Имеют ли юридическое значение нормы декларации если она принята в форме резолюции

Обновлено: 04.07.2024

ДЕКЛАРАЦИЯ
о принципах международного права, касающихся
дружественных отношений и сотрудничества между
государствами в соответствии с Уставом
Организации Объединенных Наций

24 октября 1970 года

вновь подтверждая, что, согласно Уставу, поддержание международного мира и безопасности и развитие дружественных отношений и сотрудничества между государствами являются одними из основных целей Организации Объединенных Наций,

напоминая, что народы Объединенных Наций преисполнены решимости проявлять терпимость и жить вместе в мире друг с другом, как добрые соседи,

имея ввиду важность поддержания и укрепления международного мира, основанного на свободе, равенстве, справедливости и уважении основных прав человека, а также развития дружественных отношений между государствами, независимо от их политических, экономических и социальных систем и от уровня их развития,

имея в виду также исключительное значение Устава Организации Объединенных Наций для установления правопорядка в отношениях между государствами,

считая, что добросовестное соблюдение принципов международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, и добросовестное выполнение государствами обязательств, принятых в соответствии с Уставом, имеют важнейшее значение для поддержания международного мира и безопасности и для достижения других целей Организации Объединенных Наций,

отмечая, что огромные политические, экономические и социальные изменения и научный прогресс, которые имели место в мире со времени принятия Устава Организации Объединенных Наций, придают возрастающее значение этим принципам и необходимости их более эффективного применения в деятельности государств, где бы она не осуществлялась,

ссылаясь на установленный принцип, согласно которому космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами, и имея в виду что в Организации Объединенных Наций рассматривается вопрос об установлении других соответствующих положений, вдохновляемых подобными же соображениями,

исходя из убеждения, что строгое соблюдение государствами обязательства не вмешиваться в дела любого другого государства является существенно важным условием для обеспечения того, чтобы нации жили вместе в мире друг с другом, поскольку практика вмешательства в какой бы то ни было форме не только представляет нарушение духа и буквы Устава Организации Объединенных Наций, но также ведет к созданию ситуаций, которые ставят под угрозу международный мир и безопасность,

считая существенно важным, чтобы все государства воздерживались в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями Организации Объединенных Наций,

напоминая об обязанности государств воздерживаться в своих международных отношениях от военной, политической, экономической или какой-либо другой формы давления, направленного против политической независимости или территориальной целостности любого государства,

считая равным образом существенно важным, чтобы все государства решали свои международные споры мирными средствами в соответствии с Уставом,

вновь подтверждая в соответствии с Уставом первостепенное значение суверенного равенства и подчеркивая, что цели Организации Объединенных Наций могут быть достигнуты лишь в том случае, если государства пользуются суверенным равенством и полностью соблюдают в своих международных отношениях требования этого принципа,

исходя из убеждения, что подчинение народов иностранному игу, господству и эксплуатации является серьезным препятствием на пути установления международного мира и безопасности,

исходя из убеждения, что принцип равноправия и самоопределения народов является существенным вкладом в современное международные право и что его эффективное применение имеет первостепенное значение для содействия развитию дружественных отношений между государствами, основанных на уважении принципа суверенного равенства,

исходя вследствие этого из убеждения, что любая попытка, направленная на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности государства или страны или их политической независимости, не совместима с целями и принципами Устава,

рассматривая положения Устава в их совокупности и принимая во внимание роль соответствующих резолюций, принятых компетентными органами Организации Объединенных Наций и относящихся к содержанию настоящих принципов,

считая, что прогрессивное развитие и кодификация следующих принципов:

a) принципа, согласно которому государства воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями Организации Объединенных Наций;

b) принципа, согласно которому государства разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость;

c) обязанности в соответствии с Уставом не вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства;

d) обязанности государств сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом;

e) принципа равноправия и самоопределения народов;

f) принципа суверенного равенства государств;

g) принципа, согласно которому государства добросовестно выполняют обязательства, принятые ими в соответствии с Уставом;

будут способствовать осуществлению целей Организации Объединенных Наций, имея ввиду обеспечить их более эффективное применение в рамках международного сообщества,

рассмотрев принципы международного права, касающиеся дружественных отношений и сотрудничества между государствами,

1. торжественно провозглашает следующие принципы:

Принцип, согласно которому государства
воздерживаются в своих международных отношениях
от угрозы силой или ее применения как против
территориальной неприкосновенности или политической
независимости любого государства,
так и каким-либо другим образом, не совместимым
с целями Организации Объединенных Наций

Каждое государство в своих международных отношениях обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями Организации Объединенных Наций. Такая угроза силой или ее применение являются нарушением международного права и Устава Организации Объединенных Наций; они никогда не должны применяться в качестве средств урегулирования международных вопросов.

Агрессивная война является преступлением против мира, которое влечет ответственность по международному праву.

В соответствии с целями и принципами Организации Объединенных Наций государства обязаны воздерживаться от пропаганды агрессивных войн.

Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ.

Равным образом каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения международных демаркационных линий, таких, как линия перемирия, установленных или соответствующих международному соглашению, стороной которого является данное государство, или которое это государство обязано соблюдать на каком-либо ином основании. Ничто в вышесказанном не должно толковаться как наносящее ущерб позициям заинтересованных сторон в отношении статуса и последствий установления таких линий согласно их особым режимам или как нарушающее их временный характер.

Государства обязаны воздерживаться от актов репрессалий, связанных с применением силы.

Каждое государство обязано воздерживаться от каких-либо насильственных действий, лишающих народы, о которых говорится в конкретизации принципов равноправия и самоопределения, их права на самоопределение, свободу и независимость.

Каждое государство обязано воздерживаться от организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства.

Каждое государство обязано воздерживаться от организации, подстрекательства, оказания помощи или участия в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве или от потворствования организационной деятельности в пределах собственной территории, направленной на совершение таких актов, в том случае, когда акты, упоминаемые в настоящем абзаце, связаны с угрозой силой или ее применением.

Территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение положений Устава. Территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, не должны признаваться законными. Ничто в вышесказанном не должно толковаться как нарушающее:

a) положение Устава или любое международное соглашение, заключенное до принятия Устава и имеющее юридическую силу в соответствии с международным правом; или

b) полномочия Совета Безопасности в соответствии с Уставом.

Все государства должны добросовестно вести переговоры с целью скорейшего заключения универсального договора о всеобщем и полном разоружении под эффективным международным контролем и стремиться принимать соответствующие меры для ослабления международной напряженности и укрепления доверия между государствами.

Все государства должны на основе общепризнанных принципов и норм международного права добросовестно выполнять свои обязательства в отношении поддержания международного мира и безопасности и стремиться к повышению эффективности, основывающейся на Уставе системы безопасности Организации Объединенных Наций.

Ничто в вышеприведенных абзацах не должно толковаться как расширение или ограничение каким-либо образом пределов действия положений Устава, касающихся тех случаев, когда применение силы является законным.

Принцип, согласно которому государства разрешают
свои международные споры мирными средствами
таким образом, чтобы не подвергать угрозе
международный мир и безопасность и справедливость

Каждое государство разрешает свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость.

Государства должны поэтому стремиться к скорейшему и справедливому разрешению своих международных споров путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору. В поисках такого урегулирования стороны должны согласовывать такие мирные средства, которые соответствовали бы обстоятельствам и характеру спора.

Стороны в споре обязаны в случае, если они не достигнут разрешения спора одним из вышеупомянутых мирных средств, продолжать стремиться к урегулированию спора другими согласованными между ними мирными средствами.

Государства, являющиеся сторонами в международном споре, а также другие государства должны воздерживаться от любых действий, которые могут ухудшить положение настолько, что подвергнут угрозе поддержание международного мира и безопасности, и должны действовать в соответствии с целями и принципами Организации Объединенных Наций.

Международные споры разрешаются на основе суверенного равенства государств и в соответствии с принципом свободного выбора средств мирного разрешения споров. Применение процедуры урегулирования спора или согласие на такую процедуру, о которой было свободно достигнуто соглашение между государствами в отношении существующих или будущих споров, в которых они являются сторонами, не должно рассматриваться несовместимым с принципом суверенного равенства.

Ничто в предыдущих абзацах не затрагивает и не умаляет значения соответствующих положений Устава, в частности тех, которые относятся к мирному разрешению международных споров.

Принцип, касающийся обязанности в соответствии
с Уставом не вмешиваться в дела, входящие
во внутреннюю компетенцию любого государства

Ни одно государство или группа государств не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела другого государства. Вследствие этого вооруженное вмешательство и все другие формы вмешательства или всякие угрозы, направленные против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ, являются нарушением международного права.

Ни одно государство не может ни применять, ни поощрять применение экономических, политических мер или мер любого иного характера с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от него каких бы то ни было преимуществ. Ни одно государство не должно также организовывать, помогать, разжигать, финансировать, поощрять или допускать вооруженную, подрывную или террористическую деятельность, направленную на изменение строя другого государства путем насилия, а также вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве.

Применение силы для лишения народов формы их национального существования является нарушением их неотъемлемых прав и принципа невмешательства.

Каждое государство имеет неотъемлемое право выбирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства в какой-либо форме со стороны какого-бы то ни было другого государства.

Ничто в приведенных выше абзацах не должно толковаться как затрагивающее каким-либо образом положения Устава, касающиеся поддержания международного мира и безопасности.

Обязанность государств сотрудничать друг с другом
в соответствии с Уставом

Государства обязаны сотрудничать друг с другом, независимо от различий их политических, экономических и социальных систем, в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности и содействия международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов и международному сотрудничеству, свободному от дискриминации, имеющей в своей основе такие различия.

a) государства сотрудничают с другими государствами в поддержании международного мира и безопасности;

b) государства сотрудничают в установлении всеобщего уважения и соблюдения прав человека, основных свобод для всех и в ликвидации всех форм расовой дискриминации и всех форм религиозной нетерпимости;

c) государства осуществляют свои международные отношения в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства;

f) государства - члены Организации Объединенных Наций обязаны в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций принимать совместные и индивидуальные меры, предусмотренные соответствующими положениями Устава.

Государства сотрудничают в экономической, социальной и культурной областях, а также в области науки и техники и содействуют прогрессу в мире в области культуры и образования. Государства должны сотрудничать в деле содействия экономическому росту во всем мире, особенно в развивающихся странах.

Принцип равноправия и самоопределения народов

В силу принципа равноправия и самоопределения народов, закрепленного в Уставе, все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава.

Каждое государство обязано содействовать с помощью совместных и самостоятельных действий осуществлению принципа равноправия и самоопределения народов в соответствии с положениями Устава и оказывать помощь Организации Объединенных Наций в выполнении обязанностей, возложенных на нее Уставом в отношении осуществления данного принципа, с тем чтобы:

a) способствовать дружественным отношениям и сотрудничеству между государствами; и

b) незамедлительно положить конец колониализму, проявляя должное уважение к свободно выраженной воле заинтересованных народов, а также имея в виду, что подчинение народов иностранному игу, господству и эксплуатации является нарушением настоящего принципа, равно как и отказом в основных правах человека, и противоречит Уставу Организации Объединенных Наций.

Каждое государство обязано содействовать путем совместных и самостоятельных действий всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод в соответствии с Уставом.

Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединению с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются способами осуществления этим народом права на самоопределение.

Мировое сообщество выработало целый комплекс международных документов о правах человека. Достаточно сказать, что организация Объединенных Наций за время своего существования приняла более 70 международных документов в области прав человека: деклараций, конвенций, рекомендаций, пактов и т.п. Государства-участники международных договоров по правам чело века взяли на себя обязательства соблюдать зафиксированные в них права и свободы человека. Это означает, что соответствующие права и свободы носят не только внутригосударственный характер, но приобретают новое дополнительное качество: они становятся международными правами человека — самый высокий уровень правого регулирования. Как правило, в международных актах предусматривается создание контрольного механизма по наблюдению за выполнением государством взятых на него; обязательств. Отмечая важное значение международно-правового признания прав человека, следует в то же время иметь в виду, что эффективная защита и охрана этих прав становится возможной лишь после государственного признания этих прав, их юридического закрепления в национальном законодательстве. Иными словами, международные документы о правах человека действуют не самостоятельно, а через "внутреннее", национальное право, их надо воплотить в соответствующих законах внутри страны.

Характерной чертой регулирования в современной России прав и свобод человека и гражданина является их соответствие международным актам о правах человека. Мы можем отметить три уровня законов, регулирующих права и свободы человека и гражданина. Во-первых, международные акты о правах и свободах человека. В России признаются и гарантируются права и свободы согласно общепринятым принципам и нормам международного права, международным договорам РФ. Они являются составной частью российской правовой системы. Во-вторых, Конституция РФ содержит важнейшие положения основополагающих международных документов о правах человека. В-третьих, законы, которые и соответствии с международными актами и Конституцией регулируют те или иные права и свободы человека и гражданина. Причем, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные внутригосударственным законом, то применяются правила международного договора.

Активность в разработке и принятии подобного рода документов была постоянной в течение длительного времени, ибо с демократической точки зрения совершенно нетерпимыми являются грубые нарушения прав и свобод человека. Однако воплощались эти идеи с трудом. И лишь XX век ускорил этот процесс. Среди многочисленных современных международных документов о правах человека следует назвать Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцию о правах ребенка. Они составляют основу знаний о правах человека.

Особое место в ряду документов в области прав человека принадлежит Всеобщей декларации прав человека. Она была принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (ООН) 10 декабря 1948 года. Это произошло вскоре после разгрома фашизма во второй мировой войне. Она стала важным юридическим итогом победы идей свободы и демократии над фашистским варварством. В Декларации отражен опыт борьбы за социальные права в XX веке. Ее назначение — служить "в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства". Отмечается, что признание естественных, равных и неотъемлемых прав человека является основой не только свободы каждой конкретной личности и уважения ее достоинства, но и условием сохранения всеобщего мира, справедливых отношений между народами. Пренебрежение же и презрение к правам человека привели в свое время, в частности во второй мировой войне, к варварским актам, которые, как сказано в Декларации, возмущают совесть человечества.

За принятие Всеобщей декларации прав человека голосовало 48 делегаций. В знак признания всемирно-исторической роли этого документа 10 декабря отмечается теперь во всех цивилизованных странах мира как Международный день защиты прав человека.

И нельзя иначе как трагедию воспринять тот факт, что делегация СССР (вместе с делегациями Белорусской ССР, Чехословакии, Польши, Саудовской Аравии, Украинской ССР, Южно-Африканского Союза, Югославии) при голосовании за Декларацию воздержалась. Наша страна, внесшая самый большой вклад в победу, понесшая самые большие потери, не подписывала эту Декларацию вплоть до 1989 года. Более того, сама Декларация не публиковалась в массовой печати до 1989 года. Почему так произошло? Многие статьи Декларации были неприемлемы для царившей в стране политической власти.

Всеобщая декларация прав человека стала первым сводом общечеловеческих норм и ценностей, она подвела под права человека нравственную основу, подчеркнув такие качества людей, как достоинство и совесть. Впервые в истории человечества была принята декларация, которая распространяется на всех людей нашей планеты, независимо от национальности, расы, пола, вероисповедания, а также от того, в какой стране они живут. Провозглашенные Декларацией права и свободы принадлежат каждому жителю планеты Земля.

Декларация состоит из преамбулы и 30 статей. Несмотря на лаконичный характер документа, в ней получили закрепление права человека во всех основных сферах человеческой жизнедеятельности. Это — личные (гражданские) права и свободы, политические, а также экономические, социальные и культурные права человека.

В современную эпоху правовое положение человека в обществе считается соответствующим мировым стандартам демократии, если оно основано на трех естественных началах: праве на жизнь, свободе и личной неприкосновенности, равенстве. Такое соединение этих трех прав не случайно: свобода является высшей ценностью человеческой жизни, а личная неприкосновенность первой предпосылкой свободы.

В статьях 22 — 25 закреплены основные социально-экономические права человека, без которых не может быть обеспечено его достоинство.

Всеобщая декларация прав человека в статье 29 упоминает о том, что кроме прав есть обязанности: "каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности". Единство прав и обязанностей составляет основу гражданственности.

В ноябре 1991 года в нашей стране была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина. Она воспроизвела в национальном законодательстве с некоторыми уточнениями и дополнениями Всеобщую декларацию прав человека.

Идеи и принципы, заложенные во Всеобщей декларации, получили дальнейшее развитие в многочисленных международно-правовых актах о правах человека.

Среди наиболее важных выделяются два пакта, которые были приняты Генеральной Ассамблеей ООН 19 декабря 1966 года: Пакт о гражданских и политических правах и Пакт об экономических, социальных и культурных правах. Эти пакты имеют общее название "Пакты о правах человека".

Имеется много иных актов, принятых ООН в целях защиты прав и свобод отдельных групп населения (женщин, детей, инвалидов, беженцев и т. п.). В их ряду важное место занимают принятые Генеральной Ассамблеей ООН Декларация прав ребенка (1959 г.) и Конвенция о правах ребенка (1989 г.). О двух последних документах подробно мы будем говорить в 17-м параграфе.

Значение норм международного права в области прав человека состоит в том, что они, с одной стороны, обязывают государства реально обеспечивать закрепленные в международно-правовых актах права человека; с другой стороны, эти документы предоставляют конкретному человеку право требовать от государства выполнения его международных обязательств. Таким образом, международно-правовое признание прав человека самым непосредственным образом влияет на характер взаимоотношении общества и личности, на процесс обеспечения прав человека в каждом конкретном государстве.

В современном мире соблюдение и конкретное наполнение прав личности выступает важнейшим показателем внутренней и внешней политики государства, ее человеческого измерения. Через уважение прав человека утверждается ценности личности в отдельных государствах и в мире в целом.

Лучшие адвокаты нашего бюро "Сайфутдинов и партнеры" оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.


Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

Представители социалистических и западных стран спорили по вопросу содержания прав человека. Западные страны настаивали на включении в Декларацию только гражданских и политических прав, а СССР считал, что экономические и социальные права тоже должны быть включены в текст Декларации.

В итоге: ряд социально-экономических прав был включен в текст Декларации.

Дополнение статей о правах человека, гарантиями со стороны государства этих прав.

СССР предложило дополнить статьи о правах человека гарантиями государства обеспечивать такие права. Ст. 31 Декларации. Западные государства возражали против этого.

В результате: Ст. 31 не вошла в состав Декларации.

Право народов, наций на самоопределение.

Предложение со стороны СССР и других социалистических стран включить эту статью в Декларацию было отвергнуто Западными странами.

Право на петицию к властям своего государства, в ООН.

В текст Декларации не было включено право на петицию к властям своего государства или в ООН (по идеологическим мотивам).

Различия культурных традиций и религий также породили ряд разногласий, при обсуждении текста Декларации.

Право на вступление в барк и равноправие сторон.

Представитель Саудовской Аравии, также как и представители других мусульманских государств, был против. Однако это право было включено в Декларацию, т.к. за него проголосовало большинство государств.

ИТОГ: в результате трехмесячной работы, на 183 пленарном заседании 10 декабря 1948 г. Всеобщая Декларация прав человека была принята абсолютным большинством голосов: 48 государств – за, 8 – воздержались, в т.ч. Беларусь, Украина. Генеральная Ассамблея приняла и провозгласила Всеобщую декларацию прав человека "в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства".

Несмотря на то, что Декларация была принята в форме резолюции Генеральной Ассамблеи, которые, как известно, носят рекомендательный характер, всеобщее признание Декларации на современном этапе не вызывает сомнений и позволяет квалифицировать ее положения как обычные нормы общего международного права (т.е. не сама Декларация, а ее положения).

После принятия Декларации пошел процесс ее признания на международном и национальном уровнях. Все дальнейшие Конвенции по правам человека конкретизировали те права, которые были закреплены во Всеобщей Декларации.

На национальном уровне Декларация получила признание в конституционном ЗД большинства государств. На международном уровне – различные Конвенции.

Национальные суды используют положения Декларации для толкования внутригосударственных законов.

РБ: Декларация о государственном суверенитете 1991г. со ссылками на ВД (Всеобщую Декларацию) и КС использует ссылки на ВД при разрешении споров, касающихся прав человека.

Всеобщая Декларация - уникальный документ и по способуразработки, воплотивший все ценное, что было веками накоплено в доктрине и национальном законодательстве, и по содержанию, комплексно регламентирующий основные права и свободы, по роли в международном нормотворчестве, являющийся фундаментом всего обширного договорного массива в области прав человека, и по степени информированности мирового сообщества (текст Декларации переведен на 370 языков).

Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (и факультативные протоколы): разработка, содержание.

Но ГА не удовлетворилась лишь декларативным провозглашением ПЧ, которое не имело юридической силы и поэтому поставила перед Комиссией по ПЧ новую задачу.

В 1947г. задача подготовить договор, открытый для подписания и ратификации, была поставлена Генеральной Ассамблеей для Комиссии по правам человека. Сначала ГА поручила Комиссии через ЭКОСОС выработать единый документ, который охватывал бы все права и свободы.

На 5 сессии 1951г. ее вниманию были представлены 18 статей Пакта, содержащие гражданские и политические права.

Резолюция ГА: включить в Пакт о правах человека экономические, культурные и социальные права человека. Однако США настаивало на том, чтобы Пакт содержал только гражданские и политические права.

При поддержке других делегаций США удалось добиться, чтобы ГА ООН в 1952г. пересмотрело свое решение и приняла Резолюции о подготовке вместо одного Пакта, двух Пактов о правах человека, но они должны содержать одинаковые положения, чтобы поддержать единство цели.

Разработка текстов Пактов растянулась на 20 лет.

При обсуждении Пактов выявились разногласия между государствами. Не все предложенные права были включены в Пакты.

Под влиянием СССР и других социальных стран было исключено право на собственность.

Преамбула и ст. 1, 3 и 5 Пактов о правах человека почти идентич­ны. Круг прав и свобод, содержащихся в них, раскрывает название до­говоров.

Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни, принят 15 декабря 1989 года резолюцией 44/128 Генеральной Ассамблеи на её 82-м пленарном заседании, вступил в силу в 1991 году.

История разработки документов о правах ребёнка

convenciya o pravah rebenka 1

Проблема прав человека имеет приоритетное значение в деятельности Организации Объединенных Наций и ЮНЕСКО. ООН впервые в мировой истории разработала документы, в которых определены основные права и свободы человека, являющиеся международными стандартами. Одним из таких документов является Конвенция о правах ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция 44/25 от 20 ноября 1989 года), которая вступила в силу 2 сентября 1990 года.

Конвенция ООН о правах ребёнка – это международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права лиц в возрасте до 18 лет (если согласно применимым законам совершеннолетие не наступает ранее) на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Участниками Конвенции о правах ребёнка являются Святой Престол и все страны – члены ООН, кроме США, Южного Судана и Сомали.

История разработки документов о правах ребёнка

Вопрос о правах детей был поднят сравнительно недавно. Только в результате демократических движений за реформы в XIX веке государства взяли на себя ответственность за защиту ребёнка от произвола родителей и экономической эксплуатации работодателей.

Дети и их права находились в центре внимания ООН с момента её создания в 1945 году. Одним из первых актов Генеральной Ассамблеи было образование Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), который в настоящие время является главным механизмом международной помощи детям.

В принятой ООН в 1948 году Всеобщей декларации прав человека отмечается, что дети должны быть объектом особой заботы и помощи.

В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребёнка. Основной её тезис состоял в том, что человечество обязано давать ребёнку лучшее из того, что имеет. В ней провозглашены десять социальных и правовых принципов, касающихся защиты и благополучия детей на национальном и международном уровнях. Декларация призвала родителей, отдельных лиц, неправительственные организации, местные власти и правительства признать изложенные в ней права и свободы и стремиться к их соблюдению. В Декларации также говорилось, что детям должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и условия, позволяющие им развиваться здоровым и нормальным путём в условиях соблючения свобод и уважения их достоинства. Этот документ оказал значительное влияние на политику и практические действия правительств и частных лиц во всём мире.

Однако вскоре возникла необходимость в принятии нового документа – конвенции. Международные документы, в том числе и о правах человека, условно можно разделить на две большие группы: декларации и конвенции, и если декларация (от латинского – провозглашение) не имеет обязательной силы, являясь рекомендацией, в которой провозглашаются основные принципы и программные положения, то конвенция (от латинского – договор, соглашение) – это соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

За 30 лет существования Декларации прав ребёнка изменились многие представления, сложились новые понятия, поэтому конвенция, определяющая права детей, охватывает более широкий спектр вопросов. Потребность в придании правам детей силы нормы договорного права с особой остротой проявилась в ходе подготовки к Международному году ребёнка, который отмечался в 1979 году. Десять лет, с 1979 по 1989 год, Комиссия по правам человека, в работе которой принимали участие юристы, врачи, педагоги, психологи, социологи, культурологи, деятели общественных организаций и религиозных конфессий многих стран мира, разрабатывала этот проект.

По сравнению с Декларацией о правах ребёнка 1959 года, где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (они именовались принципами), конвенция состоит из статей, учитывающих практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребёнка в обществе. Конвенция о правах ребёнка не только развивает и конкретизирует положения Декларации прав ребёнка, но и идет дальше, утверждая, что государства, которые к ней присоединяются, несут юридическую ответственность за свои действия в отношении детей.

Конвенция имеет равное значение для народов во всех регионах мира. Это результат длительных и плодотворных переговоров представителей стран различных социально-экономических систем, этических и религиозных подходов к жизни в деле разработки комплекса общих ценностей и целей, имеющих универсальное применение.

Несмотря на то, что Конвенция устанавливает общие нормы, в ней учтены различные культурные, социальные, экономические и политические реалии отдельных государств, что позволяет каждому государству на основе общих для всех прав выбрать собственные национальные средства для выполнения этих норм. Это дает основание утверждать, что Конвенция имеет универсальный характер.

Говоря об истории Декларации и о Конвенции, нельзя не вспомнить имя видного отечественного педагога, активного борца за права детей и свободное воспитание личности К.Н. Вентцеля. Опираясь на гуманистическую философскую мысль, он еще в сентябре 1917 года разработал и опубликовал Декларацию прав ребёнка. Этот своеобразный гуманистический манифест был одним из первых в мировой практике, который на несколько десятилетий опередил аналогичную Декларацию ООН.

Международное сообщество высоко оценило Конвенцию как выдающийся гуманистический документ нашего времени. Исполнительный Совет ЮНИСЕФ на своей ежегодной сессии (июнь 1992 года) предложил государствам ежегодно 20 ноября (день принятия Конвенции прав ребёнка) отмечать Всемирный день детей.

Конвенция – документ высочайшего педагогического значения. Она призывает и взрослых, и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежат подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению и взглядам. Они должны быть основой педагогики, воспитания и решительного устранения авторитарного стиля общения между взрослым и ребёнком, учителем и учеником. Одновременно Конвенция утверждает необходимость формирования у подрастающего поколения осознанного понимания законов и прав других людей, уважительного к ним отношения.

Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Её положения сводятся к четырём важнейшим требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

Конвенция утверждает ряд важных социальных правовых принципов, главный из которых – признание ребёнка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей или опекунов.

В настоящее время 96% детей в мире проживают в государствах, связанных юридическим обязательством защищать права детей.

С текстом Конвенции о правах ребёнка можно ознакомиться на официальном сайте ООН.

В XIX веке в системе англосаксонского права под воздействием общественных процессов, связанных с борьбой женщин за свои права, сформировалась доктрина "tender years" ("нежный" или "юный" возраст), согласно которой в случае развода родителей опека[2] над ребенком оставалась за матерью[3]. Стоит отметить, что именно эта доктрина легла в основу принципа 6 Декларации.

Уже с 20-х годов XX века судебные органы стали отдавать приоритет при решении вопроса о месте жительства малолетнего ребенка при раздельном проживании родителей матерям, во многом вследствие распространения психоаналитической теории Зигмунда Фрейда, согласно которой матери природой более приспособлены к воспитанию детей, а для ребенка мать является первым и самым важным объектом любви, в то же время отец рассматривается как препятствие в получении желаемого[4].

Как показывает устойчиво сложившаяся судебная практика, с 2015 года Принцип 6 Декларации активно стал применяться российскими судами в спорах об определении места жительства ребенка[5].

Сразу стоит отметить, что мы усматриваем определенные противоречия в применении данного принципа российскими судами, поскольку согласно действующим нормам Конституции РФ, Семейного Кодекса РФ и международных нормативных правовых актов закреплен принцип равенства родителей между собой. В связи с чем мы полагаем, что столь неоправданно широкое применение данного принципа в любых детских спорах, приводящее к нарушению принципа равенства родителей и дискриминации прав отцов и иных членов семьи, незаконно и несправедливо.

Целью Конвенции 1980 года является обеспечение незамедлительного возвращения детей, незаконно перемещенных либо удерживаемых в договаривающемся государстве, а также соблюдения прав опеки над ребенком и доступа к ребенку, предусмотренных законодательством одного договаривающегося государства, в других договаривающихся государствах[7]. Судебные или административные органы договаривающихся государств должны принимать безотлагательные меры для возвращения детей[8].

Иначе говоря, положения Конвенции 1980 года направлены на быстрое возвращение незаконно перемещенного или удерживаемого ребенка в страну его постоянного (обычного) проживания, поскольку неожиданное и часто насильственное перемещение ребенка из места, где он привык находиться, разлучение с родителем и часто с другими близкими родственниками нарушает его интересы[9].

Основываясь на Принципе 6 Декларации и оставляя ребенка с матерью, суды, рассматривающие спор о возврате незаконно перемещенного/удерживаемого ребенка на территории РФ по правилам Конвенции 1980 года, тем самым, игнорируют цели и задачи Конвенции 1980 года, смещая фокус рассмотрения дела с вопроса о незаконности перемещения/удержания ребенка на вопрос разлучения ребенка с матерью, который подлежит выяснению в спорах об определении места жительства ребенка, ограничении/лишении родительских прав.

Зачастую суды не учитывают, что спор о возврате незаконно перемещенных/удерживаемых детей не является спором об определении места жительства ребенка, и суд не обладает юрисдикцией по рассмотрению споров по существу между родителями о месте жительства ребенка[10]. Данный спор подлежит рассмотрению судебными и административными органами государства обычного места жительства ребенка, что прямо следует из ст. 5 Конвенции о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей от 19.10.1996.

Немало важно также то, что Декларация не обладает обязательной юридической силой, в то время как обязательной для всех стран-участниц является Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., в силу п. 3 ст. 9 которой государства-участники уважают право ребенка, который разлучается с одним или обоими родителями, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, за исключением случая, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Конвенции о правах ребенка государства-участники принимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка.

В соответствии с Руководством по применению Конвенции о правах ребенка, подготовленным ЮНИСЕФ, автоматическое применение правила о том, что дети остаются с матерями без учета нужд и интересов конкретного ребенка, противоречит Конвенции о правах ребенка[11].

Кроме этого, из буквального толкования положений Принципа 6 Декларации не следует, что ребенок должен быть оставлен с матерью, а не с отцом. Согласно принципу 6 Декларации ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании; он должен расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности. Иное толкование свидетельствовало бы о дискриминации прав отцов и иных членов семьи.

Иными словами, на наш взгляд, Декларация не должна подменять нормы Конвенции о правах ребенка, и подход российский судов некорректен, в тех случаях, когда для обоснования политически нужной позиции принцип 6 Декларации используется для того, чтобы обосновать отступление от прямой нормы Конвенции о правах ребенка.

Суды основывают решения об отказе в удовлетворении исковых требований о возврате незаконно перемещенных/удерживаемых детей на положениях принципа 6 Декларации. Так, в 6-ти случаях из 7-ми, в которых применялся принцип 6 Декларации, суды отказывали в удовлетворении исковых требований о возвращении ребенка, что подтверждает, что применение данного принципа неизбежно влечет к отказу в иске.

Тем не менее, на наш взгляд, важно учитывать, что положения принципа 6 Декларации не являются основанием для отказа в удовлетворении иска о возврате незаконно перемещенного/удерживаемого ребенка.

Статьей 13 Конвенции 1980 года четко определены исключительные случаи, при установлении которых суд вправе отказать в возвращении детей в государство их постоянного жительства. При этом бремя доказывания исключительных обстоятельств лежит на лице, возражающем против возврата детей.

Исключения, сформулированные в ст. 13 Конвенции 1980 года, не предусматривают такого основания, как малолетний возраст ребенка и отказ матери возвращаться в страну постоянного проживания ребенка. В связи с чем данное обстоятельство не должно иметь решающего значения при решение вопроса о возвращении ребенка.

Таким образом, на наш взгляд, недопустимо применять принцип 6 Декларации в делах о возврате незаконно перемещенного/удерживаемого ребенка в страну его обычного (постоянного) места жительства, тем самым, игнорируя цели и задачи Конвенции 1980 года и фактически ущемляя права отцов и иных членов семьи.

[1] Принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года

[3] "Споры о детях: традиционные ценности и судебная практика: Монография" (Якушев П.А.) ("Проспект", 2018)

[5] "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015) (ред. от 26.04.2017)

[6] Тверской районный суд города Москвы, Дзержинский районный суд города Санкт-Петербурга, Первомайский районный суд города Ростова-на-Дону, Пятигорский городской суд, Канавинский районный суд города Нижнего Новгорода, Железнодорожный районный суд города Екатеринбурга, Центральный районный суд города Новосибирска, Центральный районный суд города Хабаровска (ч. 2 ст. 244.11 ГПК РФ)

[7] Ст. 1 Конвенции 1980 года

[8] Ст. 11 Конвенции 1980 года

[9] Хазова О.А. Принцип 6 Декларации ООН прав ребенка 1959 года в контексте Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей 1980 года // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2017. Т. 12. N 6. С. 203.

[10] Ст. 16, 19 Гаагской Конвенции, ст. 244.14 ГПК РФ

[11] Ходжкин Р. Нэвэлл П. «Руководство по применению Конвенции о правах ребенка. 3-е издание, Женева, ЮНИСЕФ, 2007, Стр. 127 (Hodgkin R., Newell P. Implementation Handbook for the UN Convention on the Rights of the Child. UNICEF. 3rd ed. Geneva: UNUCEF, 2007. P. 127)

[12] Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей. Научно-практический комментарий. С. 155

Читайте также: