Имел ли право лукашенко сажать самолет

Обновлено: 03.07.2024

О спецоперации белорусского КГБ по посадке рейсового самолета Ryanair в Минске не написал только ленивый. То, что это была игра спецслужб уже не вызывает сомнения. Версия официального Минска, естественно, – забота о безопасности. Но даже близкие к Александру Лукашенко СМИ (не говоря о российских) описывают случившееся именно как спецоперацию.

Политики ряда стран уже успели выступить с очень резкими заявлениями. Звучат обвинения чуть ли не в терроризме. Возникает целый ряд вопросов, начиная от того, "что это было", какие возможные санкции, и, заканчивая, "зачем Лукашенко понадобилось так рисковать". Давайте разбираться.

1. Спецоперация или реальная угроза?

Есть переписка Протасевича с друзьями, где он говорит о слежке в аэропорту отправления. Но, если слежка была в аэропорту, можно предположить, что наблюдали за молодым человеком и ранее. Более того, подготовка такой операции занимает не одну неделю. В конце концов, был выбран рейс – лоукостера, а не национальных авиакомпаний. Поэтому можно говорить именно об операции спецслужб.

2. Беспрецедентный случай принуждения к посадке. Как выглядит ситуация с формальной точки зрения?

Для начала напомню читателю несколько фактов:

  1. Так называемое "дело вагнеровцев". Если верить в версию про готовившуюся украинскими спецслужбами операцию по задержанию участников "ЧВК Вагнера" в 2020-м году, то прорабатывалась аналогичная схема – принудительная посадка (под различными поводами) транзитного рейса в Украине и задержание части пассажиров.
  2. 21 октября 2016 года. Когда по указанию украинских спецслужб в Жуляны вернули рейсовый самолет Белавиа и сняли с рейса гражданина Армении (который позже таки вылетел в Минск). Расшифровка разговоров пилотов с диспетчерами так же содержала угрозу "поднять боевую авиацию на перехват".
  3. И, наконец, принудительная посадка в Австрии самолета президента Боливии в 2013 году. По информации американских спецслужб, на борту мог находиться Сноуден. Самолет досмотрели, Сноудена не нашли, президент Боливии, Эво Моралес, продолжил полет домой.

Почему пилоты осуществляли посадку? Самолет в воздушном пространстве государства выполняет указания наземной диспетчерской службы – это основы системы безопасности авиаперевозок.

Теоретически, пилот может принять иное, отличное от рекомендации "земли" решение, но каждый такой случай является форс-мажором и рассматривается специальной комиссией. Есть риск санкций в отношении авиакомпании.

В случае угрозы безопасности (особенно угрозы террористического акта), указания диспетчеров выполняются практически всегда.

Последнее является ключевым – при угрозе взрыва пассажиры досматриваются в обязательном порядке – ищут взрывное устройство в личных вещах и на одежде. То есть они покидают самолет и поступают в распоряжение местных спецслужб. И уже на территории аэропорта (а не самолета) производится задержание.

Открытым остается вопрос об истребителе в воздухе. Тут чрезвычайно важными для дальнейшей оценки являются записи разговоров пилотов с диспетчером. С формальной точки зрения, истребительная авиация в таких случаях может восприниматься как часть механизма обеспечения безопасности АЭС.

Но если имело место не просто сопровождение, а угрозы, не связанные с заходом в определенный квадрат, есть формальные основания для выставления претензий.

Ключевыми данными, повторю, будут записи разговоров пилотов и позиция самой авиакомпании.

3. Какими могут быть санкции

Что Беларуси будет за проведение такой операции – ключевой вопрос, который интересует многих.

Перспектива санкций ИКАО в отношении Республики Беларусь весьма туманна по трем причинам:

Ryanair понесла убытки, связанные с изменением маршрута, задержкой рейса (и последующих на этом самолете). Возможны претензии со стороны пассажиров. В таких случаях, государство, посадившее самолет, может пойти на компенсацию издержек. Поэтому выплата лоукостеру суммы в пределах $100 000 -150 000 (в лучшем случае) возможна.

Политические последствия. Очередной пакет санкций со стороны ЕС и так будет принят. Поэтому тут официальный Минск действовал в сценарных рамках дальнейшей эскалации отношений со странами Евросоюза и США.

Задержание Протасевича на данный пакет не повлияет. Для последующих этапов (через несколько месяцев), возможно, данный кейс станет важным, как и репрессии в отношении портала Tut.by. Но тут многое зависит от времени. Если к тому моменту начнутся внешнеполитические консультации со странами Евросоюза, нового пакета санкций может и не быть.

Проще говоря, если решение будет приниматься до сентября 2021-го, вероятность велика, если после – зависит от ситуации.

По вероятности такого сценария так же есть вопросы:

Маршрут "Запад-Восток" – полеты над Украиной ограничены (война на Донбассе, Крым). Закрытие белорусских коридоров – лишние траты;

Маршрут "север – юг". Тут легче – меньшая плотность полетов и, например, тот же Ryanair еще недавно облетал белорусскую территорию. Но вновь упираемся в доходы авиакомпаний в постковидный период.

Поэтому данная ситуация повлечет, в первую очередь, политические последствия – ужесточение риторики, санкции со стороны ЕС (которые и так неизбежны).

Большее – пока сомнительно. Но исключать других вариантов не стоит – вопрос в позиции Ryanair и записях разговоров пилотов с диспетчером.

4. Зачем это Лукашенко и что ждет Романа Протасевича.

Роман Протасевич в Беларуси обвиняется по двум статьям Уголовного кодекса:

ст. 293 ч.1 – организация массовых беспорядков. Предусмотренная санкция – от 5 до 15 лет лишения свободы.

ст. 342. ч.1 Организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них. Санкция – до 3 лет лишения свободы.

Таким образом, молодого человека могут посадить и посадить надолго. Но это не главная мотивация белорусских властей.

Ключевое – зачистка информационного пространства и получение информации о работе оппонентов. Белорусские власти последние несколько месяцев идут "крестовым походом" против независимой журналистики. Это и репрессии в отношении отдельных людей и создание проблем редакциям.

На первый взгляд, хаотичные репрессии. Но если присмотреться, то прослеживается явная логика: в первую очередь, под пресс попадают издания, аудитория которых выходит за "ядро протестных настроений". То есть белорусские власти пытаются загнать несогласных в "информационную резервацию", обрубая каналы коммуникации, с помощью которых можно донести идеи до так называемого "политического болота" и сторонников действующей власти.

Под прицелом – местная пресса и СМИ, аудитория которых выходит за границы "оппозиционных групп". Протасевич после ухода с ТГ канала Nexta занялся развитием других площадок.

Но и его историю предыдущей работы не стоит сбрасывать со счетов. Информационная группа активизировалась на рубеже февраля-марта 2020 года и специфика ее работы говорит о серьезной профессиональной (и технической) базе. Это больше, чем просто "два молодых парня, сидящих в телеграмме". Белорусские спецслужбы многое готовы отдать за информацию из первых рук о развития данного и других аналогичных ресурсов.

И, наконец, еще один тезис – страх и демонстрация. Такой акцией окружение Лукашенко пытается запугать своих оппонентов, которые выехали за рубеж. Посыл "можем достать всех", по мнению организаторов такой операции, может повлиять на часть политических эмигрантов последней волны.

Но, нельзя не обращать внимания и на другой аспект – это демонстрация силы для своих сторонников и так называемого "болота". Окружение Лукашенко пытается продемонстрировать уверенность, организованность и способность действовать резко.

Фактически, обе тезисные конструкции рассчитаны не на внешнего, а на внутреннего потребителя. Учитывая процесс обострения отношений со странами ЕС и с США, позиция данных стран в таком случае, пока, вторична.

Как батька провернул спецоперацию и сцапал младонатовского агента

Сергей Аксенов



Соединенные Штаты осудили инцидент с вынужденной посадкой лайнера авиакомпании Ryanair в Минске и последующее задержание основателя телеграм-канала NEXTA Романа Протасевича. Об этом говорится в заявлении госсекретаря Энтони Блинкена, опубликованном минувшей ночью.

Международный резонанс вокруг инцидента в Минске придется учитывать Владимиру Путину, у которого на следующей неделе пройдут очередные переговоры с Лукашенко в Сочи. Россия поддержала президента Белоруссии в его противостоянии с оппозицией и Западом после выборов.

Политические противники Лукашенко делают акцент на опасном характере действий белорусских властей для авиапассажиров. Однако, для них инцидент завершился благополучно — после пяти часов пребывание в аэропорту Минска лайнер вылетел в пункт назначения — Вильнюс.

Помимо Протасевича и летевшей с ним подруги Софии Сапеги, в Минске, по некоторым данным, остались еще четверо пассажиров — граждан России. Бомбу в самолете так и не нашли. Следственный комитет Белоруссии возбудил уголовное дело по факту ложного минирования.

Тем временем, СМИ выяснили, как власти могли узнать о полете Протасевича над территорией Белоруссии. Подруга блогера отправила его фото в аэропорту Афин его коллеге Антону Матолько (включен в РБ в список лиц, причастных к терроризму), который опубликовал их в Сети.

Реакция белорусских спецслужб была мгновенной. Против Протасевича в Белоруссии возбуждены несколько уголовных дел, включая массовые беспорядки, предусматривающие наказание до 15 лет лишения свободы. Смертная казнь, которой блогер опасался, сидя в самолете, ему не грозит.

Так, в 2004 году самолет члена Совфеда РФ Андрея Вавилова, следовавший по маршруту Москва-Барбадос-Аспен, был принудительно посажен в аэропорту американского города Палм-Бич по требованию федерального прокурора округа Северная Калифорния.

В 2013 году самолет президента Боливии Эво Моралеса принудительно посадили в Австрии и обыскали, так как США решили, что на борту находится разыскиваемый ими Эдвард Сноуден, которого на самом деле там не оказалось. Латинская Америка тогда встала на дыбы.

— Угроза взрыва на борту — один из поводов, позволяющих произвести внеплановую посадку самолета. Исходя из той информации, которой мы располагаем, так оно и было. В СМИ пишут, что командир корабля запросил посадку в Минске. Если это так, то это вполне оправданная причина для посадки на ближайшем аэродроме.

— Тут важно, с кем работал в момент принятия решения командир корабля, в чьей воздушной зоне он был. Наверняка в белорусской, а не в литовской. Когда самолет летит через границу, то переходит с канала связи страны, которую покидает, на канал связи страны, в воздушное пространство которой входит. Поэтому речь может идти о ближайшем аэропорте в Белоруссии.

— В случае террористической угрозы сопровождение истребителями практикуется. Это делается для того, чтобы убедиться в том, кто управляет самолетом, следует ли он сигналам и указаниям. Для этого на особой частоте истребители выходят на связь с экипажем. Если у экипажа кроме заложенной бомбы проблем нет, никто в салоне не стреляет, истребители уходят на свой аэродром или сопровождают до границы, если рейс транзитный. Вообще это все длится считанные минуты. Белоруссия — небольшая страна. Влетел и вылетел.

— Если запрос командира корабля о посадке в Минске — не фейк, то такие заявления необоснованны. Шавки всякие гавкают, не разобравшись в ситуации. Но если это фейк, то Белоруссии придется очень тяжело. Если решение о посадке лайнера Минск принял ради ареста фигуранта уголовного дела, то это нарушение существующих международных правил полетов. Ведь Белоруссия — член ICAO, как и Россия (всего 192 страны). Если она окажется не права, то над ее территорией могут отказаться летать. А значит, и ее самолеты не будут принимать.

— Когда поступает сигнал о минировании, используется специальный порядок действий. После посадки самолета его ставят в отдаленную от других самолетов часть аэропорта, в аварийном порядке высаживают пассажиров, и начинают работать спецслужбы, обыскивая все в поисках бомбы. Эти алгоритмы давно отработаны, регулярно проводятся тренировки. Естественно, это процедура занимает время: разгружается весь багаж, проверяются все закутки в лайнере, которых ого-го как там много. Если ничего не нашли, составляется соответствующий акт, пассажиры садятся, и рейс отправляется.

Лукашенко в Овальном зале Дома правительства

Лукашенко впервые прокомментировал ситуацию с посадкой рейса Ryanair в Минске, выступая в Овальном зале Дома правительства перед парламентариями и членами конституционной комиссии.

"Действовал законно, по всем международным правилам"

В правительстве Швейцарии позже заявили, что ничего не знают об угрозе взрыва, из-за которой посадили самолет в Минске.

Как передает телеграм-канал "Пул первого", который СМИ связывают с пресс-службой президента, Лукашенко заявил, что он "действовал законно, защищая людей, по всем международным правилам", а предположения о том, что лайнер принудил к посадке белорусский истребитель МиГ-29, назвал "абсолютной ложью".

"Я действовал законно". Лукашенко о перехвате рейса Ryanair

"Как мы должны были поступить, особенно на фоне каскада угроз о минировании наших объектов? Вы живете в Беларуси и знаете: каждый день "минируют" то школы, то университеты, то предприятия. Да и самолеты с IP-адресов в Польше, Литве и Латвии. В каждом случае мы реагировали адекватно полученной информации", - сказал он (цитата по агентству БЕЛТА).

По его словам, "в самолете находился террорист, и об этом знали далеко за пределами Республики Беларусь".

"Была бомба или нет, но если бы мне доложили о том, что в самолете террорист, я бы незамедлительно отдал приказ посадить самолет", - цитирует Лукашенко телеграм-канал АТН.

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

Конец истории Подкаст

Лукашенко также заявил, что экипаж рейса Ryanair советовался с владельцами самолета и аэропортом в Вильнюсе, но сам принял решение приземлиться в белорусской столице.

Белорусский президент прокомментировал и информацию о пассажирах, которые не вернулись на борт после задержания Протасевича и Сапеги. "Три человека вышли из самолета в Минске, чтобы не возвращаться из Вильнюса, но из них сделали фейковых сотрудников КГБ", - заявил он (цитата по БЕЛТА).

Лукашенко пообещал в ближайшее время представить "все, что наговорили" недавно задержанные и осудил реакцию западных стран на инцидент.

"Не успел самолет сесть в Минске, как посыпались написанные под копирку обвинения с Запада и запреты на полеты. Слишком уж быстро "среагировали", - сказал он (цитата по БЕЛТА). Запад отказался от участия в расследовании инцидента с самолетом, заявил белорусский президент. По его словам, внешние недоброжелатели ведут против Беларуси гибридную войну.

Протасевич и его соратники собирались устроить в Беларуси "бойню и кровавый мятеж", заявил Лукашенко.

"Пусть теперь его многочисленные западные защитники ответят на вопрос: на какие спецслужбы этот человек работал? Не только он, но и его сообщница. Западные защитники должны ответить на вопрос: кто ему платил за участие в войне в Донбассе? Этого они, наверное боятся больше всего. Поэтому подняли вой, - сказал он. Собственно и здесь, в Беларуси, он и его сообщники также собирались устроить бойню и кровавый мятеж" (цитата по изданию "Беларусь сегодня").

Прямая трансляция обращения Лукашенко не велась ни по телевидению, ни по радио, его слова приводят государственные СМИ в текстовом формате.

Инцидент с самолетом Ryanair

Самолет Ryanair, летевший из Афин в Вильнюс, совершил экстренную посадку в Минске 23 мая. Борт повернул в сторону белорусской столицы, когда до границы с Литвой оставалось около 30 километров, при этом до Минска его сопровождал белорусский истребитель МиГ-29.

После посадки были задержаны двое пассажиров рейса - сооснователь белорусского оппозиционного телеграм-канала Nexta Роман Протасевич, которой в Беларуси был внесен в национальный список террористов, и его девушка, гражданка России София Сапега.

Санкции, протесты и пустое небо. Главное о последствиях посадки Ryanair в Минске

Лидеры западных стран осудили принудительную посадку самолета в Минске и назвали ее актом пиратства. Евросовет провел саммит, по итогам которого решил закрыть небо для белорусских авиакомпаний, ввести новые санкции против белорусских властей и призвал европейских авиаперевозчиков отказаться от полетов над территорией Беларуси.

От использования белорусского воздушного пространства уже отказались французская Air France, латвийская airBaltic, нидерландская KLM, скандинавская SAS, венгерская Wizz Air, немецкая Lufthansa, финская Finnair, австрийская Austrian Airlines и польская LOT.

Российские власти не согласились с оценкой Запада в отношении произошедшего с рейсом Ryanair. Министр иностранных дел России Сергей Лавров призвал оценивать ситуацию "не сгоряча, не впопыхах", а официальный представитель российского МИДа Мария Захарова заявила, что реакция стран ЕС и НАТО на инцидент "вызывает удивление". Представитель Кремля Дмитрий Песков отказался давать какие-либо комментарии на эту тему.

Вечером в понедельник белорусский провластный телеграм-канал опубликовал видео с Романом Протасевичем, на котором он говорит, что находится в минском СИЗО №1, сотрудничает со следствием и дает признательные показания. Лидер белорусской оппозиции Светлана Тихановская, комментируя видео, заявила: "Вот как выглядит Роман под физическим и моральным давлением". А ее советник Франк Вечерка написал, что молодой человек "очевидно избит".

Задержанную вместе с Протасевичем Софью Сапегу сначала поместили в центр изоляции правонарушителей на Окрестина, а затем перевели в СИЗО КГБ в Минске. В российском МИДе утверждают, что посольство России взаимодействует с белорусскими властями по поводу ее задержания.

По данным "Новой газеты", гражданке России предъявили подозрения в организации массовых беспорядков и организации действий, грубо нарушающих общественный порядок. Мать Сапеги говорила Би-би-си, что девушка не принимала участия в прошлогодних протестных акциях в Минске.

Самолет Ryanair на борту которого находился оппозиционер Роман Пратасевич в аэропорту Вильнюса

© AP Photo, Mindaugas Kulbis Atlantic Council, США

Западный мир должен послать мощный сигнал Белоруссии, подтвердив непризнание Лукашенко и введя более широкие адресные санкции

24 мая европейские лидеры договорились о серии санкций против Беларуси на следующий день после скандала, когда эта страна заставила приземлиться пассажирский самолет в Минске и похитила известного диссидента. Быстрое решение ЕС ввести новый раунд санкций подчеркнуло всеобщую тревогу по поводу действий белорусского диктатора Александра Лукашенко и того вызова, который они представляют для международного порядка, основанного на правилах.

На борту был белорусский журналист Роман Протасевич, который, как соучредитель и бывший редактор Телеграм-канала Nexta, сыграл важную роль в мобилизации на массовые протесты против Лукашенко после сфальсифицированных президентских выборов в Беларуси в августе 2020 года. Протасевич и его девушка были сняты с рейса и сразу взяты под стражу белорусскими властями.

Строительство газопровода

Многие наблюдатели ожидают, что этот кризис усугубит зависимость Лукашенко от Кремля и еще больше прочно закрепит Беларусь на российской орбите. За время своего 27-летнего правления белорусский диктатор заработал репутацию хитрого аппаратчика за свою способность натравливать Россию и Запад друг на друга. Однако с тех пор, как в августе 2020 года начались общенациональные антиправительственные протесты, Лукашенко стал руководить жестокими репрессиями, в результате которых оказался в международной изоляции, а его зависимость от Москвы существенно возросла.

Этот кризис усугубит зависимость Лукашенко от Кремля

Решение Лукашенко перехватить европейский авиалайнер, направляющийся из одного города ЕС в другой, угрожает создать зловещий прецедент безопасности для всей международной индустрии авиаперевозок. Если белорусский автократ не будет сурово наказан за свои действия, есть опасения, что другие авторитарные режимы, включая Россию, Иран, Саудовскую Аравию и Китай, могут использовать аналогичную тактику для преследования изгнанных противников или своих международных врагов, таких как журналисты и разоблачители.

Atlantic Council пригласил ряд экспертов выразить свое мнение по поводу этого драматического события и спросил, как международное сообщество должно отреагировать.

Джон Хербст, директор Евразийского центра Atlantic Council

Александр Лукашенко вызывает вопросы. После нескольких месяцев массовых демонстраций, бросающих вызов фальсификации проведенных в августе 2020 года президентских выборов и его правлению в Беларуси в течение четверти века, в последние несколько месяцев он, казалось, стабилизировал свое положение. Да, он сделал это старомодным, авторитарным способом, усиливая репрессии, и с определенной помощью своего кремлевского соседа. Он заплатил за это цену, а США и ЕС ввели некоторые санкции против Беларуси. Так почему же он рискнул своим и без того шатким международным положением, заставив приземлиться самолет Ryanair, следующий из Афин в Вильнюс, и сняв оппозиционного белорусского журналиста Романа Протасевича с рейса?

Но как насчет рисков, связанных с совершением этого акта воздушного пиратства? Лукашенко не боялся возможных последствий? К сожалению, конечно же, нет. Санкции, введенные в отношении Беларуси за последние шесть месяцев в связи с фальсификацией результатов президентских выборов 2020 года и последующими репрессиями, были существенными, но с ними можно было жить. Белорусская оппозиция активно добивалась введения дополнительных санкций, но безрезультатно.

Между тем за последние два года Лукашенко стал свидетелем убийства Кремлем видного деятеля чеченской оппозиции в Берлине в 2019 году, отравления, а затем ареста Алексея Навального в 2020 и 2021 годах, и все это — безнаказанно. Печальнее всего то, что на прошлой неделе он видел, как администрация Байдена, утверждавшая, что будет решительно выступать против агрессивной внешней политики Москвы, пошла на серьезную уступку как Меркель, так и Путину. США не ввели санкции в отношении Nord Stream AG, фирмы, осуществляющей строительство газопровода, который позволит Кремлю оказывать давление на страны Восточной Европы. Идя на уступки большому диктатору, вы также теряете уважение и диктатора маленького.

Стивен Пайфер, научный сотрудник Академии Роберта Боша

Белорусская власть выдумала фальшивую угрозу взрыва, чтобы заставить пассажирский самолет Ryanair приземлиться в Минске, и арестовать одного из пассажиров, журналиста и противника режима Романа Протасевича. Это неприемлемый акт воздушного пиратства, спонсируемый государством, который потенциально подвергает опасности всех пассажиров и экипаж на борту. Это требует немедленного ответа Запада.

Самолет Ryanair выполнял рейс между Афинами и Вильнюсом, столицами двух государств-членов Европейского союза, а штаб-квартира Ryanair находится в Дублине, третьей столице ЕС, так что Европейский союз должен взять на себя инициативу в этом вопросе. Он должен немедленно приостановить все полеты авиакомпаний членов ЕС в Беларусь или из нее. Он также должен запретить все полеты белорусского национального перевозчика в аэропорты ЕС, и все государства-члены ЕС должны отказать Беларуси в разрешении на пролет. Это вынудит Belavia отменить большую часть своего графика, вероятно, включая некоторые из своих более выгодных маршрутов. Это минимум. Европейский союз должен дать ясно понять, что дополнительные санкции будут действовать до тех пор, пока Протасевич не будет освобожден.

Анна Любакова, внештатный научный сотрудник Atlantic Council

Блогеры и независимые журналисты долгое время были среди ключевых мишеней Александра Лукашенко в его кампании по подавлению всего инакомыслия. Белорусский диктатор стремится пропагандировать идею о том, что именно цифровые технологии, а не его собственное плохое правление, нарушения прав человека и растущая нищета мобилизуют белорусов на протест против него.

До воскресного инцидента борьба Лукашенко против своих сторонников демократии была почти исключительно внутренним делом. Однако насильственная посадка авиалайнера ЕС и похищение пассажира, летящего из одного города ЕС в другой, являются серьезной эскалацией. Лукашенко сейчас продемонстрировал, что нет пределов тому, как далеко он зайдет в своих репрессиях.

Этот инцидент является напоминанием о том, что Лукашенко — это не только внутренняя проблема Беларуси. Приказ реактивному истребителю сопровождать гражданский пассажирский самолет, полный граждан из различных стран, создает угрозу международной безопасности. То, что случилось с воскресным рейсом Ryanair, должно быть тщательно расследовано.

Западный мир должен послать мощный сигнал Беларуси, подтвердив непризнание Лукашенко и введя более широкие адресные санкции. Лукашенко и его подельники должны быть отрезаны от своего финансового жизнеобеспечения. В то же время крайне важно расширить поддержку белорусского гражданского общества и независимых СМИ страны. Наконец, Запад должен ясно дать понять, что ожидает свободных и справедливых президентских выборов в Беларуси, чтобы разрешить кризис легитимности, окружающий нынешний режим.

14 сентября 2020. Встреча Александра Лукашенко и Владимира Путина в Сочи

Брайан Уитмор, внештатный старший научный сотрудник Atlantic Council

Этим актом государственного угона, пиратства и похищения Александр Лукашенко перешел черту. Реакция международного сообщества должна быть быстрой и решительной. Некоторые западные страны уже запретили своим перевозчикам летать в воздушном пространстве Беларуси, и запретили у себя полеты белорусскому национальному авиаперевозчику Belavia. Этому примеру должны последовать больше стран. Следует также рассмотреть вопрос о дополнительных санкциях в отношении белорусских компаний, в том числе калийного гиганта Беларуськалий и Мозырского нефтеперерабатывающего завода.

Остается без ответа вопрос, какую роль Россия сыграла в этом инциденте, если таковая была. Российские и белорусские системы ПВО интегрированы, что говорит о том, что Лукашенко не мог принять решение послать истребитель и заставить самолет Ryanair приземлиться в Минске без ведома России. Более того, по неподтвержденным данным, четверо российских граждан вышли из самолета в Минске и не прилетели в Вильнюс, что вызвало предположение о том, что они, возможно, были агентами службы безопасности, причастными к операции. Возможная роль России в инциденте требует расследования. Если Москва сыграла какую-либо роль в этом международном преступлении, расплата должна быть существенной.

Джонатан Кац, старший научный сотрудник Frontlines of Democracy Initiative, Германского фонда Маршалла Соединенных Штатов

Посадка Александром Лукашенко пассажирского самолета Ryanair и похищение Романа Протасевича и Софии Сапеги заслуживают решительного осуждения США, ЕС и международного сообщества.

Чтобы отреагировать на этот акт воздушного терроризма, необходимы карательные меры, включая еще один раунд санкций, причем Брюссель уже продвигается в этом направлении. Ответ Запада должен быть также нацелен на потенциальных сообщников в Кремле и их возможную роль в поддержке этого угона, а также других продолжающихся репрессий против белорусов.

Речь идет не только о преступном деянии, нарушающем международное право и угрожающем жизни пассажиров. Это также продемонстрировало, как далеко этот авторитарный режим пойдет, чтобы сохранить власть и жестоко подавить белорусов, включая членов гражданского общества, представителей политической оппозиции и независимых СМИ страны.

Если подозрения в причастности Москвы окажутся верными, это будет свидетельствовать об углублении вовлеченности России во внутренние и внешние дела Беларуси, включая разведывательные службы. Это станет поводом для тревоги по поводу безопасности США, стран Балтии, Польши и всех союзников по НАТО.

Приспешники Лукашенко в КГБ и других службах безопасности заявляли последние несколько недель, что они преследуют белорусов за пределами Беларуси. Это жутко похоже на продолжающиеся попытки Москвы бесстыдно убивать и сажать в тюрьму российских политических оппонентов.

Следующая встреча Лукашенко и Путина, которая запланирована на ближайшие дни, подчеркнет увеличивающиеся издержки растущей зависимости от Кремля. Эта зависимость негативно сказывается на безопасности и благополучии белорусов, а также на более широкой трансатлантической стабильности и безопасности.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Читайте также: