Индивидуализм свободной личности как право сверхчеловека

Обновлено: 04.07.2024

Предлагаемая двухосная диаграмма политического спектра с экономической и социокультурной осями, а также идеологически репрезентативными цветами.

Индивидуализм - это моральная позиция, политическая философия , идеология и социальное мировоззрение, которые подчеркивают моральную ценность человека . Индивидуалисты способствуют осуществлению своих целей и желаний, ценят независимость и уверенность в своих силах и выступают за то, чтобы интересы человека имели приоритет над государством или социальной группой, одновременно выступая против внешнего вмешательства в свои собственные интересы со стороны общества или институтов, таких как правительство. . Индивидуализм часто определяется в отличие от тоталитаризма , коллективизма и более корпоративных социальных форм.

СОДЕРЖАНИЕ

Этимология

Индивидуальный

Принцип индивидуации

Индивидуализм и общество

Индивидуализм против коллективизма - обычная дихотомия в кросс-культурных исследованиях . Глобальные сравнительные исследования показали, что мировые культуры различаются по степени, в которой они подчеркивают индивидуальную автономию, свободу и инициативу (индивидуалистические черты), соответственно соответствие групповым нормам, поддержание традиций и подчинение внутригрупповой власти (коллективистские черты). Культурные различия между индивидуализмом и коллективизмом - это различия в степени, а не в природе. Культурный индивидуализм сильно коррелирует с ВВП на душу населения . Культуры экономически развитых регионов, таких как Австралия, Новая Зеландия, Япония, Южная Корея, Северная Америка и Западная Европа, являются наиболее индивидуалистическими в мире. В регионах со средним уровнем дохода, таких как Восточная Европа, Южная Америка и материковая Восточная Азия, есть культура, которая не является ни очень индивидуалистической, ни очень коллективистской. Наиболее коллективистские культуры в мире происходят из экономически развивающихся регионов, таких как Ближний Восток и Северная Африка, Африка к югу от Сахары, Южная и Юго-Восточная Азия, Центральная Азия и Центральная Америка.

Индивидуализм часто противопоставляется либо тоталитаризму, либо коллективизму , но существует спектр моделей поведения на социальном уровне, варьирующийся от высоко индивидуалистических обществ через смешанные общества до коллективизма.

Конкурентный индивидуализм

Методологический индивидуализм

Методологический индивидуализм - это точка зрения, согласно которой явления можно понять, только изучив, как они возникают в результате побуждений и действий отдельных агентов. В экономике поведение людей объясняется с точки зрения рационального выбора, ограниченного ценами и доходами. Экономист принимает индивидуальные предпочтения как данность. Беккер и Стиглер убедительно подтверждают эту точку зрения:

С традиционной точки зрения, объяснение экономических явлений, которое приводит к различию вкусов людей или времен, является конечной точкой спора: на этом этапе проблема предоставляется тем, кто изучает и объясняет вкусы (психологи? Антропологи? Френологи? Социобиологи?) . Согласно нашей предпочтительной интерпретации, никогда нельзя попасть в этот тупик: экономист продолжает искать различия в ценах или доходах, чтобы объяснить любые различия или изменения в поведении.

Политический индивидуализм

«Таким образом, с отменой частной собственности у нас будет настоящий, красивый, здоровый индивидуализм. Никто не будет тратить свою жизнь на накопление вещей и символов для вещей. Человек будет жить. Жить - это самая редкая вещь в мире. Самое редкое в мире. люди существуют, вот и все ".

Британские историки, такие как Эмили Робинсон, Камилла Шофилд, Флоренс Сатклифф-Брейтуэйт и Натали Томлинсон, утверждали, что британцы стремились определить и заявить о своих личных правах, идентичности и перспективах к 1970-м годам, требуя большей личной автономии и самоопределения и меньшего внешнего контроля. , сердито сетуя на то, что истеблишмент отказывает в этом. Историки утверждают, что этот сдвиг в опасениях помог вызвать тэтчеризм и был включен в призыв тэтчеризма.

Анархизм

В анархизме индивидуалистический анархизм представляет несколько традиций мысли в анархистском движении, которые ставят личность и ее волю над любыми внешними детерминантами, такими как группы, общество, традиции и идеологические системы. Индивидуалистический анархизм - это не отдельная философия, а группа индивидуалистических философий, которые иногда находятся в конфликте.

Автархизм

Индивидуализм является дизайн философии , политической , моральной и социологический , где индивид занимает центральное место, в отличие от теории целостных , которые противоречат доминировать социальная группа . Следовательно, это правило личной идентичности по отношению к коллективной идентичности . Тем не менее, в зависимости от того, связано ли оно с предписанием модели для общества или просто описанием его реальности, это понятие можно рассматривать с нескольких различных точек зрения:

  • Как политическаяидеология , основанная на превосходстве прав , интересов и ценности личности : если либеральный или анархический индивидуализм защищает индивидуальную автономию перед лицом различных социальных и политических институтов ( семья , клан , корпорация , каста . ) - воспринимается как препятствуя, даже подавляя - аристократический индивидуализм из-за своей антисовременности остается очень критичным по отношению к общепринятым концепциям этой первой формы индивидуализма;
  • Как наблюдаемый социологический феномен , и в этом случае индивидуализм просто обозначает процесс дистанцирования индивида от групп, к которым он принадлежит , в обществе, где постепенно устанавливается примат индивида над коллективом; именно в этом смысле индивидуализм часто приравнивается к растущему эгоизму в уничижительном сравнении, которое многие социологи воспринимают как массовое заблуждение.

Резюме

Политика

Философские принципы

Индивидуализм основан на двух принципах:

  • Свобода личности , фундаментальная свобода исконных прав, гарантированных человеку и на которые не могут посягать интересы общества;
  • Моральнаяавтономия , право человека высказывать свое мнение по собственному усмотрению без принуждения какой-либо социальной группы .

Утверждение личности также может служить для утверждения личных талантов, не обязательно противодействуя идее коллективного строительства или даже участвуя в нем. С этой точки зрения индивидуализм может дать ответ на проблему количества и разнообразия информации и проблем в обществе. Тогда сложность поднятых проблем может найти выход в социальном интеллекте , который связывает человека и коллектив.

Таким образом, индивидуализм противоположен примату группы над индивидуумом, в частности, воплощенному в политических идеологиях, относящихся к национализму , социализму или любой другой форме политического коллективизма . В некоторых случаях он может выступать против демократии , когда последнее приводит к принятию решений , противоречащих индивидуальным интересам, которые Алексис де Токвиль звонки, в своем эссе о демократии в Америке , в тирании большинства .

Концепции политического индивидуализма

Основная теория: либерализм и собственность


Джон Локк , один из первых мыслителей, внесших в политику индивидуалистическую концепцию человека, основывает собственность на правах личности. В результате, являясь предшественником либеральной демократии , он противостоит схоластической христианской традиции , воплощенной в этом пункте святым Фомой Аквинским и до сих пор основывающей собственность на общем благе . Джон Локк предлагает в главе V Второго трактата о гражданском правительстве (1690) теорию права собственности , которое он вытягивает из труда .

Либертарианская теория и максимальная автономия

Либертарианский индивидуализм предлагает прибегать к саморегулированию для удовлетворения индивидуальных потребностей, а не к более высокому коллективному образованию, например, к государству ; Имея это в виду, компания должна основываться на двойном принципе:

  • Уравновешивание социальных отношений и поведения посредством негласных или формальных контрактов - государство и другие сообщества, таким образом, считаются законными только в форме контрактов, которые, среди прочего, должны решаться свободно;
  • Обмен услугами на рыночном уровне , при котором каждый получит удовлетворение своих личных интересов (например, хлеб становится доступным благодаря заинтересованности пекарей в его продаже).

Анархическая теория и отказ от власти

С точки зрения анархистского индивидуализма , освобождение от деспотической власти, представленной государством , религией , моралью или даже человеческим обществом , является необходимой предпосылкой для развития личности, для его достижения - полного и окончательного. Индивидуалистический анархизм выступает против частной собственности , как задумано законом, будь то личные или коллективные, причем последний рассматривается как договор наложенного авторитарными структурами за счет индивидуального.

Философ Макс Штирнер выступает в качестве учредителя в отношении этого тока , который он сам называет эгоистичны в своем эссе Уникальный и его имущества ; в этой работе он критикует прежде всего абстракции человеческого общества , веры или даже политические идеи о человеке, абстракции, ради которых индивид жертвует собой, забывая о своей собственной личности. Для Штирнера эгоизм и индивидуализм - две двойные реальности, даже смешанные, поскольку обе рассматривают удовлетворение индивида как необходимое условие для общества, таким образом делая эгоизм прелюдией к добру, общему . Макс Штирнер резко критикует закон , мораль , справедливость , антропоцентризм , социализм , коммунизм , капитализм , партийную логику , а также этатизм во всех этих формах. Тем не менее, его место в истории либертарианского индивидуализма оспаривается даже внутри этого движения, в частности из-за его оппозиции либерализму и современному естественному праву . Таким образом, Альбер Камю считает в L'Homme revolté , что Штирнер скорее нигилист , поскольку он отвергает мораль и стремится отменить установленные нормы. Радикальность тезиса Штирнера также проявляется в интеллектуальном развитии индивидуалиста Бенджамина Такера , который поначалу весьма неохотно отказывался от юнатурализма ради эгоизма .

Аристократическая теория и индивидуальное превосходство


Фридрих Ницше , который особенно теоретизировал понятие сверхчеловека , основатель аристократического индивидуализма.

Это текущие политические и философские появляется во второй половине XIX - го века, с фигурой философа Фридриха Ницше по его теории сверхчеловека . Из-за трансцендентности своей природы человек с этой точки зрения призван оставить негодование , чтобы принять аристократическую мораль и, таким образом, подняться над массой, сформированной современным обществом , воспринимаемым как ошибочное и нигилистическое . Это движение впоследствии развилось в кино, в частности с Мишелем Одиаром , который выявил форму правого анархизма и определенное отвращение к обществу, рассматриваемому как массу аморфных и декадентских личностей : «Через бесчисленное множество людей. Превратности Франции, процент писающих - единственный, который ни разу не падал. "

Аристократический индивидуализм фактически построен в ответ на возникновение современного атомизированного (in) общества : последнее хорошо описывается как хаотическое и погружающееся в аномию за счет ослабления роли иерархических социальных связей . Этот индивидуализм противоположен либерализму и, следовательно, равноправию . Затем аристократический индивидуалист ищет в себе ключи к более высокой морали, в противовес аморальности, в которой обвиняется современность . Таким образом, эта мораль строится как антиконформистская по отношению к общепринятым ценностям, начиная с универсалистского гуманизма . Он также отрицает, общая противоположность классического чувства индивидуализма , то либерализм из Просвещения во всех его формах: isonomy , естественное право , контрактуализм , утилитаризм , экономизм , эгалитаризм . Из - за этого анти-современности , материализма и гедонизма , рассмотренные декадентские доктрины , также отвергнуты, наряду с социализмом , национализмом , цезаризма , популизма и романтизма .

С точки зрения политической организации общества аристократический индивидуализм выступает за возвращение иерархических социальных отношений как гарантов порядка и сплоченности общества , но также как признание структурного неравенства между людьми: аристократ, таким образом, считает, что личность высокого качества должна господствовать над самыми слабыми, бросая вызов принципам народного суверенитета , парламентаризма , верховенства закона и демократии , воспринимаемых как хаотическая политическая система. И наоборот, аристократические общества Древней Греции , итальянского Возрождения и старого режима воспринимаются ницшеанской мыслью как модели кастового общества , которое философ, особенно критически относящийся к буржуазии , призывает к замене классового общества , исходя из экономической ценности. человека .

Эта перспектива относительно парадоксальна, поскольку, если человек должен по собственному желанию переопределить себя, чтобы избежать современной морали, иерархия и повиновение остаются кардинальными ценностями для сторонников этого течения политической мысли. Затем предлагаются два решения этого противоречия между холизмом и индивидуализмом: либо свобода и индивидуальность зарезервированы для дисциплинированного и автономного меньшинства , и в этом случае нет вопроса о предоставлении одинаковых прав всему народу , приняв проект, очень близкий к политический режим аристократии , а не только аристократический индивидуализм; или моральное сопротивление аристократического индивидуалиста задумано исключительно как реакция по умолчанию на современное общество и, следовательно, в данном случае не предназначено для представления универсального идеала при любых обстоятельствах. Таким образом, эта позиция больше не должна быть в конечном итоге возвращением к целостному обществу, в котором последователи этого направления мысли будут подчиняться социальным иерархическим отношениям , навязанным им вместо их самоопределения до тех пор.

Христианский персонализм

Тонкая версия индивидуализма, называемая персонализмом , также была разработана христианскими мыслителями, такими как Эммануэль Мунье, в начале 1930- х годов в ответ на экономический кризис Великой депрессии . Это интеллектуальное движение отличает понятие индивида, ассимилированного с эгоистичным существом, от понятия личности, которому оно желает отвести центральное место. Последняя определяется как целое, тело и душа, зависящее от других членов сообщества, что четко отличает эту теорию от классического либерального значения индивидуализма . Персонализм , идеологический близкие к социальному католицизм , то корпоративизм и органицизм , но в отличие от либерализма и социализма , занимает на самом деле в довольно дизайн целостного общества и отвергает видение механистическое , конвенционалистский , Редукционистский или материалистическую последние, из - за его сильную религиозную привязанность .

Социология

Структурирование и проблемные характеристики

Сотрудничество и солидарность

Тип социальной сплоченности в этих двух системах описывается моделью сильной связи - слабые звенья в Грановеттер : компания на базе общин , главным образом , люди , установить прочные связи - в группе лиц , где знание является также по отношению друг к другу - в то время как индивидуалистическое общество по сути основано на слабых связях - простом двустороннем и независимом знании.

По мнению Марселя Мосса , традиционная модель сообщества пожертвований и встречных пожертвований поддерживает сплоченность группы, создавая вечно возобновляемый долг, возникающий в результате многократных обменов между ее членами. С развитием индивидуализма, будь то в результате политической воли или природного явления, из-за возросшей независимости между людьми, связи между сообществами ослабнут, а традиционные солидарности рухнут.

Страховая логика


По словам историка Марселя Гоше , индивидуализм не мог бы развиться без помощи институтов, ответственных за поддержку человека, столкнувшегося с капризами жизни, такими как безработица, пенсия, болезнь, стихийные бедствия или бытовые несчастные случаи: «Что бы современный индивидуализм значил без социальной защиты ? " "

Социальный контроль и властные отношения


Возникновение явления

Структурные социальные причины

Исторический подъем и симптомы индивидуализма

На Западе , контекст беспрецедентного процветания с XII - го века позволяет появление городского среднего класса обогащается за счет торговли. Этот новый социальный класс, извлекая выгоду из относительного изобилия, таким образом , видит его экономическая безопасность уверила , а затем устанавливает в поисках большей политической широты и стабильных гражданских прав , в частности , через систему привилегий , такие как английский Великую хартию вольности (1215) или Гранд Привилегированные из бургундских Нидерландов (1477). Это стремление к личной независимости от политических структур продолжалось в позднем средневековье и окончательно развернулось в эпоху Возрождения , в частности, благодаря изобретению печатного станка , который способствовал распространению гуманистических идеалов и индивидуальной активности общества. богатейшие классы населения. Укрепление европейских торговых сетей на континенте, как и в остальном мире, под влиянием великих открытий , однако, остается основной причиной этого процесса, ускоряя обогащение торговой буржуазии, упомянутой выше.

XIX - го века как период опрокидывания традиционного общества к индустриальной эпохе , является кардинальным пониманием роста индивидуализма. Таким образом, как отмечает историк Ален Корбин , этот период отмечен усилением выражения личной идентичности и прогрессирующей сингуляризацией личности, о чем свидетельствуют многочисленные социально-исторические следы: диверсификация имен, популяризация фотографических портретов, распространение индивидуальных эпитафий в кладбища, оставленные граффити на памятниках или даже имена, выгравированные на коре деревьев. Источники также вызывают разнообразие и персонализацию снов; увеличение числа признаний и проверок совести, ставшее возможным благодаря более гибким теологиям, таким как богословие Альфонса де Лигуори ; ведение личного дневника, предназначенного для успокоения тревог, но без отрыва от установленных предписаний; рост одноместных номеров. В глобальном масштабе с 1860-х годов романтическое выражение внутренней сущности было заменено анализом самого себя и своих состояний сознания под влиянием позитивистской философии и психологии.

Культурная и географическая изменчивость

Западный партикуляризм?

Тем не менее, экономическое развитие Запада , в частности, начиная с эпохи Возрождения , общепризнано как преобладающий фактор в росте индивидуализма в этом культурном пространстве: появление общества относительного изобилия породило людей, которые извлекли из него выгоду. растущее стремление к независимости и политической власти с гарантированной экономической безопасностью. Следовательно, две упомянутые выше точки зрения не обязательно противоположны, если учесть, что универсальный индивидуализм, защищаемый Раймоном Будоном, мог возникнуть только в западном обществе из-за его массового и предшествующего развития, как описывает его Самуэль Хантингтон . И наоборот, традиционное общество , если бы даже , что в Европе из средневековья , характеризуется в этой модели социальной структуры целостной и очень иерархической , что позволяет поддержание общественного порядка , что обеспечивает индивидуальный от рисков , связанных с экономикой дефицита: голод , война , болезни . В этом случае источник норм и ценностей лежит не в самом человеке, а в основном в его различных группах, к которым он принадлежит. Эти группы солидарности сообщества имеют решающее значение в формировании личности, поскольку они также определяют его положение и статус в обществе, как, например, общество порядков при Ancien Régime или система каст в Индии , которая отводит каждому его место в обществе. , согласно его рождению.

Глобальные культурные различия


  • От -10 до 0
  • От -20 до -10
  • От -30 до -20
  • От -40 до -30
  • Нет данных

В действительности различия, которые различают человеческие общества в отношении их целостного или индивидуалистического построения, связаны больше с их степенью, чем с их природой, так что эти два типа социальной организации обычно проявляются в определенных более или менее выраженных чертах, и это независимо от культура считается. Однако существует сильная корреляция между развитием и склонностью к той или иной из этих тенденций: таким образом, именно в развитых странах ( Западная Европа , Австралия и Новая Зеландия , Северная Америка , Япония ) индивидуализм наиболее укоренился, в то время как в регионах меньшее экономическое развитие ( страны Африки к югу от Сахары , по большей части, Афганистан , Бирма , Гаити и некоторые другие) или страны, которые еще не завершили этот процесс ( Ближний Восток , Южная Африка), Северная , Индия , Юго-Восточная Азия , Центральная Америка ) представляют культуры, которые больше полагаются на коллектив

Отзывы

Принцип индивидуализма как политическая идеология и как социологический феномен встречает различные возражения и критику. Таким образом, можно утверждать, что любой индивид, неспособный удовлетворить все свои потребности самостоятельно, зависит в своем выживании от других и, как следствие, от социальной группы, перед которой у него есть естественные обязанности : общество позволяет ему жить; индивидуалистический идеал, если бы он был сведен к принципу отрицания общества, был бы, следовательно, отрицанием условий жизни индивида.

«Индивидуализм - это исключительно негативное поведение, вдохновленное посредственностью и негодованием: оно заключается не в стремлении к возвышению, развитию, а в предотвращении роста других, в подавлении развития других, которые испытывают ревность, как конкуренция. Здоровое общество обязательно борется с индивидуализмом. Она стремится к совершенству, а это несовместимо с индивидуализмом. "

В своей работе политики индивидуализма: социологии и философии , Филипп Corcuff Жак Ион и Франсуа де Поодиночке сделать это наблюдение на общую критику индивидуализма в современном обществе :

Философские системы и направления различны в зависимости от критериев, лежащих в их основе. Каждая программа пытается разрешить ряд, интересующих ее, жизненных вопросов. Поднимает и ставит во главу угла тему личности в философии концептуальное течение под названием индивидуализм.

Индивидуализм: понятие и характеристика

фото 556

Важным этапом развития философской мысли явился период, когда возник индивидуализм в философии. С латинского термин “индивидуализм” переводится как “неделимое, особь”. Термин означает мировоззрение, провозглашающее главенство личного над общественным, конкретного индивида и его интересов над мнением и увлечениями группы, коллектива. Появление данного взгляда возникло, как осознание собственной самостоятельности, независимости, ценности как уникального существа. Это существо оказалось отделенным от других людей, социума, природы, а также от божественного начала, воплощенного в том или ином образе. В рамках индивидуализма на первый план выходят таких понятия, как:

  1. Личность – определяется как субъект, рожденный и развивающийся в общественной среде и приобретающий необходимые социальные качества. Институтом, в котором развивается личность, является семья, позже это организации типа школы, университетов, неформальных организаций т.д.
  2. Индивидуальность – набор характеристик, свойств человека, которыми обладает только он и которые выделяют его среди других людей. Сюда относят и биологические параметры, и социально-приобретенные, и психологические особенности.

Указанные термины могут быть использованы в одном контексте, они взаимосвязаны, но не тождественны друг другу.

Предпосылки и возникновение индивидуализма

Уже во времена Сократа, высказывались мысли относительно понимания и необходимости определения, кто такой индивид. Чуть позже, в эпоху эллинизма, индивидуалистические взгляды получают большее распространение. Представители школы стоицизма считали благом для человека жизнь в согласии с природой, соблюдение ее законов. О ценности групп или общин не упоминалось. Период Средневековья провозглашал индивидуальность личности, но только в ее отношении к божественному: каждый равен перед Богом, каждый несет в себе часть божественной власти. Преданность высшей силе не поддавалась сомнению, хотя тот же кальвинизм возлагал на самого человека всю ответственность за деятельность и сделанный выбор.

Личные накопления, формирование предпринимательства во времена господства капиталистических взаимоотношений являлись материальным воплощением принципов индивидуализма. Поощрялось стремление к увеличению собственного благосостояния, которое непосредственно связывалось с развитием всего общества. Частные интересы ставились даже выше государственных. Учения Нового времени начинают обращаться к глубинным темам – индивидуальному сознанию и самопознанию. Декарт Р., Спиноза Б. и другие отводят большую роль способности к рефлексии. Формирующаяся теория права утверждает, в дополнение к сказанному, автономию личности и умение выдвигать суждения.

Основные положения индивидуализма

Концепция базируется на нескольких принципах, поддерживающих целостность взглядов и поведения приверженцев выбранной программы. Существует 3 постулата:

  1. Общество рассматривается не как целостная система, состоящая из взаимоотношений людей, а как совокупность индивидов. Причем каждый из них имеет собственную специфику темперамента, черты характера, индивидуальные потребности и намерения. Провозглашается у человека право на свое мнение по различным вопросам.
  2. Суть человека заключена в уникальных, ему данных изначально свойств, которыми он полноценно владеет и которые ни при каких условиях не могут быть изъяты у него.
  3. Разделяются законы, относящиеся к общественной жизни, и те правила, которыми руководствуется отдельно взятый индивидуум. Группа и ее участники не представляют собой единого организма.

К сожалению, индивидуалистические категории не лишены внутренних противоречий, из-за чего проявляется неустойчивость мировоззрения. Пропагандируются новые значимые аспекты человеческого существования. В человеке зарождаются отрицательные черты – эгоизм, цинизм, стремление к доминированию и достижению целей удобными средствами. Субъекту дают в широком смысле возможность быть свободным, а он отчуждается от самого коллектива.

фото 557

Наряду с автономностью растет чувство утраты принадлежности к социуму. Последний фактор провоцирует ярых индивидуалистов вести себя довольно агрессивно и пытаться подчинить себе общество, получить с его помощью максимальные блага для себя. Такой индивидуализм считается бунтарским, и он противоположен мещанскому (обывательскому) типу. Если первый не расположен принимать во внимание или как-то сотрудничать с большинством, то другой способен заключить с коллективом обоюдовыгодный договор. Обе формы вполне могут проявить себя в различных исторических эпохах. Нужно помнить, что индивидуализм выступает одним из признаков развивающейся группы и построения коммуникации в ней на более высоком уровне. Но повсеместное доминирование единоличных устремлений может демонстрировать нарастающие проблемы системы и привести к ее расколу.

Представление об идеалах у индивидуалистов

Из определения индивидуализма, его принципов вытекают соответствующие идеалы, имеющие для сторонников этого философского течения первостепенное значение:

  1. Эмоциональная независимость от окружающих.
  2. Свобода мышления, наличие собственного мнения.
  3. Лидерские качества, социальная инициатива.
  4. Самостоятельность в действиях, принятии решений, лидерство и ответственность.
  5. Стремление к самосовершенствованию, достижениям и успеху.
  6. Право на частную собственность, личные приобретения.

Индивидуалисты ориентированы на заботу только о себе и значимых близких. Ситуация в стране, родном городе или районе их будет волновать при условии, что это коснется их напрямую, в ином случае – это не представляет интереса. Положительным моментом в стремлении к отделению от коллектива является сосредоточение на себе, своих потребностях, желаниях и чувствах, что позволяет задуматься о личностном совершенствовании. В современном мире такая тенденция отчетливо видна. И она должна пониматься не только как реализация в материальном мире, но и как работа в направлении духовности.

Люди по-прежнему остаются частью определенных институтов, как и раньше, зависят друг от друга и нуждаются в общественных контактах в личном, профессиональном или других планах. Любому человеку, будь то ребенок или взрослый, нужны друзья, поддержка окружающих в большей или меньше степени. Поэтому сейчас нельзя сказать, что приверженец индивидуализма однозначно отделен от общественных процессов, он может в них включаться или же нет по собственному желанию.

Разновидности индивидуализма: методологический индивидуализм

Словосочетание – методологический индивидуализм – означает теоретическую установку, позицию, исходя из которой рассматриваемый объект, явление окружающего мира является следствием индивидуального поведения или действий. Отсюда наиболее правильной и адекватной будет оценка происходящего с точки зрения конкретного человека, иными словами, в социальной действительности не обойтись без учета человеческого фактора. В центре внимания находится знание психологии людей. Излишний психологизм нередко выступал причиной для критики концепции индивидуализма. Г. Тард высказался на предмет того, что все явления культуры и социума не что иное, как итог личных изобретений.

фото 558

Для сравнения полезно упомянуть социологизм и методологический холизм. Первый отводит главенствующую роль структуре, второй – обществу как целостности. Холизм в отличие от индивидуализма, говорит о неделимости, связности компонентов общественных групп и происходящих в них процессов. Подчеркивается важность сообществ, взаимодействий их членов, которые порождают уникальные эффекты, не сводящихся к индивидуальным действиям. Системный и функциональный подходы также свидетельствуют в пользу признания серьезной роли организаций, институтов, групп и клубов в формировании и дальнейшем влиянии на жизнь членов общества.

Уход от коллективизма, что обозначено выше, имеет позитивные стороны, без которых дальнейшее развитие человечества будет затруднено. Но благотворное влияние потенциала данной тенденции проявится тогда, когда будет найдено гармоничное согласование потребностей отдельного субъекта и интересов общества.


Что такое индивидуализм

Понятие индивидуализма как потребности снизить давление на личность со стороны окружающего социума, сформировалось среди сообщества политических философов Англии эпохи нового времени. Именно принцип индивидуализма, являющимся основополагающим классической политэкономики, сформулировал Адам Смит. Который гласит, что индивид, заботящийся о собственной выгоде, приносит пользу обществу, независимо от направленности на это, эффективнее, чем сознательное стремление к благу социума. Сторонники же социалистических теорий начали использовать индивидуализм как противопоставления социализму, что привело к укоренению отрицательного трактования индивидуализма эгоизмом.

Формирование индивидуализма начинается с детства. Доминирующей в социуме становится тип нуклеарной семьи, состоящей из пары или одного взрослого с ребёнком, что противопоставляется расширенной семье традиционного типа, с совместным ведением хозяйства несколькими поколениями, что уже ограничивает раннее формирование опыта коллективного сосуществования. Нуклеарная семья существенной целью воспитания видит научение самостоятельной жизни. Ожидается, что совершеннолетний ребёнок оставит семью и будет вести отдельное хозяйство, возможно сведя контакты с родственниками к минимальным или полностью прекратив их.

Воспитывая самостоятельность, родители поощряют, чтобы ребенок учился и готовился к самостоятельному заработку, карманные деньги являются собственностью ребенка. Практика подработки даёт возможность молодым людям постепенно становится независимыми от экономических ресурсов родителей.

На развитие индивидуализма ориентирована также социальная система западного и про-западного общества. Поскольку общество постепенно снимает с себя опеку о будущем поколения, то приоритетным формированием становится умение приспосабливаться. Автономности способствует система образования, когда социальное происхождение не играет существенной роли, конституционно предусмотрено равноправие. Ориентир на достижение целей, а не построение долгосрочных отношений, приводит к созданию и распаду ячеек коммуникации в зависимости от задач.

Принцип открытого выражения и дальнейшей защиты индивидуального мнения, в том числе неприятного для социума, столкновение противоборствующих позиций и прямая конфронтация естественные для развития общества.

Одна из главных, статистически подтвержденных, основ развития индивидуализма – благосостояние общества. Высококвалифицированные специалисты и представители верхушки общества более склонны к индивидуализму. Но получая независимость, индивид всё больше остается один перед лицом возникающих проблем, а воля выбора несет бремя личной ответственности, что увеличивает стрессовую нагрузку.

Индивидуализм в психологии

Индивидуализм это форма мировоззрения, подчеркивающая главенствование личностных целей и интересов, самостоятельность поведения личности. Гарри Триандисом, социальным психологом, предложен термин – идиоцентрик. Он обозначает личностей ориентированных на самосовершенствование, с индивидуалистическим мировоззрением, первоочередно ставящих собственные убеждениях, в случае конфронтации стремящиеся изменить ситуацию, а не собственные убеждения. Индивидуалисты демонстрируют более эффективные результаты при самостоятельной работе, коллективные настроения актуализируются лишь в случае опасности.

У индивидуалистов групповые цели остаются на заднем плане. Хотя человек всегда является участником социальных, индивидуалист в высокой степени автономен и способен успешно самореализовываться, обращаясь к их ресурсам минимально.

Индивидуализм это в психологии представление о базово эгоистичной природе человека, том, что позволяет выстраивать с ним грамотные взаимоотношения, выстраивая коммуникацию соблюдением выгоды обеих сторон. Это база для утверждения гуманистических ценностей, права на самовыражение, духа состязательности и честной игры. Отсутствие жертвенности нивелирует понятие жертвы, а соперничество не воспринимается как предательство и нападение, если нет навязанной верности.

Построенные на индивидуализме взаимоотношения содержат меньше запретов и больше права на ошибки, с естественным ощущением личной ответственности за них. Ограничение свободы, для удерживания от потенциально опасности, не дает личности получить опыт необходимый для выживания. Эти примеры индивидуализма заметны в современном воспитании, с увеличением невмешательства старших в жизнь младшего поколения. Поощрение личной ответственности способствует более творческому подходу, инициативности, активности, когда власть традиций и давящих норм не становится преградой для самоактуализации и неординарности.

Индивидуализм и эгоизм – отличие

В повседневном использовании понятие эгоизм зачастую смешивается в значении с индивидуализмом. Распространено представление, что существует этика индивида и мораль общества, тогда мораль индивида равен индивидуализм, эгоизм, а мораль общества соответствует коллективизму и альтруизму, в ущерб личности. Но примеры индивидуализма допускают и приветствуют альтруизм, при котором личность добровольно ограничивает свои интересы для чужого блага. Альтруизм антонимичен эгоизму, индивидуализм – коллективизму.

Отличие индивидуализма от эгоизма выражается в том, что эгоизм – вариант жизненной позиции, когда реализация собственных интересов возможна ценой причинения ущерба другим индивидам или социуму в целом. Индивидуализм постулирует защиту собственных ценностей, проявляя уважение к чужим. В некоторой степени эгоизм это неуважение собственных ресурсов, поскольку личность не в состоянии выстроить жизнь и самореализоваться без агрессивного отбирания чужих ресурсов.

Эгоизм связан с инфантильностью, когда человек ведет себя аналогично младенцу, использующему мать, которая источник его жизненных ресурсов, перенося подобный тип взаимоотношений на окружающих, проецируя на них сценарий безусловной и дарящей любви матери. Поскольку поведение окружающих не соответствует данному поведенческому паттерну (что неудивительно), ожидание переходит в требование и отбирание с помощью доступных рычагов влияния.

В то время как индивидуалистическая автономия предполагает опору на собственные возможности, когда необходимость (а соответственно и пользование, в том числе наносящее ущерб, агрессивное) воспринимается как низкое развитие самостоятельности. Самостоятельная позиция подталкивает к постоянному самосовершенствованию, узнавая границы своих возможностей. Расширяя массив собственных возможностей личность способна к обмену и дарению ресурсов и опыта, так как знает, как получить их вновь, имея соответствующий опыт. Социальность индивида и заключается в том, что его развитие происходит во взаимодействии, а не конфронтации с другими, такими же носителями личных интересов.

Читайте также: