Имеют ли право органы государственного финансового контроля требовать проведение инвентаризации

Обновлено: 17.05.2024

Некоторые руководители считают, что организация финансового контроля является внутренним делом компании и не стоит отвлекать дополнительные ресурсы на проверку корректности учета хозяйственных операций и достоверности всех видов отчетности.

Другое дело, что перечень компонентов, процедур и отчетности системы внутреннего контроля будет зависеть от масштабов бизнеса, организационной и управленческой структуры компании, объема хозяйственных операций.

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Поскольку действующее законодательство в области бухгалтерского учета требует наличия в компании системы внутреннего контроля (СВК), при ее построении нужно определиться, какие цели и задачи будет решать система, из каких компонентов она будет состоять.

Основная цель построения системы внутреннего контроля — обеспечить:

  • эффективность финансово-хозяйственной деятельности компании;
  • экономическую целесообразность хозяйственных операций компании;
  • достоверность показателей всех видов отчетности компании;
  • соответствие деятельности требованиям действующего законодательства и внутренних регламентов компании.

Чтобы система внутреннего контроля могла успешно достигать поставленной цели, она должна решать три ключевые задачи:

  1. осуществление контрольных процедур с учетом особенностей бизнес-процессов компании и присущих ее деятельности рисков;
  2. организация надежной системы сбора, обработки и передачи информации о финансово-хозяйственной деятельности компании;
  3. своевременное предоставление руководству информации об отклонениях от утвержденного порядка функционирования бизнес-процессов для выработки управленческих решений по корректирующим действиям.

Качественная система внутреннего контроля состоит из нескольких компонентов (рис. 1).


Контрольная среда — основа системы внутреннего контроля. Факторы контрольной среды:

  • стратегия и стиль руководства компанией;
  • организационная структура и бизнес-процессы компании;
  • распределение полномочий и ответственности между руководством и менеджментом компании;
  • порядок формирования бухгалтерской (финансовой) и управленческой отчетности компании;
  • требования по соблюдению норм действующего законодательства и внутренних регламентов компании.

Оценка рисков подразумевает совокупность мер, направленных на выявление и анализ рисков, влияющих на деятельность и достижение целей компании. Она является основой для определения контрольных процедур и мероприятий по управлению рисками.

Средства контроля представляют собой применяемые в компании методы и контрольные процедуры, направленные на выявление негативных отклонений и снижение рисков в процессе деятельности компании.

Информационный обмен осуществляется посредством использования средств обмена информацией и информационных технологий, которые создают условия для эффективной реализации управленческих функций, позволяют менеджменту принимать своевременные и обоснованные решения, выполнять свои должностные обязанности.

Мониторинг предусматривает постоянную и периодическую оценку качества работы системы внутреннего контроля путем составления отчетности в области внутреннего контроля.

Пример критериев оценки качества работы системы внутреннего контроля в области формирования финансовой отчетности показан в табл. 1.

Таблица 1. Оценка качества внутреннего контроля над финансовой отчетностью

Объекты контроля

Критерии эффективности контроля

Формирование финансовой отчетности в отношении групп однотипных хозяйственных операций, событий и иных фактов деятельности компании

Отраженные в учете хозяйственные операции, события и иные факты действительно имели место и относятся к деятельности компании

Все хозяйственные операции, события и иные факты деятельности компании, подлежащие отражению в учете, отражены в нем

Суммовые и натуральные показатели, относящиеся к отраженным в учете хозяйственным операциям, событиям и иным фактам деятельности компании, соответствуют первичной документации

Хозяйственные операции, события и иные факты деятельности компании отражены в учете в отчетных периодах их совершения

Хозяйственные операции, события и иные факты деятельности компании корректно отражены на счетах учета

Формирование финансовой отчетности в отношении остатков по счетам учета на конец отчетного периода

Отраженные в учете активы, обязательства и капитал фактически существуют

Компания обладает правами или контролирует права на отраженные в учете активы, а отраженные в учете обязательства представляют собой обязательства компании

Все активы, обязательства и капитал компании, которые подлежат отражению в учете, отражены в нем

Активы, обязательства и капитал компании включены в финансовую отчетность в соответствующих суммах. Любые результирующие оценки и корректировки по распределению их стоимости отражены в отчетности правильно

Состав финансовой отчетности в отношении представления и раскрытия информации

Отраженные в бухгалтерской отчетности хозяйственные операции, события и иные факты хозяйственной жизни фактически имели место и относятся к деятельности компании

Информация в финансовой отчетности представлена в соответствии с требованиями действующего законодательства

Финансовая информация представлена и описана правильно, а раскрываемые в ней хозяйственные операции, события и иные факты деятельности компании отражены в понятной форме

Финансовая и прочая информация раскрыта в отчетности достоверно и в надлежащих суммах

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ПРОЦЕСС ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ НАД ФОРМИРОВАНИЕМ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Процесс внутреннего контроля над формированием финансовой отчетности включает три последовательных этапа.

ЭТАП 1. Предварительный контроль.

Предварительный контроль, осуществляемый перед совершением хозяйственных операций, позволяет определить, насколько целесообразной и правомочной будет та или иная документация.

Контрольные мероприятия, которые относятся к предварительному контролю:

  • анализ соответствия заключаемых договоров утвержденному плану финансово-хозяйственной деятельности;
  • проверка финансовой, статистической, налоговой и управленческой отчетности до ее утверждения/подписания и т. д.

В рамках предварительного контроля можно проводить следующие действия:

  • контроль за составлением финансово-плановых документов (расчетов потребности в финансовых средствах, плана финансово-хозяйственной деятельности и др.) со стороны директора и руководителя финансовой службы компании;
  • проверка и визирование проектов договоров специалистами юридической службы и главным бухгалтером;
  • предварительная экспертиза документов или решений, связанных с расходованием финансовых и материальных средств, руководителями подразделений, главным бухгалтером и внутренним аудитором компании.

Предварительный контроль осуществляют при каждом факте хозяйственной деятельности, который подлежит финансовому контролю согласно регламентам компании.

ЭТАП 2. Текущий контроль.

Данный контроль предусматривает повседневный анализ соблюдения внутренних регламентов, составления финансовой отчетности, ведения бухгалтерского (управленческого) учета. Оценивают эффективность и результативность расходования денежных средств для достижения целей, задач и прогнозных показателей подразделениями компании.

В ходе текущего контроля проверяют:

  • расходные денежные документы (расчетно-платежные ведомости, платежные поручения, счета и т. д.) до их оплаты;
  • наличие денежных средств в кассе;
  • полноту оприходования полученных в банке наличных денежных средств;
  • наличие у подотчетных лиц полученных под отчет денежных средств и (или) оправдательных документов;
  • соответствие данных аналитического и синтетического учета;
  • соответствие фактического наличия материальных средств учетным данным.

На данном этапе контролируют взыскание дебиторской задолженности, погашение кредиторской задолженности.

Текущий контроль проводят с периодичностью, установленной регламентами компании (табл. 2).

Таблица 2. График мероприятий текущего финансового контроля

Наименование объекта проверки

Период

Срок проведения

Ответственное лицо

Проверка сохранности денежных средств и бланков строгой отчетности

Ежемесячно в последний рабочий день месяца

Проверка правильности расчетов с бюджетом/внебюджетными фондами и контрагентами

Ежемесячно в последний рабочий день месяца

Соблюдение установленного порядка выдачи авансов под отчет

Ежеквартально в последний рабочий день месяца

Проверка наличия актов сверки с поставщиками и подрядчиками

Раз в полугодие по состоянию на 1 января и 1 июля

Ежегодно перед составлением годовых отчетных форм

ЭТАП 3. Последующий контроль.

Осуществляют по итогам совершения хозяйственных операций путем анализа и проверки финансовой документации и отчетности, проведения инвентаризаций и иных необходимых контрольных процедур. На данном этапе проверяют следующие моменты:

  • соблюдение требований законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок ведения финансово-хозяйственной деятельности;
  • точность и полноту составления документов, регистров учета хозяйственных операций;
  • исполнение приказов и распоряжений руководства;
  • обеспечение сохранности финансовых и нефинансовых активов компании.

В функциональном аспекте эффективность СВК обеспечивается разграничением зоны полномочий и ответственности субъектов, участвующих в процессе контроля над формированием финансовой отчетности компании.

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Необходимость в организации внутреннего финансового контроля оговорена в статье 19 ФЗ от 6 декабря 2011 года №402. Контроль касается операций, связанных с деятельностью предприятия. Порядок его осуществления оговаривается в учетной политике.

Внутренний корпоративный контроль: некоторые вопросы идентификации, организации и методики

Цели проведения контроля

Рассмотрим цели осуществления локального финансового контроля:

  • Контроль над соблюдением закона в области локальных мероприятий по формированию бюджета и финансовым операциям.
  • Увеличение качества и точности бюджетных отчетов.
  • Повышение отдачи от вложения средств бюджета федерального значения.
  • Повышение качества подготовки документов, связанных с бухучетом.
  • Своевременное и точное заполнение бухгалтерской отчетности.
  • Обеспечение выполнения приказов руководства компании.
  • Исполнение созданных планов по хозяйственной работе.
  • Обеспечение сохранности собственности компании.

Проблемы учета и внутреннего контроля просроченной дебиторской задолженности

Задачи и принципы

Рассмотрим основные задачи финансового контроля:

  • Анализ соответствия операций документам и отчетности.
  • Анализ соответствия деятельности регламентам и должностной инструкции.
  • Анализ соответствия деятельности технологическим процессам.
  • Изучение системы локального контроля для обнаружения элементов, обеспечивающих ее результативность.

Правила внутреннего контроля некредитной финансовой организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения

Контроль базируется на этих принципах:

  • Легитимность. Соответствие контрольных мероприятий законам страны.
  • Независимость. Исполнители контрольных мероприятий должны быть независимы от объектов, которые проверяются. Только в этом случае возможна объективность результатов.
  • Объективность. В процессе контроля должны быть получены достоверные данные. Поэтому мероприятия должны базироваться на фактических сведениях.
  • Ответственность. Все специалисты, занятые на контрольных мероприятиях, должны нести ответственность за свою деятельность. Только так может быть обеспечено ее качество.
  • Системность. Контроль должен быть комплексным. В его процессе анализируются все аспекты финансовой деятельности компании, имеющиеся взаимосвязи.

Соблюдение всех этих принципов обязательно.

Предмет проверки

В процессе контрольных мероприятий проверяются эти аспекты:

  1. Соблюдение законов.
  2. Правильность заполнения документов.
  3. Верность заполнения регистров бухучета.
  4. Сохранение активов организации.

Проверяется наличие ошибок в документах. После обнаружения они оперативно исправляются.

Особенности организации внутреннего контроля

Порядок проведения внутреннего контроля в обязательном порядке прописывается в учетной политике предприятия. Зафиксировать порядок в документах можно на этапе создания компании. Альтернативный вариант – издание отдельных актов. Порядок реализации контроля может быть зафиксирован в отдельном приказе.

Контрольные мероприятия исполняются различными путями:

  • Формированием структурного отдела или принятием сотрудника на должность ревизора. Сотрудники, осуществляющие контрольные мероприятия, подчиняются руководителю организации.
  • Организацией комиссии, которая будет работать на регулярной основе.
  • Возложением обязанностей по проведению контроля на представителей уже сформированных структурных подразделений.

Выбор конкретного пути определяется ожидаемым масштабом работ, возможностями организациями, наличием структурных подразделений, наличием специалистов.

Уровни проведения внутреннего контроля

Внутренний контроль осуществляется на этих уровнях:

  • Уровень работника. Работник осуществляет контроль в рамках своих должностных полномочий.
  • Уровень структурного отдела. Ответственность за контроль возложена на сотрудников подразделения, руководителей отдела.

Порядок осуществления контроля регулируется положением о работе отдела по контрольным мероприятиям. Работа ревизора будет также регламентирована этим положением. Документ должен быть утвержден приказом руководителя. На его основании базируется работа структурного подразделения.

ВАЖНО! Если Внутренний контроль осуществляется разными сотрудниками и подразделениями, ответственность разграничивается на основании локальных актов, должностных инструкций.

Особенности проведения внутреннего контроля

В процессе проведения контрольных мероприятий используются следующие инструменты:

  • Общенаучные методы: анализ, дедукция и прочее.
  • Эмпирические методы: инвентаризация, опросы, замеры.
  • Специфические инструменты: теория вероятности и прочее.

Финансовый контроль можно доверить специальной комиссии, сторонним компаниям.

Разновидности внутреннего контроля

Комплексный контроль включает в себя эти формы проверочных мероприятий:

  1. Предварительный контроль. Выполняется до момента проведения хозяйственной операции. Этот инструмент обеспечивает формирование прогноза относительно итогов операции. Он позволяет решить, стоит ли идти на тот или иной шаг.
  2. Текущий контроль. Включает в себя анализ мероприятий по реализации бюджета, формирование бухгалтерской отчетности, анализ эффективности использования средств. Проверяется соответствие расходов компании ее целям.
  3. Последующий контроль. Осуществляется по результатам реализованных хозяйственных операций. При этом проверяется бухгалтерская документация. Контролируются результаты проведения инвентаризации.

ВАЖНО! Текущий и предварительный контроль можно включить в текущую деятельность сотрудников. Последующий контроль имеет смысл доверить сотруднику, который специализируется именно на контрольных мероприятиях.

ВНИМАНИЕ! Желательно исполнить все виды контрольных мероприятий. Для этого к работе приобщаются подразделения, отдельные сотрудники, специальная комиссия. Однако это возможно только в том случае, если компания располагает соответствующими ресурсами.

Предварительный контроль

Предварительный контроль нужен для принятия решения о проведения операции. Занимаются им руководители компании, заместители, главбухи, представители юридического отдела. В рамках предварительного контроля проводятся эти мероприятия:

  • Проверка заполнения финансово-плановых бумаг.
  • Визирование и согласование документации.
  • Проверка договоров.
  • Экспертиза бумаг о расходовании ресурсов компании.

Предварительный контроль включает в себя анализ соответствия соглашений плану деятельности, проверку всех форм отчетности (бюджетная, статистическая и прочая) до момента подписания документов.

Текущий контроль

Текущий контроль включает в себя повседневное исследование расходования средств, заполнения бухгалтерской документации. Состоит из таких мероприятий, как:

  • Анализ расходной документации.
  • Проверка суммы средств, которая находится в кассе.
  • Контроль над полнотой оприходования средств, которые были выданы банковским учреждением.
  • Контроль над долгами дебиторов и задолженностями самой компании.
  • Проверка соответствия аналитического учета с синтетическим учетом.
  • Установление фактического наличия собственности компании.

Текущий контроль проводится регулярно. Осуществляется он представителями отделов бухучета.

Последующий контроль

Осуществляется он после завершения той или иной операции. Предполагает проверку всех сопутствующих документов. Рассмотрим методы последующего контроля:

  • Инвентаризация.
  • Ревизия кассы без предварительной подготовки.
  • Проверка путей использования средств.
  • Анализ имеющихся документов.

Последующий контроль – заключительный этап внутренней проверки. Желательно поручить его специальной комиссии. Состав ее указывается в соответствующем положении. Если требуется, состав можно изменить. В дальнейшем контроль проводится путем плановых и внеплановых проверок.

Читайте также: