Интернет кафе предоставляет для своих посетителей доступ в сеть интернет нужна ли лицензия

Обновлено: 04.07.2024

Во многих кафе большинству посетителей обязательно требуется интернет. Современным людям уже недостаточно вкусных блюд и уютной обстановки. Как правило, городское кафе на первом этаже можно легко подключить к сети. Для того чтобы провести интернет в кафе, достаточно обратиться к провайдеру. Типичный пример – использование свободных точек доступа — Wi-Fi. Кстати, раньше даже был такой тип заведений, как интернет-кафе, основной услугой которого было предоставление быстрого интернета (а не только возможность перекусить).

Но и такая дорогостоящая услуга не всегда доступна для заведений общепита. Как правило, это касается придорожных кафе и столовых в сельской местности. Протянуть к ним оптоволокно обычно бывает технически невозможно или слишком дорого (порядка миллионов рублей). Единственной разумной альтернативой в таких случаях остается беспроводной интернет. Который зачастую обходится даже дешевле оптоволоконного. Так, например, в нашей компании можно заказать установку комплекта оборудования для кафе всего за 20 тысяч рублей при ежемесячной плате за трафик от 750 руб. И это за полностью безлимитный интернет на скоростях порядка 100 Мбит/с.

Как установить интернет в кафе?

В принципе, установить в кафе Wi-Fi можно и самостоятельно, при этом не придется тратить слишком много. Оборудование для хорошего интернета в кафе стоит недорого 15-20 тысяч, но это конечно, дороже, чем обычные домашние роутеры. Производители предлагают комплекты различных устройств, которые включают в себя принтер для квитанций и беспроводной маршрутизатор хот-спот. В настоящее время можно найти различные предложения, чтобы сделать хороший интернет в кафе, но ориентироваться рекомендуется на основные параметры:

  • Радиус действия. Для организации точки Wi-Fi владельцы кафе обычно ограничиваются 100 метрами, что достаточно для обеспечения зоной доступа, но, например, для гостиницы такого радиуса не будет достаточно.
  • Скорость соединения. Перед тем, как подключить интернет в кафе, стоит разобраться со скоростью. Специалисты рекомендуют выбирать самую высокую скорость. Таким образом, вы сможете сделать беспроводной интернет в кафе достаточно быстрым для каждого пользователя. А это немаловажно при большом наплыве посетителей.
  • Равномерность распределения скорости. Один посетитель может выполнять раздачу с торрента, а другой – сидеть на каком-либо сайте. В первом случае человек займет весь ресурс, из-за чего снизится скорость у других пользователей. Для того чтобы у вас был быстрый интернет в кафе, необходимо приобрести оборудование, которое будет равномерно распределять ресурсы.
  • Число соединений. Чем больше пользователей смогут подключиться к беспроводному интернету в кафе, тем больше нужно точек доступа.
  • Противостояние помехам. Сотовая связь, радиоволны, электромагнитные излучения (в т.ч. от приборов СВЧ) и стены могут помешать wi-fi-соединению. В результате скорость понизится до минимальной.

Какое оборудование для интернета необходимо для кафе?

Обдумывая, какой интернет в кафе необходимо установить, нужно знать, во сколько вам это обойдется. Стоимость коммерческого оборудования дороже обычных роутеров в несколько раз. Стоимость хот-спотов начинается от 500 долларов. За комплект оборудования придется потратить около 20 тысяч рублей, что совсем недорого, особенно, если вы будете предоставлять платный доступ.

Какое оборудование приобрести для проведения интернета в кафе?

Беспроводной маршрутизатор ZyXEL. Средняя стоимость оборудования данной компании – 600-700 долларов. Например, модель N4100 даст возможность подключиться до 100 пользователей. А с помощью лицензии подключиться к интернету в кафе сможет большее количество посетителей. Данный маршрутизатор имеет пропускную способность до 80 Мбит/с и поддерживает больше 16 тыс. сессий. Он работает в радиусе 100 метров в помещении и 300 м – на открытой территории. Модели этой марки – отличное решение для установки интернета в кафе.

Современные технологии от Ruckus Wireless подстраивают точку доступа к сети под внешние условия. Данная система сможет самостоятельно выбирать одну из 4000 конфигураций, что дает качественный, быстрый интернет в кафе.

Маршрутизатор Dual-Band 802.11n Смарт также нередко рекомендуется специалистами. Его пропускная способность – 20 Мбит/с на каждого пользователя, возможность одновременных соединений 100, а радиус действия – более 100 метров. К тому же, такое оборудование сделано с использованием новейших технологий и стоит относительно недорого.

Выгодно ли подключать интернет в кафе?

Некоторые владельцы заметили, что к ним в заведение клиенты приходят только для получения безлимитного интернета в кафе, просто занимая место. Конечно, смысла в создании платной точки нет, ведь посетителей привлекает именно бесплатность услуги. Таким образом, вы получаете видимость заполненного зала и бесплатную рекламу.

Если устанавливать интернет в кафе с выделенным IP адресом, то у вас появится возможность подключиться к локальной сети, удаленно управлять системой автоматизацию просматривать записи видеонаблюдения. Посетители вашего кафе смогут пользоваться безлимитным интернетом через сеть Wi-Fi.

Если вы задумались, какой интернет в кафе подключить, то можно обратиться в нашу компанию. Мы предлагаем установить быстрый интернет в кафе. Наши специалисты смогут подключить безлимитный интернет в кафе с помощью сети 3G или 4G, а также смонтируют локальную компьютерную сеть в заведении. В результате будет организован Wi-Fi для гостей вашего заведения. В центре системы устанавливается маршрутизатор, принимающий сигнал от сотового оператора. Далее он передается через кабель во внутреннюю сеть.

На сегодняшний день открывается большое количество заведений, где люди могут покушать и с пользой провести время. Данный процесс не столь сложный, как кажется на первый взгляд. Достаточно лишь правильно составить и самостоятельно написать бизнес план интернет кафе с расчетами и пошаговой инструкцией к реализации.

Размер необходимой суммы для открытия

На открытие интернет кафе в небольшом городе потребуется в общей сложности около 3 миллионов 500 тысяч рублей.

Расходы на то что бы открыть кафе с нуля:

  • 700 тысяч рублей – сумма, необходимая для ремонта арендованного помещения и создание индивидуального дизайна.
  • 1 миллион 800 тысяч рублей потребуется для приобретения необходимой техники, компьютеров и программного обеспечения.
  • 500 тысяч для приобретения кофемашины, столовых приборов, барной стойки и мебели.
  • 100 тысяч необходимо для регистрации данного бизнеса.
  • 50 тысяч оставляет для проведения рекламной кампании.
  • 100 тысяч для непредвиденных расходов.
  • 200 тысяч рублей обязательно оставляем для резервного фонда.

Перечень оказываемых услуг

Для привлечения клиентов будет использоваться следующая схема:

  • Чем больше покупается времени за работой на компьютере, тем дешевле будет выходить. Соответственно – час работы на компьютере в интернет кафе стоит 80 рублей, два часа 140 рублей, три часа 180.
  • За покупку от трех часов и более клиенту будет предоставлять в подарок чашка кофе и печенье к нему.

Кроме этого, интернет кафе будет оказывать следующий перечень услуг:

  • Печать документации – стоимость одного листа 6 рублей.
  • Ксерокс документов – стоимость одного листа 10 рублей.
  • Сканирование документов – стоимость одного листа 20 рублей.
  • Запись файлов на диск – 50 рублей.
  • Набор текстов – 1000 символов 100 рублей.

За барной стойкой можно будет приобрести напитки – как горячие, так и прохладительные, выпечку и кондитерские изделия. Запланирован круглосуточный режим работы интернет кафе. Это связано с тем, что большая часть посетителей интернет клуба будет приходить в вечернее и ночное время, что бы поиграть в online игры либо провести свое свободное время в сети Интернет.

По предварительным расчетам, в день будет примерно от 120 посетителей. В среднем, стоимость одного чека будет варьироваться от 200 рублей. Если придерживаться этого показателя, то в месяц сумма дохода от интернет кафе составит 720 тысяч рублей, а в год примерно 8 миллионов 700 тысяч рублей.

Пошаговый план открытия кафе

С первым, с чем придется столкнуться – это выбор подходящего помещения. Это обязательный пункт пошагового открытия, который должен содержать готовый бизнес план кафе.

К будущему помещению под кафе должны быть применены следующие требования:

  • Наличие отопления, канализации, вентиляции, водопровода, электричества.
  • Качественное интернет соединение, которое будет работать без перебоев в системе.
  • Иметь большую площадь — должно быть меньше 200 квадратным метров. Это необходимо для того, что по правилам, для одного компьютера необходимо 6 квадратных метров.
  • Наличие санузла.
  • Должно иметь хорошее освещение и большое количество окон, что бы иметь естественное освещение. Подвалы в данном случае не рассматриваются.
  • Помещение под кафе обязательно должно находиться в месте большого скопления людей.
  • Помещение планируют сдаваться на длительный срок. От 6 лет и больше.

Учитывая все критерии, площадь выбрана размером 360 квадратных метров. Расположено в одном из офисных зданий. Находится в центре города на первом этаже.

В образце бизнес-плана интернет кафе с расчетами, помещение будет делиться на определенные зоны:

  • Игровая зона – предназначена для игр.
  • Для пользователей сети Интернет.
  • Зона для отдела по оказанию услуг.
  • Зона для барной стойки.

Здание в отличном состоянии, необходим только поверхностный ремонт помещения. На него придется потратить 400 тысяч рублей. Планируется приобрести 50 персональных компьютеров. 30 из них будут игровыми, а 20 офисные. Так же планируется покупка столов и компьютерных стульев, офисное оборудование.

На этом этапе планируется потратить порядка 2 миллионов 400 тысяч рублей.

Персонал

Потребуются следующие специалисты:

  • Администратор.
  • Системный администратор.
  • Операторы.
  • Штатный бухгалтер.
  • Менеджер на ресепшен.
  • Бармен.
  • Охранник.
  • Обслуживающий персонал.

В общей сложности персонал кафе будет состоять из 17 сотрудников, размер оплаты на всех в месяц будет составлять около 300 000 рублей. Также будут применяться разные способы мотивации сотрудников.

Оборудование

В компьютерном зале, который будет предназначен для игр, устанавливаем 30 компьютеров. При выборе технике стоит отдать предпочтение новым. Они помогут запускать всевозможные игры. По мере необходимости производить замену техники на новую.

Интерьер помещения следует делать в одном стиле.

Оборудование

Креативный дизайн интернет кафе

Система налогообложения

Рекламная кампания

Прежде всего нужен эффективный маркетинг. Основными потенциальными клиентами данного заведения будут люди от 16 лет, до 35 лет Большая часть посетителей будет состоять из приезжих. Учитывая эти особенности, самая лучшая реклама — это та, которая размещена в транспорте, метро, на баннерах, а так же вывеска на здании кафе для привлечения внимания к себе.

Для удержания и привлечения постоянных клиентов будет использоваться клубная карта, которая будет давать право на получение скидки.

Финансовый план

Затраты в течение месяца, которые содержит финансовый бизнес план интернет кафе:

  1. Аренда помещения – 120 тысяч рублей.
  2. Оплата труда сотрудников – 350 тысяч рублей.
  3. Оплата услуг интернета – 5 тысяч рублей.
  4. Оплата коммунальных услуг – 50 тысяч рублей.
  5. Рекламная кампания – 10 тысяч рублей.
  6. Прочие непредвиденные расходы – 40 тысяч рублей.
  7. Итого в месяц данная сумма будет составлять около 600 тысяч рублей.

Для начинающего предпринимателя, в год данные расходы составят 7 миллионов 800 тысяч рублей.

Финансовый план

Структура расходов интернет-кафе

Ожидаемая прибыль

Рассчитаем, сколько будет выходить прибыль в год, согласно данному бизнес-плану интерне кафе (руб):

  • Выручка – 8 640 000.
  • Себестоимость — 6 780 000.
  • Аренда – 1 440 000.
  • Отчисления на зарплату – 3 960 000.
  • Интернет – 60 000.
  • Коммунальные услуги — 600 000.
  • Обслуживание оборудования – 120 000.
  • Реклама – 240 000.
  • Непредвиденные расходы – 360 000.
  • Валовая прибыль – 1 860 000.
  • Налоги – 279 000.

Чистая прибыль составит — 1 581 000. Поэтому можно сказать, что это прибыльный бизнес.

ОКВЭД для интернет кафе

Коды для ОКВЭД:

  • 2 – деятельность в области электросвязи;
  • 60 – прочая деятельность, связанная с использованием вычислительной техники;
  • 13 – прочая деятельность вспомогательного характера.
  • 10 – деятельность кафе и предоставление услуг по реализации продуктов питания.

Документы

Необходимо будет получить только лицензию на телематические услуги. Для продажи продуктов питания следует получить разрешение из СЭС и Роспотребнадзора. И самое главное, оформить деятельность кафе в пожарной инспекции.

Для привлечения клиентов, необходимо разработать собственный дизайн внутреннего интерьера помещения и проработать стиль обслуживания клиентов.

а мне кажется, что для интеренет-кафе нужна лицензия Минсвязи на передачу данных и, возможно, телематику.
Дело не в кодах ОКВЭД, а в виде деятельности. Интернет-кафе предоставляет услуги доступа в интернет, значит предоставляет услуги связи. А деятельность в области связи лицензируется. В противном случае могут "пришить" незаконную предпринимательскую деятельность. По этому поводу можно почитать ФЗ "О связи".

CАБУР, Вы неправы!
Для деятельности интернет-кафе необходимо получить лицензию на предоставление телематических услуг связи в Роскомнадзоре.

Очень спорно, т.к. интернет - кафе не предоставляет телематические услуги, оно Вам даёт место и компьютер, с которого Вы в свою очередь получаете инфу. Я всё таки считаю, в отличие от спеца Роскомнадзора, что деятельность интнрнет - кафе не лицензируется.

Честно говоря, я не специалист телематических услуг и мог что-то не так понять, но в любом случае ситуация проясница, когда клиент будет общаться с Роскомнадзором лично.

Я не совсем полно написал это не просто спец, а начальник какого-то (сложное название не запомнил) отдела.
Буду держать в курсе

Junior покопался подробнее. Я не прав. Есть письмо с разъяснениями.

О лицензировании услуг телематической службы

Главное Управление Государственного надзора за связью и информатизацией при Минсвязи России Письмо № 00031 от 19.03.2001 г.

В связи с многочисленными запросами в Главгоссвязьнадзор России региональных управлений Госсвязьнадзора России по поводу лицензирования услуг связи телематических служб, предоставляемых с помощью пунктов коллективного пользования (ПКП) на базе персональных компьютеров (ПК), сообщаю следующее. Согласно разъяснению Минсвязи России (письмо от 22.12.99 № 7833) выдача информации, размещенной на компьютере, по запросу пользователя, в том числе и пользователя сети Интернет, во всех случаях представляет собой действия по передаче информации с использованием электромагнитных систем, т.е. подпадает под определение "электрическая связь".

В зависимости от технологических процессов, осуществляемых с использованием записи и хранения информации на компьютере, подключенном к сети, в том числе к сети Интернет, с возможностью выдачи этой информации по запросу пользователя сети Интернет, могут быть реализованы различные виды (службы) электросвязи, в том числе:
Служба передачи данных, в том числе использующая технологию промежуточного (временного) хранения поступившей от абонента - отправителя информации в буферных накопителях узлов передачи данных с последующей выдачей абоненту - получателю.
Телематические службы, например:
- служба электронной почты, использующая принцип хранения поступивших от абонентов - отправителей "электронных писем" в электронных почтовых ящиках с последующей выдачей по запросу абонента - получателя;
- служба доступа к информационным ресурсам, использующая технологию запроса, просмотра, считывания в память ПК различного рода информации (текстовой, графической, аудио, видео), размещенной в базах данных, на веб - сайтах, серверах "новостей" и т.п.
Вопросы организации указанных служб (в том числе по передачи аудио и видеоинформации и др.) рассмотрены в руководящих документах отрасли "Телематические службы" и "Системы передачи данных России" которые в настоящее время находятся на утверждении в Минсвязи России. В зависимости от целей деятельность с использованием средств электросвязи может осуществляться в одних случаях без лицензии, в других - только при ее наличии. Так, если владелец средств электросвязи использует их для собственных технологических нужд (например, сеть передачи данных банка для обмена информацией со своими отделениями) или для некоммерческих целей (например веб - сайт организации для бесплатного информирования общественности о собственной деятельности или сеть ФИДО), то лицензия Минсвязи России не требуется. Если же с помощью средств электросвязи другим лицам (абонентам на их терминалах или клиентам в пунктах коллективного пользования - переговорных пунктах, интернет - кафе, интернет - салонах, в компьютерных клубах и др.) предоставляется возможность передачи, обработки и приема информации, то такое использование средств электросвязи является деятельностью по предоставлению электросвязи и в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О связи" подлежит обязательному лицензированию. При этом лицензия может быть на конкретный вид услуг, либо на услуги электросвязи.
Для предоставления оператором услуг передачи данных и / или телематических служб с помощью объекта связи, в том числе и с помощью ПКП, необходимо получение разрешения органов Госсвязьнадзора России на эксплуатацию этого объекта после проведения его экспертизы. Приказ Государственного комитета Российской Федерации по связи и информации от 29.07.97 №1 "О дополнении к приказу Минсвязи России от 19.12.95 №146 о "Временных правилах приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов связи общего пользования в Российской Федерации" лишь упрощает в ряде случаев процедуру приемки законченного строительством объекта документальной электросвязи, но не отменяет обязательного проведения экспертизы. При этом обращаю Ваше внимание на то, что программа и методики экспертизы объектов одного лицензиата могут быть использованы для проведения экспертизы другого лицензиата только с согласия последнего, так как они составляются для конкретных объектов связи и согласуются с лицензиатом. Заместитель Начальника Главного Управления Государственного надзора за связью в Российской Федерации Осипов В.Г.

Как сделать общественную точку доступа

Организация общественного доступа в Интернет обязывает соблюсти требования законодательства. Рассказываем о юридических и технических особенностях.


Бесплатный доступ в Интернет через WiFi – это сегодня не просто модная фича для малого бизнеса, а признак уважения, которое компания оказывает посетителям и клиентам, один из способов создать для них атмосферу комфорта, будь то офис, ресторан или мастерская.

Но сейчас даже не это главное. Само государство обратило внимание на данный сегмент рынка и своевременно выступило в роли регулятора, издав в течение последних пяти лет ряд законодательных актов, накладывающих серьезные требования на компании, готовые предоставить клиентам услугу бесплатного Wi-Fi-доступа.

Закон суров, но справедлив

Незнание закона не освобождает от ответственности

Перечислять все требования российских законов к организации публичных Wi-Fi-сетей в малом бизнесе непросто. Документ разработан Минкомсвязью РФ в сотрудничестве с МВД, ФСБ и Минэкономразвитием. Его положения касаются организации общественных точек доступа Wi-Fi в кафе, барах, ресторанах, библиотеках, школах, парках и других общественных местах.

Главное условие организации бесплатного Wi-Fi – обязательная авторизация пользователей. Законодательство также требует сохранения журнала авторизированных Wi-Fi-пользователей в течение 6 месяцев.

Согласно российскому законодательству предоставление Wi-Fi-сети возможно любым из трех способов: 1) созданием компанией собственной точки доступа с заключением соглашения с оператором связи об идентификации пользователей; 2) использованием сети оператора, отвечающего за эксплуатацию здания или территории, на которой располагается компания; 3) подключением к внешней, чужой сети Wi-Fi.

Как сделать общественную точку доступа. Рис. 1

Порядок авторизации может быть осуществлен также тремя способами: 1) путем ввода персональных данных с указанием номера паспорта; 2) по номеру мобильного телефона; 3) по логину на портале госуслуг.

Но есть и приятная новость: российский закон не запрещает проводить авторизацию пользователей на странице, содержащей рекламу. Для бизнеса оставлена креативная составляющая, позволяющая предложить клиенту свой эксклюзив. При прохождении регистрации внимание пользователя привлечено ко всему, что он видит на странице, – оптимальная ситуация для подачи рекламного контента с точки зрения SMM.

Captive Portal

Для предупреждения анонимного доступа в Интернет злоумышленников, мошенников или экстремистов доступ к точкам Wi-Fi в общественных местах осуществляется через специально созданную страницу авторизации, которая открывается при подключении к общедоступной Wi-Fi-сети. Ее принято называть Captive Portal.

Как сделать общественную точку доступа. Рис. 2

Сервис авторизации необязательно должен быть ограничен только вводом данных, предписанных законом. Его можно также модернизировать для решения дополнительных задач: обеспечения мультиязычности с использованием шаблонов, использования в качестве дополнительных способов авторизации. Другие разрешенные законом варианты: по обратному телефонному звонку, по ваучерам, через социальные сети. Здесь же можно задать ограничения времени выделяемых сессий и предоставляемого трафика, организовать социологический опрос, осуществить взимание платы за доступ и многое другое.

Правильное построение Captive Portal очень важно и с точки зрения безопасности. Многие такие системы уязвимы к атакам Man-in-the-Middle, поэтому вопросам их правильной настройки следует уделять особое внимание.

Настройка Captive Portal на роутерах Keenetic

В России десятки компаний специализируются на услуге предоставления сервиса авторизации, например, в кафе или гостинице. Также сами операторы устанавливают точки доступа и либо пользуются услугами этих компаний для портала авторизации, либо своими силами развертывают данный сервис, устанавливая и администрируя сопутствующую инфраструктуру, к примеру, веб и RADIUS сервер.

Поставщики сервиса авторизации делятся на облачные и коробочные решения. К первым относятся такие компании как Wi-Fi Systems, MyWiFi и Global Hotspot. Для клиентов этих компаний, к примеру, хозяина кафе, предоставляется удаленный доступ в личный кабинет для мониторинга подключений конечных пользователей, и физически авторизация конечных пользователей происходит на серверах этих поставщиков. Ко второму типу поставщиков сервиса относится компания Netams. Их программное обеспечение ставится на серверах клиентов и управление всем сервисом в руках самих клиентов.

Каждый из профилей был протестирован со стороны поставщиков и рекомендован для использования. Администратору гостиницы достаточно выбрать в выпадающем списке своего поставщика авторизации и ввести пару параметров из личного кабинета поставщика. Доступно ручная настройка подключения, если отсутствует профиля какого-либо поставщика.

Как сделать общественную точку доступа. Рис. 4

Оценят данное удобство те, кто сталкивался с обширными инструкциями по подключению роутеров других вендоров, а также сами поставщики, которым для упрощения подключения приходится готовить как минимум готовые скрипты.

Каждый поставщик сервиса имеет свои индивидуальные параметры подключения. Здесь можно провести аналогию с проводными операторами, которые подключают клиентов по L2TP, либо по IPoE, а также по PPPoE.
В настройках Кинетик учтены всю нюансы в профилях поставщиков для максимального удобства подключения.

Отдельно хочется отметить, что функция Captive portal работает во всей линейке интернет-центров Keenetic и в планах производителя поддерживать в будущих моделях.

Универсальность настройки интерфейсов в Keenetic нашло отражение в удобстве применения Captive Portal. По умолчанию портал авторизации привязан к сегменту гостевой сети Wi-Fi. Гибкие настройки проводных интерфейсов позволяют любой порт или группу портов LAN привязать к гостевой сети. Например, в ресторане кассовый аппарат и видеокамеры будут настроены на доступ в сеть без авторизации через основной сегмент, а все посетители будут выходить в сеть посредством авторизации. И как никакой другой вендор Keenetic обеспечивает надежное резервирование подключения через 3G/4G USB-модемы всех ведущих операторов.

В случае больших помещений или толстых стен могут быть проблемы с зоной покрытия Wi-Fi. Для этих задач к основному Keenetic подключается дополнительный интернет-центр в режиме точки доступа, который пробрасывает запросы на прохождение авторизации к основному Keenetic.

Captive Portal востребован в первую очередь рынком малого бизнеса. Для них очень важно предоставлять бесперебойную услугу своим клиентам. В случае сбоя системный администратор может в любое время суток получить удаленный доступ к администрированию Keenetic через веб-интерфейс или с помощью утилиты на мобильном телефоне. И это работает с серым IP-адресом. Фирменная облачная реализация удаленного доступа не привязана к типу подключения будь то подключения через проводного провайдера либо через 3G/4G модем. В случае последнего подключения в некоторых случаях сам оператор не предоставляет белый IP ни за какие деньги и спасает только функция облачного удаленного доступа Keenetic.

Как стать интернет-провайдером

В тысячный раз повторять, что интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни, не имеет смысла, а вот посмотреть на данные статистики и сделать некоторые выводы действительно представляет интерес.

  1. В 2015 году аудитория интернета в городах-миллионниках почти перестала увеличиваться, а в городах и селах с населением меньше 500 тыс. человек, напротив, продолжает расти.
  2. Только 19 % пользователей интернета выходят в сеть с мобильных устройств, остальные используют ПК совместно с телефоном (планшетом). Это подтверждается средним за неделю показателем количества выходов в интернет с ПК – 11,5 часов – против планшета – 7,5 часов.

Какие из этого можно сделать выводы: проводной домашний интернет все еще остается приоритетным по сравнению с мобильным, развитие рынка интернет-доступа перемещается из мегаполисов в небольшие города. Не без исключений.

Рынок интернет-провайдеров

В крупных городах наблюдается тенденция вытеснения небольших районных провайдеров такими крупными игроками, как МТС, Билайн, Ростелеком. Часто это происходит путем поглощения (покупки) с сохранением оборудования и клиентской базы и предоставлением услуг под одним популярным брендом. Так, например, поступил ЭР-Телеком (Дом.ру), купив второго по числу абонентов оператора Санкт-Петербурга InterZet и получив дополнительно четверть петербургского рынка интернет-доступа.

Независимым провайдерам становится сложнее конкурировать, их остается все меньше. Однако для них появилась новая ниша: масштабные проекты квартальной застройки – комплексного освоения территорий (КОТ) – и частный загородный сектор. Их можно сравнить с небольшим городом, у жителей которого существует очень большая потребность в интернете, но на территории не присутствует ни один из провайдеров.

Динамика КОТ для провайдеров интернета

А значит, развитие рынка интернет-доступа вскоре получит очередной виток, который будет связан с появлением новых провайдеров, повышением качества предоставляемых услуг и более гибкой ценовой политикой за счет конкуренции.

Стать провайдером – непростая задача, требующая больших капитальных вложений и выполнения нескольких обязательных юридических аспектов. В этой статье мы расскажем о пяти главных шагах на пути организации такого бизнеса.

1. Выбор способа подключения абонентов и типа предоставляемых услуг

В первую очередь необходимо определить способ подключения абонентов к интернету и типы предоставляемых услуг, от этого в дальнейшем будет зависеть выбор оборудования и помещений, необходимые лицензии и разрешения.

До точек распределения по абонентам самым популярным является оптоволоконный канал связи, он дороже медного, но имеет значительные преимущества: практически неограниченная длина, минимальные задержки и потери пакетов, информационная безопасность, высокая пропускная способность, малый вес кабеля.

lan

Последнюю милю до абонента можно организовать тремя основными способами:

  1. Медный кабель (Ethernet) от оборудования провайдера до абонента – самый популярный способ коммутации, отличается низкой ценой и легкостью монтажа.
  2. Оптика от оборудования провайдера до абонента (FTTB) – самый надежный, но и самый дорогой способ. Для подключения можно использовать технологию Ethernet (отдельный оптический порт на оборудовании провайдера) или технологию xPON (несколько абонентов на одном оптическом волоске).
  3. Wi-Fi-доступ до абонента – решение, не требующее заведения проводов в квартиру абонента, но не обладающее высокой надежностью и скоростью, не пользуется популярностью.

Следующий этап – выбор предоставляемых услуг. Помимо самого доступа к сети, сейчас набирают популярность такие дополнительные сервисы, как цифровое телевидение (ipTV), телефония (VOIP), файловые и игровые серверы, защита пользователей от вирусов и сетевых атак и другие. Их наличие повышает привлекательность провайдера для абонента в плане организации одной точки входа в мир цифровых развлечений, но накладывает дополнительную ответственность за качество их предоставления.

2. Поиск помещения, проектирование сети и покупка оборудования, аренда входящего канала

Оборудование доступа обычно размещается на чердаках или в подвалах жилых домов, для этого чаще всего требуется разрешение заказчика на использование помещений общего пользования и согласование с управляющей компанией.

Но для размещения серверного и сетевого оборудования центрального узла связи понадобится отдельное помещение, которое будет оборудовано противопожарной сигнализацией, охранной системой, системой кондиционирования, заземлением и источником бесперебойного питания. Желательно организовать в нем рабочее место администратора и круглосуточный доступ для решения аварийных ситуаций.

dc

Выбор оборудования напрямую зависит от стартовой нагрузки, предоставляемых услуг, необходимости сервисной поддержки и времени реакции производителя или дилера на восстановление в случае поломки.
В минимальный набор любого провайдера входят:

  • пассивное оборудование (шкафы, стойки, полки, кроссы, инструменты, патч-корды и т. п.);
  • веб-серверы, почтовые серверы, идентификационный и терминальный сервер;
  • сервер для разработчиков, контроля и сервер новостей;
  • сервер для биллинга и регистрации пользователей;
  • активное сетевое оборудование (маршрутизаторы, коммутаторы);
  • оргтехника;
  • административная панель;
  • оборудование СОРМ;
  • система анализа трафика DPI (опция);
  • источники бесперебойного питания;
  • ЗИП.

Подготовка бизнес-плана и проекта, в которых будут подробно описаны и рассчитаны все составляющие проекта, позволят избежать лишних затрат на дорогостоящее оборудование.
В среднем затраты на оборудование составляют от 3 до 5 млн рублей.

Чтобы предоставлять доступ в интернет, вы сами должны его (аплинк) получить от upstream-провайдера через пиринг-договоренность. В идеале это должно быть не одно подключение, а несколько (до 5), чтобы обеспечить отказоустойчивость в случае падения одного из них.

3. Юридическое оформление и лицензирование

Для обслуживания банковского счета вам потребуются копии учредительных документов, документов о государственной регистрации, свидетельство о постановке на налоговый учет.
Затраты на юридическое оформление составляют от 10 000 до 20 000 рублей.

Документы для оператора связи

Так как интернет-провайдер является оператором связи, ему необходимы соответствующие лицензии на оказание услуг связи. Если кроме доступа в интернет никакие другие услуги пользователям не оказываются, то необходимы две лицензии:

  1. Лицензия на телематические услуги;
  2. Лицензия на передачу данных за исключением передачи данных для целей голосовой информации.

Сроки их получения регламентированы законодательством: например, рассмотрение заявки Роскомнадзором может занимать до 45 дней. При самостоятельной подготовке, подаче и получении документов лицензии обойдутся в 12 000 рублей.

Каждый дополнительный сервис (IP-телефония, хостинг, резервирование данных, цифровое телевидение) также требуют лицензирования и дополнительных временных и финансовых затрат.

4. Подбор персонала и организация работы

Для реализации проекта по предоставлению интернет-доступа нужна квалифицированная команда. Можно отдать на аутсорсинг бухгалтерию и кадровую службу, заниматься прокладкой магистралей и установкой оборудования при помощи подрядной организации, но иметь свою службу эксплуатации линий связи, сетевых инженеров, администраторов, операторов технической поддержки, управляющего, специалистов по маркетингу является обязательным для провайдера.

Весь штат будет насчитывать от 10 до 15 человек, соответственно, необходимо учитывать фонд оплаты труда, страховые и пенсионные взносы, что в сумме составит до 1 млн рублей ежемесячно.

Правильная организация работы должна учитывать все нюансы данного бизнеса, а главное – ориентироваться на предоставление услуги с высоким качеством. Медленный интернет, периодические обрывы связи, сложность в оплате, неудобные тарифные планы, плохая техническая поддержка – все эти факторы негативно скажутся на авторитете вашей компании, отпугнут абонентов, заставят их перейти к конкуренту.

Именно поэтому в штате должны быть не только хорошие ИТ-специалисты, но и опытные управленцы, способные организовать работу каждого с максимальной эффективностью.

5. Ввод проекта в эксплуатацию и его раскрутка

Только после успешного прохождения экспертной оценки в ФГУП МИР ИТ объект можно вводить в эксплуатацию. Время проектирования узла связи может занять от двух недель до трех месяцев, а экспертная оценка проекта в МИР ИТ – от месяца до года.

Этапы принятия узла связи в эксплуатацию:

  1. Передача сведений о начале постройки объекта связи в Роскомнадзор.
  2. Подготовка документов в соответствии с приказом № 113.
  3. Извещение Роскомнадзора о завершении строительства и заявка на прохождение комиссии с представителем РСН.
  4. Рассмотрение документов инспектором РСН, проверка узлов ПД и ТМ.
  5. Получение разрешения на эксплуатацию.

Расчетная стоимость ввода в эксплуатацию составит около 100 000 рублей.

pic 6

Рентабельность предоставления интернет-доступа выше 60 %, однако конкуренция и необходимость жесткого контроля за качеством услуг делает процесс постоянного развития жизненно необходимым. Успешный провайдер должен наращивать скорость, расширять перечень предоставляемых услуг, обновлять оборудование, развивать внутренние сервисы – только так бизнес будет демонстрировать высокие показатели и рентабельность.

Отдел маркетинга отвечает за популяризацию провайдера среди населения, поиск новых районов для подключения, определение целевой аудитории, проведение рекламных акций, создание устойчивого бренда и авторитета компании.

Предоставление доступа к сети Интернет – такой же бизнес, как и многие другие, он требует внимательного и ответственного подхода ко всем этапам – от планирования до ввода в эксплуатацию. Рынок интернет-провайдеров еще далеко не перенасыщен, а появление новых городских районов стимулирует еще большее его развитие. Выполнение пяти основных шагов, описанных выше, поможет вам не только занять место рядом с крупными российскими операторами связи, но и составить им конкуренцию.

Рекомендуем также ознакомиться с нашими материалами, посвященными созданию сети интернет-провайдера:

Подписывайтесь на рассылку новостей блога, чтобы не пропустить новые материалы.

Читайте также: