – ставка 5%;
  • на социальное страхование – ставка 0%.

В 2021 году субъекты малого бизнеса должны будут ежемесячно делить зарплату сотрудников на две части – МРОТ и сумму его превышения. После этого к каждой сумме применять свой расчет тарифа: к первой — общий, а ко второй — пониженный.

Льготы для ИП в сфере ИТ

Предприниматели, которые ведут свою деятельность в отрасли современных технологий, получили с 2021 года сниженные ставки по тарифам (закон № 265-ФЗ):

  • пенсионное страхование – 6%;
  • медицинское страхование – 0,1%;
  • социальное страхование – 1,5%;

Для того чтобы получить право применения льготных ставок, работодатель должен:

  • вести основную деятельность в отрасли информационных технологий – разрабатывать и сопровождать свои компьютерные продукты;
  • изготавливать электронику и нужные для нее компоненты.

Подробные условия для применения сниженных тарифов мы описывали в статье.


Внимание! Для того, чтобы воспользоваться пониженной ставкой, необходимо подходить под критерии малого и среднего предприятия

Амелина Татьяна Владимировна, генеральный директор компании

Критерии МСП

Предельное значение среднесписочной численности работников за предыдущий календарный год (п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ)

  • 15 человек – для микропредприятий;
  • 16–100 человек – для малых предприятий;
  • 101–250 человек – для средних предприятий

Доходы за год по правилам налогового учета не должны превышать (п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ, постановление Правительства от 04.04.2016 № 265):

  • 120 млн руб. – для микропредприятий;
  • 800 млн руб. – для малых предприятий;
  • 2 млрд руб. – для средних предприятий

Пример расчета страховых взносов по пониженной ставке

Если взять все данные из предыдущего примера (оклад + премия работника = 36000 рублей) и учитывать, что согласно ОКВЭД класс профессионального риска менеджера соответствует значению тарифа 0,2%, то:

  • пенсионное страхование = 36000 × 10% = 3600 рублей.
  • медицинское страхование = 36000 × 5% = 1800 рублей
  • социальное страхование = 0 рублей.
  • страхование от несчастных случаев = 36000 × 0,2% = 72 рубля.

Суммарно индивидуальный предприниматель должен будет оплатить в ИФНС 5400 рублей, а в ФСС – 72 рубля.

Отчеты за своих работников

Кроме своевременной оплаты всех взносов, предприниматель обязан сдавать отчеты об этом:

Отчет Даты сдачи
6-НДФЛ в ИФНС ежеквартально до 30 апреля, 2 августа, 1 ноября и общий годовой отчет до 1 марта
2-НДФЛ в ИФНС (в качестве приложения к 6-НДФЛ) ежегодно до 2 марта
4-ФСС в ФСС в бумажном виде до 20 числа апреля, июля, октября и января
4-ФСС в ФСС в электронном варианте до 25 числа апреля, июля, октября и января
по страховым взносам и среднесписочной численности сотрудников в ИФНС до 30 числа в апреле, июле, октябре и январе
данные о среднесписочной численности сотрудников (в составе расчета по страховым взносам) ежегодно до 20 января

Предприниматель обязан сдавать все перечисленные отчеты, даже если у него будет 1 наемный работник.

Сотрудники на других условиях

В некоторых случаях для ИП удобнее и дешевле пользоваться работой специалистов без найма в штат. Подробнее о таких ситуациях:

Физическое лицо по гражданско-правовому договору. Работодателю придется рассчитывать и выплачивать в бюджет почти столько же, как и за обычного сотрудника. Необходимо перечислить НДФЛ, медицинское и пенсионное страхование.

Индивидуальный предприниматель или самозанятый. Этот специалист обязан сам выплачивать налоги за себя, нужно будет только оплатить вознаграждение за работу согласно договору.

Второй вариант явно выгоднее для ИП-работодателя. Но он грозит большими штрафами и доначислением от контролирующих органов неоплаченных сумм налогов.

Максимальные размеры начислений за сотрудников ИП

Ставки по социальным и пенсионным взносам могут меняться для работодателей, которые хорошо оплачивают труд своих подчиненных. Существуют максимальные суммы доходов работников, при которых изменяются тарифы:

пенсионные взносы до конца года составят всего 10%, если работник получает от 1 465 000 рублей за год;

взносы на социальное страхование не начисляются, если годовая сумма дохода работника больше 966 000 рублей..

Каждый год размеры этих ставок пересматриваются.

Как ИП экономить на взносах?

За счет суммы страховых взносов уменьшить налоги при определенных системах налогообложения:

Альтернативой является вынос некоторых задач компании на аутсорсинг.

Аутсорсинг бухгалтерии - это колоссальная экономия ср-в на штате бухгалтеров. Если вы хотите оптимизировать свои расходы, наша компания возьмет все заботы о вашем учете и отчетности в ФНС на себя. Подробнее о наших услугах по ссылке

Быстрое заведение первички, автоматический расчет налогов, отправка отчетности онлайн, электронный документооборот, бесплатные обновления и техподдержка.

Кто такой частный предприниматель

Частный предприниматель — это физическое лицо, которое без юридического образования осуществляет предпринимательскую деятельность. Частные бизнесмены в России появились на заре предпринимательства в начале 90-х годов 20 века. Сначала их стали называть ЧП, но в середине 90-х годов в официальных документах стали употреблять аббревиатуру ПБОЮЛ (предприниматель без образования юридического лица).

Сегодня ни в одном действующем нормативно-правовом акте нет понятия “частный предприниматель”. Вместо этого термина теперь есть понятие индивидуального предпринимателя, поэтому в статье мы будем говорить об индивидуальном предпринимателе.

Индивидуальный предприниматель (ЧП)

Если вы решите открыть небольшой бизнес, вам необходимо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (п.1 ст.23 ГК РФ). Индивидуальный предприниматель — гражданин, прошедший регистрацию в ФНС. ИП занимается бизнесом самостоятельно на свой риск и отвечает своим имуществом.

Отличие ЧП и ИП


Никакого различия между двумя понятиями нет. Если раньше вы были ЧП, то с 2005 года требовалось переоформить документы и стать ИП.

Сферы деятельности предпринимательства

Лицо без юридического образования может без специального разрешения заниматься деятельностью в таких сферах:

  • консалтинговые и юридические службы;
  • бытовые услуги;
  • полиграфия и издательская деятельность;
  • развлекательная сфера, организация мероприятий;
  • творческая работа (дизайн, фотография, живопись и т.д.);
  • оптовая торговля;
  • аренда недвижимости;
  • транспортные перевозки (категория В);
  • реклама.

Некоторые виды деятельности требуют лицензирования, например, образовательная деятельность, частный сыск, пассажирские перевозки, производство лекарств и медицинская деятельность. Всего в этом списке около 50 видов деятельности.

Также есть виды деятельности, для которых не нужна лицензия, но они требуют разрешения и согласования с контролирующими органами. Например, общепит, услуги салонов красоты, парикмахерские.

Еще один раздел — запрещенная для ИП деятельность. Предпринимателю нельзя заниматься производством и продажей алкоголя, производством медикаментов, торговлей и утилизацией оружия и боеприпасов, охранной деятельностью. Сюда же можно отнести запрещенные законом виды деятельности, вроде наркоторговли.

Кто может работать в качестве ИП

ИП в России могут быть граждане России и иностранные граждане, проживающие на территории РФ; совершеннолетние лица и лица, достигшие 14 лет, — с разрешения родителей или опекунов. Так же для приобретения статуса ИП гражданин должен обладать правоспособностью, дееспособностью, иметь регистрацию по месту жительства. Государственные и муниципальные служащие открыть ИП не могут.

От статуса налогового резидентства право зарегистрировать ИП не зависит.

Как зарегистрировать ИП

Если вы решили открыть свой бизнес и владеете начальным капиталом, необходимо официально узаконить ваши желания. Зарегистрировать ИП очень просто. Вам всего лишь нужно обратиться в ФНС по месту жительства со следующим перечнем документов:

  • заявление на регистрацию ИП (заявление заполняйте по форме Р21001 и заверьте у нотариуса);
  • паспорт+ксерокопия;
  • квитанция об оплате госпошлины 800 рублей (можно не платить, если подать документы на регистрацию через сайт ФНС, Госуслуги, МФЦ или нотариуса).

Есть несколько способов передать документы в налоговую:

ИП может выбирать различные налоговые режимы, обдумав и просчитав их выгодность заранее. Здесь мы рассказывали, что выгоднее — патент или упрощенка.

Налоговая выдаст вам свидетельство о государственной регистрации предпринимателя с указанием номера ОГРНИП, выписку из ЕГРИП. По умолчанию документы направят на ваш имейл в электронной форме с усиленной квалифицированной подписью налоговой. БУмажные экземпляры можно получить, если проставить соответствующую отметку в заявлении. Инспекция самостоятельно отправляет в ПФР и ФОМС сведения о регистрации ИП.

Срок регистрации индивидуального предпринимателя составляет не более 3 рабочих дней. Государство вправе отказать в регистрации ИП по следующим причинам:

  • вы попадаете под ограничения на предпринимательскую деятельность (например, состоите на госслужбе или работаете мировым судьей);
  • обнаружены опечатки в документах;
  • вас признали банкротом, и после этого момента прошло менее года.

Права и обязанности индивидуального предпринимателя

ИП пользуется такими правами:

  • сам управляет своей деятельностью;
  • свободно выбирает партнеров;
  • сам решает, как и в каком размере платить зарплату работникам;
  • распоряжается полученной прибылью по своему усмотрению;
  • может выступать в суде, как истцом, так и ответчиком.
  • документально оформлять денежные операции;
  • все сотрудники, принятые на работу, должны быть официально оформлены;
  • сдавать отчетность по налогам и сотрудникам;
  • своевременно уплачивать налоги, зарплату сотрудникам и страховые взносы.

Плюсы и минусы ИП

К плюсам можно отнести упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета, меньшее количество отчетности для работающих на спецрежимах; свободное использование выручки; легко начинать и закрывать трудовую деятельность, меньше количество и суммы штрафов, можно работать без расчетного счета.

Минусы работы в статусе ИП: предприниматель отвечает по долгам всем своим имуществом; ИП ограничен в выборе деятельности (запрет на торговлю крепким алкоголем и оружием); страховые взносы за себя нужно платить постоянно, даже если вы не работаете.

Автор статьи: Александра Аверьянова

Вы ИП и у вас есть сотрудники? - работайте в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия. Веб-сервис подходит для ИП на УСН, патенте, УСН+ПСН, у которых менее 100 работников. Легко ведите налоговый учет в нашем сервисе, начисляйте зарплату, автоматически формируйте отчеты по налогам и сотрудникам и отправляйте их через интернет. Первые 14 дней работы в сервисе бесплатны для всех новых пользователей.

  • Легко ведите учёт и заводите первичку
  • Отправляйте отчётность через интернет
  • Сервис расчитает налоги и напомнит о платеже
  • Начисляйте зарплату, больничные, отпускные

Это специальный код, который вписывается в платежное поручение, чтобы деньги дошли до получателя. Он помогает правильно идентифицировать бюджетные поступления. Разберемся, когда УИН необходим, как его узнать и где указывать в документе.

Организации и предприниматели должны хранить документы, которые касаются налогов, бухгалтерии и кадров. Некоторые бумаги нужно беречь до 50 и 75 лет, даже если бизнес давно закрылся. В статье расскажем о сроках хранения, штрафах за нарушения и способах упростить эту задачу.

Ольга Воропаева

Вы решили начать свой бизнес: у вас есть идея, план и договорённости с инвесторами. Казалось бы, остается лишь взять и сделать. Но начинается самое неприятное — бумажная волокита. Мы составили чек-лист, который вам поможет. Выполняйте пункты по порядку, и вы самостоятельно зарегистрируете ИП.

Сколько стоит открыть ИП в 2021 году

Размер госпошлины за регистрацию ИП — 800 ₽. Но пошлину платят не всегда, а только когда подают документы в инспекцию на бумаге — лично или по почте. При регистрации через Госуслуги или сайт налоговой ничего платить не нужно.

Зарегистрировать ИП можно через МФЦ. В этом случае необходимость платить госпошлину тоже зависит от способа передачи документов — на бумаге или в электронном виде. Только в этот раз имеет значение, в каком виде обмениваются документами МФЦ и налоговая. Если МФЦ заключило соглашение об электронном документообороте с налоговой, будущий предприниматель освобождён от госпошлины. Если нет — придётся платить. Поэтому перед посещением МФЦ уточните этот момент. Также уточните, регистрируют ли они вообще предпринимателей: далеко не все МФЦ оказывают подобную услугу.

Шаг 1: Выберите систему налогообложения

Заранее определитесь, как будете платить налоги, чтобы вместе с документами на регистрацию подать заявление о выборе системы налогообложения.

Во вторую очередь рассмотрите УСН. УСН подходит почти для любых видов деятельности, но обычно стоит дороже патента. Зато — дешевле общей системы налогообложения, самой дорогой и сложной.

Шаг 2: Определите свой вид деятельности по ОКВЭД

В документах на регистрацию в качестве ИП нужно указать код деятельности по справочнику ОКВЭД. Определите несколько кодов, которыми вы занимаетесь или будете заниматься.

Онлайн-сервис выбора ОКВЭД поможет выбрать правильные коды для вашего бизнеса.

Шаг 3: Подготовьте документы для регистрации ИП в налоговой

Для регистрации ИП вам понадобятся следующие документы:

Отправляйте уведомление о переходе на УСН в Эльбе

Оцените все возможности онлайн-бухгалтерии 30 дней бесплатно

Шаг 4: Подайте документы в налоговую, МФЦ или электронно

Налоговая

Запишитесь в регистрирующую налоговую по прописке онлайн и принесите документы в назначенное время. Контакты налоговой есть в инструкции среди комплекта документов, который подготовит мастер регистрации ИП.

МФЦ

Второй способ подать документы для оформления в качестве предпринимателя — через МФЦ. Как мы уже писали выше, позвоните в МФЦ заранее и уточните, принимают ли они документы на регистрацию и нужно ли будет платить госпошлину.

Электронно

Документы можно подать на сайте налоговой или портале Госуслуг. Для этого нужно иметь электронную подпись.

Шаг 5: Получение документов о регистрации в качестве ИП

Вас зарегистрируют как ИП через 3 рабочих дня и пришлют на электронную почту лист записи из ЕГРИП.

Налоговая сообщит о регистрации ИП в пенсионный фонд, который присвоит вам регистрационный номер. Он понадобится для оплаты страховых взносов. Через пару недель после регистрации зайдите на сайт налоговой, запросите выписку на самого себя и узнайте регистрационный номер в разделе про ПФР.

Если подавали заявление о переходе на УСН, то подтверждением будет его второй экземпляр с отметкой налоговой о принятии. Дополнительно в налоговой можно запросить информационное письмо о применении УСН. Иногда его спрашивают банки и контрагенты.

Уведомление с присвоенными кодами статистики получать не обязательно, но коды могут понадобиться для отчётности в Росстат. А также некоторые банки просят уведомление при открытии расчётного счёта. В некоторых регионах есть онлайн-сервис Росстата, который поможет узнать нужные коды. Чтобы получить официальное письмо с кодами статистики, обратитесь в отделение Росстата (адрес можно узнать на сайте).

Что делать после регистрации ИП

Статья актуальна на 01.02.2021


Что должен сделать ИП-работодатель

Если вы заключаете с человеком трудовой договор, то обязаны выполнить следующие условия:

Составить трудовой договор на бумаге и подписать его вместе с сотрудником на протяжении 3-х рабочих дней. Оформить приказ о приеме на работу.

Зарегистрироваться в ФСС как работодатель. Это необходимо сделать в течение 30 дней после найма первого сотрудника.

Вести трудовую книжку, заполнять бумажную и электронную версию.

Проводить специальную процедуру по оценке трудовых условий.

Выплачивать зарплату не менее 2-х раз в месяц. Например, 20 числа перечислять аванс, 10 — заработную плату.

Придерживаться МРОТ и следить за средней зарплатой по рынку. Если вы установите сумму меньше, то налоговая служба может задать вам вопросы.

Оплатить ежегодный отпуск сотруднику — 28 дней.

Отправлять данные в ФСС для выплат больничных и пособий.

ИП может трудоустраивать наемных сотрудников как по трудовому договору, так и по договору ГПХ (гражданско-правового характера). Договор ГПХ выгоден по условиям для работодателя, рассмотрим подробнее отличия:

не требуется заполнять кадровые документы и вести трудовую книжку;

не нужно вставать на учет в ФСС, если об этом не указано в договоре;

необходимо выплачивать только вознаграждение подрядчику без привязки к МРОТу;

больничные и отпускные оплачивать не нужно;

Но не со всеми сотрудниками можно заключить ГПХ. Данный договор разработан для нерегулярных работ и не подходит для длительных трудовых отношений. Например, с бухгалтером такой договор подписать не получится, а вот со строителями можно. Также договор не обязывает сотрудников находиться в офисе, главное предоставить результат.

Какие налоги необходимо уплачивать за сотрудников

И по трудовому договору и по ГПХ необходимо отчислять 13% от заработной платы и вознаграждения в НДФЛ.

Страховые взносы составляют 30% от суммы зарплаты и 27,1% от вознаграждения.

Страховые взносы в ФСС. Для каждого вида деятельности установлен свой процент, он может составлять от 0,2% до 8,5%.

Какую отчетность необходимо сдавать индивидуальному предпринимателю

СЗВ-М – сведения о застрахованных лицах, которые подают ежемесячно в ПФР.

6-НДФЛ — отчет, в котором указывается сумма полученных доходов физических лиц и удержанных налогов. Сдается раз в квартал в ФНС.

Расчет по страховым взносам — отчет по взносам на пенсионное, социальное и медицинское страхование. Сдается раз в квартал в ФНС.

4-ФСС — ответ по страхованию от несчастных случаев во время работы и профессиональных заболеваний. Сдается раз в квартал в ФНС.

СЗВ-СТАЖ — ежегодный отчет о стаже сотрудников.

СЗВ-ТД — отчет о кадровых событиях в организации.

Брать или не брать: во сколько обойдется неофициальный работник

За неофициальное трудоустройство ИП придется заплатить следующие штрафы:

5 000 – 10 000 рублей административный штраф,

20% от неуплаченных налогов по НДФЛ, 40 % от страховых взносов,

пени за весь срок неофициального трудоустройства,

отдельно заплатить примерно 43% от зарплаты за НДФЛ и страховые взносы за весь срок.

Предусмотрена и уголовная ответственность, если сумма неуплаченных налогов составляет более 2,7 млн рублей. Штраф — 100 000 рублей и срок от 1 года.

Как налоговая может вычислить нарушителей закона

Физически невозможно вести бизнес без работников. Например, у вас несколько мясных магазинов, но из сотрудников числитесь только вы.

Подписи несуществующих работников. Например, в накладных на грузоперевозку стоит подпись неизвестного человека.

Справки для банков. Часто неофициально оформленные сотрудники просят предоставить им справку о доходах для получения кредитов и ипотеки.

Выплаты зарплаты на карты. Регулярные платежи на один и тот же счет говорят сами за себя.

Читайте также: