Имеет ли право жениться католический священник

Обновлено: 14.05.2024

Впрочем, этот эпизод заимствован из гностических коптских "Деяний Петра". Что лишний раз поражает: насколько же православная традиция была равнодушна к памяти апостолов, что житийный материал о них спустя столетия ей пришлось брать у своих же врагов - гностиков.

Сегодня же мы видим ровно противоположное: епископ не имеет права быть семейным человеком.
Но ведь слова апостола Павла никто не мог отменить. Переворот совершался постепенно.
В четвертом веке мы еще встречаем женатых епископов. Таковым, например, был отец св. Григория Богослова.

В начале V века в Египте Синезий Птолемаидский прожил достойную жизнь в качестве языческого философа. Но жители родного города в 411 году избрали его своим епископом, а патриарх Феофил Александрийский утвердил избрание этого некрещеного человека епископом. Синезий, как мог, отпирался. Один из его аргументов - "Итак, у меня есть жена, которую мне дали Бог, закон и святая рука Феофила. Говорю всем и всех призываю в свидетели: я никогда с ней не расстанусь и не буду жить с ней тайно, как прелюбодей. Первое противно благочестию, второе — законам; но я желаю иметь от нее много прекрасных детей" (Письмо 76 (105). Брату).
Феофил не стал спорить и рукоположил женатого человека во епископы (правда новых детей у него не появилось, а имеющие трое в том же году умерли).

Римский папа Лев I в том же пятом веке рекомендовал епископу Рустику, «чтобы принявший священный сан не расходился со своей женой, но в то же время жил так, как будто бы ее не имел вовсе, чтобы супружество из плотского переходило в духовное. Таким образом, фактически брак как бы расторгался, но супружеская любовь оставалась в полной силе.

Но безбрачие и монашество все же совсем не одно и то же. Безбрачный священник или епископ отказывается от семьи, чтобы всецело быть с людьми. А путь монаха состоит в радикальном уходе из мира людей.

2 правило 8 Вселенского Собора (он же - Большой Софийский, он же Фотиевский, он же Третий Константинопольский собора 879 года) утверждает, что епископ, принявшщий монашество, более не может участвовать в иерархических событиях (кого-то рукополагать или поставлять на должность):

"Хотя доныне некоторые архиереи, низшедшие в монашеский образ, усиливались пребывати в высоком служении архиерейства, и таковыя действия оставляемы были без внимания: но сей святый и вселенский собор, ограничивая такое недосмотрение, и возвращая сие вне порядка допущенное действие к церковным уставам, определил: аще который епископ, или кто иный архиерейскаго сана, восхощет в снити в монашеское житие, и стати на место покаяния: таковый впредь уже да не взыскует употребления архиерейскаго достоинства. Ибо обеты монашествующих содержат в себе долг повиновения и ученичества, а не учительства, или начальствования: они обещаются не иных пасти, но пасомыми быти. Того ради, как выше речено, постановляем: да никто из находящихся в сословии архиереев и пастырей не низводит сам себе на место пасомых и кающихся. Аще же кто дерзнет сотворити сие, после провозглашения и приведения в известность произносимаго ныне определения: таковый, сам себя устранив от архиерейскаго места, да не возвращается к прежнему достоинству, которое самим делом отложил" (см.в Алфавитной синтагме 2,707).

"По церковным правилам, если епископ, возведенный не из монахов, пожелал принять иночество, то он должен оставить свое архиерейское служение и место: Принявший монашество обязан начинать свое воспитание в этой жизни с ученичества и строгого подчинения воле своих руководителей в ней. Для возведенного в епископы это было бы несовместимо с достоинством его сана и с его обязанностями. Но для монаха, удостоенного епископской степени, как для лица, уже воспитанного ученичеством и послушанием, эти последние обязанности считаются уже завершенными. Однако, с их прекращением сохраняются другие обеты иночества, совместимые с епископством (целомудрие, нестяжательность, воздержание и т. п.)" (прот. Василий Певцов. Лекции по Церковному Праву Спб. 1914).

В начале 12 века Николай Музалон был назначен архиепископом Кипра. Примерно в 1110 году, в связи с грубым вымогательством у сборщиков налогов, он был смещён, и в течение последующих 37 лет возглавлял столичный монастырь Святых Космы и Дамиана. Наконец, в декабре 1147 император Мануил I предложил ему занять патриарший престол вместо смещенного им патриарха Космы II.
Среди архиереев возникли вопросы и споры: законно ли патриарх занимает кафедру, если он сам уже отказывался от архиерейской власти и принял монашество? Он епископ или монах? С отказом от кафедры не отрекся ли он и от епископского достоинства?

При этом стоит отметить, что во времена 8 Вселенского собора не было различий малой и большой схимы.

"Но случалось, что жена уже после совершения над мужем епископской хиротонии отказывалась оставить его. В этом случае супруга принудительным образом была заключаема в монастырь. Так рассудил подобный случай архиепископ болгарский Димитрий Хоматин вследствие запроса к нему со стороны Константина Кавасилы" (Суворов Н. О церковных наказаниях. Спб., 1876, с. 79; До архиерейства Дмитрий был в Константинополе хартофилаксом, т.е. главой патриаршего суда).

Согласитесь, непросто после слов ап. Павла о том, что супруги должны уклоняться друг от друга лишь по взаимному согласию, что епископ должен быть мужем одной жены, и из древнего правила, отлучающего от Церкви тех, кто гнушается браком, придти к выводу о том, что жену епископа надо застригать в монахини даже против ее воли. И, конечно, все это "на пользу христианского народа".

Мне тут интересно искусство толкования - как из прежде принятого правила книжники приходят к желаемым ими, но ровно противоположным выводам. И как легко преступили заповедь, в иных случаях объявляемую нерушимой - "что Бог сочетал, то человек да не разлучит". Византия-с.

Итак, для эпохи собственно вселенских соборов было характерно достаточно осторожное отношение к увлечению монашеством. Еще и речи не было о том, что только монах и может быть епископом. Скорее наоборот.

Но постепенно, по мере коррупции церковной жизни, и в народе, и в императорском дворе, отношение к этому меняются, и появляется представление о том, что лучше бы в патриархи и в епископы импортировать людей, совсем чужих для столичной политики… Монах все-таки посторонний – он не связан с придворными кланами, аристократическими и бизнес-кругами, ипподромными партиями и так далее. У него нет обязательств перед этим миром, в том числе перед своими родственниками.
Эта его монашеская свобода может оказаться драгоценным качеством, если сделать его епископом или патриархом. И вот императоры все чаще и чаще начинают призывать к епископству и патриаршеству отшельников.

Постепенно майнстрим берет свое, и хотя нет ни одного канона, который повелевал бы прежде епископства принимать монашеский постриг или который запрещал бы не-монаху становиться епископом, практика такова уже несколько столетий.


Ответ на вопрос о том, могут ли священники жениться, не может быть однозначным. Это связано с двумя нюансами. Во-первых, это зависит от того, к какой церкви он принадлежит. А, во-вторых, это касается степени его священства.

Какими бывают священнослужители?

Ответ этот на вопрос нужно знать для того, чтобы понять, могут ли священники жениться. Священнослужители подразделяются на три степени иерархии:

  • первая из них – это диакон;
  • вторая – священник, он же пресвитер;
  • третья – епископ или архиерей.

Диакон помогает священникам и епископам проводить богослужения, делать это самостоятельно он не вправе. Диакон может принадлежать как к белому, так и к черному духовенству (быть монахом).

Священник вправе совершать и богослужения, и таинства. Исключением является только рукоположение. Он также может быть монахом.

В обязанности епископа входит надзор за духовенством епархии, во главе которой он стоит, а также за паствой. Еще епископ возглавляет духовенство храма, монастыря. Он может иметь различные главные правительственные степени. Речь идет о:

  • патриархе;
  • митрополите;
  • архиепископе;
  • экзархе.

Избирается епископ только из среды монашествующего духовенства.

Определившись со степенями священства, можно узнать ответ на вопрос, может ли жениться священник православной церкви.

Епископы

Православные епископы

Могут ли жениться священники в сане епископа? Ответ на этот вопрос однозначно отрицательный. Обычай безбрачия этой категории стал восприниматься в качестве нормы ко второй половине VII века. Данное правило было закреплено на Трулльском соборе (691-692 гг.). При этом последнее правило касалось тех из епископов, которые до рукоположения в сан были женаты.

Они должны были предварительно разлучиться с супругой, отправив ее в монастырь, который находился далеко от места его служения. Бывшая жена имела право на пользование содержанием от епископа. Сегодня кандидаты в епископы избираются только из монахов, принявших малую схиму (аскетов).

Первая и вторая степень священства

Семья священника

В православии все духовенство подразделяется на два вида:

  1. Черное, монашествующее, которое дает обет целомудрия.
  2. Белое. Оно может быть женатым, а может и нет.

Поэтому ответ на вопрос о том, могут ли жениться священники первой и второй степеней, зависит от того, к какому из двух видов они принадлежат.

Лишь относящимся к белому духовенству дозволено вступать в брак. Но делать это они могут только до того, как облечены в диаконский или же священнический чин. После того как они создали семью, они имеют возможность принять сан. Может ли священник иметь детей, вступив в него? Да, заводить детей им разрешается.

А если супруга умрет или решит покинуть мужа? В подобной ситуации священнослужитель должен оставаться одиноким. Он может или стать монахом, или пребывать в статусе неженатого священника, но повторный брак ему запрещен.

Существует и другая форма безбрачия священников, о которой будет сказано ниже.

Целибат

Предписание целибата

Это особая форма священства, следуя которой человек не становится монахом, но в то же время и не относится к семейному духовенству. После того как целибатный священник будет рукоположен, он живет один. Это правило было узаконено в западной церкви при папе Григории Великом (590-604 гг.). Но де факто оно утвердилось только к XI веку, при папе Григории VII. Что касается восточной церкви, то целибат был отвержен Трулльским собором, который не был признан католиками.

Обетом безбрачия предписывается соблюдение целомудрия, а его нарушение расценивается как святотатство. Священники не могут заключать брачные узы или ранее состоять в браке. После посвящения в сан также нельзя жениться. Таким образом, у католиков, несмотря на существующее разделение на черное и белое духовенство, обет безбрачия должен соблюдаться всеми священниками.

У нас в стране целибат появился в конце XIX – начале XX века. Начало ему положил протоиерей А. Горский (1812-1875 гг.). Он состоял в должности ректора Московской духовной академии. На этот шаг, который был совершенно новым для российской церкви, его сподвиг митрополит Филарет. Он является автором трактата, посвященного примерам целибатных рукоположений, наблюдавшихся и в древней, и в позднейшей истории. В России целибат принимался довольно редко, как это происходит и сейчас.

Еврейская семья

Чем объясняется такое расхождение? Ведь обе религии-христианские, Бог тот же самый.

Это, еще раз, говорить о человеческом факторе, другое объяснение в этом, вряд ли можно назвать разумным, да и приемлемым.

Да на самом деле существует такой запрет у католиков, но это запрет распространяется не на всех, а исключительно на высшее духовенство и на тех, кто дал обязательный обет безбрачия (целибат).

Апостол Павел говорил:

eLz3LZRY5ee9krgxeDZ5rCWqIp72ck3.jpg

без комментариев, как говориться

ovSTWXeFlnmVPrAuigyUi4c267y0zStt.jpg

Тот же Ватикан и католическая власть, и как выполняются, якобы, существующие запреты, тем что там женщин поменяли на мужчин, только не нужно говорить о свободе действий или еще что то в этом роде.

Интересно, кто же ввел такой запрет и когда, не сами ли люди, а может кто придумал такую белиберду, может быть в силу своего бессилия в отношении к женщинам по принципу, ни себе и не другим.

Запрета, как вы понимаете нет, есть обет безбрачия и целибат, который принимается добровольно, и католиками и православными.

Немножко поправлю - не всем священникам. Потому в православном (ортодоксальном) христианстве, заимствованном из Византии, духовенство делится на 2 типа: черное и белое. К белому относятся приходские священники - попы и батюшки, которые ведут службу в храмах. Этот вид духовенства имеет право заводить семью и сочетаться законным браком.

Черное духовенство, к которому относятся монахи и настоятели монастырей, обязано соблюдать целибат. И предписание по постам и к укладу жизни у черного духовенства более строгие, чем у белого.

На самом деле жениться нельзя и православным священникам.

Жениться можно в Православии только до принятия сана (рукоположения), т.е. еще семинаристам или мирянам. Если же уже мужчина стал православным священником - он не сможет взять себе жену, находясь в сане. Точно так же и овдовевший священник не имеет права жениться повторно, до смерти он обязан оставаться вдовцом.

При этом епископом , архиепископом, митрополитом, патриархом - может стать только неженатый священник или монах (которые все неженатые, естественно).

В римо-католичестве же в священники женатых мужчин вообще не рукополагают, все священники и епископы обязаны соблюдать целибат (безбрачие).

При этом целибат не распространяется на католических диаконов - священников низшей ступени в РКЦ, которые могут иметь жену и детей.

Однако в греко-католических церквях также как и в православии, есть "белое" , женатое до рукоположения священство, и есть "черное", неженатое, из которых выбирают епископов.

Каноническим основанием безбрачия священников стали слова Христа в Евангелии:


Раскол произошел где-то в 11 веке, если не ошибаюсь, когда католическая церковь отделилась от православной. С тех пор появилось много различий. Например, в католической церкви прихожане во время службы сидят, а в православной церкви более строго - все стоят, кроме больных и престарелых.Что касается священников,то я впервые слышу, что католическому пастырю жениться нельзя. Не знал. Но точно знаю, что в православной церкви есть черные священники и белые священники. Так вот, белым священникам можно и даже нужно жениться, а вот черным - нельзя. Они для этого специально дают обет безбрачия.А еще священником в православной церкви может быть монах. Ему тоже нельзя жениться. Так что среди православных священников есть такие, которым нельзя жениться.

У нас католический священник должен был отказаться от сана, когда решил жениться. И его при этом ещё сильно осуждали.( Италия).

Я плохо знаю католицизм, поэтому не могу дискутировать на эту тему. Православие же знаю достаточно хорошо.

Большую часть мессы в католических храмах стоят на коленях или на ногах. Никто сидя не молится.
Точно так же скамейки для сидения есть во всех зарубежных европейских и американских православных храмах - в греческих, болгарских, сербских.

На самом деле католическая практика (целибат для духовенства) противоречит христианской традиции, так как Христос избирал в апостолы и женатых людей, у апостола Петра была теща. Если бы безбрачие для священства было важно, то среди апостолов не было бы женатых.

Слова апостола Павла из 1-го Послания к Коринфянам православная церковь относит не к священникам, а ко всем христианам, так как все христиане призваны служить Богу и ближним, понятно, что семейный человек обязан в первую очередь заботиться о семье, в таком случае он меньше сделает для церкви и ближних, хотя бывают исключения, когда люди успевают все. Можно почитать по ссылке толкование, в том числе великого учителя церкви Иоанна Златоуста, в нем нет ни слова о том, что слова апостола обращены только к иереям и архиереям.

Безбрачие у католиков и правило рукоположения в епископы только монахов у православных приводит к серьезным проблемам в церкви, так как на самом деле только единицы людей способны прожить в сексуальном воздержании всю жизнь, и таких людей не хватает на все католические приходы мира. Думаю, многие знают о педофильских скандалах в РКЦ, да и среди православных архиереев есть голубые и педофилы. Нельзя накладывать на людей неудобоносимое бремя. В православии считается, что лучше человеку иметь семью, чем впадать в блуд и противоестественые грехи. В первохристианские времена и в епископы рукополагали женатых людей.

В настоящее время в православии следующая практика: кандидат в священники (дъяконы) может быть женат, после рукоположения должен снять обручальное кольцо в знак посвящения себя Богу. Священник жениться не может и если останется один, то второй раз тоже не может жениться, да и по канонам рукополагают только людей женатых первых браком на девственнице.

Что касается устроения семейной жизни у православных, то священнику проще быть женатым, так как матушка берет на себя решение бытовых проблем и воспитание детей и еще помогает мужу на приходе, одному священнику в этом плане сложнее. Это известный факт, что дети священников, только если не помогают в храме, могут мало видеть своего отца, так как он занят храмом и прихожанами. Я считаю, что женщинам в православии, если они хотят посвятить себя Богу, лучше не выходить замуж, а мужчинам удобнее быть женатыми.

Вы ошибаетесь. Среди католических служителей тоже есть те, кто может женится. Дело в том, что только те священнослужители кто дает обет безбрачия (целебат), по нашему это монахи, не могут создать семью, это прежде всего сановники из высшего духовенства. Священно служители низшего духовенства и среди католических и православные могут женится.

Нет, не ошибаюсь. Я живу в католической стране ( Италия). Нет женатых священников. Они все обязаныв давать обет безбрачия.Посмотрите также комментарий к ответу Sensor'a. И ответ Дмитрия из Середы.

Кто сказал, что нельзя: целибат - дело добровольное. Однако с 13-го века целибат стал традицией для католических священников. А до этого женатые католические священники были такой же обыденностью, как и православные. То есть если вы католик, то принятие священнического сана возможно и без принятия обета целибата, но традиции будут требовать от вас принятия и соблюдения данного обета.

А почему существует разница между православными и католиками знаете? Помните, что было у нас семь патриархов, равных один другому? Понимаете, что когда один из них решил стать главнее, он отошёл от истинной веры и все, кто его поддержал тоже? А чтобы как-то отличаться от тех, кем они были раньше, и как-то оправдать свою гордыню эти люди придумали, во что они будут верить. Вот отсюда и все расхождения.

Как бы у нас сейчас не пытались католиков и православных объединить - это, увы, невозможно. Католики, насколько я вижу, постоянно придумывают себе новые правила веры, которые любому православному будут чужды.


Свадьбы, на которых обе стороны являются католиками, обычно проводятся в католической церкви, в то время как свадьбы, на которых одна сторона является католиком, а другая сторона - христианином-некатоликом, могут проводиться в католической церкви или некатолической христианской церкви. .

СОДЕРЖАНИЕ

Взгляд католической церкви на важность брака

История брака в католической церкви

Ранний период


Брак считался необходимым переходом во взрослую жизнь и твердо поддерживался иудейской верой. Автор письма к евреям заявил, что брак должен быть почетным для всех, и первые христиане защищали святость брака от гностиков и антиномистов .

По мере того, как Церковь развивалась как институт и вступала в контакт с греческим миром, она укрепляла идею, найденную у таких писателей, как Платон и Аристотель , о том, что безбрачное холостое государство предпочтительнее и более свято, чем женатое. В то же время он бросил вызов некоторым распространенным социальным нормам, таким как покупка и продажа женщин для вступления в брак, и защищал право женщин выбирать оставаться незамужними девственницами ради Христа. Истории, связанные со многими девственницами-мучениками в первые несколько веков существования католической церкви, часто ясно показывают, что они были замучены из-за своего отказа вступить в брак, не обязательно просто за свою веру во Христа.

Поэтому на протяжении большей части истории католической церкви не предписывалось никакого специального ритуала для празднования брака - по крайней мере, до позднего средневековья : «Брачные клятвы не нужно было обменивать в церкви, и не требовалось присутствие священника. Пара могла обмениваться согласием где угодно и когда угодно ".

Отцы Церкви


Маркус отмечает это влияние на раннехристианское отношение, особенно по мере того, как христианское беспокойство по поводу секса усилилось после 400 года: «Превосходство девственности и полового воздержания обычно считалось само собой разумеющимся. Но темная подоплека враждебности к сексуальности и браку стала переплетаться с более мягкими. отношение к телу. Отношения разошлись, и господствующее христианство стало инфицировано явной полосой недоверия к телесному существованию и сексуальности. Эта постоянная тенденция к "инкратитизации" получила мощный импульс в дебатах о христианском совершенстве в конце четвертого и начале пятого века ".

Хотя отцы латинской или католической церкви не осуждали брак, они, тем не менее, проповедовали безбрачие и девственность.

Епископ Антиохийский Игнатий , в письме около 110 г. епископу Поликарпу Смирнскому, сказал: «[Я] становлюсь и мужчинами, и женщинами, которые вступают в брак, чтобы образовать свой союз с одобрения епископа, чтобы их брак был согласно Богу, а не после их собственное вожделение ".

Киприан (ок. 200 - 258), епископ Карфагена, в своих Трех Книгах свидетельств против евреев рекомендовал христианам не вступать в брак с язычниками. Обращаясь к посвященным девам, он писал: «Первый указ велел увеличиваться и умножаться; второй предписывал воздержание. Пока мир еще груб и пуст, мы размножаемся плодотворным рождением чисел и увеличиваемся до увеличения человеческого Теперь, когда мир наполняется и земля снабжается, те, кто может получить воздержание, живя по образцу евнухов, становятся евнухами царства. иго необходимости, поскольку остается свободный выбор воли ".

Именно Августин (354–430 гг.), Взгляды которого впоследствии сильно повлияли на западное богословие, оказал наибольшее влияние на развитие теологии сакраментальности христианского брака. В юности Августин также был последователем манихейства , но после своего обращения в христианство он отверг манихейское осуждение брака и репродукции за заключение духовного света в материальную тьму. Впоследствии он продолжал учить, что брак - это не зло, а добро, даже если он не на уровне выбора девственности: «Брак и блуд - это не два зла, из которых второе хуже: но брак и воздержание - два блага, из чего второе лучше ".

Наконец, Исидор Севильский (ок. 560 - 636) уточнил и расширил формулировку Августина и был частью цепи, по которой она была передана в Средние века.

Хотя он и не был отцом церкви, но принадлежал к тому же периоду, в биографии святого Колумбы Адомнаном Ионы святой упоминается в одном месте как встреча с женщиной, которая отказывается спать с мужем и выполнять свои брачные обязанности. Когда Колумба встречает женщину, она говорит, что готова на все, даже пойти в монастырь и стать монахиней, вместо того, чтобы спать с ним. Колумба говорит женщине, что повеление Бога - спать с мужем и не выходить из брака, чтобы стать монахиней, потому что, когда они поженились, двое стали одной плотью.

Средневековый период

Сакраментальное развитие


Средневековая христианская церковь во главе с Августином развила сакраментальное понимание супружества. Однако даже на этом этапе католическая церковь не считала таинства равнозначными. Брак никогда не считался одним из таинств христианского посвящения ( крещение , конфирмация , евхаристия ) или таинств , придающих характер (крещение, конфирмация, священные ордена ).

Средневековый взгляд на сакраментальность брака был описан следующим образом: «Подобно другим таинствам средневековые писатели утверждали, что брак был инструментом освящения, каналом благодати, по которому Божьи милостивые дары и благословения изливались на человечество. Брак освящал людей. Христианская пара, позволив им соблюдать закон Бога о браке и предоставив им идеальную модель брака во Христе, женихе, который принял церковь как свою невесту и даровал ей высшую любовь, преданность и жертву, вплоть до смерть."

Литургическая практика

Действительность таких браков, даже если они заключались под деревом, в таверне или в постели, подтверждалась даже в сравнении с более поздним браком в церкви. Даже после того, как Трентский собор сделал присутствие приходского священника или его представителя и по крайней мере еще двух свидетелей условием действительности, предыдущая ситуация сохранялась во многих странах, где его указ не был обнародован. Он закончился только в 1908 году, с вступлением в силу указа Ne Temere .

Контрреформация


В XVI веке различные группы протестантской Реформации в разной степени отвергали сакраментальный характер большинства католических таинств . В ответ на это Трентский собор 3 марта 1547 года тщательно назвал и определил таинства католической церкви, подтвердив учение о том, что брак является таинством - с 1184, 1208, 1274 и 1439 годов. Ссылаясь на Священные Писания, апостольские традиции и декларации предыдущих соборов. а что касается отцов церкви, то епископы заявили, что существует ровно семь таинств, одно из которых связано с браком, и что все семь являются истинными и собственно таинствами.

11 ноября 1563 года Тридентский собор осудил точку зрения, согласно которой «состояние брака должно быть поставлено выше состояния девственности или безбрачия, и что не лучше и блаженнее оставаться в девственности или безбрачии, чем соединиться в супружестве ". И хотя католики отстаивали сверхъестественный характер брака, протестанты считали его не таинством и признавали развод.

Читайте также: