Имеют ли право переводить в другую больницу

Обновлено: 02.07.2024

В связи с возвращением в Россию туристов из Китая, Италии, Ирана все чаще появляются подозрения на наличие коронавируса, гражданам предлагают двухнедельную госпитализацию в инфекционных боксах, но далеко не всем этого хочется.

Попробуем разобраться, правомерна ли недобровольная госпитализация в инфекционный стационар при коронавирусе с точки зрения законодательства.

1. Медицинское вмешательство без согласия

11 февраля 2020 года постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) (В 34.2) официально включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина в этом случае принимается консилиумом врачей, а в случае, если собрать консилиум невозможно, - непосредственно лечащим (дежурным) врачом, либо судом в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации (п.1 ч.10 ст.20 Закона об основах охраны здоровья).

В ч.5 ст.70 Закона об основах охраны здоровья указано, что под диагнозом понимается основанное на всестороннем обследовании пациента и составленное с использованием медицинских терминов медицинское заключение о заболевании (состоянии) пациента.

2. Госпитализация и право на свободу

Под госпитализацией законодательство понимает оказание медицинской помощи в стационарных условиях, то есть в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение (п.4 ч.3 ст.32 Закона об основах охраны здоровья).

Согласно ч.1 ст.22 Конституции РФ каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность; в силу ч.1 ст.27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.3 ст.55 Конституции РФ).

В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия (ч.1 ст.56 Конституции РФ).

То есть право гражданина на свободу, личную неприкосновенность, свободу передвижения может быть ограничено только федеральным законом или при введении чрезвычайного положения.

3. Обязательная и недобровольная госпитализация

В ч.1 ст.33 Закона о санэпидемблагополучии указано, что больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляциив порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Из указанной нормы видно, что, во-первых, обязательной госпитализации подвергается только лицо, представляющее опасность для окружающих, а во-вторых, помимо госпитализации как альтернатива предусмотрена изоляция такого лица.

Порядок оказания медицинской помощи взрослым больным при инфекционных заболеваниях утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2012 N 69н.

Согласно п.6 Порядка оказание медицинской помощи в стационарных условиях больным инфекционными заболеваниями осуществляется по медицинским показаниям - в случаях тяжелого и среднетяжелого течения инфекционного заболевания, отсутствия возможности установить диагноз в амбулаторных условиях, наличия необходимости проведения дополнительных лабораторных и инструментальных методов исследования для проведения дифференциальной диагностики, отсутствия клинического эффекта от проводимой терапии в амбулаторных условиях, а также по эпидемиологическим показаниям в соответствии с действующим санитарным законодательством.

На основании п.6 ч.1 ст.51 Закона о санэпидемблагополучии главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются следующими полномочиями: при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления

- о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания;

- о проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.

Из указанной нормы следует, что обязательная госпитализация в инфекционный стационар производится по мотивированному постановлению главного государственного санитарного врача или его заместителя.

Согласно п.3 ч.1 ст.274 КАС РФ иные административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, если федеральным законом предусмотрен судебный порядок рассмотрения соответствующих требований, рассматриваются судом по правилам главы 30 КАС РФ.

Таким образом, на наш взгляд, принудительная госпитализация в инфекционный стационар возможна на основании судебного решения, принятого в порядке, предусмотренном главой 30 КАС РФ.

agniyaaa

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Войти

Сейчас просматривают 0 пользователей

Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

Популярные темы

BirdLady

Автор: BirdLady
Создана 7 часов назад

Tpям

Автор: Tpям
Создана 10 часов назад

Эйлинн

Автор: Эйлинн
Создана 2 часа назад

Kasablanka

Автор: Kasablanka
Создана 18 часов назад

Рейджен

Автор: Рейджен
Создана 4 часа назад

Милена1991

Автор: Милена1991
Создана 45 минут назад

Отзывы о клиниках

OleSiya

Для меня Эмбрилайф клиника №1 до конца жизни! Здесь была зачата наша девочка и здесь же мне помогли сохранить беременность и выносить самого драгоценного и любимого для меня человечка! Я бесконечно благодарна всем, кто эти полтора года был рядом, всем медсестрам, администраторам и, конечно, врачам! Вы помогаете исполнить самую заветную мечту каждой вашей пациентки! Но, конечно, особую благодарность передаю Жаровой Марии Валерьевне и Фурман Ольге Алексеевне, без них настоящего смысла в моей жизни

Алиса Геннадьевна

У нас получилось!! Уже три месяца как мы стали родителями и это настоящее счастье. Огромный вклад в это внесла Зима Мария Андреевна, наш репродуктолог. До прихода к ней мы много лет пытались и даже прошли школу приемных родителей, чтобы усыновить малыша. На втором месяце брака я забеременела, но на 9 неделе беременность перестала развиваться. Еще через год внематочная. Вовремя не обнаружили, труба стала подтекать, в брюшной полости начала скапливаться кровь. Еле спасли, но трубу и яичник пришлос

Anittakol

В клинику меня можно сказать за ручку привела сестра, она сама гинеколог в поликлинике и по этой части знает, конечно, много больше нашего. Когда она узнала о наших проблемах с зачатием, без всяких разговоров отправила к Инне Владимировне Ладяевой. С доктором с первой же консультации я почувствовала себя легко, пропали все страхи, сомнения, неловкость, для меня было психологически очень сложно принять, что я не могу иметь детей, что как бы недо-женщина что ли получаюсь, но Инна Владимировна сраз

Катерина Удот

Мы были сложными пациентами, и дело даже не в диагнозе, а в настроении. на консультацию к Широковой пришли совершенно без всякой надежды. ЭКО мы уже пробовали за границей и не один раз. В Москве у нас была возможность сделать все бесплатно по полису, и это сыграло главную роль. Для себя четко решили, что если не получится, пробовать больше не будем. Возраст у нас обоих, как говорится, критический. Мне 39, муж старше на 4 года. мы устали морально и физически, даже можно сказать смирились. Уж не з

Feodora_ru

Пришла на УЗИ при планировании беременности к главврачу Антоненко Марине Владимировне. Врач показал полное безразличие. Отказался комментировать свои же заключения, хотя я предложила оплатить нетолько УЗИ, но и консультацию. Когда я сказала, что все анализы у меня сданы и при себе, она всячески пыталась от меня избавиться "до следующего цикла", потому что в этом ловить нечего (хотя у меня все сдано в этом цикле и смысла ждать месяц нет, видимо, просто не получится с меня уже срубить бабла в этом

Вместе с тем, за нецелевое расходование бюджетных средств существует вполне реальная административная ответственность. Более того, если речь идет о крупных размерах (более 1,5 миллионов рублей), главного врача может ждать уголовное преследование по статье 285.1 УК РФ. Хотя даже без крупного размера за незаконное начисление стимулирующих надбавок работодателя могут привлечь к уголовной ответственности по статье 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). Такие прецеденты уже случались, поэтому осторожность главных врачей понять можно, и мы настоятельно призываем не искать виноватых среди администрации медицинской организации.

Стоит признать, что текст Постановлений Правительства можно трактовать очень неоднозначно. Даже сейчас, после того как в ПП РФ № 484 и 415 дважды вносились изменения, а Минздрав трижды направлял разъяснительные письма, у многих остаются вопросы.

Выплаты в рамках ПП РФ № 484

Подобные разъяснения вводят всех в некоторое заблуждение и здесь хотелось бы пояснить следующее:

В соответствии с Трудовым кодексом, стимулирующие надбавки (поощрительные выплаты) и компенсационные (например, за риск работы в условиях, отклоняющихся от нормальных) – это совершенно разные категории выплат. В свою очередь, в ПП РФ № 484 речь идет именно о стимулирующих выплатах, которые начисляются за выполнение особо важных работ. При этом о риске заражения в тексте Постановления не сказано ни слова.

В п. 1 ПП РФ № 484 указано, что бюджетные субсидии выделяются для осуществления выплат медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам , у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19. Этот пункт соотносится с п. 11 ПП РФ № 484, согласно которому выплаты осуществляются медицинским работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19

ПП РФ № 484 принято во исполнение Поручения Президента Российской Федерации (Пр-665 от 15 апреля 2020 г.). В соответствии с данным документом, Правительству было дано поручение установить стимулирующие выплаты:

Работникам стационаров медицинских организаций, осуществляющих лечение больных новой коронавирусной инфекцией.

Работникам организаций и подразделений, оказывающих скорую медицинскую помощь больным новой коронавирусной инфекцией (COVID-2019).

В п. 7 ПП РФ приведена методика расчета размера бюджетных ассигнований на осуществление выплат, которая учитывает показатель количества коек, открытых в медицинских организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, направленной на лечение новой коронавирусной инфекции COVID-19.

В письме от 25 мая Минздрав также отметил, что в соответствии с Поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина (Пр-665 от 15 апреля 2020 г.) в ПП РФ № 484 определены размеры выплат в стационарах медицинских организаций, осуществляющих лечение больных с коронавирусной инфекцией и в организациях и подразделениях, оказывающих скорую медицинскую помощь больным с новой коронавирусной инфекцией.

Напомним, что в соответствии с Приказом Минздрава России от 19.03.2020 № 198н, руководители органов власти субъектов РФ и руководители медицинских организаций должны установить перечень общепрофильных выездных бригад скорой медицинской помощи, направляемых на вызов к пациентам с ОРВИ и внебольничной пневмонией (п. 1.3 Приложения № 2 к Приказу № 198н).

Для лечения COVID-19 в стационарных условиях в медицинской организации также создается отдельное структурное подразделение (Приложение № 10 к Приказу № 198н).

Однако, как мы уже разобрались выше, ПП РФ № 484, действительно, не предусмотрены выплаты для работников Бюро СМЭ, так как они не относятся к работникам специализированного стационара или специализированной бригады скорой медицинской помощи. Более того, они не занимаются оказанием медицинской помощи и уж тем более лечением пациентов с COVID-19. При этом, риск заражения COVID-19 в данном случае не учитывается вовсе. Это проблема самого Постановления, но никак не руководства Бюро СМЭ.

Казнить нельзя помиловать: выплаты в рамках ПП РФ № 415

Во-первых, эту норму можно трактовать по-разному:

Стимулирующие выплаты полагаются: а) медицинским работникам, работающим с COVID-19 непосредственно; б) лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (то есть, медицинским работникам, которые не занимаются лечением коронавирусной инфекции или ОРЗ, но контактируют с зараженными пациентами при оказании медицинской помощи по другим профилям).

Стимулирующие выплаты полагаются медицинским работникам, которые оказывают медицинскую помощь: а) гражданам с COVID-19: б) лицам из групп риска заражения COVID-19 (например, гражданам с ОРЗ).

Снова мы упираемся в двусмысленную формулировку, с которой приходится разбираться, вникая в различные разъяснения.

В разъяснениях от 6 мая и 21 мая Минздрав уточнил, что выплаты по ПП РФ № 415 также полагаются медицинским работникам контактирующим в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19 , и работа которых связана с биоматериалом, заражённым COVID-19, в том числе: врачам-рентгенологам; врачам-патологоанатомам; врачам-эпидемиологам; помощникам врачей-эпидемиологов; медицинским работникам клинико-диагностических лабораторий, в том числе специалистам с высшим профессиональным (немедицинским) образованием; среднему медицинскому персоналу, работающему с указанными врачами-специалистами.

В разъяснениях от 21 мая Минздрав сообщил, что стимулирующие выплаты по ПП РФ № 415 осуществляются:

  • Медицинским работникам, контактирующим в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19 , внесенным в специальный информационный ресурс в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года № 373;
  • Медицинским работникам, работа которых связана с биоматериалом, заражённым COVID-19 ;
  • Медицинским работникам специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи , сформированных в соответствии с приказом Минздрава России от 19 марта 2020 г. № 198н, направляемых на вызов к пациентам с ОРВИ и внебольничной пневмонией, отбору биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19 независимо от количества пациентов с подтвержденным COVID19.

То есть, как минимум, для получения выплаты работниками стационарных и амбулаторных учреждений диагноз COVID-19 у пациента должен быть подтвержден, и такой пациент должен быть внесен в специализированный ресурс.

В ПП РФ № 415 данный вопрос также не конкретизирован. Однако в п. 10 и 12 Постановления указано, что надбавки также устанавливаются в локальном акте медицинской организации и согласовываются с региональным органом власти в сфере здравоохранения.

Таким образом, на практике в регионах скорее всего выплаты по ПП РФ № 415 также будут привязывать к лечению COVID-19, а не к контакту с зараженным пациентом. Причина этому, опять же, двусмысленные формулировки Постановления № 415, туманные разъяснения Минздрава и позиция региональных властей.


Лежачим больным часто требуется круглосуточный уход и медицинское наблюдение.

Ухаживать за больным тяжело не только в физическом и моральном плане — это еще и постоянные материальные расходы. Поэтому стоит разобраться, куда обращаться за помощью, если в доме лежачий больной.

I. Обратитесь в поликлинику по месту жительства

Состояние лежачего больного нужно контролировать ежедневно. На дом к лежачему больному обязаны приходить терапевт и профильные врачи из территориальной поликлиники. Вызовите на дом участкового терапевта. Он осмотрит больного, назначит лечение и решит, какого профильного специалиста пригласить дополнительно.

На дом к лежачему больному по заявке терапевта обязаны приходить все узкие специалисты: невролог, окулист, отоларинголог (лор), хирург, онколог, уролог, эндокринолог, кардиолог и другие врачи.

Дома делают электрокардиограмму, берут анализы, проводят лечение. К примеру, при наличии трофических язв хирург назначает лечение с обязательным посещением больного медсестрой для выполнения перевязок.

При необходимости на дом придет окулист. Он определит дефекты зрения, подберет линзы или выпишет очки, найдет глаукому, катаракту или отслоение сетчатки глаз. Невролог может назначить курс лечения с инъекциями, проводить которые должна медсестра из поликлиники.

Если терапевт говорит, что профильные врачи на дом не приходят — не верьте. Обратитесь к заместителю главного врача поликлиники по лечебной работе или руководителю и добейтесь, чтобы к вам направили узких специалистов.

Выдержка из закона: Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-03

Статья 19. Право на медицинскую помощь

  1. Каждый имеет право на медицинскую помощь.
  2. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

II. Если вам нужна помощь в обеспечении ухода, информация о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, обратитесь в орган в орган социальной защиты населения по месту жительства лежачего больного

В случае признания лежачего больного нуждающимся в предоставлении социальных услуг, ему выдадут индивидуальную программу предоставления социальных услуг (ИППСУ), в которой будет указаны необходимые виды социальных услуг, их количество, периодичность и срок предоставления.

Статья 16. Индивидуальная программа

  1. Индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению, осуществляемые в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.

Социальные услуги делятся на гарантированные и дополнительные. Гарантированные бесплатны или оплачиваются частично. Дополнительные оказываются на условиях полной оплаты.

Дальше вы выбираете, куда обратиться за помощью — в государственную или негосударственную организацию социального обслуживания.

1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;

2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;

3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;

4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;

5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;

6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;

7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей- инвалидов;

8) срочные социальные услуги.

Социальный работник может посещать лежачего больного 1-2 раза в день 5 раз в неделю. При необходимости гражданин может быть временно размещен в стационарном учреждении социального обслуживания.

Если нужна сиделка, нанимать ее придется дополнительно по объявлениям, через знакомых или кадровые агентства.

III. Поставьте больного на очередь в государственный хоспис

При некоторых неизлечимых заболеваниях больные имеют право обратиться за помощью в государственный хоспис, который относится к учреждениям паллиативной медицинской помощи. Хоспис — специальное учреждение, в котором больные и их родственники получают медицинскую, социальную, психологическую и иную помощь.

Показания для обращения — онкология, хронические прогрессирующие заболевания терапевтического профиля, последствия травм, необратимые нарушения мозгового кровообращения, различные формы деменции, в том числе болезнь Альцгеймера и другие заболевания.

Для того чтобы встать на учет в государственный хоспис, необходимо направление. Например, если у вас онкологический больной 4-й клинической группы, направление даст районный онколог.

  1. Паллиативная медицинская помощь представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан.
  2. Паллиативная медицинская помощь может оказываться в амбулаторных условиях и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи.

IV. Позвоните в негосударственные организации

Есть много общественных, социально ориентированных организаций и фондов, которые могут оказать лежачему больному необходимую помощь и под держку. Найдите список организаций в вашем городе и обзвоните их.

С учетом имеющихся возможностей во временное пользование может быть предоставлено в пользование оборудование для больного: специальная кровать, противопролежневый матрас, инвалидная кресло — коляска.

Пригласите в дом сотрудника патронажной службы. Он покажет и расскажет, как правильно ухаживать за лежачим больным.

V. Оформите инвалидность и (или) уход за больным

Инвалидность дает право больному на получение пенсии от государства и льготы. Постарайтесь оформить инвалидность и (или) уход за инвалидом — это поможет материально.

Вызовите участкового терапевта. Он определит, есть ли у больного показания для установления инвалидности и оформит документы по форме 088/у для прохождения медико-социальной экспертизы (МСЭ).

Если при оформлении документов потребуется заключение узких специалистов, то заявку на их приход к больному подают родственники в территориальной поликлинике.

Если инвалидность установлена, то с решением комиссии (розовой справкой) необходимо обратиться:

  1. В территориальное отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (далее — ПФРФ) по месту жительства для оформления ежемесячных выплат. В ПФРФ можно заменить льготы на лекарства, санаторно-курортное лечение, льготы на оплату коммунальных услуг и проезд в транспорте на денежные выплаты.
  2. В управление соцзащиты по месту жительства для получения социальных услуг, которые положены в зависимости от группы инвалидности.
  3. В МФЦ для получения льгот по оплате коммунальных услуг.
  4. В территориальную поликлинику для получения льгот на лекарства.

Это примерный список учреждений. Полный перечень зависит от группы инвалидности и льгот, которые положены инвалиду.

Статья 28.1. Ежемесячная денежная выплата инвалидам

  1. Инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере и порядке, установленных настоящей статьей. Ежемесячная денежная выплата инвалидам и детям-инвалидам индексируется каждый год и по состоянию на 31.05.2018 ее размер составляет:

1) инвалидам I группы — 3236,98рублей;

2) инвалидам II группы, детям-инвалидам — 2590,24рублей;

3) инвалидам III группы — 2073,51 рублей.

Если вы сами ухаживаете за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе, либо достигшим возраста 80 лет, обратитесь в ПФРФ по месту жительства для оформления ухода за инвалидом.

Так вы будете получать ежемесячное пособие, время ухода будет учтено в трудовой стаж. Оформить уход можно если вы нигде не работаете, не получаете пособий и не имеете дохода в виде зарплаты или пенсии.

Установить с 1 июля 2008 г. ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1200 рублей неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет (далее — компенсационные выплаты).

Компенсационные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого указанного нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним.

Читайте также: