Нравственный смысл коррупции как предательства интересов службы овд

Обновлено: 17.05.2024

1. Кафедра управления персоналом и воспитательной работы Дисциплина: Нравственно-этические основы службы в ОВД. Служебный этикет

Тема № 5
Профессионально-этический стандарт
антикоррупционного поведения сотрудника
ОВД.
Материалы разработаны старшим преподавателем
кафедры управления персоналом и воспитательной
работы Шеяновым К.В., рассмотрены на заседании
кафедры, протокол № 18 от 22.05.2019 г.

2. ПЛАН ЛЕКЦИИ

Введение
1.Профилактика коррупции как основа
профессионально-этического
стандарта
поведения сотрудников ОВД.
2.Профессионально-нравственная
деформация сотрудников ОВД: понятие,
признаки, структура,
причины и пути
преодоления.
Заключение

3. Список источников и литературы:

17. Определение коррупции

18. CТРУКТУРА КОРРУПЦИИ

19. Факторы коррупции

20. Факторы коррупции

33. 2. Профессионально-нравственная деформация сотрудников ОВД: понятие, признаки, структура, причины и пути преодоления


Профессионально-нравственная
деформация – это негативное
изменение
нравственных
ценностей и ориентиров у части
сотрудников
ОВД
под
воздействием условий и опыта
профессиональной деятельности,
проявляющееся
в
искаженном
отношении к служебному долгу и
дискредитирующее
моральный
облик сотрудника полиции.

35. Признаки профессионально-моральной деформации в ОВД

1.
Правовой
нигилизм
и
утеря
представления о нравственном смысле
служебной деятельности.
2. Поддержка ложной корпоративной
солидарности, основанной на круговой
поруке.
3.
Утрата
личных
перспектив
в
профессиональной
деятельности
и
систематическое
нарушение
профессионально-этических
норм
поведения.

36. Признаки профессионально-моральной деформации в ОВД

4. Беспринципность в оценке нарушений
служебной дисциплины и моральная
нечистоплотность,
следование
двойным моральным стандартам.
5.
Уныние и пессимизм в коллективных
настроениях, недоброжелательность и
зависть
в
отношении
коллег;
индивидуализм,
эгоизм,
конфликтность в отношениях.

37. Признаки профессионально-моральной деформации в ОВД

6.
Формально-бюрократические
методы
руководства
(высокомерие,
грубость,
бездушное отношение к сотрудникам) и
злоупотребление
властью
(грубость
по
отношению
к
населению,
унижение
достоинства граждан, неоказание им помощи,
неоправданное применение физической силы,
специальных средств и оружия).
7. Неразборчивость в средствах, бытовое
разложение, пьянство; грубое нарушение
законности и разглашение служебной тайны.
8.
Коррупция, сращивание с преступным
миром; групповые преступления (кражи,
грабежи, разбой и др).

38. Структура профессионально-нравственной деформации сотрудников органов внутренних дел

Структура профессиональнонравственной деформации сотрудников
органов внутренних дел
Включает деформацию:
- профессиональной
деятельности;
- служебных и внеслужебных
отношений;
- морального сознания.

39. Категории сотрудников органов внутренних дел с повышенной (объективной) опасностью профессионально-нравственной деформации

40. Профилактика деформации поведения сотрудников ОВД

Необходимо
осуществлять
целенаправленное
профилактическое
воздействие.
К
числу
направлений
такого
воздействия относятся:
общие меры — действительная, а не
мнимая автономия органов внутренних дел,
подчинение их только закону и высокая
ответственность перед законом;
непосредственные меры — качественное
улучшение профессиональной подготовки,
совершенствование
организации
и
управления, создание здорового моральнопсихологического климата в коллективах.

41. Основные задачи профилактической работы с сотрудниками ОВД


Выработка
у
сотрудников
профессионально-нравственного иммунитета
и высокой культуры в работе.
• Развитие
нравственно-психологической
устойчивости и деловой направленности у
всех сотрудников.
• Совершенствование
стиля
и
методов
управления.
• Формирование оптимального
моральнопсихологического климата в службах и
подразделениях органов внутренних дел.

45. Заключение

В
условиях
службы
в
ОВД
воспитательный
потенциал
характеризуется такими качествами как
честность,
принципиальность,
ответственность,
справедливость,
законопослушание, профессиональный и
гражданский долг, нравственно-правовая
культура и др.
Преобразование милиции в полицию не
формальный
акт,
заключающийся
в
изменении
названия
данного
государственного органа. Это изменение
его содержательного статуса, главной
составляющей
которого
является
нравственная сторона.


Тема борьбы с коррупцией в рядах российских чиновников уже давно стала неким общим местом, а разговоры о ней постепенно превратились в ритуал, исполнение которого обязательно в любом приличном обществе. Однако эта самая церемониальность пока что не идет, увы, во благо самому процессу борьбы. За разной степени шумности болтовней нет-нет да и посадят пару-тройку неудачников.

Потому градус было решено накалить дополнительно. И вот в думу торжественно внесли законопроект, предусматривающий ни много не мало - тотальную ротацию региональных чиновников. Теперь каких бы семи пядей во лбу ты не был - тебя попросят с насиженного места спустя несколько лет (от трех до пяти - в зависимости от важности исполняемых функций) - именно так предполагается поступать с пухлым бюрократическим аппаратом в случае превращения законопроекта в Закон.

Предполагается, что уже с 2013 года данный механизм начнет действовать в отношении госслужащих в территориальных органах власти. В их числе Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральная службы по надзору в сфере транспорта и другие. При этом для чиновников будут установлены госгарантии, включающие в себя, в том числе и обеспечение жильем по месту работы - на эти цели планируется тратить ежегодно по 322,5 миллионов рублей.

Стоит обратить внимание на то, что механизмы ротации для рядовых чиновников и их руководителей предусмотрены совершенно разные. Так, в предложенном законопроекте указано, что президент и премьер-министр должны издать свои перечни ротируемых должностей - по ведомствам, которые находятся в их непосредственном подчинении (в случае с президентом это, например, все силовые ведомства). Уже можно предвидеть, что такая разительная дифференциация на тех и этих породит множество самых конспирологических толкований и гарантированно обеспечит определенную живость впавшему в усталый послевыборный штиль политическому процессу.

- Систему ротации чиновников придумали достаточно давно, и особенно на ее эффективности настаивал в свое время бывший глава Минобороны Сергей Иванов, который предлагал ограничивать срок пребывания на должности военных чинов тремя годами. Но если в военном ведомстве выглядит вполне логично и нормально, то для российских чиновников эта мера видится мне довольно бессмысленной. Если военный не привязан к дому, жилье у него, как правило, казенное, то гражданский чиновник привязан к месту работы по месту жительства. И фактически такая ротация представляет собой обычное тасование одной и той же карточной колоды. Смысла в этом нет, поскольку чиновник, переходя на другую должность, переносит с собой и все свои коррупционные связи.

Кроме того, для обеспечения процесса ротации потребуется создавать специальный орган, то есть мы имеем дело с попыткой в очередной раз увеличить поголовье чиновников. Потому что для того, чтобы следить за ротацией чиновников, по всей России потребуются значительные ресурсы, так что неминуемо будет создана отдельная структура с хорошими полномочиями и хорошим же бюджетом. То есть принятие данного законопроекта выльется в значительное увеличение численности чиновников. Это само собой ляжет дополнительной нагрузкой на бюджет, увеличив его дефицит. Может быть, просто стоит их сажать? Меры действеннее, чем неотвратимость наказания, еще не придумали. И не надо бояться, что это повлечет за собой какую-то их дискредитацию. Российские чиновники дискредитированы настолько, что дальше уже некуда. Как говорил как-то наш премьер, если где-то есть мохнатая лапа, которая гребет - надо эту лапу отрубать. А не перемещать ее по горизонтали и вертикали.

В свою очередь председатель Народного собрания России и внучатый племянник поэта Михаил Лермонтов, согласившись с тем, что лучшей мерой для проштрафившегося чиновника станет неотвратимость наказания, отметил, что возмездие тут должно быть самым строгим:

- Я считаю, что нужно не просто сажать, но и вводить самые строгие меры наказания вплоть до смертной казни за коррупцию и за нарушение интересов нации. Любое коррупционное действие является, прежде всего, предательством своего народа. И любое предательство должно расцениваться по законам военного времени. Если уж паникеров расстреливают, то предателей и подавно нужно. С моей точки зрения, любое предательство интересов народа достойно применения самых жестких и даже жестоких мер пресечения. В нашей нынешней ситуации особенно актуальным становится вопрос о диктатуре национальных интересов.

Ситуация с моей точки зрения выглядит катастрофичной. Чиновники должны отчитываться не только о доходах, но и, что даже важнее, о своих расходах. И это должно быть так или иначе стать частью антикоррупционного механизма - возможно, в рамках этой ротации, если уж ее собрались все же вводить. Однако эта мера совершенно неэффективна на мой взгляд. Потому что бюрократ - как критично не относиться к этому слову - это профессия. И быть профессиональным бюрократом сложнее, пожалуй, чем быть профессиональным рабочим или другим специалистом. Бюрократия - это очень долгая школа исполнения функций управления, тем более, если мы хотим действительно достичь некоей слаженной системы осуществления определенных действий в рамках нынешнего властного механизма.

Поэтому менять человека, который только приспосабливается и учится быть профессиональным бюрократом, то есть исполнять свои прямые обязанности - это совершенно неразумно (мы тут не говорим, например, о двух президентских сроках или сроке созыва Госдумы). Но если власть не в состоянии обеспечивать борьбу с коррупцией и избегать своей зависимости от интересов олигархии, то, конечно, можно придумывать различные самые нелепые способы борьбы с этими явлениями, тем самым еще дальше загоняя саму проблему. Данное решение о введении системы ротации чиновничьих кадров показывает, на мой взгляд, неспособность власти решать проблемы комплексно.

Профессиональная деятельность сотрудников ОВД протекает в настоящее время в условиях, которые предъявляют повышенные требования к правовой и нравственной сферам его личности. Негативные проявления в правоохранительной деятельности, трудности в решении задач борьбы с преступностью непосредственно связаны с размыванием нравственного смысла деятельности: нравственность перестает быть стимулятором и регулятором повседневного выполнения служебных обязанностей. Выполнение профессиональных обязанностей в ситуациях, когда оплата труда снижает мотивацию, унижает чувство собственного достоинства профессионала, не способствует престижу профессии, ведет к коррумпированности сотрудников на всех уровнях - все это понижает нравственную устойчивость работников правоохранительных органов. К этому добавляется необходимость постоянного общения с лицами, нарушающими моральные и правовые нормы, непосредственное взаимодействие с криминальной и аморальной средой.

Высокий уровень духовно-нравственной культуры сотрудника правопорядка позволяет осуществлять эффективное исполнение служебных полномочий на основе сформированных убеждений в необходимости стремления к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию.

Сущность и содержание гражданского долга сотрудника органов внутренних дел.

Каждый гражданин Российской Федерации, вступающий в ряды сотрудников органов внутренних дел, посвящает свою жизнь исполнению Долга беззаветного служения Отечеству и защиты благородных общественных идеалов: свободы, демократии, торжества законности и правопорядка.

Долг - та общественная необходимость, которая выраженна в нравственных требованиях к личности. Выполняя требования долга, личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, который осознает их и реализует в своей деятельности. В категории долга силен обязательный побудительный момент. Долг не только четко формулирует саму идею, но и придает ей повелительный характер: зовет, требует, настаивает на ее претворении в жизнь. Быть человеком долга значит не только знать его сущность, его требования, но и следовать этим требованиям на практике.

Гражданский долг - совокупность законодательно установленных и моральных обязанностей лица по отношению к другим лицам, группам, социальным общностям и обществу в целом.

Гражданский долг сотрудника правоохранительных органов есть составная часть общественного долга. Он является нравственным в его объективном и субъективном выражении. Моральная ценность объективного содержания долга состоит в том, что он подчинен решению высоких задач: защите прав и свобод личности, обеспечению безопасности своей страны, укреплению правопорядка. Однако потенциальные возможности служебного долга проявляются в том случае, если они дополняются нравственным отношением к нему, когда общественные обязанности воспринимаются и осознаются как личные, как глубинная потребность и убеждение в справедливости и правоте дела, которому служишь.

Специфика требований долга сотрудников правоохранительных органов обусловлена характером задач, особенностям организации, своеобразием условий, в которых протекает их деятельность.

В силу специфики организации правоохранительных органов нравственные отношения в них регламентированы нормами права более детально, чем в других сферах. Поэтому долг не столько пожелание, сколько требование государства и общества. Нравственное содержание долга подкрепляется правовыми требованиями, имеющими силу закона. Через нравственную основу долга раскрываются высокие качества - исполнительность, разумная инициатива, самоотверженность и мужество, достоинство и честь.

В правоохранительных органах придается первостепенное внимание долгу как непосредственному регулятору деятельности их сотрудников.

Служба в органах внутренних дел предъявляет высокие профессиональные и этические требования к моральному облику ее сотрудников независимо от занимаемого служебного положения и специального звания.

Таким образом, высшим нравственным смыслом служебной деятельности сотрудника является защита человека, его жизни и здоровья, чести и личного достоинства, неотъемлемых прав и свобод.




Служебная деятельность сотрудника органов внутренних дел осуществляется в соответствии с нравственными принципами: гуманизма, провозглашающего человека, его жизнь и здоровье высшими ценностями, защита которых составляет смысл и нравственное содержание правоохранительной деятельности; законности, определяющей признание сотрудником верховенства закона; объективности, выражающейся в беспристрастности и отсутствии предвзятости при принятии служебных решений; справедливости, означающей соответствие меры наказания характеру и тяжести проступка или правонарушения; толерантности, заключающейся в уважительном, терпимом отношении к людям с учетом социально-исторических, религиозных, этнических традиций и обычаев.

Высший нравственный смысл служебной деятельности сотрудника органов внутренних дел по защите человека, его жизни и здоровья, чести и личного достоинства, неотъемлемых прав и свобод.

Высшим нравственным смыслом служебной деятельности сотрудника является защита человека, его жизни и здоровья, чести и личного достоинства, неотъемлемых прав и свобод.

Нравственные обязательства сотрудника органов внутренних дел:

- относиться нетерпимо к любым действиям, оскорбляющим человеческое достоинство, причиняющим боль и страдания, представляющим собой пытки или другие жестокие, бесчеловечные либо унижающие достоинство виды обращения и наказания;

- быть мужественным и неустрашимым перед лицом опасности при пресечении правонарушений, ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий, а также в любой обстановке, требующей спасения жизни и здоровья людей; проявлять твердость и непримиримость в борьбе с преступниками, применяя для достижения поставленных целей только законные и высоконравственные средства;

- в ситуациях морального выбора следовать этическому принципу: человек всегда является нравственной целью, но никогда - средством;

Смысл и содержание основополагающих нравственных ценностей службы в органах внутренних дел.

Сотрудник органов внутренних дел, сознавая личную ответственность за историческую судьбу Отечества, считает своим долгом беречь и приумножать основополагающие нравственные ценности: гражданственность - как преданность Российской Федерации, осознание единства прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; государственность - как утверждение идеи правового, демократического, сильного, неделимого Российского государства; патриотизм - как глубокое и возвышенное чувство любви к Родине, верность Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, избранной профессии и служебному долгу.

В обобщенном виде нравственные обязательства и этические требования к сотруднику органов внутренних дел сводятся к следующему:

• Отношение к человеку как к высшей ценности, уважение прав, свобод, интересов и человеческого достоинства в соответствии с международными и российскими правовыми нормами и общечеловеческими принципами морали.

• Глубокое понимание социальной значимости своей роли и высокого профессионализма, своей ответственности перед обществом и государством как сотрудника ОВД, от которого зависят общественная безопасность, защита жизни, здоровья, правовая защищенность населения, граждан.

• Разумное и гуманное использование предоставленных законом сотруднику ОВД прав в строгом соответствии с принципами социальной справедливости, гражданского, служебного и нравственного долга.

• Принципиальность, мужество, бескомпромиссность, самоотверженность в борьбе с преступностью, объективность и непредвзятость в принятии решений.

• Не допускать злоупотреблений служебным положением, фактов коррупции, всемерно препятствовать таким явлениям.

• Самоотверженно и неуклонно всеми правовыми мерами оберегать невинных от беззакония и обмана, слабых от запугивания, мирных от насилия и беспорядка, в экстремальной обстановке не оставлять беззащитных женщин, стариков и детей, больных и инвалидов, не допускать попустительства злу и безнаказанности.

• Сознательная дисциплина, исполнительность и инициатива, профессиональная солидарность, взаимопомощь, поддержка, смелость и морально-психологическая готовность к действиям в нестандартных, экстремальных условиях.

• Постоянное совершенствование профессионального мастерства, знаний в области служебной этики, этикета и такта, повышение общей культуры, расширение интеллекта, креативное (творческое) освоение необходимого в службе отечественного и зарубежного опыта.

Перечисленные требования дают достаточно полное и глубокое представление о тех нравственных качествах, которыми должен обладать не только сотрудник органов внутренних дел, но и все работники правоохранительных органов, способные в своей деятельности проявить гуманность, терпимость, справедливость, чувство долга, смелость, мужество, выдержку, бескорыстие, честность, патриотизм, беспристрастность, скромность, профессионализм.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждый гражданин Российской Федерации, вступающий в ряды сотрудников органов внутренних дел, посвящает свою жизнь исполнению Долга беззаветного служения Отечеству и защиты благородных общественных идеалов: свободы, демократии, торжества законности и правопорядка.

Высшим нравственным смыслом служебной деятельности сотрудника является защита человека, его жизни и здоровья, чести и личного достоинства, неотъемлемых прав и свобод.

Сотрудник органов внутренних дел, сознавая личную ответственность за историческую судьбу Отечества, считает своим долгом беречь и приумножать основополагающие нравственные ценности:

Нравственные ценности составляют основу морального духа сотрудника, воплощающего осознание причастности к благородному делу защиты правопорядка, героической истории органов внутренних дел, победам, достижениям, успехам предыдущих поколений.

Уважаемый Сергей Вадимович, дамы и господа, братья и сестры!


В своем докладе я хотел бы коснуться актуальной и острой темы – коррупции. Что такое коррупция, каковы ее глубинные причины и как мы можем ей противодействовать? Думаю, что Счетная палата Российской Федерации – подходящее место для того, чтобы поразмышлять на эту тему.

В истории человечества коррупция поражала в той или иной степени различные общества вне зависимости от их политического устройства, развития экономики, этнического состава. С течением времени меняются орудия труда, средства передвижения, технологии, развивается культура и искусства, но человек, подверженный страстям, остается прежним, таким же, как и многие сотни лет назад.

Анализируя различные проявления коррупции можно сделать вывод, что её возникновение связано с формированием человеческого общества и, особенно, с образованием государства. Когда один человек или группа лиц получают некие привилегии и полномочия распределять материальные и нематериальные ресурсы, принимать те или иные решения, появляется соблазн воспользоваться таким положением в своих личных целях. Некоторым не удается избежать этого соблазна, а кому-то и в голову не приходит мысль о необходимости борьбы в своей душе с таким желанием.

Согласно докладу Общественной палаты Российской Федерации, опубликованному 3 ноября 2011 года, коррупция в нашей стране приняла системный характер, разрушая экономику и право. Среди самых проблемных областей были обозначены сфера жилищно-коммунального хозяйства, устройство детей в детские сады и школы, медицинская помощь[ii].

Важность борьбы с коррупцией признана на самом высоком международном уровне – в 2003 году Организацией Объединенных Наций был учрежден Международный день борьбы с коррупцией, который проводится ежегодно 9 декабря. Целью учреждения этой памятной даты, как указано в резолюции Генеральной Ассамблеи, стало углубление понимания проблемы коррупции и роли Конвенции в предупреждении коррупции и борьбе с ней.[iii] В послании Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна в 2011 году прозвучали слова о том, что коррупция затрагивает все страны, подавляя развитие обществ и порождая неравенство и несправедливость, а также призыв к формированию такой социальной культуры, которая бы ценила этическое поведение и осуждала коррупционные действия[iv].

Действительно, никакие репрессивные меры не могут обеспечить полной победы над этим злом. В качестве примера можно привести Китай, который захлестнула волна коррупции в последние десятилетия его бурного экономического роста. Провинившихся чиновников и бизнесменов там, как известно, приговаривают к смертной казни, транслируя исполнение приговора по телевидению. С 2000 по 2009 год в Китае были расстреляны за коррупцию около 10 тысяч чиновников, еще 120 тысяч получили по 10-20 лет заключения. За 30 лет реформ к уголовной ответственности за взяточничество привлечено около миллиона сотрудников партийно-государственного аппарата.[v] Цифры поражают даже с учетом численности населения Китая. Однако преломить тенденцию, похоже, не удается. По официальным данным КНР, в 2008 году в стране произошло в 10 раз больше акций протеста, чем в 1993 году, большая часть из которых вызвана коррупционным произволом местных властей.[vi]

На приведенном примере можем увидеть, с одной стороны, к чему приводит вседозволенность чиновников, порождённая атеистическим воспитанием, а с другой – тщетность упования исключительно на репрессивный аппарат в борьбе с нравственным злом.

[ix] Беседа 6. На слова из Евангелия от Луки (12:18): разорю житницы моя, и большия созижду; и о любостяжательности. Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго Архиепископа Кесарии Каппадокийския, – М, Паломник, ч. IV 1993. Репринт 1846 г.

[x] Беседа 63. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского. Т.7, кн. 2. Толкование на святого Матфея Евангелиста.

[xii] Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека. Раздел V.2.

Читайте также: