Имеют ли право парламентарии делегировать свое право голосовать

Обновлено: 25.06.2024

1. Конституция США 1787 года. Особенности процедуры разработки и принятия Конституции США. Структура Конституции США, предметы конституционного регулирования, внесение изменений и дополнений в конституционный текст.

2. Особенности правового регулирования правового статуса человека и гражданина в США. 3. Президент США, его полномочия и ответственность. Акты, порядок замещения должности в случае достаточной вакансии.

3. Конгресс: полномочия, внутренняя организация и взаимоотношения палат. Законодательный процесс. Импичмент.

4. Судебная власть в США. Особенности правового положения Верховного суда США.

5. Федерализм США. Правовое положение штатов и их взаимоотношения с Союзом. Положение федерального округа. Зависимые территории. Политико-административное устройство штатов.

6. Смешанная форма правления во Франции (следует показать, почему Францию по Конституции 1958 года называют смешанной, или полу президентской республикой, черты каких форм правления и каким именно образом в ней заложены).

7. Почему Французский Конституционный Совет нельзя считать конституционным судом? Ответ обоснуйте.

8. Что такое ордонанс и декрет? Чем они различаются? Какие бывают декреты?

9. Используя нормативную и учебную литературу, укажите особенности правового статуса членов французского парламента. В каких случаях парламентариям предоставлено делегировать свое право голосовать?

10. Что такое делегированное законодательство? Найдите в конституции Франции статьи, предоставляющие парламенту право делегировать свои полномочия.

11. Используя текст Конституции, охарактеризуйте полномочия Президента Французской Республики.

12. Имеют ли право административно-территориальные единицы Франции (коммуны, департаменты, регионы) принимать собственные законы? Опишите форму правления и форму государственного устройства Франции.

13. Основной закон ФРГ 1947 года, его характеристика и развитие. Объединение Германии.

14. Бундестаг и Бундесрат, порядок их формирования, полномочия, внутренняя организация и взаимоотношения. Законодательный процесс.

15. Федеральный Президент: порядок избрания, компетенция, ответственность. Реальная политическая роль.

16. Федеральное Правительство, порядок формирования, компетенция, акты. Статус Федерального Канцлера. Особенность парламентской ответственности. Чрезвычайные полномочия. Федеральный правительственный аппарат.

17. Судебная власть: организация судебной власти, система высших судебных органов, прокуратура.

18. Германский федерализм. Правовое положение земель и их взаимоотношения с Союзом в нормальных и чрезвычайных условиях. Политико-административное устройство земель, органы земель: ландтаги и правительства.

19. Имеется ли в Великобритании единая писаная конституция? Опишите особенность источников конституционного права Великобритании.

20. Укажите особенности института конституционного контроля в Великобритании.

21. Используя нормативную и учебную литературу, укажите особенности правового статуса членов британского парламента. Имеют ли право парламентарии делегировать свое право голосовать?

22. Используя текст Конституции, охарактеризуйте полномочия монарха Великобритании.

23. Какие высшие органы государственной власти Великобритании вы знаете, как они формируются, каков порядок их деятельности?

24. Поясните смысл терминов: судебный прецедент, статуты, цивильный лист, конституционные соглашения, кастильская система престолонаследования, неписаная конституция, гибкая конституция, парламентская монархия, делегированное законодательство.

25. Используя последние данные справочной, периодической и учебной литературы, перечислите все ныне действующие политические партии в Великобритании. Укажите, к какому типу (виду) они относятся и какую степень влияния имеют.

26. Охарактеризуйте состав и функции Тайного совета при монархе Великобритании.

Критерии оценивания:

А.3 Вопросы для коллоквиума

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)


Из урока можно узнать о том, что одним из политических прав гражданина Российской Федерации, закреплённым в Конституции нашей страны, является право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления или принять участие в референдуме. Все эти права можно объединить одним термином – избирательное право.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Избирательное право"

Вы уже знаете о том, что одним из политических прав гражданина Российской Федерации, закреплённым в Конституции нашей страны является право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления или принять участие в референдуме.

Все эти права можно объединить одним термином – избирательное право. Сегодня мы познакомимся с данным правом более подробно.

В объективном смысле избирательное право – это система законодательных норм и правил, которая регулирует общественные отношения, связанные с выборами.

В субъективном смысле – это гарантированная государством возможность для граждан участвовать в выборах. То есть конкретный комплекс прав граждан, среди которых нужно выделить активное и пассивное избирательные права.

Активное избирательное право – это право граждан участвовать в выборах в качестве избирателей, то есть непосредственно выбирать главу государства, депутатов парламента или органы местного самоуправления, а пассивное избирательное право – это право уже самих граждан быть избранными в представительные органы государственной власти.

Как правило, круг граждан, за которыми признают активное или пассивное избирательное право, ограничивается избирательными цензами.


Избирательный ценз – это установленные законом специальные условия, ограничивающие допуск лица к осуществлению своих избирательных прав.

Давайте рассмотрим основные из этих ограничений.

Возрастной ценз.

Обусловлен признанием за гражданином избирательных прав по достижению им определённого возраста. Как правило, по достижению совершеннолетия.

Например, в нашей стране активным избирательным правом обладают все граждане, достигшие восемнадцати лет, кроме признанных судом недееспособными или находящихся по приговору суда в местах лишения свободы.

Так же, как и у нас в стране, восемнадцатилетний порог для голосования установлен ещё в ста девяти странах мира, например в США и Великобритании.


В остальных странах мира этот возраст варьируется. Например, если бы вы жили в Японии, то принять участие в голосовании вы смогли бы только в двадцать лет. А будучи гражданами Бразилии, смогли бы отдать свой голос, начиная с шестнадцати лет.

В отличие от активного избирательного права, пассивное избирательное право может быть ограничено более высоким возрастным цензом.

Например, в нашей стране, Депутатом Государственной думы или местных дум (на областном, краевом, окружном и городском уровнях), а также главою города, может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший двадцати одного года, а президентом нашей страны может быть избран гражданин не моложе тридцати пяти лет.


Интересно, что верхний возрастной предел для избрания в государственные органы или для пребывания в их составе, как правило, в не устанавливается. То есть гражданин, например, может быть кандидатом в депутаты или президенты и в восемьдесят или даже сто лет.

Ценз оседлости.

Данный ценз предполагает, что за гражданином признаются избирательные права лишь после того, как он проживёт в данной стране или определённой местности установленное законом время.

Например, во Франции для голосования на любых выборах установлен ценз оседлости равный шести месяцам, а в Новой Зеландии этот ценз равен трём месяцам, которые нужно прожить на территории избирательного округа.

Следовало бы сказать о том, что для участия в выборах в качестве избирателя в нашей стране нет необходимости соответствовать цензу оседлости.

В России ценз оседлости, применяется только к кандидату на должность Президента Российской Федерации, который должен прожить в нашей стране не менее десяти лет.

Ценз гражданства.

Этот ценз означает, что к выборам допускаются лишь лица, состоящие в гражданстве государства не менее установленного законом срока. Например, согласно законодательству США членом палаты представителей Конгресса может быть избран человек, являющийся гражданином США не менее семи лет, а сенатором – не менее девяти лет.

В нашей стране ценз гражданства, прежде всего, заключается, в том, что кандидат на выборную должность должен быть гражданином Российской Федерации.

Образовательный ценз

Данные ценз предполагает допуск к выборам только тех граждан, которые обладают соответствующим уровнем образования. Например, такой ценз присутствует в законодательстве Кувейта.


Также образовательный ценз может заключаться в умении читать или писать. Например, согласно Конституции Бразилии неграмотные граждане страны не могут быть избраны.

Имущественный ценз.

Данный ценз заключается в требовании, чтобы избирателю принадлежало имущество не ниже, чем на определённую сумму или чтобы он уплачивал налоги определённого размера. Стоить отметить, что на сегодняшний день этот ценз практически нигде не применяется.

Моральный ценз

Данный ценз предполагает выдвижение определённых нравственных требований к избирателю со стороны общества и государства. Например, в Мексике не принимают участие в голосование лица, которые злоупотребляют наркотиками, а в Нидерландах лишённые родительских прав. Но интереснее всех сформулировали исландцы, так в этой стране для того чтобы пользоваться избирательными правами, от гражданина требуется, чтобы он вёл пристойный образ жизни и обладал добрым нравом.

В нашей стране к такого рода моральному цензу со стороны общества и государства можно отнести запрет на участие в голосовании гражданам, которые находятся по приговору суда в местах лишения свободы.

Граждане Российской Федерации также не имеют права быть избранными: за совершение: тяжких и особо тяжких преступлений и преступлений экстремистской направленности.

Наиболее редкими, но до сих пор применяемыми некоторыми государствами мира избирательными цензами являются религиозный и половой цензы.

Религиозный ценз предполагает принадлежность избирателя к определённой религии. Например, в парламент Ирана могут быть избраны только мусульмане.

Половой ценз прежде всего предполагает недопущение к выборам женщин. Например, гражданкам Саудовской Аравии разрешили голосовать и выставлять свои кандидатуры на муниципальных выборах только в 2015 году.


Интересной особенностью данных выборов является и то, что треть из всех избирательных участков в Саудовской Аравии были исключительно женскими.

Вам, наверное будет интересно узнать о том, что существует государство в котором половой ценз ни будет отменен никогда. Как вы думаете, что это за страна?

Это – Ватикан. Дело в том, что его главой является Папа Римский, который избирается кардиналами на пожизненный срок. И поскольку кардиналом может быть только мужчина, женщины не обладают избирательным правом.

Как вы уже догадались для законодательства нашей страны характерны: возрастной ценз, ценз оседлости, моральный ценз и ценз гражданства.

Осуществление избирательного права, прежде всего, связано с участием граждан страны в различные рода выборах.

Выборы – это публичное мероприятие, в ходе которого граждане осуществляют процедуру избрания кого-либо путём голосования.

Участие в выборах считается проявлением социальной ответственности, совести, политической и правовой зрелости и культуры каждого гражданина.

Демократичность выборов в России обеспечивается Конституцией страны и федеральными законами, такими как:

Для того чтобы выборы прошли в соответствие с законом и международными нормами и правилами, при их проведении необходимо руководствоваться целым рядом принципов избирательного права.

К основным принципам избирательного права можно отнести:

Принцип всеобщего избирательного права.

В соответствии с ним принципом все граждане страны независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, достигшие определённого возраста, вправе избирать органы государственной власти и местного самоуправления.

Первой страной в мире, предоставившей всем совершеннолетним гражданам право голоса без каких-либо различий, стала в 1893 году Новая Зеландия. Сегодня принцип всеобщности закреплён в законодательстве большинства стран мира.

Принципы прямого и косвенного избирательного права.

Применение принципов прямого или косвенного избирательного права или их определённое сочетание зависят от порядка формирования выборного органа.

Так, прямое избирательное право – это принцип, согласно которому кандидатов на выборные должности граждане выбирают прямо, то есть сами.

Этот принцип действует в подавляющем большинстве случаев на выборах нижних палат парламентов, например, как в нашей стране при выборах в Государственную Думу.

В некоторых странах он распространяется на выборы верхних палат парламента, например в США, Италии, Польше, или президентов, как это происходит у нас в стране, а также в Мексике или Болгарии, а также прямое избирательное право практически повсеместно применяется при выборах органов местного самоуправления.

Косвенное избирательное право означает, что избиратель выбирает определённое количество посредников (иногда их ещё называют выборщиками). Именно данные посредники в итоге и избирают кандидата на должность. Например, в США данный принцип используется при выборах президента, а в нашей стране данный принцип косвенного избирательного права не применяется.

Принцип равного избирательного права.

Согласно данному принципу все избиратели участвуют в выборах на равных условиях.

Это значит, что каждый избиратель имеет только один голос; голоса избирателей равны; избиратель не может быть включён более, чем в один список избирателей; все граждане обладают равными возможностями в реализации своих избирательных прав и так далее.

Принцип тайного голосования.

Согласно этому принципу не допускается какой-либо контроль за изъявлением воли избирателей. Тайное голосование гарантируется целым рядом законодательных процедур, например, каждый избиратель голосует только лично, голосование за других лиц не допускается; бюллетени для голосования должны быть анонимны, они не нумеруются и не должны содержать никаких пометок или граф, с помощью которых можно установить личность проголосовавшего; бюллетени заполняются только в специально оборудованном месте, где не допускается присутствие кого бы то ни было, включая членов избирательных комиссий.

Кстати в нашей стране был довольно интересный случай неличного голосования, который был признан законным. И связан он с космонавтом Михаилом Тюриным, который, находясь на орбите, смог принять участие в голосовании.


Технически это было организовано таким способом: космонавт сообщил о своём волеизъявлении по закрытому каналу связи в Центре управления полётами. В момент волеизъявления Тюрина все, находившиеся в комнате, где проходил сеанс связи, вышли из помещения, и космонавт конфиденциально сообщил доверенному лицу своё решение. Тот внёс его в избирательный бюллетень, который был опущен в урну для голосования.

Справедливости ради отметим, что в некоторых странах мира возможно голосование за других лиц. Например, в Китае разрешается голосование за других по доверенности, но одному и тому же гражданину реализацию своего права на голосование могут доверить не более трёх человек.

Принципы свободного участия в выборах.

Данный принцип означает, что избиратель свободен решать вопрос не только о том, участвовать ли ему в выборах, но и за кого он будет голосовать.

Но стоит заметить, что в некоторых странах мира, например в Австралии, Австрии, Бельгии, Греции, Италии, Люксембурге и других, участие гражданина в выборах в качестве избирателя, является его обязанностью. В этом случае за уклонение от исполнения данной обязанности гражданин может быть привлечён к ответственности в виде морального осуждения, штрафа и даже тюремного заключения.


Итак, что же определяют, регулируют и устанавливают избирательные цензы и принципы?

· базовые принципы избирательной системы государства;

· условия предоставления гражданам избирательных прав;

- проведение предвыборной агитации,

- финансирование избирательных кампаний,

- порядок определения результатов голосования.

· нормы представительства, то есть число жителей или избирателей, представляемых одним депутатом;

· статус и полномочия избирательных комиссий и так далее.

Давайте подведём итоги нашего урока и ответим на следующие вопросы.

1. С какого возраста и при каких условиях гражданин обретает статус избирателя?


Дмитрий Федорович Вяткин

— Выборы должны быть назначены в июне?

— Скорее всего, они будут назначены в начале июня. Поэтому, чтобы предусмотреть все возможные варианты решения тех или иных проблем, возникающих при соблюдении режима изоляции, при ограничениях при передвижении, при нахождении достаточно большого количества граждан на карантине, на обсервации, тех, кто работает в медицинских учреждениях, они же тоже на изоляции. Работа, сон, работа. Естественно, если такой режим сохранится на день голосования, предположим это, то нужны определённые меры по тому, чтобы обеспечить всем таким гражданам право голосовать. Сейчас право граждан на передвижение ограничено в соответствии с федеральным законом, по предписанию Роспотребнадзора либо по решению органов госвласти субъектов РФ, для граждан введены определённые ограничения их прав. Право на передвижение. Но мы же не лишаем их права голосовать! Значит, мы должны им обеспечить возможность использовать любые способы и формы голосования, которые мы упомянули в законе. Но это не значит, что они будут введены однозначно и уже точно будут заменять основную форму голосования на избирательных участках при помощи бумажного бюллетеня.

— А именно это и вызывает большинство вопросов…

— Пандемия, она как приходит, так и уходит. Если осенние выборы в июне решат провести с использованием вашего удалённого голосования, а причина решения к сентябрю уходит, то какой смысл в нововведениях?

— Я не понимаю, о чём вы говорите. В законе от 1 апреля вводится новая статья. При введении режима повышенной готовности или ЧС в соответствии с законом о защите населения на территории ЧС природного и техногенного характера, если должны быть назначены выборы в соответствии со сроками, голосование может быть отложено. Если это территория одного муниципального образования, то решение принимает избирательная комиссия субъекта Федерации. Если особые режимы действуют на территории всего субъекта, то уже только ЦИК принимает решение о переносе выборов по мотивированному решению избиркома региона.

— С переносом разобрались. Вы мне про удалённое голосование ответьте. Как его отменить, если вирусные угрозы уйдут?

— То есть насчёт алгоритмов действий не к вам, а к Памфиловой в ЦИК обращаться?

— Конечно. Мы просто расширяем в законе возможности для волеизъявления граждан в случае, если где-то такая ситуация сложится.

— Увеличение сроков для проведения досрочного голосования тоже ради нашего же блага в условиях вирусных угроз?

— Пандемия ведь не только в России. Вы в законотворчестве ведь всегда учитываете иностранный опыт. В каких странах уже поменяли выборное законодательство под предлогом борьбы с коронавирусом?

— Сказать, что мы учитывали иностранный опыт… Мы не списывали с коллег. У нас всё-таки разная нормативная база. Но что касается иностранных примеров, то, по моим данным, на недавних выборах в Южной Корее, как раз в период пандемии, около 40% избирателей проголосовали по почте! У нас конечно столько не будет. Будет гораздо меньше. Стучу по деревяшке и надеюсь, что это вообще нам не пригодится и все пойдут своими ногами на избирательные участки.

— Почему эти правила вы приняли без особого обсуждения в рамках одного заседания? Парламентская оппозиция была возмущена, что вы это всё провели поправками, а не отдельным законом.

— Почему быстро? По одной простой причине. Нам надо до назначения дат голосований, то есть до начала июня, чтобы закон был принят Советом Федерации и подписан президентом, был опубликован и вступил в силу. А у нас остались считаные недели. Тем более что и Совет Федерации теперь реже собирается, и Государственная дума работает по изменённому графику заседаний. Надо успевать. Именно поэтому эти положения были проведены поправками. Если бы это вносилось отдельным законопроектом, то нужно было бы соблюдать требование обязательной двухмесячной рассылки. Понимаете? И всё, не успеваем. А в августе станет понятно, что где-то в субъектах придётся продлевать или, наоборот, вновь вводить отменённый ранее режим повышенной готовности. У нас должен быть в руках полный набор инструментов, чтобы обеспечить возможность голосования. И мы не собираемся принципиально или революционно менять подходы к организации голосования. Никто этого не собирается делать! Но с учётом ситуации у нас должны быть варианты.

— И всё же. Допустим, выборы назначены с возможностями удалённого и досрочного голосования вне избирательных участков, а пандемия ушла. Нет уже рисков распространения инфекции через скопления граждан. Как возможность голосовать через Интернет будет отыграна назад?

— Вы описали ситуацию, неверную с точки зрения закона… Начало отсчёта избирательной кампании — это начало отсчёта. И если ситуация потом потребует принятия тех или иных мер, то именно ЦИК разработает соответствующие инструкции и решения. В соответствии уже с этими инструкциями и решениями будет обеспечена дополнительная возможность голосования. Дополнительная! Это не значит, что участки все позакрывают, а всех оставят голосовать из дома по Интернету. Дополнительная возможность использовать иные формы голосования при наличии технической возможности! Но если есть возможность их использовать, почему нужно отыгрывать назад? Просто больше людей придёт на участки! Поймите, эти новые нормы не императивны!

— Этот вопрос надо задать коллегам. У них свои аргументы. У нас — свои. Я не согласен с их контраргументами.

— Их контраргументы предельно просты: новые способы голосования не поддаются контролю, а значит, это новые возможности для фальсификаций.

— Ни одного примера, каким образом можно осуществлять фальсификацию при дистанционных или иных формах голосования, они не привели. Общие фразы.

— Коллега из КПРФ Валерий Рашкин прямо с трибуны заявил, что опыты с электронным голосованием доказали возможность неоднократного голосования…

— Как вы видите контроль за электронным голосованием?

— Электронное голосование могут обкатать при общероссийском голосовании за поправки Путина в Конституцию?

— Нет. Обсуждаемые поправки этого процесса не касаются. Такие решения относительно общероссийского голосования не приняты.

— Дмитрий Фёдорович, вы же видите негативную реакцию на эти ваши предложения. Не только парламентская оппозиция упрекает вас в подготовке новых механизмов для манипулирования итогами выборов…

— У одних коллег и сограждан реакция негативная. А у других — позитивная. И как только начинаешь разговаривать, разъяснять и объяснять, что это связано с пандемией, что это не замена классических форм голосования, что сохраняются все виды наблюдения за процедурой, но самое главное, что это уже применялось, мнение меняется у критиков. Поверьте.

— Верить — это не про юридические нормы и законы. Граждане видят вашу поправку, и многим всё уже понятно. Мои коллеги и друзья прямо говорят, что власть в вашем лице таким образом пытается сохранить саму себя навсегда. Можете на это ответить?

— Мы не отменяем обычное голосование на участках. Его никто и не собирается отменять. Участок, бюллетень и урна были, есть и будут. Именно такое голосование было и будет основным видом голосования. А все, кто хотят выразить своё мнение относительно партий, их кандидатов, могут прийти на избирательные участки. В обычном порядке. А могут по собственной воле воспользоваться иными формами голосования. То, что мы приняли, это только если потребуется. Дай бог, чтобы у нас эпидемическая ситуация всё-таки была позитивной и летом и осенью.

— Вы так упорно уходите от эмоций после обвинения в подготовке фальсификаций почему?

— Я вам такой пример приведу. В законодательстве при подготовке и применении законов надо руководствоваться в первую очередь не эмоциями. Как показывает практика, если вдумчиво и нормально закон применять, оказывается, что эмоции были лишними. Пример. Закон о распространении заведомо ложной информации и ответственности за это. Сколько было негатива вылито на саму эту идею. И на авторов, в том числе на меня лично. Нас и стращали. И с вами мы разговаривали об этом 12 декабря 2018 года. В том числе и вы мне это всё высказывали, что это конец демократии, что начнётся произвол…

— Это были вопросы.

— Начался произвол? Нет. Надо вдумчиво, а не на эмоциях воспринимать законодательные решения. А эмоции — это эмоции. Пришли и ушли. А жизнь продолжается. Тут надо с холодной головой всё это делать. Что я и делаю, в том числе в этом спокойном разговоре с вами.

— Эмоции вызывает не отменённый принцип сменяемости власти. Новые правила проведения выборов, на ваш взгляд, не покушаются на конституционный принцип сменяемости власти?

— Один пример. Про сменяемость власти. Я уже в политической работе 20 лет. В 2000 году я избирался первый раз в ЗакС Челябинской области, был там самым молодым депутатом, председателем комитета (Дмитрий Вяткин вырос в семье многолетнего председателя Челябинского областного суда, в 2000-м вошёл в предвыборный штаб Путина в Челябинске, в 2000-м избрался в местный парламент, в 2007-м в Госдуму. — Прим. ред.). И за 20 лет состав нашего челябинского парламента поменялся многократно! Пришли новые люди, кто-то уходит. В этом году выборы, и из старожилов там практически никого не останется. Наверное. Постоянно идёт обновление. Кто-то задерживается не на один созыв. В Госдуме то же самое. Меняется до половины, а то и больше состава депутатов! Где несменяемость власти? Другой вопрос, что институты, которые установлены в Конституции 1993 года, должны быть стабильны, действовать стабильно. Если Госдума у нас работает с 1993 года, то все разговоры об упразднении этой палаты — это разрушение системы и посягательство на изменение конституционного строя. А новые лица придут. Куда мы денемся? Будут новые лица! Поверьте. Где тут несменяемость?

— А вы смотрите только на этом уровне? Попробуйте посмотреть чуть повыше. Чуть-чуть повыше.

Не перекладывать на парламент


Сергей Иванов

депутат Госдумы

Парламентарий напомнил, что с началом пандемии депутатам рекомендовали сидеть по одному человеку в ряду из четырёх кресел зала пленарных заседаний Госдумы. Это не прописано в регламенте, что по мнению Иванова, является его нарушением.

Вы прекрасно понимаете, что вопросы совести и ответственности точно не решаются большинством голосов. И перекладывать на парламент эти подходы не нужно, — отвечала год назад Савастьянова Иванову.

К слову, за его предложение 19 марта 2020 года проголосовало только 36 депутатов, против — 3, воздержалось — 2. Всего же в голосовании по поправке в регламент участвовал 41 парламентарий, или 9,1% от общего количества членов Госдумы.

Депутаты сами принимают решение, как голосовать, какую технологию использовать для голосования. У нас было принято решение голосовать на удалёнке в электронной форме в комитетах. Это внутренняя регламентная норма Государственной думы.


Валерий Рашкин

депутат Госдумы РФ

С неявкой депутатов одно время пытались бороться. Руководством Государственной думы применялись санкции к тем, кто не посещал собрания. Но это постепенно, ещё до пандемии, сошло на нет. А сейчас депутаты получили моральную санкцию на то, чтобы не посещать заседания, вот они и не посещают. Голосование по доверенности раньше было такой практикой, которую все знали, но официально она признана не была и не существовала. В 2016 году приняли законодательные акты, которые это эксплицитно запретили, но если ты что-то запрещаешь, то должен быть готов к тому, что если это нужно делать так, что никто не обратит внимание, то это будут продолжать делать. Вот они и продолжают.


Григорий Голосов

декан факультета политических наук Европейского университета

При этом, как полагает депутат Сергей Иванов, если кто-то захочет, он может в судебном порядке опротестовать принятие законов, которые приняты с нарушением регламента. Теоретически это сделать может любой человек.

Закон, принятый с нарушением регламента, не может считаться принятым законом. Но это надо идти в Верховный суд, показывать, доказывать и так далее. Я на суд не рассчитываю и не собираюсь этого делать, — с пессимизмом резюмирует Иванов.

Журнал прогулов

О проблеме с посещаемостью пленарных заседаний Госдумы говорится уже много лет, а явление, когда народный избранник голосует по тому или иному вопросу за одного или нескольких своих коллег, стало хрестоматийным в 1990–2000-е годы.

В 2005 году парламентарии хотели написать кодекс депутатской этики, в котором предлагалось карать прогулы штрафами, но его так и не приняли. На заседание 27 февраля 2009 года в главном зале Госдумы, по подсчётам СМИ, собралось всего пять депутатов. На этом фоне госканалам, чтобы не показывать пустующие кресла, приходилось иллюстрировать парламентские мероприятия архивными записями.

Для борьбы с прогулами в Госдуме вводили контрольное фотографирование панорамы зала пленарных заседаний, с помощью которого можно было установить количество депутатов и продолжительность их пребывания. Эта норма вызвала шутки о том, что для улучшения ситуации могут использовать фотомонтаж.

В том же 2010 году вступили в силу поправки в закон о статусе депутатов Госдумы и членов Совета Федерации. Документ дополнила норма об ответственности за отсутствие на заседании без уважительной причины, которая устанавливается регламентами верхней и нижней палат. При этом тогда Госдума отклонила альтернативные законопроекты. Один из них написал Сергей Иванов, предлагавший установить, что если депутат или сенатор более пяти раз прогулял заседания без уважительных причин, это станет основанием досрочного прекращения его полномочий. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский предлагал ввести другое основание для прекращения депутатских полномочий — пропуск 20 заседаний в год без уважительных причин.

В мае 2016 года президент Владимир Путин подписал закон о досрочном лишении парламентариев мандатов за систематическое неисполнение обязанностей. Например, если депутат более 30 календарных дней не участвует в заседаниях и не работает с избирателями, его полномочия могут быть прекращены по решению фракции, а также комитета, членом которого он является. В октябре того же года нижняя палата закрепила в своём регламенте норму, согласно которой депутаты имеют право голосовать исключительно самостоятельно, а не по доверенности.

Конституция предоставляет гражданину основные, фундаментальные права и свободы, и ставит их под юридическую защиту. К ним относятся личные, социальные, экономические, политические и культурные права.

Избирательная система

Избирательное право относится к политическим и может быть реализовано индивидуально и через объединения с другими гражданами (партии, властные структуры). Данный раздел прав подтверждается статьей 32 Конституции РФ и стоит во главе формирования органов государственной власти.

Основные определения

Избирательная система, иначе называемая системой голосования или системой выборов – это политический институт, содержащий методы, правила, правовые нормы, с помощью которых обеспечивается формирование органов власти. Компонентами избирательной системы являются избирательное право и избирательный процесс.

Избирательное право – это совокупность правовых норм, регламентирующих порядок выборов.

Объективное избирательное право – комплекс норм и правил, регулирующих порядок предоставления гражданам право на участие в выборах.

Субъективное избирательное право – право граждан избирать и быть избранным. В Российской Федерации право избирать наступает с 18 лет. Право быть избранным в представительные органы власти – с 21 года, на должность главы администрации субъекта РФ – с 30 лет, на должность Президента РФ – с 35 лет. Согласно Конституции, Президент РФ избирается сроком на 6 лет, депутаты Государственной Думы – на 5 лет.

Избирательный процесс – это деятельность, направленная на избрание депутатов и выборных должностных лиц. Процесс осуществляется субъектами избирательного права (гражданами). Он закреплен процессуальными нормами юридического права.

Стадии избирательного процесса:

  • подготовка – назначается дата выборов, регистрируются избиратели;
  • выдвижение и регистрация кандидатов;
  • агитация, финансовое обеспечение выборов;
  • голосование, подсчет голосов и подведение итогов.

Типы избирательных систем

Избирательные системы классифицируются в соответствии с переменными показателями: содержание голосов, величина округа, голосование за одного кандидата или за партийный список.

Мажоритарная избирательная система

Мажоритарная система

Мажоритарная избирательная система отличается тем, что каждый избирательный округ имеет право выбрать одного депутата. Победитель определяется большинством голосов:

  • относительное большинство – при этом не имеет значения, достиг ли кандидат порога в 50% голосов;
  • абсолютное большинство – кандидат набрал 50% плюс 1 голос (данная система характерна для выборов Президента России);
  • квалифицированное большинство – нужно набрать ⅔ или ¾ голосов.

Среди преимуществ мажоритарной системы можно выделить:

  • универсальность – она подходит как для выборов отдельных должностных лиц (губернатор, президент), так и для коллективных органов власти (парламент, муниципалитет);
  • избиратель руководствуется своими соображениями о личности кандидата, а не о партии, которую тот представляет;
  • небольшие партии и беспартийные лица могут участвовать в выборах;
  • при выборе конкретного кандидата источником власти становятся избиратели, а не партии.

Недостатки системы:

  • представителей сильных партий в парламенте больше;
  • часто избиратели голосуют за меньшее из двух зол;
  • по итогу, приводит страну к наличию двух партий;
  • создает предпосылки к подкупу избирателей и территориальному переделу округов;
  • результат выборов во многом зависит от материальных вложений кандидата.

Пропорциональная избирательная система

Пропорциональная система

Пропорциональная избирательная система означает, что места в парламенте партия получает пропорционально количеству голосов, полученных на выборах. Применялась при выборах в Госдуму РФ с 2007 по 2011 год. Голосование в данном случае происходит за весь партийный список. Существует минимальный порог для прохождения в парламент, при выборах в ГД РФ он составляет 7%.

Достоинства пропорциональной системы:

  • более справедлива, так как позволяет каждой партии получить места в парламенте;
  • избиратели голосуют за тех, чья позиция им близка, а не за тех, у кого больше шансов на победу;
  • при открытых списках существует возможность выбирать и кандидата, и партию;
  • меньше вероятность проникновения во власть представителей криминальных структур.

К недостаткам пропорциональной системы относятся:

  • при парламентской республике и конституционной монархии правом формировать правительство обладает партия, имеющая большинство мест в парламенте. Если же партий много и все они имеют небольшое число мест, создается правительство, состоящее из идеологических противников, что будет отражаться на его работе;
  • при закрытых списках избиратели не знают своих кандидатов.

Смешанная избирательная система

При смешанной избирательной системе часть мест распределяется по мажоритарному типу (например, 50%), а часть – по пропорциональному. Такая система принята для выборов в ГД РФ с 2014 года. Избирателям выдается по два бюллетеня: для голосования за кандидата и за партию.

Достоинства смешанной системы:

  • рост конкуренции между партиями и, как следствие, повышение эффективности их деятельности;
  • более объективно учитывается мнение групп и слоев общества;
  • состав парламента показывает реальное соотношение политических сил;
  • растет качество принимаемых законов, так как законодатели предъявляют требования к исполнительной власти регионов за реализацию проектов законов.

Смешанная система

Принципы демократических выборов

Одним из признаков демократического режима служит периодическое проведение выборов в органы государственной власти. При демократии источником и носителем власти является народ.

К принципам демократических выборов относятся:

  1. Равенство. Любой гражданин, достигший определенного законом возраста, имеет право избирать и быть избранными. У каждого – лишь 1 голос.
  2. Всеобщность. Участие в выборах принимают все граждане, вне зависимости от национальности, вероисповедания, образования, уровня доходов.
  3. Тайное голосование. Избиратель заполняет бюллетень в кабинке и опускает его в специальную урну.
  4. Свобода. Никто не может навязывать избирателю свою точку зрения, заставлять его проголосовать за того или иного кандидата. Отсутствует экономическое, административное, политическое давление.
  5. Гласность. Каждому кандидату предоставляется возможность выступить на телевидении и в других СМИ на равных условиях, где он может представить свою предвыборную программу.
  6. Состязательность. Наличие альтернативных кандидатов и конкурентная борьба – это является одним из стимулов демократических выборов.

Избирательное право дает человеку ощущение принадлежности к своему государству, сопричастности масштабным процессам, происходящим в стране. Еще в Древней Греции участие в жизни полиса считалось почетным правом гражданина и давалось не каждому. Например, женщины не могли участвовать в политической деятельности. Спустя много веков человечеству удалось построить демократические государства, добиться одинаковых прав для всех членов общества. Но даже в наше время эти права соблюдаются не всегда и существуют страны, в которых участие в выборах ограничено.

Наличие института выборов указывает на демократизм государства, на то, что его граждане свободны в своем волеизъявлении и имеют право сами строить свою жизнь.

Читайте также: