Имеют ли право власти государства требовать посадки самолета пролетающего через его территорию

Обновлено: 30.06.2024

1. Понятие, принципы, источники международного морского права.

2. Внутренние морские воды: понятие, правовой режим.

3. Территориальные воды: понятие, порядок отсчета, правовой режим. Право мирного прохода через территориальные воды.


  1. Открытое море: понятие, свобода судоходства в открытом море, вмешательство в юрисдикцию торговых судов в открытом море.

  1. Экономическая зона: понятие, порядок отсчета, правовой режим.

  2. Континентальный шельф: понятие, порядок отсчета, правовой режим.

  3. Международные проливы и международные каналы: понятие, правовой режим.

  4. Международные организации в области освоения Мирового океана: ИМО, ИНМАРСАТ. Правовой статус, цели задачи, деятельность.

1. В каком из указанных случаев иностранное судно может быть подвергнуто досмотру:

- при наличии доказательства преступной деятельности одного из членов экипажа;

- по требованию начальника морского порта;

- если есть доказательства незаконной транспортировки оружия на данном судне;

- если один из членов экипажа совершил преступление на территории прибрежного государства.

2. В каком из указанных случаев иностранному судну может быть отказано во входе во внутренние морские воды:

- если это военное судно;

- если судно не прошло регистрацию;

- если судно терпит крушение;

- если на судне находятся лица, совершившие международное преступление;

- если судно занимается пиратством.

3. Во время стоянки в международном порту государства А. с военного судна государства Б. дезертировал один из членов экипажа. Капитан военного судна направил на берег отряд для поимки дезертира. Исполняя приказ капитана, участники отряда допрашивали местных жителей и заставляли их оказывать им помощь в поисках, применяя насильственные меры. Руководство порта обратилось к капитану судна с просьбой о возмещении ущерба пострадавшим местным жителям и о выходе судна за пределы территории государства А.


  1. Согласно п. 2 ст. 1 Конвенции "Об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов" 1952 г. "арест" означает задержание судна, осуществляемое в порядке судебного производства для обеспечения морского требования, но не включает задержание судна для исполнения судебного решения. Ссылаясь на нормы данной конвенции, таможенное судно государства А. задержало судно государства Б., находящееся в открытом море.

  1. Проводя патрулирование в территориальном море, пограничный корабль государства А., обнаружив за его пределами иностранный корабль, начал преследование, которое продолжалось в открытом море. Осуществив задержание, командир пограничного отряда приказал провести досмотр судна. В результате досмотра на иностранном корабле была обнаружена партия незаконно перевозимого оружия.

Задания к занятию 2:

- нарушение государственной границы;

- незаконный промысел на территории государства А.;

Правительство государства А. обратилось к правительству государства Б. с просьбой о возмещении ущерба.

2. В связи с введением Турцией с 1 июля 1994 г. Регламента судоходства в зоне Черноморских проливов, МИД РФ направил турецкому посольству в Москве меморандум, в котором, во-первых, указано, что российская сторона, как один из пользователей этой морской коммуникацией, полностью разделяет озабоченность Турции проблемой обеспечения безопасности судоходства и поддерживает идею принятия в этих целях соответствующих мер; во-вторых, однако, обращается внимание на то, что изданный Регламент выходит за рамки этой задачи, вводя неоправданные ограничения плавания в проливах, вплоть до полного приостановления здесь судоходства. Между тем в основе правового режима пользования Черноморскими проливами лежит принцип свободы торгового мореплавания и регулируемого (ограниченного) прохода военных кораблей, закрепленный многосторонней Конвенцией, заключенной в Монтре 20 июля 1936 г. Установление Турцией в одностороннем порядке вышеуказанных ограничительных мер, фактически представляющих собой введение разрешительного порядка прохода иностранных судов, находится в явном противоречии с названным международным договором.

Как на основе сопоставительного анализа положений Регламента и Конвенции Монтре вы могли бы обосновать позицию МИД РФ, изложенную в его меморандуме в связи с возникшей проблемой?

Вопросы для самостоятельной работы:


  1. Международный трибунал по морскому праву и международное право.

  2. Правовой статус моряка.

  3. Делимитация международных морских пространств с противолежащими и смежными побережьями.

  4. Международно-правовой статус ИМО.

  5. Международно-правовой статус ИНМАРСАТ

Вопросы для самостоятельной работы:


  1. Международно-правовой статус региональных воздушных организаций: ЕКАК, АФКАК, АСЕКНА, ЛАКАК, КОКЕСНА.

  2. Оказание помощи посредством воздушных судов.

Темы рефератов и докладов:


  1. Международно-правовой статус ИКАО.

  2. Международно-правовой статус воздушного судна и экипажа.

  1. Понятие и становление международного уголовного права. Принципы и источники международного уголовного права.

  2. Международные преступления и преступления международного характера: понятие, классификация, характеристика.

  3. Международные трибуналы.

  4. Международный Уголовный Суд: цели, задачи, порядок формирования и деятельности.

  1. Составьте запрос на выдачу Российской Федерации лица, обвиняемого в совершении одного из особо тяжких преступлений, находящегося сейчас на территории Украины.

  2. Власти иностранного государства обратились к РФ с просьбой допросить свидетеля по уголовному делу, который в настоящее время находится на территории РФ. В ходатайстве об оказании правовой помощи иностранные органы попросили перед началом допроса привести свидетеля к присяге на Библии. Текст присяги на иностранном языке, а также экземпляр Библии были приложены к ходатайству.

  1. Россия получила запрос из Узбекистана о выдаче гражданина А. Он обвинялся властями Узбекистана в совершении трех краж. В настоящее время гражданин А. отбывает наказание в исправительном учреждении в РФ за совершение других преступлений.

  1. Гражданин Азербайджана Е. был взят под стражу в 2005г., поскольку в отношении его в РФ находится запрос на выдачу его Азербайджану за дезертирство, совершенное в 1993 г. В течение 6 месяцев гражданин Е. находился под стражей, однако власти Азербайджана не прислали подтверждения своего запроса, и он был освобожден. Спустя еще полгода гражданин Е. снова был арестован на том же основании.

  1. На территории РФ находится гражданин К., разыскиваемый Международным уголовным судом по обвинению в совершении международных преступлений на территории Боснии во время вооруженного конфликта (убийство мирных жителей, геноцид). На арест К. был выдан ордер Прокурором МУС. К. обратился к РФ с просьбой предоставить ему политическое убежище. Прокурор и Председатель МУС при поддержке западноевропейских государств попросили РФ оказать содействие международному правосудию и передать К. для преследования МУС.

  1. Гражданин России И. совершал кражи на территории РФ, Украины и Беларуси. Властями Украины он был задержан на месте преступления. РФ и Беларусь обратились к властям Украины с запросами на выдачу И. Запрос РФ пришел 15 июня 2006 г., а запрос Беларуси 18 июня 2006 г.

Вопросы для самостоятельной работы:


  1. Международная уголовная ответственность физических лиц.

  2. Судопроизводство Международного уголовного суда .

  3. Выдача обвиняемых и осужденных.

  4. Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии: компетенция, источники права, основные принципы деятельности.

Темы рефератов и докладов:


  1. Институт выдачи преступников (экстрадиции) в современном международном праве.

  2. Деятельность международных уголовных трибуналов.

  3. Противодействие транснациональной организованной преступности в России: состояние и проблемы.

1. Понятие, принципы и источники международного космического права. Субъекты международного космического права.

2.Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел.

3. Международно-правовой режим космических объектов и правовое положение космонавтов.

4. Международно-правовая ответственность государств за ущерб, причиненный в результате деятельности в космосе. Основания международно-правовой ответственности.

Задания:

2. Государство А. запустило искусственный спутник, однако до орбиты он не долетел, рассыпавшись над открытым морем. В результате аварии один из обломков упал на пассажирский самолет, в результате чего он потерпел крушение. Жертвами катастрофы были признаны 50 человек, являющиеся гражданами государства А. и Н. Воздушное судно принадлежало государству А.

Решите дело в соответствии с нормами международного права.

Вопросы для самостоятельной работы:


  1. Неправительственная космическая деятельность.

  2. Международно-правовой статус международных неправительственных организаций КОСПАР и МАФ.

  3. Международно-правовой статус ЕКА.

  4. Международно-правовой статус ИНТЕЛСАТ.

Темы рефератов и докладов:


  1. Правовое регулирование деятельности на Луне и других небесных телах.

  2. Ограничения военной деятельности в космосе.

1. Понятие, принципы, источники международного экономического права. Субъекты международного экономического права.

2. Международные организации в области международного экономического сотрудничества.

3. Экономическое сотрудничество в рамках Европейского Союза. ЕС и Российская Федерация.

Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов

Подписана в Токио 14 сентября 1963 года

Государства — участники настоящей Конвенции

согласились о нижеследующем:

Глава I. Сфера применения Конвенции

Статья 1

1. Настоящая Конвенция применяется в отношении:

а) уголовных преступлений;

b) актов, которые, независимо от того, являются ли они преступлениями или нет, могут угрожать или угрожают безопасности воздушного судна либо находящихся на его борту лиц или имущества, либо актов, которые создают угрозу поддержанию должного порядка и дисциплины на борту.

3. Для целей настоящей Конвенции воздушное судно считается находящимся в полете с момента включения двигателя в целях взлета до момента окончания пробега при посадке.

4. Настоящая Конвенция не применяется к воздушным судам, используемым на военной, таможенной или полицейской службах.

Статья 2

Без ущерба для положений Статьи 4 и за исключением случаев, когда этого требует безопасность воздушного судна или находящихся на его борту лиц или имущества, никакое положение настоящей Конвенции не должно толковываться как разрешающее или предписывающее любые меры в отношении уголовных преступлений политического характера или уголовных преступлений, основанных на расовой или религиозной дискриминации.

Глава II. Юрисдикция

Статья 3

1. Государство регистрации воздушного судна правомочно осуществлять юрисдикцию в отношении преступлений и актов, совершенных на борту.

3. Настоящая Конвенция не исключает осуществления любой уголовной юрисдикции в соответствии с национальным законодательством.

Статья 4

Договаривающееся государство, не являющееся государством регистрации, не может чинить препятствий воздушному судну, находящемуся в полете, в целях осуществления своей уголовной юрисдикции в отношении преступления, совершенного на борту, за исключением следующих случаев:

а) преступление имеет последствия на территории такого государства;

b) преступление совершено гражданином или в отношении гражданина такого государства либо лицом, постоянно проживающим в таком государстве, или в отношении такого лица;

с) преступление направлено против безопасности такого государства;

d) преступление заключается в нарушении действующих в таком государстве любых правил или регламентов, относящихся к полету или маневрированию воздушных судов;

е) осуществление юрисдикции необходимо для обеспечения выполнения любого обязательства такого государства по многостороннему международному соглашению.

Глава III. Полномочия командира воздушного судна

Статья 5

1. Положения настоящей Главы не применяются в отношении преступлений и актов, совершенных или подготовленных к совершению лицом на борту воздушного судна, находящегося в полете в воздушном пространстве государства регистрации либо над открытым морем или любым другим районом вне территории любого государства, если последний пункт взлета или следующий пункт намеченной посадки не располагается в государстве ином, чем государство регистрации, или если воздушное судно не продолжает полет в воздушном пространстве государства иного, чем государство регистрации, и такое лицо все еще находится на борту.

2. Несмотря на положения пункта 3 Статьи 1, воздушное судно для целей настоящей Главы считается находящимся в полете в любое время с момента закрытия всех его внешних дверей после посадки до момента открытия любой из таких дверей для высадки. В случае вынужденной посадки положения настоящей Главы продолжают применяться в отношении преступлений и актов, совершенных на борту, до тех пор, пока компетентные органы государства не примут на себя ответственность за воздушное судно, а также за лиц и имущество, находящихся на борту.

Статья 6

1. Командир воздушного судна, если он имеет достаточные основания полагать, что лицо совершило или готовится совершить на борту воздушного судна преступление или акты, предусмотренные в пункте 1 Статьи 1, может применить к такому лицу разумные меры, включая ограничительные меры, которые необходимы для:

а) обеспечения безопасности воздушного судна либо находящихся на нем лиц или имущества; или

b) поддержания должного порядка и дисциплины на борту; или

с) предоставления ему возможности передать такое лицо компетентным органам или высадить его в соответствии с положениями настоящей Главы.

2. Командир воздушного судна может требовать или разрешать помощь других членов экипажа и может просить или разрешать, но не требовать помощи пассажиров для применения ограничительных мер к любому лицу, к которому он имеет право применить такие меры. Любой член экипажа или пассажир может также предпринять разумные превентивные меры без такого решения, если он имеет достаточные основания полагать, что такие меры необходимо предпринять немедленно для обеспечения безопасности воздушного судна либо находящихся на нем лиц или имущества.

Статья 7

1. Ограничительные меры, примененные к лицу в соответствии со Статьей 6, не применяются за пределами любого пункта, в котором воздушное судно совершает посадку, за исключением случаев, когда:

2. Командир воздушного судна, на борту которого находится лицо, в отношении которого были применены ограничительные меры в соответствии с положением Статьи 6, в возможно короткий срок и по возможности до посадки на территории какого-либо государства уведомляет полномочные органы этого государства о том, что на борту находится лицо, к которому применены ограничительные меры, и о причинах применения к нему таких мер.

Статья 8

2. Командир воздушного судна уведомляет полномочные органы государства, в котором он высаживает любое лицо в соответствии с настоящей Статьей, о факте и причинах такой высадки.

Статья 9

1. Командир воздушного судна может передать компетентным органам любого Договаривающегося государства, на территории которого воздушное судно совершает посадку, любое лицо, в отношении которого он имеет достаточные основания полагать, что оно совершило на борту воздушного судна акт, который, по его мнению, является тяжким преступлением согласно уголовному законодательству государства регистрации воздушного судна.

2. Командир воздушного судна в возможно короткий срок и по возможности до посадки на территории Договаривающегося государства с лицом на борту, которое командир воздушного судна намеревается передать в соответствии с предыдущим пунктом, уведомляет полномочные органы такого государства о своем намерении передать такое лицо и о причинах передачи.

3. Командир воздушного судна предоставляет полномочным органам, которым в соответствии с положениями настоящей Статьи передается всякий предполагаемый преступник, доказательства и сведения, которыми он в соответствии с законодательством государства регистрации воздушного судна располагает на законном основании.

Статья 10

За действия, предпринятые в соответствии с настоящей Конвенцией, командир воздушного судна, любой другой член экипажа, пассажир, владелец или эксплуатант воздушного судна, лицо, от имени которого совершался полет, не несут ответственности ни при каком судебном разбирательстве по поводу обращения с лицом, в отношении которого были предприняты такие действия. Глава IV. Незаконный захват воздушного судна

Статья 11

1. Если находящееся на борту лицо с помощью силы или угрозы силой незаконно совершает акт вмешательства, захвата или другого незаконного осуществления контроля над воздушным судном в полете или если оно готовит к совершению такой акт, Договаривающиеся государства принимают все надлежащие меры для восстановления контроля законного командира над воздушным судном или для сохранения за ним контроля над воздушным судном.

2. В случаях, предусмотренных предыдущим пунктом, Договаривающееся государство, в котором воздушное судно совершает посадку, в возможно короткий срок разрешает его пассажирам и экипажу продолжить полет и возвращает воздушное судно и его груз их законным владельцам.

Глава V. Права и обязанности государств

Статья 12

Статья 13

1. Любое Договаривающееся государство принимает любое лицо, которое командир воздушного судна передает в соответствии с пунктом 1 Статьи 9.

2. Убедившись, что того требуют обстоятельства, любое Договаривающееся государство заключает под стражу или принимает другие меры, обеспечивающие присутствие любого лица, подозреваемого в совершении акта, предусмотренного в пункте 1 Статьи 11, и любого лица, которое им было принято. Заключение под стражу и другие меры осуществляются в соответствии с законодательством этого государства, но могут продолжаться только в течение времени, необходимого для начала уголовного производства или производства о выдаче.

3. Любому лицу, находящемуся под стражей в соответствии с предыдущим пунктом, оказывается содействие в немедленном установлении контакта с ближайшим соответствующим представителем государства, гражданином которого оно является.

4. Любое Договаривающееся государство, которому передано лицо в соответствии с пунктом 1 Статьи 9 или на территории которого воздушное судно совершает посадку после совершения акта, предусмотренного в пункте 1 Статьи 11, немедленно производит предварительное расследование фактов.

5. Когда государство, согласно положениям настоящей Статьи, заключает лицо под стражу, оно немедленно уведомляет государство регистрации воздушного судна и государство гражданства задержанного лица и, если оно сочтет это целесообразным, любое другое заинтересованное государство о факте содержания такого лица под стражей и об обстоятельствах, послуживших основанием для его задержания. Государство, которое производит предварительное расследование, предусмотренное пунктом 4 настоящей Статьи, незамедлительно сообщает о полученных им данных вышеупомянутым государствам и указывает, намерено ли оно осуществить свою юрисдикцию.

Статья 14

1. Если любое лицо было высажено в соответствии с пунктом 1 Статьи 8, или передано в соответствии с пунктом 1 Статьи 9, или высажено после совершения акта, предусмотренного в пункте 1 Статьи 11, и если такое лицо не может или не желает продолжить свой полет и государство посадки отказывается принять его, такое государство может, если лицо, о котором идет речь, не является его гражданином или лицом, постоянно проживающим в этом государстве, возвратить его на территорию государства, гражданином которого оно является или в котором постоянно проживает, или на территорию государства, в котором оно начало свой полет.

2. Высадка, передача, заключение под стражу или другие меры, предусмотренные в пункте 2 Статьи 13, а также возвращение указанного лица не рассматриваются как допуск на территорию соответствующего государства по его законодательству, касающемуся въезда или допуска лиц, и ничто в настоящей Конвенции не влияет на законодательство Договаривающегося государства, касающееся высылки лиц с его территории.

Статья 15

1. Без ущерба для Статьи 14 любое лицо, которое было высажено в соответствии с пунктом 1 Статьи 8, или передано в соответствии с пунктом 1 Статьи 9, или высажено после совершения акта, предусмотренного в пункте 1 Статьи 11, и которое желает продолжить свой полет, может в возможно короткий срок продолжить полет в любой пункт по своему выбору, если только его присутствие не требуется по законодательству государства посадки для целей производства о выдаче или уголовного производства.

2. Без ущерба для его законодательства, касающегося въезда и допуска на его территорию, выдачи или высылки с его территории, Договаривающееся государство, на территории которого лицо было высажено в соответствии с пунктом 1 Статьи 8, или передано в соответствии с пунктом 1 Статьи 9, или высадилось и подозревается в совершении акта, предусмотренного в пункте 1 Статьи 11, обращается с таким лицом в целях его защиты и безопасности не менее благожелательно, чем с гражданами такого Договаривающегося государства в подобных обстоятельствах.

Глава VI. Прочие положения

Статья 16

2. Без ущерба для положений предыдущего пункта ничто в настоящей Конвенции не считается обязывающим осуществлять выдачу.

Статья 17

При осуществлении любых мер по расследованию или аресту либо при осуществлении юрисдикции иным образом в связи с любым преступлением, совершенным на борту воздушного судна, Договаривающиеся государства обращают должное внимание на безопасность и другие интересы аэронавигации и действуют таким образом, чтобы избежать необоснованной задержки воздушного судна, пассажиров, экипажа или груза.

Статья 18

Глава VII. Заключительные положения

Статья 19

До даты вступления в силу настоящей Конвенции в соответствии с положениями Статьи 21 она остается открытой для подписания от имени любого государства, которое на эту дату является членом Организации Объединенных Наций либо любого из ее специализированных учреждений.

Статья 20

1. Настоящая Конвенция подлежит ратификации подписавшими ее государствами в соответствии с их конституционными процедурами.

2. Ратификационные грамоты сдаются на хранение Международной организации гражданской авиации.

Статья 21

1. После того как двенадцать государств, подписавших настоящую Конвенцию, сдадут на хранение свои ратификационные грамоты, она вступит в силу для них на девяностый день со дня сдачи на хранение двенадцатой ратификационной грамоты. Для каждого государства, ратифицирующего ее позднее, она вступает в силу на девяностый день после сдачи на хранение ратификационной грамоты данного государства.

2. После вступления в силу настоящей Конвенции она регистрируется у Генерального секретаря Организации Объединенных Наций Международной организацией гражданской авиации.

Статья 22

1. После вступления в силу настоящей Конвенции она остается открытой для присоединения любого государства — члена Организации Объединенных Наций или любого из ее специализированных учреждений.

2. Присоединение государства производится путем сдачи на хранение документа о присоединении Международной организации гражданской авиации и вступает в силу на девяностый день после даты такой сдачи на хранение.

Статья 23

1. Любое Договаривающееся государство может отказаться от участия в настоящей Конвенции путем уведомления об этом Международной организации гражданской авиации.

2. Отказ от участия в Конвенции вступает в силу через шесть месяцев после даты получения Международной организацией гражданской авиации уведомления об отказе от участия.

Статья 24

1. Любой спор между двумя или более Договаривающимися государствами, касающийся толкования или применения настоящей Конвенции, который не может быть урегулирован путем переговоров, по просьбе одного из них передается на арбитраж. Если в течение шести месяцев со дня просьбы об арбитраже Стороны не смогут прийти к соглашению по вопросу об организации арбитража, по просьбе любой из этих Сторон спор может быть передан в Международный Суд в соответствии со Статутом Суда.

2. Каждое государство может при подписании или ратификации настоящей Конвенции или при присоединении к ней сделать заявление о том, что оно не считает себя связанным положениями предыдущего пункта. Другие Договаривающиеся государства не являются связанными положениями предыдущего пункта во взаимоотношениях с любым Договаривающимся государством, сделавшим такую оговорку.

3. Любое Договаривающееся государство, сделавшее оговорку в соответствии с предыдущим пунктом, может в любое время снять эту оговорку путем уведомления Международной организации гражданской авиации.

Статья 25

За исключением предусмотренного в Статье 24, никакие оговорки не могут быть сделаны к настоящей Конвенции.

Статья 26

Международная организация гражданской авиации уведомляет все государства, которые являются членами Организации Объединенных Наций или любого из ее специализированных учреждений:

а) о каждом подписании настоящей Конвенции и о дате подписания;

b) о сдаче на хранение каждой ратификационной грамоты или документа о присоединении и о дате такой сдачи на хранение;

с) о дате вступления в силу настоящей Конвенции в соответствии с пунктом 1 Статьи 21;

d) о получении каждого уведомления об отказе от участия и дате его получения; и

е) о получении любого заявления или уведомления, сделанного в соответствии со Статьей 24, и дате его получения.

В удостоверение чего нижеподписавшиеся представители, должным образом уполномоченные, подписали настоящую Конвенцию.

Совершено в Токио четырнадцатого сентября одна тысяча девятьсот шестьдесят третьего года в трех экземплярах, составленных на английском, испанском и французском языках, причем все тексты являются аутентичными.

Настоящая Конвенция сдается на хранение Международной организации гражданской авиации, в которой она в соответствии со Статьей 19 остается открытой для подписания, и упомянутая Организация направляет заверенные экземпляры Конвенции всем государствам, которые являются членами Организации Объединенных Наций или любого из ее специализированных учреждений.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЮРИСТА

Основанием допуска иностранных воздушных судов на тер­риторию определенного государства, т. е. осуществления меж­дународных полетов, является международный договор либо специальное разрешение. Государство устанавливает порядок пересечения иностранными воздушными судами своей грани­цы, регулирует в пределах своего воздушного пространства все воздушные передвижения, осуществляет в отношении иностран­ных воздушных судов и их экипажей административную, уго­ловную юрисдикцию, реализует нормы, регулирующие между­народные полеты.

Чикагской конвенцией 1944 г. установлен наиболее общий круг норм, которые распространяются на международные воз­душные полеты в пределах государственной территории. Это законы и правила: касающиеся допуска иностранных воздуш­ных судов в воздушное пространство государства; касающиеся порядка и условий навигации воздушных судов, осуществляю­щих международные полеты по установленным государством воздушным трассам; связанные с вылетом воздушных судов за пределы территории иностранного государства. Так, согласно Закону о Государственной границе РФ от 1 апреля 1993 г. воз­душные суда пересекают государственную границу по специально выделенным воздушным коридорам пролета с соблюде­нием правил, устанавливаемых Правительством РФ и публи­куемых в документах аэронавигационной информации. Пересе­чение государственной границы вне выделенных воздушных коридоров, кроме случаев ее вынужденного пересечения (вы­нужденный влет), допускается только по разрешению Прави­тельства РФ.

Воздушным судам при следовании от государственной гра­ницы до пунктов пропуска через государственную границу и обратно, а также при транзитном пролете через воздушное про­странство России запрещаются как посадка, так и вылет из аэропортов, не открытых Правительством для международных полетов. Запрещается залет в запретные для полетов районы. В случае вынужденного пересечения государственной границы (несчастный случай, авария, стихийное бедствие) командир воз­душного судна обязан немедленно сообщить об этом админист­рации ближайшего российского аэропорта и в дальнейшем следо­вать ее указаниям или указаниям воздушного судна РФ, при­бывшего для оказания помощи или выяснения обстоятельств случившегося.

Заключение международного договора или выдача специ­ального разрешения, предоставляющего право полета в преде­лах воздушного пространства государства, требует выполнения определенных условий, содержащихся как в международных договорах, так и в национальных законах. К таким условиям, независимо от категории полета, относятся: особый порядок пересечения государственных воздушных границ (пересечение границы в специально выделенных воздушных коридорах под контролем органов управления воздушного движения и на вы­сотах, специально определенных для таких полетов); правила посадки в определенном аэропорту с прохождением таможен­ного и иного контроля; выполнение в аэропортах административных предписаний; осуществление досмотра воздушных су­дов; обязательное наличие на борту воздушного судна необхо­димой документации и т. д.

Таким образом, согласие государства на международные воздушные полеты над его территорией не дает иностранным воздушным судам права на свободу передвижения в пределах этой территории. Правила, установленные государством для влета на его территорию, передвижения в его воздушном про­странстве по специальным трассам, вылета за пределы терри­тории государства, должны строго соблюдаться.

В то же время государства исходят из того, что их полный и исключительный суверенитет над своим воздушным простран­ством не препятствует сотрудничеству для решения согласо­ванных задач.

24 марта 1992 г. Россия, Франция, ФРГ, Великобритания, Украина и другие европейские государства, а также США и Канада подписали Договор по открытому небу.

Режим открытого неба устанавливается для проведения наблюдательных полетов над территорией государств-участни­ков с использованием невооруженных самолетов, зарегистри­рованных соответствующими органами государства-участника и оборудованных предусмотренной аппаратурой наблюдения. Полет осуществляется в соответствии с планом полета, содер­жание которого указывается ИКАО и представляется органам управления воздушным движением с учетом фиксированных аэродромов, где начинается или заканчивается наблюдатель­ный полет. Договором установлены квоты — количество наблю­дательных полетов, установленное для каждого участника со­глашения. Наблюдательные полеты имеют приоритет по отно­шению к любым регулярным воздушным полетам. Данные, по­лученные аппаратурой наблюдения, представляются всем уча­стникам соглашения. Вопросы, связанные с соблюдением поло­жений Договора, рассматриваются Консультативной комиссией по открытому небу, состоящей из представителей каждого го­сударства-участника.

Государствами, образовавшими Содружество Независимых Государств, в конце 1991 г. заключено Соглашение о граждан­ской авиации и об использовании воздушного пространства. Его участники подтвердили полный и исключительный суверени­тет каждого государства над своим воздушным пространством, установили, что разработка правил его использования, контроль за их соблюдением, организация единого управления воздуш­ным движением находятся в сфере совместного ведения и регулирования. Практическую реализацию Соглашения призван осуществить постоянно действующий орган — Межгосударст­венный авиационный комитет.

Тема 12. Международное морское право.

Занятие 1.

1. Понятие, принципы, источники международного морского права.

2. Внутренние морские воды: понятие, правовой режим.

3. Территориальные воды: понятие, порядок отсчета, правовой режим. Право мирного прохода через территориальные воды.


  1. Открытое море: понятие, свобода судоходства в открытом море, вмешательство в юрисдикцию торговых судов в открытом море.

  1. Экономическая зона: понятие, порядок отсчета, правовой режим.

  2. Континентальный шельф: понятие, порядок отсчета, правовой режим.

  3. Международные проливы и международные каналы: понятие, правовой режим.

  4. Международные организации в области освоения Мирового океана: ИМО, ИНМАРСАТ. Правовой статус, цели задачи, деятельность.

1. В каком из указанных случаев иностранное судно может быть подвергнуто досмотру:

- при наличии доказательства преступной деятельности одного из членов экипажа;

- по требованию начальника морского порта;

- если есть доказательства незаконной транспортировки оружия на данном судне;

- если один из членов экипажа совершил преступление на территории прибрежного государства.

2. В каком из указанных случаев иностранному судну может быть отказано во входе во внутренние морские воды:

- если это военное судно;

- если судно не прошло регистрацию;

- если судно терпит крушение;

- если на судне находятся лица, совершившие международное преступление;

- если судно занимается пиратством.

3. Во время стоянки в международном порту государства А. с военного судна государства Б. дезертировал один из членов экипажа. Капитан военного судна направил на берег отряд для поимки дезертира. Исполняя приказ капитана, участники отряда допрашивали местных жителей и заставляли их оказывать им помощь в поисках, применяя насильственные меры. Руководство порта обратилось к капитану судна с просьбой о возмещении ущерба пострадавшим местным жителям и о выходе судна за пределы территории государства А.


  1. Согласно п. 2 ст. 1 Конвенции "Об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов" 1952 г. "арест" означает задержание судна, осуществляемое в порядке судебного производства для обеспечения морского требования, но не включает задержание судна для исполнения судебного решения. Ссылаясь на нормы данной конвенции, таможенное судно государства А. задержало судно государства Б., находящееся в открытом море.

  1. Проводя патрулирование в территориальном море, пограничный корабль государства А., обнаружив за его пределами иностранный корабль, начал преследование, которое продолжалось в открытом море. Осуществив задержание, командир пограничного отряда приказал провести досмотр судна. В результате досмотра на иностранном корабле была обнаружена партия незаконно перевозимого оружия.

Задания к занятию 2:

- нарушение государственной границы;

- незаконный промысел на территории государства А.;

Правительство государства А. обратилось к правительству государства Б. с просьбой о возмещении ущерба.

2. В связи с введением Турцией с 1 июля 1994 г. Регламента судоходства в зоне Черноморских проливов, МИД РФ направил турецкому посольству в Москве меморандум, в котором, во-первых, указано, что российская сторона, как один из пользователей этой морской коммуникацией, полностью разделяет озабоченность Турции проблемой обеспечения безопасности судоходства и поддерживает идею принятия в этих целях соответствующих мер; во-вторых, однако, обращается внимание на то, что изданный Регламент выходит за рамки этой задачи, вводя неоправданные ограничения плавания в проливах, вплоть до полного приостановления здесь судоходства. Между тем в основе правового режима пользования Черноморскими проливами лежит принцип свободы торгового мореплавания и регулируемого (ограниченного) прохода военных кораблей, закрепленный многосторонней Конвенцией, заключенной в Монтре 20 июля 1936 г. Установление Турцией в одностороннем порядке вышеуказанных ограничительных мер, фактически представляющих собой введение разрешительного порядка прохода иностранных судов, находится в явном противоречии с названным международным договором.

Как на основе сопоставительного анализа положений Регламента и Конвенции Монтре вы могли бы обосновать позицию МИД РФ, изложенную в его меморандуме в связи с возникшей проблемой?

Вопросы для самостоятельной работы:


  1. Международный трибунал по морскому праву и международное право.

  2. Правовой статус моряка.

  3. Делимитация международных морских пространств с противолежащими и смежными побережьями.

  4. Международно-правовой статус ИМО.

  5. Международно-правовой статус ИНМАРСАТ

Вопросы для самостоятельной работы:


  1. Международно-правовой статус региональных воздушных организаций: ЕКАК, АФКАК, АСЕКНА, ЛАКАК, КОКЕСНА.

  2. Оказание помощи посредством воздушных судов.

Темы рефератов и докладов:


  1. Международно-правовой статус ИКАО.

  2. Международно-правовой статус воздушного судна и экипажа.

  1. Понятие и становление международного уголовного права. Принципы и источники международного уголовного права.

  2. Международные преступления и преступления международного характера: понятие, классификация, характеристика.

  3. Международные трибуналы.

  4. Международный Уголовный Суд: цели, задачи, порядок формирования и деятельности.

  1. Составьте запрос на выдачу Российской Федерации лица, обвиняемого в совершении одного из особо тяжких преступлений, находящегося сейчас на территории Украины.

  2. Власти иностранного государства обратились к РФ с просьбой допросить свидетеля по уголовному делу, который в настоящее время находится на территории РФ. В ходатайстве об оказании правовой помощи иностранные органы попросили перед началом допроса привести свидетеля к присяге на Библии. Текст присяги на иностранном языке, а также экземпляр Библии были приложены к ходатайству.

  1. Россия получила запрос из Узбекистана о выдаче гражданина А. Он обвинялся властями Узбекистана в совершении трех краж. В настоящее время гражданин А. отбывает наказание в исправительном учреждении в РФ за совершение других преступлений.

  1. Гражданин Азербайджана Е. был взят под стражу в 2005г., поскольку в отношении его в РФ находится запрос на выдачу его Азербайджану за дезертирство, совершенное в 1993 г. В течение 6 месяцев гражданин Е. находился под стражей, однако власти Азербайджана не прислали подтверждения своего запроса, и он был освобожден. Спустя еще полгода гражданин Е. снова был арестован на том же основании.

  1. На территории РФ находится гражданин К., разыскиваемый Международным уголовным судом по обвинению в совершении международных преступлений на территории Боснии во время вооруженного конфликта (убийство мирных жителей, геноцид). На арест К. был выдан ордер Прокурором МУС. К. обратился к РФ с просьбой предоставить ему политическое убежище. Прокурор и Председатель МУС при поддержке западноевропейских государств попросили РФ оказать содействие международному правосудию и передать К. для преследования МУС.

  1. Гражданин России И. совершал кражи на территории РФ, Украины и Беларуси. Властями Украины он был задержан на месте преступления. РФ и Беларусь обратились к властям Украины с запросами на выдачу И. Запрос РФ пришел 15 июня 2006 г., а запрос Беларуси 18 июня 2006 г.

Вопросы для самостоятельной работы:


  1. Международная уголовная ответственность физических лиц.

  2. Судопроизводство Международного уголовного суда .

  3. Выдача обвиняемых и осужденных.

  4. Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии: компетенция, источники права, основные принципы деятельности.

Темы рефератов и докладов:


  1. Институт выдачи преступников (экстрадиции) в современном международном праве.

  2. Деятельность международных уголовных трибуналов.

  3. Противодействие транснациональной организованной преступности в России: состояние и проблемы.

1. Понятие, принципы и источники международного космического права. Субъекты международного космического права.

2.Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел.

3. Международно-правовой режим космических объектов и правовое положение космонавтов.

4. Международно-правовая ответственность государств за ущерб, причиненный в результате деятельности в космосе. Основания международно-правовой ответственности.

Задания:

2. Государство А. запустило искусственный спутник, однако до орбиты он не долетел, рассыпавшись над открытым морем. В результате аварии один из обломков упал на пассажирский самолет, в результате чего он потерпел крушение. Жертвами катастрофы были признаны 50 человек, являющиеся гражданами государства А. и Н. Воздушное судно принадлежало государству А.

Решите дело в соответствии с нормами международного права.

Вопросы для самостоятельной работы:


  1. Неправительственная космическая деятельность.

  2. Международно-правовой статус международных неправительственных организаций КОСПАР и МАФ.

  3. Международно-правовой статус ЕКА.

  4. Международно-правовой статус ИНТЕЛСАТ.

Темы рефератов и докладов:


  1. Правовое регулирование деятельности на Луне и других небесных телах.

  2. Ограничения военной деятельности в космосе.

1. Понятие, принципы, источники международного экономического права. Субъекты международного экономического права.

2. Международные организации в области международного экономического сотрудничества.

3. Экономическое сотрудничество в рамках Европейского Союза. ЕС и Российская Федерация.


  1. Сформулируйте содержание принципа наибольшего благоприятствования. Как он соотносится с принципами общего международного права?

  2. Приведите примеры региональных международных экономических организаций.

  3. На постсоветском пространстве образовано несколько международных экономических организаций, ставящих своей целью создание общего рынка. РФ участвует и в ЕЭП, и в ЕврАзЭС.

- по целям создания и деятельности;

- по принципам деятельности;

- по способам достижения поставленных целей;

- по международным договорам, лежащим в основе создания?

Могут ли ЕЭП и ЕврАзЭС стать участниками ВТО по аналогии с ЕС?


  1. Вступление государства в ВТО предполагает выполнение комплекса мероприятий, важное место в которых отводится приведению национального законодательства в соответствие с требованиями и договорами ВТО. Государства должны полностью пересмотреть свое законодательство в области применения тарифных и нетарифных способов регулирования торговли, таможенных процедур, инвестиционного регулирования, интеллектуальной собственности.

  1. Государство осуществляет поддержку сельского хозяйства на своей территории путем выделения беспроцентных ссуд для закупки техники производителям. Государство желает вступить в ВТО. Одним из условий вступления государства-участники ВТО поставили отмену субсидирования как противоречащего принципам ВТО и международного экономического права.

  1. Президент Венесуэлы Уго Чавес объявил о проведении национализации нефтедобывающей отрасли на территории государства. Все объекты были переданы в собственность государства.

Вопросы для самостоятельной работы:


  1. Международно-правовой статус МБРР.

  2. Международно-правовой статус МВФ.

  1. Экономическое сотрудничество в рамках Содружества Независимых Государств: международные экономические соглашения СНГ, экономические органы СНГ.

  2. Роль ЮНКТАД в развитии международного экономического права?

Если изобретут лекарство, изобретут и болезнь. Лешек Кумор
ещё >>

Читайте также: