Маркс рассматривал безработицу как порок болезнь предлагая меры обеспечения полной занятости

Обновлено: 30.06.2024

Центробанки многих развитых стран столкнулись с парадоксальной проблемой: несмотря на самый низкий уровень безработицы за последние десятилетия, рост зарплат и инфляция остаются очень медленными. Ускорить их не помогает даже ультрамягкая денежная политика, проводящаяся после финансового кризиса.

Некоторые экономисты, возможно, нашли ответ, пишет The Wall Street Journal (WSJ). По их мнению, причина в том, что люди стали реже менять работу. В то же время европейцы жалуются на качество новых рабочих мест, не обеспечивающих им привычной стабильности.

Главное – конкуренция

Многим развитым странам удалось не просто вернуть безработицу на докризисный уровень, но и добиться ее дальнейшего снижения. В США она опустилась с 10,2% на пике в октябре 2009 г. до 3,5% в сентябре 2019 г., самого низкого уровня за последние 50 лет (в октябре составила 3,6%). Однако годовой темп роста зарплат в США и других странах Организации стран экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) значительно снизился и в 2010–2018 гг. составлял в среднем менее 1%.

Как образуется зазор между статистикой и реальностью

Неполнота и низкое качество статданных закладываются на этапе сбора информации: проблему могут решить согласование баз данных и аудит сбора

Лауреат Нобелевской премии по экономике Кристофер Писсаридес рассказал, как технологии меняют рынок труда и заменят ли людей роботы

В США и Великобритании частота смены работы только недавно стала приближаться к докризисному уровню. Во многом она снизилась из-за нежелания людей рисковать после кризиса, отмечают экономисты. Они также указывают на другие факторы, включая быстрый рост отраслей, требующих новых знаний, и старение населения, поскольку более возрастные сотрудники обычно меньше готовы менять место жительства ради новой должности.

Ненадежная работа

В ЕС безработица в сентябре 2019 г. опустилась до 6,3%, минимального уровня с начала ежемесячных наблюдений в 2000 г. Вакансий в регионе становится все больше, а из стран, устанавливающих минимальный размер оплаты труда, только Латвия не повысила его в прошлом году. Однако многие европейцы все равно недовольны.

Причина кроется в том, что зачастую новые рабочие места являются временными или предлагают неполную занятость, лишая европейцев привычного уровня социальной защиты или с трудом позволяя им сводить концы с концами. По данным Евростата, доля работающих людей в еврозоне, которым грозит бедность, выросла с 7,9% в 2007 г. до 9,2% в 2018 г.

Эммануэль Макрон готовится представить трудовую реформу

Проблема отчасти связана с высокой защитой прав трудящихся в регионе. Хотя в последние годы европейские правительства смягчили правила, чтобы работодателям было проще увольнять сотрудников, те все равно не стремятся нанимать их на полную занятость. Использование временного персонала помогло европейским компаниям укрепить финансовое положение после кризиса, но может негативно отразиться на производительности труда, ведь у таких сотрудников меньше возможностей для карьерного роста и роста зарплат, пишет WSJ.

В результате с 2009 по 2018 г. доля временных сотрудников выросла во Франции с 13 до 16,2%, в Нидерландах – с 16,4 до 20,1%, а в Италии – с 10,8 до 16,5%. Но чаще всего неполную занятость используют работодатели из Испании, где доля таких сотрудников выросла до 26,4%. При этом более 25% новых трудовых договоров там длятся менее недели, а примерно 40% – менее месяца, выявил экономист Флорентино Фельгуэросо.

Похожий тренд наблюдается и в Великобритании. На первый взгляд может показаться, что там отличная ситуация на рынке труда: безработица в этом году опустилась до 3,8%, минимального уровня с 1974 г. Однако после 2008 г. рост числа рабочих мест в основном был обеспечен за счет контрактов на частичную занятость или самозанятых, по данным независимой оценки исследовательского института Resolution Foundation. Недовольство британцев ситуацией на рынке труда и снижением уровня жизни стало одной из причин голосования за выход из ЕС в июне 2016 г., утверждает экономист Уорикского университета Тиемо Фетцер.

В разгар очередного кризиса власти и эксперты почти ничего достоверно не знают о реальных масштабах и структуре российской безработицы, это значит, что оценка последствий кризиса окажется крайне приблизительной

Известно, что во время кризисов растет внимание к показателям безработицы, несущим с собой много важных сигналов. Эта информация должна быть оперативной, максимально подробной и точной, чтобы можно было разрабатывать адекватные политические меры. Знаем ли мы, какова сегодня ситуация с безработицей в России? Боюсь, что нет. Сейчас мы встречаем в СМИ множество оценок, текущих и прогнозных, того, что есть, и того, что может случиться. Их разброс огромен, а методологическая база крайне слаба.

Место на рынке труда

Фото:Кирилл Кухмарь / ТАСС

Что касается безработицы в строгом смысле, то она предполагает сочетание трех критериев: отсутствие работы, ее активный поиск и готовность приступить к работе. Другими словами, если человек, не имеющий работы, ее сейчас по тем или иным причинам не ищет или не готов к ней приступить, то он не безработный.

Сравнимость данных

Показатель безработицы существует в двух вариантах, предполагающих совершенно разные подходы к его расчету. Один использует данные специальных обследований рабочей силы, которые строятся на основе критериев Международной организации труда (МОТ). Они критикуются многими специалистами, но только следование им обеспечивает сравнимость данных, пусть относительную. Во-первых, существуют национальные особенности в проведении таких обследований, касающиеся охвата отдельных групп. Простейший пример: до 2017 года Росстат ограничивал свое наблюдение гражданами до 72 лет, хотя в большинстве стран такого ограничения не было. Во-вторых, размер пособия, замещающего заработок, влияет не только на стимулы к регистрации в службе занятости, но и на срок поиска работы. Если пособие мало, то безработный может предпочесть первую попавшуюся вакансию или уйти с рынка труда. Поэтому две страны с одинаковым показателем безработицы (например, в России и Германии в начале 2020 года он был около 5%), но сильно разными коэффициентами замещения (менее 20% против 60%) будут иметь и очень разные рынки труда. Значительная часть потенциальной безработицы в первом случае замещается скрытой безработицей, то есть малооплачиваемой занятостью. Высокое пособие переключает таких работников из занятости в безработицу, а низкое — из незанятости в занятость, включая неформальную. В-третьих, существует группа временно уволенных с обещанием обратного найма. Это похоже на наши административные отпуска без оплаты. В США они включаются в число безработных, а у нас — нет. Есть еще много нюансов, нарушающих прямолинейную сопоставимость.

Важная особенность оценок МОТ в том, что они появляются с лагом примерно в месяц. Только что опубликована оценка за май, а за июнь оценка будет получена только в конце июля. В условиях кризиса такая информация быстро теряет актуальность. Кроме того, безработный по определению должен активно искать работу, а во время карантина этот поиск крайне затруднен. А значит, тот, кто потерял работу, но из-за самоизоляции ее не ищет, безработным в статистическом смысле не является, а оказывается вне рабочей силы. Попадающие в длительные административные отпуска могут считаться либо занятыми (они же формально не уволены), либо покинувшими рынок труда (де-факто не работают, но и работу не ищут).

Пришедшие за пособием

Павел Малков

К сожалению, Роструд не публикует текущую статистику регистраций в ежедневном или еженедельном режиме, а потому приходится опираться на выступления официальных лиц. В январе—марте 2020 года регистрируемая безработица составляла около 730 тыс. человек. К концу апреля, по словам министра труда Антона Котякова, она насчитывала уже 1,3 млн, а к середине июня — 2,5 млн человек. Эта категория за два с половиной месяца выросла почти в 3,4 раза, или с 1% до примерно 3,4% от рабочей силы. Учитывая, что многие безработные по разным причинам не могут рассчитывать на помощь, статистика регистрации традиционно дает неполную картину.

Разброс оценок

Можно ли каким-то образом спроецировать данные служб занятости на общую безработицу? Все зависит от гипотез и нашей веры в их правдоподобность. Во-первых, можно предположить, что общая безработица меняется тем же темпом, что и регистрируемая. В этом случае на середину июня ее уровень мог бы составить примерно 14% (4,7% × 3). Во-вторых, можно отталкиваться от соотношения между регистрируемой и общей безработицей, которое на протяжении 20 последних лет колебалось между одним к трем и одним к пяти. Если умножить уровень регистрируемой (2,5 млн, или примерно 3,4%) на коэффициент 4, то получим 13,6% для уровня общей безработицы. В-третьих, можно учесть временное повышение пособия для тех, кто потерял работу после 1 марта, усиливающее стимулы к регистрации. Последнее значимое повышение было перед кризисом 2009 года, и тогда соотношение снизилось до трех раз. В этом случае мы придем к 10% безработных на середину июня.

А что будет, если в качестве исходных данных для еще одного возможного сценария все-таки принять оценку Росстата в 6,1% на середину мая и сокращение рабочей силы между мартом и маем на 1 млн человек? Такой быстрый уход из занятости, не сопровождающийся поиском работы, является очевидным отражением нынешнего кризиса. Если таких незанятых и неищущих добавить к безработным, то получится около 7,5%. Как видим, спектр оценок для середины июня оказывается достаточно широким.

Уже приведенные оценки варьируют в значительном диапазоне, но набор возможных гипотез далеко не исчерпан. Мы явно имеем большую зону неопределенности. Могут ли закрыть ее телефонные и интернет-опросы, которых сегодня много? К сожалению, нет. Их надежность как инструментов статистического измерения для экономической политики очень мала, хотя они дают полезный материал для анализа. К тому же вариация оценок, полученных по такой неконвенциональной методологии, оказывается еще значительнее.

Я ни в коем случае не утверждаю, что имеет место манипулирование статистикой. Мой тезис заключается в том, что мы, включая органы власти, почти ничего не знаем про то, какова сегодня фактическая безработица, не говоря уже о ее структуре. Отчасти эта ситуация объективна, и подозреваю, что с подобным вызовом сегодня сталкиваются многие страны. Но имеет ли это незнание какое-либо практическое значение? Мне представляется, что да. Применительно к собственному здоровью каждый хочет, чтобы прописываемое лечение опиралось на точный диагноз и надежные результаты анализов и обследований. Разработка обоснованной и эффективной политики по восстановлению экономики, изрядно потрепанной кризисом, предполагает, что мы хорошо понимаем, где находимся и куда движемся. Мы же оказались посередине разбушевавшегося океана на корабле с неработающими навигационными приборами.

Как будут регистрировать безработных в 2022 году?

Как зарегистрироваться в центре занятости, чтобы помогли найти работу и начислили пособие по безработице?

Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и безработных граждан утверждены Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2021 г. № 1909.

Заявление о содействии в поиске подходящей работы подается в центр занятости населения по месту жительства. В ином случае заявление примут и помогут найти работу, но пособие по безработице не начислят. Гражданин, не имеющий постоянной регистрации, может обратиться в суд с заявлением об установлении факта постоянного проживания по месту фактического жительства. Решение суда станет основанием для его постановки на учет в качестве безработного 1 . Иностранцы и лица без гражданства, имеющие разрешение на временное проживание, могут встать на учет в ЦЗН, но пособие по безработице они получать не будут.

К заявлению нужно приложить:

  • паспорт или документ, его заменяющий;
  • справку о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы. Если заработок исчислен в иностранной валюте, она переводится в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения. Справка выдается последним работодателем по письменному заявлению работника в течение 3 рабочих дней. Ее не заменяет справка, составленная по форме 2-НДФЛ;
  • трудовую книжку, трудовые договоры;
  • документы об образовании и квалификации.

Дополнительно могут потребоваться: справка из отдела социальной защиты населения о получении пособия на ребенка; военный билет с отметкой о дате начала и окончания военной службы; для иностранных граждан – РВП или ВНЖ, удостоверение беженца, удостоверение вынужденного переселенца; для детей-сирот – справка из органов опеки и попечительства, подтверждающая их статус; для инвалидов – индивидуальная программа реабилитации.

Если не получается самостоятельно подать заявление или собрать необходимые документы, можно обратиться в центр занятости населения за консультацией.

Если за 10 дней со дня подачи заявления гражданину не смогут подобрать подходящие вакансии, он признается безработным. При отказе в признании безработным он может обратиться в ЦЗН повторно через месяц.

Как в 2022 г. встать на учет в центре занятости и получить статус безработного дистанционно?

Центры занятости 19 регионов перешли на новый формат работы в ноябре 2021 г. С 1 января 2022 г. на электронный формат перейдут ЦЗН еще более 60 регионов. В Москве оказывать услуги по новым правилам начнут с 1 января 2023 г.

1. Авторизация на портале.

2. Составление резюме.

3. Подача заявления о содействии в поиске подходящей работы.

В форме подачи заявления необходимо заполнить все поля.

Выберите цель подачи заявления (укажите, претендуете ли вы на пособие по безработице).

Кого признают безработным?

Условия признания граждан безработными указаны в ст. 3 Закона о занятости населения.

Не могут быть признаны безработными:

На что могут рассчитывать безработные граждане?

Среди мер социальной поддержки предусматривается выплата гражданам пособия по безработице. Оно выплачивается в процентном отношении к среднему заработку и начисляется при одновременном выполнении следующих условий:

  • гражданин признан безработным;
  • уволен в течение 12 месяцев до начала безработицы;
  • состоял в этот период в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель.

При соблюдении этих условий размер пособия составит (п. 1 ст. 30 Закона о занятости населения):

  • в первые 3 месяца – 75% среднего заработка по последнему месту работы (службы);
  • в следующие 3 месяца – 60% (с применением районных коэффициентов).

Пособие выплачивается в минимальном размере (п. 2 ст. 30 Закона о занятости населения), если:

  • гражданин впервые ищет работу (ранее не работал), за исключением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • отсутствуют сведения о среднем заработке по последнему месту работы (службы);
  • отсутствуют сведения о том, что гражданин состоял в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы;
  • гражданин хочет возобновить трудовую деятельность после длительного, более года, перерыва;
  • гражданин уволен за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия;
  • гражданин прекратил индивидуальную предпринимательскую деятельность;
  • гражданин вышел из членов крестьянского (фермерского) хозяйства;
  • гражданин направлен органами службы занятости на обучение и отчислен.

В 2022 г. минимальная величина пособия составит 1500 руб.

Читайте также: