Имеют ли право дпс остановить в поле

Обновлено: 30.06.2024

Правила дорожного движения дают преимущество на дороге тем автомобилям, у которых включены проблесковые маячки и специальный звуковой сигнал. Но это не однозначное преимущество – водители таких авто тоже имеют определенные обязанности. Мы разобрались в вопросе и готовы рассказать своим читателям все, что нужно знать о спецсигналах и ответственности за их использование.

Что написано о спецсигналах в ПДД

Правила дорожного движения написаны понятно и логично, особенно в той части, которая касается приоритета в движении. Все знают, что почти в любой ситуации на дороге есть те, кто должен уступать дорогу и те, кому ее нужно уступать. Кроме того, существует четкая и понятная иерархия способов определения приоритетности: наивысший имеет регулировщик, затем идут светофоры, дорожные знаки и разметка.

В ряде ситуаций приоритет определяется ПДД и не зависит от знаков или светофора. Например, при начале движения нужно уступить дорогу всем, кто уже находится на дороге, а при перестроении приоритет у того водителя, который не меняет направления движения.

Но есть одна категория транспортных средств, которая может не придерживаться требований разметки, знаков приоритета и светофоров – это автомобили с включенными специальными сигналами (требования регулировщика они все же обязаны выполнять). Спецсигналы – это:

  • включенные проблесковые маячки синего цвета (а у автомобилей ДПС, ФСО, ФСБ и ВАИ – еще и красного цвета);
  • включенный специальный звуковой сигнал (сирена);
  • специальные цветографические схемы на авто (для автомобилей специальных и оперативных служб).

При этом приоритет такие транспортные средства имеют только в том случае, если включают одновременно проблесковый маячок синего (а иногда и красного) цвета и звуковой сигнал.

Правила дорожного движения говорят о правах таких водителей следующее:

    если на автомобиле включены одновременно проблесковый маячок и звуковой сигнал , его водитель может не выполнять требования ПДД по части приоритета (кроме сигналов регулировщика).

С одной важнейшей оговоркой – убедившись, что другие транспортные средства уступают дорогу такому автомобилю.

Кстати, требования уступить дорогу автомобилю со спецсигналами распространяется не только на автомобили – пешеходы не имеют права начинать переходить дорогу, если к переходу приближается такой автомобиль, а если уже начали переходить – то должны вернуться обратно.

Кроме синих и красных маячков, правилами прописаны еще 2 цвета, использующиеся в ряде случаев:

    желтый или оранжевый. Не дают приоритета в движении и нужны для предупреждения об опасности. Используются при строительных или ремонтных работах на дорогах, при сопровождении тяжелых или крупных ТС, при перевозках групп детей.

Раз в ПДД есть обязанность для водителей, в КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение. А в случае со спецсигналами ответственность может быть не только административная, но и уголовная:

  • административная – к ней привлекают тех, кто не предоставил преимущества ТС с включенными спецсигналами. Штраф составляет 500 рублей (в Москве и Санкт-Петербурге – 3000 рублей). А если водитель не уступил дорогу машине со специальной раскраской (скорая, МЧС, полиция) – его могут оштрафовать на 3000-5000 рублей и лишить прав на 1-3 месяца;
  • уголовная – она грозит в том случае, если из-за непредоставления преимущества спецтранспорту кто-то погибнет (например, пациент в машине скорой помощи). Водителю может грозить обвинение по статье 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности), по ней предусматриваются принудительные или исправительные работы, а также ограничение свободы на срок до 2 лет.

Так что машинам со спецсигналами лучше уступать дорогу. Но вот что делать, если их водители злоупотребляют своими правами?

Не только права, но и обязанности

Другой вопрос – когда именно водители спецавтомобилей имеют право включать сирену и маячок. Закон прописывает это достаточно расплывчато – как говорит Максим Демченко из Финуниверситета, право включить сигналы дает выполнение неотложного служебного задания:

Согласно п. 3.1 Правил дорожного движения водители транспортных средств могут воспользоваться правом включения проблесковых маячков и специальным сигналом выполняя неотложное служебное задание. То есть исходя из установленных правил, просто так, без оснований воспользоваться приоритетом на дороге они не могут.

Правомерность пользования мигалками сотрудниками ДПС имеют право должностные лица из структуры МВД, курирующие деятельности ГИБДД и непосредственные руководители экипажей ГИБДД.

Максим Демченко, к. ю. н., заместитель декана по научной работе Юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ.

Правда, учитывая, сколько спецавтомобилей возят высоких и не очень чиновников с включенными сигналами (из-за которых часто перекрываются дороги и создаются пробки), становится понятно – неотложное служебное задание может быть очень разным.

Но проблема в том, что рядовой водитель никак не сможет узнать – он вынужден уступить дорогу машине ДПС, которая едет по экстренному вызову (например, на серьезное ДТП) или водителю которой просто надоело ехать как все. Формально узнать причину можно, но только постфактум, говорит юрист Сергей Домрачев:

Если будет установлен факт использования служебного транспорта сотрудниками ДПС в личных целях, в том числе с использованием мигалок, то это будет являться поводом для проведения служебной проверки и привлечения виновного к дисциплинарной ответственность вплоть до увольнения. Более того виновный сотрудник может быть привлечен даже к уголовной ответственности за превышение должностных полномочий, например, если в результате неправомерного использования мигалок было спровоцировано ДТП или было остановлено транспортное средство с находящимся в нем тяжелобольным человеком, который умер, не успев добраться до больницы.

Сергей Домрачев, частнопрактикующий юрист.

  1. Административный штраф;
  2. Выговор;
  3. Увольнение!
  4. А в случае, если действиями сотрудника ГИБДД повлекли причинение вреда здоровью граждан вплоть до уголовной ответственности.

Андрей Харчиков, юрист службы Единый центр защиты.

Правда, надеяться на торжество справедливости в данном случае не стоит – сотрудники ДПС или других силовых органов прекрасно знают закон и понимают, что им грозит за нецелевое использование сигналов, а потому не будут так явно нарушать правила.

Кто будет виноват в ДТП?

Это значит, что водитель должен действовать так, чтобы своими действиями не создавать опасности для движения и не причинять никому ущерба.

Если же следовать логике, в подобных ситуациях виновны обе стороны: водители спецтранспорта виновны в том, что не убедились в безопасности, а водители других авто – в том, что не уступили дорогу. Так что решения судов будут разными в каждом конкретном случае, в зависимости от обстоятельств ДТП.

На самом деле, проблема автомобилей со спецсигналами тянется достаточно давно – еще в начале 2010-х оказалось, что в России слишком много чиновников (и не только) получают право на сигнал и злоупотребляют им, чтобы добираться на работу (и по другим делам) без пробок.

На практике, однако, все немного иначе. До сих пор случаются ситуации, когда спецавтомобили фактически оказывают услуги VIP-такси. Несколько лет назад в Москве это даже стало предметом для уголовного дела – сотрудники МВД на своих служебных автомобилях доставляли обеспеченных клиентов из аэропортов, и брали за это 70 тысяч рублей.

WhatsApp

Главная функция службы полиции в России – обеспечение безопасности. В случае с ГИБДД это выявление нарушений в области дорожного движения и назначение наказаний как мера борьбы за эту безопасность. Но что, если сами сотрудники ДПС остановились в целях выявления нарушений вразрез с ПДД – к примеру, на автобусной полосе, перекрёстке или в любых местах, где парковка запрещена? Можно ли им самим так нарушать – стоять и, главное, останавливать другие автомобили, которые также вынуждены будут нарушить, выполнив законное требование сотрудника? Об этом и поговорим в статье.

Имеют ли право ГИБДД стоять с нарушением?

Нет. По состоянию на 2022 год инспекторы ДПС не могут ставить патрульную машину в запрещённых для остановки местах, равно как и нарушать другие пункты ПДД и дорожные знаки. Но. за исключением исключений, как это бывает достаточно часто.

88. Не допускается останавливать транспортные средства на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, за исключением случаев.

Эта же норма правового акта и устанавливает такие исключения. К ним относятся нижеследующие:

  • ГИБДД могут стоять с нарушением и останавливать при этом автомобили, если это требуется для пресечения совершающегося в данный момент времени преступления – то есть когда требуются неотлагательные действия по такому пресечению,
  • также сотрудник полиции может остановиться, к примеру, на автобусной полосе или под знаком запрета парковки, для пресечения административного нарушения – например, если он увидит, что кто-то едет без включенных дневных ходовых огней, то это уже даёт ему такое право,
  • при выполнении регулировочных функций,
  • когда это требуется для причинения реальной угрозы жизни, здоровью людей или их имуществу (тем же автомобилям, к примеру),
  • а ещё Административный регламент даёт право стоять в запрещённых местах, если ДПС просто включит проблесковый сигнал на патрульном авто.

Обратите внимание на последний пункт из списка выше. То есть инспекторы как бы формально не могут останавливать машины в местах, где остановка запрещена по ПДД. Но в то же время фактически могут.

Кроме того, регламент указывает на то, что при необходимости остановки авто в запрещённом месте, сотрудник ГИБДД обязан принять меры к обеспечению безопасности дорожного движения. А вот станет ли он виновником ДТП, которое может произойти по причине такого "жеста", вопрос спорный, так как в таком случае и водитель обязан руководствоваться ПДД, перестраиваясь и останавливаясь.

Патрульная машина на автобусной полосе и пешеходном переходе

Можно ли не останавливаться в этом случае?

Несмотря на то, что водитель обязан подчиняться исключительно законным требованиям сотрудника полиции, практика 2022 года прямо говорит о том, что неостановка по требованию, которое было не совсем законным, может грозить штрафом, а иногда и задержанием с последующим административным арестом – тоже, впрочем, незаконным.

Добавить к этому то, что пункт 88 регламента фактически позволяет включить проблесковые маячки на патрульной машине, что сделает остановку на автобусной полосе, например, уже законной, то и требование об остановке является также основанным на законности.

Вообще, теме остановки транспортных средств и проверки документов приведена отдельная статья по части наличия оснований для этих действий.

Здесь лишь отметим, что в Административном кодексе есть специальная статья за неостановку по требованию со штрафом от 500 до 800 рублей по статье 12.25, части 2.

Но на практике 2022 года вас могут оформить по статье 19.3 КоАП за невыполнение законного требования сотрудника ГИБДД. Это незаконно, и фактически любой судья обязан отменить такое наказание, потому как норма статьи 12.25 является более частной по отношению к 19.3. Вот яркий пример такого решения в судебной практике.

А за незаконное задержание и, тем более, арест сотрудника вообще может ждать статья 286 Уголовного кодекса. Вот ещё один пример такого дела.

Можно ли пожаловаться?

Да. Но с большой долей вероятности дело спустят до написания в ваш адрес отписки. Но правильный начальник полицейского привлечёт последнего по меньшей мере к дисциплинарной ответственности в виде выговора.

Этому может поспособствовать, в частности, подача жалобы не через интернет-приёмную ГИБДД, а через официальный сайт Кремля.

Некоторые водители ошибочно предполагают, что инспекторы могут останавливать их только на стационарных постах. На самом деле так и было раньше согласно старому Приказу . С 2017 года этот документ отменен, и вместо него действует Приказ МВД России от 23.08.2017 №664 , утверждающий новый Административный регламент, которым должны руководствоваться сотрудники ГИБДД. По большей части многое осталось прежним, но есть некоторые правила, которые все же были изменены.

Разберемся, когда и по каким причинам могут остановить, как все происходит на месте, какие у водителя есть права, зачем обновили регламент, и обязаны ли инспекторы предоставлять ориентировки или распорядительные документы во время остановки.

По каким причинам могут остановить?

по каким причинам могут останавливать сотрудники дпс

Причины остановки регламентируются п. 84 Приказа №664 .

Согласно ему, водителя на законных основаниях могут остановить в нескольких случаях:

Останавливать для проверки документов могут, и дополнительные основания не нужны. Такое право указано в п. 84.13 Приказа №664 . Инспектор может указать водителю на место остановки и попросить водительское удостоверение, ОСАГО или СТС. Если же речь идет о проверке паспортов, нужны основания (ориентировка, подозрение в сокрытии с места ДТП или преступления). Об этом сказано в п. 84.14 Приказа №664 .

Важно! Ранее на основании Приказа №185 остановка вне стационарных постов была запрещена. Теперь это правило отменено, и останавливать могут где угодно, но с соблюдением обновленного регламента.

Зачем обновили регламент

Причиной обновления стала неактуальность старого Приказа, утверждающего регламент. Он был принят в 2009 году, а обновлен в 2014-м. Новый Приказ вступил в силу в 2017-м. За 8 лет на дорогах многое поменялось: увеличилось количество автомобилей, появились новые средства фиксации нарушения ПДД, и другие технологии.

Сейчас инспекторы должны руководствоваться Приказом №664, утверждающим обновленный регламент. Старый утратил силу.

Помимо Приказа №664, сотрудники ГИБДД должны знать и соблюдать ряд других законов:

  1. ФЗ "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ . Регламентирует деятельность, права и обязанности сотрудников МВД.
  2. Постановление Правительства РФ от 26.06.2008 N 475 о правилах медосвидетельствования водителей.
  3. Правила дорожного движения.
  4. ФЗ от 25.04.2002 N 40-ФЗ об ОСАГО.

Важно хорошо ориентироваться в гл. 12 КоАП РФ . Она регламентирует виды правонарушений в области дорожного движения, устанавливает санкции за нарушение ПДД.

Особенности остановки инспектором ДПС

Сотрудники ГИБДД должны останавливать водителей с помощью жестов руками, чаще всего используется жезл. Допускается применение диска со световозвращающими элементами. Главное, чтобы сигнал был направлен на автовладельца и понятен ему.

Может использоваться громкоговорящее устройство: например, если инспектор заметил нарушение в ходе движения и просит прижаться к правой стороне дороги. Называется марка, модель и госномер автомобиля, водитель которого должен выполнить требование.

Важно! При подаче любого сигнала инспектор всегда должен указывать место остановки, а водитель – соблюдать его требование. За невыполнение требования об могут привлечь к ответственности по ст. 12.25 КоАП РФ , где предусмотрен штраф – 500 руб.

Есть еще ряд особенностей, которые должны знать все сотрудники ГИБДД. Информация о них будет полезна и водителям:

  1. Нельзя останавливать автомобили на определенных участках дорог, где это запрещено ПДД. Исключение – пресечение правонарушения, уголовного преступления, предотвращение угрозы жизни и здоровью граждан: в этих случаях присутствие стоящих машин на таких участках допускается, при этом инспекторы должны обеспечивать безопасность для других участников движения.
  2. Остановив автомобиль, сотрудник должен подойти к водителю, представиться и кратко рассказать о причине остановки. При представлении обязательно называется фамилия, звание, должность. По требованию водителя предъявляется удостоверение – его можно посмотреть только в руках инспектора.
  3. Если машина нужна для использования в экстренных служебных целях, сотрудник объясняет это водителю, рассказывает о маршруте движения. Исключение – погоня за преступником: в этом случае маршрут не сообщается. Собственнику транспортного средства по итогам выдается справка с указанием даты, продолжительности поездки, собственными данными инспектора и названием подразделения ГИБДД.

Если причиной стало нарушение ПДД водителем, сотрудник должен объяснить это ему. Выходить из машины необязательно: достаточно предоставить документы через открытое окно.

Инспектор не вправе требовать покинуть салон автомобиля, за исключением нескольких случаев:

  • есть подозрения, что водитель нетрезв;
  • не соблюдены правила перегрузки грузов, и это нужно устранить на месте;
  • требуется устранение технической поломки;
  • нужно заполнить документы;
  • действия автовладельца представляют угрозу для здоровья и жизни инспектора, либо окружающих людей;
  • требуется сверка VIN с данными в документах.

Теперь рассмотрим несколько важных прав водителей при взаимодействии с инспекторами:

Право

Основание

Узнать о причине ограничения движения или остановки транспорта

Объяснять свои действия. Раскаяние в содеянном, совершение правонарушения в состоянии аффекта или из-за тяжелых семейных обстоятельств – это основания для смягчения ответственности ( ст. 4.2 КоАП РФ ). Обстоятельства должны учитываться инспектором

Снимать сотрудника ГИБДД на камеру. Деятельность ведомства считается публичной, и запрещать видеосъемку инспекторы не вправе. В дальнейшем видеозапись можно использовать как доказательство в суде, если в отношении водителя совершены противоправные действия

Важно! В некоторых случаях запретить видеосъемку все же могут. Например, если проводятся мероприятия, связанные с государственной тайной, или организуется поимка преступника.

Обязан ли сотрудник ДПС предоставить ориентировку или распорядительный документ, подтверждающий спецмероприятие?

Обязательное предоставление ориентировок или распорядительных документов законодательством не предусмотрено. При желании можно попросить такие документы у сотрудника ГИБДД, но есть вероятность, что он откажет в просьбе, сославшись на служебную информацию.

Сотрудники ГИБДД не могут останавливать водителей без причины, однако даже простая проверка документов может стать ею. Особые распоряжения руководителей ведомства или ориентировки не нужны: по закону наличие таких документов считается отдельным основанием.

При остановке сотрудники ДПС должны соблюдать ряд законов, но и автовладельцам нужно знать свои права и обязанности. Предъявление особых распорядительных документов или ориентировок водителям по закону не предусмотрено, но в некоторых случаях они могут понадобиться в ходе рассмотрения дела по КоАП РФ.


Полномочия инспекторов ДПС останутся неизменными — МВД отклонило идеи начальника административно-правового управления ведомства Дмитрия Газизова о передаче сотрудникам ГИБДД права лишения водительского удостоверения без суда и отказе от административного ареста в пользу превентивного задержания нарушителей на 48 часов.

Споры о возможностях и правах сотрудников ГИБДД возникают регулярно, но больше всего претензий у автомобилистов — к остановкам для проверки документов. Водители жалуются, что сотрудники ГИБДД устраивают засады, тормозят машины без повода и подолгу проверяют документы, хотя вроде бы не имеют права делать это вне стационарных постов.

Возмущенные автомобилисты ссылаются на запрет остановки для проверки документов вне стационарных постов, который действует с 2009 г., но юрист Сергей Смирнов объясняет, что никакого запрета давно нет, да и раньше инспекторы без труда его обходили, называя в качестве причины остановки проведение спецоперации или наличие ориентировок на похожий автомобиль.


Запрет на проверку документов вне постов был мотивирован тем, что под видом сотрудников ДПС на дорогах часто стояли ряженые мошенники, а у настоящих инспекторов не было нужной для проверки документов техники. Сейчас экипажи оснащены подключенными к сети планшетами и могут провести проверку в любом месте, поэтому с октября 2017 г. действует обновленный Административный регламент МВД по надзору за дорожным движением, в котором этот запрет отменен. Изменения попытался обжаловать в суде один из автомобилистов, но Верховный суд подтвердил их правомерность.

Статьи 12 марта 2010 Как противостоять произволу сотрудников ГИБДД

Официально в списке причин для остановки автомобиля, помимо нарушения, содержится еще десяток пунктов. Остановить могут в случае, если у полицейских есть информация о причастности водителя к правонарушению, ориентировки на поиск автомобилей с какими-либо внешними признаками, информация о розыске автомобиля, необходимость опроса водителей и пассажиров о ДТП, свидетелями которого они стали, привлечение их в качестве свидетелей или понятых и при ограничениях движения.


Кроме того, сотрудники полиции вправе привлечь водителя для оказания помощи другим участникам движения или даже использовать его автомобиль. Проверить наличие ориентировок можно, позвонив дежурному местного отдела ГИБДД, но получить достоверную информацию получится не всегда.

При остановке автомобиля инспектор должен представиться и сообщить причину остановки. Формально проверка должна проводиться в минимально короткие сроки, но время не регламентировано, поэтому жаловаться можно лишь на необоснованное затягивание времени проверки или составления протокола.

Водитель не обязан покидать автомобиль, однако сотрудник ГИБДД может попросить его выйти в ряде случаев. Например, для прохождения освидетельствования на состояние опьянения, при проведении досмотра, сверки номеров агрегатов машины, для устранения неисправностей или нарушений при перевозке груза либо в случае, когда водитель своим поведением создает угрозу безопасности инспектора.


Помимо пункта о запрете проверки документов вне стационарных постов, из обновленного регламента убрали прямое разрешение на фото- и видеосъемку сотрудников ДПС, но на деле она и не требовалась, пояснил Сергей Смирнов. Фото- и видеофиксация действий сотрудников полиции разрешены законодательно, и единственное ограничение состоит в том, что при проведении съемки водитель не должен препятствовать выполнению сотрудником полиции его служебных обязанностей.

v-kakih-sluchayah-gibdd-imeet-pravo-ostanavlivat-transportnye-sredstva

Кто имеет право останавливать транспортное средство. В каких случаях ГИБДД имеет право останавливать транспортные средства. Где имеют право останавливать сотрудники ГИБДД.

В каких случаях ГИБДД имеет право останавливать транспортное средство? Где имеют право останавливать сотрудники ГИБДД? Помимо инспекторов, кто имеет право останавливать транспортное средство? Имеет ли право ГАИ останавливать без причины? Многих интересуют подобные вопросы. Согласно действующим положениям законодательства инспектор ГИБДД обладает правом в определенных случаях останавливать транспорт. Если сотрудник ГИБДД остановил автомобиль, то водитель должен выполнить его законные требования.

В каких случаях ГИБДД имеет право останавливать транспортные средства

Если Вас остановил сотрудник ГИБДД, то он должен иметь для этого предусмотренную правовой системой причину остановки. Ответ на вопрос, имеет ли право сотрудник ГИБДД останавливать движущийся транспорт в конкретной ситуации, можно получить, изучив пункт 63 Административного регламента МВД России от 02 марта 2009 № 185. Он содержит перечень оснований для остановки транспорта инспекторами ГАИ. К ним относятся:

  • установленные зрительно либо зафиксированные техническими средствами признаки нарушений ПДД;
  • наличие информации, свидетельствующей о причастности пассажиров, водителя к преступлению, ДТП, административному правонарушению;
  • необходимость использования автомобиля;
  • наличие данных об использовании транспорта в противозаконных целях;
  • необходимость опроса участников дорожного движения об обстоятельствах преступления, ДТП, административного правонарушения, если они являются очевидцами;
  • наличие причин полагать, что средство транспорта разыскивается;
  • необходимость привлечения водителя либо пассажира в качестве понятого;
  • исполнение регулировочно — распорядительных функций на дороге;
  • необходимость привлечения водителя к оказанию помощи сотрудникам полиции, участникам дорожного движения;
  • проведение особых мероприятий, например, специальная операция на трассе; и документов, предусмотренных ПДД (лишь на стационарных постах ДПС).

Имеет ли право ГАИ останавливать без причины транспортное средство? Если сотрудник ГИБДД остановил транспорт при наличии любой из вышеназванных причин, с соблюдением всех предусмотренных правил, то его действия правомерны. Если же сотрудник ГИБДД остановил средство транспорта без законной причины, то подобные действия будут противоречить требованиям правовой системы.

v-kakih-sluchayah-gibdd-imeet-pravo-ostanavlivat-transportnye-sredstva

Права инспектора ГАИ после остановки транспорта

  • проверять документы, дающие право пользования (управления) машиной; осматривать транспорт, грузы, если имеется подозрение, что их используют в противозаконных целях;
  • проверять наличие полиса ОСАГО;
  • задерживать разыскиваемые транспортные средства;
  • проверять документы на транспорт и перевозимые грузы;
  • временно запрещать (ограничивать) дорожное движение.

Итак, вас остановил сотрудник ГИБДД. Вы хотите убедиться в правомерности его действий. Что делать в подобной ситуации? Можно позвонить на горячую линию и узнать, имеет ли право сотрудник ГИБДД останавливать автомобили в том или ином случае.

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Если сотрудник ГИБДД остановил транспорт незаконно, то его действия можно обжаловать. Следует учитывать, что вышеуказанные правомочия предоставляются инспектору ГАИ только в пределах зоны его ответственности. Если сотрудник ГИБДД остановил автомобиль вне ее границ, то его действия будут неправомерными.

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

prava-inspektora-gai-posle-ostanovki-transporta

Кто имеет право останавливать транспортное средство

Читайте также: