Имеют ли субъекты рф право на самоопределение и свободный выход из рф

Обновлено: 25.06.2024

ТЕМА № 5. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ.

Унитарное государство – это единое государство, внутри которого нет государственных образований, административно-территориальных единиц, которые обладают политической самостоятельностью.

Федерация – союз образований, каждый из которых обладает определенной самостоятельностью. Субъекты такого союзного государства имеют одинаковый статус и равные права.

Выделяется еще и Конфедерация– объединение нескольких суверенных государств.

По форме государственного устройства Россия – федерация – сложное государство, состоящее из территорий (субъектов РФ), имеющих признаки государства.

Принципы федеративного устройства:

1. Добровольность объединения народов;

2. Разделение компетенции между федеративной властью и властью субъектов федерации;

3. Равенство всех субъектов федерации.

Российская Федерация состоит из 83 субъектов федерации шести видов:

· республики в составе РФ;

Республики в составе РФ возникли на базе существовавших в советскую эпоху автономных республик и автономных областей. В России – 21 республика данного вида. Их главное отличие от иных субъектов федерации в том, что республики имеют конституционно-правовой статус государств в составе РФ, обладающих всей полнотой гос.власти на своей территории. Исключение составляют полномочия, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти.

- систему органов государственной власти;

- иные привилегии, обусловленные республиканским статусом.

Единственный субъект РФ, сохранивший статус автономной области, - Еврейская автономная область.

Еще один вид субъектов РФ – автономные округа. Как правило, это форма национально-территориальной организации народностей Крайнего Севера (чукчей, эвенков, ненцев, хантов и манси и др.). Автономные округа РФ имеют двойственный статус:

· самостоятельные и равноправные субъекты РФ (имеют все признаки и права субъекта РФ);

· одновременно входят в состав других- субъектов РФ – краев и областей (Тюменской области и др.), за исключением Чукотского автономного округа, вышедшего из состава Магаданской области. Всего автономных округов – 10.

Республики в составе РФ, автономная область, автономные округа –соответственно национально-государственные и национально-территориальные образования в составе РФ.

Остальные субъекты федерации – края, области и города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), где в основном преобладает русское население, - территориальные образования в составе РФ.

Области (их 49) составляют большинство субъектов федерации. Они созданы на базе областей, существовавших в советское время, но наделены статусом равноправного субъекта федерации.

Особый субъект РФ – край . Отличие краев от областей в том, что они содержали или содержат в своем составе автономные области и автономные округа:

· в состав Красноярского края входят Таймырский и Эвенкийский автономные округа, ранее входила Хакасская автономная область;

· в состав Хабаровского края ранее входила Еврейская автономная область;

· в состав Ставропольского края ранее входила Карачаево-Черкесская автономная область;

· в Краснодарский край ранее входила Адыгейская автономная область;

· в Алтайский край ранее входила Горно-Алтайская автономная область;

· формирующийся Пермский край будет состоять (с 01.12.2005) из объединившихся Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа;

· Приморский край был единственным краем, не имевшим в своем составе иных образований.

В связи с особым статусом Москвы – столицы РФ – и ее историческим, культурным и экономическим значением, а также аналогичной спецификой Санкт-Петербурга. Данные города являются городами федерального значения и имеют статус самостоятельных субъектов РФ.




Новая особенность федерации в России – наделение субъектов правом иметь собственное законодательство.

В целях совершенствования системы государственного управления в 2000г. в России, помимо существующих субъектов федерации, создано семь федеральных округов: Центральный, Северо-Западный; Приволжский, Уральский; Южный; Сибирский; Дальневосточный.

Федеральные округа не являются субъектами РФ и созданы для оптимизации управления в РФ. Возглавляет его полномочный представитель Президента РФ.

1. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. На территории Российской Федерации в соответствии с федеральным законом могут быть созданы федеральные территории. Организация публичной власти на федеральных территориях устанавливается указанным федеральным законом.

2. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

2.1. Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются.

3. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.

Комментарий к Ст. 67 Конституции Российской Федерации

Часть 1 комментируемой статьи определяет пространственные пределы действия суверенитета Российской Федерации, о котором говорится в ч. 1 ст. 4 Конституции, где речь идет о территории Российской Федерации как целостного государства, обладающего единым экономическим, политическим и правовым пространством.

В рассматриваемой части определяется состав государственной территории России, т.е. перечисляются принадлежащие ей пространства, в пределах которых государство осуществляет свой суверенитет.

Территория — неотъемлемый признак государственности, пространственный предел государственной власти. Конституция устанавливает, что суверенитет России распространяется на всю ее территорию. Государство распоряжается своей территорией.

Территориальное верховенство — это полная и исключительная власть государства в пределах своей территории. Территория Российской Федерации — исторически сложившееся государственное и территориальное единство РФ в пределах Государственной границы России, включающая в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

Обращает на себя внимание нетрадиционный подход составителей Конституции к определению состава государственной территории Российской Федерации. В международном праве под государственной территорией традиционно понимаются различные пространства земной поверхности (сухопутной и водной), воздушное пространство, принадлежащие определенному государству, в пределах которой оно осуществляет свое территориальное верховенство.

Нововведением Конституции следует считать включение в состав государственной территории Российской Федерации и территории ее субъектов, что, по-видимому, обусловливается федеративным устройством Российского государства. Территория Российской Федерации одновременно является территорией ее субъектов.

Из текста ч. 1 ст. 67 следует, что каждый субъект Федерации имеет собственную территорию. Правовой статус территории субъектов помимо федеральной Конституции определяется также их конституциями и уставами.

В большинстве конституций и уставов субъектов Федерации прямо отражено, что территория субъекта Федерации является частью территории Российской Федерации (см. ст. 65 и ст. 66). Территория любого субъекта Федерации есть составная часть российской территории, непосредственно входящая в нее.

Вхождение в состав Российской Федерации предопределяет и ограниченность полномочий ее субъекта в отношении его территории. На территории каждого субъекта Российская Федерация осуществляет дискреционные полномочия по предметам ведения, установленным в ст. 71 Конституции, а также полномочия по предметам, определенным в ст. 72 Конституции. И только за этими пределами субъекты Федерации осуществляют собственные полномочия.

Полномочия субъектов Федерации в отношении управления собственной территорией сводятся преимущественно к сфере определения административно-территориального устройства. Важной гарантией обладания собственной территорией являются положения конституций и уставов субъектов Федерации, согласно которым их территория не может быть изменена без согласия субъекта.

Наряду с этим неприкосновенность территории субъектов Федерации обеспечивается положением о том, что всякое изменение территории подлежит согласованию с субъектами Федерации в соответствии с федеральным законом. Тем не менее Российская Федерация вправе устанавливать определенные ограничения на использование субъектами Федерации своих территорий.

Часть 2 ст. 67 Конституции РФ с обновлениями. В отличие от государственного суверенитета РФ, который распространяется на государственную территорию РФ, в отношении континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на этих территориях.

Субъекты РФ не вправе своими законами регулировать вопросы, относящиеся к морскому шельфу и исключительной экономической зоне, даже если эти территории являются прилежащими к субъекту РФ.

Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет суверенные права по разведке и разработке минеральных ресурсов (недр) и водных биоресурсов. Эти права являются исключительными: если Российская Федерация не разведывает и не разрабатывает ресурсы, никто не может делать это без ее согласия.

Исключительная экономическая зона РФ - морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, имеющий особый правовой режим, установленный законами РФ, международными договорами РФ и нормами международного права.

Российская Федерация в исключительной экономической зоне осуществляет суверенные права в целях разведки, разработки, промысла водных биоресурсов, неживых ресурсов, разведки и разработки недр морского дна и т.д.

Осуществляя суверенные права и юрисдикцию в своей исключительной экономической зоне, Российская Федерация не препятствует осуществлению судоходства, полетов, иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

В 2020 году в ст. 67 добавляется часть 2.1, согласно которой РФ обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Кроме того, обновленная Конституция России запрещает любые действия, направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям.

Руководствуясь ст 5 Конституции РФ народ имеет право на самоопределение , имеем ли мы право выйти из состава страны?

Если вы из Москвы, то точно нет!

нет , мы не собираемся выходить из состава РФ , просто поспорили и теперь разбираемся кто прав ?

Вы знаете, этот вопрос риторический и зависит от народа, который говорит о самоопределении. Для этого необходимо голосование по итогу. Гипотетически — это реально, а в действительности почти невозможно!

Споры — это хорошо))

Я не буду читать лекцию по конституционному праву РФ, потому что для реализации права на самоопределение в Конституции РФ существуют статьи. И если группа людей, объявившая себя народом, решит сформировать отдельное государство, то она может попытаться это сделать. Но если это не будет противоречить основам конституционного строя РФ.

Если же Вас интересует факт выхода из страны личности и гражданина, то у нас свобода передвижения, а также перемены гражданства.

Надеюсь, верно поняла Ваш вопрос и изложила суть понятно)

Вас можно поздравить с выигранным пари?))))

нет, мы не собираемся выходить из состава РФ, просто поспорили и теперь разбираемся кто прав?

Текст статьи 5 нужно воспринимать в целом, не вырывая отдельных фраз или слов.

При таком восприятии мы видим, что в статье 5 закреплено федеративное устройство нашего государства ( Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации ) В государстве каждый субъект имеет свой статус, определенный законодательством. Полномочия разграничены..

Все субъекты Федерации согласно Конституции находятся в целостности и единстве. Это в первую очередь закрепляет Статья 5 Конституции.и так

самоопределились народы в Российской Федерации.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Но можно толковать не в целом статью 5, а отдельные строчки ( это будет неправильно, так как тогда для всей ст.5 придается другой и не присущей ей смысл)

Пример толкования отдельных строчек ст.5::

Федеративное устройство Российской Федерации основано на

самоопределении народов

В таком изложении, то что народы находятся в единстве и они так решили пропадает, здесь главное — самоопределение народов, а не единство..

Подал в суд иск о снятии с рег учёта человека. Если прокурор на суде мне скажет, что по ст 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилье, что мне ответить, чтобы решение суда было в мою пользу? Я выписываю алкоголика и должника из квартиры.

Работаю в частной клинике. Раз в пять лет мы проходим обучение(курсы повышения квалификации) с получением сертификата без которого не имеем права работать. Имеет ли право директор клиники не отпустить на учебу. Обучение оплачиваю сама. Правомочен ли не оплачивать учебный отпуск, в случае оплаты, удерживать при увольнении.

Добрый день.. Я стала жертвой обманных действий моего пастора, (Петрова напр.) которые повлекли существенное нарушение моих прав. В 1996 году безработный Петров познакомился с миссионерами, которые планировали открыть Евангельскую церковь в России. Войдя к ним в доверие он стал первым российским пастором в их миссии. Поэтому когда верующие приобрели дом в Москве для строительства церкви, не было сомнений, что можно его оформить фиктивно на Петрова. В 1999 году Петров уехал с миссией в Белоруссию, а потом в Сибирь, где и находился до 2011 года будучи пастором нашей поместной церкви. А в Москве построили на средства со всех церквей центральную церковь. В 2011 году произошел раскол церкви и началась дележка дома, потому что обе стороны претендовали на него..Петров в максимально доверительной форме беседует с нами, якобы обе стороны миссии отошли от Бога, поэтому нельзя допустить, чтобы какая то из сторон служила и оскверняла церковь. Мы верили.. собирали деньги, на суды, на экспертизы, на дорогу, перелеты. На Петрова стали подавать иски.. и веря, что мы все делаем для Евангелия, видя его проигрыши, мне пришлось покинуть Сибирь, бросить работу, взять ребенка и приехать в Москву. Здесь я представляла его интересы в суде и два суда мы выиграли, один из них по выселению миссии из дома. Но в ходе всех споров, я стала потерпевшей. и было возбуждено два уголовных дела по ст. 116 и 119 ч.2 В один из дней, когда снова началась драка, члены миссии оказались вместе с нами за воротами. которые просто закрыли и больше они не зашли. В этот же момент Петров и его жена вызвали из Сибири двух сообщников, которых вселили в дом. Петров под предлогом, что заболела мать покинул Москву и по сей день не появляется. Его жена преднамеренно вступила со мной в конфликт.. отрезала мне все коммуникации, два года мы находились с ребенком без отопления, а на прошлой неделе пришла телеграмма от Петрова, сняться мне с регистрационного учета и покинуть жилое помещение по этому адресу. Обобщая, Петров злоупотребляя моим доверием подставляя меня, ценой моей жизни и с моей помощью ( было написано десятки жалоб, заявлений, исков в суды, прокуратуру, МВД и т.д.) просто незаконно обогатился.. Все постаноления, решения судов и постановления об уголовных делах имеются. Но право собственности по документам принадлежит ему конечно.. Но все реконструкции, в том числе комната, где проживаю на данный момент я, они не узаконены.. т.е. построены без разрешения. А поэтому если выселить, то не откуда, потому что все постройки не законны. Я знаю, что снять с регистрации он имеет право. Но имеют ли право без решения суда ко мне в комнату проникнуть, взломать двери без моего согласия.. И если нет, то по какой статье закона? А так же по каким статьям Уголовного кодекса можно квалифицировать действия Петрова, чтобы подать заявление в полицию либо прокуратуру.. Заранее спасибо!

Здравствуйте! Подскажите родственник зарегестрированный по месту жительства но не имеющий прав собственности имеет ли право на распоряжение этим имуществом на право продажи,обмена.

Здравствуйте! У меня была задолженность по двум исполнительным листам, завели уголовное дело на судебном заседании я якобы выплатил всю задолженность в процессе судебного заседания, так что никаких чеков либо квитанций нету, только в приговоре есть абзац. в судебном заседании подсудимый принял меры к погашению задолженности перед обеими потерпевшими, что в силу п. К ч. 1 ст. 61 УК РФ является обстоятельством, смягчающим наказанием. имеют ли право приставы требовать с меня теперь погашения этой задолженности. или же эта запись не чего не значит в приговоре? Тем более обе потерпевшие отвечая на вопрос судьи, получили ли они деньги, ответили да в полной мере. Заранее большое спасибо!

ТЕМА № 5. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ.

Унитарное государство – это единое государство, внутри которого нет государственных образований, административно-территориальных единиц, которые обладают политической самостоятельностью.

Федерация – союз образований, каждый из которых обладает определенной самостоятельностью. Субъекты такого союзного государства имеют одинаковый статус и равные права.

Выделяется еще и Конфедерация– объединение нескольких суверенных государств.

По форме государственного устройства Россия – федерация – сложное государство, состоящее из территорий (субъектов РФ), имеющих признаки государства.

Принципы федеративного устройства:

1. Добровольность объединения народов;

2. Разделение компетенции между федеративной властью и властью субъектов федерации;

3. Равенство всех субъектов федерации.

Российская Федерация состоит из 83 субъектов федерации шести видов:

· республики в составе РФ;

Республики в составе РФ возникли на базе существовавших в советскую эпоху автономных республик и автономных областей. В России – 21 республика данного вида. Их главное отличие от иных субъектов федерации в том, что республики имеют конституционно-правовой статус государств в составе РФ, обладающих всей полнотой гос.власти на своей территории. Исключение составляют полномочия, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти.

- систему органов государственной власти;

- иные привилегии, обусловленные республиканским статусом.

Единственный субъект РФ, сохранивший статус автономной области, - Еврейская автономная область.

Еще один вид субъектов РФ – автономные округа. Как правило, это форма национально-территориальной организации народностей Крайнего Севера (чукчей, эвенков, ненцев, хантов и манси и др.). Автономные округа РФ имеют двойственный статус:

· самостоятельные и равноправные субъекты РФ (имеют все признаки и права субъекта РФ);

· одновременно входят в состав других- субъектов РФ – краев и областей (Тюменской области и др.), за исключением Чукотского автономного округа, вышедшего из состава Магаданской области. Всего автономных округов – 10.

Республики в составе РФ, автономная область, автономные округа –соответственно национально-государственные и национально-территориальные образования в составе РФ.

Остальные субъекты федерации – края, области и города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), где в основном преобладает русское население, - территориальные образования в составе РФ.

Области (их 49) составляют большинство субъектов федерации. Они созданы на базе областей, существовавших в советское время, но наделены статусом равноправного субъекта федерации.

Особый субъект РФ – край . Отличие краев от областей в том, что они содержали или содержат в своем составе автономные области и автономные округа:

· в состав Красноярского края входят Таймырский и Эвенкийский автономные округа, ранее входила Хакасская автономная область;

· в состав Хабаровского края ранее входила Еврейская автономная область;

· в состав Ставропольского края ранее входила Карачаево-Черкесская автономная область;

· в Краснодарский край ранее входила Адыгейская автономная область;

· в Алтайский край ранее входила Горно-Алтайская автономная область;

· формирующийся Пермский край будет состоять (с 01.12.2005) из объединившихся Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа;

· Приморский край был единственным краем, не имевшим в своем составе иных образований.

В связи с особым статусом Москвы – столицы РФ – и ее историческим, культурным и экономическим значением, а также аналогичной спецификой Санкт-Петербурга. Данные города являются городами федерального значения и имеют статус самостоятельных субъектов РФ.




Новая особенность федерации в России – наделение субъектов правом иметь собственное законодательство.

В целях совершенствования системы государственного управления в 2000г. в России, помимо существующих субъектов федерации, создано семь федеральных округов: Центральный, Северо-Западный; Приволжский, Уральский; Южный; Сибирский; Дальневосточный.

Федеральные округа не являются субъектами РФ и созданы для оптимизации управления в РФ. Возглавляет его полномочный представитель Президента РФ.

Читайте также: