Индикативный тариф это в страховании что

Обновлено: 02.07.2024

Как теперь правильно рассчитывают стоимость полиса ОСАГО? Что и как именно будет учитывать страховая компания и как в этом разобраться ее клиентам?

Содержание

Чтобы вычислить стоимость ОСАГО, базовый тариф (страховая компания теперь рассчитывает его индивидуально) умножается на ряд коэффициентов, которые зависят от возраста и опыта водителя, характеристик транспортного средства, региона.

Базовые страховые тарифы ОСАГО

Базовые тарифы у разных страховщиков могут различаться более чем в два раза. Но коэффициенты, которые характеризуют водителя и транспортное средство, должны быть одинаковыми у всех страховых компаний. С помощью этих показателей страховщики оценивают, насколько велик риск, что вы станете виновником ДТП, и возможный ущерб. Чем ниже риск для страховщика, тем дешевле вам обойдется полис.

Для каждого водителя страховые компании теперь определяют индивидуальный базовый тариф по ОСАГО. Но он всегда должен оставаться в пределах тарифного коридора, который установил Банк России.

Каждая страховая компания самостоятельно определяет набор факторов, которые влияют на ее базовые тарифы. Например, может установить максимальный тариф для водителей, которые получали штрафы за грубые нарушения ПДД — проезд на красный свет, сильное превышение скорости, выезд на встречную полосу. Но эти нарушения должны быть зафиксированы инспектором ГИБДД. Штрафы, которые выписаны по фотографиям с камер слежения на дорогах, страховщики во внимание не принимают.

Страховые компании вправе учитывать и другие факторы, главное, чтобы они были основаны на статистике страховщика по количеству аварий и размерам выплат для водителей и автомобилей с разными характеристиками.

Однако страховые компании не вправе ставить размер базового тарифа в зависимость от национальности, вероисповедания, политических взглядов и должности автовладельца.

Каждая страховая компания обязана публиковать на своем сайте полные списки факторов, которые влияют на ее базовые тарифы, и калькуляторы для расчета стоимости полиса. Поэтому перед приобретением полиса зайдите на сайты нескольких страховщиков и сравните их предложения.

Коэффициент территории (КТ)

Далее учитывается коэффициент территории (КТ). Он связан со статистикой страховых выплат в конкретном регионе. Жителям мегаполисов страховка, как правило, обходится дороже, чем автовладельцам в небольших городах или поселках: ведь чем больше машин на дорогах, тем выше вероятность аварии.

Например, для Москвы коэффициент территории равен 1,9, а для сел Костромской области — 0,73. Все территориальные коэффициенты также можно найти на сайте Банка России в Указании о страховых тарифах.

Для расчета территориального коэффициента используется адрес регистрации, который указан в вашем паспорте, свидетельстве о регистрации транспортного средства или ПТС. Даже если водитель фактически проживает в другом месте. Не отражается в паспорте и временная регистрация, и страховая компания не будет ее учитывать.

Если водитель переехал в другой регион для постоянного проживания, надо будет перерегистрировать автомобиль в отделении ГИБДД или через Портал госуслуг.

Коэффициент бонус-малус (КБМ)

Затем идет коэффициент бонус-малус (КБМ), который показывает, насколько водитель аккуратен за рулем. Если он не был виновником аварий в течение года, то в следующем году КБМ будет меньше, и при том же базовом тарифе цена полиса станет ниже (если только КБМ и так не был минимальным — 0,5).

Если же по вине водителя происходили ДТП и страховая компания была вынуждена выплачивать по ним деньги, стоимость страховки резко возрастет (если только КБМ и раньше не был максимальным — 2,45).

Свой КБМ можно узнать на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА): www.autoins.ru. Именно из базы данных РСА получают информацию о КБМ страховые компании.

КБМ присваивается водителю один раз в год — 1 апреля и действует до 31 марта следующего года включительно. Если вы смените машину, КБМ от этого не изменится.

Если вы только что получили права и первый раз покупаете полис, то вам автоматически присваивается коэффициент 1. То есть у вас не будет ни скидки за безаварийную езду, ни надбавки за аварийность.

