Имели ли советские республики право выхода из состава ссср

Обновлено: 07.07.2024

О порядке решения вопросов, связанных с выходом
союзной республики из СССР

____________________________________________________________________
Фактически утратил силу в связи с принятием
Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года
____________________________________________________________________

Статья 1. Порядок решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР в соответствии со статьей 72 Конституции СССР, определяется настоящим Законом.

Статья 2. Решение о выходе союзной республики из СССР принимается свободным волеизъявлением народов союзной республики путем референдума (народного голосования). Решение о проведении референдума принимается Верховным Советом союзной республики по собственной инициативе или по требованию, подписанному одной десятой частью граждан СССР, постоянно проживающих на территории республики и имеющих право голоса согласно законодательству Союза ССР.

Референдум проводится в порядке, определяемом Законом СССР, Законом союзной, автономной республики о референдуме, если их положения не противоречат настоящему Закону.

Референдум проводится тайным голосованием не ранее чем через шесть и не позднее чем через девять месяцев после принятия решения о постановке вопроса о выходе союзной республики из СССР.

В референдуме участвуют граждане СССР, постоянно проживающие на территории республики к моменту постановки вопроса о ее выходе из СССР и имеющие право голоса согласно законодательству Союза ССР.

Во время проведения голосования какая-либо агитация по вопросу, вынесенному на референдум, не допускается.

Статья 3. В союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные области и автономные округа, референдум проводится отдельно по каждой автономии. За народами автономных республик и автономных образований сохраняется право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе.

В союзной республике, на территории которой имеются места компактного проживания национальных групп, составляющих большинство населения данной местности, при определении итогов референдума результаты голосования по этим местностям учитываются отдельно.

Статья 4. Для организации референдума о выходе из СССР, определения срока проведения референдума и подведения его итогов Верховный Совет союзной республики образует комиссию с участием представителей всех заинтересованных сторон, в том числе упомянутых в частях первой и второй статьи 3 настоящего Закона.

Статья 5. Для обеспечения полной свободы волеизъявления народов союзной республики при подготовке, проведении и определении итогов референдума о выходе из СССР Верховный Совет СССР решает по согласованию с Верховным Советом союзной республики вопрос о присутствии на ее территории в качестве наблюдателей уполномоченных представителей Союза ССР, союзных и автономных республик, автономных образований. Верховный Совет СССР может, если сочтет необходимым, пригласить на территорию республики на время проведения голосования представителей Организации Объединенных Наций.

Статья 6. Решение о выходе союзной республики из СССР считается принятым посредством референдума, если за него проголосовало не менее двух третей граждан СССР, постоянно проживающих на территории республики к моменту постановки вопроса о ее выходе из СССР и имеющих право голоса согласно законодательству Союза ССР.

Итоги референдума рассматривает Верховный Совет союзной республики.

В союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные области, автономные округа или места компактного проживания национальных групп, упомянутых в части второй статьи 3 настоящего Закона, итоги референдума рассматриваются Верховным Советом союзной республики совместно с Верховным Советом автономной республики и соответствующими Советами народных депутатов.

Статья 7. Верховный Совет союзной республики представляет Верховному Совету СССР итоги референдума. Верховный Совет союзной республики, имеющей в своем составе автономные республики, автономные образования или места компактного проживания национальных групп, упомянутых в части второй статьи 3 настоящего Закона, представляет в Верховный Совет СССР итоги референдума по каждой автономной республике, по каждому автономному образованию или месту компактного проживания национальных групп с выводами и предложениями соответствующих органов государственной власти.

Если будет установлено, что референдум проведен в соответствии с законом, Верховный Совет СССР вносит вопрос на рассмотрение Съезда народных депутатов СССР.

В случае нарушения закона при проведении референдума Верховный Совет СССР назначает в трехмесячный срок повторный референдум по республике, либо по ее части, либо по автономному образованию, либо по месту компактного проживания национальных групп, упомянутых в части второй статьи 3 настоящего Закона.

Статья 8. Итоги референдума о выходе союзной республики из СССР и поступившие предложения заинтересованных сторон Верховный Совет СССР в месячный срок направляет высшим органам государственной власти всех союзных и автономных республик, а также органам государственной власти автономных образований для изучения и оценки последствий, возникающих для каждой союзной и автономной республики, автономного образования из факта возможного выхода соответствующей союзной республики из СССР.

Статья 9. Итоги референдума в союзной республике по вопросу о выходе из СССР, а также мнения высших органов государственной власти союзных, автономных республик, органов государственной власти автономных областей и округов по этому поводу рассматривает Съезд народных депутатов СССР. По представлению Верховного Совета СССР, согласованному с Верховным Советом выходящей республики, Съезд народных депутатов СССР устанавливает переходный период, не превышающий пяти лет, в течение которого должны быть решены вопросы, возникающие в связи с выходом республики из СССР.

В переходный период на территории выходящей республики сохраняют свое действие Конституция СССР и законы СССР.

Статья 10. В случае, если по итогам референдума не принято решение о выходе союзной республики из СССР, новый референдум по этому вопросу может быть проведен не ранее чем через десять лет с момента проведения предыдущего референдума.

Статья 11. В целях обеспечения прав и интересов Союза ССР, выходящей и других союзных республик, а также автономных республик, автономных образований и национальных групп, упомянутых в части второй статьи 3 настоящего Закона, при решении вопросов, возникающих в связи с выходом республики из СССР, Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных республик и высший орган государственной власти выходящей республики создают на переходный период согласительные комиссии.

Статья 12. В переходный период Совет Министров СССР с участием правительства выходящей республики готовит предложения по вопросам, касающимся Государственной границы СССР, а также военных объектов и частей Вооруженных Сил СССР, находящихся на территории выходящей республики, и вносит их на рассмотрение Президента СССР и Верховного Совета СССР, которые затем передаются на рассмотрение Съезда народных депутатов СССР.

Статья 13. Выходящая республика обязана соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права, а также права и свободы человека, закрепленные в международных договорах, участником которых является СССР. Вопрос об участии выходящей республики в открытых для присоединения многосторонних договорах, заключенных СССР, решается согласно правилам, установленным соответствующим договором. Многосторонние и двусторонние договоры, заключенные СССР и находящиеся в силе на момент выхода союзной республики из СССР, продолжают действовать в отношении вышедшей республики, если не будет достигнута договоренность об ином.

Совет Министров СССР после рассмотрения и урегулирования всех вопросов, связанных с участием СССР в международных договорах в связи с выходом из него союзной республики, представляет свое заключение Президенту СССР и Верховному Совету СССР.

Статья 14. В переходный период Совет Министров СССР, органы государственного управления союзных и автономных республик, автономных образований совместно с правительством выходящей республики рассматривают и разрешают вопросы собственности и материально-финансовых расчетов.

Во взаимоотношениях между выходящей республикой, с одной стороны, и Союзом ССР, а также иными союзными республиками, автономными республиками, автономными образованиями и национальными группами, упомянутыми в части второй статьи 3 настоящего Закона, с другой стороны, в течение переходного периода должны быть решены следующие вопросы:

1) определена судьба находящихся на территории республики объектов общесоюзной собственности (предприятий и комплексов базовых отраслей промышленности, космических исследований, энергетики, связи, морского, железнодорожного и воздушного транспорта, линий связи, магистральных трубопроводов, имущества Вооруженных Сил СССР, оборонных и других объектов), а также собственности общесоюзных общественных организаций;

2) урегулированы финансово-кредитные расчеты выходящей республики с Союзом ССР, взаимоотношения банков;

3) урегулированы имущественные и финансово-кредитные отношения данной республики с другими союзными республиками, а также с автономными республиками, автономными образованиями;

4) определен порядок выполнения предприятиями и организациями выходящей республики ранее взятых на себя договорных обязательств по отношению к предприятиям и организациям, расположенным на территории других союзных республик, а также автономных республик и автономных образований;

5) определен правовой статус и формы расчетов совместных предприятий или филиалов предприятий, организованных на базе общесоюзной собственности или собственности других союзных республик, а также автономных республик и автономных образований;

6) согласован порядок расчетов с другими государствами и международными организациями по кредитам и займам, полученным для сооружения объектов на территории выходящей республики или для удовлетворения потребностей этой республики и ее населения, а также по соответствующей части кредитов и займов, израсходованных на осуществление общесоюзных закупок и программ, которыми пользовалась выходящая республика;

7) согласован статус территорий, не принадлежавших выходящей республике на момент ее вступления в состав СССР;

8) согласован статус территорий, на которых компактно проживают национальные группы, упомянутые в части второй статьи 3 настоящего Закона, с учетом результатов их волеизъявления на референдуме;

9) обеспечены гарантии содержания исторических и культурных памятников и мест захоронений на территории выходящей республики;

10) разрешены иные вопросы, требующие взаимного урегулирования.

Статья 15. Гражданам СССР, проживающим на территории выходящей республики, предоставляется право выбора гражданства, места жительства и работы. Выходящая республика компенсирует все издержки, связанные с переселением граждан из пределов республики.

Статья 16. В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными обязательствами СССР выходящая республика обеспечивает гражданские, политические, социальные, экономические, культурные и иные права и свободы гражданам СССР, которые остаются проживать на ее территории, без какой-либо дискриминации по признакам расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, места и времени рождения.

Статья 17. Граждане выходящей республики, осужденные ее судами и отбывающие наказание на территории СССР, подлежат передаче для дальнейшего отбывания наказания в указанную республику.

Граждане выходящей республики, осужденные судами Союза ССР или другой союзной республики и отбывающие наказание на территории СССР, подлежат передаче для дальнейшего отбывания наказания в указанную республику, если они совершили преступления, за которые осуждены, на территории этой республики.

Вопросы о передаче граждан выходящей республики, осужденных судами Союза ССР или другой союзной республики, если хотя бы одно из преступлений, за которые они осуждены, совершено вне территории выходящей республики, рассматриваются Верховным Судом СССР по представлению Генерального прокурора СССР или по ходатайству Верховного Суда выходящей республики.

Граждане СССР, иностранные граждане и лица без гражданства, осужденные судами Союза ССР или любой союзной республики и отбывающие наказание на территории выходящей республики, подлежат передаче Союзу ССР.

Статья 18. Все административные и уголовные дела, возбужденные по фактам правонарушений на территории выходящей республики, находящиеся в производстве органов Союза ССР, передаются через Прокуратуру Союза ССР или Верховный Суд СССР в производство органов выходящей республики. Это правило не распространяется на случаи, когда хотя бы одно из правонарушений было совершено вне территории выходящей республики, а также на уголовные дела, подсудные военным трибуналам. Вопросы о передаче дел решаются Генеральным прокурором СССР по представлению нижестоящего прокурора или по ходатайству прокурора выходящей республики, а в случае, если дело находится в производстве судебного органа, - Верховным Судом СССР.

В переходный период все гражданские дела разрешаются в соответствии с гражданским и гражданским процессуальным законодательством Союза ССР, если иное не предусмотрено соглашением между выходящей республикой и Союзом ССР.

Статья 19. В последний год переходного периода по инициативе высшего органа государственной власти выходящей республики один раз может быть проведен повторный референдум по вопросу подтверждения решения о выходе союзной республики из СССР. Проведение повторного референдума является обязательным, если этого требует одна десятая часть граждан СССР, постоянно проживающих на территории республики и имеющих право голоса согласно законодательству Союза ССР.

В случае, если за подтверждение решения о выходе союзной республики из СССР проголосовало менее двух третей граждан СССР, постоянно проживающих на территории республики к моменту постановки вопроса о проведении повторного референдума и имеющих право голоса согласно законодательству Союза ССР, решение о выходе союзной республики из СССР считается отмененным и процедуры, предусмотренные настоящим Законом, прекращаются.

Статья 20. По окончании переходного периода или при досрочном урегулировании вопросов, предусмотренных настоящим Законом, Верховный Совет СССР созывает Съезд народных депутатов СССР для принятия решения, подтверждающего завершение процесса по согласованию интересов и удовлетворению претензий выходящей республики, с одной стороны, и Союза ССР, союзных республик, а также автономных республик, автономных образований и национальных групп, упомянутых в части второй статьи 3 настоящего Закона, с другой стороны.

С момента принятия такого решения Съездом народных депутатов СССР выход союзной республики из СССР считается состоявшимся, а народные депутаты СССР от вышедшей республики утрачивают свои полномочия.

Съезд народных депутатов СССР вносит соответствующие изменения в Конституцию СССР.

Президент
Союза Советских
Социалистических Республик
М.Горбачев

Стараюсь не брать материалы из журнала известной "бытовой сепаратистки" Мирославы Бердник, но тут не удержался

Уж больно интересная для меня информация оказалась, которую я, признаюсь, НЕ знал, поскольку никогда не интересовался юридической стороной процесса "парада суверенитетов" и последовавших за ним "Беловежских соглашений"


Так что, если Вы до сих пор тоже не в курсе -- прочтите целиком, рекомендую, а чтобы было легче, я традиционно выделил некоторые места

Особенно обратите внимание на статью 14, пункт 7, я его специально пробелами выделил

«Напомню, что Украина стала независимым государством в результате референдума, который произошел в нарушение законов СССР, в т.ч. закона о порядке выхода из СССР.

[И не только Украина, но вообще ВСЕ союзные республики -- Хиппи Энд]

Прочитайте "ЗАКОН СССР ОТ 03.04.1990 О ПОРЯДКЕ РЕШЕНИЯ ВОПРОСОВ, СВЯЗАННЫХ С ВЫХОДОМ СОЮЗНОЙ РЕСПУБЛИКИ ИЗ СССР" и сами ответьте, был ли легитимным выход Украины из состава СССР, а также подписанное, опираясь на результаты украинского референдума, соглашение в Беловежской Пуще.

Статья 6. Решение о выходе союзной республики из СССР
считается принятым посредством референдума, если за него
проголосовало не менее двух третей граждан СССР, постоянно
проживающих на территории республики к моменту постановки вопроса
о ее выходе из СССР и имеющих право голоса согласно законодательству Союза ССР.
Итоги референдума рассматривает Верховный Совет союзной
республики.
В союзной республике, имеющей в своем составе автономные
республики, автономные области, автономные округа или места
компактного проживания национальных групп, упомянутых в части
второй статьи 3 настоящего Закона, итоги референдума рассматриваются Верховным Советом союзной республики совместно с
Верховным Советом автономной республики и соответствующими
Советами народных депутатов.

Статья 7. Верховный Совет союзной республики представляет
Верховному Совету СССР итоги референдума. Верховный Совет союзной
республики, имеющей в своем составе автономные республики,
автономные образования или места компактного проживания
национальных групп, упомянутых в части второй статьи 3 настоящего
Закона, представляет в Верховный Совет СССР итоги референдума по
каждой автономной республике, по каждому автономному образованию
или месту компактного проживания национальных групп с выводами и
предложениями соответствующих органов государственной власти.
Если будет установлено, что референдум проведен в соответствии
с законом, Верховный Совет СССР вносит вопрос на рассмотрение
Съезда народных депутатов СССР.
В случае нарушения закона при проведении референдума Верховный
Совет СССР назначает в трехмесячный срок повторный референдум по
республике, либо по ее части, либо по автономному образованию,
либо по месту компактного проживания национальных групп,
упомянутых в части второй статьи 3 настоящего Закона.

Статья 8. Итоги референдума о выходе союзной республики из
СССР и поступившие предложения заинтересованных сторон Верховный
Совет СССР в месячный срок направляет высшим органам
государственной власти всех союзных и автономных республик, а
также органам государственной власти автономных образований для
изучения и оценки последствий, возникающих для каждой союзной и
автономной республики, автономного образования из факта возможного
выхода соответствующей союзной республики из СССР.

Статья 9. Итоги референдума в союзной республике по вопросу о выходе из СССР, а также мнения высших органов государственной власти союзных, автономных республик, органов государственной власти автономных областей и округов по этому поводу рассматривает Съезд народных депутатов СССР. По представлению Верховного Совета СССР, согласованному с Верховным Советом выходящей республики, Съезд народных депутатов СССР устанавливает переходный период, не превышающий пяти лет, в течение которого должны быть решены вопросы, возникающие в связи с выходом республики из СССР. В переходный период на территории выходящей республики сохраняют свое действие Конституция СССР и законы СССР.

Статья 10. В случае, если по итогам референдума не принято решение о выходе союзной республики из СССР, новый референдум по этому вопросу может быть проведен не ранее чем через десять лет с момента проведения предыдущего референдума.

Статья 11. В целях обеспечения прав и интересов Союза ССР, выходящей и других союзных республик, а также автономных республик, автономных образований и национальных групп, упомянутых в части второй статьи 3 настоящего Закона, при решении вопросов, возникающих в связи с выходом республики из СССР, Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных республик и высший орган государственной власти выходящей республики создают на переходный период согласительные комиссии.

Статья 12. В переходный период Совет Министров СССР с участием правительства выходящей республики готовит предложения по вопросам, касающимся Государственной границы СССР, а также военных объектов и частей Вооруженных Сил СССР, находящихся на территории выходящей республики, и вносит их на рассмотрение Президента СССР и Верховного Совета СССР, которые затем передаются на рассмотрение Съезда народных депутатов СССР.

Статья 13. Выходящая республика обязана соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права, а также права и свободы человека, закрепленные в международных договорах, участником которых является СССР.

Статья 14. В переходный период Совет Министров СССР, органы государственного управления союзных и автономных республик, автономных образований совместно с правительством выходящей республики рассматривают и разрешают вопросы собственности и материально-финансовых расчетов. Во взаимоотношениях между выходящей республикой, с одной стороны, и Союзом ССР, а также иными союзными республиками, автономными республиками, автономными образованиями и национальными группами, упомянутыми в части второй статьи 3 настоящего Закона, с другой стороны, в течение переходного периода должны быть решены следующие вопросы: 1) определена судьба находящихся на территории республики объектов общесоюзной собственности (предприятий и комплексов базовых отраслей промышленности, космических исследований, энергетики, связи, морского, железнодорожного и воздушного транспорта, линий связи, магистральных трубопроводов, имущества Вооруженных Сил СССР, оборонных и других объектов), а также собственности общесоюзных общественных организаций; 2) урегулированы финансово-кредитные расчеты выходящей республики с Союзом ССР, взаимоотношения банков; 3) урегулированы имущественные и финансово-кредитные отношения данной республики с другими союзными республиками, а также с автономными республиками, автономными образованиями; 4) определен порядок выполнения предприятиями и организациями выходящей республики ранее взятых на себя договорных обязательств по отношению к предприятиям и организациям, расположенным на территории других союзных республик, а также автономных республик и автономных образований; 5) определен правовой статус и формы расчетов совместных предприятий или филиалов предприятий, организованных на базе общесоюзной собственности или собственности других союзных республик, а также автономных республик и автономных образований; 6) согласован порядок расчетов с другими государствами и международными организациями по кредитам и займам, полученным для сооружения объектов на территории выходящей республики или для удовлетворения потребностей этой республики и ее населения, а также по соответствующей части кредитов и займов, израсходованных на осуществление общесоюзных закупок и программ, которыми пользовалась выходящая республика;

7) согласован статус территорий, не принадлежавших выходящей республике на момент ее вступления в состав СССР;

8) согласован статус территорий, на которых компактно проживают национальные группы, упомянутые в части второй статьи 3 настоящего Закона, с учетом результатов их волеизъявления на референдуме; 9) обеспечены гарантии содержания исторических и культурных памятников и мест захоронений на территории выходящей республики; 10) разрешены иные вопросы, требующие взаимного урегулирования.

Статья 15. Гражданам СССР, проживающим на территории выходящей республики, предоставляется право выбора гражданства, места жительства и работы. Выходящая республика компенсирует все издержки, связанные с переселением граждан из пределов республики.

Статья 16. В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными обязательствами СССР выходящая республика обеспечивает гражданские, политические, социальные, экономические, культурные и иные права и свободы гражданам СССР, которые остаются проживать на ее территории, без какой-либо дискриминации по признакам расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, места и времени рождения.

Кроме того, и самого референдума "о выходе Украины из состава СССР" не было!

Цитата: Всеукраїнський референдум про проголошення незалежності України відбувся 1 грудня 1991 року. На референдум було винесено одне питання: "Чи підтверджуєте Ви Акт проголошення незалежності України?" Текст Акту проголошення незалежності України, що був принятий Верховною Радою 24 серпня 1991 року, було наведено у виборчому бюлетені. "Всеукраїнський референдум про проголошення незалежності України". Кто-то скажет: так вот же! - это оно и есть, только другими словами! Ну, во первых, в юриспруденции "другими словами" не проходит. А во-вторых, почитаем. Цитата: Акт проголошення незалежності України Виходячи із смертельної небезпеки, яка нависла була над Україною в зв'язку з державним переворотом в СРСР 19 серпня 1991 року, продовжуючи тисячолітню традицію державотворення в Україні, виходячи з права на самовизначення, передбаченого Статутом OOH та іншими міжнародно-правовими документами, здійснюючи Декларацію про Державний суверенітет України, Верховна Рада Української Радянської Соціалістичної Республіки урочисто проголошує незалежність України та створення самостійної Української держави — України. Територія України є неподільною і недоторканою. Віднині на території України мають чинність винятково Конституція і закони України. Цей акт набирає чинності з моменту його схвалення

А вот как написано в Конституции СССР -- Цитата:

Глава 9. Союзная Советская Социалистическая Республика

Вот такой юридический казус, понимаете ли

На основании которого при изменении обстоятельств влегкую можно поставить под вопрос юридическую легитимность существования любого постсоветского государства, насколько я по своей наивности понимаю

Как там высказался Путин в своей предвыборной речи 1 марта 2018 года: "а некоторые его так и называли: Советская Россия". (цитирую по памяти, и с тем, когда было сказано в этом году, могу ошибаться, но мне помнится, что именно 1 марта)

Изменчив этот цивилизованный человеческий мир, а теперь еще, ох, и совсем быстро изменчив


Совершенно секретно

С самого утверждения СССР в декабре 1922-го года, в его Конституции было установлено, что любая из социалистических республик, которая входит в его состав, имеет полное право в предусмотренном порядке покинуть состав Союза.

Разумеется, за всю историю существования СССР, там всегда находились недовольные этнические группы, которые хотели, чтобы их жизнь принадлежала конкретно им, а не каким-то политработникам из Москвы.

Но тогдашние реалии были таковы, что любое движение в сторону, которое не нравилось партии и не одобрялось ею, было чревато серьезными последствиями. Во времена Сталина такими последствиями могла быть ссылка и тюремное заключение или даже расстрел. Позже, когда при власти находился Хрущев и Брежнев, меры наказания подобным вольнодумцам, которые хотели если не независимости, то хотя бы большей автономии, были смягчены, но все же достаточно суровы — их просто отстраняли от руководящих позиций и, по сути, убивали их политическую карьеру.

Какие государства, когда и как хотели больше всего выйти из СССР

Поэтому, до эпохи правления Горбачева все республики, по сути, сидели тихо и молчали, не давая недовольству выплеснуться наружу, так как это могло грозить последствиями. Но когда в Союзе объявили эпоху Гласности и начали Перестройку, то все это выплеснулось наружу.

Парад суверенности

С либерализацией прессы и появлением относительной свободы слова, вылезли многие до этого момента подавляющиеся конфликты, будь-то ссоры на почве национальности, территориального распределения земель, на которых проживали различные этносы, недовольство экономикой и дефицитом, недовольство войной в Афганистане и прочее.

Целый клубок противоречий привел к тому, что отношения между республиками начали накаляться, и в таком виде, в котором он существовал до этого, СССР уже быть не мог. Поэтому первый президент Советского Союза, Михаил Горбачев провозгласил реорганизацию государства для придания ей демократических начал. Все это запустило процесс так званого “Парада суверенности”, когда в течении 3-ех все республики Союза заявили о своем желании выйти из состава Советского Союза и стать независимым государством.

Какие государства, когда и как хотели больше всего выйти из СССР

Несмотря на это, далеко не все республики действительно хотели покидать состав СССР. Для большинства это был во многом политический ход для того, чтобы выбить из Москвы больше прав, свобод и автономии. Но некоторые действительно хотели выйти из состава Советов хотя бы потому, что искренне их ненавидели.

Прибалтийский вопрос

В 1940-ом году, воспользовавшись началом Второй мировой войны и угрозой Гитлера для независимости Литвы, Латвии и Эстонии, Советский Союз захватил власть в этих трех стран, по сути насильственно присоединив их к себе.

Научный сотрудник, доцент кафедры археологии "Одесской археологической школы", доктор исторических наук СССР, профессор.

Вследствие этого в новообразованных республиках прошла так званая советизация — была репрессирована интеллигенция, духовенство, богатые и зажиточные классы.

За это и последующие полвека оккупации, а именно так относятся к этим событиям не только жители Прибалтики, но и большинство других стран мира, латыши, литовцы и эстонцы яро возненавидели СССР, советскую власть и все, что с ней связано. Так как в те времена скрепы были еще сильны, то ни о каком контрдвижении из Советов не было и речи. Но вот с началом Перестройки этот шанс появился.

Практически одновременно во всех трех Прибалтийских республиках начались массовые движения за независимость и отделение от Советов. Естественно, что Москве подобное было явно не по нраву, но запущенный процесс было не остановить.

Какие государства, когда и как хотели больше всего выйти из СССР

Москва это не приняла, снова пролилась кровь, но вскоре после событий августа 91-го, их требования удовлетворили вскоре в сентябре, точнее — 6-го числа.

Национальный вопрос

Также первыми об выходе и непосредственном отделении от СССР заговорили Грузия, Армения и Молдова. Всем этим странам была характерен острый национальный вопрос, связанный с правами различных нацменьшинств, проживающих на территории этих республик. Отдельно в Грузии масла в огонь подлил насильственный разгон мирного митинга в Тбилиси, после которого погиб не один человек.

Какие государства, когда и как хотели больше всего выйти из СССР

Разгон митинга в Тбилиси 1989

Но из-за все же меньшей антипатии к советскому правительству, чем у Прибалтийских стран, Армения и Молдова вышли из состава Союза уже после событий августовского путча, а Грузия сделал это только за несколько месяцев до этих событий — в апреле 91-го.

Заключение

Хотя положением дел в СССР многие были недовольны практически все время его существования, но сила вертикали власти была таковой, что все из-за страха молчали.

Но когда появился шанс, в конце 80-ых, те страны, которым был особо ненавистен режим, сразу же им воспользовались. А так, до этого, все в Союзе было хорошо, все жили дружно.

Демонтаж вывески

7 декабря 1991 года в правительственной резиденции Вискули в Беловежской пуще собрались лидеры России, Белоруссии и Украины. 8 декабря после четырехчасового обсуждения они подписали Беловежское соглашение — документ о кончине СССР и о создании Союза Независимых государств — СНГ.

МИНУ ЗАЛОЖИЛ СТАЛИН

- Приглашение Ельцина в Белоруссию, сделанное Шушкевичем 20 октября 1991 года на Госсовете в Ново-Огарево — это точка отсчета для Беловежья?

- Это не начало, а почти финал длинной цепочки событий, точку которому поставило Беловежье.

- Так почему распался СССР?

- Три фактора: жесточайший экономический кризис, "вирус зависти" (когда все республики стали говорить, что больше не хотят "кормить соседей"), и право на свободный выход из состава СССР, записанное в конституции. По науке это называется "право на сецессию". А я всегда называл "миной замедленного действия".

В 1924-м в первой советской конституции записали право республик на свободный выход из Союза вплоть до создания самостоятельного государства. Эта норма "спала" 65 лет. Про нее вспомнили сначала три Прибалтийские республики, затем все остальные.

Но по большому счету, все идет от статьи 2 Конституции РСФСР 1918 года. Где записана формулировка Сталина, что Россия учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация национальных республик. Эта сталинская идея нам потом еще аукнулась в конце 1990 – начале 1991 годов парадом суверенитетов российских автономий.

- Разве не российская Декларация о гос суверенитете дала толчок распаду СССР?

- Нет. В этом документе написано, что Россия остается в составе СССР. И это была реакция на то, что автономии в составе РСФСР стали - с подачи ЦК КПСС - объявлять себя самостоятельными союзными республиками. Дело кончилось проблемами с Татарстаном и чеченской войной.

А через два месяца после российской декларации о суверенитете случился августовский путч. После него не стало КПСС и фактически - СССР.

- Это умозаключение на каких фактах основано?

- На исторических. На анализе хронологии событий. После путча Горбачев, вернувшись из Фороса, был очень обижен на своих однопартийцев. Объявил о сложении полномочий Генсека ЦК КПСС и призвал всех честных коммунистов выйти из партии. В результате с конца августа и до начала октября все 15 республик приняли решение о ликвидации или приостановке деятельности союзных компартий. КПСС – "становой хребет" Советского Союза – развалилась за месяц. Дальше уже все покатилось к финалу.

- Понять Горбачева можно?

- По-человечески, наверное да.. Но с точки зрения того, что он руководитель крупнейшей страны мира и Президент СССР — это был призыв к коллективному самоубийству. Вдобавок, Горбачев еще принял указы о лишении КПСС имущества и запрете политической деятельности в госаппарате, армии и силовых структурах. 29 августа 1991 года Верховный Совет СССР приостановил деятельность КПСС по всей стране. А перед этим союзные депутаты ликвидировали союзное же правительство.

Взамен были созданы некие координационные органы – Госсовет СССР, Межреспубликанский экономический комитет, Межреспубликанская служба безопасности и тому подобные рыхлые структуры. Власть распалась вместе с распадом КПСС.

ДО 1 ДЕКАБРЯ УШЛИ ПОЧТИ ВСЕ

- Но ГКЧП, объявившее о себе 19 августа, не дало подписать Союзный договор 20 августа, который бы прикончил СССР уже тогда?

- Так начался Ново-Огаревский процесс?

- Да. Но уже через пару недель его противники провели объединенный Пленум ЦК и ЦКК КПСС. Обвинили Горбачева в развале страны, потребовали введения в стране чрезвычайного положения. Горбачев смог их переиграть, но ненадолго. В сентябре на съезде его должны были сместить с поста Президента СССР и Генсека КПСС. Он не стал ждать. Провел переговоры с лидерами крупнейших республик — Казахстан, Белоруссия, Украина и РСФСР.

- Попробовал сыграть на опережение?

- Предложил, по сути, не союз, а конфедерацию. Обещал, что все полномочия будут у республик, а за центром останется лишь оборона и внешняя политика.. Против этого и выступил ГКЧП. Но самая главная неосторожность – пообещал, что не будет главы КГБ Крючкова. А все разговоры прослушивались и записывались!

- Вы говорили про то, как республики побежали из Союза.

- В моей книге про распад СССР есть точная хроника, как 13 из 15 союзных республик воспользовались статьей 72 Конституции СССР 1977 года и ушли еще до 1 декабря 1991 года. Последней стала Украина со своим референдумом.

Сергей Шахрай в студии Радиостанции

- То есть 8 декабря в Беловежье.

- Уже нечего было распускать. Остались РСФСР, которая не собиралась выходить, и Казахстан в непонятном статусе — декларацию о независимости он принял, но о выходе не сказал. Надо было думать, что делать дальше.

- Вам надо было юридически оформить фактическое положение дел?

- А проект союзного договора, который Горбачеву подготовили известные правоведы Кудрявцев и Шахназаров?

- После путча любой Союзный договор был нежизнеспособен. Союзного центра уже не было. Шел торг союзной элиты с элитами республик - как жить дальше. А республики, видя, что центр потерял авторитет, уже не понимали, почему надо кому-то подчиняться.

ЭСТОНСКИЙ СЛЕД

- Почему эстонцы?

- 16 ноября 1988 года у Горбачева была делегация Верховного Совета ЭССР. Речь шла примерно в таком ключе. В 1940-м Эстонию — как и Литву с Латвией — присоединили к СССР силой на основании пакта Молотова- Риббентропа. Дескать, все это - исторически, эстетически, политически - было некрасиво, нелегитимно и недемократично. А Вы же у нас, Михаил Сергеевич, демократ. Давайте, подпишем Союзный договор, - и наши отношения станут юридически и политически оформлены.

- Нет. Они предлагали оформить вхождение Эстонии в СССР юридически красиво. А потом тему Союзного договора, но уже как основы для переформатирования всего государства, подняли депутаты СССР на своем I Съезде. В те времена наш народ смотрел выступления депутатов, не отрываясь от экранов. Сюжет пошел в массы. При этом у Горбачева был готов проект новой Конституции СССР. Его, кстати, готовил все тот же академик Кудрявцев.

- Тогда — да. Но после путча идея вообще свернула не туда. В октябре 1991-го в Ново-Огарево в обсуждении Союзного договора участвовали. лишь 7 из 15 союзных республик. А к ним стучались в двери главы российских автономий.

- Чего хотели?

- Стать равноправными учредителями нового Союза. И это – еще одна причина распада СССР - заигрывание с национальным вопросом и с автономиями. Всем 20 автономиям (из них 16 – были в РСФСР) союзный центр за лояльность обещал дать статус союзных республик.

- Не многовато ли союзных республик?

- Получалось 35 республик в составе СССР. Но условием повышения статуса автономных республик был их отказ от права свободного выхода из Союза. Одним махом – двух зайцев убить. И Ельцина ослабить – ведь из России уходили сильнейшие регионы с 20 миллионами населения, половиной территорий и всеми стратегическими ресурсами — от нефти и газа до урана с золотом и алмазами. И голосами автономий протащить ту конструкцию нового Союза, что задумал Центр.

- Юридическая ловушка?

- То есть Горбачев делал все возможное для сохранения Союза?

- Не Союза. Он делал все возможное для сохранения власти – своей и союзного центра.

- Но получается, автономии могли стать союзными республиками уже в августе 1991-го?

- Да. Партийные лидеры всех 16 российских автономий 20 августа 1991-го сидели в приемной у Геннадия Янаева. Он 19 августа провозгласил себя и.о. президента СССР. Они все приехали за статусом союзных республик. Получить подтверждение, что обещанный статус ГКЧП у них не отберет. Если бы путч не провалился, то уже 21 августа РСФСР могла стать конфедерацией. В лучшем случае. Процесс распада продолжался.

УКРАИНСКИЙ ФАКТОР

- Кто первым побежал?

- В нашей истории первый шаг всегда делала Украина - и последний тоже. В августе они заявляют о независимости на Верховном Совете УССР. 1 декабря выбирают президента и на референдуме голосуют за независимость 92 процентами. Поставили точку на союзном государстве. При том союзные силовые структуры на территории Украины в этот период фактически были захвачены.

- То есть российская делегация ехала в Белоруссию 7 декабря встречаться с Кравчуком как с главою независимой Украины и с Шушкевичем, тоже желавшим независимости?

- Юридически – да. Но будет неправдой сказать, что наша делегация и я лично ехали именно с таким пониманием ситуации. Но события осени и начала декабря позволили без иллюзий смотреть на ситуацию. Механизм власти у КПСС уже был отобран. Союзное управление развалилось. Фактически произошел развал страны.

- Официальный повод визита в Вискули был какой?

- Подписание соглашения о социально-экономическом сотрудничестве (я был советником президента РСФСР по правовым вопросам). О чем накануне говорили Ельцин, Шушкевич и Кравчук - мне уже потом рассказали. Они созвонились и пригласили Кравчука после 1 декабря в Минск. Причем звонок ему, по-моему, был уже из Минска.

Леонид Кравчук, Станислав Шушкевич и Борис Ельцин после подписания соглашения о создании СНГ, 8 декабря 1991 г. Фото Дмитрия Соколова /Фотохроника ТАСС/.

Леонид Кравчук, Станислав Шушкевич и Борис Ельцин после подписания соглашения о создании СНГ, 8 декабря 1991 г. Фото Дмитрия Соколова /Фотохроника ТАСС/.

- Вы с Ельциным до вылета в Белоруссию обсуждали , что именно там придется проработать и подписать?

- Никакого проекта договора до вылета не было. Все делегации готовили свои предложения ночью с 7 на 8 декабря. Работали эксперты, рабочие лошадки. Очень важна была формула. Был риск вообще ни о чем не договориться и скатиться к югославскому сценарию. Кавказ-то уже полыхал. И республики на Волге уже говорили о суверенитете.

- И какова была формула?

- А вариант ССР.

- Это в Вискулях уже не обсуждалось. Создание СНГ имело две цели. Упростить бракоразводный процесс, чтобы без войны. И сохранить возможность будущей интеграции.

Свидетельство о смерти фактически развалившегося СССР выдали эти три лидера. Правда, сразу пригласили Казахстан — чтобы не говорили об этническом, славянском союзе.

АРСЕНАЛЫ И ГРАНИЦЫ

- Главными в группе экспертов были вы с Гайдаром?

- Гораздо более активной была украинская делегация. Скажем, их эксперт Крыжановский имел свои варианты. И только мы - я и Гайдар — возражали. Так активно, что меня чуть не лишили права въезда на Украину. Я в статье 10-й написал, что границы признаются между странами Содружества, пока страна внутри содружества. А если выходит — границы исчезают.

- Это было про что?

- Это было про Крым. Почему Украина ненавидит СНГ, но не уходит оттуда — потому что сразу де юре ситуация с Крымом для нее становится проигранной.

- Вопрос про Крым обсуждался при выработке 18 статей соглашения?

- Обсуждался вопрос границ. Не было отдельной дискуссии по Крыму — тогда бы все остановилось. Вопрос был такой — что является границами между союзными республиками? Ответ — нынешняя административная граница. Она и оформляется как госграница. Она не дискутируется и не оспаривается, пока страна находится в СНГ. А выход из Содружества открывает ящик Пандоры - надо о границе договариваться.

- Перспективы того, о чем вы говорите — в декабре 1991-го было понятно всем в Вискулях?

- Сразу согласились, что ядерное оружие — все в России?

- Практически да. В 1992-м Назарбаев, кажется, не исключал варианта остаться среди ядерных стран. Но в декабре 1991-го решили быстро — у ядерного оружия должен быть один хозяин.

- Единые вооруженные силы и единая валюта — это записали, но это ж было нереально?

- Это были базовые статьи. Их писал Егор Гайдар. Они выступали основой реинтеграции — пусть и не смогли реализоваться. С вооруженными силами уже тогда все становилось понятно. Они в республиках уже создавались собственные — особенно в Закавказье. Как были понятны и перспективы с единой валютой.

- Как поделили имущество?

- У кого что находится - у того и остается. По зарубежному имуществу спорят и сегодня. Было записано, что вопрос по имуществу дипломатических миссий - это вопрос будущих переговоров. Потому Украина оспаривает до сих пор.

ПОЛЕТ НАЗАРБАЕВА

- Вы слышали, как Ельцин 7 декабря звонил Назарбаеву, летевшему из Алма-Аты в Москву?

- Я слышал приглашение Назарбаеву. Причина того, что он остался в Москве и не прилетел к нам — Горбачев ему предложил высокий пост — кажется, пост премьера СССР. Но как можно обещать то, чего нет…

- Назарбаев мог изменить ситуацию в Вискулях?

- Ситуацию – нет. А текст, наверное, да. Появились бы еще одна-две статьи, уменьшающие атмосферу славянского союза. И, кстати, перед Назарбаевым все равно надо снять шляпу. Он приложил титанические усилия, чтобы через полмесяца, 22 декабря в Алма-Ате собрать все республики — дабы присоединились к СНГ.

21 декабря 1991 года, Нурсултан Назарбаев во время подписания протокола к Соглашению об образовании СНГ. Фото Александр Сенцов, Дмитрий Соколов /ИТАР-ТАСС

21 декабря 1991 года, Нурсултан Назарбаев во время подписания протокола к Соглашению об образовании СНГ. Фото Александр Сенцов, Дмитрий Соколов /ИТАР-ТАСС

Думаю, что участие Назарбаева в переговорах в Вискулях поменяло бы юридическую конструкцию — сделало бы договор более федеративным. Но он мог и просчитать непопулярность решения, принятого 8 декабря, — чтобы не присоединиться к нему.

- Почему звонили из Беловежской Пущи Горбачеву — понятно, а президенту США Джорджу Бушу-старшему зачем?

- Ядерное оружие. Если вместо СССР появляется нечто другое, первый вопрос для американцев: у кого боеголовки? И звонок Ельцина Бушу говорил о том, что вопрос управления ядерными силами решен, кнопка остается у Москвы. Иначе была бы катастрофа.

- Ельцин давал вам с Гайдаром советы?

- Он проект, который мы готовили всю ночь, увидел утром 8 декабря. Трое глав республик заседали отдельно, три премьера — отдельно. Тогда не было сегодняшних копировальных машин. Поэтому тексты размножали через факсовые аппараты. И наши руководители сидели с этими длиннющими рулонами факсовой бумаги. Правили так — в основном вычеркивали.

- Как вы с Гайдаром разделили обязанности?

- Мы вместе работали. То, что касается экономики устройства органов, процедуры — у него, а вся юридическая составляющая у меня.

- Почему так легко Верховный Совет РСФСР 12 декабря ратифицировал Беловежские соглашения?

- Как раз потому, что на тот момент все четко видели, что Союза уже нет, а 13 республик уже становятся членами ООН. И депутаты, помимо прочего, увидели, что роль России - главная и в ООН, и в ядерном потенциале. Обсуждалось еще, что это соглашение позволит не создавать экономические барьеры. Ведь ситуация тогда была аховая, с продовольствием особенно — запасов в стране на три дня было. Да и Белоруссия и Украина уже ратифицировали Соглашение о создании СНГ.

Это сейчас все говорят, что СССР развалили три мужика в Беловежском лесу. А тогда депутаты четко понимали, что распад был остановлен. Оттолкнувшись от СНГ, можно начинать новую интеграцию.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

СССР забили, как кабанчика: 28 лет назад были подписаны Беловежские соглашения

Почему в декабре 1991 года лидеры РСФСР, Украины и Белоруссии - Ельцин, Кравчук и Шушкевич — подписали документ, похоронивший Советский Союз

Возрастная категория сайта 18 +

Читайте также: