Информационная правосубъектность у граждан возникает в каком возрасте

Обновлено: 02.07.2024

В чем заключается ее особенности по сравнению с гражданской правосубъектностью? Какие граждане, находящиеся на территории России, относятся к иностранцам и лицам без гражданства? В чем специфика их статуса?

1. Когда возникает административная правоспособность и дееспособность (правосубъектность) граждан? В чем заключается ее особенности по сравнению с гражданской правосубъектностью?

Одним из субъектов административного права являются физические лица, под которыми понимаются граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. Эти категории лиц характеризуются существенными элементами особенностей их правового положения. Так гражданин Российской Федерации характеризуется его правовой связью с Российским государством, иностранный гражданин - с соответствующим зарубежным государством, лицо без гражданства не имеет таковой связи ни с одним из государств.

Конституция Российской Федерации в статье 19 “гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.” Этой же статьёй “запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.” Однако, равенство административной правоспособности граждан России, как общей способности иметь права нести обязанности, не означает, что реально все граждане обладают всем комплексом конкретных субъективных прав и обязанностей, предусмотренных законом.

Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема и передаваема. Её объём изменяется лишь законом. Для отдельных граждан эта правоспособность может быть временно ограниченна в случаях и в порядке, определяемых законодательством, например, в связи с совершением уголовного или административного правонарушения, за которые закон предусматривает санкции в виде лишения свободы, лишение специальных прав и другие правоограничения. Так ст.118 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях предусматривает лишение гражданина права управлять транспортным средством на срок до шести месяцев за нарушение правил дорожного движения, повлекшее причинение лёгких телесных повреждений. Режим чрезвычайного положения предполагает возможность введения ограничений прав и свобод граждан с указанием пределов срока их действия.

Конституцией Российской Федерации обозначены виды прав и свобод, не подлежащих ограничению (право на жизнь, на неприкосновенность частной жизни, свобода совести и др.)

Итак, дадим определение административной правоспособности - это способность гражданина иметь права и обязанности, предусмотренные нормами административного права.

Административная правоспособность означает закрепленную нормами административного права возможность гражданина вступать в административно-правовые отношения, её отсутствие исключает возможность возникновения административно-правовых отношений.

Административная правоспособность возникает с момента рождения человека и до его смерти.

Особенностью административной правоспособности является то, что ее осуществление ограничивается рамками государственного управления, она характеризуется неразрывной связью прав и обязанностей, выражающей сочетание интересов личности и государства в системе управления. Административная правоспособность является основой административной дееспособности.

На ряду с правоспособностью необходимо выделить и дееспособность.

Административная дееспособность - это фактическая возможность практической реализации предоставленных гражданину прав и выполнения возложенных на него обязанностей в сфере государственного управления. Административной ответственности подлежат лица, достигшие 16-летнего возраста (ст.13 КоАП). В зависимости от возраста, образования, состояние здоровья и т.д. изменяется конкретный состав прав и обязанностей.

Таким образом, правило о том, что дееспособность возникает с 16-летнего возраста, является еще одной особенностью административной правосубъектности т. к. в гражданской правосубъектности полная дееспособность по общему правилу наступает с 18 лет.

2. Какие граждане, находящиеся на территории России, относятся к иностранцам и лицам без гражданства? В чем специфика их статуса?

Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства закреплены в ст.62 Конституции РФ. Российское государство, исходя из общих принципов права, наделяет иностранцев и лиц без гражданства широкой правоспособностью (почти все права и обязанности граждан РФ, за некоторым исключением).

Иностранными гражданами должны признаваться лица, имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства. Определение иностранных граждан как лиц, не являющихся российскими гражданами и имеющих доказательства принадлежности к гражданству иностранного государства, которое дано в ст. 1 действующего в России Закона СССР о правовом положении иностранных граждан в СССР от 24 июня 1981 г., не может действовать в полной мере в связи с допущением Конституцией двойного гражданства. К таким доказательствам относятся национальные паспорта или заменяющие их документы. Под категорию иностранных граждан подпадают и лица, обладающие подданством иностранного государства (понятие "подданство" сохранилось в некоторых странах с монархической формой правления, хотя по содержанию оно фактически равнозначно понятию "гражданство").

Лица без гражданства - это лица, которые, не являясь российскими гражданами, не имеют доказательств своей принадлежности и к гражданству иностранного государства. Исходя из ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей право каждого на гражданство, Российское государство стремится к устранению и предотвращению безгражданства проживающих на ее территории лиц. Согласно ст. 7 Закона о гражданстве наше государство поощряет приобретение гражданства России лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства.

В полном соответствии с общепризнанными нормами международного права Конституция РФ закрепляет приравнивание иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении их прав и обязанностей к российским гражданам, т. е. устанавливает для этих лиц национальный режим. Этот режим предоставлялся им в нашей стране законодательством и ранее. Существенно, что в ч. 3 ст. 62 Конституции национальный режим установлен в качестве общего принципа российского законодательства.

Такой принцип приравнивания действует в полной мере, если федеральным законом или международным договором Российской Федерации не установлено иное. Отклонения от национального режима (в сторону ограничения прав или, наоборот, их расширения по сравнению с правами российских граждан) могут быть согласно Конституции установлены только федеральным законом или международным договором. Введение особых правил для иностранных граждан в каких-либо других актах неправомерно.

Иностранный гражданин, подчиняясь на территории Российской Федерации законам нашей страны, продолжает сохранять правовую связь и с собственным государством, имеет определенные права и обязанности как его гражданин. Поэтому на него не возлагаются некоторые обязанности российских граждан (например, обязанность несения военной службы) и не предоставляются отдельные права, принадлежащие в силу их характера исключительно российским гражданам (например, право быть избранным или назначенным на определенные должности - судьи, прокурора, нотариуса и т. д., право участвовать в референдуме и т. п.). Ряд специальных правил для иностранных граждан установлен в Законе о правовом положении иностранных граждан в СССР, в частности в отношении их трудовой деятельности, социального обеспечения, пребывания на территории нашей страны, административной, уголовной ответственности.

Специальные правила российского законодательства установлены для отдельных групп находящихся в России иностранных граждан: дипломатов, пользующихся дипломатическим иммунитетом, консулов, членов экипажей иностранных военных кораблей и самолетов и т. п.

Конституция не связывает применение к иностранным гражданам национального режима с принципом взаимности: он предоставляется в России независимо от того, пользуются ли таким режимом в соответствующем иностранном государстве иностранцы (а значит, и российские граждане). В то же время, если ограничения прав и свобод в иностранном государстве касаются только российских граждан (в отличие от других иностранцев), т. е. носят дискриминационный характер, Правительством России могут быть установлены в соответствии со ст. 3 Закона о правовом положении иностранных граждан в СССР ответные ограничения (реторсии).

Таким образом, особенности правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства сводятся к тому, что на них не распространяется ряд прав и они не несут ряд обязанностей. Они не пользуются избирательным правом (пассивным и активным). Не могут состоять в экипаже судов, не могут нести воинской обязанности. Для этой категории лиц ограничено передвижение по территории РФ.

Ученик 3-го класса Груздев Миша, успешно овладевающий программой начального образования, написал директору школы заявление, в котором просил перевести его в 4 класс или разрешить учебу в форме семейного образования. Директор ответил, что хотя Груздев и заслуживает того, чтобы удовлетворить его просьбу, заявление его он рассматривать не будет, так как Миша еще не дееспособен. Его недееспособность может быть восполнена дееспособностью родителей, которые и должны написать заявление для решения вопроса. Ученик в ответ на это заявил, что Закон об образовании предоставляет не родителям, а ему право освоить программу в форме семейного образования, и попросил ускорить решение вопроса, поскольку он не нуждается в представительстве своих интересов родителями, иначе он будет жаловаться.

Кто прав в данном споре?

Таким образом, для перевода Груздева М., на другую Форму обучения необходимо решение родителей, то есть законных представителей.

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.);

Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.);

Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г.);

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (КоАП РСФСР) от 20 июня 1984 г. (действующая редакция);

Закон СССР от 24 июня 1981 г. N 5152-Х "О правовом положении иностранных граждан в СССР";

Закон Российской Федерации "Об образовании" (с изменениями от 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа 2000 г.).

Алёхин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федарации: Учебник. - М.: Зерцало, Теис, 1996;

Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Окунькова Л.А.);

Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Кудрявцева Ю.В.).

Раздел: Право, юриспруденция
Количество знаков с пробелами: 11532
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Для осуществления своих информационных прав и реализации обязанностей субъекты должны обладать информационной правосубъектностью, включающей в себя:

- информационную правоспособность (способность лица (журналиста,

автора программы для ЭВМ и др.) иметь информационные права и обязанности);

Правоспособность в информационной сфере имеют все граждане независимо от их пола, возраста, расовой принадлежности, национальности, вероисповедания и происхождения. Однако в информационной сфере правоспособность может быть ограничена. Например, Закон о СМИ устанавливает, что не может выступать учредителем средства массовой информации гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным.

Информационная правоспособность может наступать до рождения (право наследования).

До 6 лет физическое лицо может иметь следующие права:

1) выходить в Internet с разрешения родителей;

2) пользоваться телефонными услугами с соглашения родителей.

- информационную дееспособность (способность лица претворять в жизнь, на практике своими действиями имеющиеся у него информационные права и обязанности).

Дееспособность в информационной сфере возникает не у каждого лица, а лишь у тех лиц, которые в силу своей подготовки, способностей, должности и т.п. получают по информационному законодательству возможность лично использовать свои права и принимать на себя обязательства. Например, граждане в возрасте от 14 до 18 лет могут лишь с согласия своих родителей или законных представителей совершать сделки с программными продуктами, с компьютерной техникой, т.е. обладают ограниченной дееспособностью.

Среди гарантий информационных прав граждан можно выделить следующие:

- создание условий для предотвращения методов психопрограммирования (например, 25-й кадр) в средствах телекоммуникации;

- школьные программы - единообразный информационный ресурс школьникам;

- государственные образовательные стандарты;

- государственные гарантии удовлетворения интересов потребителей средств массовой информации.

В качестве субъектов информационных правоотношений могут выступать юридические лица - это коллективные субъекты информационных правоотношений, которые представляют собой организации. За юридическим лицом как субъектом информационного права всегда стоит определенным образом организованный коллектив людей, который, однако, не всегда может или должен быть юридическим лицом. Статья 30 Конституции РФ утверждает право граждан на объединение для защиты своих интересов. Это может быть, например, национальная община, которая также становится субъектом информационных отношений.

Также выделяют особую группу субъектов - физические и юридические лица, профессионально занимающиеся сбором и обработкой информации (частные детективы, действующие как предприниматели без образования юридического лица, брокеры, патентные бюро, пенсионные фонды и т.д.)

Деятельность организаций, наделенных полномочиями по сбору, обработке и хранению информации, подлежит лицензированию в установленном законом порядке (библиотеки, архивы и др.).

Также лицензированию подлежат:

- работы с информацией персонального характера;

- проектирование средств защиты информации и обработки персональных данных,

- деятельность, в результате которой выводятся за пределы РФ государственные информационные ресурсы либо ввозятся.

Объект информационного права - это все те материальные, духовные и иные социальные блага, явления и процессы, по поводу которых субъекты информационного права вступают в информационно-правовые отношения.

Объектом информационных правоотношений является сама информация в ее многочисленных и многообразных формах, таких как:

- документированная информация (документ),

- информационные ресурсы (печатные издания, газеты, журналы, книги, аудио- и аудиовизуальные материалы, рекламная продукция, компьютерные программы, базы и банки данных, информационные сети и системы, средства связи и т.п.),

- средства обеспечения автоматизированных информационных систем,

- различные виды конфиденциальной информации.

К особой группе объектов относят нематериальные блага, т.е. не имеющие экономического содержания и не отделимые от личности их носителя блага и свободы. Проявление нематериальных благ в качестве информации возможно в тех случаях, когда необходимо защищать честь, достоинство и личную репутацию гражданина, т.е. об информации, которая искажена и не соответствует личностным качествам данного человека.

Для возникновения и реализации правоотношений в области информационной сферы, необходимо, во-первых, наличие реальных фактов, связанных с интересами различных субъектов общества, и, во-вторых, наличие нормативно-правовой основы, соответствующих правовых норм, позволяющих ввести отношения по конкретному факту в систему юридических фактов и правовых отношений. Например, ряд ситуаций, возникающих в сетях и системах Интернета, нуждается в правовом регулировании. Отсутствие каких-либо общих международных норм в этой области осложняет дело.

Один юридический факт может породить множество правоотношений (уголовно-правовые отношения, административные, межгосударственные правоотношения) и наоборот: множество правоотношений - один юридический факт (регистрация рождения ребенка - данные о браке, родителях, медицинские документы).

Правосубъектность — социально-правовая возможность субъекта быть участником гражданских правоотношений.

По своей сути она представляет собой субъективное право обще­го типа, обеспеченное государством материальными и юридически­ми гарантиями. Наделение субъекта правосубъектностью есть след­ствие существования связи субъекта и государства. Именно в силу наличия такой связи на всякое правосубъектное лицо возлагают­ся обязанности принципиального характера — соблюдать законы и нравственные нормы, осуществлять субъективные гражданские права в соответствии с их социальным назначением. Данные обя­занности корреспондируют правосубъектности как субъективному праву общего типа.

Составные части гражданской правосубъектности:

    • пра­воспособность субъектов;
    • дееспособность субъектов.

    Правоспособность — спо­собность субъекта иметь гражданские права и обязанности. Дееспособ­ность — способность субъекта своими действиями приобретать для се­бя права и создавать для себя обязанности. К тому же дееспособность охватывает и деликтоспособность субъекта — способность самостоя­тельно нести ответственность за совершенные гражданские право­нарушения.

    Гражданская дееспособность граждан (далее - дееспособность), так же как и правоспособность, имеет естественно-правовую природу, она не отчуждаема и не может быть ограничена иначе как в случаях и в порядке, установленных законом. Полный или частичный отказ гражданина от дееспособности, а также другие сделки, направленные на ее ограничение, ничтожны, кроме случаев когда такие сделки разрешает закон (п. 1, 3 ст. 22 ГК). Если гражданин, до тех пор пока он остается в живых, не может быть лишен правоспособности в полном объеме, то дееспособность он может утратить в полном объеме (ст. 29 ГК) и частично (ст. 30 ГК).

    Если правоспособность означает возможность иметь права и обязанности, то дееспособность - возможность их реализации. Формально (п. 1 ст. 21 ГК) дееспособность состоит из способности приобретать и осуществлять гражданские права и способности создавать и исполнять гражданские обязанности. В литературе дееспособность традиционно определяют при помощи:

      1. сделкоспособности (т.е. способности самостоятельно совершать сделки и другие гражданско-правовые действия);
      2. деликтоспособности (т.е. способности нести гражданско-правовую ответственность).

      Таким образом, если правоспособность обеспечивает возможность самого существования права для последующей его реализации в целях удовлетворения потребностей гражданина, то дееспособность обеспечивает общественно-юридическое признание совершаемых гражданином действий, а также качество обусловливаемого ими правового эффекта.

      В отличие от правоспособности, которая у гражданина возникает в момент рождения и "сопровождает" его в течение всей жизни, дееспособность - явление более динамичное. Дееспособность гражданина, способного адекватно понимать значение своих действий, контролировать их и предвидеть их последствия, зависит от ряда обстоятельств:

        1. возраста (п. 1 ст. 21, ст. 26, 28 ГК);
        2. психического здоровья (ст. 29 ГК);
        3. некоторых вредных привычек и обусловливаемых ими последствий (ст. 30 ГК);
        4. других обстоятельств (п. 2 ст. 21, ст. 27 ГК), в том числе оценочных (п. 4 ст. 26 ГК).

        Отсюда дееспособность (в отличие от правоспособности) - явление групповое, которое зависит от того, к какой социальной группе из числа устанавливаемых законом принадлежит гражданин. Закон выделяет следующие группы и подгруппы граждан и соответствующие им виды и подвиды дееспособности.

          1. недееспособные абсолютно (малолетние граждане в возрасте до 6 лет; малолетние граждане в возрасте от 6 до 14 лет недееспособны "с исключениями" - ст. 28 ГК).
          2. дееспособные частично(несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет; в судебном порядке они могут быть ограничены в дееспособности - ст. 26 ГК).
          3. дееспособные в полном объеме(совершеннолетние граждане, а также приравненные к ним лица - вступившие в брак до совершеннолетия и эмансипированные - ст. 21, 27 ГК; в судебном порядке они могут быть признаны недееспособными - ст. 29 ГК или ограничены в дееспособности - ст. 30 ГК).

          Недееспособность малолетних

          Малолетние (лица до 14 лет) недееспособны (в общем случае, исключения - ниже) , поэтому наименование ст. 28 ГК следует понимать не в буквальном (положительном), а в противоположном - отрицательном - смысле, т.е. с точки зрения не наличия у малолетних дееспособности, а отсутствия таковой. Дело в том, что закон запрещает малолетним самостоятельно совершать сделки: сделки от их имени могут совершать только их законные представители - родители (усыновители) или опекуны (абз. 1 п. 1 ст. 28 ГК). Несоблюдение этого требования влечет недействительность (ничтожность) совершенной малолетним сделки. Такая сделка не порождает правовых последствий и требует возврата всего полученного сторонами в первоначальное положение, а при невозможности возврата полученного в натуре - возмещения его стоимости в деньгах (п. 1 ст. 172 ГК).

          Из этого общего правила для лиц в возрасте от 6 до 14 лет закон делает исключение , они могут самостоятельно совершать следующие три категории сделок (п. 2 ст. 28 ГК):

            1. мелкие бытовые сделки;
            2. сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;
            3. сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

            Закон не раскрывает данного понятия и не приводит примерного перечня таких сделок. Поскольку мелкая бытовая сделка представляет собой двойное оценочное понятие, при квалификации той или иной сделки в качестве мелкой бытовой надлежит руководствоваться тремя основными критериями - стоимостным, сущностным и возрастным, а именно:

              • мелкая (незначительная) цена сделки;
              • наличие у сделки бытового характера (она должна удовлетворять обычные, в том числе каждодневные, потребности самого малолетнего или членов его семьи (приобретение продуктов питания, билета в кино, игрушек, канцелярских принадлежностей, оплата проезда в транспорте, аренда спортинвентаря, осуществление мелкого ремонта и т.п.);
              • соответствие мелкой (незначительной) цены сделки и ее существа возрасту и особенностям развития конкретного малолетнего. Исходя из последнего и учитывая, что в одном случае сделку может совершить ребенок 6 лет, а в другом - 13,5 лет, а также тот факт, что не только возраст определяет уровень развития гражданина и формирование в нем личностных (интеллектуальных и волевых) качеств, понимание незначительной (мелкой) цены рассматриваемой сделки не может и не должно быть одинаковым и уж тем более подвергаться формализации. Кроме того, надлежит исходить из того, что мелкая бытовая сделка всегда совершается за наличный расчет и, как правило, исполняется при самом ее совершении, а источником ее финансирования со стороны малолетнего всегда являются средства его законных представителей - родителей (усыновителей) или опекунов.

              Сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации

              Сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации, обладают двумя квалифицирующими признаками:

                • они должны быть безвозмездными для малолетнего (т.е. такими, которые позволяют получать выгоду, не возлагая на него ответных юридических обязанностей);
                • они не должны сопровождаться нотариальным удостоверением или государственной регистрацией. Примером таких сделок может быть дарение имущества (денег или вещей), временное безвозмездное пользование имуществом (например, библиотечным фондом), другие случаи безвозмездного получения выгоды (например, выигрыш, который пришелся на лотерейный билет, приобретенный малолетним самостоятельно или подаренный ему кем-то "на удачу").

                Поскольку безвозмездность исключает только юридическое обязывание, но не возможный моральный долг, чувство благодарности, зависимости, привыкания и т.д. в отношении постороннего "благодетеля" (причем не только самого малолетнего, но и его законных представителей), такие сделки малолетних должны контролировать их законные представители.

                Сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом

                Сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения, имеют следующие квалифицирующие признаки:

                  • распорядительный характер сделки (сделка направлена на распоряжение, в том числе возмездное или безвозмездное отчуждение имущества в собственность другому лицу);
                  • предметом сделки являются средства;
                  • источником средств являются как законные представители малолетнего, так и третьи средства передаются малолетнему для определенной цели или для свободного распоряжения.

                  Под "средствами" следует понимать денежные средства (не только деньги, как полагают некоторые авторы), а также другое имущество (например, коллекцию марок или значков, которую отдали малолетнему для обмена отдельных экземпляров или реализации "целиком" другим коллекционерам), за исключением имущества, распоряжение которым сопряжено с регистрацией сделки и (или) ее правового эффекта, приданием сделке квалифицированной формы и т.п. Поэтому передаваемыми средствами не могут быть, например, недвижимость, транспорт, ценные бумаги.

                  Закон не устанавливает стоимостных ограничений в отношении предоставляемых малолетнему средств и их расходования последним, однако размер средств должен соизмеряться с возрастом и особенностями развития конкретного малолетнего, а также зависеть от определенности или неопределенности цели их предоставления. Сказанное позволяет дифференцировать данную категорию сделок от мелких бытовых сделок, по крайней мере, по трем основным признакам:

                    1. по источнику предоставления малолетнему средств;
                    2. по размеру предоставляемых средств (и цене совершаемой сделки);
                    3. по направленности сделки (она не сводится только к удовлетворению бытовых потребностей малолетнего или членов его семьи).

                    Сформулированный законом перечень сделок, которые лица от 6 до 14 лет могут совершать самостоятельно, является исчерпывающим. Недееспособность малолетних обосновывают, по крайней мере, следующими обстоятельствами:

                      • малолетние неделиктоспособны;
                      • именно из-за отсутствия дееспособности малолетние не могут быть ограничены в ней в судебном или в любом другом специально-юридическом порядке (ср. с п. 4 ст. 26, ст. 30 ГК);
                      • все сделки малолетних (кроме предусмотренных в п. 2 ст. 28 ГК), как и все сделки граждан, признанных вследствие психического расстройства недееспособными, закон признает ничтожными (т.е. недействительными независимо от признания их таковыми судом - п. 1 ст. 166, ст. 171, 172 ГК);
                      • при отсутствии у малолетних родителей (усыновителей) над ними, как и над гражданами, признанными недееспособными вследствие психического расстройства, устанавливается опека (ст. 29, 32 ГК).

                      Неделиктоспособность малолетних легко объясняется тем, что в таком возрасте они не могут быть признаны виновными, а отсутствие надобности в особой юридической процедуре ограничения их дееспособности - отсутствием у них самостоятельного источника дохода и силой фактической власти со стороны их законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов). Кстати, именно эти лица в условиях невозможности привлечения к ответственности самого малолетнего несут такую ответственность как по его сделкам (в том числе по тем сделкам, которые совершаются им самостоятельно), так и за причиненный им вред (п. 3 ст. 28, ст. 1073 ГК). Родители (усыновители) или опекуны (в том числе опекуны по закону - воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения, другие аналогичные учреждения - п. 4 ст. 35 ГК) несут ответственность за действия малолетнего на началах вины, т.е. во всех случаях, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине (или что вред был причинен малолетним не по их вине). Такие лица отвечают за собственную вину, которая состоит в издержках воспитания малолетнего или недостатках контроля (надзора) за ним. Именно поэтому впоследствии они не имеют права регресса (обратного требования к малолетнему - п. 4 ст. 1081 ГК). При эффективном доказывании родителями (усыновителями) или опекунами того, что неблагоприятные последствия возникли не по их вине, риск убытков падает на контрагента малолетнего по сделке (на потерпевшего от его действий) или на третье лицо (в частности, страховщика). Сам малолетний не может быть субъектом гражданско-правовой ответственности (он может стать субъектом обязанности по возмещению вреда только с приобретением полной дееспособности и только при наличии условий, предусмотренных в абз. 2 п. 4 ст. 1073 ГК).

                      Значение права ребенка выражать свое мнение (ст. 57 СК), а значит, его воли для возникновения других правовых последствий (например, согласие ребенка, достигшего 10 лет, на изменение имени и (или) фамилии, а также на усыновление - п. 4 ст. 59, п. 1 ст. 132 СК) регулируется семейным законодательством и установлено исключительно в интересах самого ребенка (а не гражданского оборота), а значит, не доказывает наличие у малолетнего гражданской дееспособности .

                      Дееспособность граждан в возрасте от 14 до 18 лет

                      Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет обладают неполной (частичной) дееспособностью: могут самостоятельно совершать сделки с соблюдением требований, предусмотренных законом, а также нести гражданско-правовую ответственность.

                      Они могут самостоятельно совершить любую сделку, санкционированную (согласованную, одобренную) их родителями (усыновителями) или попечителем. Несмотря на то что закон говорит о необходимости одобрения сделки именно родителями (усыновителями) несовершеннолетнего (т.е. во множественном числе), едва ли законодатель имел в виду необходимость получения согласия именно обоих родителей, как полагают некоторые авторы. Поскольку, во-первых, родитель (усыновитель) может быть один, а во-вторых, семейное законодательство исходит из равенства прав и обязанностей родителей в отношении своих детей (см. п. 1 ст. 61 СК), достаточно одобрения сделки одним из родителей. Никакое другое лицо (бабушка, дедушка, старшие брат или сестра и т.п.) не могут одобрить сделку несовершеннолетнего, если, конечно, это лицо не является его попечителем. Согласие на сделку должно быть получено в письменной форме и может быть дано не только перед или при совершении сделки, но и в последующем (п. 1 ст. 26 ГК).

                      Указанное требование одобрения сделки несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет принципиально для юридического качества сделки, но в то же время не стоит преувеличивать его значение. Нарушение данного требования не влечет автоматической недействительности (ничтожности) сделки. Такая сделка является оспоримой: для признания ее недействительности необходим следующий фактический состав:

                        • инициирование родителями (усыновителями) или попечителем судебной процедуры признания ее недействительной;
                        • доказывание ими в суде соответствующих фактов;
                        • положительное решение суда (п. 1 ст. 175 ГК).

                        Данное обстоятельство обеспечивает необходимый контраст при противопоставлении друг другу частичной дееспособности лиц от 14 до 18 лет и "недееспособности с исключениями" малолетних.

                        Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет может самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителей, совершать следующее (п. 2 ст. 26 ГК):

                          1. распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами (гонорарами, дивидендами, выигрышем и т.п., а также доходами от предпринимательской деятельности) с учетом установленных ограничений: совершать только те распорядительные сделки, которые не запрещает закон (например, он не вправе распорядиться своими деньгами на случай смерти, т.е. оставить завещание, так как п. 2 ст. 1118 ГК требует, чтобы завещатель был дееспособным в полном объеме); распоряжаться только теми средствами, которые уже получены им или, по крайней мере, причитаются ему, т.е. право требования на которые у него уже возникло (поэтому приобретение несовершеннолетним имущества в кредит в счет заработка, ожидаемого в будущем, требует письменного согласия родителей, усыновителей или попечителя);
                          2. осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
                          3. вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими (однако вкладом, внесенным на имя несовершеннолетнего другим лицом (см. ст. 842 ГК), несовершеннолетний может распоряжаться только с письменного согласия его законных представителей);
                          4. быть членом кооперативных организаций - производственных (ст. 107-112 ГК) и потребительских (ст. 116 ГК). Данное право (членства) может быть реализовано только по достижении 16-летия, при этом предоставление такого права предполагает, соответственно, приобретение и самостоятельное осуществление всего комплекса членских прав и обязанностей.

                          В отличие от малолетних несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность по всем совершенным сделкам (как самостоятельно, так и с согласия родителей, усыновителей, попечителя) и за причиненный вред (п. 3 ст. 26, ст. 1074 ГК). Их ответственность по сделкам ограничивается объемом их имущества. Иное дело - сфера причинения вреда. При отсутствии либо недостаточности доходов или имущества несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет к возмещению вреда (полному или в соответствующей части) привлекаются его родители (усыновители) или попечитель (в том числе попечитель по закону - п. 4 ст. 35 ГК), однако в отличие от малолетних исключено привлечение к ответственности других лиц - образовательных, воспитательных, лечебных и иных учреждений, не являющихся попечителем (например, школы - ср. с п. 3 ст. 1073 ГК).

                          Ответственность родителей (усыновителей) или попечителя за вред, причиненный лицом в возрасте от 14 до 18 лет, имеет следующие особенности. Она:

                            • является субсидиарной (т.е. запасной и дополнительной к ответственности несовершеннолетнего - ст. 399 ГК);
                            • покоится на вине (т.е. родители, усыновители, попечитель привлекаются к ответственности во всех случаях, если не докажут возникновение вреда не по их вине - п. 2 ст. 1074 ГК);
                            • прекращается с достижением несовершеннолетним (основным ответчиком) совершеннолетия, а также в случаях когда у него до достижения совершеннолетия появились доходы или иное имущество, достаточные для возмещения вреда, или до достижения совершеннолетия он приобрел полную дееспособность из-за вступления в брак или эмансипации - соответственно п. 2 ст. 21 и 27 ГК (п. 3 ст. 1074 ГК).

                            Субсидиарные ответчики отвечают за свою собственную вину, которая состоит в издержках (недостатках) воспитания несовершеннолетнего или контроля (надзора) за ним, поэтому не имеют права регресса (п. 4 ст. 1081 ГК).

                            xarakteristika-pravovogo-statusa-subektov-informacionnogo-prava

                            Правовой статус субъектов информационного права включает в себя:

                            Информационная правоспособность – частное проявление общей правоспособности, понимаемой как возможность или способность данного участника вступать в правовые отношения, установленная и охраняемая государством.

                            Право на доступ к информации закреплено в ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

                            Содержание права на доступ к информации составляют следующие правомочия:

                            — право доступа к документам, информационным ресурсам, информационным системам;

                            — право запрашивать информацию; право получать информацию;

                            — право фиксировать информацию, в том числе с помощью технических средств;

                            — право на воспроизведение информации;

                            — право получать консультационную помощь по вопросам доступа к информации.

                            Обладатель информации имеет право:

                            — ограничивать или разрешать доступ к информации, определять условия и порядок данного доступа;

                            — передавать информацию иным лицам по договору (или другом основании, установленном законом);

                            — по своему усмотрению использовать и распространять информацию;

                            — защищать свои права установленными законом способами в ситуации незаконного получения информации, незаконного использования информации иными лицами.

                            При осуществлении своих прав субъект информационного права обязан:

                            — принимать меры, защищающие информацию;

                            — соблюдать законные интересы и права иных лиц;

                            — ограничивать доступ к информации, в случаях, когда такая обязанность установлена правовыми актами и федеральными законами.

                            Граждане РФ наделены большим объемом правоспособности, чем другие категории лиц, пребывающих на территории государства. Правоспособностью в информационной сфере владеют все граждане. Она не зависит от расовой принадлежности, пола, национальной принадлежности, возраста, происхождения и вероисповедания.

                            Физические и юридические лица имеют право на осуществление поиска информации и ее получения в любых доступных формах и из любых источников, установленных федеральным законодательством.

                            Физическое лицо имеет право получать информацию, касающуюся и затрагивающую их права и свободы от органов государственной власти и местного самоуправления.

                            Юридические лица имеют право получать информацию, касающуюся и затрагивающую их права и обязанности от органов государственной власти и местного самоуправления.

                            К особой группе субъектов информационного права принадлежат юридические и физические лица, занимающиеся сбором информации и ее обработкой профессионально, а также разного рода информационные посредники (провайдеры и операторы телекоммуникационной системы), оказывающие услуги по передаче информации, которая предоставлена другим лицом, или по обеспечению доступа или хранению информации. Информационными посредниками могут выступать как физические, так и юридические лица.

                            Информационная правоспособность физического лица определяет способность данного лица иметь информационные права и обязанности. Любой гражданин, вне зависимости от происхождения, возраста, пола, национальности, расовой принадлежности и вероисповедания обладают информационной правоспособностью.

                            Информационная дееспособность

                            Информационная дееспособность характерна только для лиц, получающих в соответствии с информационным законодательством, в силу своих способностей, подготовки, должности и т.д. возможность принимать на себя обязательства и использовать свои права лично. К примеру, только с согласия родителей (или иных законных представителей) граждане в возрасте от 14 до 18 лет могут совершать сделки с компьютерной техникой и программными продуктами. Они обладают ограниченной информационной дееспособностью.

                            Рассматривая информационные отношения публично-правового порядка в информационной сфере, надо обратить внимание на то, что основными субъектами здесь выступают органы государственной власти и местного самоуправления, исполняющие обязанности по информационному обеспечению физических и юридических лиц. При этом следует отметить, что для органов государственной власти и местного самоуправления участие в информационных правоотношениях является их прямой юридической обязанностью, так как она является главным средством практической реализации установленной для них компетенции, а отсюда и правоспособности. Такая же ситуация возникает и в отношении предприятий и учреждений. Однако информационная дееспособность в данном случае реализуется не самим предприятием, а их исполнительным органом.

                            Муниципальные образования и субъекты Российской Федерации обладают только правоспособностью в информационной сфере. Они выступают субъектами права, но не являются субъектами информационных правоотношений, вследствие того, что реализуют их права и обязанности, а именно, обладают информационной дееспособностью.

                            Правосубъектность в ряде отраслей права существует как единая праводееспособность, одновременно охватывающая два момента: возможность обладания правами и обязанностями и возможность их самостоятельного осуществления.

                            В некоторых же других отраслях права (прежде всего в гражданском праве) правосубъектность как бы разъединяется на относительно обособленные труктурные элементы – правоспособность и дееспособность.

                            В информационном праве категория правоспособности также имеет самостоятельное значение. Субъект информационных правоотношений может обладать правоспособностью, т.е. наличием определенных прав и обязанностей, но при этом может быть лишен дееспособности. При отсутствии у субъекта права дееспособности его может заменить другое лицо, обладающее дееспособностью (родители, опекуны и т.д.)

                            Информационная правосубъектность предполагает такие качества лица, которые в соответствии с действующим законодательством дают им право быть участниками (сторонами) информационных правоотношений.

                            На информационную правосубъектность влияют следующие группы факторов: физические свойства личности: (например, возраст – право на защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, право на конфиденциальность информации о несовершеннолетнем участнике правонарушения; состояние здоровья – допуск к государственной тайне); социально-демографические, морально-этические и мировоззренческие свойства личности (национальность – право на использование языка; вероисповедание – тайна вероисповедания); применение мер государственного принуждения.

                            В содержание информационной правосубъектности входят не сами конкретные информационные права и обязанности субъекта информационных правоотношений, а юридическая возможность (или способность) иметь эти права и нести обязанности, возникающие у субъекта информационного права тогда, когда он вступает в конкретные информационные правоотношения. Права и обязанности участников информационных правоотношений устанавливаются информационно-правовыми предписаниями, содержащимися в разнообразных источниках информационного права. Отсюда информационная правосубъектность как юридическая категория имеет относительно самостоятельный, независимый характер. Она наполнена конкретным предметным содержанием и определяется границами установленной законодателем информационной сферы – сферой осуществления информационной деятельности.

                            Правовые основы расширения субъективного состава в российском информационном праве

                            В настоящее время, несмотря на существенное увеличение законодательных инициатив, многие аспекты правового регулирования объектов и субъектов информационной системы Интернет остаются вне поля правового регулирования. Такое положение отечественной юридической науки заставляет законодателя постоянно расширять предметную область информационного права.

                            Во-первых, в правовое поле информационного права вводится новый субъект – владелец аудиовизуального сервиса. Это – владелец сайта и (или) страницы сайта в сети Интернет, и (или) информационной системы, и (или) программы для электронных вычислительных машин, которые используются для формирования и (или) организации распространения в сети Интернет совокупности аудиовизуальных произведений, доступ к которым предоставляется за плату и (или) при условии просмотра рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, и доступ к которым в течение суток составляет более ста тысяч пользователей сети Интернет, находящихся на территории Российской Федерации.

                            Налицо следующие признаки:

                            – формирование и (или) организация распространения в сети Интернет совокупности аудиовизуальных произведений;

                            – доступ предоставляется за плату и (или) при условии просмотра рекламы;

                            – привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации; доступ к которым в течение суток составляет более ста тысяч.

                            В-четвертых, устанавливаются ограничения на иностранное владение аудиовизуальными сервисами. Закон ограничивает 20% долю иностранного участия в компаниях – владельцах аудиовизуального сервиса.

                            В-пятых, предусматриваются новые составы ответственности:

                            За нарушение установленного порядка распространения среди детей информации, причиняющей вред их здоровью (штраф для юридических лиц составляет до 500 тыс. руб.).

                            За распространение информации, содержащей публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (штраф для юридических лиц составляет до 1 млн руб.).

                            За неисполнение требований Роскомнадзора об устранении выявленных нарушений законодательства (штраф для юридических лиц составляет до 1 млн. руб., при повторном нарушении – до 3 млн. руб.).

                            Закон также предусматривает ответственность для владельцев аудиовизуальных сервисов, которые нарушили ограничения на иностранное участие. К таким аудиовизуальным сервисам может быть ограничен доступ (через оператора связи, оказывающего услуги по предоставлению доступа к сети Интернет).

                            Таким образом, субъекты информационного права выступают в качестве субъектов права, реализующие свою правосубъектность и участвующие в соответствующем правовом отношении по получению, извлечение, пользованию и передаче информации. Круг субъектов информационных правоотношений достаточно обширен. В качестве основных субъектов информационных правоотношений выступают граждане Российской Федерации; различного рода предприятия и организации, действующие на территории государства; органы государственной власти, органы власти субъектов Федерации и муниципальных образований и прочее.

                            Читайте также: