Имеют ли право тестировать детей при поступлении в школу
Обновлено: 07.07.2024
Когда дошкольник выходит на финишную прямую перед поступлением в первый класс, у родителей существенно прибавляется забот. Задолго до долгожданного события мамы и папы начинают готовить малыша к взрослой, школьной жизни, стараются приучать его к соблюдению режима, самостоятельности и, конечно же, стремятся подготовить ребенка к поступлению в первый класс. Каковы же требования и вступительные тесты при поступлении в школу выдвигаются для детей 6-7 лет, рассмотрим в материалах этой статьи.
§ Основные требования к зачислению в первый класс
Зачисление первоклассников в начальную школу проводится без конкурса. По достижении 7-ми летнего возраста, при отсутствии нервных расстройств и серьезных заболеваний, мешающих процессу обучения в детском коллективе, ребенок автоматически зачисляется в первый класс ближайшей районной или выбранной по собственному желанию родителей школы.
Тем не менее, родители должны быть готовы к тому, что перед зачислением в начальную школу с ребенком будут общаться педагоги и психологи.
Каждому будущему первокласснику будут предложены посильные тесты, заданы вопросы, по результатам которых можно будет судить, созрел ли малыш для вступления в школьные своды или ему еще стоит побыть в дошкольном учреждении.
Если школьная комиссия предлагает вашему ребенку на год остаться в детском саду, не стоит переживать по этому поводу. Это не означает, что ваш ребенок отстает в развитии от своих сверстников, просто, возможно, он еще морально и психически не готов к новому этапу своей жизни. За год он окрепнет, наберется сил, и учеба будет даваться ему легко, чем если бы он приступил к обучению в школе в текущем году.
§ Тестирование по состоянию здоровья
Тестирование детей по состоянию здоровья – ни что иное как медкомиссия. По ее результатам будет оценено физическое и соматическое здоровье ребенка, и выявлено к какой группе здоровья относится малыш. К тому же, медицинское заключение является необходимым документом для поступления в начальную школу.
Медкомиссию проходят в районных поликлиниках или непосредственно в детских садах. Для выпускных групп приглашаются профильные специалисты, которые осматривают детей, оценивают состояние их здоровья и выписывают соответствующие заключения. Вариант с прохождением медкомиссии в детском саду существенно бережет время и нервы и родителей, и детей.
Осмотр профильных специалистов может проводиться и непосредственно перед сентябрем, и за полгода до начала учебного года. Во втором случае ребенку не придется сразу сдавать анализы, это нужно будет сделать не раньше, чем за месяц до начала занятий.
Перед поступлением в школу ребенку необходимо получить заключение следующих специалистов:
- хирург-ортопед (он определит состояние позвоночника, выявит возможные нарушения осанки и даст рекомендации);
- окулист (определит остроту зрения ребенка, выявит возможные нарушения и даст рекомендации);
- отоларинголог (оценит состояние слуха и носоглотки ребенка); (оценивает правильность прикуса, наличие кариеса, дает рекомендации по поводу лечения);
- кардиолог (оценивает физическое и эмоциональное развитие, способность выдерживать нагрузки);
- логопед(определяет умение выговаривать все звуки, формирование речевого аппарата);
- невропатолог (оценивает нервно-психическое состояние ребенка);
- гинеколог (для девочек).
Направления на сдачу лабораторных анализов (соскоб на энтеробиоз, общие анализы крови и мочи) отдают родителям детей, и они сдают анализы самостоятельно в поликлинике. Результаты вклеиваются или вписываются в медицинскую карту.
§ Тестирование интеллектуальных способностей
Здесь сразу надо сказать, что школьные тесты для первоклассников на интеллектуальные способности ни в коем образе не являются показателем отставания в развитии малыша. Оценочная шкала носит рекомендательный характер, и решение о том, готов ли ребенок к школьному обучению или нет, принимается на основании общего мнения о ребенке.
Возможно, что во время собеседования с учителями, малыш испугается, разволнуется или начнет стесняться, поэтому во время тестирования с ним должны находиться родные близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка. Они смогут приободрить ребенка, поддержать его и даже натолкнуть на мысль, если ребенок растеряется.
Тестирование будущих первоклассников необходимо для того, чтобы познакомились дети и учителя, чтобы педагоги ориентировались на уже полученные знания детей и могли скорректировать учебную программу.
Родители должны понимать, что подобного рода тестирования и собеседования никак не нарушают действующее законодательство и не ущемляют права ребенка.
Тестирование интеллектуальных способностей должно быть направлено на определение уровня психического и морального развития ребенка, его логики, способности выражать свои мысли, составлять рассказы по предложенным картинкам.
Учитель оценивает, насколько внимателен ребенок, умеет ли он выделить в рассказе главные и второстепенные вещи, может ли составить или решить простую задачу, как держит ручку, знает ли буквы, умеет ли соединять слоги, читать.
§ Тесты для будущих первоклассников
Для собеседования будет выбран класс, по времени общение учителя с ребенком займет около 15-20 минут. Ребенку будет предложено несколько заданий различной тематики (на логику, мышление, математику и грамматику, и другие тесты), будет задано несколько вопросов.
В этом разделе мы приведем несколько тематических тестов для подготовки ребенка к началу обучения к школе. Повторимся, что все тесты носят рекомендательный характер и не являются показателем к зачислению или не зачислению малыша в школу.
✍ Тест №1 – Общие сведения
Ребенок должен уметь связно рассказать о себе, используя вопросы учителя.
- Назвать свое имя и фамилию
- Назвать свою полную дату рождения
- Назвать полный домашний адрес (улицу, город, область, страну)
- Назвать полные имена родителей, их возраст, сферу деятельности
- Назвать братьев и сестер, если такие есть, их возраст, и род деятельности (школьники, дошкольники и т.д.)
✍ Тест №2 – Общие знания
Вопросы этого теста позволяют учителю оценить общий уровень знаний ребенка. За каждый правильный ответ ребенку засчитывается 2 бала, за неполный ответ – 1 бал. За неправильный ответ балы не засчитываются.
- Назвать дни недели, месяцы, времена года, или выборочно месяцы конкретного времени года, части суток.
- Назвать по 5 имен мальчиков и девочек (отдельно).
- Назвать известные ребенку музыкальные инструменты.
- Назвать по 5 диких и домашних животных (отдельно).
- Назвать по 5 диких и домашних птиц (отдельно).
- Назвать по 5 названий деревьев, кустарников, грибов.
- Назвать по 5 комнатных и уличных цветов.
Оценивание результатов: 10-14 баллов – отличный результат. 6-9 баллов – хороший результат, 2-5 баллов – удовлетворительный результат, менее 2 балов – неудовлетворительный результат. Учитель даст родителям детей соответствующие рекомендации, объяснит, над чем им следует поработать.
✍ Тест №3 – Математические знания и ориентация в пространстве
Вопросы этого теста позволяют учителю оценить уровень математических знаний ребенка и то, как он умеет ориентироваться в пространстве. За каждый правильный ответ ребенку засчитывается 2 бала, за неполный ответ – 1 бал. За неправильный ответ балы не засчитываются.
- Посчитать от одного до десяти и назад.
- Назвать по порядку четные цифры от нуля до десяти и назад.
- Назвать по порядку нечетные цифры от единицы до девяти и назад.
- Уметь определять числа-соседи.
- Уметь определять состав числа.
- Уметь определять геометрические фигуры, сравнивать предметы по форме, цвету, величине, количеству и прочее.
- Уметь выполнять простые арифметические действия с числами.
- Понимать и уметь показать направления сторон (право, лево, верх, низ).
- Понимать и уметь ориентироваться во времени (утро, день, вечер, ночь).
- Понимать и уметь ориентироваться во временах года (зима, весна, лето, осень).
Оценивание результатов: 15-20 баллов – отличный результат. 10-15 баллов – хороший результат, 5-10 баллов – удовлетворительный результат, менее 5 балов – неудовлетворительный результат. По результатам тестирования учитель даст родителям детей соответствующие рекомендации, объяснит, над чем им следует поработать.
✍ Тест №4 – Грамота и развитие речи
Вопросы этого теста позволяют учителю оценить уровень развития речи ребенка и его грамматические знания. За каждый правильный ответ ребенку засчитывается 2 бала, за неполный ответ – 1 бал. За неправильный ответ балы не засчитываются.
- Уметь отличать гласные звуки от согласных.
- Уметь отличать твердые от мягких звуков.
- Уметь определять количество звуков в слове.
- Уметь составлять простые предложения с заданным словом.
- Рассказать стихотворение.
- Уметь пересказать простой текст, рассказ, сказку.
- Уметь подбирать синонимы к заданному слову.
- Уметь подбирать антонимы к заданному слову.
- Понимать, и уметь отличать понятия «высокий-выше-самый высокий и другие варианты.
- Уметь группировать предметы по общим признакам.
Оценивание результатов: 15-20 баллов – отличный результат. 10-15 баллов – хороший результат, 5-10 баллов – удовлетворительный результат, менее 5 балов – неудовлетворительный результат. По результатам тестирования учитель даст родителям детей соответствующие рекомендации, объяснит, над чем им следует поработать.
✍ Тест №5 – Логика и внимание
Вопросы этого теста позволяют учителю оценить уровень развития внимания и логики у ребенка. За каждый правильный ответ ребенку засчитывается 2 бала, за неполный ответ – 1 бал. За неправильный ответ балы не засчитываются.
- Уметь выбрать лишний предмет из общего количества предложенных и объяснить свой выбор.
- Найти отличия на предложенных картинках.
- Выполнить определенную последовательность из 3-5 действий, которую предложит учитель (например, взять карандаш из пенала, нарисовать окружность, отнести лист на стол, карандаш положить в пенал).
- Уметь объяснять простые явления (например, почему снег тает в комнате).
Вопросы на логику и внимание можно найти самостоятельно и основательно подготовиться с ребенком к предстоящему тестированию.
По результатам всех тестов учитель определит уровень подготовки ребенка к началу обучения и при необходимости даст родителям полезные рекомендации. Скорость чтения во многих школах не проверяется, достаточно того, чтобы ребенок знал буквы и умел сливать слоги.
§ Методические рекомендации родителям будущих первоклассников или как подготовится к тестированию
Для поступления в первый класс ребенок должен уметь связно высказывать свои мысли, ориентироваться в пространстве и времени, обладать элементарными знаниями по математике (сложить числа, назвать геометрические фигуры), работать с письменными принадлежностями.
Приведем некоторые рекомендации для родителей будущих первоклассников, составленные на основании опыта учителей начальных классов. Благодаря этим рекомендациям родители смогут самостоятельно подготовить своего ребенка к тестированию.
Ребенок, идущий в первый класс, должен уметь составить простой рассказ о себе и своей семье, знать, чем занимаются родители по долгу службы, ориентироваться во времени и пространстве. Плюсом к знаниям ребенка будет умение отличать разные профессии, знать, кто и чем может заниматься. Малыш должен понимать отличие между дикими и домашними зверями и птицами, знать основные виды деревьев, кустарников, цветов, понимать, какие из них относят к комнатным, а какие к уличным.
Для подготовки ребенка к тестированию можно пользоваться тетрадями с печатной основой для дошкольников. В них составлены понятные упражнения на развитие внимания, логического мышления, развития памяти.
Для развития математических знаний ребенка учите его считать палочки, кубики, ступеньки, выполняйте арифметические упражнения, не забывайте, что заниматься с дошкольниками нужно в игровой форме.
Для развития письменных способностей давайте ребенку рисовать, писать, раскрашивать картинки, лепить из пластилина и заниматься аппликацией. Чем лучше будет развита у него мелкая моторика, тем лучше будут его успехи в письме.
Настройте ребенка на то, что в тестировании нет ничего страшного и сами ведите себя спокойно. Ваша взволнованности передастся ребенку, и он тоже начнет переживать.
Как стало известно, в ближайшее время будет объявлено о введении обязательного тестирования школьников на коронавирус. Проводиться оно будет в школах с помощью учителей, прошедших инструктаж по технике забора биоматериала. Подробнее о событии.
Тестирование детей поможет остановить пандемию COVID-19
Как все знают, основными бессимптомными носителями коронавируса являются дети. В следствие этого, решение вопроса о раннем выявлении заражения у детей может кардинально повлиять на общую ситуацию с заболеваемостью. Именно поэтому и вводится обязательное тестирование школьников.
Подобное тестирование в качестве эксперимента уже проводится в десяти школах Москвы. С начала диагностики были выявлены случаи положительных реакций на коронавирусную инфекцию. Таким школьникам было предложено пройти дополнительное обследование и соблюдение режима изоляции. А классы, где выявлялось более 20% вирусоносителей, переводились на дистанционное обучение.
Предполагаемый срок проведения данного эксперимента — около месяца (не считая каникул). После его завершения такие меры будут распространены на все школы. В случае отказа от проведения тестирования ученик не будет допускаться в школу. Периодичность тестирования будет составлять один раз в две недели.
История вопроса
Как и любое нововведение, и это не обошлось без недоразумений. Некоторые родители оказались недовольны способами проведения данной процедуры. Основные доводы противников:
- тестирование проходит в принудительном порядке без согласия родителей.
- данная процедура относится к медицинским вмешательствам и проводиться в школьных условиях (в классах) с помощью учителей не должна.
- ограничение права детей на получение образования для школьников не прошедших тестирование.
Группа родителей подала иск в суд с требованием отмены этого приказа, как не соответствующего законодательству.
Однако Московский городской суд признал законным положения приказа департамента здравоохранения и департамента образования Москвы, которыми устанавливается запрет на проход в учебные заведения для учеников школ города, не прошедших тестирование на наличие коронавирусной инфекции. Об этом сообщает ТАСС.
Отрывок из заключения суда:
"Воронин К. Н., действуя в интересах несовершеннолетней, обратился в Московский городской суд с требованиями о признании недействующим пункта 3.4 приказа №997/567, которым, в случае отказа родителя от всех видов тестирования, обучающийся к образовательному процессу не допускается. Как следует из оспариваемого пункта 3.4 приказа, закрепленные в нем нормативные положения не лишают обучающихся права на получение образования, а лишь направлены на временное ограничение допуска в организации, осуществляющие образовательную деятельность. Суд постановил в удовлетворении заявленных исковых требований отказать".
Приказ о тестировании школьников.
13 октября 2021 года департаменты здравоохранения и образования Москвы выпустили совместный приказ № 997/567. Согласно положениям документа, школы получают право не пускать на занятия тех учеников, кто не сдал тест на коронавирусную инфекцию. При этом родители могут выбрать: либо их дети сдают анализы в поликлинике самостоятельно, либо ученики проходят эксперсс-тесты прямо на территории школы.
Зеленый свет дан!
Данным решением было юридически подтверждено право на проведение подобных исследований и создан прецедент решения подобных обращений в судебные инстанции в будущем.
Надо отметить, что аналогичная практика уже используется в целях профилактики коронавирусной инфекции в других странах. Например, тестирование проводят в школах Великобритании и Германии.
Одним из первых в России на подобный шаг пошел МГПУ (Москвский государственный педагогический университет). С 15 ноября 2021 года на очные занятия допускаются студенты только при предъявлении QR-кода о сделанной прививке или отрицательного ПЦР-теста, - сообщается на сайте вуза. Уточняется, что для студентов с медотводом и младше 18 лет в университете будет организовано бесплатное экспресс-тестирование. Для обучающихся, не прошедших вакцинацию и не имеющих медотвода, занятия будут проводиться полностью в дистанционном формате.
* Сохранить ссылку на статью у себя в браузере можно нажав на клавиатуре (Ctrl+D)
Собрать школьнику ранец, одеть и обуть — дело нехитрое. А вот понять, с каким багажом знаний и умений нужно идти в первый класс, уже сложнее. Команда ЛогикЛайк поможет разобраться.
Какие требования к первокласснику выдвигает школа при поступлении?
Каждый ребенок 6,5-8 лет, который не имеет противопоказаний по здоровью, имеет право зачислиться в первый класс. Однако по заявлению родителей школа может принять ребенка и в более раннем или более позднем возрасте. Причиной отказа может стать только отсутствие в ней свободных мест.
Итого, все требования для поступления в 1 класс условны? Не совсем так.
Чтобы помочь родителям разобраться, чему же стоит научить ребенка до школы, мы подготовили этот обзор.
Знания и умения, которые будут полезны первокласснику
Учреждения образования, которые занимаются подготовкой детей с выдающимися способностями, нередко тестируют и собеседуют желающих учиться именно у них. Некоторые школы размещают на сайте критерии готовности ребенка к школе, и учителя рассчитывают на определенный уровень подготовки детей. В выбранной для поступления школе также стоит уточнить, что обычно спрашивает у ребенка психолог, проводится ли письменное тестирование.
Самостоятельно протестировать дошкольника по основным критериям полезно в любом случае. Мы собрали вопросы и задания, которые помогут будущему первокласснику набраться уверенности в себе, а вам — спокойствия и чувства выполненного долга.
Чтобы понять, владеет ли старший дошкольник базовыми для его возраста знаниями, пройдитесь с ним по следующим вопросам:
1. Я и моя семья
— Как тебя зовут? Назови свою фамилию и отчество.
— Сколько тебе лет? Когда твой день рождения?
— Назови имя и отчество своей мамы, своего папы. Кем они работают?
— Есть ли у тебя брат или сестра, сколько им лет?
— Какой у тебя домашний адрес и телефон? В каком городе ты живёшь? Как называется твоя страна? Какие еще страны ты можешь назвать?
2. Природа
— Какие явления природы и погоды ты знаешь? Чем отличается снег от града? Гром от молнии?
— Назови известные тебе цвета.
— Вспомни растения, которые ты знаешь. Назови виды деревьев, цветов. Чем отличаются деревья от кустарников? Какие фрукты ты можешь назвать? А овощи? Ягоды? Чем фрукты отличаются от овощей и ягод?
— Перечисли животных, которые тебе известны. А насекомых? Чем отличаются звери и птицы? Птицы и рыбы? Как отличить диких животных от домашних? Назови перелетных и зимующих птиц, хищных и травоядных животных. Почему их так называют?
3. Время и пространство
4. Профессии
— Назови несколько профессий. Какой специалист учит детей? Лечит людей? Пишет стихи? Кто сочиняет музыку? Пишет картины? Строит дома? Водит автомобили? Шьет одежду? Играет в кино и театре?
5. Искусство и спорт
— Какие ты знаешь виды спорта? В каких видах спорта нужен мяч, коньки?
— Каких известных писателей и поэтов ты знаешь?
6. Правила безопасности
— В каких местах и на какой цвет светофора нужно переходить дорогу? Как ты поступишь, если поблизости нет светофора?
7. Мотивация
— Почему нужно учиться? Зачем ты идешь в школу?
Заострите внимание на вопросах, которые вызвали у ребенка трудности. Не вспомнили диких животных? Пора вместе заглянуть в энциклопедию или сходить в зоопарк. Не вышло с первого раза объяснить, как правильно переходить дорогу? Значит, нужно рассмотреть правила дорожного движения для пешеходов на практике.
В текущем году Министерство просвещения разработало новые правила приема детей в первый класс. Как записать ребенка в школу, обязательные условия зачисления, с какими проблемами сталкиваются родители и другая полезная и актуальная информация — в материале “Ъ”.
Фото: Алексей Смышляев, Коммерсантъ / купить фото
Фото: Алексей Смышляев, Коммерсантъ / купить фото
Как проходит прием в школу
В 2021 году прием детей в первый класс проводится в два этапа:
Первый этап — с 1 апреля до 30 июня . Он предназначен для детей с первоочередным или преимущественным правом зачисления в школы, а также для детей, которые живут на закрепленной территории (в том же районе, где расположена школа). Относится ли ваш дом к конкретной школе можно узнать на сайте учебного заведения или по телефону. Очередность подачи заявления на первом этапе не имеет значения.
Второй этап — с 6 июля до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября . Предназначен для детей, не проживающих на закрепленной территории. То есть в течение этого этапа можно подать заявление в школы другого района. Детей зачисляют на оставшиеся свободные места.
Если записать ребенка на первом этапе, то результат будет известен не раньше 3 июля , потому что сперва школа собирает все заявления, а потом издает приказы. Результат подачи заявления на втором этапе станет известен не ранее чем через три рабочих дня.
Какие документы нужны для школы:
- паспорт (можно другой документ, подтверждающий личность);
- свидетельство о рождении ребенка;
- документ, подтверждающий проживание будущего школьника на закрепленной территории (для первого этапа зачисления).
Зачисление в первый класс происходит на основании заявления родителей . В заявлении о приеме в школу обязательно указать:
- ФИО ребенка и родителя;
- дату рождения ребенка;
- адрес места жительства или места пребывания ребенка и родителя;
- адрес электронной почты, номер телефона родителя;
- сведения о наличии права внеочередного, первоочередного или преимущественного приема;
- согласие на обработку персональных данных.
В начальную школу принимают детей в возрасте от 6,5 до 8 лет , но по заявлению родителей руководитель образовательной организации может разрешить прием в более раннем или более позднем возрасте.
Способы подачи заявления на зачисление в первый класс:
- лично;
- заказным письмом с уведомлением о вручении;
- по e-mail на адрес школы;
- через официальный школьный сайт;
- с помощью портала госуслуг.
Могут ли не взять ребенка в школу
Школа может отказать в приеме ребенка в первый класс только в случае, если свободные места закончились. При этом местное управление образованием должно помочь родителям зачислить ребенка в другую школу. Министерство утверждает, что при распределении закрепленных территорий учитывается количество проживающих там детей, поэтому отказ в приеме на первом этапе случается крайне редко.
По новым правилам школа не может отказать в приеме ребенку, чей старший брат или сестра в ней уже учатся. Это правило не зависит от территории, где проживают дети, но дети должны жить в одной семье и иметь общее место жительства.
Мнение эксперта: с какими проблемами сталкиваются родители
Александр Милкус, председатель Общественного совета при Минпросвещения РФ по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности, зампред общественного совета при Департаменте образования и науки Москвы:
«Основной проблемой остается одно и то же — если школа может взять 80 первоклассников, а получает 180 заявок, мест на всех не хватит. Тогда как выбирать тех, кто в итоге будет зачислен? В большинстве своем школы записывают тех, кто успел подать документы в первых рядах. Но если раньше родители фактически ночевали на пороге нужной им школы, чтобы первыми войти после открытия и записаться, последнее время нечто подобное происходит на официальных сайтах школ и портале госуслуг. И если в момент, когда нужно успеть подать заявление, у вас случились перебои с интернетом, можно упустить время. Выходит, успех поступления ребенка в школу зависит от случайности.
Новые правила стараются решить эту проблему, как и вопрос с льготниками. Льготы касаются детей, чьи старшие братья и сестры уже учатся в конкретной школе. Тогда младших туда зачисляют автоматом. Зная об этом, родители могут принести документы не 1 апреля, а позже. В итоге несколько детей, которые уже были зачислены, могут вылететь из списка, потому что их места доставались льготникам. Зачислили ребенка или нет, становится известным только в начале июля, когда школа не работает. И если получается, что вы остались не у дел, что делать? В Минпросвещении нам отвечают: родителям необходимо обратиться в местный комитет по образованию или региональное министерство, чтобы зачислить ребенка в школу, где есть свободные места.
Читайте также: