Имеют ли право оказывать медицинскую помощь студенты в рамках практической подготовки

Обновлено: 30.06.2024

Медицинским волонтером может стать любой гражданин, независимо от уровня образования и социального статуса, который желает на безвозмездной основе оказывать помощь в сфере здравоохранения.

Добровольцы могут заниматься следующими направлениями:

Помогать в оказании медицинских услуг и помогать в медицинском специальном уходе могут лишь те, кто получает или уже имеет профильное медицинское образование

Помогать в общем уходе за пациентами.

Оказывать содействие в популяризации здорового образа жизни и профилактики заболеваний.

Заниматься популяризацией "кадрового" донорства крови и ее компонентов;

Содействовать в обучении и оказании первой помощи (помощь в медицинском сопровождении спортивных и массовых мероприятий).

Информационная, консультационная, психологическая, просветительская, досуговая и иная поддержка пациентов медицинских организаций.

Профориентация школьников в медицину.

Виды волонтерства в медицинской организации

Виды помощи, оказываемые волонтерами/добровольцами

А. Помощь медицинскому персоналу и медицинский уход за пациентами.

* помощь имеют право осуществлять только добровольцы (волонтеры), получающие или получившие медицинское образование

  • Помощь в проведении термометрии, измерении АД, частоты пульса, частоты дыхания с фиксированием показателей в стационарной карте;
  • Оказание помощи медицинскому персоналу в выдаче лекарств;
  • Помощь в проведении перевязок;
  • Помощь в подготовке стерильных инструментов, капельниц, растворов в процедурном кабинете;
  • Помощь в сборе необходимых анализов (ккал, моча, кровь) и доставке их в лабораторию;
  • Помощь в подготовке внутривенных капельных систем и проведении манипуляций (внутривенные, внутримышечные инъекции, постановка и контроль за внутривенными капельными системами) совместно с медицинской сестрой;
  • Помощь медицинской сестре в выполнении назначений врача;
  • Помощь в предоперационной подготовке пациентов;
  • Помощь в осуществлении всех манипуляций и уходе за пациентами под контролем среднего медицинского персонала отделения.

Б. Помощь медицинскому персоналу в общем уходе за пациентами

  • Помощь медицинской палатной сестре в уходе за пациентами, участие в кормлении пациентов при необходимости;
  • Помощь в смене нательного и постельного белья пациентов;
  • Помощь в осуществлении контроля за соблюдением больными правил личной гигиены: умывает, подмывает, причёсывает пациентов, которые не могут этого делать по своему физическому состоянию;
  • Помощь в сопровождении и транспортировке пациентов;
  • Помощь в осуществлении контроля за выполнением пациентами и посетителями режима дня лечебного отделения;
  • Иные виды помощи, требующие специальной подготовки и знаний.

В. Организация системной досуговой и обучающей деятельности пациентов и находящихся с ними родственников

  • Общение, эмоциональная поддержка пациентов;
  • Игры в помещении и на свежем воздухе;
  • Проведение творческих занятий, встреч;
  • Постановка театрализованных представлений;
  • Организация и проведение праздников;
  • Проведение сеансов АРТ-терапии;
  • Проведение сеансов музыкальной терапии;
  • Проведение сеансов ПЭТ-терапии;
  • Показ видео и кинофильмов;
  • Выпуск больничных газет и журналов совместно с пациентами;
  • Чтение книг вслух;
  • Иные виды организации досуга пациентов и развлекательные мероприятия.
  • Проведение лекций, обучающих мероприятий;
  • Проведение занятий по компьютерной грамотности;
  • Помощь в освоении программы школьного образования;
  • Помощь в освоении программы высшего образования;
  • Помощь в получении дополнительного образования, повышении квалификации;
  • Иные виды образовательной деятельности.

Г. Осуществление нерегулярной деятельности или деятельности, не связанной с пациентами

Хозяйственная и организационная помощь:

  • Помощь в проведении текущей уборки и генеральной уборки процедурного (перевязочного) кабинета с использованием дезинфицирующих средств;
  • Оказание помощи в ведении документации;
  • Роспись стен в учреждении;
  • Организация интерактивных элементов в пространстве (выставка работ, игровые элементы);
  • Обустройство игровых комнат;
  • Организация точек буккроссинга;
  • Организация праздничного оформления;
  • Уход за территорией учреждения, участие в субботниках;
  • Высадка цветов, кустарников на территории;
  • Иные виды деятельности по преобразованию среды;
  • Уборка в помещениях учреждения;
  • Уборка территории больницы;
  • Косметический ремонт в помещениях учреждения;
  • Погрузка, разгрузка, подсобная помощь.

Поддержка родителей и родственников пациентов не на территории лечебных отделений медицинского учреждения в рамках программ, реализуемых медицинским учреждением:

  • Транспортная помощь;
  • Помощь по хозяйству;
  • Создание фото и видеоматериалов силами волонтеров;
  • Профессиональная психологическая поддержка; волонтерами, имеющими соответствующую квалификацию;
  • Профессиональные юридические консультации волонтерами, имеющими соответствующую квалификацию;
  • Организация групп поддержки силами родственников пациентов;
  • Иные виды поддержки родителей и родственников пациентов.
  • Раздача информационных материалов посетителям учреждения;
  • Участие в массовых мероприятиях, направленных на повышение информированности населения об оказываемой медицинской помощи;
  • Участие в массовых мероприятиях по проведению диспансеризации населения;
  • Участие в массовых мероприятиях по ранней диагностике и профилактике заболеваний;
  • Участие в мероприятиях, по независимой оценке, качества оказываемых учреждением услуг;
  • Иные виды информационной помощи персоналу учреждения.

Волонтёры с медицинским профильным образованием

Участвовать в оказании помощи медицинскому персоналу возможно лицам, получающим или получившим профессиональное медицинское образование согласно регламенту, согласованному руководством учреждения здравоохранения. При этом перечень возможных активностей зависит от наличия у добровольца (волонтера) диплома о среднем или высшем медицинском образовании, а также курса обучения добровольца (волонтера) - студенты до 3 курса и после 3 курса участвуют в оказании разных видов помощи.

Добровольцы с медицинским образованием могут оказывать волонтерскую помощь по следующим направлениям:

помощь медицинскому персоналу в ведении медицинской документации;

помощь в транспортировке пациентов, сопровождение больных на диагностические и лечебные процедуры;

помощь в мониторинге показателей жизнедеятельности: проведение термометрии, измерения АД, частоты пульса, частоты дыхания и т.д.;

помощь медицинским сестрам в выполнении назначений врача;

помощь в санитарно-гигиенической уборке и дезинфекции процедурной, перевязочной, операционной;

помощь палатной медицинской сестре в уходе за пациентами;

Повседневный уход за больными

В отличие от помощи в специальном медицинском уходе, осуществлять повседневный уход за больными могут лица, не имеющие специального медицинского образования.

помощь в поддержании гигиены пациента;

помощь в смене нательного и постельного белья;

помощь в транспортировке;

помощь в осуществлении кормления;

помощь в отслеживании динамических показателей (давление, пульс, температура тела);

помощь в поддержании гигиены помещения, в котором находится больной;

Содействие популяризации здорового образа жизни и профилактики заболеваний

Участие добровольцев (волонтеров) в популяризации здорового образа жизни и профилактике заболеваний у населения позволяет системно осуществлять данную деятельность среди граждан разных возрастных групп, увеличивая таким образом охват россиян профилактической информацией и привлекая к здоровому образу жизни. Добровольцы (волонтеры) могут проводить мероприятия как самостоятельно, так и совместно со специалистами и медицинским оборудованием.

проведение уроков, тренингов и лекций по здоровому образу жизни, включая профилактику инфекционных и неинфекционных заболеваний;

организация интерактивно-образовательных мероприятий с использованием современных форматов обучения и преподнесения информации;

проведение акций и выездных мероприятий в образовательных и иных учреждениях:

иные мероприятия просветительского характера.

Содействие популяризации "кадрового" донорства крови и ее компонентов

Актуальной проблемой донорства крови является малое распространение безвозмездности и регулярности донаций, так как кровь или ее компоненты, полученные при единовременной сдаче, не могут быть сразу же использованы для переливания в связи с определенным периодом карантинизации. Именно эти два критерия должны соблюдаться для того, чтобы национальная служба крови смогла обеспечить достаточным количеством плазмы и форменных элементов всех пациентов, которым это необходимо. Задачей добровольцев (волонтеров), работающих по данному направлению, является пропаганда донорства как акта гуманизма и составляющей здорового образа жизни, способствующей формированию здоровых привычек у донора, пропаганда кадрового донорства, а также повышение общего уровня информированности населения о важности и пользе донорства.

При этом важно отметить, что сама по себе донация крови не является добровольческой (волонтерской) деятельностью.

проведение просветительских мероприятий среди населения;

помощь в проведении донорских акций и соответствующих мероприятий;

Содействие в обучении и оказании первой помощи (помощь в медицинском сопровождении спортивных и массовых мероприятий)

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определяет первую помощь как особый вид помощи, оказываемой лицами, не имеющими медицинского образования, при травмах и неотложных состояниях до прибытия медицинского персонала. Согласно части 4 статьи 31 указанного закона каждый гражданин вправе добровольно оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков. Формированием таких навыков занимаются некоторые добровольческие (волонтерские) организации, а также медицинские и образовательные учреждения.

Добровольцы (волонтеры), участвующие в оказании первой помощи, работают совместно с бригадами скорой медицинской помощи на спортивных и массовых мероприятиях с соблюдением всех норм и правил оказания первой помощи. Это позволяет ускорить процесс оказания первой помощи и более оперативно выявлять в ходе мероприятий случаи, требующие медицинской помощи.

помощь в медицинском сопровождении спортивных мероприятий;

помощь в медицинском сопровождении массовых и иных мероприятий;

обучение населения навыкам оказания первой помощи.

Информационная, консультационная, психологическая, просветительская, досуговая и иная поддержка пациентов медицинских организаций

Добровольцы (волонтеры) в процессе свободного общения с пациентами и проведения различных интерактивно-образовательных мероприятий способны создать комфортную психологическую обстановку, направленную на скорейшее выздоровление больных.

организация досуговых мероприятий в учреждениях здравоохранения для детей и взрослых;

творческие занятия с детьми в медицинских организациях;

общение и моральная поддержка детей и взрослых в трудной жизненной ситуации, находящихся в медицинских учреждениях;

бытовая помощь пациентам (поддержание чистоты помещения, покупка необходимых продуктов, вещей, лекарств, помощь в приготовлении пищи и т.д.);

Профориентация школьников в медицину

Добровольцы (волонтеры) помогают в профориентационной работе со школьниками, проведя лекции, интерактивные занятия и иные мероприятия, способствующие получению подрастающим поколением комплексного представления о профессии врача и формированию осознанного выбора медицинской специальности.

помощь в проведении учебно-теоретической работы с практическим компонентом - формирование у учащихся понимания специфики будущей профессии;

привлечение учащихся школ к профилактическим акциям;

проведение экскурсий в медицинские организации (больницы, поликлиники, центры медицинской профилактики)

Практическая подготовка - неотъемлемая часть обучения студентов-медиков. Она предполагает отработку ими навыков выполнения различных медицинских манипуляций, в том числе внутривенного и внутримышечного введения лекарственных препаратов. Могут ли студенты, проходящие практику, участвовать в оказании медицинской помощи пациентам, рассмотрим в настоящей статье.

Согласно п.4 ст.82 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, практическая подготовка лиц, получающих медицинское и фармацевтическое образование (как среднее, так и высшее) обеспечивается путем их участия в осуществлении медицинской деятельности или фармацевтической деятельности в соответствии с образовательными программами и организуется, в том числе, в медицинских организациях.

Таким образом, практическая подготовка предполагает участие студента (обучающегося) в осуществлении медицинской или фармацевтической деятельности, но не осуществление указанной деятельности самостоятельно.

Согласно п.5 ст.82 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, организация практической подготовки осуществляется на основании договора между образовательной или научной организацией и медицинской организацией либо организацией, осуществляющей производство лекарственных средств, организацией, осуществляющей производство и изготовление медицинских изделий, аптечной организацией, судебно-экспертным учреждением или иной организацией, осуществляющей деятельность в сфере охраны здоровья.

Порядок организации и проведения практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования, фармацевтического образования, утвержденный приказом Минздрава России от 03.09.2013 N 620н, предусматривает, что договор должен содержать положения, определяющие порядок участия обучающихся в медицинской деятельности или фармацевтической деятельности, в том числе порядок их участия в оказании медицинской помощи гражданам.

Типовая форма договора об организации практической подготовки обучающихся применительно к студентам-медикам утверждена приказом Минздрава России от 30.06.2016 г. N 435н. По условиям указанного договора (п.12.10), организация, осуществляющая деятельность в сфере охраны здоровья, обязуется допуск обучающихся к участию в оказании медицинской помощи при согласии пациента или его законного представителя.

Аналогичная норма была предусмотрена п.7 Порядком участия обучающихся по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам в оказании медицинской помощи гражданам и в фармацевтической деятельности, утвержденным приказом Минздрава России от 22.08.2013 г. N 585н и действовавшим до 01.01.2021 г.

Учитывая изложенное, привлечение студентов-практикантов к выполнению медицинских манипуляций, в том числе введению лекарственных препаратов, возможно только с согласия пациентов.

В то же время законодательство позволяет студентам-медикам при определенных условиях самостоятельно осуществлять медицинскую и фармацевтическую деятельность.

Порядок допуска лиц, не завершивших освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала установлен приказом Минздрава России от от 27.06.2016 N 419н.

Указанный Порядок предусматривает возможность допуска студентов медицинских вузов, освоивших образовательную программу по специальностям "Лечебное дело", "Педиатрия", "Медико-профилактическое дело", "Стоматология" в объеме трех курсов и более или по специальности "Сестринское дело" в объеме двух курсов и более к работе на следующих должностях среднего медицинского персонала: медицинская сестра; медицинская сестра палатная (постовая); медицинская сестра перевязочной; медицинская сестра по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи; медицинская сестра процедурной; медицинская сестра приемного отделения; медицинская сестра участковая; медицинский регистратор.

Таким образом, в период обучения в медицинском вузе после второго или третьего курса (в зависимости от специальности) студенты на вполне законных основаниях (трудовой договор) могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности на ряд должностей среднего медперсонала. Соответственно, выполнение определенных медицинских манипуляций будет их обязанностью.

Следите за нашим каналом, подписывайтесь на него, ставьте лайки, если статья понравилась, и оставляйте комментарии. Ваше мнение будет интересно.











  • Международный Университет
  • Ресурсы и подразделения

Подготовка к поступлению

Профориентационные мероприятия для школьников

Учителям

Пироговская олимпиада для школьников по химии и биологии

ОНЛАЙН-ПРОЕКТЫ (дистанционное обучение)

Учебное

Профессиональное развитие

Студенческая жизнь

Аспирантура

Подготовка и защита диссертаций

Ресурсы

Условия допуска к практике (требования к обследованию и диспансеризации)

Требования к обследованию студентов перед началом практики

Все студенты, приступающие к производственной практике должны иметь нижеуказанные обследования и прививки.

Студенты, не представившие данную информацию (куратору или администрации больницы), до производственной практики допускаться не будут.

При себе нужно иметь копии анализов или медицинской книжки.

Студенты, имеющие медицинский отвод от прививок должны представить заключение врачебной комиссии в отдел практики.

Прививки:

  • АДС-М (каждые 10 лет).
  • Гепатит В — если Вы болели гепатитом В или С, необходимо принести заключение гепатолога или инфекциониста. Если Вы утратили сведения о прививках против гепатита В – необходимо принести анализ крови на антитела IgG (иммунитет) к этим инфекциям.
  • Корь* — необходимо представить данные о проведении серомониторинга на напряженность иммунитета к кори — антитела IgG.
  • Краснуха — только для женщин до 25 лет. Если болели краснухой или утратили сведения о прививках против краснухи и гепатита В – необходимо принести анализ крови на антитела IgG (иммунитет) к этим инфекциям.
  • Ветряная оспа. Для студентов, которые проходят практику в НЦЗД – сведения о прививках или перенесенном заболевании.
  • COVID-19. Наличие сертификата о вакцинации от COVID-19 или справка на наличие антител класса Ig G к SARS-CoV-2

Осмотры (срок действия осмотра – 1 мес.):

  • Терапевт
  • Дерматовенеролог (с исследованием на сифилис, гонорею и трихомониаз)
  • Стоматолог
  • ЛОР

Исследования:

  • Флюорография (срок действия – 1 год). Для студентов, которые проходят практику в НЦЗД – срок действия флюорографии – 6 месяцев
  • Анализ крови на ВИЧ, гепатиты В и С (срок действия – 3 мес.)
  • Мазок из зева на патогенный стафилококк (срок действия – 2 нед.)
  • Отрицательный результат лабораторного ПЦР исследования на коронавирус COVID-19, сроком от момента забора содержимого из носоглотки не ранее, чем за 3 дня

Для работы в педиатрических отделения:

  • Посев на патогенную кишечную группу (срок действия – 1 мес.)
  • Анализ кала на яйца глист (срок действия – 1 мес.)

* Требование в соответствии со следующими документами:

Локальные нормативные акты

Положения о допуске обучающихся на клинические базы, базы практики и в обособленные структурные подразделения по результатам прохождения вакцинации и ежегодного медицинского осмотра. С дополнениями от 26.08.2020

Министерство здравоохранения Российской Федерации во исполнение абзаца 7 подпункта "а" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 16 января 2014 г. N Пр-78 о предоставлении преподавателям медицинских образовательных организаций высшего образования и научным работникам научных медицинских организаций, обладающим необходимой квалификацией и опытом, возможности осуществлять медицинскую деятельность информирует.

В соответствии со статьей 100 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.

Согласно части 5 статьи 82 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организация практической подготовки обучающихся осуществляется на основании договора, заключенного между образовательной или научной организацией и медицинской организацией либо организацией, осуществляющей производство лекарственных средств, организацией, осуществляющей производство и изготовление медицинских изделий, аптечной организацией, судебно-экспертным учреждением или иной организацией, осуществляющей деятельность в сфере охраны здоровья. При этом определен порядок участия работников образовательных организаций и работников научных организаций в медицинской деятельности и порядок участия работников медицинских организаций и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья, в образовательной деятельности.

Таким образом, законодательством предусмотрена возможность участия педагогических работников образовательных организаций и научных работников научных организаций в осуществлении медицинской деятельности в рамках практической подготовки обучающихся.

Однако, принимая во внимание, что указанная норма недостаточно реализуется на практике, Министерство здравоохранения Российской Федерации разработало рекомендуемую форму договора об организации практической подготовки обучающихся, заключаемого между образовательной или научной организацией и медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей деятельность, в сфере охраны здоровья, и направляет его для использования в работе.

Рекомендуемая форма договора

об организации практической подготовки обучающихся,

заключаемого между образовательной или научной организацией

и медицинской организацией или иной организацией,

осуществляющей деятельность в сфере охраны здоровья

_____________________ (наименование образовательной или научной организации), в лице _____________________ (должность, Ф.И.О), действующего на основании Устава, далее именуемое образовательная (научная) организация, с одной стороны, и _____________________ (наименование медицинской организации или иной организации, осуществляющей деятельность в сфере охраны здоровья), в лице _____________________ (должность, Ф.И.О), действующего на основании Устава, далее именуемое медицинская организация (организация), с другой стороны, далее именуемые Стороны, в соответствии со статьей 82 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон), приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.08.2013 N 585н "Об утверждении Порядка участия обучающихся по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам в оказании медицинской помощи гражданам и в фармацевтической деятельности", приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.09.2013 N 620н "Об утверждении Порядка организации и проведения практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования, фармацевтического образования", приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.11.2012 N 982н "Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста" заключили настоящий Договор о нижеследующем:

1. Предмет Договора.

1.1. Стороны принимают на себя взаимные обязательства по совместной организации и проведению практической подготовки обучающихся образовательной (научной) организации (студентов, интернов, ординаторов, аспирантов, слушателей) (далее - обучающиеся) с целью совершенствования оказания медицинской помощи гражданам, эффективного использования кадровых, материальных, финансовых ресурсов и научного потенциала образовательной (научной) организации и медицинской организации (организации), направленных на улучшение здоровья граждан. Практическая подготовка обучающихся организуется на безвозмездной основе.

1.2. Практическая подготовка обучающихся производится в помещениях медицинской организации (организации), пригодных для использования в соответствии с условиями настоящего Договора.

1.3. Для организации работы следующих кафедр:

- _____________________ (наименование кафедры);

- _____________________ (наименование кафедры);

- _____________________ (наименование кафедры)

используются следующие помещения:

1.4. Перечень медицинской техники (оборудования), используемой медицинской организацией (организацией) совместно с образовательной (научной) организацией, установлен в приложении N 1 к настоящему Договору.

1.5. Имущество в соответствии с условиями настоящего Договора используется работниками медицинской организации (организации), работниками образовательной (научной) организацией, обучающимися. Передача помещений и иного имущества третьим лицам не допускается.

1.6. Имущественные права на имущество, используемое в соответствии с условиями настоящего Договора, сохраняются за медицинской организацией (организацией).

1.7. Расходы на содержание имущества, включая коммунальные и иные обязательные платежи, несет медицинская организация (организация).

1.8. В случае если медицинская техника (оборудование) принадлежит образовательной (научной) организации, имущественные права на медицинскую технику (оборудование) и расходы на их содержание несет образовательная (научная) организация.

1.9. Руководителем практической подготовки обучающихся от образовательной (научной) организации является:

- по специальности _____________________ (наименование специальности) на _____________________ (должность, Ф.И.О);

- по специальности ______________________ (наименование специальности) на _____________________ (должность, Ф.И.О);

- по специальности _____________________ (наименование специальности) на _____________________ (должность, Ф.И.О);

1.10. Ответственным за организацию и проведение практической подготовки от медицинской организации (организации) (далее - ответственным работником) является:

- по специальности _____________________ (наименование специальности) на ______________________ (должность, Ф.И.О);

- по специальности _____________________ (наименование специальности) на _____________________ (должность, Ф.И.О);

- по специальности _____________________ (наименование специальности) на _____________________ (должность, Ф.И.О);

1.11. Руководитель практической подготовки обучающихся:

- несет персональную ответственность совместно с ответственным работником за проведение практической подготовки и соблюдение обучающимися правил охраны труда;

- обеспечивает контроль за правом обучающихся на выполнение определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью;

- обеспечивает контроль за выполнением обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью;

- оказывает методическую помощь обучающимся при выполнении определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

2. Права и обязанности Сторон.

2.1. Работники структурных подразделений образовательной (научной) организации, участвующие в практической подготовке на территории медицинской организации (организации), вправе принимать участие в медицинской деятельности в соответствии со статьей 82 Закона путем участия в:

- совместных с медицинскими работниками медицинских организаций (организаций) обходах пациентов в структурных подразделениях медицинской организации (организации);

- работе консилиумов (комиссий), создаваемых и проводимых в медицинской организации (организации);

- _____________________ (иные права).

2.2. Образовательная (научная) организация обязуется:

- осуществление в рамках основной деятельности работниками образовательной (научной) организации, имеющими высшее медицинское образование и действующий сертификат специалиста, медицинской деятельности в объемах нагрузки и видах деятельности в соответствии с приложением N 2 к настоящему Договору;

- выполнение условий эксплуатации совместно используемой с медицинской организацией (организацией) медицинской техники (оборудования) и другого имущества, не допускать к работе с этой медицинской техникой (оборудованием) лиц, не имеющих специальной подготовки;

- выполнение графика эксплуатации и профилактического обслуживания медицинской техники (оборудования);

- выполнение правил внутреннего трудового распорядка, установленного в медицинской организации (организации);

- содержание совместно используемых помещений в чистоте и порядке, сохранность медицинской техники (оборудования) и другого имущества медицинской организации (организации), выполнять правила противопожарной безопасности.

2.2.2. Оказывать методическую и научно-консультативную помощь медицинской организации (организации):

- в проведении совместных с медицинской организацией (организацией) клинических и теоретических конференций, лекций, семинаров, мастер-классов, иных мероприятий, направленных на повышение квалификации медицинских работников;

- в проведении совместной с медицинской организацией (организацией) разработки и внедрения в практику современных способов профилактики, диагностики и лечения.

- работников структурных подразделений образовательной (научной) организации, участвующих в практической подготовке на территории медицинской организации (организации), к оказанию медицинской помощи при наличии у таких работников права на осуществление медицинской деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- обучающихся к оказанию медицинской помощи в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.08.2013 N 585н "Об утверждении Порядка участия обучающихся по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам в оказании медицинской помощи гражданам и в фармацевтической деятельности".

2.3. Работники медицинской организации (организации) вправе принимать участие в образовательной деятельности.

2.4. Медицинская организация (организация) обязуется:

2.4.1. Создать условия для прохождения практической подготовки обучающихся, предусматривающей приобретение практических навыков в объеме, позволяющем выполнять определенные виды работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

2.4.2. Предоставить образовательной (научной) организации право совместного пользования медицинской техникой (оборудованием) и другим имуществом, принадлежащим медицинской организации (организации), необходимым для организации практической подготовки обучающихся, с соблюдением условий, установленных пунктом 2.2.1 настоящего Договора.

2.4.3. Своевременно и качественно выполнять технические работы по ремонту и обслуживанию совместно используемой с образовательной (научной) организацией медицинской техники (оборудования) и другого используемого имущества.

2.4.4. Обеспечить безопасные условия практической подготовки обучающихся и труда работников образовательной (научной) организации.

2.4.5. Обеспечить участие работников структурных подразделений образовательной (научной) организации и обучающихся в оказании медицинской помощи гражданам. При оказании медицинской помощи обучающимися пациент должен дать информированное добровольное согласие об их участии в оказании ему медицинской помощи и вправе отказаться от участия обучающегося в оказании ему медицинской помощи.

3. Особые условия.

3.1. Стороны несут ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за неисполнение (или ненадлежащее исполнение) возложенных на них обязанностей в соответствии с настоящим Договором.

3.2. Все споры, возникающие между Сторонами по настоящему Договору, разрешаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

3.3. Настоящий Договор вступает в силу после его подписания и считается продленным на следующий календарный год, если ни одна из сторон не заявит о его прекращении за 30 дней до его окончания.

3.4. Настоящий Договор составлен в двух экземплярах. Один экземпляр хранится в образовательной (научной) организации, второй - в медицинской организации (организации), при этом все экземпляры являются подлинными, и каждый из них имеет одинаковую юридическую силу.


В настоящее время вопрос организации производственной практики студентов-медиков в условиях пандемии COVID-19 разрешен на уровне двух приказов и соответствующих разъяснений Минздрава России:

Приказ № 248 адресован руководителям находящихся в ведении Минздрава РФ организаций, реализующих профессиональные образовательные программы медицинского и фармацевтического образования. Ключевым с нашей точки зрения в этом документе является п. 3, в котором приведен перечень видов деятельности, к выполнению которой могут быть привлечены практиканты:

Этот же перечень продублирован в Письмах № 16-0/10/2-38 и № 16-0/10/2-39, в которых, однако, уточнено, что участие практикантов в оказании медпомощи больным осуществляется под контролем педагогических работников образовательной организации и работников медицинской организации. Важно подчеркнуть, что в любом случае студенты должны допускаться к выполнению указанной деятельности при наличии на то их письменного согласия.

Действие Приказа № 379/610 распространяется на:

Действие Приказа № 379/610 не распространяется на обучающихся, проходящих практическую подготовку или осуществляющих трудовую деятельность в медицинских организациях на момент издания настоящего приказа (то есть на дату 27.04.2020).

Наличие и отсутствие медицинских противопоказаний для работы с больными COVID-19 устанавливают, по всей видимости, в ходе медосмотра. Отдельных противопоказаний для данного вида практики законодатель пока что не определил. В любом случае все студенты обязаны пройти медицинский осмотр, получить соответствующее заключение, а данные осмотра должны быть внесены в медицинские книжки студентов в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Прежде всего руководители медицинских и образовательных организаций заключают соответствующие договоры о практической подготовке студентов по типовой форме, утвержденной Приказом Минздрава России от 30.06.2016 № 435н, с учетом потребностей медицинских организаций и в соответствии с распределением, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения. При этом, как разъяснено в Письмах Минздрава РФ № 16-0/10/2-38 и № 16-0/10/2-39, в целях эффективной реализации мер, направленных на профилактику и предупреждение распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, координацию действий между образовательными организациями и органами государственной власти субъектов РФ целесообразно осуществлять посредством региональных оперативных штабов по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCOV. То есть организационные вопросы должны быть решены образовательными и медицинскими учреждениями при участии органов власти субъектов РФ и координационной роли оперативных штабов.

В остальном прохождение практики организуется в соответствии с Порядком организации и проведения практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования, фармацевтического образования, утвержденным приказом Минздрава России от 03.09.2013 № 620н. При этом участие студентов в оказании медицинской помощи гражданам обеспечивается правилами Порядка участия обучающихся по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам в оказании медицинской помощи гражданам и в фармацевтической деятельности, утвержденным приказом Минздрава России от 22.08.2013 № 585н.

Согласно п. 3 Приказа от 22.08.2013 № 585н к участию в оказании медицинской помощи гражданам и в фармацевтической деятельности допускаются обучающиеся:

Помимо вышеуказанных условий, существуют и иные требования, касающиеся студентов, допускаемых к оказанию медицинской помощи больным COVID-19 в медицинских организациях и их структурных подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях: наличие их письменного согласия на участие в осуществлении медицинской помощи и трудовой договор на замещение соответствующей должности медицинского персонала в соответствии с приказом Минздрава № 198н (п. 5 Приказа № 379/610).

В соответствии с приказом Минздрава № 198н студенты после 36 часового обучения могут быть трудоустроены на должности специалистов со средним медицинским образованием под контролем старшей медицинской сестры.

По общему правилу, прохождение производственной практики не требует заключения трудового договора, поскольку является составляющей учебного процесса. Однако в данном случае сделано исключение, хочется думать, что в целях обеспечения прав и законных интересов практикантов. Трудовые отношения по идее предоставляют студентам, оказывающим медпомощь больным COVID-19, более обширный перечень гарантий и преференций, нежели рядовой учебный процесс. Также трудовые отношения подразумевают возмездность, что дает студентам основание надеяться хоть на какие-то выплаты.

Таким образом, при отсутствии согласия на участие в оказании медицинской помощи больным COVID-19 и без заключения трудового договора, студенты не должны привлекаться к практике, связанной с оказанием медпомощи больным COVID-19. К сожалению, в реальности все происходит не совсем так.

Допуск студентов, имеющих медицинские противопоказания, к оказанию медпомощи нековидным больным на должностях среднего медицинского персонала осуществляется в Порядке допуска лиц, не завершивших освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала, утвержденном приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.06.2016 № 419н. Полагаем, что такое привлечение также требует заключения трудового договора.

Схематично подытожим изложенное выше:


Безумное количество поступающих вопросов связано с возможными отказами студентов от прохождения практики в предложенных условиях. Многие студенты по идеологическим соображениям не хотят бросаться на амбразуру и собственными телами латать дыры отечественного здравоохранения. Этому не помогают даже слухи о возможных бонусах в будущем при поступлении в ординатуру. Анонимная группа инициативных студентов и выпускников медицинских вузов выступила с требованиями к Министерству Здравоохранения РФ о пересмотре условий Приказа № 378/619.

Все остальные условия производственной практики, в том числе ее срок, вид поручаемой работы, режим работы и проч. определяются в договоре, заключаемом между образовательным и медицинским учреждением по типовой форме, утв. Приказом Минздрава России от 30.06.2016 № 435н. Порядок участия обучающихся по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам в оказании медицинской помощи гражданам и в фармацевтической деятельности утвержден приказом Минздрава РФ от 22.08. 2013 № 585н.

Ни Приказ Минздрава от 29.03.2020 № 248, ни Приказ Минздрава и Минобрнауки от 27.04.2020 № 378/619 не дают ответа на вопрос о том, будут ли обеспечены студенты какой-либо страховой защитой. Представляется, что студенты, привлекаемые к оказанию работ согласно п. 3 Приказа № 248 и пп. 4 п. 1 Приказа № 378/619, не будут обеспечиваться страховой защитой, как привлеченные к безопасным работам.

Однако студенты, привлекаемые непосредственно к оказанию медицинской помощи больным COVID-19 и заключившие трудовой договор с соответствующей медицинской организацией будут обеспечиваться теми же гарантиями, что и квалифицированные медицинские работники. О стимулирующих выплатах и доплатах медикам, в том числе заразившимся COVID-19, в нашем отдельном материале (в настоящее время в работе).

Обязанности по обеспечению безопасных условий труда обучающихся, участвующих в оказании медицинской помощи гражданам и в фармацевтической деятельности, возлагаются на руководителя организации, осуществляющей деятельность в сфере охраны здоровья (п. 4 Приказа Минздрава России от 22.08.2013 № 585н). Это означает, что вопросы безопасности прохождения практики будут решаться в каждом отдельном медицинском учреждении. В Письме Минздрава России от 29.03.2020 № 16-0/10/2-38 разъяснено, что медицинские организации, в которых обучающиеся участвуют в оказании медицинской помощи, обязаны обеспечивать безопасные условия труда обучающихся, включая обеспечение необходимыми средствами защиты, предусмотренными Приказом Минздрава № 198н.

Сказать, что будет со студентами, семьи которых относятся к группам повышенного риска (пожилые родители, дедушки и бабушки, маленькие дети), достаточно сложно. С нашей точки зрения, эти факторы должны являться противопоказаниями к работе в опасных условиях. Однако данный вопрос не урегулирован и в отношении квалифицированных медицинских работников.

Читайте также: