Интернет ресурсы как оперативное средство предоставления информации для внеучебных мероприятий

Обновлено: 30.06.2024

В статье рассмотрены ключевые проблемы применения потенциала информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе гражданско-патриотического воспитания современных школьников. Определено понимание гражданско-патриотического воспитания школьников в условиях информатизации и цифровизации общества как целенаправленной, отражающей ценности общества и идеологию государства воспитательной деятельности школы, основанной на оптимальном привлечении средств ИКТ, соответствующем решаемым воспитательным задачам. В ходе реализации данной деятельности у обучающихся формируется уважительное, ценностное отношение к российскому народу, его культуре, к России как крупнейшей, имеющей многовековую историю мировой державе, создаются условия для формирования у детей и подростков осознанной готовности к выполнению гражданского долга, гражданско-патриотического поведения в современном мире. Определена совокупность принципов, направлений и форм гражданско-патриотического воспитания, учитывающая специфику работы современной школы. Среди возможных личностно значимых форм гражданско-патриотического воспитания детей и подростков с привлечением онлайн-ресурсов и использованием ИКТ названы акции: связанные с военной тематикой; затрагивающие различные аспекты истории России, ее поликультурности, краеведения; посвященные русскому языку как средству межнационального общения, а также языкам народов, проживающих на территории России; акции и форумы гражданско-патриотической направленности с участием школьников, учителей, общественности, представителей религиозных культов.


3. Гукаленко О.В., Иванова С.В., Пустовойтов В.Н., Селиванова Н.Л. Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития (Социально-воспитательное пространство педагогического образования: опыт становления и проектирование будущего) // монография; науч. ред. Ю.П. Зинченко. Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2020. 612 с. С. 192–215.

4. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе: монография. Волгоград: Авторское перо, 2006. 272 с.

5. Константинов С.А. Совершенствование патриотического воспитания современных российских школьников // Вестник ТГПУ. 2010. Ч. 4 (94). С. 56–62.

7. Борисенков В.П., Гукаленко О.В., Пустовойтов В.Н. Поликультурное воспитательное пространство вуза как среда формирования гражданственности и патриотизма // Педагогика 2018. № 2. С. 44–51.

9. Верещагина Н.И. Патриотизм как основа патриотической культуры школьников // Поволжский педагогический вестник. 2015. № 4 (9). С. 23–30.

12. Пустовойтов В.Н., Гукаленко О.В. Воспитание в России: современные тенденции. Сравнительный анализ: взгляд из России // Россия – Китай: тенденции развития образования в XXI в.: сравнительный анализ / Отв. ред. В.П. Борисенков, Мэй Ханьчэн. М.: Наука, 2019. 662 с. С. 244–246.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из ключевых задач, стоящих перед современным общим образованием. Именно в детские и юношеские годы закладываются основы гражданственности и нравственности, чувства любви к Отчизне, большой и малой Родине. В современной школе проблема патриотического воспитания детей и подростков решается с применением технологий воспитания, разработанных А.А. Бозалевым, В.А. Караковским, З.А. Мальковой, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.Н. Щурковой и другими исследователями. Перспективными моделями гражданско-патриотического воспитания молодого поколения России являются модели воспитательной работы, спроектированные на основе информационно-коммуникационных технологий (далее – ИК-технологий). Они современны, интересны детям и подросткам, имеют большой воспитательный потенциал, позволяют удовлетворить познавательную и досуговую потребности школьников, создают условия для развития их интеллектуальных и творческих способностей.

Цель исследования – выявить личностно значимые формы гражданско-патриотического воспитания школьников, основанные на применении информационно-коммуникационных технологий.

Материалы и методы исследования

Исходный материал исследования – состояние теории и практики гражданско-патриотического воспитания молодежи Российской Федерации, уровень информатизации и цифровизации данного направления воспитательной работы. Методологическую основу исследования составляют концептуальные идеи теории воспитания детей и молодежи (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, В.А. Караковский, З.А. Малькова, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова и др.), концепции информатизации образования (И.В. Роберт, О.А. Козлов, В.П. Поляков и др.). Методы исследования: анализ, классификация, обобщение.

Результаты исследования и их обсуждение

Гражданско-патриотическое воспитание граждан современной поликультурной России составляет основу принципа организации нравственно-политической воспитательной работы с детьми и молодежью [7; 8]. Именно патриотизм и гражданственность выступают фундаментом государственности в условиях многонациональности и мультиконфессиональности России, основой общности систем государственных и социальных институтов Российской Федерации, играют ключевую роль в духовной и социокультурной жизни всех народов и народностей, проживающих на территории современной России. Воспитание гражданско-патриотического сознания у молодежи – одна из ключевых задач в сфере обеспечения национальной безопасности современной России.

Стремительная информатизация общества, цифровизация жизни современного человека, глобализационные процессы, сопровождающиеся ростом поликультурности общества, предъявляют свои требования и вносят коррективы в систему традиционного гражданского и патриотического воспитания. Сегодня уже ясно – только применение информационно-коммуникационных технологий позволяет сделать эффективным процесс воспитания молодого поколения в условиях цифровизации и информатизации общества, вовлечь в данный процесс самих воспитанников как субъектов образовательного пространства на основе развития у них самостоятельности и творчества, оказывать избирательное влияние как в целом на гражданско-патриотические чувства и поведение воспитанников, так и на составляющие (компоненты) рассматриваемого социально ценного личностного качества современного человека [9, с. 27–28].

Важнейшим институтом гражданско-патриотического воспитания в современном обществе выступает общеобразовательная школа. Она призвана, как проводник ценностей общества и идеологии государства, решать задачу гражданско-патриотического воспитания молодого поколения россиян в духе сохранения традиционных для нашего общества ценностей [12]. С учетом значимости школы в формировании мировоззрения детей и подростков, гражданско-патриотическое воспитание школьников в условиях информатизации и цифровизации общества можно определить как целенаправленную, отражающую ценности российского общества и идеологию государства, воспитательную деятельность школы, основанную на оптимальном привлечении средств ИК-технологий, соответствующем решаемым воспитательным задачам. В ходе реализации данной деятельности у обучающихся формируется уважительное, ценностное отношение к российскому народу, его культуре, к России как крупнейшей, имеющей многовековую историю, мировой державе, создаются условия для формирования у детей и подростков осознанной готовности к выполнению гражданского долга, гражданско-патриотического поведения в современном мире.

Анализ практики гражданско-патриотического воспитания показывает, что сегодня накоплен определенный положительный опыт применения информационно-коммуникационных технологий в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Реализация возможностей информационно-коммуникационных технологий осуществляется как на общероссийском уровне, так и на уровне отдельных школ. В последние годы стало традиционным коллективное создание электронных ресурсов, отражающих доблесть и славу тех, кто своим беззаветным служением Отечеству достоин народной памяти и уважения, повсеместно проходят акции, связанные с подготовкой и размещением в глобальной сети фото- и видеоконтента, граффити, рисунков, интервью, сочинений и других материалов, посвященных Великой Победе, в школах проводятся воспитательные мероприятия с использованием гибридных моделей присутствия на них ветеранов войны, героев труда, проходят онлайн-экскурсии школьников [13; 14]. Вместе с тем отметим, что реализуемые в школьной практике воспитательные мероприятия гражданско-патриотической направленности с широким использованием ИК-технологий носят в основном несистемный характер, часто проводятся по традиционным сценариям, мало интересным по своей форме современным школьникам.

Гражданско-патриотическое воспитание в России с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, несомненно, должно осуществляться системно. Реализация гражданско-патриотического направления воспитательной работы включает в себя ряд взаимосвязанных компонентов: разработку методологической и создание единой нормативно-правовой базы патриотического воспитания; проектирование, создание и актуальную поддержку информационной среды формирования у молодежи сознания и поведения в интересах Родины, страны; разработку современных учебно-методических материалов формирования у детей и молодежи осознания значимости обеспечения безопасности страны; совершенствование системы переподготовки (подготовки) педагогических кадров [2; 7]. Названные компоненты составляют ключевые условия эффективности гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи с использованием средств информационно-коммуникационных технологий.

Конкретизируя названные условия на воспитательную работу в школе, на работу классного руководителя, учителя-предметника, целесообразно уточнить методологический и методический компоненты системы, обосновать и предложить воспитателям-практикам совокупность принципов, направлений и форм гражданско-патриотического воспитания, учитывающую специфику и реалии работы современной школы.

Опираясь на требования к организации процесса воспитания патриотизма и гражданственности у студенческой молодежи [7], можно определить следующие принципы гражданско-патриотического воспитания школьников в условиях информатизации и цифровизации общества:

– целенаправленности и спланированной широкой наступательности патриотического воспитания школьников средствами информационного (реального и цифрового) образовательного пространства;

– интеграции воспитания и самовоспитания в формировании осознания школьником себя россиянином, частью российской общности, частью Человечества; целостности в воспитании чувств патриотизма и чувств гражданственности, гражданско-патриотического поведения;

– постановки задач гражданско-патриотического воспитания школьников на основе оперативной диагностики (в том числе с использованием средств ИК-технологий) уровня сформированности у них патриотизма и российской идентичности;

– единства применения в процессе воспитания школьников традиционных и ориентированных на использование ИК-технологий моделей и технологий воспитания.

Данные принципы позволяют определить ряд ключевых направлений (задач) гражданско-патриотического воспитания школьников с привлечением возможностей цифрового информационного пространства и электронных ресурсов на более качественном уровне, с учетом специфики конкретного образовательного учреждения, конкретной школы, сделать процесс воспитания адресным. Такими направлениями (задачами) являются:

– развитие у подрастающего поколения на основе привлечения возможностей современных средств ИК-технологий уважения к символам Российской Федерации как государства (герб, флаг, гимн), к историческим символам и памятникам Отечества;

– формирование у школьников патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей и подростков (военно-патриотический, краеведческий, интернациональный, общечеловеческий аспекты);

– сочетание краеведческой деятельности, детского познавательного туризма патриотической направленности с виртуальной музейной практикой, поисковой деятельностью в глобальной сети и др.;

– развитие системы онлайн-платформ оперативной комплексной методической помощи и сопровождения деятельности педагогических работников по формированию российской гражданской идентичности у детей и подростков;

– включение во внеучебную воспитательную работу и в изучение школьниками курсов учебных предметов (в первую очередь гуманитарных учебных предметов) мультимедийного контента патриотической направленности, способствующего формированию адекватной ориентации детей и подростков в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также способствующего осознанной выработке школьниками собственной позиции по отношению к данным процессам на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны.

Опираясь на идеи, изложенные в научной литературе и практику воспитания в современной школе, можно определить следующие формы гражданско-патриотического воспитания детей и подростков с привлечением онлайн-ресурсов и ИК-технологий:

– акции, связанные с военной тематикой: онлайн-встречи школьников с ветеранами Великой Отечественной войны и участниками боевых действий, военнослужащими Российской армии, посвященные героическому прошлому и настоящему России; сбор и систематизация информации по увековечиванию памяти павших в борьбе за Родину; создание учащимися виртуальных школьных музеев и Аллей Славы; виртуальное посещение оборонно-спортивных мероприятий, показательных выступлений военных, выставок военной техники; проведение виртуальных ознакомительных военно-полевых сборов для будущих призывников; организация онлайн-концертов в стиле военных лет и др.;

– акции, затрагивающие различные аспекты истории России, ее поликультурности, краеведения: проведение Дней Малой Родины, олимпиад по истории России, виртуальных экскурсий, онлайн-выставок и конкурсов, онлайн-эстафет национальных танцев, организация мероприятий в стиле различных эпох (исторические инсталляции, исторические флешмобы и др.), создание школьниками виртуальных музеев и др.;

– акции, посвященные русскому языку как средству межнационального общения, а также языкам народов, проживающих на территории России: различные формы онлайн-конкурсов, языковых олимпиад, проектов, конференций;

– акции гражданско-патриотической направленности с участием школьников, учителей, общественности, представителей религиозных культов.

Выделенные формы гражданско-патриотического воспитания школьников в условиях информатизации и цифровизации общества предполагают активное участие в них воспитанников, которое должно быть организовано на систематической основе. Тем самым процесс гражданско-патриотического воспитания становится адресно ориентированным, приобретает для обучаемых личностный смысл, личностную значимость.

Заключение

Подводя итог сказанному, отметим: стремительное развитие ИК-технологий затрагивает все сферы жизни общества и не может не влиять на процесс формирования мировоззрения современных детей и молодежи. Как следствие, система воспитания в целом и система гражданско-патриотического воспитания школьников в частности должны модернизироваться. Применение ИК-технологий в гражданско-патриотическом воспитании детей и подростков может и должно проектироваться, исходя из традиционных для российского общества ценностей, ориентироваться на современные формы воспитательной работы, быть системным и систематичным в своей реализации.

Задача школы, существующей в современном обществе, – подготовить своих учеников к возможности ориентироваться в информационном пространстве, овладевать информационной культурой. В настоящее время уже не вызывает сомнения необходимость использования Интернета в школьном процессе и важен переход на качественно новый уровень технологий во всех областях деятельности школы.

Интернет-технологии (ИТ) – это автоматизированная среда получения, обработки, хранения, передачи и использования знаний в виде информации и их воздействия на объект, реализуемая в сети Интернет, включающая машинный и человеческий (социальный) элементы.

Применительно к обучению можно выделить следующие ИТ:

  • компьютерные обучающие программы (электронные учебники, тренажеры, лабораторные практикумы, тестовые системы);
  • обучающие системы на базе мультимедиа технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках;
  • интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных предметных областях;
  • распределенные базы данных по отраслям знаний;
  • средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и так далее;
  • электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы.

Перечисленные технологии можно разделить на две большие группы:

  • с избирательной интерактивностью;
  • с полной интерактивностью.

(Интерактивность – непосредственное взаимодействие пользователя с информационно-вычислительной системой, может носить характер запроса или диалога с ЭВМ).

К первому виду принадлежат все технологии, обеспечивающие хранение информации в структурированном виде – банки данных, базы данных. Эти технологии функционируют в избирательном интерактивном режиме, а информация предоставляется как услуга. Пользователю не разрешается вводить новую информацию.

Ко второму виду принадлежат технологии, которые обеспечивают прямой доступ к большим объемам информации, хранящейся в базах и банках данных. Этот вид технологий включает все формы коммуникации с помощью ЭВМ: электронную почту, телеконференцсвязь и т.д.

Одна из задач совершенствования образования состоит в том, чтобы вооружить учащихся знаниями и навыками использования современной техники.

Задача информатики как учебного предмета – дать учащимся основные базовые понятия современной науки, привить навыки работы на компьютере в качестве пользователя, научить способам индивидуального поиска информации и ее творческой переработки, а также грамотно работать с различными носителями информации.

В современных условиях наиболее актуальными стали не навыки программирования, а умение использовать информационные технологии в конкретном виде деятельности.

Проникновение компьютеров во все сферы жизни общества убеждает в том, что культура общения с компьютером становится частью информационной культуры человека.

Компьютерные технологии и, прежде всего, Интернет, не просто еще одно техническое средство обучения, а качественно новая технология. Специфика технологий Интернет заключается в том, что они предоставляют громадные возможности выбора источников информации и главным преимуществом является возможность быстро найти нужную информацию.

Использование такой технологии Интернет, как Всемирной паутины, состоящей из миллионов информационных сайтов, связанных гиперссылками, на уроках информатики предоставляет в целях обучения широчайшие возможности:

  • оперативную передачу на любые расстояния информации любого объема и вида;
  • доступ к различным источникам информации;
  • запрос информации по любому интересующему вопросу через поисковые системы.

Рассмотрим возможности использования ресурсов сети Интернет в учебно-воспитательном процессе общеобразовательного учреждения:

  1. Организация образовательного процесса с использованием ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) и активным привлечением Интернет-ресурсов (ИР) (проведение уроков с использованием ИКТ; написание учащимися совместно с учителями-предметниками презентаций, сайтов; использование тестовых оболочек и ЦОРов (цифровых образовательных ресурсов), в большом количестве имеющихся в Интернете).
  2. Внеурочная деятельность включает в себя организацию досуга школьников, вовлечение учащихся в проектную деятельность, конкурсы с использованием ИР; участие в сетевых образовательных проектах. Появление дистанционных школ дало возможность дополнительного образования по ИКТ. Широко используются ИР при создании и поддержке школьного сайта.
  3. Повышение квалификации и методическая поддержка учителей в области использования ИКТ в образовательном процессе (посещение курсов по основам ИКТ для начинающих, ИКТ в деятельности учителя-предметника; разработка УМК; наполнения содержания элективных курсов и средствами сети Интернет; знакомство с полезными ссылками, адресами и сайтами содержащими различные ИР, необходимые для организации учебно-воспитательного процесса. В них можно найти богатейшие методические материалы: разработки уроков, тесты, программы, календарно-тематические планы, виртуальные лаборатории, контрольные работы, электронные учебники).

Работа по выше перечисленным направлениям с использованием ресурсов сети Интернет повышает развивающий потенциал урока и информационную культуру учащихся и учителей. Дает возможность освоения современных информационных технологий, позволяет пользоваться современными материалами, что обеспечивает доступ к качественному образованию или помогает учащимся изучать выбранные ими общеобразовательные дисциплины. Использование ИР переводит на качественно новый уровень подготовку и проведение уроков.

Рассмотрим вопрос применения ИТ с позиции организации познавательной деятельности обучающихся.

Например, можно выделить некоторые педагогические условия использования электронной почты в обучении:

При использовании информационных ресурсов Интернет в организации познавательной деятельности школьников на уроке и в ходе самостоятельной работы необходимо учитывать их возрастные особенности, уровень подготовленности и имеющиеся для этого условия. Кроме того, мотивация изучения материала идет более успешно, если перед обучаемыми ставятся конкретные и практически значимые задачи, к решению которых привлекаются разнообразные информационные технологии.


Описание разработки

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

Формирование ИКТ-компетенции всех педагогических работников позволяет эффективно решать вопросы обновления форм и методов воспитательной деятельности.

Если ранее при подготовке внеклассных мероприятий педагог в основном использовал печатные материалы и средства ТСО, то современный учитель способен свободно, уместно и адекватно использовать компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности.

Сегодня невозможно представить внеурочную деятельность без использования проектора, цифровых фотоаппаратов и видеокамер.

Современное компьютерное оборудование выступает как средство организации и оснащения воспитательного процесса:

• как средство для создания информационно-методических материалов и документов (планов, конспектов, методических разработок и пр. );

• как средство обеспечения наглядности (презентации, видеоролики, видео-фильмы и другие демонстрационные формы);

• как средство поиска информации (текстовой, видео- и аудио);

• как средство обработки информации (фото и видео-изображений, текстовой, статистической информации для портфолио, обработки анкет, построения диаграмм, графиков при исследовании динамики тех или иных процессов в воспитательной деятельности);

• как средство хранения информации (базы данных, методические разработки и коллекции, фото- и видеоархивы, электронные хранилища);

• как средство коммуникации (сайт, электронная почта, форумы, чаты и т. п. ).

Достоинства ИКТ

1. Делают воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным.

2. Значительно расширяют возможности предъявления воспитательной информации. Оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации.

3. Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательных мероприятий.

4. Делают процесс воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к мероприятиям.

Использование ИКТ во внеклассной работе (материал)

5. Способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры.

6. Используются в различных формах воспитательных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями.

7. Позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга воспитательного процесса.

8. Повышают качество педагогического труда.

9. Способствуют эффективности воспитательных мероприятий. Грамотное, системное использование информационно коммуникационных и коммуникативных технологий могут и должны стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса.

Для внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс осуществляется их использование в различных направлениях деятельности:

1. Внеклассная работа с учащимися.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления материала к внеклассным мероприятиям можно назвать создание мультимедийных презентаций (представление).

Новое поколение школьников активно вовлекается в сферу мультимедиа-технологий. Растёт уверенность, что в ближайшем будущем создание мультимедийных проектов станет привычной формой урочной и внеурочной деятельности.

Использование ИКТ внесло изменения во все стороны жизни нашей гимназии. В первую очередь – изменилась роль ученика. Он стал активным участником воспитательного процесса, превратился в партнёра (помогает в подготовке и проведении внеклассных мероприятий).

Все материалы школьных мероприятий обрабатываются, систематизируются в папки.

Полную информацию смотрите в файле.

Содержимое разработки

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

Формирование ИКТ-компетенции всех педагогических работников позволяет эффективно решать вопросы обновления форм и методов воспитательной деятельности.

Если ранее при подготовке внеклассных мероприятий педагог в основном использовал печатные материалы и средства ТСО, то современный учитель способен свободно, уместно и адекватно использовать компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности.

Сегодня невозможно представить внеурочную деятельность без использования проектора, цифровых фотоаппаратов и видеокамер.

Современное компьютерное оборудование выступает как средство организации и оснащения воспитательного процесса:

• как средство для создания информационно-методических материалов и документов (планов, конспектов, методических разработок и пр.);

• как средство обеспечения наглядности (презентации, видеоролики, видео-фильмы и другие демонстрационные формы);

• как средство поиска информации (текстовой, видео- и аудио);

• как средство обработки информации (фото и видео-изображений, текстовой, статистической информации для портфолио, обработки анкет, построения диаграмм, графиков при исследовании динамики тех или иных процессов в воспитательной деятельности);

• как средство хранения информации (базы данных, методические разработки и коллекции, фото- и видеоархивы, электронные хранилища);

• как средство коммуникации (сайт, электронная почта, форумы, чаты и т.п.).

1. Делают воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным.

2. Значительно расширяют возможности предъявления воспитательной информации. Оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации.

3. Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательных мероприятий.

4. Делают процесс воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к мероприятиям.

5. Способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры.

6. Используются в различных формах воспитательных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями.

7. Позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга воспитательного процесса.

Повышают качество педагогического труда.

Способствуют эффективности воспитательных мероприятий. Грамотное, системное использование информационно коммуникационных и коммуникативных технологий могут и должны стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса.

Для внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс осуществляется их использование в различных направлениях деятельности:

1. Внеклассная работа с учащимися.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления материала к внеклассным мероприятиям можно назвать создание мультимедийных презентаций (представление).

Новое поколение школьников активно вовлекается в сферу мультимедиа-технологий. Растёт уверенность, что в ближайшем будущем создание мультимедийных проектов станет привычной формой урочной и внеурочной деятельности.

Использование ИКТ внесло изменения во все стороны жизни нашей гимназии. В первую очередь – изменилась роль ученика. Он стал активным участником воспитательного процесса, превратился в партнёра (помогает в подготовке и проведении внеклассных мероприятий).

Все материалы школьных мероприятий обрабатываются, систематизируются в папки.

Ведутся видеосъемки мероприятий. Поиск информации к беседам, тренингам и круглым столам стал намного проще с помощью ресурсов сети Интернет. Ведение электронного классного фотоальбома сохраняет в памяти детей яркие моменты школьной жизни. Наиболее эффективно создание и пополнение такого альбома силами учащихся при поддержке классного руководителя. Завершая учебный год, создается творческий отчет о том, как они прожили год. Каждый класс представляет презентацию или фильм о жизни коллектива ребят.

ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе подготовки и проведения мероприятия:

Поиск информации в сети Интернет.

Для обозначения темы занятия.

В начале мероприятия, создавая проблемную ситуацию.

Как сопровождение объяснения или демонстрации (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты и т. д.).

Проведение подобных мероприятий требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя сценарий с использованием ИКТ, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла.

Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.

Да и мы с Вами можем сказать, что занятия, мероприятия, включающие слайды презентации, данные электронной энциклопедии вызывают у детей эмоциональный отклик.

Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.

Использование ИКТ в воспитательной работе сейчас не только весьма актуально, но и чрезвычайно востребовано. В результате реализации всех упомянутых направлений в нашей гимназии значительно повысился интерес учителей в использовании новых технологий, возросла заинтересованность детей в олимпиадах, конкурсах и проектах, активизировалась работа по созданию портфолио учеников.

Каждый год наши ребята принимают участие в ряде городских конкурсов с применением ИКТ (литературные праздники, конкурсы Web-сайтов по различным направлениям, конкурс СМИ, фотографий…).

Использование средств ИКТ позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество учеников, их родителей.

В будущем планирую:

Осуществлять аналитико-прогностическую деятельность через использование тестов.

Активное использовать ИКТ при работе пришкольного лагеря.

Организацию общешкольных конкурсов компьютерных презентаций.

Проведение классных собраний с использований презентаций, где указывается рейтинг участия детей в различного рода мероприятиях, в учёбе и т. д.

Работа детей по выносу информации на сайт класса, в том числе и о работе школьной организации.

Создание электронного портфолио класса, каждого ученика.

Можно подвести итог и сделать вывод, что в воспитательной работе ОУ

ни одно школьное мероприятие не обходится без применения ИКТ;

растет интерес школьников к участию в городских, областных конкурсах с использованием ИКТ, в школьных тематических конкурсах презентаций;

классные руководители используют ИКТ в проведении классных часов, родительских собраний и внеклассных мероприятий;

классные руководители участвуют в школьных, городских воспитательных мероприятиях с использованием ИКТ;

каждый классный руководитель работает над созданием методической копилки.

Таким образом, внеурочную деятельность с использованием ИКТ обеспечивает широкую творческую деятельность учащегося в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха высвобождает добрые чувства, сопереживание. В развитии творчества у детей с использованием информационных технология заложены большие и подчас нераскрытые возможности. Совершенствование этого процесса – почетная и важная задача.

Таким образом, использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Занятия с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы педагога.


-75%

Информатизация является одним из основных факторов, заставляющим образование совершенствоваться. Изменяются содержание и методы обучения, меняется роль педагога, который постепенно из простого транслятора знаний превращается в организатора деятельности обучаемых по приобретению новых знаний, умений и навыков. Существенным средством информатизации являются образовательные информационные ресурсы, опубликованные в сети Интернет. Неслучайно их корректное, своевременное и уместное использование всеми специалистами, работающими в системе общего среднего образования, является залогом эффективности подготовки школьников.
Рассмотрим работу с распределенными информационными ресурсами компьютерных сетей более подробно.
Подобные средства ИКТ позволяют привнести в работу учреждения общего среднего образования:

Большинство информационных ресурсов сети Интернет представлено так называемыми Web-страницами, организованными по принципам гипермедиа.
Web-страница - это документ, содержащий:

  • форматированный текст;
  • мультимедийные объекты (графика, звук, видеоклипы);
  • ссылки на другие Web-страницы или другие информационные ресурсы;
  • активные компоненты, способные выполнять работу на компьютере по заложенной в них программе.
  • оперативного обеспечения педагогов, обучаемых и родителей актуальной, своевременной и достоверной информацией, соответствующей целям и содержанию образования;
  • организации разных форм деятельности обучаемых, связанных с самостоятельным овладением знаниями;
  • применения современных информационных и телекоммуникационных технологий (технологий мультимедиа, виртуальной реальности, гипертекстовых и гипермедиа-технологий) в учебной деятельности;
  • объективного измерения, оценки и прогноза результативности обучения, сопоставления результатов учебной деятельности школьников с требованиями государственного образовательного стандарта;
  • управления учебной деятельностью учащегося, адекватно его уровню знаний, умений и навыков, а также особенностям его мотивации к учению;
  • создания условий для индивидуального самостоятельного обучения школьников;
  • постоянного и оперативного общения педагогов, обучаемых и родителей, нацеленного на повышение эффективности обучения;
  • организации эффективной деятельности учреждений общего образования в соответствии с принятыми в стране нормативными положениями и содержательными концепциями.

Образовательные Интернет-порталы

Система федеральных образовательных порталов. Поиск образовательных информационных ресурсов. Особенности воспроизведения аудио- и видеоинформации, получаемой через Интернет.

Горизонтальный портал "Российское образование" обеспечивает:

  • навигацию по всем вертикальным порталам;
  • поиск мультимедиа-информации в области образования в Интернет;
  • персонификацию и персональную адаптацию интерфейса как путем выбора пользователем собственной категории (обучаемый, преподаватель, администратор, разработчик портала) и указанием уровня образования, так и путем конструирования собственного интерфейса;
  • формирование и предоставление срезов вертикальных порталов по уровням образования;
  • хранение и предоставление информации в области образования (законодательство, приказы, нормативные документы, стандарты, перечни специальностей, федеральный комплект учебников, база данных вузов и др.);
  • публикацию ежедневного обзора прессы по вопросам образования;
  • новостную ленту в области образования;
  • организацию проведения форумов, дискуссионных групп, списков рассылки.

Профильные вертикальные порталы должны содержать материалы для всех уровней образования: начальной школы, средней школы, начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего образования, дополнительного образования, послевузовского образования.
Специализированные вертикальные порталы должны обеспечивать информационное сопровождение и сервисы для решения конкретных специальных задач общероссийского уровня. Для всех вертикальных порталов должен быть предусмотрен единый интерфейс, единые правила пополнения и ведения. Вертикальные порталы в полной мере смогут пользоваться справочной информацией, располагающейся на верхнем горизонтальном портале, его поисковой машиной, средствами персонификации и адаптации интерфейса.
Распределенная система образовательных порталов строится на множестве российских порталов: горизонтальных, вертикальных и корпоративных.
Порталы разделяются на общероссийские, межрегиональные и региональные.
Корпоративные порталы/сайты подразделяются на коллективные порталы образовательных организаций (ассоциаций, консорциумов и т.п.) и порталы (чаще, сайты) учебных заведений.
Таким образом, в формируемой российской системе образовательных порталов возможно выделение нескольких основных уровней.
Верхний уровень представлен ведущим горизонтальным порталом "Российское образование", предусматривающим систему его полнофункциональных копий в федеральных округах. Общая структура и сервисы портала "Российское образование" и его копий совпадают, но информационное содержание может варьироваться за счет того, что в копиях могут содержаться специфические региональные компоненты и мультимедиа-ресурсы. Наполнение этого портала осуществляется объединенной редакцией под управлением объединенного редакционного совета, который осуществляет также общее методическое руководство редакционными советами вертикальных и горизонтальных порталов всех уровней.
К верхним портальным уровням принадлежат также горизонтальные общероссийские образовательные порталы, сформированные, например, по уровням образования или принадлежащие ассоциациям, или являющиеся информационными срезами портала "Российское образование".
Образовательные горизонтальные порталы всех уровней опираются на систему вертикальных порталов: профильных и специализированных порталов общего назначения. Профильные порталы обслуживают отрасли знаний и, как правило, формируются по ряду смежных дисциплин. Специализированные порталы ориентируются на выполнение определенных функций (например, отраслевой новостной портал или отраслевой портал для тестирования). Вертикальные порталы или их компоненты также могут копироваться на нижних уровнях. Наполнение профильных порталов (в том числе и включение в их состав мультимедиа-ресурсов) осуществляется соответствующими профильными редакциями под управлением соответствующих редакционных советов.
На следующем уровне располагаются региональные образовательные порталы, которые являются горизонтальными и объединяют ресурсы нижних уровней - порталы и сайты вузов, школ и других организаций.
Важными элементами в системе являются порталы-спутники, связанные с образованием и создаваемые в рамках крупных самостоятельных коммерческих или некоммерческих проектов.
Описанный подход обеспечивает полноту системы образовательных порталов, а также доступ к ней при использовании информационных ресурсов и информационного наполнения на всех уровнях, начиная от федерального и заканчивая персональным, что должно учитываться в процессе построения, компоновки, экспертизы и эксплуатации мультимедиа-ресурсов в системе образовательных порталов.
Первоочередными направлениями разработок образовательных информационных ресурсов для формирования общероссийского и специализированных образовательных порталов являются:

  • тематика дисциплин, преподаваемых в системе общего среднего образования;
  • экономика, менеджмент и социология;
  • юридические науки;
  • история и философия;
  • физика, химия, биология;
  • гуманитарные науки;
  • информационная поддержка единого государственного экзамена (ЕГЭ);
  • информационная поддержка процессов обучения в странах СНГ.

При разработке образовательных информационных ресурсов, нацеленных на последующее вхождение в содержательное наполнение образовательных порталов, как правило, учитываются основные нормативные документы, в числе которых:

  • государственные образовательные стандарты;
  • примерные программы дисциплин;
  • перечни обязательных учебных изданий по дисциплинам федерального компонента государственных образовательных стандартов образования.

Во многих случаях, используя системы поиска, рубрикации и каталогизации, которые имеются практически на любом образовательном портале, педагоги и школьники могут существенно упростить поиск информационных ресурсов, требуемых для образовательного процесса. Поиск ресурсов с помощью порталов надо осуществлять, учитывая то, что на портале используется единый профессиональный подход к формированию:

  • размещения сходных функциональных элементов;
  • функционального и художественного дизайна информационных страниц;
  • системы регистрации и аутентификации посетителей и редакторов;
  • новостных лент;
  • сервиса публикации материалов;
  • механизма присоединения файлов и дополнительной гипермедиа-информации к публикуемым материалам;
  • технологии контекстного поиска и предоставления информации для корректной работы общей поисковой системы образовательного портала;
  • индексации заданного набора сайтов;
  • механизм последовательной детализации информации;
  • правил и приемов включения в информационные ресурсы и образовательный портал дополнительных подразделов и рубрикаторов.

Используя порталы, учителя должны понимать, что выработка единой политики в формировании портала, а тем более в разработке предназначенных для него информационных ресурсов является сложнейшей проблемой, которая все еще до сих пор не решена. Данная проблема осложняется еще и тем, что формирование порталов благодаря преимуществам современных средств телекоммуникаций распределено в пространстве и во времени: средства ИКТ разрабатываются в разное время различными творческими коллективами, после чего готовая продукция интегрируется в портал путем пересылки данных по телекоммуникационным каналам. В результате педагоги и обучаемые, являясь основными пользователями образовательных порталов, теряются в большом количестве неоднородной разнотипной информации, в основе структуризации которой лежат различные критерии, а принципы ее передачи, обработки и представления подчинены различным технологическим приемам.
Нередки случаи, когда участникам образовательного процесса приходится ничем не оправданно овладевать новыми дополнительными приемами оперирования с компьютерной техникой и программным обеспечением для каждого отдельного информационного ресурса, входящего в образовательный портал.
Использование аудио- и видео-информации, получаемой с помощью сети Интернет (с использованием образовательных порталов или без них) имеет свои особенности. В некоторых случаях воспроизведение такой информации может оказать вред здоровью школьников или привести к снижению эффективности учебного процесса.Современные педагоги должны знать и предвидеть негативные моменты, возникающие при применении информационных ресурсов, получаемых из Интернет в системе общего среднего образования. В частности, некоторые школьники не способны воспользоваться той свободой, которую предоставляют образовательные средства ИКТ. Часто запутанные и сложные способы представления могут стать причиной отвлечения, как педагогов, так и школьников от изучаемого материала из-за различных несоответствий. К тому же, нелинейная структура мультимедийной информации в Интернет-ресурсах подвергает пользователя "соблазну" следовать по предлагаемым ссылкам, что может отвлечь обучаемого от основного русла изложения учебного материала.
С каждым днем все больше учителей начинает заниматься собственными разработками информационных ресурсов и других средств ИКТ, многие из которых попадают в сеть Интернет. Если даже учитель и не занимается собственными разработками, то он может использовать уже созданные Интернет-ресурсы, качество, педагогическая эффективность и эргономика которых во многих случаях не выдерживают никакой критики. И в том, и в другом случае учителя должны овладеть основными требованиями, предъявляемыми к образовательным Интернет-ресурсам с точки зрения минимизации вреда, наносимого здоровью и психике обучаемых.
Педагог, работающий в школе, должен знать, что художественное решение, положенное в основу оформления используемого или создаваемого Интернет-ресурса, должно определяться предметной направленностью ресурса. При этом оформление средства ИКТ должно строиться на стилистических решениях, преемственных по отношению к отечественным традициям оформления учебной и детской литературы, используемой в школе и соответствующей требованиям здоровьесберегающей среды, а в случае заимствования визуальных решений, принятых в иностранных мультимедийных ресурсах, необходима их адаптация к отечественным культурным традициям.
Учитывая важность вопросов минимизации вреда, наносимого психике учеников, следует учитывать, что при разработке и использовании образовательных Интернет-ресурсов недопустимо использование элементов, которые могут привести к неоднозначному толкованию, агрессивных, шокирующих, провокационных визуальных и звуковых рядов. Оформление Интернет-ресурсов должно быть выполнено с учетом того, что при обучении такие ресурсы используются как учителем, так и школьниками. При необходимости в составе образовательных Интернет-ресурсов должны быть выделены разделы, оформление которых ориентировано на детское восприятие с учетом возрастной группы, которая будет работать с данным изданием. В то же время, оформление разделов, предназначенных, в первую очередь, для работы учителя при подготовке к уроку, не должно содержать сложные шрифтовые решения, перегруженный фон, анимированные объекты и другие аналогичные элементы, отвлекающие от работы с Интернет-ресурсами.
Важно, чтобы оформление Интернет-ресурсов обеспечивало максимально эффективное восприятие школьниками текстовой и графической информации, являющейся основным содержанием данного электронного издания. При разработке оформления информационных страниц следует избегать цветовых и графических решений, затрудняющих чтение текстовой информации. Набор гарнитур, используемых для отображения основной текстовой информации, должен быть ограничен шрифтами, обеспечивающими более легкое восприятие при чтении с экрана. Начертание шрифтов должно обеспечивать одновременно и легкое распознавание полного набора символов как множества отдельных элементов, и восприятие любого слова или текстового блока как единого визуального образа.
С точки зрения формирования единого здоровьесберегающего пространства школы, включающего, в том числе, и минимизацию отличий образовательных электронных ресурсов и обычных учебных книг, важно, чтобы верстка текстовых образовательных Интернет-ресурсов была выполнена в соответствии с правилами, принятыми в полиграфии.

Однако для того, чтобы грамотно и быстро найти ответ, нужно быть не просто библиотекарем, но ещё и информационным специалистом, который в совершенстве владеет навыками и знаниями поиска информации в сети на уровне эксперта. Использование информационных технологий в работе библиотекаря даёт возможность по-новому взглянуть на все библиотечные процессы в целом, менять и совершенствовать библиотечно-информационную работу. При этом классические и привычные формы работы в библиотеке, с фондом и читателями, никто не отменял, поэтому необходимо сочетать в себе традиционные и инновационные формы работы.

Научиться и активно использовать Интернет-ресурсы библиотекарям поможет, как это ни парадоксально, сам же Интернет. На сегодняшний день в сети существует множество курсов, инструкций и статей об использовании Интернета, поиска в нем информации.

В ежедневной работе библиотечные специалисты могут использовать множество сайтов, в зависимости от специфики работы своего отдела, поэтому все ресурсы Интернета можно разделить на специальные (профессиональные) ресурсы и пользовательские.

К специальным (профессиональным) ресурсам можно отнести все сайты, которые приносят библиотекарю пользу в ежедневной работе. Соответственно, если использовать систему "социальных закладок", можно без труда создать личную коллекцию избранных мест в интернете. Наиболее важные профессиональные ресурсы определяются в зависимости от специфики работы конкретной библиотеки.

Посетив сайт, вы сможете обратиться к следующим разделам:

Русскоязычные поисковые системы и справочники ресурсов Интернет

Электронные каталоги российских библиотек

Электронные каталоги наиболее крупных зарубежных библиотек

Библиографические базы данных

Виртуальные энциклопедические и справочные издания

Электронные каталоги издательств и книготорговых организаций

Электронные библиотеки и полнотекстовые базы данных

Преподаватель: Вадим Степанов. Курс предназначен для библиотекарей, которые используют или планируют использовать интернет-технологии в своей профессиональной деятельности. Целью курса является вооружение слушателей необходимыми знаниями и умениями, позволяющими эффективно использовать Сеть в максимально большом числе различных библиотечных процессов. Содержание курса ориентировано на выработку практических навыков работы с сетевыми ресурсами. В ходе обучения учащиеся получат глубокие и систематизированные знания в области применения интернет-технологий при комплектовании, каталогизации, справочно-библиографическом работе и обслуживании читателей, познакомятся с требованиями, предъявляемыми к веб-сайтам библиотек, а также научатся методам учета и описания цифровых источников. В ходе занятий будет выработаны навыки по поиску информации в Интернет, использованию общедоступных и коммерческих электронных библиотек, справочных и библиографических ресурсов Сети. Процесс обучения включает изучение текстов лекций, ознакомление с дополнительной литературой, выполнение упражнений для самопроверки. В качестве рубежного контроля по каждой теме предусмотрена сдача тестов и выполнение практических заданий. В ходе обучения слушатели взаимодействуют с преподавателями и коллегами по учебной группе посредством электронной почты, с помощью электронной конференции и чат-сессий.

Следующий ресурс Internet Tutorials. http://library.albany.edu/internet/. Не большой, но информационно емкий каталог ссылок на различные руководства по использованию и применению Интернет. Прекрасно подходит для приобретения и развития базовых, "начальных" знаний, организован в три категории: Using and Searching the Web, Browsers, Software Training. Включает каталоги и справочники по зарубежным библиотекам

Конечно, эффективен и распространен обмен опытом между библиотеками, не только в сети, но и на конференциях, семинарах, курсах и тренингах, но Интернет, безусловно, является важным подспорьем в работе библиотечного специалиста.

Что касается пользовательских ресурсов, стоит отметить, что библиотекари, помогающие искать или осуществляющие поиск информации для пользователей, должны знать и разбираться в особенностях поиска в конкретных базах. Во многих библиотеках есть доступ к различным полнотекстовым базам данных, как русскоязычным, так и иностранным. Поэтому задача библиотекарей - изучить возможности поиска в конкретной базе и помочь пользователям в поиске необходимой информации. Кроме того, если одна библиотека предоставляют возможность поиска в электронных каталогах других российских и зарубежных библиотек, предоставляет информацию об электронных библиотеках, энциклопедиях и справочниках, выставленных в сети, то возникает необходимость детального изучения этих ресурсов самими библиотекарями.

Проект Gabriel предоставляет информацию о Всемирной Паутине, о Национальных Библиотеках однородным способом на нескольких языках;

Главное усовершенствование на сегодняшний день - ведение центральной базы данных, содержащей всю важную информацию обо всех Национальных Библиотеках. Представители каждой библиотеки могут рассмотреть - и в случае необходимости - отредактировать свои собственные данные в любое время, таким образом, делая информацию относительно Gabriel, всегда актуальной.

Кроме библиотечных сайтов библиотекарям стоит обратить внимание на сайты периодических библиотечных изданий. Многие из них имеют свой архив за определенный период.

Современный библиотекарь должен быть высококвалифицированным специалистом, умеющим работать как в традиционном ключе, так и с использованием новых информационных технологий.

Читайте также: