Нужно ли уведомлять о приеме госслужащего по совместительству
Обновлено: 18.05.2024
Эффективность процесса борьбы с коррупцией иногда вызывает сомнения, но необходимость соблюдать установленные законодателем процедуры бесспорна. Слишком весомые санкции предусмотрены за нарушения. Одна из таких процедур — уведомление о приеме на работу бывших государственных и муниципальных служащих. Рассмотрим порядок уведомления и дадим несколько советов, как снизить риски работодателя.
СУТЬ ВОПРОСА
Статья 64.1 ТК РФ обязывает работодателя в течение 10 дней сообщить о заключении трудового договора с лицами, ранее состоявшими на государственной или муниципальной службе, по их последнему месту работы или службы. Однако делать это нужно, если должность, которую замещал бывший госслужащий, включена в особый список, а с момента его увольнения не прошло два года.
Обратите внимание, что ни срок трудового договора, ни размер ежемесячной заработной платы в данном случае значения не имеют[2]. Не оговаривается даже, идет ли речь об основной работе или о работе по совместительству. Формально, даже если организация принимает такого работника на один час в месяц с оплатой 1000 руб., нужно сообщать о факте заключения трудового договора. В отношении же гражданско-правовых договоров действует условие о минимальном пороге оплаты. Это выглядит несколько странно.
Законодатель, устанавливая данные требования, по сути возложил на работодателя контрольную функцию за бывшими служащими. Ведь эти требования дублируют требования о получении бывшим служащим в комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов разрешения на работу 1 .
О КОМ УВЕДОМЛЯЕМ?
Контролировать нужно далеко не всех бывших служащих. Чтобы человека зачислили в эту особую категорию, должны совпасть два фактора1:
1. Отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления вашей организацией входили в должностные (служебные) обязанности принимаемого бывшего государственного или муниципального служащего.
2. Должность государственной или муниципальной службы включена в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Соответственно, организации лучше руководствоваться четким критерием: есть должность в списке — сообщаем, нет — можно и промолчать.
Перечень должностей
Данные перечни, в свою очередь, утверждены Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557 (в ред. от 25.01.2017). В частности, в них входят такие должности, как следователь Следственного комитета РФ, прокуроры субъектов Российской Федерации и иных специализированных прокуратур и др.
Например, трудоустройство бывшего оперативного шофера 3 класса в звании прапорщика в УФСКН России по Владимирской области на должность монтажника кабельных и оптических сетей обернулось для организации длительными судебными тяжбами (Постановление Верховного Суда РФ от 13.12.2016 № 86-АД16-4).
Поэтому организации при приеме на работу бывшего служащего лучше немного перестараться, чем подпасть под санкции.
КОМУ ПРЕДУПРЕЖДАТЬ НЕ НУЖНО?
Как неоднократно отмечалось судебными инстанциями[4], ограничения, направленные на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших госслужащих, приняты в целях реализации рекомендаций Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции[5] (далее — Конвенция).
Анализ норм Конвенции и положений российского законодательства позволяет судебным органам делать вывод о том, что у работодателя (нанимателя) обязанность сообщать о заключении договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим не возникает в том случае, если бывший служащий осуществляет свою служебную (трудовую) деятельность в государственном (муниципальном) органе. Для всех остальных организаций такое уведомление является обязательным.
Причем на практике к ответственности привлекаются не только коммерческие организации, но и государственные унитарные предприятия[6].
КОГДА, КАК И КОГО УВЕДОМЛЯЕМ?
Что делать, если бывшее место службы нового работника реорганизовано или ликвидировано? Такое часто случается с государственными и муниципальными службами.
Содержание уведомления
Единой формы для извещения нет, но есть общие требования к его содержанию.
В извещении в обязательном порядке должны присутствовать:
• фамилия, имя, отчество;
• число, месяц, год и место рождения;
• должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением (проставляется по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);
• наименование организации — полное и сокращенное (при наличии). Рекомендуем указывать и такие основные реквизиты как ОГРН и ИНН организации.
При заключении трудового договора дополнительно указывается:
• дата и номер приказа (распоряжения) о приеме на работу;
• дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а если заключается срочный трудовой договор — срок его действия);
• наименование должности, а также структурное подразделение организации (при наличии);
• должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином (указываются основные направления поручаемой работы).
При заключении гражданско-правового договора указываются:
• дата и номер гражданско-правового договора;
• срок гражданско-правового договора (сроки начала и окончания выполнения работ (оказания услуг));
• предмет гражданско-правового договора (с кратким описанием работы (услуги) и ее результата);
• стоимость работ (услуг) по гражданско-правовому договору.
ЧТО ГРОЗИТ И КТО ОТВЕЧАЕТ?
Работодатель рискует
Ответственность за не уведомление о трудоустройстве бывшего чиновника достаточно жесткая.
В соответствии со ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях привлечение к трудовой деятельности или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ, влечет наложение административного штрафа:
• на граждан в размере от 2000 до 4000 руб.;
• на должностных лиц — от 20 000 до 50 000 руб.;
• на юридических лиц — от 100 000 до 500 000 руб.
Вы уверены, что новый работник не был госслужащим?
Для того чтобы работодатель считался уведомленным о предыдущей службе работника, последнему достаточно представить свою трудовую книжку[9].
То есть работодатель может избежать административной ответственности, если докажет, что работник скрыл от него информацию о своей бывшей службе. Сделать это можно только в том случае, если трудовая книжка не была представлена работником либо в ней отсутствуют соответствующие записи.
Вместе с тем, любой работник кадровой службы отлично знает, что записи в трудовой книжке могут вообще не содержать никакой информации о должностях, в которых работал бывший служащий. В этом случае у работодателя также есть вероятность избежать ответственности.
Если в трудовой книжке есть специфические записи или ее нет вообще, можно предложить работнику составить расписку в свободной форме о том, что он в течение последних двух лет не состоял в должностях, подразумевающих особый коррупционный контроль (пример 3).
Ответственность бывшего госслужащего
Сам бывший госслужащий обязан как получить у государства разрешение на трудоустройство1, так и сообщить новому работодателю о своем предыдущем месте службы[10]. Однако к такому работнику законодатель на удивление лоялен.
Несоблюдение обязательства об уведомлении работодателя (нанимателя) после увольнения с государственной или муниципальной службы влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг)[11].
Трудовой договор в этом случае прекращается по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ в связи с нарушением установленных Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы[12]. Поскольку правила нарушены по вине работника, работодатель не обязан предлагать ему другую работу и выплачивать выходное пособие.
Вообще не установлена ответственность для служащего за нарушение требований о получении согласия в комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Проблемы у него могут возникнуть только при попытке снова устроиться на госслужбу, если будет выявлен факт нарушения[13].
Выводы:
1. При приеме на работу нового работника нужно убедиться (в рамках законодательства), что он в течение последних двух лет не состоял на госслужбе.
2. Если работник недавно уволился с госслужбы, нужно уведомить его бывшего работодателя о том, что вы заключили трудовой или гражданско-правовой договор.
3. За нарушения в этой сфере для организации предусмотрены серьезные штрафы.
4. Работника, который скрыл от нового работодателя то, что он состоял на госслужбе, можно уволить на этом основании.
[1] Пункт 1 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ.
[2] Пункт 2 Обзора судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016; далее — Обзор судебной практики).
[3] Письмо от 22.06.2012 № 17-1/10/1-248.
[4] См. Постановление Верховного Суда РФ от 11.11.2016 № 9-АД16-17; п. 3 Обзора судебной практики.
[6] Постановление Верховного Суда РФ от 22.09.2016 № 5-АД16-87.
[7] Пункт 4 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ.
[8] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 № 29 (в ред. от 09.08.2016).
[9] См. Обзор судебной практики.
[10] Пункт 2 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ.
[11] Пункт 3 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ.
[12] Абзац 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ.
[13] Указ Президента РФ от 21.09.2009 № 1065 (в ред. от 15.07.2015).
Читайте также:
- Какие проблемы рассматривал ленин в своих статьях и письмах названных политическим завещанием
- Как получить гражданство маврикий
- При изменении каких данных поставщик обязан пройти переаккредитацию
- Что такое служебный подлог
- Чем отличаются нравственные нормы от правовых нравственные нормы возникли позже