Если в полис вписано несколько водителей, то при расчете цены используется КБМ того из них, у кого он наибольший. По договорам, в которых нет ограничения на количество водителей, КБМ будет равен 1.

Если, например, водитель стал виновником четырех и более ДТП в текущем году и по ним были страховые выплаты, в следующем году его КБМ вырастет до 2,45. Даже если до этого он много лет ездил без аварий и получал большую скидку.

Коэффициент ограничения (КО)

Следующим идет коэффициент ограничения (КО). Если в полис вписаны все водители, которые будут управлять машиной, то КО будет равен 1. Но, как уже было сказано, можно не вписывать в полис конкретных водителей. Тогда машину сможет водить любой человек с действующими правами соответствующей категории, и страховка будет покрывать его ответственность. В этом случае при расчете цены полиса будет использован КБМ, равный единице, но коэффициент ограничения будет равен 1,94.

Для машин, которые принадлежат компаниям, КО составляет 1,97.

Коэффициент возраста и стажа (КВС)

Дальше учитывается коэффициент возраста и стажа (КВС). Сейчас все водители разделены на 58 групп, и каждой группе присвоен свой КВС. Например, у начинающих водителей, которым еще не исполнилось 22 года, а стаж не достиг 1 года, коэффициент самый высокий — 1,93. А у автомобилистов старше 59 лет с водительским опытом от 14 лет — самый низкий (0,9). Все коэффициенты можно узнать в Указании о страховых тарифах.

Страховщик учитывает стаж с момента выдачи водительского удостоверения. Дата выдачи удостоверения указана на его лицевой стороне. Но если водитель менял права, то нужно использовать дату получения самого первого водительского удостоверения. Иначе стаж и КВС посчитают неправильно.

Если в полис вписывают несколько человек, то для расчета цены используют КВС водителя с самым высоким коэффициентом.

Если же полис оформляется без ограничения количества водителей, КВС будет равен единице.

Коэффициент мощности двигателя (КМ)

Коэффициент мощности двигателя (КМ) применяют только для легковых автомобилей. Для мопедов, фур или тракторов этот коэффициент не используется.

КМ зависит от количества лошадиных сил двигателя, которые указаны в паспорте или свидетельстве о регистрации транспортного средства. Если в паспорте написана только мощность в киловаттах, ее пересчитывают по формуле: 1 кВт/ч = 1,35962 лс. Если же мощность в документах вообще не упоминается, то страховщики обязаны брать данные из каталогов заводов-изготовителей.

Коэффициент сезонности (КС)

Если водитель пользуется машиной не весь год, есть смысл воспользоваться коэффициентом сезонности (КС), указав в полисе период использования машины. Чем короче этот период, тем меньше коэффициент и дешевле страховка.

Например, человек ездит на машине только на дачу в течение трех летних месяцев. Тогда КС составит 0,5, т.е. лишь половину цены годового полиса. Если машина на ходу полгода, то коэффициент вырастет до 0,7 (скидка — 30%). Но скидки за оформление полиса на 10 и 11 месяцев не будет. В этом случае КС равен единице, как и за целый год.

Чтобы определить цену полиса ОСАГО, перемножаются все коэффициенты, и полученная цифра умножается на базовый тариф, который выбранная страховая компания использует для водителя с учетом его индивидуальных характеристик.

Фото: пресс-служба

О том, что даже в консервативной страховой отрасли уберизация неизбежна, РБК+ рассказал основатель проекта Blicico Марсель Карамуллин.

— Несмотря на то что объем мирового страхового рынка оценивается более чем в $5 трлн, отрасль даже в эпоху расцвета финтеха остается достаточно консервативной. Как вы оцениваете уровень проникновения ИТ в этот сектор?

— По моему мнению, от внедрения ИТ объем страхового рынка может быть увеличен в несколько раз. В страховой индустрии уровень проникновения современных технологий — один из самых низких. По сути, не существует внятных маркетплейсов, до сих пор нет работающих электронных контрактов. На носу уже 2020 год, но в России только буквально недавно внесли законопроект, регламентирующий заключение электронных договоров, появление которых позволило бы развиваться онлайн-страхованию.

— Насколько возможна уберизация процессов в страховом бизнесе?

— Она неизбежна. Переход к агрегации страхования позволит страховым компаниям увеличить объемы своего бизнеса. Если помните, когда Uber и другие агрегаторы такси заходили на рынки разных стран, таксомоторные организации и таксисты очень боялись этого. Были митинги и забастовки во Франции и других европейских странах, в США. Но опыт показал, что заход на рынок агрегаторов такси в разы увеличил сборы самих таксопарков. Во-первых, люди чаще стали ездить на такси, многие даже начали отказываться от личных автомобилей. А кроме того, таксисты, хотя цена поездки упала, перестали ездить пустыми. Мы считаем, то же самое произойдет на рынке в индустрии страхования. Когда страховая индустрия станет удобной, понятной, быстрой, то это сразу приведет к резкому притоку новых клиентов. Да, конечный продукт станет дешевле, потому что повысится конкуренция на рынке. Но и потребитель начнет приобретать больше страховых услуг.

— Как может работать страховой маркетплейс или агрегатор?

— Прежде всего как платформа, стирающая границы. В моем понимании стирание ненужных границ — это хорошо. Например, в Европейском союзе страны, которые так долго между собой воевали, смогли в какой-то мере упорядочить все и отказаться от границ. Я лично для себя не хочу ограничений, которые, например, мешали бы моему развитию, доступу к образованию. При этом отсекать нужно различные негативные проявления. Страховой агрегатор или маркетплейс предлагает все возможности рынка без ограничений, но также дает самый точный инструмент для оценки рисков. Страховые компании должны знать границы рисков, чтобы сформировать до копейки выверенное предложение для клиентов. Обеспечить страховщиков этой информацией можно при помощи современных технологий. По большому счету пользователи услуг страховых компаний на 100% знают эти границы рисков. Я знаю, когда именно я сажусь за руль транспортного средства или как пассажир — в самолет. Грузоперевозчик знает, когда именно загружен его автомобиль. Агрегатор такси в курсе, когда водитель посадил пассажиров. Проблема в том, что конкретный пользователь сегодня не может грамотно проинформировать о своих рисках страховую компанию. А поскольку у страховщика нет информации о риске, о точных границах времени или субъектах ответственности, полис получается дороже. Наш проект Blicico позволяет точно определить период страхового покрытия, весь круг субъектов ответственности и т.д. Знание этих границ позволит страховым компаниям более точно рассчитывать страховые тарифы и ускорить расчет.

— Какова здесь роль технологии блокчейн?

— На нашей платформе, когда страховая компания получает информацию в онлайн-режиме, она записывает в блокчейн всю информацию о страхователе. Например, в случае со страхованием грузов будет известно, сколько, чего и когда перевозилось транспортной компанией. Передача данных может идти в полуавтоматическом режиме, когда клиент сам отправляет их страховщику, или же, если страховая компания в полной мере подключается ко всей системе агрегации и заранее объявляет стоимость того или иного риска, это страхование становится полностью автоматическим. Суть в том, что страховка включается только в тот момент, когда груз погружается в кузов. И как только автомобиль разгружен, контракт перестает действовать.

Запуск такой системы в корне изменит весь сегмент страхования грузов. В России сегодня страхуется, по разным оценкам, лишь от 5 до 10% всех грузов, перевозимых магистральными тягачами. Почему так происходит? Потому что груз всегда надо доставить быстро, а оформлять страховые документы — это долго. Кроме того, незнание страховой компанией точных границ риска приводит к переоценке риска: страховая компания закладывает в тариф больший период, то есть фактически более значительный масштаб самого риска, чем есть на самом деле.

— Какие перспективы страховой агрегатор открывает перед такси?

— Страховая компания будет точно знать, какое количество перевозок производилось тем или иным агрегатором такси и какова была продолжительность этих поездок. Благодаря этому в нашей системе риск здоровью пассажиров при попадании в ДТП и т.д. будет мгновенно рассчитываться на каждую поездку на основании объективных данных.

— В какой стадии находится ваш проект страхового агрегатора Blicico? Какая для функционирования такой платформы требуется реакция страхового рынка и самих потребителей?

— Мы, конечно, будем стартовать с рынка России, но сразу нацелены выходить и на североамериканский рынок. В планах и работа на китайском рынке. Сейчас платформа состоит из трех частей. Первая — это архитектура объективного контроля. Следующая — архитектура веб-платформы. То есть интерфейс маркетплейса, который будет видеть обычный пользователь. И, конечно, третья архитектура — это архитектура блокчейна. Блокчейн уже готов, мы изучаем его методы. В ближайшее время у нас начнется интеграция всех процессов, всех методов, объединение всего в единый интерфейс. Для пользователя все будет выглядеть куда проще, чем я описываю словами.

Мы уже начали заключать договоры со страховыми и транспортными компаниями, которые нас знают, и, как только все архитектуры будут объединены, мы начнем тестирование. После его прохождения станем продвигать массовый продукт.

страховой тариф это

Стоимостью услуг страховых фондов является премия (взнос), уплачиваемая клиентом (страхователем). По сути, клиент платит определенную сумму за работу компании в случае возникновения несчастного случая.

Во всех таких организациях осуществляется расчет страховых взносов по тарифу . Рассмотрим далее, что он собой представляет.

Нормативная база

О тарифе страхового взноса говорится в 11 статье ФЗ № 4015-1 от 1992 г. В п. 2 нормы раскрывается его определение. Согласно положениям статьи, страховой тариф – это ставка взноса с единицы страховой суммы или объекта страхования.

Размер премии

Он должен быть достаточным для:

  • Покрытия ожидаемых претензий в рамках страхового периода.
  • Создания резервов.
  • Покрытия расходов страховой организации.
  • Обеспечения компании определенной прибыли.

Верхний предел стоимости страховой услуги обуславливается двумя факторами: уровнем спроса на нее и размером банковской ставки по вкладам.

Кроме того, на величину премии влияет:

  • Структура и размер страхового портфеля. Он представляет собой общее количество рисков.
  • Управленческие затраты.

Существует 2 способа определения страхового тарифа – это законодательный и самостоятельный методы. Первый используется для обязательных видов страхования, второй – для добровольных. От размера страхового тарифа , исчисленного организацией самостоятельно, во многом зависит ее финансовая устойчивость.

Тариф-нетто

Он представляет собой часть ставки, направленной на формирование страхового резерва, который, в свою очередь, используется для последующих выплат по условиям договора.

коды тарифов страховых взносов

Выделяют два элемента этой части страхового тарифа – это рисковая ставка и надбавка. За счет первой формируются резервы, из которых впоследствии производятся выплаты при несчастном случае. Рисковая ставка считается основой тарифа.

Рисковая надбавка участвует в формировании запасного фонда на случай, если число несчастных случаев превысит запланированное количество. Если по полису предусмотрено несколько разных страховых случаев, то расчет осуществляется по каждому риску в отдельности.

Виды страхования

Они разделяются по способу формирования фонда и расчета страхового тарифа. Основными видами являются:

  • Рисковое страхование. Оно включает в себя виды деятельности, отличные от страхования жизни, не предполагающие обязательства страховщика выплачивать страховую сумму по окончании периода действия договора. Они не связаны с накоплением суммы на протяжении срока действия соглашения.
  • Накопительное страхование. В этом случае выплаты предусматриваются и в случае, когда застрахованный субъект дожил до окончания периода действия договора, и когда умер в течение этого срока.

При определении величины взноса в последнем случае в состав нетто-ставки включается накопительный компонент. За счет него происходит аккумулирование суммы, которая будет выплачена по завершении срока страхования.

Нагрузка

В страховом тарифе эта часть включает в себя затраты на:

  • Ведение страхового дела.
  • Создание фонда профилактических мероприятий.
  • Прибыль страховщика от выполненной операции.

пониженные тарифы страховых взносов

Особенности методики расчета

Исчисление ставок осуществляется с помощью системы статистических и математических методов – актуарных расчетов. Они позволяют установить вклад каждого страхователя в формировании страхового фонда.

Определение методики расчета компания учитывает вид риска, срок страхования, характер выплат и премий.

Ключевые факторы

При расчете тарифа в рисковом страховании во внимание принимаются:

  • Статистика несчастных случаев. Определение вероятности их наступления позволяет спланировать сумму предстоящих выплат по условиям заключенных договоров.
  • Достаточность размера полученных премий для формирования резерва и запасных фондов для покрытия непредвиденных затрат.

Ставка должна покрывать затраты страховщика и обеспечивать ему прибыль.

При расчетах в накопительном страховании учитываются показатели:

  • Демографической статистики – средней продолжительности жизни и уровня смертности. Показатели определяются по таблицам. В связи с тем, что страхование жизни базируется на риске наступления смерти, размер тарифа будет напрямую зависеть от пола, возраста, состояния здоровья клиента.
  • Затрат страховщика.
  • Инвестиционного дохода. От уровня доходности зависит продолжительность срока накопления страховой суммы.

понижающий тариф страховых взносов

При расчете также во внимание принимается необходимость создания запасных резервов.

Формы страхования

Расчет премии может осуществляться по индивидуальному или коллективному договору. Во втором случае действует упрощенная схема. При расчете используются усредненные показатели, в которых не учитывается индивидуальный риск страхового события.

Расчет ставок по рисковому страхованию

Он осуществляется при наличии ряда условий:

  • Во-первых, должна быть статистическая или иная информация, позволяющая оценить риск возникновения несчастного случая (q), среднюю страховую сумму (S) и возмещение (S в) по условиям одного договора.
  • Во-вторых, не предполагается опустошительных событий. Речь идет о ситуации, когда один страховой случай влечет несколько других.
  • В-третьих, расчет производится при известном заранее числе договоров, которые планируется заключить.

При наличии статистических данных по рисковому страхованию за показатели q, S, S (в) принимают оценки их величин. Например:

  • общее число договоров – N;
  • число страховых событий в N договорах – М.

При страховании по другим видам рисков в случае отсутствия статистических сведений о результатах выполненных операций, указанные показатели могут определяться экспертным методом или вместо них могут использоваться показатели-аналоги. В таком случае необходимо мнение экспертов или пояснения об обоснованности выбора величин-аналогов.

Что касается соотношения средней выплаты к страховой сумме (S (в) / S), показатель рекомендуется устанавливать не менее:

  • 0,3 – при страховании от болезней и несчастных случаев, в медстраховании;
  • 0,4 – для наземного транспорта;
  • 0,6 – для водных и воздушных ТС;
  • 0,5 – для имущества, за исключением транспорта;
  • 0,7 – при страховании ответственности собственников ТС и прочих объектов, финансовых рисков.

расчет страхового тарифа

Расчет нетто-ставки

Основная часть принимается за Т (о), надбавка – Т (р). Таким образом, Т (н) = Т (о) + Т (р).

Основная часть равна средним выплатам, которые зависят от риска наступления страхового события q, средней суммы S и возмещения S (в). Со 100 р. она рассчитывается так:

Т (о) = 100 х (S (в) х S) х q.

Рисковая надбавка позволяет учитывать возможные превышения числа страховых событий в сравнении с их средним количеством. Кроме указанных выше показателей (q, S, S (в)), она зависит от числа договоров, разброса возмещений и гарантий – необходимой вероятности, с которой взносов должно хватить на выплаты возмещений по страховым событиям.

Расчет тарифов по накопительному страхованию

В этом случае используются другие параметры. В первую очередь, это - брутто-ставка (страховая премия). В ее состав входит базовая часть (нетто-тариф) и нагрузка к ней. За счет последней покрываются затраты компании на ведение дела.

В состав нетто-тарифа входит два компонента: рисковая ставка (взнос на случай смерти) и накопительный взнос.

Особенностью этого вида страхования является то, что инвестиции резервов осуществляются не только для извлечения своего дохода, но и для страхователя – происходит накопление суммы при гарантированной норме прибыли.

Таблица смертности

Она представляет собой статистический перечень, в котором содержатся параметры смертности граждан в соответствии с возрастными категориями.

размер страхового тарифа

Современные таблицы являются системами взаимосвязанных и упорядоченных рядов чисел. Они отражают процесс вымирания теоретического поколения при фиксированной начальной его численности.

Таблицы используются для определения вероятных выплат по случаям смерти или дожитию до окончания действия договора. Эти расчеты, в свою очередь, выступают в качестве основания для установления тарифов на долгосрочное страхование жизни.

Состав таблиц

Они строятся обычно отдельно по каждому полу, однако могут быть и совмещенными. В составе таблиц могут присутствовать следующие показатели:

  • Количество доживающих лиц до определенного возраста. Начальное число (корень таблицы) принимается, как правило, за 100 тысяч.
  • Количество умирающих в интервале возрастов.
  • Вероятность дожития до следующего возрастного интервала для всех, кто достиг определенного возраста.
  • Риск смерти в течение одного предстоящего года – вероятность умереть в установленном интервале, не достигнув следующего года. Этот показатель называется обычно "коэффициент младенческой смертности".

Последние два параметра считаются самыми основными.

Коды страховых тарифов

Они утверждены Постановлением Правления ПФР № 2п от 2014 г.

Коды тарифов страховых взносов различаются в зависимости от категории плательщиков. Некоторые из них представлены в таблице.

Лица, использующие ОСНО и применяющие основную ставку

Субъекты, находящиеся на УСН и использующие основной тариф

Лица, выплачивающие ЕНВД и применяющие основную ставку

Пониженные тарифы страховых взносов

расчет страховых взносов по тарифу

О них говорится в 427 статье НК.

Понижающие тарифы страховых взносов, к примеру, установлены для:

  • Хозяйствующих обществ и партнерств, осуществляющих практическое внедрение продуктов интеллектуального труда, исключительными правами на которые владеют участники, учредители этих объединений – бюджетным/автономным научным учреждениям, в том числе высшим учебным заведениям.
  • Индивидуальных предпринимателей и организаций, заключивших со структурами управления ОЭЗ соглашения о ведении технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности и осуществляющих выплаты физлицам, работающим в таких особых экономических зонах.
  • Организаций, ведущих деятельность в сфере информационных технологий, разрабатывающих и реализующих созданные ими продукты для ЭВМ, информационные базы на материальных или цифровых носителях вне зависимости от договора или предоставляют услуги, связанные с разработкой, адаптацией, модификацией ПО, их установке, тестировании и сопровождении.

В последнем случае речь идет об отечественных предприятиях.

Заключение

Как видно, расчет тарифов - достаточно сложный процесс. В нем учитывается довольно много факторов, статистических данных. Весь процесс строго регламентируется законодательством и нормативными актами.

страховой тариф

Частые вопросы

Часто встречаются ситуации, когда страхование одного и того же риска в разных компаниях стоит по-разному. Происходит это по объективным причинам и зависит от определенных параметров. Страховой тариф – это один из главных показателей, влияющих на размер платежа по договору.

Страховой тариф — что это

страховой тариф, что это

Согласно Закону РФ № 4015-1, страховой тариф – это ставка страхового платежа с одной единицы суммы договора. Она учитывает условия страхования, объект договора и характер риска.

Другими словами, это ставка, в соответствии с которой определяется размер платежа. Данный показатель может устанавливаться в абсолютном выражении (количестве денег) или в доле (проценте) к сумме договора.

ВАЖНО! В документах и страховой терминологии можно встретить и другое наименование этого понятия – тарифная ставка (или брутто-ставка).

Именно от этого показателя зависит размер получаемой страховщиком суммы, которой должно хватать на:

  • покрытие страхуемых рисков;
  • обеспечение страховых резервов;
  • оплату текущих расходов компании;
  • получение прибыли.

Что он включает в себя

Целый тариф, именуемый также брутто, имеет такой состав:

  • тариф-нетто (или нетто-ставка);
  • нагрузка.

Показатель нетто содержит ставку для покрытия риска и надбавку. Первая нужна для наполнения страхового фонда, который идет на произведение выплат. Надбавка же формирует запасной фонд, представляющий собой финансовую подушку, необходимую на случай, если произойдет больше происшествий по договорам, чем запланировано. Когда полис содержит сразу же несколько разных рисков, по каждому из них рассчитывается тариф-нетто.

Нагрузка используется для покрытия текущих расходов организации, генерации запаса для превентивных мероприятий и получения прибыли.

Как формируется

Ставки по обязательным типам страхования спускаются компаниям сверху, все тарифы добровольных видов рассчитываются на местах. Вычисление происходит на основе методик математического характера с учетом статистических данных, которые в страховании называются актуарными расчетами.

Расчет тарифов различается для различных направлений страхования:

  • Рискового. Такие виды деятельности покрывают риски возникновения неблагоприятных ситуаций и не предполагают обязательной выплаты по истечении определенного срока и накопление определенной суммы на протяжении срока действия договора.
  • Накопительного. Такие договора страхуют жизнь и предусматривают обязательную выплату как в случае дожития человека до определенного возраста, так и при трагических обстоятельствах (его родственникам).

ВАЖНО! В случае накопительных программ нетто-показатель включает дополнительный элемент, который отвечает за сберегательную составляющую, с помощью которой накапливается сумма, необходимая для дальнейшей выплаты.

Что влияет на размер тарифа

Что влияет на размер страхового тарифа

На величину ставки влияют различные факторы. Расчет страховых тарифов по рисковым видам страхования зависит от:

  • Собранной информации статистического характера. Она позволяет предположить вероятность происшествия прогнозируемых событий.
  • Необходимой суммы для формирования запасных накоплений.

На вычисление ставки по накопительным программам оказывают влияние:

  • таблицы смертности;
  • затраты компании;
  • доход от инвестиций.

Как производится расчет

Методика расчета показателей в страховых компаниях отличается для видов страхования рискового и накопительного типа.

Расчет ставок по рисковому страхованию

расчет страхового тарифа

Вычисление страхового тарифа происходит при наличии следующих условий:

  1. Можно получить статистические данные или с помощью других способов узнать информацию:
  • Q – вероятность происшествия, указанного в договоре;
  • S – усредненную страховую сумму по договорам такого типа;
  • Sв – средняя сумма выплат при возникновении происшествия.

2. Ориентации на то, что не произойдут какие-либо опустошающие события, которые могут повлечь множество происшествий, покрываемых договорами.

3. Можно заранее предположить, какое количество договоров будет подписано.

Если таких данных нет, получить их можно экспертным способом. В этом случае их обязательно обосновывают. А отношение средней выплаты к страховой сумме рекомендуется принимать в уже заранее установленных размерах для каждого вида страхования.

Как уже было сказано, нетто показатель включает основной элемент (О) и надбавку (Н).

Основная часть основывается на показателе произведенных компенсаций, которые зависят от вероятности происшествия, суммы договора и величины возмещения. Она рассчитывается на 100 рублей суммы договора по следующей формуле:

О = 100 * Sв / S * Q

Поясним на примере: если в результате подсчета О = 0,5, это значит, что в среднем, на каждые 100 рублей страховой суммы 0,5 рублей выплачивается в качестве возмещения.

Рисковая надбавка (Н) необходима для того, чтобы обезопасить себя, если случится слишком много происшествий (больше запланированного).

Помимо перечисленных вводных, этот показатель зависит от следующих параметров:

  • численности полисов, выданных на год;
  • степени гарантии того, что полученных денег хватит на выплаты.

После вычисления тарифа-нетто, следует определить брутто показатель, который включает упомянутый элемент и учитывает долю нагрузки в общей ставке.

Расчет ставок по накопительному страхованию

Расчет страхового тарифа по накопительному страхованию

Исчисление данных показателей для накопительных программ имеет специфику. Элемент нетто имеет рисковую составляющую (на случай смерти) и сберегательную. Нетто-ставка определяется на основании таблиц смертности, содержащих данные об общей продолжительности жизни, вероятности гибели на протяжении определенного года и вероятности прожития до грядущего года.

Еще одним отличием является то, что компания инвестирует средства не только для получения личного дохода, но и для своего клиента. Таким образом, при расчете тарифов необходимо учесть, какой общий доход сможет получить организация от использования денег страхователей.

Подводя итог, можно сказать, что страховые тарифы являются определяющими при установлении размера страховой премии. Они зависят от множества показателей и их низкий размер не всегда говорит о благонадежности компании. Иногда это может свидетельствовать об уклонении страховой от выплат возмещения по договорам.

Читайте также: