Имеют ли право на дистанционном обучении ставить двойки учителя

Обновлено: 04.07.2024

По словам главы ведомства, еще раз переносить уже назначенные даты ЕГЭ в сейчас не планируется. Единый госэкзамен пройдет в сроки, обозначенные на сайте Рособрнадзора.

— У нас ЕГЭ в 11 классах начинается с 8 июня. Сроки сдачи экзаменов в девятых классах также перенесены и начинаются с 9 июня, — пояснила Светлана Яковлева. — С учетом переноса государственной итоговой аттестации будет сдвинут и срок приема документов в учреждения профессионального образования. Мы на официальном сайте министерства образования и науки области об этом информируем.

Светлана Яковлева уверена, что дистанционное обучение не станет помехой для выпускников при сдаче итоговых экзаменов.


— Сразу могу заверить — сдать они смогут. По одной простой причине — очно они учились полных 11 лет, за исключением двух месяцев, которые сейчас у нас проходят в режиме дистанционного обучения. Второе — программы 11-го, как и 9-го, класса сформированы таким образом, что четвертая четверть, вот эти последние месяцы, содержат в основном подготовительный материал для сдачи государственной итоговой аттестации. Это повторение ранее изученного, поэтому абсолютно уверена – ребята смогут сдать! — высказалась министр. — Более того, на сайте федерального института педагогических исследований, на сайте нашего института развития образования ведутся онлайн-консультации, размещены тренировочные контрольно-измерительные материалы, которые можно сейчас прорешать, а на следующей неделе будут выданы ответы. Таким образом ребенок сможет оценить, насколько он подготовлен. То есть все условия для работы выпускника и подготовки к ЕГЭ есть.

Сроки приемной кампании в вузах будут изменены, обещают в минобре.

— Мы считаем, и такое решение принято коллегиально, что заканчивать досрочно учебный год в нашем регионе нерационально по двум причинам. Первая — у нас эпидемилогическая обстановка не такая напряженная, она находится под контролем, мы согласовываем все свои действия с Роспотребнадзором по Амурской области (причем не только в режиме работы оперативного штаба, но и помимо этого, в кратчайшие сроки). Коронавирус пройдет, а вот качество знаний должно остаться, — подчеркивает Светлана Яковлева. — Поэтому сегодня в тех территориях Амурской области, где это возможно, обучение переходит в очный режим. Там, где эпидобстановка ухудшается, обучение должно продолжаться в дистанционном режиме. Учебный год мы закончим в обычный срок. С учетом того, что в следующем году надо будет дополнительно возвращаться и повторять пройденный сейчас материал, и проверять качество его усвоения.

Будут ли проводиться последние звонки и выпускные вечера в школах, также зависит от эпидобстановки. Такая же ситуация с детсадовскими выпускными. Пока массовые мероприятия в регионе по-прежнему запрещены.

Возможно, амурских младшеклассников отправят раньше на каникулы. Такой вариант сейчас рассматривают в минобре.


По словам Светланы Яковлевой, недовольство родителей, чьи дети обучаются дистанционно, во многом связано с высокой учебной нагрузкой. Зачастую школьники, в том числе и младшего возраста, получают слишком большие домашние задания.

— Прежде всего вопрос о высокой нагрузке нужно адресовать директору школы, завучу, классному руководителю. Мы видим, что в некоторых школах и классах действительно есть такие перекосы, когда выдается огромное количество заданий и, что самое недопустимое, еще и требуется исполнить их в короткие сроки, — заметила глава минобрнауки. — Это недопустимо. У учителя стоит большая задача не только организовать дистанционное обучение в режиме онлайн, но и пересмотреть содержательную часть как того, что доносится до ребенка, так и того, что проверяется. Когда на уроке музыки детям задают дома составить презентации, наверное, это неправильно.

При этом Светлана Вячеславовна подчеркнула, что указать педагогу, как учить детей, минобр не может. Но в виде рекомендации посоветовала тем же учителям музыки давать другие задания. Например, задавать прослушивание классической музыки с последующим рассказом о том, что ребенок в этой музыке услышал и понял.

— Сегодня у нас состоялся очень конструктивный разговор с институтом развития образования, методические рекомендации педагогам по снижению нагрузки на детей будут даны, и, более того, это будет поставлено на контроль, — пообещала министр. — Еще раз хочу сказать, все рекомендации школам направлены на то, чтобы максимально снизить нагрузку. Пересмотреть содержательную часть предметов, оставляя только самое главное, самые нужные составляющие в новой теме. По поводу того, в каких предметах можно перейти на более щадящие домашние задания, тоже даны рекомендации.

На самом деле дистанционный формат обучения школьников начали постепенно внедрять в стране несколько лет назад. В 2012 году его узаконили, а в 2017-м разработали порядок дистанционного обучения. Какую-то часть амурских педагогов даже успели подготовить к такой работе (возможности дистанционного обучение планировали использовать более активно), но обучить всех не успели, рассказала Светлана Яковлева.

Требования к дистанционному образованию сейчас определяет сама школа, так как стандартов такого обучения пока нет. В частности, не регламентируется выбор платформы, на которой с детьми будет работать в онлайне педагог. Использовать для проведения видеоконференций со школьниками можно любые сервисы, в том числе ZOOM, это не запрещено, подчеркнула министр.

Фото: Минобрнауки Амурской области

Между тем ведомство рекомендовало амурским педагогам не проводить длинные онлайн-уроки по 40 минут, а предпочесть 20-минутный вариант.

— Вот это будет правильное оценивание и правильное действие педагога. А двойками мы качество образования не поднимем. Ошибка в задании – это повод для учителя вернуться к этой теме и помочь ребенку, — настаивает Светлана Вячеславовна.

Амурские школы-интернаты, где живут дети-сироты, также находятся на дистанционном обучении. Накануне минобр провел выездную проверку по этим учреждениям.

Светлана Яковлева, которая сама была школьным учителем, ответила на вопрос о том, как сама бы организовала дистанционное обучение.


Зрители эфира, вымотанные дистанционным обучением, из-за которого каждому родителю приходится активно помогать отпрыскам осваивать материал и корпеть вместе над домашними заданиями, поинтересовались — а может пора уже семьям, а не учителям, платить за обучение.

Порядка 10 процентов амурских школьников не могут подключиться к интернету, выяснили в минобрнауки региона. Проблемы в некоторых семьях возникают, в том числе, из-за нескольких учащихся, которым одновременно нужно участвовать в онлайн-уроках.

— Мы считаем, что родители сами должны посмотреть, какой ребенок более успешен в обучении, и решить, кто в приоритете слушает уроки онлайн. Рекомендуем им все-таки уступать место у компьютеров в первую очередь младшим школьникам. Кроме того, при отсутствии понимания со стороны учителей и классных руководителей проблемы (с одним компьютером в доме и большим количеством детей) надо обращаться к директорам школ. Там есть возможность принятия решения по пересмотру расписания и форм обучения детей в таких семьях, — объяснила Светлана Яковлева.

Задавали во время эфира вопросы про школьное питание в условиях дистанционного образования. Продуктовые наборы в Амурской области выдают сейчас детям-инвалидам. Так регион выполняет федеральный закон об образовании.

— Сухие пайки формируются, исходя из договоренности со школой и родителями. Кто-то получает продуктовые наборы через день, кто-то раз в неделю, кто-то в другие сроки. Требования к пайкам по наличию того или иного перечня продуктов отсутствуют. Но еще на прошлой неделе минобрнауки отправило письмо в органы местного самоуправления, где мы рекомендовали в такие продуктовые наборы включать все-таки больше продуктов, из которых можно приготовить горячее питание, — поделилась Светлана Яковлева. — По поводу организации питания других категорий школьников вопросы от родителей звучат в основном так: будут ли кому-то выдаваться сухие пайки и куда денутся потом деньги, предназначенные для организации школьного питания. Мы отвечаем: эти деньги никуда, кроме как на школьное питание, направляться не будут.


— Вопрос прорабатывается не только на уровне министерства образования, так как учет таких категорий детей ведет министерство социальной защиты населения. Будет готовиться нормативный документ, поэтому нам нужна помощь министерства юстиции. Возможно, уже в начале следующей недели будет принято решение, — надеется Светлана Вячеславовна.

Продажу путевок в детские лагеря — пришкольные и загородные — пока пришлось приостановить до 1 июня.

— Как сложится оздоровительная кампания, зависит от эпидситуации, — констатировала министр. — Мы не можем сейчас сказать, что лагеря будут работать. Если ситуация ухудшится, все придется останавливать. Дополнительные разъяснения еще будут даны. Наши учреждения дополнительного образования готовятся к проведению оздоровительной кампании, но пока, до 1 июня, продажа путевок остановлена. Их можно либо вернуть и получить деньги, либо согласовать с лагерем перенос сроков.


Другие организации дополнительного образования также не работают. К штатному графику разрешат перейти только тогда, когда в области снимут ограничительные мероприятия. Почему учреждениям допобразования работать нельзя, а школам можно, родители спросили в прямом эфире.

— Дополнительное образование не является основополагающим. В отличие от школьного, по которому проходит государственная итоговая аттестация, и которое человек должен получить, чтобы были гарантии достойного будущего. Но там, где возможно, допобразование проходит в дистанционном режиме. Там, где невозможно, предлагаем пересмотреть программы. И когда ситуация с эпидобстановкой более менее нормализуется, выдать ту часть программ, которую не было возможности реализовать сейчас. В любом случае мы в первую очередь руководствуемся сохранением здоровья детей и недопущением распространения коронавирусной инфекции в области, — сообщила родителям Светлана Вячеславовна.

Также зрители эфира поинтересовались работой детских садов. В частности, уточнили, можно ли попасть в дежурные группы по желанию. Сейчас такие группы работают в дошкольных учреждениях Благовещенска, Свободного, Белогорска и Благовещенского района — там, где ограничительные меры более жесткие: детские сады для всех малышей закрыты, а школы учат дистанционно.

— Если кто-то считает, что его ребенок должен посещать дежурную группу, нужно обратиться к заведующей детским садом, она объяснит, как попасть туда. Но нужно понимать, что дежурные группы формируются в первую очередь для семей, где родители работают врачами, в полиции, на предприятиях, обеспечивающих жизнедеятельность, то есть это коммунальные структуры, — напомнила Светлана Яковлева. — Перечень этих организаций утвержден постановлением губернатора Амурской области номер 190. Желающих просто так пойти в дежурную группу, к сожалению, на сегодняшний день принять не могут.

Читайте также: