Имею ли я право выбрать врача в женской консультации

Обновлено: 05.07.2024

Права беременной женщины:

1. Самостоятельно решить, где получить полис обязательного медицинского страхования;
2. Выбрать любую ЖК, независимо от места прописки. Перейти можно не только в районное медучреждение, но также в ведомственную лечебницу и даже в частную клинику, которое входит в систему обязательного медицинского страхования;
3. В любой момент поменять врача, если врач, ведущий беременность, не устраивает по каким либо причинам;
Поменять одного врача акушера на другого в той же консультации, или консультацию в целом можно только один раз за беременность. Исключение составляют случаи, когда беременная переезжает на новое место жительства;
4. Отказаться от приема любых препаратов и госпитализации, как в стационар, так и на дневное пребывание;
5. Не сдавать платные анализы. В случае направления на таковые, необходимо обратиться в страховую медицинскую организацию, в которой застрахована беременная, для организации и проведения экспертизы качества оказанной медицинской помощи для установления (подтверждения) обоснованности (показания) данного направления на платные анализы. Необходимо приобщить к своему письменному обращению выданное направление врача-гинеколога и доказательства оплаты рекомендованных анализов;
6. Посещать женскую консультацию столько раз, сколько считает нужным или не посещать ЖК без объяснения причин;
7. Получить единовременное пособие, если постановка на учет в медицинских организациях была произведена в ранние сроки беременности. Для получения данного пособия женщине необходимо взять в женской консультации справку произвольной формы о постановке на учет в первые 12 недель беременности. С 1 января 2014 года размер данного пособия устанавливается в сумме – 515,33 руб. + районный коэффициент;
8. Посещать врача в рабочее время , независимо от согласия или несогласия работодателя. Продолжительность обследования и лечения не ограничена. В соответствии со ст. 261 ТК РФ - "Расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами НЕ ДОПУСКАЕТСЯ, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем". В случае конфликтных ситуаций с работодателем, необходимо обратиться с жалобой в Государственную инспекцию по труду и в прокуратуру по месту нахождения работодателя (совет: не стоит доводить дело до такого состояния, все таки вам возвращаться работать в эту организацию, поэтому лучше решать данные вопросы миролюбиво, по обоюдному согласию, очень мягко можно напомнить, что трудовой кодекс позволяет беременным некоторые послабления).

Сотрудники ЖК обязаны:

1. Обеспечить медицинской помощью в гарантированном объеме, без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, а также оказать платные медицинские услуги и иные услуги, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования;
2. Поставить будущую мать на учет по беременности, независимо от места прописки и гражданства;
3. Выдать обменную карту по требованию, с указанием сданных или не сданных анализов (если у женщины нет обмен ной карты или в обменной карте не указаны результаты обследований на сифилис, СПИД, гепатиты и др., то, в зависимости от акушерской ситуации (этапа родов), роды проводятся в обсервационном отделении роддома, куда обратилась женщина, или беременная направляется в специализированный обсервационный родильный дом);
4. Донести до роженицы в доступной для нее форме имеющуюся информацию о состоянии ее здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.

Будущая мать также имеет право:

Несмотря на то, что обязаны у нас только врачи, а будущие матери и роженицы имеют право, мы не рекомендовали бы все же впадать в крайности. Не стоит отвергать огульно все рекомендации врачей: вы имеете право сделать это – но тогда готовьтесь и нести ответственность за последствия своего решения. Не следует также требовать, чтобы доктор заменял собой и маму, и психотерапевта, и добрую подружку. Врачу, чтобы он мог делать хорошо свое дело, необходимы спокойствие и уверенность в том, что его советы и назначения не останутся без внимания. И только совместное творчество самой женщины и ее лечащего врача помогут ребенку родиться на свет в срок, здоровым и счастливым.

1. Настоящие Правила регулируют вопросы организации деятельности женской консультации.

2. Женская консультация создается как самостоятельная медицинская организация или как структурное подразделение медицинской организации для оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи по профилю "акушерство и гинекология" в амбулаторных условиях.

Женские консультации, оказывающие первичную специализированную медико-санитарную помощь, делятся на три группы (уровня):

первая группа (уровень) - женские консультации (кабинеты поликлинических отделений) при центральных районных больницах и районных больницах, акушерских стационарах первой группы (уровня), оказывающие первичную медико-санитарную помощь женщинам в период беременности, послеродовом периоде, при гинекологических заболеваниях с численностью обслуживаемого населения от 20 000 до 50 000 человек;

вторая группа (уровень) - женские консультации самостоятельные или в составе родильных домов второй группы (уровня), городских больниц и поликлиник с численностью обслуживаемого населения от 50 000 до 70 000 человек, а также межрайонных перинатальных центров с численностью обслуживаемого населения от 70 000 до 100 000 человек;

третья группа (уровень) - консультативно-диагностические отделения перинатальных центров, республиканских, краевых, областных, окружных родильных домов, центров охраны материнства и детства, самостоятельные центры охраны здоровья семьи и репродукции, центры охраны репродуктивного здоровья подростков.

3. Руководство женской консультацией, созданной как самостоятельная медицинская организация, осуществляет главный врач.

Руководство женской консультацией, созданной в структуре медицинской организации, осуществляет заведующий женской консультацией - врач-акушер-гинеколог.

4. Структура и штатная численность женской консультации устанавливаются в зависимости от объема проводимой работы и численности обслуживаемого населения, с учетом рекомендуемых штатных нормативов согласно приложению N 2 к Порядку оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология", утвержденному настоящим приказом.

5. Оснащение женской консультации осуществляется в соответствии со стандартом оснащения согласно приложению N 3 к Порядку оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология", утвержденному настоящим приказом.

7. На должности врачей женской консультации назначаются специалисты, соответствующие Квалификационным требованиям по соответствующим специальностям.

8. На должности медицинских работников со средним медицинским образованием женской консультации назначаются специалисты, соответствующие Квалификационным требованиям по соответствующим специальностям.

9. Женская консультация осуществляет следующие функции:

диспансерное наблюдение беременных женщин, в том числе выделение женщин "групп риска" в целях предупреждения и раннего выявления осложнений беременности, родов и послеродового периода;

организация дистанционных медицинских консультаций при невозможности посещения пациентами женских консультаций, проведение патронажа пациентов на дому;

направление в кабинеты (отделения) антенатальной охраны плода для выявления нарушений роста и развития плода, в том числе наличие, хромосомных и генных нарушений и внутренних пороков развития у плода;

выявление, установление медицинских показаний и направление беременных женщин, родильниц, женщин с гинекологическими заболеваниями для получения специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;

проведение физической и психопрофилактической подготовки беременных женщин к родам, в том числе подготовка семьи к рождению ребенка;

консультирование и оказание услуг по вопросам охраны и укрепления репродуктивного здоровья, применение современных методов профилактики абортов и подготовки к беременности и родам;

обследование и лечение беременных женщин и гинекологических больных с использованием современных медицинских технологий, в том числе в условиях дневного стационара и в амбулаторных условиях;

организация и проведение профилактических приемов женского населения с целью раннего выявления гинекологических и онкологических заболеваний, патологии молочных желез;

организация и взаимодействие с медицинскими организациями (подразделениями), осуществляющими диспансерное наблюдение гинекологических больных, в том числе девочек;

установление медицинских показаний и направление на санаторно-курортное лечение беременных женщин и женщин, в том числе девочек, с гинекологическими заболеваниями;

осуществление прерывания беременности в ранние сроки, а также выполнение малых гинекологических операций с использованием современных медицинских технологий (гистероскопия, лазеро-, радиокриохирургия и др.);

обеспечение взаимодействия в обследовании и лечении беременных женщин, родильниц, гинекологических больных между женской консультацией и другими медицинскими организациями (медико-генетическими центрами (консультациями), кожно-венерологическим, онкологическим, психоневрологическим, наркологическим, противотуберкулезным диспансерами), территориальным фондом обязательного медицинского страхования, страховыми компаниями, территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации;

проведение клинико-экспертной оценки качества оказания медицинской помощи женщинам вне-, в период беременности, послеродовом периоде и эффективности лечебных и диагностических мероприятий;

проведение экспертизы временной нетрудоспособности по беременности, родам в связи с гинекологическими заболеваниями, выдачу листков нетрудоспособности женщинам по беременности, родам в связи с гинекологическими заболеваниями, определение необходимости и сроков временного или постоянного перевода работника по состоянию здоровья на другую работу, направление на медико-социальную экспертизу женщин с признаками стойкой утраты трудоспособности;

оказание правовой, психологической и медико-социальной помощи женщинам и членам их семей на основе индивидуального подхода с учетом особенностей личности;

проведение консультаций по вопросам психологической, социальной поддержки женщин, обращающихся по поводу прерывания нежеланной беременности;

социально-психологическая помощь несовершеннолетним, направленная на сохранение и укрепление репродуктивного здоровья, подготовка к семейной жизни, ориентация на здоровую семью;

медико-психологическая и социальная помощь женщинам-инвалидам, в том числе в части формирования репродуктивного поведения, организация посещения врачом-акушером-гинекологом на дому маломобильных групп пациентов;

повышение квалификации врачей и медицинских работников со средним медицинским образованием;

внедрение в практику современных диагностических и лечебных технологий, новых организационных форм работы, средств профилактики и реабилитации больных;

выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий для обеспечения безопасности пациентов и медицинских работников, предотвращения распространения инфекций;

проведение мероприятий в части информирования и повышения санитарной культуры населения по различным аспектам здорового образа жизни, позитивного родительства, сохранения и укрепления репродуктивного здоровья женщин, профилактики врожденной и наследственной патологии у будущего ребенка, профилактики абортов, а также инфекций, передаваемых половым путем, в том числе ВИЧ-инфекции;

проведение анализа показателей работы женской консультации, эффективности и качества медицинской помощи, разработка предложений по улучшению качества акушерско-гинекологической помощи.

10. Основными критериями качества работы женской консультации являются:

показатель ранней постановки на учет по беременности (до 12 недель);

доля женщин, вставших на учет по беременности, из числа женщин, обратившихся для искусственного прерывания беременности;

показатель числа искусственных абортов на 1 000 женщин фертильного возраста и на 100 детей, родившихся живыми;

соблюдение клинических рекомендаций при оказании медицинской помощи, с учетом критериев качества, предусмотренных клиническими рекомендациями;

доля преждевременных родов в перинатальном центре (акушерском стационаре, специализирующемся на оказании медицинской помощи при преждевременных родах) от общего числа преждевременных родов;

доля ВИЧ-инфицированных беременных, имеющих неопределяемый уровень вирусной нагрузки перед родами;

показатели материнской и перинатальной заболеваемости и смертности;

отсутствие ВИР у плода, не выявленных во время беременности;

разрыв матки вне стационара;

несвоевременное направление в стационар при гипертензии средней и высокой степени тяжести, обусловленной беременностью (госпитализация бригадой СМИ);

несвоевременное направление в стационар при переношенной беременности;

доля женщин, охваченных скринингом на выявление злокачественных новообразований шейки матки и молочной железы.

11. Женская консультация может использоваться в качестве клинической базы образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, а также научных организаций.

12. Структура женской консультации:

регистратура открытого типа с возможностью экранизации на период эпидемий, с электронным табло с расписанием приема врачей, колл-центром, картохранилищем (при наличии не менее пяти врачебных участков с инфоматом);

кабинет психологической и медико-социальной помощи женщинам, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

кабинет доврачебного приема (при наличии не менее пяти врачебных участков);

кабинет приема дежурного врача-акушера-гинеколога;

кабинет/пост централизованной выписки медицинских документов (при наличии не менее пяти врачебных участков);

кабинет психопрофилактической подготовки беременных к родам;

кабинет ультразвуковой диагностики;

Женская консультация для обеспечения своей деятельности использует возможности лечебно-диагностических подразделений медицинской организации, в составе которой она создана.

13. В структуре женской консультации дополнительно могут предусматриваться:

кабинеты специализированных приемов врачей-акушеров-гинекологов:

патологии шейки матки;

сохранения и восстановления репродуктивной функции;

врача-акушера-гинеколога для несовершеннолетних;

кабинет антенатальной охраны плода;

кабинет лечебной физкультуры;

кабинет по раннему выявлению заболеваний молочных желез;

рентгеновский (маммографический) кабинет;

иные подразделения по решению руководителя медицинской организации.

14. В кабинет доврачебного приема женской консультации направляются:

беременные женщины при взятии на диспансерный учет;

пациенты при профилактическом посещении при отсутствии жалоб;

пациенты с жалобами на выделения из половых путей (за исключением кровянистых);

женщины с гинекологическими заболеваниями, состоящие на диспансерном учете.

14.1. К функциям акушерки женской консультации при приеме беременной женщины для постановки на диспансерный учет относится:

сбор в день посещения пациенткой врача-акушера-гинеколога анамнеза, проведение осмотра (измерение роста, веса, артериального давления, размеров таза, окружности живота, высоты стояния дна матки), пальпирование молочных желез, выслушивание сердечных тонов плода с помощью анализатора допплеровского сердечно-сосудистой деятельности плода малогабаритного, оформление индивидуальной карты беременной и родильницы, внесение в нее сведений, выписывание направления на исследования и консультации к врачам-специалистам, информирование пациента о датах и времени их прохождения, о необходимости подготовки к исследованиям, проведение первичной консультации по принципам здорового питания, гигиене;

доставление индивидуальной карты беременной и родильницы и направление пациентов в кабинет врача-акушера-гинеколога для проведения гинекологического осмотра и забора мазков на исследование.

14.2. К функциям акушерки женской консультации при приеме пациентки при посещении с профилактической целью при отсутствии жалоб; пациентки с жалобами на выделения из половых путей (за исключением кровянистых); пациентки с гинекологическим заболеванием, состоящей на диспансерном учете, относятся:

забор мазков на флору и цитологическое исследование, выписывание направления на ультразвуковое исследование молочных желез и/или маммографию, ультразвуковое исследование органов малого таза, флюорографию, внесение информации о проведенных манипуляциях и выданных направлениях на обследования в медицинскую карту амбулаторного больного, осуществление записи на плановый прием к врачу-акушеру-гинекологу с готовыми результатами исследований (учитывая сроки готовности анализов при записи и сообщая ее пациенту), согласовывая удобную дату посещения врача-акушера-гинеколога с пациентом.

При выявлении акушеркой подозрительных симптомов (кровянистые выделения из половых путей во время осмотра в зеркалах, обнаружение опухолевидных образований в молочных железах и другие сомнительные для акушерки состояния) пациентка должна быть направлена на осмотр к дежурному врачу-акушеру-гинекологу и осмотрена им в день обращения.

15. К функциям дежурного врача-акушера-гинеколога женской консультации относятся:

продление листка нетрудоспособности при наличии показаний;

вызов бригады скорой медицинской помощи для транспортировки пациентов при наличии показаний для лечения в стационарных условиях;

проведение гинекологического осмотра пациентов, обратившихся в экстренном или неотложном порядке, постановка диагноза, определение тактики ведения, назначение лечения, предоставление рекомендаций;

запись на повторный прием к врачу-акушеру-гинекологу и другим специалистам, в кабинет медико-социальной помощи, во вспомогательные кабинеты;

оформление медицинской документации;

направление на обследование в соответствии со стандартами;

направление в кабинет/пост централизованной выписки медицинских документов для выписки льготных рецептов, направлений на обследования, анализы, оформление листка нетрудоспособности, справок и другой медицинской документации;

внесение данных в единую информационную систему для ведения статистического отчета, формирования реестров.

16. Кабинет/пост централизованной выписки медицинских документов организуется с целью передачи от врачей к медицинским работникам со средним медицинским образованием части функции по оформлению направлений на обследования, справок, листков нетрудоспособности, льготных рецептов, родовых сертификатов, санаторно-курортных карт и другой медицинской документации (далее - медицинские справки), записи на консультативный прием врачей-специалистов других медицинских организаций.

В кабинет/пост централизованной выписки медицинских документов направляются пациентки, в том числе беременные женщины, для оформления медицинских справок, направлений на обследования, записи на консультативный прием врачей-специалистов других медицинских организаций, на основании соответствующей отметки в медицинской карте амбулаторного больного/индивидуальной карте беременной и родильницы.

Сотрудник кабинета/поста централизованной выписки медицинских документов после оформления направлений на обследования информирует пациента о дате готовности результатов и записывает на прием к врачу-специалисту.

17. Патронаж беременных женщин и родильниц проводится в соответствии с графиком работы медицинского персонала, утверждаемым руководителем медицинской организации.

акушеркой (при неявке пациента на назначенное время визита (не отвечает на телефонные звонки), при отказе от госпитализации (или) от посещения женской консультации, во время эпидемиологической ситуации, после получения информации из других медицинских организаций о беременной женщине, не состоящей на диспансерном учете в женской консультации);

врачом-акушером-гинекологом (для пациентов с ограниченными физическими возможностями, во время эпидемиологической ситуации);

специалистами кабинета медико-социальной помощи женской консультации (Центра медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации) взятии на диспансерный учет по беременности (первичный патронаж), в группах социального риска и асоциального поведения, после неоднократных патронажей акушеркой.

Во время проведения патронажа проводится опрос пациента (сбор жалоб, анамнеза); измерение артериального давления, температуры тела, окружности живота, высоты дна матки; выслушивание сердечных тонов плода с помощью анализатора допплеровского сердечно-сосудистой деятельности плода, малогабаритного; аускультация сердечных тонов плода; вызов бригады скорой медицинской помощи для транспортировки пациента, при наличии показаний для лечения в стационарных условиях; оформление направлений на обследования, госпитализацию; приглашение на прием к врачу-акушеру-гинекологу.

Периодичность проведения патронажа определяется медицинскими показаниями.

18. С целью оказания первичной медико-санитарной помощи (врачебной и доврачебной) женщинам, проживающим на селе, организуются мобильные медицинские бригады специалистов (врач-акушер-гинеколог, специалисты кабинета медико-социальной помощи). Выезды организуются на фельдшерско-акушерские пункты, во врачебные амбулатории, участковые больницы, участки общей врачебной практики для проведения профилактических осмотров и определения групп здоровья, осмотра диспансерной группы гинекологических больных и осмотра беременных женщин.

Функции мобильных медицинских бригад:

проведение профилактических гинекологических осмотров (выявление женщин с гинекологическими заболеваниями, осмотр диспансерной группы гинекологических больных);

выявление беременных женщин, не состоящих на диспансерном учете;

осмотр беременных женщин, состоящих на диспансерном учете;

санитарно-просветительная работа с населением.

Специалисты выездной бригады проводят опрос пациента (сбор жалоб, сбор анамнеза); измерение артериального давления, окружности живота, высоты дна матки; выслушивание сердечных тонов плода с помощью анализатора допплеровского сердечно-сосудистой деятельности плода, малогабаритного; аускультацию сердечных тонов плода с помощью стетоскопа; пальпацию молочных желез; гинекологический осмотр; забор мазков на флору и цитологическое исследование; вызывают бригаду скорой медицинской помощи для транспортировки пациента при наличии показаний для лечения в стационарных условиях; оформляют направления на обследования, госпитализацию; приглашают на прием к врачу-акушеру-гинекологу.

В зависимости от состояния пациента медицинская помощь ему может быть оказана в экстренном и плановом порядке.

Медицинская помощь по экстренным показаниям оказывается пациентам безотлагательно при острых состояниях, угрожающих жизни. Такая помощь оказывается бесплатно в любом медицинском учреждении. То есть неважно, есть ли у человека полис, и имеет ли он гражданство России.

Плановая медицинская помощь оказывается при состояниях, позволяющих без ущерба для здоровья пациента предоставить необходимую медицинскую помощь в порядке очередности, с отсрочкой во времени (диагностика и лечение хронических заболеваний, обследование, консультации специалистов, диспансеризация, профилактическая работа, оформление медицинской документации, лечение в условиях дневного стационара в поликлинике и на дому и.т.д).

Главное правило, которое касается каждого желающего в плановом порядке бесплатно пользоваться услугами поликлинических учреждений государственной системы здравоохранения, – наличие полиса ОМС.

Согласно новым правилам, для получения полиса ОМС теперь не требуется подтверждение регистрации, постоянной или временной, на территории страны. Единственный нюанс: если вы не работаете, получать полис вам придется самостоятельно, обратившись в любую страховую компанию, которая имеет право выдавать полисы ОМС. Если же вы официально трудоустроены, оформить на вас медицинский полис обязан работодатель.

Так что же необходимо знать для того чтобы избежать конфликтных ситуаций и каковы условия для реализации пациента своего права на выбор медицинской организации и врача?

Что такое прикрепление?

Государственная система оказания первичной медико-санитарной помощи (к которой и относятся поликлиники) построена на принципах соблюдения территориальности, профильности учреждений здравоохранения, преемственности и этапности медицинской помощи. То есть за каждым домом, улицей, районом, и населенным пунктом закреплено государственное лечебное учреждение (поликлиника, амбулатория, врачебный офис, ФАП) специалисты которого оказывают проживающему на данной территории населению бесплатную медицинскую помощь в рамках программы государственных гарантий.

Кроме того в целях оказания полного объема помощи, медицинские учреждения сгруппированы в которые могут включать в себя: одну или несколько поликлиник для взрослого и детского населения, женскую консультацию, плановый стационар, офисы врачей общей практики, различные Центры и т.д.

Таким образом, если человек относится к одному из подразделений такого объединенного государственного амбулаторно-поликлинического учреждения, то он имеет право получать весь спектр услуг медицинской помощи оказываемых в его подразделениях. Принадлежность пациента к обслуживанию в таком объединении называется – ПРИКРЕПЛЕНИЕМ.

Учреждения не имеют права отказать в прикреплении тем, кто постоянно проживает на закреплённой за ними территории. Но вы должны понимать, что нельзя прикрепиться или открепиться выборочно только от одного из подразделений объединенного медицинского учреждения. (То есть открепление от взрослой поликлиники, автоматически влечет за собой открепление и от медицинских Центров, отделений, врачебных офисов, женской консультации и.т.д входящих в состав учреждения (исключение составляют только случаи наблюдения по беременности см. ниже)).

Без Вашего волеизъявления никто и никуда Вас прикрепить не может.

  • обратиться к администрации поликлиники по фактическому месту проживания, пояснив что вы постоянно проживаете на территории, закрепленной за данным ЛПУ (доказательством может служить временная регистрация по месту пребывания или договор аренды (найма) квартиры, договор купли продажи жилья, документы права собственности (части, доли в собственности) жилья, письменное заявление хозяина жилья (если он ваш родственник) о том, что вы постоянно проживаете по указанному адресу и.др).

В случае если Вы представили не достоверную информацию, по факту вашего места постоянного проживания, учреждение оставляет за собой право открепить вас в одностороннем порядке.

Список необходимых документов для прикрепления к поликлинике:

  1. Заявление на имя главного врача организации;
  2. Паспорт гражданина Российской Федерации или временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта;
  3. Страховой полис ОМС + копия; копия паспорта.
  4. Для прикрепления ребенка вам, дополнительно, потребуется копия свидетельства о рождении и копия паспорта родителя, подающего заявление.
  • Срок действия прикрепления – в течении текущего (календарного) года. Подтверждать прикрепление вам приодеться ежегодно. Таким образом, если с момента прикрепления к учреждению по месту фактического проживания прошло больше года, а вы не подтвердили прикрепление снова – вы автоматически возвращаетесь прикреплением к поликлинике по месту регистрации (прописки).

4) Если Вы не прописаны и не проживаете на территории поликлиники, по желанию Вы имеете право самостоятельно выбрать любое медицинское учреждение (входящие в систему ОМС). Если вы выбираете поликлинику, которая не обслуживает вас ни по месту регистрации (прописки), ни по месту проживания, то вам необходимо:

Территориальный принцип организации работы государственных учреждений здравоохранения сохранился со времён советской медицины, основывавшейся на стремлении рационально использовать имеющиеся ресурсы. Так, согласно действующим отраслевым стандартам, на одну ставку участкового:

  • врача терапевта приходится 1800 пациентов в возрасте старше 18лет, проживающих на обслуживаемой территории;
  • врача общей практики приходится 1500 пациентов, проживающих на обслуживаемой территории;
  • врача педиатра приходится 800 детей, проживающих на обслуживаемой территории;
  • акушера-гинеколога приходится 2200 женщин в возрасте старше 15 лет, проживающих на обслуживаемой территории.

Законодатель специально предусмотрел ряд ограничений в прикреплении:

  • Во-первых, к более квалифицированному врачу может пожелать прикрепиться большее число пациентов, чем он в состоянии обслужить. Таким образом, из-за высокой загрузки врач не сможет уделить пациентам необходимое количество времени и эффективно выполнять свои обязанности, что, в свою очередь, приведет к снижению качества оказываемой медицинской помощи.
  • Во-вторых, представляется нецелесообразным прикрепление к врачу пациентов, проживающих на территории различных участков, значительно удаленных друг от друга. В этом случае потребуется значительно большее время на то, чтобы посетить пациентов на дому, что приведет к уменьшению времени непосредственной работы с больным. При этом также может пострадать качество оказываемой им помощи.
  • В-третьих, территориальный принцип медицинского обслуживания подразумевает распределение бюджетных финансовых средств пропорционально количеству населения, проживающему на обслуживаемой ЛПУ территории. Прикрепление пациентов, проживающих на одной территории, к разным ЛПУ может привести к дисбалансу финансирования медицинских учреждений.

О реализации права на выбор врача и учреждения здравоохранения при оказании медицинской помощи женщинам во время наблюдения по беременности на основании родового сертификата.

Имеет ли женщина, которой был выдан родовой сертификат, право на выбор другой женской консультации не меняя своего территориального медицинского учреждения? А так же может ли женщина на основании родового сертификата выбрать врача в женской консультации и (или) родильном доме для оказания ей медицинской помощи?

Кроме того родовой сертификат гарантирует женщине дополнительное право на выбор только женской консультации или врача акушера-гинеколога (на время наблюдения по беременности) не меняя своего основного территориального амбулаторно-поликлинического медицинского учреждения.

То есть, Вы можете прикрепиться к учреждению, в состав которого входит ЖК, и получать весь спектр услуг оказываемых данным медицинским объединением, либо изолированно (на основании родового сертификата), выбрать только ЖК и акушера-гинеколога.

Если вы остановили свой выбор на втором варианте (без открепления) вам необходимо:

Бланк заявления Вы можете получить в Регистратуре, или скачать по ссылке

В зависимости от состояния пациента медицинская помощь ему может быть оказана в экстренном и плановом порядке.

Медицинская помощь по экстренным показаниям оказывается пациентам безотлагательно при острых состояниях, угрожающих жизни. Такая помощь оказывается бесплатно в любом медицинском учреждении. То есть неважно, есть ли у человека полис, и имеет ли он гражданство России.

Плановая медицинская помощь оказывается при состояниях, позволяющих без ущерба для здоровья пациента предоставить необходимую медицинскую помощь в порядке очередности, с отсрочкой во времени (диагностика и лечение хронических заболеваний, обследование, консультации специалистов, диспансеризация, профилактическая работа, оформление медицинской документации, лечение в условиях дневного стационара в поликлинике и на дому и.т.д).

Главное правило, которое касается каждого желающего в плановом порядке бесплатно пользоваться услугами поликлинических учреждений государственной системы здравоохранения, – наличие полиса ОМС.

Согласно новым правилам, для получения полиса ОМС теперь не требуется подтверждение регистрации, постоянной или временной, на территории страны. Единственный нюанс: получать полис вам придется самостоятельно, обратившись в любую страховую компанию, которая имеет право выдавать полисы ОМС.

Так что же необходимо знать для того чтобы избежать конфликтных ситуаций и каковы условия для реализации пациента своего права на выбор медицинской организации и врача? Что такое прикрепление?

Государственная система оказания первичной медико-санитарной помощи (к которой и относятся поликлиники) построена на принципах соблюдения территориальности, профильности учреждений здравоохранения, преемственности и этапности медицинской помощи. То есть за каждым домом, улицей, районом, и населенным пунктом закреплено государственное лечебное учреждение (поликлиника, амбулатория, врачебный офис, ФАП) специалисты которого оказывают проживающему на данной территории населению бесплатную медицинскую помощь в рамках программы государственных гарантий.

Кроме того в целях оказания полного объема помощи, медицинские учреждения сгруппированы в объединения (обозначение аббревиатурой БУЗ, ГУЗ, КУЗ) которые могут включать в себя: одну или несколько поликлиник для взрослого и детского населения, женскую консультацию, плановый стационар, офисы врачей общей практики, различные Центры и т.д.

Таким образом, если человек относится к одному из подразделений такого объединенного государственного амбулаторно-поликлинического учреждения, то он имеет право получать весь спектр услуг медицинской помощи оказываемых в его подразделениях. Принадлежность пациента к обслуживанию в таком объединении называется – ПРИКРЕПЛЕНИЕМ.

Учреждения не имеют права отказать в прикреплении тем, кто постоянно проживает на закреплённой за ними территории. Но вы должны понимать, что нельзя прикрепиться или открепиться выборочно только от одного из подразделений объединенного медицинского учреждения. (То есть открепление от взрослой поликлиники, автоматически влечет за собой открепление и от медицинских Центров, отделений, врачебных офисов, женской консультации и.т.д входящих в состав учреждения (исключение составляют только случаи наблюдения по беременности – см. ниже).

Правила прикрепления:

Без Вашего волеизъявления никто и никуда Вас прикрепить не может.

Таким образом, пациент должен оформить письменное заявление (бланк заявления можно взять в регистратуре, у администрации учреждения).

Представить заявление для регистрации заместителю главного врача по поликлинике (подразделению) или непосредственно в приемную главного врача. Подписывая согласие на ваше обслуживание, главный врач организации обязан уведомить об этом вашу страховую компанию и поликлинику по месту вашей прописки (регистрации). То есть, прикрепление оформляется только в письменной форме на основании заявления и утверждается главным врачом учреждения.

Список необходимых документов для прикрепления к поликлинике:
  • заявление на имя главного врача организации;
  • паспорт гражданина Российской Федерации или временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта;
  • страховой полис ОМС + копия;
  • копия паспорта.

Для прикрепления ребенка вам, дополнительно, потребуется копия свидетельства о рождении и копия паспорта родителя, подающего заявление .

Срок действия прикрепления – в течение текущего (календарного) года. Подтверждать прикрепление вам придётся ежегодно. Таким образом, если с момента прикрепления к учреждению по месту фактического проживания прошло больше года, а вы не подтвердили прикрепление снова – вы автоматически возвращаетесь прикреплением к поликлинике по месту регистрации (прописки).

Если Вы не прописаны и не проживаете на территории поликлиники, по желанию Вы имеете право самостоятельно выбрать любое медицинское учреждение (входящие в систему ОМС). Если вы выбираете поликлинику, которая не обслуживает вас ни по месту регистрации (прописки), ни по месту проживания, то вам необходимо:

  • Изъявить желание на обслуживание в данной поликлинике и оказание Вам всего перечня услуг, путем подачи письменного заявления на прикрепление (бланк заявление можно взять в регистратуре, у администрации учреждения).
  • Представить заявление для регистрации заместителю главного врача по поликлинике (подразделению) или непосредственно в приемную главного врача. Таким образом, прикрепление оформляется только в письменной форме на основании заявления пациента и утверждается главным врачом учреждения.
  • Время рассмотрения администрацией учреждения заявления пациента на прикрепление, составляет 2 рабочих дня.
  • Подписывая согласие на ваше медицинское обслуживание, главный врач организации обязан уведомить об этом вашу страховую компанию и поликлинику по месту вашей прописки (регистрации).
  • Менять лечебное учреждение разрешено не чаще чем 1 раз в год. Таким образом, если в текущем календарном году вы воспользовались таким правом и прикрепились к ЛПУ, прикрепится к другому вы сможете только на следующий год. Исключение составляют только случаи, когда вы переезжаете на новое место жительства.
  • Срок действия прикрепления – в течение текущего (календарного) года и подтверждать прикрепление вам придётся ежегодно. Таким образом, если с момента прикрепления к учреждению по месту фактического проживания прошло больше года, а вы не подтвердили прикрепление снова – вы автоматически возвращаетесь прикреплением к поликлинике по месту регистрации (прописки).

Администрация ЛПУ в целях обеспечения права граждан на выбор врача и лечебно-профилактического учреждения прикрепляют для медицинского наблюдения и лечения граждан, проживающих вне зоны обслуживания данного ЛПУ, к врачам- терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам) и врачам акушерам- гинекологам в случае наблюдения по беременности.

Право на прикрепление по собственному желанию к врачам других специальностей законодательством и нормативными актами не предусмотрено.

В нормативных документах не существует перечняü обязательных медицинских услуг в рамках прикрепления. Нормативными документами являются медико-экономические стандарты и программа государственных гарантий. Обследование и лечение прикрепленных пациентов проводится по медицинским показаниям на основании направления лечащего врача, за которым они были закреплены.

Поэтому руководитель ЛПУ, рассмотрев заявление пациента с просьбой о смене лечащего врача, принимает решение, исходя из возможностей вверенного ему учреждения. Он вправе отказать в удовлетворении заявления, ссылаясь на нормы индивидуальной нагрузки выбранного врача, на территориальный принцип прикрепления населения к ЛПУ, а также предложить возможные варианты решения конкретной проблемы.

Территориальный принцип организации работы государственных учреждений здравоохранения сохранился со времён советской медицины, основывавшейся на стремлении рационально использовать имеющиеся ресурсы. Так, согласно действующим отраслевым стандартам, на одну ставку участкового:

  • врача терапевта приходится 1800 пациентов в возрасте старше 18лет, проживающих на обслуживаемой территории;
  • врача общей практики приходится 1500 пациентов, проживающих на обслуживаемой территории;
  • врача педиатра приходится 800 детей, проживающих на обслуживаемой территории;
  • акушера-гинеколога приходится 2200 женщин в возрасте старше 15 лет, проживающих на обслуживаемой территории.
Законодатель специально предусмотрел ряд ограничений в прикреплении:

Во-первых, к более квалифицированному врачу может пожелать прикрепиться большее число пациентов, чем он в состоянии обслужить. Таким образом, из-за высокой загрузки врач не сможет уделить пациентам необходимое количество времени и эффективно выполнять свои обязанности, что, в свою очередь, приведет к снижению качества оказываемой медицинской помощи.

Во-вторых, представляется нецелесообразным прикрепление к врачу пациентов, проживающих на территории различных участков, значительно удаленных друг от друга. В этом случае потребуется значительно большее время на то, чтобы посетить пациентов на дому, что приведет к уменьшению времени непосредственной работы с больным. При этом также может пострадать качество оказываемой им помощи.

В-третьих, территориальный принцип медицинского обслуживания подразумевает распределение бюджетных финансовых средств пропорционально количеству населения, проживающему на обслуживаемой ЛПУ территории. Прикрепление пациентов, проживающих на одной территории, к разным ЛПУ может привести к дисбалансу финансирования медицинских учреждений.

О реализации права на выбор врача и учреждения здравоохранения при оказании медицинской помощи женщинам во время наблюдения по беременности на основании родового сертификата.

Имеет ли женщина, которой был выдан родовой сертификат, право на выбор другой женской консультации не меняя своего территориального медицинского учреждения? А так же может ли женщина на основании родового сертификата выбрать врача в женской консультации и (или) родильном доме для оказания ей медицинской помощи?

Кроме того родовой сертификат гарантирует женщине дополнительное право на выбор только женской консультации или врача акушера- гинеколога (на время наблюдения по беременности) не меняя своего основного территориального амбулаторно-поликлинического медицинского учреждения.

То есть, Вы можете прикрепиться к учреждению, в состав которого входит ЖК, и получать весь спектр услуг оказываемых данным медицинским объединением, либо изолированно (на основании родового сертификата), выбрать только ЖК и акушера- гинеколога.

Если вы остановили свой выбор на втором варианте (без открепления) вам необходимо:
  • При постановке на учет женщины в женскую консультацию не по месту жительства необходимо представить выписку из амбулаторной карты наблюдения женской консультации и поликлиники, в которой Вы постоянно наблюдались ранее и справку, что вы не состоите в этой поликлинике на учете по беременности. Отдельно открепление от ЖК не оформляется!
  • Необходимо учитывать местоположение выбранной ЖК (женской консультации). Будет она рядом с домом или с работой (что иногда, к сожалению, означает – на другом конце города), решать вам. Рядом с работой, наверное, удобнее – можно заскочить туда утром (консультации работают с 8.00), или во время обеденного перерыва. С другой стороны, когда вы выйдете в декрет, вам не так-то просто будет добираться на прием к врачу, тем более что в последнем триместре нужно будет посещать ЖК все чаще и чаще. В этом случае лучше встать на учет где-то недалеко от дома.
  • Родовой сертификат гарантирует женщине получение бесплатной квалифицированной медицинской услуги в размере, установленном государственными стандартами. Если у женщины есть заболевания, требующие дополнительных обследований и консультаций узких специалистов не входящих в стандарт, ЖК не будет проводить их на своей базе, а направит Вас проходить все дополнительные обследования и консультации в поликлинику по месту вашего прикрепления. В таком случае Вам самостоятельно придется с врачами своей поликлиники организовывать процесс и координировать время и сроки прохождения тех или иных дополнительных обследований и консультаций.
  • Родовой сертификат позволяет женщине в период беременности бесплатно получить (в выбранной ей женской консультации) поливитамины, препараты железа и.т.п., с момента взятия на диспансерный учет по беременности до срока родов. То есть при необходимости пройти лечение в условиях дневного стационара и стационара на дому, выбранная вами ЖК направит вас в поликлинику по месту прикрепления.
  • Вачи-акушеры-гинекологи, так же как врачи-терапевты, посещают беременную женщину на дому: до родов, после родов — так называемый патронаж беременных. Женщин, которые не проживают на территории обслуживания учреждения, для врача посещать будет затруднительно.
Информация для пациентов

Читайте также: