Имплементация минских договоренностей что это такое

Обновлено: 12.05.2024

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Внимательное прочтение проектов обоих докуметов – проекта Договора и проекта Соглашения – выявляет, как минимум, семь географических уровней (рубежей, границ, полос, территорий), на которые распространяются пожелания (претензии, требования) со стороны Кремля, изложенные в обоих документах. В порядке постепенного удаления от Москвы и постепенного приближения к Вашингтону эти семь географических уровней можно представить в виде следующей иерархии регионов, ранжируемых не только по их территориальной близости-удаленности, но и по степени снижения их относительной значимости/важности для Кремля и одновременно – по степени возрастания их ценности для Вашингтона:

Цитаты из обоих документов, иллюстрирующие указанную иерархию, следуют ниже.

Рубеж первый: Украина
Статья 6 проекта Соглашения:
Участники, являющиеся государствами-членами Организации Североатлантического договора, принимают обязательства, исключающие. присоединение Украины [к НАТО].

Статья 7 проекта Соглашения:
Участники, являющиеся государствами-членами Организации Североатлантического договора, отказываются от ведения любой военной деятельности на территории Украины.

Рубеж второй: государства, образованные на территории бывшего СССР
Статья 4 проекта Договора:
Соединенные Штаты Америки принимают обязательства исключить дальнейшее расширение Организации Североатлантического договора в восточном направлении, отказаться от приема в альянс государств, ранее входивших в Союз Советских Социалистических Республик.
Соединенные Штаты Америки не будут создавать военные базы на территории государств, ранее входивших в Союз Советских Социалистических Республик и не являющихся членами Организации Североатлантического договора, использовать их инфраструктуру для ведения любой военной деятельности, а также развивать с ними двустороннее военное сотрудничество.

Рубеж третий: государства Восточной Европы, Южного Кавказа, Центральной Азии
Статья 7 проекта Соглашения:
Участники, являющиеся государствами-членами Организации Североатлантического договора, отказываются от ведения любой военной деятельности на территории. государств Восточной Европы, Закавказья и Центральной Азии.

Рубеж пятый: государства – потенциальные члены НАТО
Статья 6 проекта Соглашения:
Участники, являющиеся государствами-членами Организации Североатлантического договора, принимают обязательства, исключающие дальнейшее расширение НАТО.

Рубеж шестой: весь мир за пределами национальной территории США
Статья 5 проекта Договора:
Стороны воздерживаются от размещения своих вооруженных сил и вооружений, в том числе в рамках международных организаций, военных союзов или коалиций, в районах, где такое развертывание воспринималось бы другой Стороной как угроза своей национальной безопасности, за исключением такого развертывания в пределах национальных территорий Сторон.

Статья 7 проекта Договора:
Стороны исключают развертывание ядерного оружия вне национальной территории и возвращают такое оружие, уже развернутое за пределами национальной территории на момент вступления в силу настоящего Договора, на национальную территорию. Стороны ликвидируют всю имеющуюся инфраструктуру для развертывания ядерного оружия вне национальной территории.

Рубеж седьмой: весь мир, включая и районы национальной территории США
Статья 6 пректа Договора:
Стороны обязуются не развертывать ракеты средней и меньшей дальности наземного базирования вне национальной территории, а также в тех районах своей национальной территории, из которых такие вооружения способны поражать цели на национальной территории другой Стороны.

Это означает, как это и было подчеркнуто высокопоставленными представителями Белого дома, что путинский пакет станет предметом переговоров между США и Россией с весьма высокой вероятностью принятия обеими сторонами хотя бы какой-то его части.

Учитывая постепенно снижающуюся для администрации Байдена значимость – в последовательности от седьмого рубежа к первому – указанных выше географических регионов, нетрудно предсказать, что достижение какого-либо компромисса по любому из шести уровней требований Путина (с 7-го по 2-й) в настоящее время выглядит крайне маловероятным.

Исключение составляет лишь первый уровень (рубеж), а именно Украина.

Кроме того, именно по этому уровню (рубежу) уже достигнуто принципиальное согласие между тремя ключевыми администрациями – Путина, Байдена и Зеленского.

Путинская позиция, настаивающая на недопущении Украины в члены НАТО и навязывании Украине имплементации Минских соглашений (что само по себе является блокировкой евроатлантической интеграции Украины), хорошо известна.

Эту путинскую позицию, начиная со встречи в Женеве полностью восприняла и теперь последовательно проводит в жизнь администрация Байдена. Еще в июне Байден заявил о своем нежелании принимать Украину в НАТО и предоставлять ей ПДЧ, а его сотрудники (Нуланд, Бернс, Салливан, Блинкен) уже не раз подтверждали планы США продавливать Минские соглашения в общении с украинцами и требовать от них предоставления Киевом особого статуса ОРДЛО. Последнее подтверждение такого рода сделала Донфрид в ходе общения с Козаком 15 декабря:

Наконец, в последние недели о готовности воплощать в жизнь Минские соглашения стали заявлять и в администрации Зеленского.

Ермак : . есть важные моменты, которые упомянуты в Минских соглашениях. . мы никогда не заявляли, что мы выходим из них [Минских соглашений]. Документы подписаны от имени нашего государства, и на сегодняшний день являются единственной базой для переговоров.

Кулеба : Мы не отказываемся от Минских соглашений. Мы готовы двигаться путем выполнения этих пунктов.

5 сентября 2014 года в г. Минске (Беларусь) состоялись консультации Трехсторонней контактной группы относительно шагов, направленных на имплементацию Мирного плана президента Украины П. Порошенко и инициатив президента России В. Путина. Документ подписали посол Хайди Тальявини (ОБСЕ), второй президент Украины Леонид Кучма, посол РФ в Украине Михаил Зурабов, а также Александр Захарченко (ДНР) и Игорь Плотницкий (ЛНР).

ПРОТОКОЛ (по итогам консультаций Трехсторонней контактной группы относительно совместных шагов, направленных на имплементацию Мирного плана Президента Украины П. Порошенко и инициатив Президента России В. Путина)

По результатам рассмотрения и обсуждения предложений, внесенных участниками консультаций в Минске 1 сентября 2014 г., Трехсторонняя контактная группа в составе представителей Украины, Российской Федерации и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе достигла понимания относительно необходимости осуществления следующих шагов:

Участники Трехсторонней контактной группы:
Посол Хайди Тальявини
Второй Президент Украины Л. Д. Кучма
Посол РФ в Украине М. Ю. Зурабов
А. В. Захарченко
И. В. Плотницкий

5 сентября 2014 г. Источник: сайт ОБСЕ

Меморандум об исполнении положений Протокола по итогам консультаций Трехсторонней контактной группы относительно шагов, направленных на имплементацию Мирного плана президента Украины П.Порошенко и инициатив Президента России В.Путина




Споры о том, кто и как допустил эту трагедию на Украине, как вообще могла произойти эта братоубийственная война в центре Европы в XXI веке, будут вестись еще долго. Вряд ли кто-то будет готов жить с этим проклятьем, а потому вину будут пытаться переложить на соседа или политического оппонента. Но от взаимных обвинений и разоблачений легче никому не станет. Всем нам — и украинцам, и их соседям — все равно надо будет ответить на главный вопрос, от которого не уйти: а что станется с Украиной, которая оказалась на историческом распутье?
Необходимо сообща помочь Украине, оказавшейся на распутье, выйти из сложной ситуации.



Минские соглашения свидетельствуют, что обе стороны украинского конфликта признают, возможно, в неявной форме, что кризис в стране не может быть разрешен военным путем. Они показали, что у сторон отсутствует полное единство мнений по поводу того, каким будет это урегулирование. Позиция Петра Порошенко вызывает много критики в Киеве. На этой критике многие украинские политики строят свои избирательные кампании в парламент страны и зарабатывают политические очки.



Минское соглашение, о необходимости выполнения которого все стороны говорили постоянно с момента его заключения, окончательно перестало выполняться. Соглашение, безусловно, сыграло позитивную роль в урегулировании конфликта: в условиях широкомасштабных боевых действий оно способствовало заметному снижению интенсивности боев и, следовательно, сохранению многих жизней. Украинской стороне это соглашение было особенно выгодно, поскольку было заключено после военного поражения Киева в августе 2014 г. Кроме того, в рамках минского формата впервые состоялся, пусть и не на самом высоком уровне, диалог между Киевом, с одной стороны, и ДНР и ЛНР, с другой. Однако этим значение Минского соглашения, пожалуй, исчерпывается.

Декларация Президента Российской Федерации, Президента Украины, Президента Французской Республики и Канцлера Федеративной Республики Германия в поддержку Комплекса мер по выполнению Минских соглашений, принятого 12 февраля 2015 года

Документ подписали участники Трехсторонней Контактной группы:
Посол Хайди Тальявини
Второй Президент Украины Л.Д. Кучма
Посол Российской Федерации на Украине М.Ю. Зурабов
А.В. Захарченко
И.В. Плотницкий

12 февраля 2015 г. Источник: сайт Президента РФ

Переговоры в Минске продемонстрировали ряд важных моментов и в международном плане. Во-первых, мирная инициатива Меркель и Олланда свидетельствует о том, что лидеры ключевых европейских стран предприняли попытку урегулировать конфликт, в то время, как США продолжали довольно воинственную риторику, а значительная часть политического истеблишмента в США выступала за немедленные поставки вооружении в Украину. Такая попытка, тем не менее, вряд ли может рассматриваться как раскол между ЕС и США. Несмотря на определенную разницу в позициях, вполне очевидную ввиду того, что ни Берлин, ни Париж не хотят большой войны в Европе, визит Меркель в Вашингтон и согласованная позиция Порошенко, Олланда и Меркель в ходе минских переговоров демонстрируют общую линию Запада.



События на Украине 2013–2014 гг. не вскрыли новых глубинных противоречий между Киевом и Москвой: они, пусть и не в таком остром виде, существовали и ранее. Однако эти события спровоцировали самое сильное противостояние двух крупнейших государств постсоветского пространства, которое не только поставило множество вопросов относительно будущего российско-украинских отношений, но и обнажило целый ряд серьезных проблем в рамках всей системы международной безопасности.

- подписанный 19 сентября 2014 г. в рамках заседания Трехсторонней контактной группы Минский Меморандум об исполнении положений вышеназванного Минского протокола.

- подписанный 12 февраля 2015 г., также участниками Трехсторонней контактной группы, Комплекс мер по выполнению Минских Соглашений (т.е. вышеназванных Протокола и Меморандума сентября 2014 г.).

- принятая в тот же день Декларация Президента Российской Федерации, Президента Украины, Президента Французской Республики и Канцлера Федеративной Республики Германия в поддержку Комплекса мер по выполнению Минских соглашений, принятого 12 февраля 2015 г.

По результатам рассмотрения и обсуждения предложений, внесенных участниками консультаций в Минске 1 сентября 2014 г., Трехсторонняя контактная группа в составе представителей Украины, Российской Федерации и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе достигла понимания относительно необходимости осуществления следующих шагов:

1. Обеспечить незамедлительное двухстороннее прекращение применения оружия.

2. Обеспечить мониторинг и верификацию со стороны ОБСЕ режима неприменения оружия.

4. Обеспечить постоянно действующий мониторинг на украинско-российской государственной границе и верификацию со стороны ОБСЕ с созданием зоны безопасности в приграничных районах Украины и РФ.

5. Безотлагательно освободить всех заложников и незаконно удерживаемых лиц.

6. Принять закон о недопущении преследования и наказания лиц в связи с событиями, которые имели место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины.

7. Продолжить инклюзивный общенациональный диалог.

8. Принять меры по улучшению гуманитарной ситуации на Донбассе.

10. Вывести незаконные вооруженные формирования, военную технику, а также боевиков и наемников с территории Украины.

11. Принять программу экономического возрождения Донбасса и восстановления жизнедеятельности региона.

12. Предоставить гарантии личной безопасности для участников консультаций.

Участники Трехсторонней контактной группы:

Посол Хайди Тальявини

Второй Президент Украины Л. Д. Кучма

Посол РФ в Украине М. Ю. Зурабов

По убеждению автора наибольший интерес в этом документе представляют следующие моменты :

Своего рода дополнением к Минскому Протоколу от 5 сентября 2014 г. стал Минский Меморандум от 19 сентября 2014 г., в котором конкретизируются меры по выполнению положений Пункта 1 Минского Протокола – подписали данный документ те же участники, что и Протокол от 5 сентября. Приводим текст :

1. Прекращение применения оружия считается общим.

2. Остановка подразделений и воинских формирований сторон на линии их соприкосновения по состоянию на 19 сентября 2014 г.

3. Запрет на применение всех видов оружия и ведение наступательных действий.

5. Запрет на расположение тяжелого вооружения и военной техники в районе, ограниченном населенными пунктами Комсомольское, Кумачево, Новоазовск, Саханка, при мониторинге ОБСЕ.

6. Запрет на установку новых минно-взрывных инженерных заграждений в границах зоны безопасности. Обязательство на снятие ранее установленных минно-взрывных заграждений в зоне безопасности.

7. Запрет с момента принятия данного Меморандума полетов боевой авиации и иностранных беспилотных летательных средств (БПЛА), за исключением БПЛА, используемых мониторинговой (наблюдательной) миссией ОБСЕ, вдоль всей линии соприкосновения сторон в зоне прекращения применения оружия на ширину не менее 30 км.

8. Развертывание в зоне прекращения применения оружия мониторинговой (наблюдательной) миссии ОБСЕ в составе групп наблюдателей Организации в течение суток с момента принятия данного Меморандума. Вышеуказанную зону целесообразно разделить на сектора, количество и границы которых согласовать в ходе подготовки к работе мониторинговой (наблюдательной) миссии ОБСЕ.

Страны предлагают новый формат Минских соглашений

В СМИ появился проект кластеров с различными предложениями по реализации минских договоренностей от Франции, Германии, России. Рассказываем, какие предложения выдвинули страны и как могут измениться минские договоренности.

Откуда новые предложения

Российское издание "Коммерсант" опубликовало проект кластеров с различными предложениями по реализации минских договоренностей от Франции, Германии, России. Сначала, украинская сторона никак на это не реагировала, что наводило на мысль о том, что это новые фейки из Москвы.

Впрочем, впоследствии глава Офиса президента Украины Андрей Ермак в интервью Интерфакс-Украина отметил, что вышеупомянутые кластеры действительно существовали.

Положительный момент заключается в том, что опубликованный материал подтверждает мое предыдущее заявление, которое почему-то было поставлено ​​под сомнение представителями России. Я напомню, что говорил о том, что план мирного урегулирования, созданный на базе немецко-французского проекта и доработанный украинской стороной, лежит на столе в российской делегации,
– рассказал Ермак.

"Кластеры для имплементации минских соглашений" – именно так называется документ, разработанный по предложению Германии и Франции. Но почему украинское общество узнает об этом только с российской прессы, а не от наших чиновников – остается загадкой.

Основная проблема, из-за которой тормозится имплементация минских соглашений – расхождение во взглядах относительно того, как нужно выполнять все действия, которые прописаны в документах. Украинская сторона настаивает на том, что выборы на Донбассе должны состояться только после того, как мы восстановим контроль над границей. Понятно, что Россия имеет противоположное мнение по этому поводу. Именно поэтому Франция и Германия предложили новые кластеры, которые, однако, мало отличаются от самых минских соглашений.



Война на Донбассе / Фото с фейсбука Генштаба ВСУ

Что предложили в Германии и Франции

К счастью, европейские партнеры Украины также придерживаются принципа, что сначала нужно решить вопросы безопасности, а уже потом переходить к политическим вопросам.

Так, Франция и Германия предложили в первую очередь провести полное прекращение огня, разминирование, отвод тяжелого вооружения и открыть дополнительные пункты пропуска. Также отмечают важность имплементации в украинское законодательство формулу Штайнмайера и принятие Дорожной карты на уровне лидеров "Нормандской четверки".

Еще предлагают провести обмен пленными и обеспечить беспрепятственную работу Международного комитета Красного Креста и СММ ОБСЕ на территории ОРДЛО.

После выполнения этих пунктов, на территории ОРДЛО могут быть проведены местные выборы. Но в предложенном документе не говорится о том, что во время выборов Украина будет иметь полный контроль над границей. Предполагается лишь, что выборы пройдут в соответствии с украинским законодательством, с соблюдением международных стандартов и в присутствии СММ ОБСЕ.

Также в Европе предлагают временно ввести в силу закон об амнистии, а после проведения полного разоружения в ОРДЛО останется местная милиция, которая будет проводить совместные патрули с национальной полицией Украины.

Что предлагает Россия

Конечно, сразу после обнародования франко-германских предложений, Россия предложила свои поправки, где уже не говорится о соблюдении безопасности и возвращении Украине контроля над границами.

В частности, Россия хочет, чтобы все действия Украина согласовала с представителями ОРДЛО, а также настаивают на том, чтобы в Верховную Раду внесли законопроекты, которые предоставят ОРДЛО постоянный особый статус, признают и урегулируют функционирование местной народной милиции. Полномочия последней должны быть разграничены с деятельностью Нацполиции Украины.



Военные на передовой / Фото с фейсбука Генштаба ВСУ

По мнению России, особый статус ОРДЛО будет предусматривать и разграничение налогов, публичной собственности и отмену на этих территориях целого ряда законов, в частности, об образовании и функционировании украинского языка как государственного. Несмотря на желание платить налоги отдельно, российская сторона предлагает возобновить работу украинских банковских учреждений на территории ОРДЛО и вернуть отделения украинского Пенсионного фонда.

А вот вывод войск и проведение разминирования в Москве хотят провести под наблюдением народной милиции ОРДЛО. Контроль за границей Украине хотят вернуть только на следующий день после проведения местных выборов.

Совершенно очевидно, что на предложенный сценарий ни Киев, ни Париж с Берлином не согласятся. Ведь то, что предлагает Россия – это отнюдь не компромисс, а прямолинейное лоббирование собственных интересов и интересов "республик".

Что предлагает Украина

Свои предложения также внесла и украинская сторона. То, что предлагает Украина, в принципе, во многом совпадает с пунктами Франции и Германии, но более подробно прописано. Так, речь в нашем документе также идет о полном разоружении, прекращении огня, открытии двух новых пунктов пропуска ("Золотое" и "Счастье"), разминировании, разведении сил, взаимном освобождении всех задержанных в связи с конфликтом.

В документе четко прописана последовательность действий. Так, только с началом вывода иностранных войск, разоружения и разведения сил вдоль всей линии разграничения в Раду будут внесены законопроекты, необходимые для минского процесса. И в том случае, если будет прогресс в выводе войск, законопроекты примут в первом чтении.



Война продолжается / Фото с фейсбука Генштаба ВСУ

Когда произойдет полное разоружение и гуманитарное разминирование под наблюдением СММ ОБСЕ, и только после того, как Украина вернет контроль над границей, необходимые законопроекты примут во втором чтении. Впрочем, не стоит забывать, что в силу вступит только закон о выборах в ОРДЛО, другие же документы будут приняты временно.

Выборы на территории ОРДЛО возможно будет провести только после выполнения всех этих пунктов. Но как быстро будут реализовываться все эти планы, и будут ли они реализовываться вообще – пока непонятно. Ведь подход всех стран к решению ситуации на востоке Украины отличается, и если Франция и Германия занимают сторону Украины, то Россия максимально старается затормозить и дестабилизировать процесс проведения переговоров.

Читайте также: