Имеет ли право врач отказать в удалении зуба

Обновлено: 16.06.2024


После ваших консультаций пропадает лишняя паника и на проблему смотрим как на рабочую ситуацию. Курс вебинаров вместе с пакетом документации для клиники дают почувствовать защиту со стороны законов. Желаем всем иметь такую защиту в вашем лице.
Надеемся на дальнейшее сотрудничество. Огромное вам спасибо.

Отзыв о курсе вебинаров


Эти 9 вебинаров большая помощь руководителям медицинских клиник. Все конкретно, без воды и лишней теории. Практика и еще раз практика. Соблюдение ваших рекомендаций дает нам возможность спокойно работать и не бояться ни потребительского экстремизма, ни проверок.

Отзыв о курсе вебинаров


Посмотрела все Ваши вебинары, очень благодарна. Несмотря на то, что покупала Ваш пакет анти-претензионных документов,нашла много интересного и полезного в вебинарах. Все очень доступно, неутомительно, по существу. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество.

Отзыв о документации


Хочется написать Артему огромное спасибо за его юридическую грамотность и готовность всегда ответить на массу возникающих вопросов). Мы приобрели весь пакет документов для клиники, Артем помог нам адаптировать их конкретно под нас долго и кропотливо). И даже сейчас, спустя долгое время, он всегда приходит на помощь консультацией и правильным ответом). Артем, спасибо)))

Отзыв о документации для стоматологии


Заказывали аудит документов перед открытием новой клиники. Получили от Артёма Валерьевича подробную консультацию по все нюансам юридической документации. Приобрели пакет документов и откорректировали имеющиеся. Теперь на практике понимаем насколько правильным было такое решение и как оно помогает в работе. Было приятно сотрудничать с Артёмом Валерьевичем: чётко ,оперативн�

Отзыв о пакете документации


Приобрели пакет Оптимальный для стоматологии. Все документы составлены очень доходчиво по специальностям, без лишних усложнений, что очень облегчает диалог и восприятие пациентов.

Отзыв о рассылке


Воспользовавшись Вашим советом смог добиться удаления негативного отзыва в мой адрес с интернет-площадки. Спасибо!

Отзыв о документации


С 2005 г. пользуемся пакетом документов. Со временем меняются законы, документы обновляются. Подписав всё, как то стабилизируется само начало приёма и процесс лечения, возникает дополнительное уважение к врачу за знания не только медицинские но и правовые. Спасибо за многолетнее сотрудничество!

Отзыв о пакете документации по косметологии

Наш салон красоты заказывал Пакет документации (индивидуальный) по врачебной косметологии, процедурам косметического ухода, перманентному макияжу. Все документы были готовы в назначенный срок, результатом мы довольны!

Отзыв о пакете документации

"Мы приобрели Пакет Оптимальный и постепенно меняем всю медицинскую документацию в клинике. Благодарим Артёма Валерьевича за высокий профессионализм и тонкое понимание медицинских проблем! Вопросы очень актуальные и даже наболевшие. Особая благодарность за оперативность и готовность придти на помощь".

Отзыв об аудите документации

Благодарю Артёма Валерьевича за быстро и профессионально проведенный аудит наших внутренних документов. Все замечания и поправки актуальны, учитывая российское законодательство и требования времени. Планирую расширить пакет документов некоторыми бланками из списка "анти-претезионного пакета". Спасибо! Под защитой работать спокойнее и увереннее!

Отзыв об интернет-обучении


Интернет обучение очень удобно, не нужно никуда ехать, к тому же обучение получается индивидуальным и обширным, т.к. все интересующие вопросы, которые возникли на работе, тут же можно обсудить во время семинара.

Отзыв о семинаре


Очень важная информация. Потребительский экстремизм, всевозможные проверки и инстанции. как вести себя,на что они имеют право,а на что нет. Буду внедрять и много думать!.

Отзыв о семинаре


"Благодарю Артема Воропаева за очень познавательный семинар для мастеров ПМ, особенно пригодились в работе способы разрешения конфликта с клиентом!"

Отзыв о Пакете документации

Был серьезно переработан весь пакет юридической документации в клинике. Все сделано учитывая пожелания и запросы организации.
Также хочу отметить отзывчивость и оперативность в работе Артема Валерьевича. С таким грамотным специалистом хочется сотрудничать и дальше.

Отзыв о семинаре

Спасибо за семинар! Информация в большинстве своем была полезна. Буду применять в своей практике.

Отзыв о семинаре


Большое спасибо, было много полезной информации!

Отзыв о семинаре


Были освещены все интересующие меня вопросы и сомнения. Очень порадовало наличие не только информации, но и знания. Особенно как справляться с конфликтом не с внешней, а с внутренней точки зрения (что мне дает конфликт).

Отзыв о Семинаре


Полученная информация актуальна, передана доступно, интересно, разобраны конкретные ситуации и получены советы, как действовать. Знания будем применять на практике.

Отзыв о корпоративном обучении и документации


Хорошая возможность получить ответы на интересующие правовые вопросы оказания стоматологической помощи, освоить навыки правильного, бесконфликтного общения с пациентом, получить полностью готовую документацию для клиники, все это очень пригодиться в дальнейшей деятельности!

Отзыв о семинаре


Много полезной практической информации. После семинара возникает желание немедленно применить полученные знания на практике.

Сразу же появилось много новых идей, в том числе по развитию бизнеса. Огромное спасибо Артему Валерьевичу за тот позитив и энергию, которые он дарит на своих обучающих мероприятиях.

Отзыв о семинаре


Информация оказалась не просто интересной, но и очень полезной в каждодневной практике врача-стоматолога.

Все это было очень доступно представлено в примерах из жизни, рассказах о конкретных клинических случаях.
После таких семинаров новым взглядом смотришь на свою профессию. Новые знания сделали меня уверенней в себе и своей работе!

Отзыв о семинаре


Артем Валерьевич на семинарах для андрологов и дерматокосметологов очень доступно объясняет все, что необходимо в практической работе врачу: правовые, деонтологические и психологические вопросы. Это очень полезно врачам всех специальностей.

Зиганшин Олег Раисович
д.м.н., профессор кафедры дерматовенерологии, главный специалист по дерматовенерологии и косметологии Челябинской области, главный врач ГУЗ ЧОККВД

Отзыв о корпоративном семинаре и пакете документации


На мой взгляд важно отметить, что тренинг был подготовлен специально для нас, мы получили программу, составленную с учетом нашего запроса.

На обучении - большое количество реальных примеров и просто историй из опыта тренера.
Хорошо структурирован материал, большое количество информации, при подаче сложного материала используется простой язык.
БОЛЬШОЕ СПАСИБО.

Отзыв о семинаре


Представленная информация чрезвычайно важна для работы в скоропомощной больнице. Особенно ценно, что семинар проводился врачом с юридическими познаниями.

Понравился стиль донесения информации – доступный для лиц без специального юридического образования.
Большое спасибо за семинар!

Советы медицинского адвоката:

СТОМАТОЛОГИЯ

Советы медицинского адвоката:

КОСМЕТОЛОГИЯ

Свежие записи

Рубрики

    (21) (5) (3) (78) (47) (33) (2) (3) (31) (3) (1) (6) (7) (9) (8) (5) (2) (7) (1) (13) (21) (15) (15) (6) (5) (72) (52) (12) (3) (5)
Январь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

27.01.2015 , аудит документации клиники, документация 23 комментария

Можно ли отказать пациенту в приеме?
Когда нельзя?
Какие правовые основания?
Как правильно юридически оформить отказ?

Эти вопросы всегда и с завидной постоянностью задают мне не только на семинарах, но и на сайте и ВКонтакте, поэтому я решил написать по этому поводу отдельный материал.

Поэтому острая боль — на усмотрение человечности врача, а мы разберем остальные случаи отказа, как периодически возникающей необходимости в процессе работы. Для удобства, разделим отказ от пациента на два вида:
1. Отказ от первичного пациента:
1.а. до консультации,
1.б. до начала его лечения
2. Отказ от повторного пациента:
2.а. прекращение оказания помощи в рамках текущего плана лечения,
2.б. отказ от оказания услуги, которая не является показанной с точки зрения врача.

Можно и не деликатно отказать пациенту в приеме и лечении — все это на Ваше усмотрение. Единственный способ заставить клинику лечить пациента — иск в суд о понуждении к сделке с клиникой = чисто теоретическая возможность, в практике не бывает.

Теперь более сложные случаи – когда необходимо отказать повторному пациенту.

Первый вариант — прекращение оказания помощи в рамках текущего плана лечения. Это необходимо, когда на определенном этапе лечения вдруг клиническая ситуация изменяется, при этом пациент не хочет изменять план лечения так, как этого хотел бы стоматолог. Например – при обработке кариеса произошла перфорация пульты и теперь нужно обрабатывать каналы, а пациент этого не хочет. Или на терапевтическом этапе становится понятным, что данный зуб под опору взять не удастся и приходится изменять план протезирования, и т.д.

При прекращении дорогих работ обязательно нужно сделать инструментальный срез текущего этапа лечения.

Второй вариант — отказ от оказания услуги, которая не является показанной с точки зрения врача. Это требуется, когда на стадии определенного этапа согласованного и подписанного плана лечения, пациент вдруг хочет существенных изменений в план лечения, при этом если его желания разумны и реализуемы, то возникает необходимость в выборе нового плана лечения, который необходимо обязательно согласовать с пациентов письменно взамен прошлого плана. Если же новые пожелания пациента неразумны или невыполнимы в Вашей клинике, то важно зафиксировать именно письменный отказ, для возвращения пациенту суммы неоказанных, но предоплаченных услуг.

Используя такую стратегию общения и фиксации информации Вы непременно избавите себя от груза ненужных проблем. Желаю Вам удачи!
Артем Воропаев, медицинский правовед.
PS: Хотите проверить документация в Вашей клиники – сделайте это бесплатно, подробности здесь…

Шпак Роман

Нередко стоматологические клиники предпочитают сдавать в аренду стоматологические кабинеты, не задумываясь о юридических последствиях в случае нанесения вреда здоровью пациента оказанием некачественных медицинских услуг. На практике возникают также вопросы распределения ответственности врачей при заключении гражданско-правового или трудового договора.

Причинение вреда здоровью пациента: правовые аспекты

Помимо прочих основные начала для защиты прав граждан на социальные блага, в том числе на здоровье, содержатся в Конституции РФ, в соответствии с которой права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52 Конституции). Кроме того, специальная правовая база определяет права граждан на охрану здоровья и последствия их нарушения. В числе способов защиты прав, установленных ст. 12 ГК РФ, предусмотрена компенсация морального вреда. Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания), суд может возложить на нарушителя обязанность его денежной компенсации (ст. 151 Кодекса).

По общему правилу, установленному п. 1 и 2 ст. 1064 ГК, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины. В случаях, специально предусмотренных законом, вред возмещается независимо от вины причинителя (п. 1 ст. 1070, ст. 1079, п. 1 ст. 1095, ст. 1100 ГК). Обязанность возмещения вреда может быть возложена на лиц, не являющихся его причинителями (ст. 1069, 1070, 1073, 1074, 1079 и 1095 Кодекса).

Установленная ст. 1064 ГК презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен предъявить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья, размер вреда, а также того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, обязанным возместить вред в силу закона.

В объем возмещаемого вреда, причиненного здоровью, включаются (ст. 1085 ГК):

  • утраченный потерпевшим заработок (доход), под которым следует понимать средства, получаемые потерпевшим по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, а также от предпринимательской и иной деятельности (например, интеллектуальной) до причинения увечья или иного повреждения здоровья. При этом в счет возмещения вреда не засчитываются пенсии, пособия и иные социальные выплаты, назначенные потерпевшему как до, так и после причинения вреда, а также заработок (доход), получаемый потерпевшим после получения вреда здоровью;
  • расходы на лечение и иные дополнительные расходы (дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии и т.п.).

Судам следует учитывать, что расходы на лечение и иные дополнительные расходы подлежат возмещению причинителем вреда, если будет установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение. Однако если потерпевший имеет право на их бесплатное получение, но фактически был лишен возможности получить такую помощь качественно и своевременно, суд вправе удовлетворить требования о взыскании с ответчика фактически понесенных истцом расходов.

В отличие от утраченного заработка (дохода), размер дополнительных расходов не подлежит уменьшению и при грубой неосторожности потерпевшего, поскольку при их возмещении вина потерпевшего в силу п. 2 ст. 1083 ГК не учитывается (п. 27 Постановления Пленума ВС № 1).

Кто несет ответственность за некачественное лечение: врач или клиника?

Рассмотрим несколько видов правоотношений между врачами и стоматологическими клиниками.

Норма ст. 406.1 ГК позволяет включить в договор обязанность одной стороны возместить имущественные потери другой, возникшие в случае наступления определенных в договоре обстоятельств, не связанных с нарушением обязательств из договора. Такое перераспределение ответственности, если арендатор оказывает платные медицинские услуги в арендованном стоматологическом кабинете, представляется справедливым, поскольку за любые нарушения прав пациента, включая информационные, к ответственности привлекается медучреждение и (или) предприниматель, оказывающий медицинские услуги.

Если стоматологическая клиника сдает в аренду кабинеты, не предъявляя к арендатору указанных требований и не регулируя должным образом отношения между ними, то с высокой вероятностью она не сможет предъявить какие-либо регрессные требования к врачу-арендатору.

Отношения сторон по договору возмездного оказания услуг регулируются гл. 39 ГК, а если заказчиком является гражданин, заказывающий услугу для удовлетворения бытовых или других личных потребностей, – также Законом о защите прав потребителей.

Таким образом, поскольку договор возмездного оказания услуг заключается между потребителем и организацией, оказывающей стоматологические услуги (а не с врачом), именно организация возвращает потребителю деньги за некачественную услугу.

Аналогичный порядок установлен для ситуаций, когда в процессе оказания медицинских услуг причинен вред жизни или здоровью гражданина. Так, в соответствии с ч. 2, 3 ст. 98 Закона об основах охраны здоровья медучреждения, а также медицинские и фармацевтические работники несут ответственность за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медпомощи. Такой вред возмещается медучреждениями в объеме и порядке, установленных законодательством РФ. Ответственность за причинение вреда здоровью или жизни пациента медучреждения несут на основании ст. 1084 и 1095 ГК.

Соответственно, если пациент арендатора заключал договор со стоматологической клиникой, оплата производилась также через клинику, то она и будет нести ответственность.

В подобных случаях стоматологической клинике, на мой взгляд, будет сложно взыскать убытки с арендатора.

Международная практика

Тема персональной ответственности врачей неоднократно обсуждалась в разных источниках. Мне знакомо израильское законодательство, поскольку в этой стране я учился и практиковал.

Министерство здравоохранения Израиля соответствующими законами и инструкциями полностью обеспечивает законодательную базу профессиональной деятельности врачей.

В Израиле медицина – страховая. Поскольку в этой стране установлена личная ответственность за результат профессиональной деятельности, все практикующие врачи застрахованы. Страховые компании страхуют только ту профессиональную часть работы, по которой данный врач прошел специализацию. Это привело к тому, что, хотя закон не ограничивает врача в направлениях его деятельности, израильские медики в основном заняты только в той области, по которой прошли специализацию.

В России постепенно приходят к имплементации зарубежного опыта.

Принцип вины является одним из фундаментальных правовых принципов ответственности современного гражданского права. Начиная с Французского гражданского кодекса 1804 г. он был заложен в основу гражданских кодексов почти всех стран.

При обращении к бремени доказывания виновности нельзя не упомянуть российское право, которое исходит из презумпции виновности причинителя вреда. Согласно п. 2 ст. 1064 ГК причинитель вреда должен доказать отсутствие своей вины. Такая особенность российского деликтного права существенно усиливает ответственность. В связи с этим можно сказать, что ГК устанавливает ответственность, которая по правовому характеру значительно приближена к безвиновной. Неслучайно в российском праве суды нередко смягчают виновную ответственность. Вполне возможно, с этим же стремлением связана частота непризнания судом в России причинной связи и размера убытков в исках о возмещении вреда, что выглядит непривычно, поскольку зарубежные суды стремятся усилить, а не смягчить виновную ответственность. Это хорошо иллюстрирует тот факт, что исходные точки в российском и зарубежном праве находятся на противоположных концах спектра ответственности 2 .

Другая модель взаимоотношений между врачом и клиникой – оказание услуг по гражданско-правовому договору. В этом случае клиника также будет нести ответственность.

Согласно ч. 8 ст. 11 ТК РФ трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, но это не влияет на ответственность в случае оказания врачом некачественных услуг.

В соответствии с положениями ст. 1068 ГК юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Рассмотрим подробнее трудовые отношения между врачом и стоматологической клиникой, поскольку именно эта модель позволяет клинике возместить убытки в порядке регресса.

Варианты трудовых отношений между врачом и клиникой, как правило, следующие:

  • работник клиники – на основании трудового договора (ч. 1 ст. 16 ТК);
  • совместитель – в соответствии с ч. 1 ст. 60.1 ТК работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого (внешнее совместительство).

Предъявление регрессных требований к работнику

Порядок привлечения сторон трудового договора к материальной ответственности определяется положениями ТК. Так, согласно ст. 233 Кодекса материальная ответственность стороны наступает за ущерб, причиненный другой стороне в результате виновного противоправного поведения (действий или бездействия) первой, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами. Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба. В соответствии с ч. 1 ст. 238 ТК работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

Под прямым действительным ущербом (ч. 1 ст. 238 ТК) понимаются:

  • реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если он отвечает за сохранность этого имущества);
  • необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества;
  • необходимость для работодателя произвести затраты на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

При предъявлении регрессных требований к работнику важно соблюдать сроки обращения в суд. В силу ч. 3 ст. 392 ТК работодатель вправе предъявить к работнику иск о взыскании сумм, выплаченных в счет возмещения ущерба третьим лицам, в течение года с момента выплаты работодателем данных сумм. Работник несет материальную ответственность как за прямой действительный ущерб, непосредственно причиненный работодателю, так и за ущерб, возникший у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам. При этом за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено ТК или иным федеральным законом (ст. 241 ТК)

Хочу обратить внимание на еще один момент: если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что работник обязан возместить ущерб, суд в соответствии с ч. 1 ст. 250 ТК может с учетом степени и формы вины, материального положения работника, а также других обстоятельств дела снизить размер взыскания, но не вправе полностью освободить работника от такой обязанности. Таким образом, взыскать с работника причиненный ущерб в регрессном порядке непросто.

Как быть, если врач-работник уволился и другим врачам стоматологической клиники приходится переделывать выполненные им работы, порой весьма дорогостоящие? Как клиника в этом случае может взыскать ущерб, если трудовые отношения давно закончились? Как вариант она может заключить с врачом соглашение о возмещении ущерба во время его увольнения. Следует отметить, что в странах общего права такие соглашения между работодателем и работниками практикуются.

Что касается стран ближнего зарубежья, практика там примерно соответствует российской. Например, по законодательству Республики Беларусь работник обязан бережно относиться к имуществу нанимателя, принимать меры к предотвращению ущерба (п. 6 ч. 1 ст. 53 ТК РБ). Случаи и порядок возмещения такого ущерба, основания наступления материальной ответственности работника перед нанимателем установлены ГК РБ, ТК РБ и иными нормативными правовыми актами.

Материальная ответственность работника наступает в случаях:

  • причинения прямого действительного ущерба;
  • вины работника в причинении ущерба;
  • противоправности деяния (действия или бездействия) работника;
  • прямой причинной связи между виновным деянием работника и ущербом (работник обязан возмещать в установленных законодательством пределах и порядке ущерб, причиненный по его вине нанимателю, с которым он состоит в трудовых правоотношениях, а также третьим лицам).

Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей (п. 1 ст. 937 ГК РБ). При этом наниматель не несет ответственности, если работник причинил вред третьему лицу не при исполнении трудовых обязанностей.

Участие работника в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, при рассмотрении в суде дела об определении размера материальной ответственности работодателя освобождает последнего в дальнейшем от доказывания правильности определения им суммы затрат на возмещение ущерба, причиненного работником третьему лицу, так как в силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела с участием тех же лиц. Если вопрос о сумме возмещения потерпевшему был решен без участия работника, он может оспаривать размер его материальной ответственности, ссылаясь на неправильное определение размера причиненного им ущерба.

В заключение отмечу, что независимо от способа возмещения ущерба работодателем материальная ответственность работника должна рассчитываться вновь (на основе размера затрат работодателя). При этом способ возмещения ущерба работником не определяется формой возмещения ущерба работодателем. Таким образом, установление материальной ответственности работодателя за ущерб, причиненный работником, значительно повышает гарантии восстановления нарушенных прав и свобод граждан.

1 Подробнее об этом см.: Louisell D.W., Williams H. Res Ipsa Loquitur – Its Future in Medical Malpractice Cases // California Law Review. Vol. 48. Issue 2. 1960.

2 См. об этом: Чжеву Ли. Соотношение виновной и безвиновной ответственности в деликтных обязательствах // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. № 4, апрель 2013 г.

Отношения любого врача, в том числе и стоматолога, с пациентом, регулируются правами и обязанностями обеих сторон.

Главная цель любой профессиональной деятельности врача – сохранение человеческой жизни и улучшение ее качества через оказание медицинской помощи

Права стоматолога и пациента

Врач обязан в любой ситуации оказать экстренную медицинскую помощь любому человеку, независимо от его возраста, пола, национальной и расовой принадлежности, социального статуса, политических и религиозных убеждений, а также других немедицинских факторов, в том числе и материального положения. Безвозмездная помощь неимущему этически оправдана.

Врач всеми своими силами и легальными способами обязан помогать делу здравоохранения населения. В том числе врач должен осуществлять различную просветительскую деятельность.

Врач не имеет права оставить без внимания любую жестокость и унижение достоинства одного человека другим.

Главное условие деятельности врача – его специальные знания и искусство лечения

Врач должен постоянно углублять свои знания, улучшать свое мастерство и качество оказываемой им медицинской помощи.

Врач имеет право на самостоятельно принятие решений только тогда, когда он предъявляет высокие требования к себе, способен исправлять свои собственные ошибки и обладает высокой компетентностью в своей области.

Primum non nocere. Не навреди

Врач не должен причинять вред пациенту, наносить ему физический, нравственный или материальный ущерб ни намеренно, ни по ошибке.

С врачебной профессией несовместимо злоупотребление положением и знаниями врача

Врач не имеет права:

  • Использовать свои возможности и знания в негуманных целях
  • Без каких-либо серьезных оснований отказывать в медицинских мерах или наоборот, применять их
  • Использовать медицинское воздействие на пациента в интересах других лиц или с целью его наказания
  • Навязывать пациенту свои политические, религиозные или философские взгляды. Любые личные убеждения врача и прочие непрофессиональные мотивы никак не должны сказывать на диагностике и лечении

Врач имеет право принять от самого пациента и его близких благодарность.

Врач должен быть свободным

Принимая участие в различных консультациях, комиссиях, консилиумах или экспертизах, врач должен открыто и ясно заявлять о своей позиции, стойко отстаивать свою точку зрения, а в случае малейшего давления прибегать к общественной и юридической защите.

Врач отвечает за качество оказанной им медицинской помощи

Врач при лечении обязан приложить максимум усилий, чтобы качество той помощи, которую он оказывает, было на максимально высоком уровне.

Оценить качество помощи, которую оказывает врач, могут только его коллеги-врачи, имеющие аккредитацию врачебной ассоциации.

У врача есть право отказаться работать с пациентом

В определенных ситуациях врач имеет право перепоручить пациента другому специалисту:

  • Если он чувствует, что недостаточно компетентен для оказания должной помощи и не имеет нужных знаний, чтобы качественно вылечить пациента
  • Необходимая медицинская помощь не соответствует нормам морали врача
  • Врачу не удается установить терапевтическое сотрудничество с пациентом

Пациент имеет право на независимость и свободу личности

Врач обязан уважать достоинство и честь пациента. Любое негуманное или грубое отношение к пациенту, унижение его достоинства, проявление превосходства врача перед пациентом или выражением какому-либо пациенту неприязни со стороны врача полностью недопустимы.

При возникновения конфликтов рода пациент – семья, пациент – общество и др. врач обязан отдать предпочтение пациенту, если только это предпочтение не принесет ущерба окружающим или самому пациенту.

Пациент имеет право на информацию о своем здоровье

Пациент имеет право получить помощь, которая не ограничена никакими посторонними влияниями

Во время оказания врачом медицинской помощи врач обязан руководствоваться личным опытом, своими знаниями и интересами пациента. Любые вмешательства в отношения врача и пациента, а также в процесс лечения, допустимы только по просьбе врача.

Врач имеет право выписывать пациенту любые препараты и назначать любое лечение, которое не противоречит медицинским стандартам современности.

Пациент имеет право согласиться на лечение или отказаться от него

Ни одно медицинское вмешательство не может быть проведено без согласия на него пациента, кроме случаев когда:

  • Пациент находится в тяжелом психическом или физическом состоянии, в котором он не может принимать собственные осознанные решения
  • Пациент опасен для окружающих. В этом случае врач обязан применить недобровольные меры, это соответствует профессиональной этике

В тех случаях, когда врач осуществляет принудительное лечение, он может осуществлять его только в соответствии с законодательством. Меры принуждения не могут быть применены, если к этому нет медицинских показаний.

Право пациента на врачебную тайну

Врач обязан хранить в тайне информацию о состоянии здоровья пациента, его болезнях и проблемах. Из этого правила есть несколько исключений:

  • Врач может передать информацию другому врачу с целью консультации или для проведения научного исследования
  • Врач имеет право разгласить информацию о заболевании, если это предотвратит причинение ущерба как окружающим, так и пациенту
  • Врач обязан разгласить врачебную тайну по решению суда

Право пациента на свободный выбор лечащего врача

Врач не имеет права мешать пациенту, который решил доверить свое лечение другому врачу.


Врач-стоматолог ошибся и случайно вырвал вам здоровый зуб. Что делать? Как правильно написать жалобу?

Нужно узнать реакцию руководства медучреждения

Первый и самый простой способ рассказать о ситуации и восстановить справедливость. Вы можете выбрать в качестве адресата жалобы непосредственного руководителя (например, заведующего отделения) или руководителя медицинского учреждения (чаще всего это главный врач).

Какой должна быть реакция? Руководящее лицо обязано принять меры по рассмотрению поступившего обращения и принять решение о виновности или невиновности медработника. Вам должны дать письменный ответ. Обычно такого обращения достаточно для разрешения конфликтной ситуации. Однако бывает и так, что руководитель встаёт на сторону виновного. Если так и произошло, переходите к следующему пункту.

Руководитель клиники не помог? Идем в министерство здравоохранения

В каждом регионе есть орган Минздрава, в котором функционирует общественная приемная. Письменно оформите свою жалобу и отдайте ее в территориальное Министерство здравоохранения.

  • лично, то есть отвезти жалобу непосредственно в вышестоящий орган;
  • почтой, внимание: обязательно сохраните квитанцию об отправке;
  • электронным письмом на адрес министерства (см. на официальном сайте); на официальном сайте.

В прокуратуру

Вы имеете полное право инициировать проведение прокурорской проверки в связи с противоправными действиями в отношении вас. Правила подачи жалобы, а также сроки рассмотрения и направления ответа такие же, что и в предыдущем пункте.

В суд

В соответствии с Конституцией РФ, каждый гражданин имеет право на судебную защиту. Поэтому суд является еще одним органом, в который вы можете обратиться.

В исковом заявлении укажите:

  • полное наименование суда, в который вы обращаетесь,
  • суть спора,
  • какие именно права были нарушены — желательно, с правовым обоснованием таких нарушений (ссылками на статьи законодательства РФ).

В полицию

Да, в полицию вы также можете обратиться с заявлением. Однако органы полиции рассматривают лишь правонарушения, связанные с умышленным причинением вреда жизнь и здоровью, то есть преступления, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации. Поэтому в полицию писать заявление имеет смысл только в том случае, если врач умышленно причинил вам вред.

Следователь или дознаватель рассмотрит обращение и в случае, если в ваш адрес поступили угрозы, имело место вымогательство или же были оскорблены ваши честь и достоинство. Также полицейские примут меры в отношении врача, допустившего административное правонарушение.

Как правильно написать жалобу?

Жалобу можно написать в свободной форме с обязательным указанием: а) нарушенных прав; б) кто и какими незаконными (со ссылкой на конкретные нормы права) действиями их нарушил. Обязательно прилагаются копии подтверждающих жалобу документов.

Рассмотрим пример жалобы на врача:

Рекомендуем указать, что к заявлению прикладываются копии документов, но оригиналы вас тоже могут попросить предоставить позднее — для проведения сверки.

Соблюдением досудебного порядка является наличие обращений гражданина к руководству медицинского учреждения с требованием о восстановлении нарушенного права. Согласно процессуальному законодательству, прибегать к судебной защите нужно в том случае, если ранее уже были предприняты действия к разрешению конфликтной ситуации мирным путем, но успехом они не увенчались.

При обращении в суд действуют свои сроки принятия заявления: в течение 5 дней с момента получения от вас искового заявления там должны рассмотреть вопрос о его принятии или отказе.

А как написать жалобу на врача частного медицинского учреждения?

Точно также. Всё перечисленное выше актуально для всех врачей. Форма собственности медицинского учреждения неважна. Помимо перечисленных инстанций вы также вправе обратиться в Роспотребнадзор. Он уполномочен контролировать деятельность всех юридических лиц и ИП, осуществляющих предоставление платных услуг населению (если иное не предусмотрено действующим законодательством РФ).

На основании обращения Роспотребнадзор проводит проверку, в ходе которой устанавливает факт совершения правонарушения. По итогам проверки Роспотребнадзор решает, имело ли место нарушение и необходимо ли привлечение к ответственности виновных.

Контролирующий орган уполномочен на применение административных санкций к правонарушителям в границах своего ведения. В случае необходимости возможно привлечение к разрешению конфликта других государственных органов.

В какой срок ждат ответ? Ответ вы должны получить в течение 30 дней с момента подачи заявления, а в случае если жалоба передана в иной орган, уполномоченный на решение такого вопроса, вам будет направлено соответствующее уведомление.

АКЦИЯ ГОДА

Читайте также: