Имеет ли право врач отказать в направлении

Обновлено: 02.07.2024

Какой прием считается повторным?

Все зависит от специализации врача. Прием акушера-гинеколога оформляется, как повторный, в течение 6 месяцев от даты последнего приема. Гастроэнтеролг, дерматовенеролог, кардиолог, колопроктолог, невролог, онколог-маммолог, отоларинголог, офтальмолог, уролог, хирург, эндокринолог — в течение 3 месяцев от даты последнего приема. Повторный прием педиатра и терапевта считаются в двух случаях:

  • в течение периода развития заболевания и выздоровления при остром течении болезни;
  • в течение 3 месяцев от даты последнего приема.

Пришлось ждать врача под дверью! Это разве честно?

Иногда доктору необходимо уделить больше времени предыдущему пациенту, но мы ценим Ваше потерянное время. Если Вы находитесь около кабинета, и ожидает приема более 15 минут — мы предоставим Вам скидку 5% на данный прием. Если время Вашего вынужденного ожидания превышает 30 минут — мы вернем Вам деньги. Общая сумма скидки либо возврата кладется на Ваш депозитный счет. Данную сумму можно использовать на оплату любых услуг, предоставляемых Медицинским центром (срок действия не ограничен). Для получения скидки либо возврата обратитесь к администратору Центра и заявите о факте длительного ожидания.

За сколько нужно подходить на прием?

На прием (обследование, процедуру, манипуляцию) необходимо прибыть за 15 минут до назначенного времени для оформления всей необходимой документации. В случае опоздания прием может быть перенесен на другое время, т.к. такая задержка вызывает цепную реакцию опозданий и недовольство других пациентов.

Могу ли я прийти с родственником на прием?

По согласованию с врачом на Вашем приеме (обследовании, процедуре, манипуляции) может находиться человек, присутствие которого Вам важно. Имейте в виду, врач имеет право ограничить присутствие третьих лиц, если посчитает это нужным. Например, близкого человека могут попросить подождать за дверью во время осмотра, но позовут, когда это будет уместно.

Можно моему родственнику забрать результаты исследования?

Результаты исследований мы выдаем ЛИЧНО пациенту при предъявлении документов, удостоверяющих личность. Если Вы действительно хотите, чтобы Ваши анализы попали в чужие руки, напишите письменное заявление с указанием имени человека, которого наделяете полномочиями. Вашему доверителю необходимо будет предъявить документы.

Обязательно ли ехать в Медицинский центр для получения результатов анализов?

Можно сдать анализы дома или вызвать на дом специалиста?

Да, вы можете вызвать на дом медицинскую сестру для забора анализов или доктора определенной специальности. Вызов на дом стоит дороже, чем прием в Медицинском центре. Цены на выездные услуги оказаны в нашем прайсе.

Смогу ли я получить налоговый вычет 13% за медицинские услуги?

Да, конечно сможете, если оформите документы и подадите их в налоговую инспекцию. Для этого сохраните наш договор и платежные документы. Администраторы готовы предоставить вам копию нашей лицензии на медицинскую деятельность. Подробнее о возврате налога Вы можете узнать в нашей статье о налоговом вычет за лечение.

Могу ли я оплатить медицинские услуги по безналичному расчету?

Конечно, можете! Мы работаем со всеми популярными платежными системами.

Справки и заключения

Что нужно для получения справки в бассейн?

Справку для ребенка выписывает педиатр, с собой необходимо иметь результат анализа кала на яйца гельминтов (глистов) или соскоба на энтеробиоз (давность анализов не более 10 дней).

Если справка необходима для взрослого (после 18 лет), в зависимости от требования спортивной организации, может потребоваться осмотр дерматовенеролога или терапевта.

Как получить выписку из амбулаторной карты?

Необходимо подойти в Медицинский центр и написать специальное заявление. Выписка выдается в течение пяти рабочих дней с момента письменного запроса. Стоимость услуги 300 рублей.

Можно получить справку об эпидблагополучии?

Да, стоимость справки 100 рублей. Заказать услугу можно в будни до 17 часов.

Можно ли получить и закрыть больничный?

Конечно, можете. Оформление больничных листов в нашем медицинском центре осуществляется с применением бланка больничного листа, утвержденного приказом Минздравсоцразвития №347н, и с учетом Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.06.2011 N 624н.

Акушерство и гинекология

Что входит в прием акушера-гинеколога?

В прием входит только консультация и осмотр. При необходимости врач может назначить забор анализов.

Какой прием акушера-гинеколога считается вторичным?

Повторным приемом у акушера-гинеколога считается прием в течение 6 месяцев после первичного.

В течении какого времени необходимо подойти на послеродовой прием по программе ведения беременности?

Желательно показаться доктору в течение двух недель после родов, в исключительных случаях этот срок может растянуться до двух месяцев.

Что входит в сферу деятельности врача гинеколога-эндокринолога?

Эндокринолог-гинеколог не принимает по вопросам гормональных нарушений во время беременности, а также ожирения и сахарного диабета. В сферу деятельности врача входят гинекологические эндокринологические заболевания, которые напрямую связаны с нарушениями функционирования женских эндокринных органов (кроме заболеваний щитовидной железы).

Хочу сделать интимную контурную пластику, с чего начать?

Любые манипуляции проводятся только после консультации специалиста по интимной пластике – врача акушера-гинеколога Гептинг Н.А. Врач определит объем вмешательств на основе ваших пожеланий и медицинских показаний.

Что нужно для установки средств долговременной контрацепции (ВМС)?

Для проведения процедуры необходима первичная консультация гинеколога нашего Медицинского центра или направление из другого медучреждения. Процедура установки ВМС проводится на 3-7 день цикла, удаления – на 1-6 день. И для установки, и для удаления необходимо иметь результат анализ мазка на микрофлору (не более 10 дней).

Как долго ждать результатов гистологического исследования?

Срок готовности всех исследований, где требуется гистология, 14 дней. Администраторы всегда оповещают пациентов, когда приходят результаты.

УЗИ-диагностика

Какое УЗИ считается повторным?

Повторное УЗИ проводится в течение 30 дней. При этом не забудьте показать врачу протокол с предыдущего исследования.

Можно пройти УЗИ по беременности?

У нас вы можете сделать УЗИ на любом сроке беременности. Если вы уже стоите на учете, обязательно возьмите обменную карту с результатами обследования. Специальная подготовка к УЗИ беременных не требуется.

Что включает в себя УЗИ брюшной полости и как к нему подготовиться?

Врач ультразвуковой диагностики на УЗИ брюшной полости исследует печень, желчный пузырь, поджелудочную железу, селезенку, желчные протоки. Оцениваются размеры органов, их структура, взаимное расположение, наличие дополнительных образований, воспалительных очагов.

Исследование проводится строго натощак! Есть и пить перед УЗИ брюшной полости не стоит. Если вы записаны в утренние часы, последний прием пищи должен быть в вечернее время до 19.00 часов (легкий ужин). С утра не рекомендуется есть и пить совсем! Если ваша запись приходится на вторую половину дня, то последний прием пищи должен быть не позднее, чем за 5 часов.

Дети до 1 года: не кормите и не поите малыша 2-4 часа. По возможности пропустите одно кормление, и подойдите перед следующим.

Дети от 1 года: не кормите ребенка в течение 5 часов, не давайте пить за 1 час до исследования.

Как проводится УЗДГ сосудов конечностей?

Во время УЗДГ вен и артерий, врач смотрит одну пару конечностей – руки или ноги. Даже, если вам необходимо посмотреть только одну ногу, специалист посмотрит и вторую. Специальной подготовки не требуется. Естественно, перед осмотром придется снять все украшения. Диагностика проходит с помощью УЗИ-датчика, врач оценивает результаты с учётом клинической картины, поэтому он может спросить о жалобах и изучить историю болезни.

Как подготовиться к УЗДГ сосудов брюшной полости?

Для получения качественного изображения за 2-3 дня до планируемого исследования необходимо исключить из рациона такие продукты, как сырые овощи и фрукты, квашеную капусту, бобовые, черный хлеб, торты, соки, молоко, а также газированные напитки.

Допускается отклонение от предложенных рекомендаций при заболеваниях, требующих регулярного приема лекарственных препаратов и строгого соблюдения диеты (сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь и др.).

Оптимальное время для проведения УЗДГ сосудов брюшной полости - утром натощак. В тех случаях, когда исследование предстоит во второй половине дня, утром допускается легкий завтрак, главное - выдержать интервал между приемом пищи и УЗИ не менее 4-5 часов.

Когда лучше делать УЗИ молочных желез?

УЗИ молочных желез желательно проводить с 5 по 12 день менструального цикла, специальная подготовка не требуется.

Как подготовится к УЗИ мочевого пузыря?

УЗИ мочевого пузыря (так же, как и УЗИ простаты или органов малого таза у женщин) проводится трансабдоминально при наполненном мочевом пузыре. За 1 час до исследования выпейте постепенно 2-3 стакана любой не газированной жидкости – в большинстве случаев этого достаточно.

Вакцинопрофилактика

Можно сделать у вас диаскинтест?

Дa, у нас есть такая услуга. Диаскинтест ставится по пятницам. Необходим предварительный осмотр педиатра или терапевта перед вакцинацией или можно подойти с направлением, выданым в день вакцинации. В вакцинацию включён контроль (измерение) папулы, на который необходимо подойти в понедельник с 8.00-16.30.

Можно поставить у вас Манту ребенку?

Да, мы делаем реакцию Манту детям по пятницам. Перед вакцинацией необходим осмотр педиатра (или направление, выданное в день вакцинации). В вакцинацию включён контроль (измерение) папулы, на контроль необходимо подойти в понедельник с 8.00-16.30. Обычно интерпретацию результата проводит организация, направившая пациента на реакцию Манту. Если хотите услышать мнение нашего педиатра о результатах пробы, не забудьте взять все результаты предыдущих реакций Манту (обычно вписаны в прививочный сертификат).

Какие прививки у вас можно поставить?

Наличие вакцин нужно уточнить по телефону 224-20-56, но мы стараемся поддерживать ассортимент самых популярных вакцин отечественных и импортных посетителей.

Я не помню, какие прививки у меня есть. Работодатель требует прививочный сертификат, как быть?

Кому жаловаться на халатность врача?

Каждому из нас хоть раз приходилось слышать о том, как из-за ошибки некомпетентного медика пациент получил тяжелые осложнения. На что имеет право человек в таких случаях и куда можно обратиться с жалобой – разберемся в этой публикации.

Какие права дает пациенту закон?

Права на охрану здоровья и медпомощь гарантированы ст. 41 Конституции РФ.

  • выбор врача и медицинской организации;
  • профилактику, диагностику, лечение, реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
  • получение консультаций врачей-специалистов;
  • облегчение боли, связанной с заболеванием или медицинским вмешательством, в том числе наркотическими и психотропными лекарственными препаратами;
  • получение информации о своих правах и обязанностях;
  • получение сведений о состоянии своего здоровья и выбор лиц, которым они могут быть переданы;
  • получение питания во время лечения в стационарных условиях;
  • защиту сведений, составляющих врачебную тайну;
  • отказ от медицинского вмешательства;
  • возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании медпомощи;
  • допуск адвоката или законного представителя для защиты своих прав;
  • допуск священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях – на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

Как минимизировать вероятность получения некачественных медицинских услуг?

Оказание медпомощи в России является лицензируемой деятельностью. И при обращении в медицинскую организацию пациент вправе удостовериться в законности ее осуществления, запросив лицензию. В данном документе фиксируются название, реквизиты организации и место ее деятельности. Эти сведения нужно сопоставить с данными на сайте государственного органа, выдавшего лицензию. Вместе с ней пациенту обязаны предоставить приложение, в котором указаны конкретные виды медицинской деятельности организации.

Кроме того, пациент вправе запросить документы, подтверждающие квалификацию специалиста, который будет оказывать ему медицинскую помощь, и его сертификат. Их отсутствие должно насторожить. Медицинскую деятельность такой специалист может осуществлять незаконно, а потому стоит отказаться от получения услуг во избежание проблем со здоровьем.

Так, в апреле этого года в Краснодаре серьезные осложнения возникли у пациенток пластического хирурга, который оказывал медицинские услуги, не имея диплома врача. По заявлениям пострадавших было возбуждено уголовное дело. Врачу предъявлено обвинение в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья пациентов.

Что делать, если из-за врачебной ошибки здоровью пациента был причинен вред?

Давайте разберемся, куда обращаться пациенту, если ему не оказали помощь или сделали это несвоевременно либо если были предоставлены некачественные медицинские услуги.

1. Пациент вправе обратиться в общественную приемную территориального органа Министерства здравоохранения РФ с заявлением о проведении служебной проверки в связи с ненадлежащим оказанием медпомощи.

2. В Росздравнадзор или Роспотребнадзор можно подать заявление о проведении проверки по факту предоставления медицинских услуг. Заявитель получит акт проверки, в котором будет указано, обнаружено ли нарушение его прав.

3. Если пациенту отказывают в выдаче медицинских документов или требуют за это плату, а также в случае иных неправомерных действий со стороны сотрудников медучреждения можно обратиться в прокуратуру с заявлением о проведении проверки законности действий или бездействия медперсонала.

4. Для выяснения качества оказанных медицинских услуг необходимо обратиться в страховую компанию. Для этого нужно подать заявление о проведении экспертизы в страховую организацию, указанную в полисе обязательного медицинского страхования (ОМС). После проверки страховая компания предоставит экспертное заключение.

5. Если в ходе проверок были выявлены дефекты оказания медицинской помощи, то заявитель вправе обратиться в суд. В исковом заявлении необходимо изложить суть спора и указать, какие именно права были нарушены. Также нужно приложить доказательства, подтверждающие указанные в заявлении обстоятельства, а именно: медицинскую карту стационарного или амбулаторного больного, выписной эпикриз из медицинского учреждения, кассовые чеки (платежные документы), договор на оказание медицинских услуг и т.д.

6. Если пациент не получил медицинскую помощь или его здоровью был причинен вред, то следует обращаться в следственные органы с заявлением о возбуждении уголовного дела и привлечении виновных к ответственности. Заявление подается в свободной форме с указанием обстоятельств происшедшего в отделение полиции или территориальный отдел Следственного комитета.

Сложность рассмотрения таких дел связана с их спецификой. Суд не обладает специальными познаниями в медицине, и чтобы выявить нарушения, необходимо будет проведение судебно-медицинской экспертизы.

Вместе с тем имеются особенности, усиливающие позицию пациентов в суде. При рассмотрении таких дел суды применяют в том числе положения Закона о защите прав потребителей. Это дает дополнительную защиту пострадавшему. Суды исходят из того, что пациент является потребителем и не обладает специальными медицинскими познаниями, а медицинское учреждение – исполнителем, и оно должно предоставить потребителю полную и достоверную информацию о способах лечения и конкретной медицинской услуге. В противном случае права пациента будут считаться нарушенными, и медучреждение понесет за это ответственность. Это касается как обследования, так и лечения (ст. 12 Закона о защите прав потребителей).

Медицинское учреждение может избежать ответственности только в том случае, если докажет, что его сотрудники все сделали правильно, т.е. отсутствие их вины. Если это сделать не удастся, учреждение должно будет возместить ущерб пациенту (п. 4 ст. 13 Закона о защите прав потребителей).

Кроме того, если медицинская организация не возместила пациенту ущерб добровольно до суда, то она должна будет дополнительно выплатить пациенту 50% от присужденной суммы. Законом также предусмотрено взыскание неустойки, компенсации морального и материального вреда. Для обращения в суд уплачивать госпошлину не понадобится.

Какое наказание предусмотрено в законе для безответственного медицинского работника?

Если врач не исполнил свои обязанности по профилактике, диагностике или лечению пациента, он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Руководство может сделать ему замечание, выговор или уволить.

Уголовным кодексом предусмотрена ответственность медицинского персонала в виде штрафа, обязательных или исправительных работ, запрета заниматься медицинской деятельностью и лишения свободы.

В некоторых регионах вошло в практику выполнять плановую госпитализацию только при наличии антиковидной прививки. Кому медики не могут отказать и что делать в случае отказа — разбирался Лайф.


О том, что получить плановую медпомощь в больницах можно только после вакцинации, официально объявили в Москве, Ярославской, Саратовской областях и на Сахалине. Требования о наличии прививки не распространяются только на подростков, на граждан с некоторыми опасными болезнями (например, онкология и гематология) и на тех, у кого есть противопоказания к вакцинации. И хотя в других регионах такого прямого указания нет, некоторые медучреждения перестраховываются и отказывают невакцинированным в помощи. Юристы считают такое положение дел нарушением российского законодательства.

— Сложившаяся ситуация является нарушением прав граждан на медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ), — считает заведующий Западной коллегией адвокатов Москвы Александр Инютин. — При этом изданные в субъектах РФ нормативные акты о правилах госпитализации, не допускающие людей без прививки на лечение в больницы, хотя и носят временный характер, но противоречат закону № 323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Однако некоторые врачи идею об ограничении поступления плановых больных поддерживают. Например, Андрей Семёнович, работающий врачом-инфекционистом одной из районных больниц Москвы (свою фамилию он просил не указывать), считает, что введённые ограничения — это благо для самих пациентов.

Фото © ТАСС / Прокофьев Вячеслав

Фото © ТАСС / Прокофьев Вячеслав

— У больных, помещённых в стационар, иммунитет, скорее всего, под воздействием заболевания ослаблен, поэтому риск заражения, если вирус будет занесён на территорию больницы, для таких пациентов намного выше, чем для здорового человека, — утверждает он. — К тому же вакцинация или хотя бы тест на отсутствие вируса требуется только для тех, кто поступает на плановую госпитализацию. У таких граждан в большинстве случаев достаточно времени, чтобы вакцинироваться или сделать тест.

Долг просрочкой не красен: Коллекторы хотят заставить платить должников трижды

Но вот парадокс: Андрей Семёнович никак не смог прокомментировать, почему же до сих пор Минздрав не обязал всех врачей и медицинский персонал в РФ пройти вакцинацию против CoViD-19, а ведь они в силу своей профессии как раз и работают с людьми, имеющими ослабленный иммунитет. То есть, получается, что права медицинских работников "более конституционны", чем права людей других профессий?

— Нет, это не так, — утверждает адвокат Палаты Калининградской области Александр Поляков. — На мой взгляд, дело не только в эпидемиологической защите плановых пациентов. Скорее всего, требование, которое выдвигают некоторые лечебные учреждения к гражданам, поступающим на плановую госпитализацию, — это одна из мер, которые принимают власти регионов для стимулирования кампании по вакцинации. Я сам являюсь сторонником прививки от CoViD-19, но считаю, что она должна быть добровольной. А отказ в предоставлении медицинской помощи по мотиву отсутствия вакцинации незаконен.

Однако не всякий гражданин знает, как бороться с подобного рода ситуациями. Наверное, на это чиновники, отдавшие распоряжение не принимать больных без справок о прививках, и делают свой расчёт.

Куда обращаться, если не приняли в больнице.

Чтобы восстановить своё право на медицинскую помощь, российскому гражданину придётся приложить небольшие усилия.

Случай на работе : Отказавшимся от вакцинации не будут оплачивать больничный

Во-первых, потребуется зафиксировать факт отказа в госпитализации. Для этого надо получить ответ от медицинского учреждения. Неплохо, если у вас будет видео, которое зафиксировало, как врач говорит, что не может принять вас в стационар в связи с отсутствием данных о вакцинации. Своё обращение с требованием объяснить отказ в госпитализации следует подавать через приёмную главврача больницы (обязательно с отметкой медучреждения о получении) или по почте.

Во-вторых, в ряде случаев одновременно с жалобой, поданной главврачу, имеет смысл обратиться в ту страховую компанию, которая обслуживает ваш полис обязательного медицинского страхования, или в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) — ffoms.gov.ru/for-citizens. Помимо того что закон "Об обязательном медицинском страховании" содержит пункт 5 статьи 15, который прямо гласит, что медицинская организация не может отказать пациенту в оказании медпомощи, все государственные лечебные учреждения входят в систему обязательного медицинского страхования, без этого они просто не получат финансирование. И ещё: де-юре ФОМС — ​независимый от Минздрава источник финансирования медицины, но де-факто фонд в каждом регионе тесно связан с соответствующим региональным медицинским ведомством, поэтому, как показывает практика, обычно после жалобы в страховую или в ФОМС такого пациента могут пригласить на госпитализацию и без вакцинации. Однако этот метод может быть не совсем подходящим для жителей Москвы и Петербурга, которые не имеют в запасе несколько месяцев для ожидания. Дело в том, что в этих городах ФОМС завален жалобами — пока они разберутся в вопросе, время может быть упущено, а это скажется на здоровье.

Фото © ТАСС / Павлишак Алексей

Фото © ТАСС / Павлишак Алексей

В-третьих, вне зависимости от рассмотрения вашего обращения больницей или ФОМС стоит одновременно подавать ещё две жалобы — в прокуратуру и Минздрав. Это федеральные структуры, и обе они обязаны стоять на страже закона, а ещё для них положения Конституции РФ и Федерального закона № 323-ФЗ в приоритете относительно любых приказов и правил, принятых региональными чиновниками. Рассмотрение жалоб, поданных в их адрес, намного ускоряется в случае оформления их через "Госуслуги".

В-четвёртых, можно подать иск в суд о наложении обязанности на медицинское учреждение по оказанию вам медицинской помощи или о признании действий медицинского учреждения незаконными и взыскании компенсации морального вреда и понесённых судебных расходов.

В поликлинике нет нужного врача, а направление в другую больницу не дают: что делать и куда жаловаться?

Кризис в российском здравоохранении все никак не закончится: врачей все еще не хватает, а те, что есть – разбегаются по страховым компаниям и частным клиникам. Бесплатная медицина есть, но она остается в сильно урезанном варианте и иногда к нужному врачу вообще никак не попасть. Мы разобрались, что нужно сделать в этой ситуации.

Как устроена запись к узкому специалисту по ОМС

Лечиться в России можно в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС), и в большинстве случаев можно обойтись без дополнительных расходов. Полис покрывает достаточно много видов заболеваний, диспансеризацию, вакцинацию, частично стоматологию, а некоторые тяжелые заболевания финансируются государством по отдельным программам.

Так обычно говорят чиновники и политики. На практике ситуация в здравоохранении может быть несколько иной. Действительно, попасть на прием к терапевту обычно можно в течение суток с момента обращения (если по записи), а к узкому специалисту – в течение 14 дней.

Алгоритм действий пациента весьма простой:

Кстати, если у человека состояние, которое требует немедленной помощи (острая боль, температура и т.д.), то его должны принять в течение 2 часов – безо всякой записи.

Соответственно, узкие специалисты не примут никого без направления от терапевта. Другой вопрос – что записываться на прием к узкому врачу, скорее всего, пациенту придется самостоятельно.

И главное – если такого узкого врача нет в поликлинике, с большой долей вероятности у пациента будут проблемы.

Нет узкого специалиста – что делать?

Узкого специалиста, прием которого необходим пациенту, может не оказаться в данной поликлинике. Такое происходит по разным причинам: например, врач ушел в отпуск, уволился, или его изначально там не было (например, онколог принимает в специализированных учреждениях).

В этом случае с точки зрения закона есть буквально один вариант дальнейших действий: врач должен выписать направление по форме 057/у-04 , в которой указывается, в какое учреждение направляется пациент (оно обязательно должно работать по ОМС). Обычно эта справка выдается тем, кого направляют в стационар на госпитализацию, но ее используют и при отсутствии профильных специалистов в поликлинике.

Проблема в том, что получить такую справку получается далеко не везде. Формально повод для отказа может быть один: прием специалиста в другом учреждении пациенту не требуется по медицинским показаниям. В реальности врачи часто на словах отказываются выписывать такую справку.

В беседе с пациентом ему говорят, что нужного врача нет и на прием к нему лучше сходить в ближайшую частную клинику. Конечно, это не совсем законно, но побороть явление все еще не получается. Причина этого – когда другое учреждение примет пациента по направлению, деньги за него получит именно оно.

Другая проблема – к нужному врачу запись возможна, но она растягивается на несколько месяцев вместо максимально допустимых 14 дней. И это тоже нарушение, за которое поликлиника должна нести ответственность.

Ситуация, когда в лечебном учреждении нет нужного специалиста или к нему слишком большая очередь, не редкость. Есть несколько вариантов решения данного вопроса.

  1. Попросить врача, который выписал направление посодействовать в более ранней записи. Как правило, сам доктор или его руководитель имеют возможность позвонить коллегам и, объяснив ситуацию, попросить организовать прием нужного специалиста.
  2. Попробовать выяснить как call-центр учреждения уточняет прием заранее записанных пациентов. Как правило, не все пациенты подтверждают явку на прием в силу разных причин. Именно в этом случае появляется возможность попасть к нужному специалисту раньше времени. Некоторые учреждения в этих целях ведут так называемые листы ожидания.
  3. Личный прием у главного врача или его заместителя. В таком случае руководитель имеет возможность разобраться в ситуации и дать указание принять пациента в ближайшее время. Такие случаи не редкость.
  4. Обращение к страховому представителю страховой медицинской организации. Информацию о нем и его контакты можно получить через горячую линию территориального фонда ОМС или страховой медицинской организации, в которой Вы застрахованы. В его обязанности, в том числе, входит помощь в решении данного вопроса.
  5. Обращение в органы управления здравоохранения (лучше на личном приеме) также может дать результат, если чиновник вникнет в ситуацию и оперативно поручит ее решить руководителю подведомственного лечебного учреждения.
  6. Списывать со счетов частные клиники не стоит. Дело в том, что часть из них участвует в реализации территориальной программы ОМС и, соответственно, может принимать по полису ОМС. Перечень таких клиник содержится в реестре медицинских организаций, который доступен на сайте территориального фонда ОМС. Проще это узнать через горячую линию фонда ОМС.
  7. Обращение в территориальный фонд ОМС с жалобой на нарушение нормативного двухнедельного срока ожидания приема узкого специалиста. Обращение может привести к проверке учреждения и применению финансовых санкций. Однако для оперативного решения вопроса с записью наименее пригодно.

Другими словами, если пациенту отказывают в реализации его законного права на медицинскую помощь, нужно обращаться в разные инстанции – начиная от главврача, и заканчивая территориальным фондом ОМС.

Точно так же работает система и в случаях, когда пациенту не дают направление на бесплатные анализы и некоторые виды диагностики (например, МРТ). Если врач настойчиво предлагает обратиться в частный центр и пройти процедуру за свои деньги, это нарушает права пациента.

Правила требуют, чтобы пациенту выдали направление по форме 057у на необходимую для него процедуру, и, например, в случае с МРТ пациент должен ждать обычно не более 30 дней.

Правда, у всего есть обратная сторона. Врач может не выписывать направление не из вредности и не из желания сэкономить деньги поликлиники. Часто он руководствуется интересами пациента:

Поэтому, если врач отказывается выписать направление, лучше напрямую спросить у него, почему он так поступает. Иногда они – в первую очередь врачи, а уже потом бюрократы, и действуют лишь во благо пациента.

Куда жаловаться и помогут ли жалобы

Что касается жалоб и обращений по поводу качества и доступности медицинской помощи, то тут все неоднозначно: если пожаловаться на действия врача, его, вероятно, накажут (и чаще всего материально). Но если город небольшой и врач по такой специализации всего один, в будущем это может повлечь предвзятое отношение к пациенту.

Тем не менее, в настоящее время жалобы остаются едва ли не единственным действенным механизмом для защиты прав пациентов.

Если пациент столкнулся с какими-то проблемами (ему прописали заведомо недействующие гомеопатические препараты или отказали выдать направление к специалисту), есть определенная очередность, куда жаловаться:

    страховая компания . Именно страховой представитель – первый помощник пациента. Учитывая, что именно страховщики оплачивают оказание медицинских услуг пациентам, они имеют влияние на всех медиков, вплоть до главного врача.

Часто бывает так, что страховая компания сама решит проблему за пациента, после чего ему просто скажут, куда подойти за талоном на запись к врачу.

Но даже если в городе всего один специалист нужной квалификации, и принимает он только в частной клинике, а до другого врача ехать сотни километров, вряд ли поможет даже прокуратура. Однако выход есть и здесь: можно обратиться в частную клинику за свой счет, а потом попытаться вернуть деньги через суд.

Конечно, главное – чтобы это обращение к специалисту было назначено терапевтом, иначе никто ничего не компенсирует.

Если утвержденные сроки нарушаются, снова придется жаловаться в те же инстанции. Кроме того, можно подключить Росздравнадзор и местные органы управления здравоохранением (например, департамент). Сделать это можно как письменно, при личном визите, так и через интернет. Обычно на сайтах этих контролирующих организаций есть специальные формы обратной связи, где можно оставить жалобу, указав свои контактные данные. Все обращения отрабатываются: даже на благодарности отвечают по электронной почте, а жалобу уж точно должны будут разобрать от и до.

Так что закон достаточно неплохо защищает права пациентов. Нужно лишь помнить о том, что поданная жалоба не увеличит число врачей и не добавит им несколько часов приема каждый день.

Альтернатива – частные клиники и ДМС

Как уже можно было понять, государственной медицине решить все проблемы пока не удалось. Особенно сильно это ощущается в небольших городах, где может не хватать многих важных специалистов, и никакими жалобами их невозможно материализовать.

Альтернативой остаются частные клиники, которые активно захватывают рынок медицинских услуг в России. Зачастую в них работают врачи, уволившиеся из государственных поликлиник, или совмещающие работу сразу в двух местах.

Правда, доходы населения в реальном исчислении не растут уже несколько лет, и отдать 1000-1500 рублей за прием специалиста и 2000-3000 рублей за диагностическую процедуру вроде ЭКГ или УЗИ людям крайне затруднительно.

Выход есть и тут – определенное количество частных клиник работает по ОМС. Мы уже писали об этом подробно. Если рассказать вкратце, то некоторые частные клиники предлагают прием разных врачей в рамках ОМС – от первичного приема терапевтом до консультации профильным специалистом.

Проблем у частной медицины при работе в системе ОМС хватает. Это недостаточные квоты (фонд ОМС готов оплачивать прием лишь некоторого количества пациентов), низкий тариф в системе, сложная и запутанная отчетность.

Как правило, в системе ОМС работают частные клиники в новых районах (где других вариантов нет вообще), центры МРТ и гемодиализа, некоторые стоматологические клиники. При прочих равных условиях пациенту предпочтительно обратиться именно в частную клинику – уровень комфорта там выше, а очередей почти нет.

Однако есть и еще один альтернативный вариант – оформить полис дополнительного медицинского страхования (ДМС). Это программы страхования, предлагаемые медицинскими страховыми компаниями уже за деньги. Чаще всего ДМС оплачивает работодатель, но иногда такой полис покупают и обычные люди.

ДМС может стоить 20 тысяч рублей в год, а может – и все 100. Самые дешевые программы похожи на ОМС, отличия лишь в праве записаться на прием без очереди и в чуть большее количество медицинских учреждений. Запись по ДМС бывает двух видов:

На практике программа ДМС может сработать даже в минус – если по ОМС врачи без промедления приступят к оказанию помощи, то по ДМС они должны дождаться гарантийного письма из страховой компании.

Кроме того, большая часть программ ДМС покрывает лишь те страховые случаи, когда жизни пациента что-то угрожает. Если это плановый прием терапевта, то полис может его и не покрывать.

Особенно невыгодно покупать полис ДМС в небольшом городе, где с ними может не работать ни одна клиника (просто по причине их отсутствия), а в государственной поликлиники пациенты с ОМС и ДМС будут иметь одинаковые права.

Читайте также: